Идея создания фильма «Битва» появилась более десяти лет назад у режиссера Анара Аббасова, выпускника мастерской Алексея Учителя и Алексея Гелейна на режиссерском факультете ВГИК. Анар сам в юности увлекался танцами, создал вместе с друзьями танцевальный коллектив Crazy в Баку, гастролировал, преподавал, выступал со звездами, ставил номера для «Фабрики звезд» и участвовал в шоу MTV «Звезда танцпола». Затем он решил посвятить себя режиссуре, но об увлечении молодости не забыл и в фильме «Битва» соединил свои главные страсти – танцы и кино. «А ведь после первого курса я хотел Анара отчислить, - вспоминает мастер Аббасова и продюсер фильма «Битва» Алексей Учитель. - Мне казалось, что он ничем себя не проявил. У меня шел монтаж фильма в Петербурге, Анар приехал ко мне на студию и спросил: «Если я за лето сниму картину и докажу, что могу работать, оставите меня?» Я не рассчитывал, что из этого что-то выйдет, но дал ему шанс. И он доказал, что не зря. Я его, естественно, оставил на курсе, и с тех пор он шел только на взлет. На третьем курсе Анар снял документальную картину фактически о прототипе героя «Битвы». И мы тогда с ним договорились, что когда-нибудь нужно сделать игровое кино на эту тему».Когда завязка сюжета была определена, сценаристы стали общаться с теми, чьи истории могли бы лечь в основу сценария. «Я встречался с разными людьми в Минске, Анар провел аналогичную работу в Москве, - рассказывает соавтор сценария Андрей Курейчик, проживающий в Беларуси. – На самом деле огромное количество людей проходили внутренний путь от депрессии к «нахождению» настоящего себя, вопреки всему, и это касалось не только танца и глухоты, но и слепоты, и потери движения. Для нас главным было не вызвать жалость и не спекулировать на этом, а показать историю про человека, который обрел силу именно проходя свой сложный путь и вышел на самостоятельную победу. Так что у нашего героя нет одного-единственного прототипа, этот персонаж - сборный, но в нем объединились реальные люди». У Андрея Курейчика в фильмографии немало коммерчески успешных фильмов, в том числе один из главных лидеров российского кинопроката – спортивная драма «Движение вверх», с которой у «Битвы» немало общего. «Герои «Движения вверх» по сути прошли тот же путь, - рассуждает сценарист. - Будучи командой аутсайдеров, они вдруг взяли и стали чемпионами Олимпийских игр, победив несокрушимых американцев. В «Битве» наш герой по всем правилам не может победить, не может стать лидером, не может вести команду за собой, потому что ему противостоит не только профессионал, но и человек, который элементарно слышит музыку – в этом его физическое преимущество. Фильм строится на том, что есть вещи сильнее этого преимущества - это понимание, любовь, вера в себя».Работа над сценарием шла больше полугода, и когда он был готов, создатели столкнулись с новой проблемой – поиском актера на роль главного героя Антона. В течение нескольких месяцев режиссер и продюсеры проводили кастинги в Москве и Санкт-Петербурге. «Я предлагал взять на эту роль танцора, - рассказывает Анар Аббасов. - Я очень хотел доказать Алексею Ефимовичу, что среди танцоров-профессионалов есть талантливые люди, и мне было важно, чтобы мой главный герой мог двигаться как настоящий профессионал». «Если бы появился танцор, который обладал бы прекрасными актерскими данными, я бы был только «за», - говорит Учитель. - Я сам снимал две картины о балете - «Мания Жизели» и «Матильда» - где на главные роли претендовали знаменитые балерины. Но надо понимать, что если фильм только о танце, тогда да, можно брать танцоров. Но если у нас сложная драматическая роль, то на первом месте должно быть актерское начало, а уже потом - танцевальная подготовка. Тем более, что современные технологии и методы съемки позволяют нам создать впечатление, что актер великолепно танцует. Хотя это, может быть, обидно для танцора, чье лицо за кадром, а в кадре только его тело».В итоге было принято решение искать именно актера, который смог бы осилить драматическую составляющую роли. В один из последних дней кастинга состоялись пробы популярного актера кино и театра «Гоголь-центр» Риналя Мухаметова, на счету которого за последний год создание сразу нескольких образов героев, столкнувшихся с ограничением собственных возможностей: юноша с ДЦП Саша Ковалев во «Временных трудностях», лишенный колдовством речи Норман в фэнтези «Эбигейл» и, наконец, потерявший слух Антон в танцевальной драме «Битва». «Все эти герои показывают, что жизнь намного шире и интереснее, чем кажется, да и мне всегда нравился термин «не такой, как все», - рассказывает Риналь Мухаметов. «Риналь – очень талантливый актер, - объясняет выбор Мухаметова на главную роль Алексей Учитель. – Мне показалось, он очень пластичен и может прекрасно «сделать» нужную манеру танца, что и случилось. Но, конечно, прежде всего, я верил в его драматический талант». «Я встретился с Риналем перед съемками, мы обсуждали сценарий, и я сразу сказал Анару, что это стопроцентное попадание, - поддерживает выбор актера на роль Антона соавтор сценария Андрей Курейчик. - В Ринале есть самое главное для этой роли – драйв - потому что играть человека, который получил травму и страшно мучается, и все у него плохо, а потом вдруг побеждает, может только человек, который и в жизни на такое способен. В исполнителе этой роли должна была быть энергетика преодоления и энергетика победы, и это в Ринале есть».На этапе подготовки к съемкам и обсуждения сценария, по мнению создателей фильма, Мухаметов сразу понял психологию героя, очень точно прочувствовал его страхи. «Жизнь Антона разделяется на «до» и «после» травмы, - делится актер. – Он оказывается перед выбором принятия и непринятия себя таким, каким он стал, и это, как правило, очень тяжело. Раньше он слышал то, что слышат все, а теперь он слышит то, что даровано слышать немногим. И очень нелегко построить построить мост между этими мирами».Приятным сюрпризом для съемочной команды фильма стало очень приличное владение Риналем искусством танца. Оказалось, что во время учебы в Казанском театральном училище, еще до поступления в школу-студию МХАТ, актер занимался брейк-дансом и жил этой культурой около года. База, которую он тогда приобрел, очень помогла Риналю в процессе съемок. Поэтому, несмотря на высокую занятость и отсутствие возможности много репетировать, он быстро «схватывал» танцы и органично выглядел на экране.На роль антагониста главного героя, лидера танцевальной команды «Армия» Самурая, был выбран актер Театра на Малой Бронной Илья Антоненко, известный по телесериалу «Молодая гвардия» и фильмам «Психи» и «Легенда о Коловрате». «Когда Илья пришел на кастинг, я сразу почувствовал, что в этом человеке есть харизма, есть энергия, есть то отрицательное обаяние, которое мне было нужно, - вспоминает Анар Аббасов. – Его роль все же больше функциональная, Самурай - тот человек, который должен противостоять главному герою, Илья же как актер хотел максимально отработать, и он ко мне подходил и предлагал раскрыть подробнее внутренний мир своего героя, поэтому мы расписали его бэкграунд». Илья Антоненко рассказывает о своем герое: «Это обычный русский парень, который любит танцевать, делает это с большой самоотдачей и старается быть лучшим. С Антоном они два равнозначных танцора, а для Самурая дело чести танцевать лучше соперников». Единственным нюансом было то, что Илья не увлекался современными танцами. «Алексей Ефимович увидел его и сказал, что Илья отлично подходит на роль, а с танцами разобраться – это уже наша работа, - делится Анар Аббасов. – И благодаря дублерам, мы сумели создать убедительный образ танцора».Потеряв слух, Антон лишается общения со своей танцевальной командой, которая пропадает на репетициях и гастролях. Парень особенно переживает, потому что в этом коллективе вместе с ним танцевала и его возлюбленная Кэт, роль которой исполнила молодая актриса Анна Исаева. Девушка окончила Московскую государственную академию хореографии и выступала в «Кремлевском балете» и «Русском балете имени Гордеева». Два года назад она дебютировала в кино, снявшись в одной из главных ролей в картине Валерия Тодоровского «Большой». «Наверное, тот факт, что я по образованию артистка балета, сыграл свою роль на кастинге, - говорит Анна. – Но балет – это абсолютно другая история, другая стилистика, это совершенно другие люди как в движении, так и в жизни. В балете всё строится по жёстким канонам, а в современном танце артисты находятся в постоянном поиске нового. В работе над «Битвой» мне очень помогло и то, что я сама для себя занималась современными направлениями в течение последних пяти лет. Получив роль в фильме, я была в восторге от возможности хоть ненадолго окунуться в этот мир, как мне показалось, абсолютно свободных и счастливых людей. В очередной раз я убедилась в том, как же важно иметь дело, которое тебя действительно зажигает и вдохновляет. Потому что именно эта сила может заставить тебя перевернуть мир и доказать невозможное».Антон теряет смысл своего существования после того, как понимает, что он не слышит ни единого звука, а, значит, не сможет заниматься главным делом своей жизни – танцем. Близкие люди покинули его или не понимают его трагедии, предлагая смириться и найти новое занятие. Антон растерян, его мир без звуков, без музыки, без танца словно потерял краски. Он цепляется за надежду, узнав о возможностях кохлеарной имплантации, которая позволяет вернуть слух. Но у семьи Антона нет денег на дорогостоящую операцию, и он обращается к продюсеру Котлову, тому самому, который обещал ему после победы на турнире золотые горы под его протекторатом. Но спонсору парень теперь не нужен, и он прямо в лицо ему говорит, что не занимается благотворительностью. Роль Котлова сыграл популярный театральный актер Игорь Миркурбанов. «У Игоря внешность немного демоническая, а его герой как раз олицетворяет собой обратную сторону искусства, то есть он такой Мефистофель, который пытается сломать Антона, - говорит режиссер Анар Аббасов. «Мне не хотелось бы думать, что он делает все ради денег, - встает на защиту своего героя Игорь Миркурбанов. – Мы его сознательно не мистифицировали, но держали в голове, что и у него есть свои скрытые мотивы в поступках. Ему интересен человек в своих предельных проявлениях».Именно в момент отчаяния, когда он готов уже смириться со своей глухотой, в жизни героя Риналя Мухаметова появляется девушка Настя, сурдопедагог из школы для слабослышащих, к которой он приходит осваивать новый язык – язык жестов. «Битва» для исполнительницы роли Насти Екатерины Кукуй стала ее дебютом в большом кино. «Я прошла три этапа проб, и в тот момент не читала сценарий полностью, но сцены, которые мы проходили на кастингах, мне очень понравились, это были не просто слова, между героями действительно происходила какая-то история, и я сразу прониклась симпатией к Насте, - рассказывает актриса. - Как это ни банально, она похожа на меня относительно своих взглядов на справедливость, на мироустройство. Это человек, который иногда с перебором отдает себя делу». Настя возвращает Антона в «слышащий мир», обучая его языку жестов и чтению слов собеседника по губам. Она прекрасно понимает его состояние, потому что только кажется, что она живет в мире, где звуки заменены жестами. Оказывается, что музыка и в ее жизни играет огромную роль: ночами она выступает в качестве ди-джея в популярном клубе. «Я думаю, что любовь к музыке и есть изначальная точка соприкосновения героев, - размышляет Екатерина Кукуй. - И вторая жизнь Насти как раз то, что цепляет их друг за друга».Во дворе школы, куда приходит Антон, он видит слабослышащих детей, которые несмотря на свои ограниченные возможности, пытаются танцевать и повторять движения артистов, которых видели по телевизору и на уличных баттлах. Видя, какую страсть ребята вкладывают в свои пока неуклюжие танцы, Антон решает стать их наставником и разделить с ними увлечение, которое еще недавно было всей его жизнью. «Мне кажется, благодаря Насте и детям, у Антона не погибает любовь к жизни, да и вообще они спасают в нем само понятие «любовь», - говорит Риналь Мухаметов. Главным заводилой среди школьников становится Рыжий, для него Антон – настоящий кумир, ради которого он сбегал с уроков на танцевальные баттлы. Эту роль сыграл еще один дебютант, Артем Карпов, юный танцор из Ленинградской области. «К моменту съемок я 6 лет занимался брейк-дансом, и весь наш коллектив «Брэйкинг Академия» позвали на кастинг, - вспоминает Артем. – Я даже не сразу поверил, что мне дали такую большую роль». Более опытные актеры и вся съемочная команда тепло приняли Артема в свою команду, помогали и всячески поддерживали его. А Риналь Мухаметов даже обучал его актерским хитростям. «Во время съемок одной из сцен у меня не получалось заплакать, - вспоминает Артем. - Риналь подошел и рассказал, как это можно сделать. Нужно было закрыть глаза, пальцами нажать на глаза, и когда появятся звездочки, открыть глаза и не моргать. И у меня действительно полились слезы в кадре».Будучи в прошлом профессиональным танцором, режиссер Анар Аббасов хотел снять по-настоящему честный фильм о дэнс-культуре. И хотя для него была важна в первую очередь история человека в трагической ситуации, он не мог пренебречь в фильме танцами и снял их так, как никто другой прежде не показывал их в российском кино. С этой целью к работе над фильмом были привлечены лучшие представители современного танца. В качестве хореографа кинопроекта Аббасов пригласил своего давнего знакомого Евгения Барышева, который выступал на одной сцене с Black Eyed Peas и другими звездами, ставил танцы на популярных телешоу и являлся судьей на престижных российских и зарубежных танцевальных конкурсах. «Я точно знал, что у меня хореографом должен быть Евгений Барышев, с которым мы знакомы лет пятнадцать, еще со времен «Звезды танцопола», - говорит Анар Аббасов. - Я понимал, что он задаст именно тот уровень танцев в нашем фильме, который будет соответствовать моим требованиям».Барышев же сначала настороженно отнесся к предложению, но, выслушав Анара, изменил свое мнение. «Я не верил в российские фильмы о танцах, - признается хореограф. – Но мы встретились с Анаром, он обрисовал, что хочет снять, и я ему поверил. Он поставил задачу придумать всё, что связано с танцами и воплотить это на съемочной площадке. Главное было показать жизнь танцора максимально правдоподобно без всяких спецэффектов и трюков, которые зачастую бывают в фильмах о танцах. Честно говоря, чаще всего в кино показывают не те танцы, о которых идет речь, например, говорится о стиле хип-хоп, но хип-хопа там мало, поэтому в «Битве» всё максимально честно, снимавшиеся ребята - профессионалы международного уровня, и они двигаются в тех стилях, которые заявлены в сюжете, а это - хип-хоп, брейкинг, локинг, крамп, паппинг, хаус и другие».В кадре действительно появляются лучшие танцоры страны, среди них - танцевальная vogue-команда «House of Bonchinche», участники которой являлись хореографами телешоу «Танцы», снимались в клипах популярных исполнителей, выходили на подиум MoscowFashionWeek, побеждали в европейских и американских баттлах; брейк-данс команда Top9, которая побеждала на чемпионате мира по брейк-дансу, снималась в голливудском фильме «Короли танцпола» и номинировалась за свои театральные постановки на «Золотую маску»; Тимур Камхадхе из команды «Predatorz», которая побеждала на чемпионатах Европы и мира по брейк-дансу; Атажан Аллаберенов, входящий в десятку лучших танцоров планеты. «В фильме всё показано так, как оно есть на самом деле, - делится своими впечатлениями от съемок танцор Атажан Аллаберенов, сыгравший одного из товарищей Антона по команде «ALL4ONE». – В кино и танце присутствует творческая составляющая, но съемки – это немного другое, хотя актерское мастерство для выступлений тоже очень важно - нужно взаимодействовать со зрителем, нужно взаимодействовать с соперниками во время баттла. Тем не менее, на площадке «Битвы» было не так сложно, потому что мы играли практически самих себя». Танцоры работали в тандеме с хореографом Евгением Барышевым, но, безусловно, активно и сами принимали участие в постановке танцев. «В фильме если это какой-то номер, то хореографию мы выстраивали полностью, - делится Барышев. – Но если это баттл, то, конечно, помимо выстроенной хореографии было много импровизации».Еще одной задачей хореграфа и профессиональных танцоров было обучить актеров танцам, а также выступать их дублерами. «Мы занимались перед съемками пару месяцев, - рассказывает Барышев. – С Риналем было очень легко, потому что он занимался танцами, до сих пор помнит некоторые движения и даже какие-то сложные штуки может сделать сам без дублеров». «Мой герой Антон был прописан как универсальный танцор, он должен был уметь выражаться во всех стилях, а значит дублёров, как вы понимаете, было много, - подхватывает разговор о взаимодействии актеров и танцоров на съемочной площадке Риналь Мухаметов. - Безусловно, сложные трюковые вещи исполняли профессионалы, а что касается танцевальных связок - дубль танцевал я, дубль танцевал танцор, и в монтаже где-то буду я, где-то будет дублёр. Сравнивать меня и людей, живущих танцем, очень глупая затея, одно дело выучить связку, и совсем другое - научиться говорить танцем». «Аня Исаева из балета, хип-хоп ей давался сложнее, но она тоже много работала и в большом количестве сцен танцевала сама без дублеров, - продолжает рассказ Евгений Барышев. – А вот Илье Антоненко было сложнее всего, потому что в танце он новичок, но очень старался. Илья сам танцует в кадре совсем чуть-чуть, остальное – дублеры, потому что мы хотели показать всё, как есть на самом деле, а это на раз-два не сделать, для этого нужны годы тренировок». «Для меня это был во всех смыслах непростой проект, потому что с танцами я, так скажем, на «Вы», - признает Антоненко. – Но съемки в «Битве» мне запомнятся даже не в силу освоения танца как профнавыка, а в силу вообще знакомства с этой культурой. Я мало что знал об этих андерграундных командах, их не увидишь по телевизору, это такой настоящий хип-хоп, в который было очень интересно погрузиться».Актриса Екатерина Кукуй, сыгравшая Настю, в фильме не танцует, но ночная жизнь её героини тоже связана с музыкой, поэтому она также работала с консультантами-профессионалами. «Несколько ди-джеев мне показывали принципы работы за пультом, чтобы это было убедительно в кадре, - вспоминает актриса. - Понятно, что сейчас я не смогу встать за вертушки и сделать какой-то сэмпл, но на базовом уровне я понимаю, какая кнопка что запустит и для чего нужны те или иные ползунки».Безусловно, главной трудностью при работе над ролью для Екатерины было освоение языка жестов. Её героиня – сурдопедагог, и при общении с людьми с ограничениями слуха она должна была выглядеть очень уверенно. Кукуй много времени провела в сурдологическом центре и интернате для слабослышащих детей, смотрела, как с ними проводят уроки. Несколько занятий с сурдологом позволили актрисе не просто заучить роль, а научиться понимать язык жестов. «Изначально предполагалось, что мы действительно просто пойдем по сценарию и будем переводить сцену за сценой, - говорит Екатерина. - Но на момент начала занятий сценарий не был окончательно готов, у нас просто не было сцен для перевода, и педагог вбивала в меня всё, что возможно. На последних занятиях мы на языке жестов уже просто с ней разговаривали о том, как у нее дела, как у меня дела. Поэтому к концу блока съемок в школе, когда мы 14 дней подряд снимались со слабослышащими детьми, я общалась с ними самостоятельно без помощи родителей и педагогов».Герой Риналя Мухаметова учится в фильме языку жестов, и актер точно также осваивал принципы коммуникации глухого человека с педагогом-сурдологом. «Мой герой не является глухим, он становится оглохшим, а это совершенно другое психологическое состояние, - объясняет Риналь. – И это - другая техника речи, поначалу человек говорит практически без изменений, произнося все буквы, немного меняя интонацию фраз, но со временем, если не вмешивается медицина, начинаются изменения. Поэтому на площадке всегда были люди из этой сферы, с которыми я консультировался, чтобы правдоподобно выглядеть в кадре».Для многих зрителей будет казаться фантастикой, что оглохший Антон и глухие с рождения дети могут танцевать и даже участвовать в танцевальных конкурсах. Консультант фильма, сурдопедагог, специалист по слухопротезированию Светлана Устюжанина рассказывает, что это в наши дни уже реальность: «Наши дети из центра реабилитации в Троицке участвуют в больших конкурсах: и в музыкальных, и в танцевальных, и в спортивных. Таких историй очень много! Кохлеарные импланты позволяют всё слышать, но и дети без устройств у нас тоже танцуют. Во время танца где-то в зале находится педагог, который ребятам помогает, они внимательно следят за действиями наставника, который им подсказывает темп, ритм, движения».К счастью, в современном мире глухота не является приговором, реабилитация поставлена на поток, и порой, если не знать, даже не заподозришь, что у человека установлен кохлеарный имплант. «Единственное, процесс реабилитации должен быть тщательным и включать в себя обучение восприятию новых звуков и корреляции их с речью, - рассказывает еще один консультант фильма «Битва», сурдолог-оториноларинголог Наталья Константинова. - Поэтому при интенсивных занятиях с сурдопедагогами, особенно дети выходят на очень хороший уровень общения и практически ничем не отличаются от своих сверстников по звукоизвлечению, логопедии, достижению профессиональных навыков и в дальнейшем в работе».В фильме «Битва» в сценах в школе зрители увидят как раз таких детей, которые играют сами себя. «Дети – это, пожалуй, одно из самых ярких впечатлений со съемок нашего фильма, - говорит Риналь Мухаметов. - Они – невероятные! В моей команде были и слабослышащие дети. И работать с ними было одно удовольствие. Мы вместе разучивали танцевальные партии, играли, обменивались хорошим настроением, обсуждали, зачем из дубля в дубль нужно повторять одно и то же, если это уже сняли». Екатерина Кукуй и вовсе была до глубины души растрогана, понимая, насколько чутко воспринимают окружающий мир эти дети. «Мы снимали душераздирающую сцену, в которой моя героиня ссорилась с героем Риналя по поводу участия ребят в конкурсе, и в съемках принимали участие слабослышащие дети, - вспоминает актриса. - Я плачу, Риналь на меня кричит, и он уже уходит, я поворачиваюсь лицом к классу и вижу, как все девочки плачут. Это в меня так попало, я почувствовала такое доверие ко мне и веру в происходящее, что я поняла, у меня просто нет шансов сделать следующий дубль хуже».Для фильма, в котором соединяются танец и глухота, одну из ключевых ролей играла музыка. Именно музыка должна была стать связующим звеном между, казалось бы, имеющими так мало общего мирами звука и тишины. «Я хотел показать через потерю слуха как важно слышать музыку для танцора, - говорит Анар Аббасов. - А музыка, для меня – это образ, язык Бога. Если мы не слышим его не слышим, то мы пусты. Но он поступает не только только и не столько из внешнего мира, а изнутри. И главный герой как раз находит эту связь и начинает заново слышать музыку. Даже не слышать, а чувствовать, и через нее создавать танец. Именно это вдыхает в него новую жизнь».Композиторами «Битвы» выступили Алексей Разумов и Эльман Рагимов, ранее уже работавшие с Анаром Аббасовым на его предыдущих картинах, но впервые писавшие для него современную музыку. «Анар довольно точно понимал, что он хочет получить от нас с Эльманом, - рассказывает Алексей Разумов. - Он описал свои ожидаемые ощущения от музыки: вибрации, бас, ритм, и от этого мы и исходили при работе. Мы отталкивались уже от готовой картинки. На определенных кадрах было видно, как герои отбивают ритм, и нам нужно было это подчеркнуть музыкой. Я представлял, как от колонки идут вибрации, и как герои чувствуют это кожей, здесь мы акцентировали эти ощущения басом. Для меня лично самая ключевая сцена – это эпизод в клубе, куда Антон приходит вместе с Настей, которая в этот вечер выступает в качестве ди-джея. Герой закрывает глаза и впервые чувствует музыку каждой клеткой своего тела». Помимо оригинальной музыки в фильме звучит и множество треков различных исполнителей, их вместе с режиссером подбирали не только композиторы, но и хореографы и танцоры, которые ставили свои номера и лучше понимали, какие композиции лучше помогут им раскрыться.Создатели фильма приняли решение, что действие «Битвы» будет происходить в Санкт-Петербурге. Но зрители не увидят в ленте открыточных видов и достопримечательностей, в кадре предстает другой Питер, не туристический и не исторический, а современный - тот, в котором живут сами петербуржцы. Были найдены неизбитые локации, чтобы подчеркнуть ауру уличной культуры, о которой идет речь в картине. Так, например, открывающую фильм сцену баттла снимали в Анненкирхе на Кирочной улице, где в советское время находился кинотеатр. Церковь уже попадала в кадр в 1990-х, рядом с ней Данила Багров в исполнении Сергея Бодрова покупал диск «Наутилуса» в культовой картине Алексея Балабанова «Брат». В начале нулевых кирха сгорела, но так и не была отреставрирована, а не так давно здание передали лютеранам, которые разрешают проводить там выставки современного искусства.Сцену afterparty, в которой происходит трагическая завязка фильма, снимали на Канонерском острове между Морским каналом и Финским заливом. Еще одна небанальная локация – музей стритарта, гармонично перекликающийся с тематикой фильма об уличных танцах. Музей находится на территории завода слоистых пластиков, где сохранена индустриальная эстетика, и гигантские граффити на стенах поражают приходящих сюда посетителей и несомненно запомнятся зрителям фильма «Битва».Создателям картины было важно, чтобы история о преодолевающем трагедию и возвращающем себе мечту своей жизни человеке смогли посмотреть и те, кто больше других нуждается в таких мотивирующих произведениях. Компания «ВОС-фильм» старается сделать доступным для незрячих зрителей кино с помощью тифлокомментариев. Создатели «Битвы» активно работали с «ВОС-фильм», консультировали специалистов, готовящих аудиодескрипцию для картины, по точному отражению тех или иных терминов, используемых в современном танце.
Отзывы