Печально констатировать, но с наступлением XXI века итальянская кинематография, на протяжении трёх с половиной десятилетий после Второй мировой войны претендовавшая на статус едва ли не ведущей в мире, окончательно стала «провинциальной». Нет, на Апеннинском полуострове не разучились снимать фильмы, не так уж редко – фильмы замечательные. Проблема тут в другом: за редким исключением национальная кинопромышленность оказывается не в состоянии заинтересовать своей продукцией широкую публику за рубежом. И пример комедийного цеха особенно удручает. Раньше Тото, Альберто Сорди, Адриано Челентано, Теренса Хилла с Бадом Спенсером и других (1) знали во всём мире. А что теперь? Незадолго до наступления Миллениума соотечественников покорили Леонардо Пьераччиони и трио Альдо, Джованни и Джакомо, но за пределами родной страны о тамошних «звёздах» слышали, увы, немногие… Ещё обиднее за Кекко Залоне, который, получив известность как певец, телевизионный комик и пародист, резко упрочил славу благодаря большому экрану. Вот только славу – опять-таки внутри Италии. А между тем ленты с его участием не кажутся поверхностными или, допустим, завязанными на локальные (никого не волнующие в иных частях света) проблемах. Отнюдь!
Картина «К чёрту на рога» /2016/, являющаяся, пожалуй, лучшим (из пяти на текущий момент) кинематографическим бенефисом урождённого Луки Паскуале Медичи, прошла в России скромно, собрав 5,8 млн. рублей, а французы – так и вовсе не удосужились закупить фильм для широкого проката, ограничившись показом на Фестивале Рима и Парижа. Но как раз приобретение прав на повторную постановку – не удивляет. По забавному совпадению, одной из первых киноролей Жерома Коммандёра, тоже начинавшего смешить людей на ТВ, стал трудовой инспектор Лебис в замечательной (кстати, феноменально популярной) лирической комедии «Бобро поржаловать!» /2008/, да и в следующем кинохите Дани Буна, «Таможня даёт добро» /2010/, артист не преминул отметиться. Как результат, ему не пришлось долго погружаться в тему бюрократии, перевоплощаясь в образ «идеального» (пошедшего по стопам отца и не жалеющего о сделанном выборе) государственного служащего. Венсан Пелтье, наслаждающийся стабильным жалованьем с надбавками, обязательной страховкой и льготами, смиренно принимающий благодарности (кто сказал «взятки»?) от рядовых граждан, внезапно узнаёт, что подпадает под кампанию по оптимизации непомерно раздутых штатов. Вот тут-то и поджидает настоящее веселье.
Жером слукавил, заверив в интервью, что вместе с соавтором Хавьером Менгоном основательно переписал сценарий. Ещё можно согласиться с тем, что проведена актуализация фабулы, а итальянские элементы скрупулёзно заменены на французские. Если, скажем, Залоне охватывало щемящее чувство ностальгии во время трансляции концерта из Сан-Ремо-2015, где воссоединились Аль Бано и Ромина Пауэр, то Венсана трогает до глубины души монолог Жерара Депардье, исповедующегося интервьюеру, как тоскует по Родине, которую не в силах забыть – как мужчина не в силах забыть свою первую любовь. И всё-таки прямых параллелей гораздо больше, нежели различий, что в существенной степени можно отнести на счёт драматургического таланта Залоне и Дженнаро Нунцианте. Коммандёр справедливо рассудил, что не стоит разрушать отлично работающую историю (и отказываться от конкретных шуток и гэгов, даже пикантных), сделав ставку на другое – на непохожесть на коллегу как внешне, так и по темпераменту. В сравнении с Медичи, придумавшим творческий псевдоним, созвучный выражению «Che cozzalone!» (‘Какой нахал!’) и эксплуатирующим типаж обаятельного хама, он кажется куда интеллигентнее. Выбранная стратегия себя оправдала – и, например, у нас картину встретили вдвое лучше, чем оригинал. Правда, не очень понятно, почему в национальном кинопрокате аудитория составила лишь 754 тыс., что не позволило продюсерам компенсировать производственные затраты (в размере €11,47 млн.).
В плане чиновничьего аппарата у двух государств Европейского союза и не может быть серьёзных расхождений. Плюс-минус тот же функционал и соизмеримая численность (на душу населения), аналогичное – в среднем – отношение к обязанностям. Коммандёр полностью разделяет негодование предшественников, едко высмеявших привычку отдельной категории граждан всецело полагаться на высокий уровень социальной защиты, прилагаемый к статусу. Это не просто служба, это – настоящая привилегия! Кристиан Клавье уморителен в обличии неутомимого профсоюзного деятеля Мишеля Гуньа, истово отстаивающего права пролетариата (с поправкой на нынешнюю специфику), а параллельно – наставляющего Венсана, убеждая ни в коем случае не соглашаться на отступные и не писать заявление об увольнении по собственному желанию. Лучше идти на переводы в отдалённые районы – хоть в горы, хоть в леса, хоть в Гренландию, где предстоит, бегая по колено в снегу, отпугивать белых медведей. Кто бы мог подумать, что событие станет для месье Пелтье судьбоносным…
Жером Коммандёр вслед за Кекко Залоне (которого, вопреки легкомысленному имиджу, можно смело причислять к прогрессивным художникам) не упускает шанса высказаться на злобу дня. Эва Бребан, с первого взгляда завоевавшая сердце новенького, объясняет, что в их задачи входит мониторировать экологическую обстановку – и открывает глаза на то, чем оборачивается для природы производство человечеством несчётного количества пластика. Не обходится и без ироничного освещения межкультурных связей. С одной стороны Пелтье вынужденно (дабы не оказаться банально съеденным) налаживает контакт с африканским племенем, повествуя о своей непростой жизни, а с другой – внезапно сам становится «дикарём» в чистенькой, уютной, толерантной Швеции. Сравнение со Скандинацией оказывается, увы, не в пользу Франции… И всё-таки главным для авторов является, бесспорно, внутреннее преображение героя.
Внешняя (открыто декларируемая) цель «неувольняемого» сотрудника с шестнадцатилетним стажем – сохранение статус-кво, как бы ни старалась Изабель Белленкур выслужиться перед начальником, министром Розеленом Башероном. Но это тот случай, когда негоже, не разобравшись, клясть судьбу-индейку за внезапно подброшенные испытания. Пелтье оказывается с лихвой вознаграждён за изобретательность и упорство, постепенно понимая, насколько жалкое, унылое, монотонное существование влачил. И дело не только в любви к матери троих замечательных детей, готовой, подавив сомнения, попробовать наладить новые долгосрочные отношения. Важнее, что женщина вдохновляет Венсана отказаться от прежних, эгоистичных (чтобы не сказать резче – паразитических) взглядов, побуждая прийти к глубокомысленному выводу: жизнь дана человеку свыше не для того, чтобы найти тёпленькое местечко и с улыбкой на лице бить баклуши до гарантированной пенсии. Несмотря на потраченные пятьдесят тысяч евро, за его будущее не испытываешь беспокойства… По сравнению с дебютной постановкой («Моя семья тебя обожает» /2016/) «Неувольняемый» получился гораздо удачнее. Будем надеяться, что Жером Коммандёр вошёл во вкус режиссуры!
_______
1 – Последним счастливчиком стал, пожалуй, Роберто Бениньи, хотя триумфа трагикомедии «Жизнь прекрасна» /1997/ ему повторить так и не удалось.
8
,1
2022, Комедии
81 минута
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Печально констатировать, но с наступлением XXI века итальянская кинематография, на протяжении трёх с половиной десятилетий после Второй мировой войны претендовавшая на статус едва ли не ведущей в мире, окончательно стала «провинциальной». Нет, на Апеннинском полуострове не разучились снимать фильмы, не так уж редко – фильмы замечательные. Проблема тут в другом: за редким исключением национальная кинопромышленность оказывается не в состоянии заинтересовать своей продукцией широкую публику за рубежом. И пример комедийного цеха особенно удручает. Раньше Тото, Альберто Сорди, Адриано Челентано, Теренса Хилла с Бадом Спенсером и других (1) знали во всём мире. А что теперь? Незадолго до наступления Миллениума соотечественников покорили Леонардо Пьераччиони и трио Альдо, Джованни и Джакомо, но за пределами родной страны о тамошних «звёздах» слышали, увы, немногие… Ещё обиднее за Кекко Залоне, который, получив известность как певец, телевизионный комик и пародист, резко упрочил славу благодаря большому экрану. Вот только славу – опять-таки внутри Италии. А между тем ленты с его участием не кажутся поверхностными или, допустим, завязанными на локальные (никого не волнующие в иных частях света) проблемах. Отнюдь! Картина «К чёрту на рога» /2016/, являющаяся, пожалуй, лучшим (из пяти на текущий момент) кинематографическим бенефисом урождённого Луки Паскуале Медичи, прошла в России скромно, собрав 5,8 млн. рублей, а французы – так и вовсе не удосужились закупить фильм для широкого проката, ограничившись показом на Фестивале Рима и Парижа. Но как раз приобретение прав на повторную постановку – не удивляет. По забавному совпадению, одной из первых киноролей Жерома Коммандёра, тоже начинавшего смешить людей на ТВ, стал трудовой инспектор Лебис в замечательной (кстати, феноменально популярной) лирической комедии «Бобро поржаловать!» /2008/, да и в следующем кинохите Дани Буна, «Таможня даёт добро» /2010/, артист не преминул отметиться. Как результат, ему не пришлось долго погружаться в тему бюрократии, перевоплощаясь в образ «идеального» (пошедшего по стопам отца и не жалеющего о сделанном выборе) государственного служащего. Венсан Пелтье, наслаждающийся стабильным жалованьем с надбавками, обязательной страховкой и льготами, смиренно принимающий благодарности (кто сказал «взятки»?) от рядовых граждан, внезапно узнаёт, что подпадает под кампанию по оптимизации непомерно раздутых штатов. Вот тут-то и поджидает настоящее веселье. Жером слукавил, заверив в интервью, что вместе с соавтором Хавьером Менгоном основательно переписал сценарий. Ещё можно согласиться с тем, что проведена актуализация фабулы, а итальянские элементы скрупулёзно заменены на французские. Если, скажем, Залоне охватывало щемящее чувство ностальгии во время трансляции концерта из Сан-Ремо-2015, где воссоединились Аль Бано и Ромина Пауэр, то Венсана трогает до глубины души монолог Жерара Депардье, исповедующегося интервьюеру, как тоскует по Родине, которую не в силах забыть – как мужчина не в силах забыть свою первую любовь. И всё-таки прямых параллелей гораздо больше, нежели различий, что в существенной степени можно отнести на счёт драматургического таланта Залоне и Дженнаро Нунцианте. Коммандёр справедливо рассудил, что не стоит разрушать отлично работающую историю (и отказываться от конкретных шуток и гэгов, даже пикантных), сделав ставку на другое – на непохожесть на коллегу как внешне, так и по темпераменту. В сравнении с Медичи, придумавшим творческий псевдоним, созвучный выражению «Che cozzalone!» (‘Какой нахал!’) и эксплуатирующим типаж обаятельного хама, он кажется куда интеллигентнее. Выбранная стратегия себя оправдала – и, например, у нас картину встретили вдвое лучше, чем оригинал. Правда, не очень понятно, почему в национальном кинопрокате аудитория составила лишь 754 тыс., что не позволило продюсерам компенсировать производственные затраты (в размере €11,47 млн.). В плане чиновничьего аппарата у двух государств Европейского союза и не может быть серьёзных расхождений. Плюс-минус тот же функционал и соизмеримая численность (на душу населения), аналогичное – в среднем – отношение к обязанностям. Коммандёр полностью разделяет негодование предшественников, едко высмеявших привычку отдельной категории граждан всецело полагаться на высокий уровень социальной защиты, прилагаемый к статусу. Это не просто служба, это – настоящая привилегия! Кристиан Клавье уморителен в обличии неутомимого профсоюзного деятеля Мишеля Гуньа, истово отстаивающего права пролетариата (с поправкой на нынешнюю специфику), а параллельно – наставляющего Венсана, убеждая ни в коем случае не соглашаться на отступные и не писать заявление об увольнении по собственному желанию. Лучше идти на переводы в отдалённые районы – хоть в горы, хоть в леса, хоть в Гренландию, где предстоит, бегая по колено в снегу, отпугивать белых медведей. Кто бы мог подумать, что событие станет для месье Пелтье судьбоносным… Жером Коммандёр вслед за Кекко Залоне (которого, вопреки легкомысленному имиджу, можно смело причислять к прогрессивным художникам) не упускает шанса высказаться на злобу дня. Эва Бребан, с первого взгляда завоевавшая сердце новенького, объясняет, что в их задачи входит мониторировать экологическую обстановку – и открывает глаза на то, чем оборачивается для природы производство человечеством несчётного количества пластика. Не обходится и без ироничного освещения межкультурных связей. С одной стороны Пелтье вынужденно (дабы не оказаться банально съеденным) налаживает контакт с африканским племенем, повествуя о своей непростой жизни, а с другой – внезапно сам становится «дикарём» в чистенькой, уютной, толерантной Швеции. Сравнение со Скандинацией оказывается, увы, не в пользу Франции… И всё-таки главным для авторов является, бесспорно, внутреннее преображение героя. Внешняя (открыто декларируемая) цель «неувольняемого» сотрудника с шестнадцатилетним стажем – сохранение статус-кво, как бы ни старалась Изабель Белленкур выслужиться перед начальником, министром Розеленом Башероном. Но это тот случай, когда негоже, не разобравшись, клясть судьбу-индейку за внезапно подброшенные испытания. Пелтье оказывается с лихвой вознаграждён за изобретательность и упорство, постепенно понимая, насколько жалкое, унылое, монотонное существование влачил. И дело не только в любви к матери троих замечательных детей, готовой, подавив сомнения, попробовать наладить новые долгосрочные отношения. Важнее, что женщина вдохновляет Венсана отказаться от прежних, эгоистичных (чтобы не сказать резче – паразитических) взглядов, побуждая прийти к глубокомысленному выводу: жизнь дана человеку свыше не для того, чтобы найти тёпленькое местечко и с улыбкой на лице бить баклуши до гарантированной пенсии. Несмотря на потраченные пятьдесят тысяч евро, за его будущее не испытываешь беспокойства… По сравнению с дебютной постановкой («Моя семья тебя обожает» /2016/) «Неувольняемый» получился гораздо удачнее. Будем надеяться, что Жером Коммандёр вошёл во вкус режиссуры! _______ 1 – Последним счастливчиком стал, пожалуй, Роберто Бениньи, хотя триумфа трагикомедии «Жизнь прекрасна» /1997/ ему повторить так и не удалось.