Назад

Фильм Эпидемия

Epidemic
Развернуть трейлер
6,7
рейтинг ivi
недостаточно данных для вывода расширенного рейтинга

Ларс и Нильс находятся в процессе создания нового фильма. Но однажды единственная копия почти законченного сценария повреждается. Незадачливые киношники вынуждены начать работу над другой картиной.

Потеряв весь материал к будущему фильму «Полицейский и шлюха», Ларс и Нильс разрабатывают новый сценарий о чумоподобной болезни, захватившей Европу. Главным героем новой картины будет доктор Месмер, который вопреки воле руководства медицинского факультета отправляется в деревню помогать людям.

В реальности Ларс и Нильс также едут в путешествие по Германии, чтобы найти вдохновение для нового фильма «Эпидемия». Там они встречают человека, который рассказывает им о бомбардировках Кёльна во время Второй мировой войны. По приезде назад Нильсу необходимо лечь в больницу для несложной операции.

Эпидемия стала вторым фильмом европейской трилогии Триера.

Картина была показана на Каннском кинофестивале 1987 года в рамках программы «Особый взгляд».

Приглашаем посмотреть онлайн фильм «Эпидемия» на нашем сайте.

Языки
Русский
Максимальное качество

Фактическое качество воспроизведения будет зависеть от возможностей  устройства и ограничений правообладателя

Сюжет

Осторожно, спойлеры

День первый. Сценарий. Нильс Вёрсель вставляет в компьютер дискету и пытается распечатать на принтере ее содержимое. Печатное устройство набивает заголовок: сценарий фильма «Полицейский и шлюха». После этого компьютер зависает.

Ларс фон Триер садится в такси. Его водитель негр пытается завести машину, но у него это не получается. Водитель весело хохочет. Ларс: если так и дальше пойдет – ты мне платить должен будешь. Негр продолжает смеяться. Ларс выходит из машины и отправляется пешком.

Ларс входит в квартиру Нильса. В это время присутствующая там Сюзанна Оттесен разговаривает по телефону. Она говорит Ларсу: это Клаэс Хансен, он хочет с вами поговорить. Сейчас он в Аризоне. Ларс берет трубку. Да, мы все закончили. Осталось только распечатать. Получилось 215 страниц. Мы можем урезать, только немного.

Нильс сообщает Ларсу: я проверил. Дискета пустая.

Нильс садится за пишущую машинку, печатает: «Полицейский и шлюха», эпизод 1. Ты помнишь начало? В голове у меня совершенно пусто. Шлюха в начале уже была? Ларс: тоже не помню. Середину и конец вроде помню, а начало – нет. Вообще-то мне этот сценарий никогда не нравился. Нильс: вообще-то вроде он ничего. Ларс: и где конкретно? Ему не хватало динамики. Нильс вставляет в машинку новый лист бумаги и печатает заголовок: фильм «Эпидемия».

Закадровый голос. В этих стенах за пять дней был написан сценарий «Эпидемии». И в это же самое время приближалась настоящая эпидемия. Это воистину мистическое совпадение.

Ларс приходит в библиотеку. Он читает старинную рукопись с описание чумы в Италии. Автор манускрипта Ангело де Туре сообщает, что своими руками похоронил пятерых своих детей. Слой земли над трупами был таким тонким, что могилы разрывали собаки, которые поедали тела умерших людей. А во время эпидемии чумы 1348 года по приказу епископа Милана были приняты чрезвычайно жесткие меры. Он велел замуровывать двери в дома, где находились заболевшие и их близкие. Так было замуровано 300 семей, все члены которых умерли от чумы или от голода. Так Милан избежал заражения. Но когда пришла следующая волна чумной эпидемии, болезнь была беспощадна.

Персонажи фильма «Эпидемия», врачи, третируют своего коллегу доктора Месмера. Предатель, отступник, иуда! Ты подал заявление, оставляешь науку и больницу, устремляешься за пределы города в зараженные районы, хотя болезнь эта неизлечима. Ты идеалист, не боишься чумы. Интересно, как ты ее лечить собрался, аспирином? Ты обречен, не протянешь и дня. Воздух, вода и земля заражены чумными бактериями. У тебя начнется кашель, воздух отравит все твои органы, вода начнет разрушать организм.

К Месмеру обращается заведующий кафедры, сидящий в инвалидной коляске. Я – председатель комиссии, которая была создана правительством сразу после того, как началась эпидемия. Но недавно правительство ушло в отставку, признавая свою беспомощность в деле борьбы с эпидемией. И его величество поручил мне создать новое правительство. В его состав войдут все доктора с нашей кафедры. В этом списке есть и ваше имя. Председателем правительства назначен профессор Ульрих, невролог. Министерство иностранных дел возглавит акушер, министерство юстиции – ортопед, министерство внутренних дел – хирург, министерство сельского хозяйства – психиатр, министерство образования – анестезиолог. Вам предложен пост министра без портфеля. Вы ведь занимаетесь эпидемиологией? Значит, вам известен феномен «Крысиный узел». Это три или четыре крысы, связанные своими хвостами. Они обречены на голодную смерть. Такой узел – предвестник чумы. В Лондоне в 1348 году находили узлы, состоящие из пяти и более крыс. А в подвале нашего университета недавно был найден крысиный узел, состоящий из семи животных. Кстати, сообщаю вам, что вокруг города сейчас завершается возведение стены, так что вам отсюда не выбраться.

День второй. Сюжетная линия. Сюзанна рассказывает Нильсу: я куплю гуся, зажарю его. Еще будут трюфели и копченая рыба. Это я готовлюсь к субботнему вечеру.

Ларс бросает Нильсу кочан цветной капусты. Нильс: значит, ты заинтересовался бубонами? Хороший бубон! Нильс читает выдержку из статьи, где описывается гной, выходящий из чумных бубонов: он бывает двух цветов. И они не смешиваются. Это как зубная паста с цветной полоской. Ларс: может быть, бубоны устроены так же? Я хочу ввести в сценарий такую деталь: он уходит, а город за его спиной – весь в огне. И болезнь распространяется все дальше, ведь возбудитель будет находиться в его чемодане. Болезнь должна прийти под трагическую музыку. Это будет Вагнер. Увертюра к «Тангейзеру». Он ведь у нас идеалист. Если бы не его идеализм – не было бы никаких проблем. А еще нам нужна трагедия, чтобы люди не заскучали. Пусть первой жертвой станет медсестра. И пусть у нас будет религиозный конец. А теперь – по пиву.

В гости к Нильсу приходит Круф, его приятель, который хорошо разбирается в вине. Они обсуждают, какое вино подать в субботу. Круф говорит, что есть люди, которые могут пить вино только при свечах. Вкус напитка у них отождествляется со светом свечи. Я – из таких людей. Вино надо перелить в графин, чтобы оно дышало. Затем Круф рассказывает про эпифитотию, вызванную нашествием филлоксеры, которая когда-то поразила виноградники Франции. Это была настоящая чума для виноградников, болезнь так и не смогли победить.

Месмер высаживается за пределами города с вертолета. Ему помогает опуститься на землю по канату медсестра. Месмер оказывается на берегу болота. Он становится на колени и пьет оттуда воду.

День третий. Германия. Нильс и Ларс собираются в поездку. Они садятся в машину и отправляются в Германию. Нильс на пассажирском сиденье стучит по клавишам пишущей машинки. Когда он засыпает, печатать продолжает сидящий за рулем Ларс.

Закадровый голос Нильса. Мы едем по самым худшим местам Европы, это средоточие европейской промышленности. Мы проедем Дюссельдорф, Эссен, Дуйсбург, Золинген, Леверкузен (это сердце химической промышленности). И только после этого мы приедем в Кёльн.

Ларс говорит Нильсу: он должен будет встретить священника. Чума распространяется очень быстро, поэтому обучение должно быть ускоренным, пока человек не умер. Священников будут готовить за полтора часа. Так мы сможем поглумиться над религией и образованием. Нильс: тогда ведь и хоронили очень быстро, кого-то заживо. Можно будет так похоронить подругу Месмера, медсестру. Это будет интересный ход.

Под землей в гробу медсестра приходит в себя, начинает биться о крышку гроба.

Отель в Кёльне. Друзья изучают устройство двуцветной зубной пасты, они бритвой вскрывают тюбик. Внутри два слоя пасты разных цветов. Нет никаких полосок. Значит, два вида пасты смешиваются в горлышке тюбика.

Нильс и Ларс приходят в гости к Лоло. Тот рассказывает о том, что у него недавно умерла мать. И перед смертью она мне впервые рассказала про тот день, когда я родился. В тот день состоялась вторая массированная бомбардировка Кёльна. Роддом был разрушен. Мать смогла выбраться из-под развалин, прижимая меня к груди. Вокруг все пылало, англичане тогда впервые испытали фосфорные бомбы. Моя мать побежала по улице, добралась до водоема. Там по горло в воде стояли люди, пытаясь спастись от огня.

Месмер разговаривает с негром-священником. Тот говорит, что приступил к исполнению своих обязанностей два дня назад. Они мне дали эту книгу. Я ее раскрыл и увидел, что там все написано по латыни. Я им об этом сказал. А они: какая разница. Ты теперь – католический священник.

Месмер и священник бредут по колено в воде под проливным дождем. Священник падает навзничь, он бьется в конвульсиях. Месмер достает шприц и делает священнику инъекцию.

День четвертый. Больница. Ларс приходит в квартиру Нильса. Там Сюзанна жарит гуся. А Нильса нет, он в больнице. Что с ним? Он мне не рассказывал. Ларс: нога? Голова? Сюзанна смеется: скорее всего – голова.

Ларс навещает Нильса в больнице. Тот говорит, что у него уплотнения на теле, которые он хотел удалить уже давно. Я совсем забыл, что операция сегодня. Ларс угощает приятеля пивом. Тот предлагает ему посетить анатомичку (прозекторскую) в подвале больницы.

Ларс присутствует при вскрытии трупа. Патологоанатом показывает ему гранулемы на шее трупа. И таких случаев становится вес больше. Мы работаем в перчатках и масках, потому что перед нами – неизвестная болезнь.

Священник лежит в воде. Он говорит, что слышал о том, что в городе начались пожары. Врачи подожгли инфицированные районы, огонь перекинулся на университет, больницу и музей. Как это глупо! Как же мне не хочется умирать. Господь, дай мне умереть достойно! Негр начинает дико кричать. Вокруг него молча по шею в воде стоят люди.

День пятый. Обед. Нильс и Ларс готовятся к приему своего продюсера. Нильс рассказывает, как он вел переписку с девочками-подростками из Америки, прикидываясь их ровесником. Он зачитывает отрывки из писем, смеется своим воспоминаниям.

Приходит Клаэс. Нильс усаживает его за стол, вокруг которого рассаживаются Сюзанна и Ларс. Нильс наливает шампанское, на стол подается копченая рыба, затем трюфеля.

Ларс передает Клаэсу сценарий. Тот возмущен: за полтора года вы написали 12 страниц? По правилам сценарий не должен быть меньше 150 страниц. Ларс говорит, что это наброски к сценарию. Мы пригласили людей, которые нам помогут его доработать. Лучше послушай, какой финал мы придумали: доктор Месмер прячется от болезни в шахте, все остальные люди уже погибли. Потом он понимает, что это он был источником заразы. Тогда Месмер по веревке выбирается из шахты наружу, становится на колени и благодарит бога за прожитую жизнь. Клаэс: какая чушь! Нильс сообщает Клаэсу, что он предпочитает есть исключительно свежие трюфеля. Если их запечатать в банку, они теряют вкус. Звонок в дверь.

Нильс представляет новых гостей: Гитта и Эйман. Эйман гипнотизирует Гитту и велит ей погрузиться в фильм «Эпидемия». Гитта описывает ужасные картины: повсюду трупы, крысы, толпы испуганных людей, тела, покрытые язвами. Гитта начинает плакать, просит выпустить ее из чумного города. Гипнотизер выводит Гитту из транса, но та не успокаивается, с ней приключается истерика, она вскакивает на стол, хватает вилку и вонзает ее себе в горло.

Ларс в прострации сидит на полу.

Знаете ли вы, что

  • История, которую персонаж Удо Кира, рассказывает Ларсу и Нильсу, является реальной историей рождения Кира.
  • Сценарий Ларса и Нильса, который они только что закончили писать в начале фильма, называется «Полицейский и шлюха». Это очевидная отсылка к предыдущему сотрудничеству Ларса фон Триера и Нильса Вёрселя, «Элемент преступления» (1984), главные герои которого – детектив и проститутка.
  • Ларс фон Триер работал над этим фильмом не только как режиссер и сценарист, но и как оператор, композитор и монтажер.
  • По словам Ларса фон Триера этот фильм является своего рода наброском к сериалу «Королевство» (1994 – 1997).
  • Оформить подписку