Фильм Чайка

The Seagull
США Драмы , Зарубежные , Экранизации HD 12+
ivi
6,4
КиноПоиск
6,1
IMDb
5,7
Ваша оценка:
Режиссер
Майкл Майер
Актеры
Аннетт Бенинг, Сирша Ронан, Кори Столл, Элизабет Мосс, Мэр Уиннингхэм, еще
Стареющая актриса Ирина Аркадина летом навещает брата Петра Николаевича Сорина и сына Константина в загородном поместье. Однажды она приводит с собой своего любовника – успешного романиста Бориса Тригорина. Нина, свободная и невинная девушка, живущая в соседнем имении, влюбляется в Тригорина.

Съемочная группа

Продюсеры
Том Халс, Роберт Салерно, Лесли Урдэнг, еще
Монтаж
Аннетт Дэвей
Оператор
Мэттью Дж. Ллойд
Сценаристы
Stephen Karam, Антон Чехов
Художники
Джейн Маски, Джоэнн Линг

Знаете ли вы, что

  • Фильм является экранизацией классической пьесы Антона Павловича Чехова «Чайка» (1896).
  • Съемки фильма начались летом 2015 года в Нью-Йорке, за три года до его выхода в прокат.
  • Барбара Террелл сыграла в фильме роль кухарки Сорина. В 1975 году она играла роль служанки в театральной постановке по этой же пьесе. Пьеса была показана в рамках проекта «Великие представления» (1971).
  • Сирша Ронан и Майкл Зеген ранее вместе снимались в фильме «Бруклин» (2015) режиссера Джона Краули.
  • Сирша Ронан и Билли Хоул ранее вместе снимались в фильме «На берегу» (2017) режиссера Доминика Кука.

Ошибки в фильме

  • Действие фильма разворачивается в начале XX-го века, однако один из персонажей при лечении раны пользуется ватной палочкой. Такие палочки появились лишь в 1923 году.
  • Ирина (Аннетт Бенинг) в одной из сцен курит сигарету с фильтром. Фильтры у сигарет появились лишь в 1936 году.

Сюжет

Осторожно, текст может содержать спойлеры!

Императорский театр, Москва, 1904 год. Завершается представление. Актриса Ирина Николаевна Аркадина садится в экипаж и отправляется в усадьбу своего брата Петра Николаевича Сорина. С Аркадиной едет писатель Борис Алексеевич Тригорин. В доме Сорина живет сын Аркадиной Константин Гаврилович Треплев.

Сорин лежит в постели, спрашивает: где моя сестра?

Аркадина и Тригорин приезжают в усадьбу. Как он? У постели больного доктор Евгений Сергеевич Дорн, Константин, жена управляющего имением Ильи Шамраева Полина Андреевна и ее дочь Маша. Аркадиной отвечают: мы думали, что-то серьезное, раз он велел тебя вызвать. Может быть, так оно и есть.

Аркадина спрашивает сына: ты теперь не сердишься на Бориса? Тебя ведь теперь печатают, он купил номер с твоим рассказом. У тебя теперь много поклонников в Москве. Константин спрашивает Тригорина: рассказ вам понравился? Я его прочитаю на обратной дороге в Москву. Вы скоро уезжаете? Завтра.

Аркадина предлагает присутствующим сыграть в лото: игра глупая, но все к ней привыкли. Ставим по десять копеек. Доктор, вы за меня поставите?

Константин отказывается играть в лото, уходит к себе, садится за рояль, играет.

В отсутствие Треплева игроки в лото его обсуждают: газеты его критикуют за стиль. Ему сейчас тяжело.

В окно комнаты, где Треплев играет на рояле, стучит Нина Михайловна Заречная. Треплев прекращает играть, подходит к окну, смотрит на Нину в упор.

За два года до этого.

Треплев целуется с Ниной. Не опаздывайте, пожалуйста, и повторяйте текст. Я люблю вас.

Школьный учитель Семен Семенович Медведенко спрашивает Машу: почему вы всегда ходите в черном? Та отвечает: я все время в трауре. Но вы ведь живете на всем готовом. Вот я, простой учитель, но не хожу все время в черном! Я очень тронута вашими чувствами, но не отвечаю вам взаимностью.

В усадьбе ведутся приготовления к любительской постановке пьесы, написанной Треплевым. Она должна состояться под открытым небом, как только взойдет Луна. Автор вместе с прислугой сооружает декорации в саду. Треплев волнуется: Нина опаздывает! Его успокаивают: ты же знаешь ее отца.

Аркадина требует подать ей шампанского: я хотела выпить его еще с утра, почему мне утром не принесли шампанского! Сорин удивляется: чего это она так волнуется? Константин объясняет дяде: она ревнует меня к моей пьесе. Ведь современный театр – это такая банальщина. Мне хочется бежать от подобных пьес, как Мопассан от Эйфелевой башни.

Сорин спрашивает племянника: как ты относишься к Тригорину? Он хорош, ему нет еще сорока, но беллетрист он уже довольно знаменитый, он пьет много пива и крутит роман с женщиной старше себя. Пишет мило, талантливо, но после Толстого или Золя читать его как-то нет желания. Сорин говорит: когда-то молодым я мечтал о двух вещах: жениться и стать писателем. Не получилось ни то, ни другое. Вместо этого я прослужил 28 лет по линии министерства юстиции.

Наконец приходит Нина. Ее встречает Треплев: только при одной мысли о тебе мое сердце начинает биться сильнее. Муза, мечта моя. Константин целует Нину. Она говорит Константину, что стесняется Тригорина. Он на вид молодой? Он молод и успешен. Нина говорит, что персонажи Тригорина как живые, у тебя все персонажи умирают. И еще в твоих произведениях одни только разговоры. Им не помешала бы хорошая любовная история.

Полина Андреевна разговаривает с Дорном. Вам нравится Нина? А вам кто нравится?

Начала спектакля ожидают Аркадина, Тригорин, Сорин, Полина Андреевна с мужем и дочерью, Медведенко и Дорн.

Аркадина громко спрашивает: о, милый сын, когда уже начало? Тот говорит, что, видимо, в такие года его мать уже не согревает кровь. Но пусть нам приснится то, что будет через 200 тысяч лет. Сорин говорит, что через 200 тысяч лет ничего уже не будет. Треплев отвечает: вот ничего мы и посмотрим. Аркадина: ладно, пусть нам покажут это ничто, а то мы ждать уже устали.

Нина на фоне белой простыни, за которой периодически показывают различные тени, читает текст своей роли: «Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки…». Аркадина закуривает и демонстративно громко комментирует увиденное: прямо мои мысли! Треплев ее одергивает: мама! Сорин засыпает, его осторожно будит слуга. Аркадина: я так понимаю, это и есть высокое искусство? Мама! Маша внимательно слушает текст, написанный Треплевым.

Аркадина говорит: что-то дымом пахнет. Нина читает про горящие глаза дьявола. Появляется фигура с горящими глазами. Аркадина: понятно, это спецэффект. Дорн, снимите шляпу, дьявол идет, владыка всего материального!

Треплев приходит в ярость, он останавливает представление: довольно, хватит! Видимо, в искусстве могут понимать только избранные, а я внезапно нарушил эту монополию! Он убегает. Аркадина меланхолично спрашивает окружающих: а что я такого сказала? С каких пор дурновкусие нужно считать новой формой? Ладно, пусть он пишет, как хочет. Но только без меня. Сорин говорит сестре: Юпитер сердится, значит, он неправ. Аркадина отвечает: и вовсе я никакой не Юпитер, мне просто жалко молодого человека, который тратит столько времени и сила на такую ерунду.Медведенко заявляет: а вот бы пьесу написали про нас, учителей. А ведь нам трудно приходится, очень трудно.

Гости Сорина из окна гостиной смотрят на фейерверк, который хорошо видно над водной гладью озера. Треплев скрывается на конюшне.

Аркадина говорит Тригорину: жаль, вас не было здесь десять лет назад. Как здесь было хорошо: смех, шум, музыка. И сплошные романы. А вы, доктор, – обращается она к Дорну, – и сейчас еще хороши, а тогда и вовсе были неотразимы. Дорн выходит. Аркадина: и зачем я его обидела? Она зовет сына. Маша говорит: я его поищу. Проходя мимо кухни, Маша видит плачущую мать. Ничего, ничего, мне просто взгрустнулось.

В гостиную заходит Нина. Аркадина: браво! А вот автор прячется. Вы мне понравились. С такой внешностью, с таким голосом вам нужно в театр. Вам просто нельзя оставаться в деревне. Она знакомит девушку с Тригориным: он хоть и знаменитость, но душа простая. Нина говорит: я читала все ваши книги.

Тригорин и Нина отходят в сторону. Он хвалит ее выступление: вы очень хорошо играли. И декорации тоже мне понравились. У вас тут в озере есть рыба? Да. А зачем вам? Я люблю рыбачить, это так успокаивает. К ним подходит Аркадина: вы тут случайно не флиртуете?

Нина прощается и собирается домой. Может быть, еще останетесь? Нет, вы же знаете моего отца. Нина выходит из гостиной, все тут же громко обсуждают ее отца: бедная девочка! Мать всего как два года умерла, а он уже женился на другой. И после него все ей достанется. Папаша ее порядочная скотина.

Дорн находит Треплева. Он говорит, что ему понравилась пьеса. Что-то в ней есть. В ней ощущается одиночество. Она какая-то странная. Я, конечно, не досмотрел ее до конца, но пьеса впечатляет. У вас есть талант, вам обязательно надо продолжать писать. А где Нина? Уехала домой. Треплев вскакивает на ноги: я должен ехать к ней. Появляется Маша, она пытается остановить Треплева. Тот кричит ей: оставьте меня в покое. Убегает.

Дорн замечает: эх, молодость, молодость! Маша говорит: так всегда говорят, когда сказать нечего. Она плачет: как же я страдаю! Я так люблю Костю. Дорн пытается ее утешить.

На следующий день Маша сидит в гостиной и тайком подливает себе в чай водку из фляжки. Входит Аркадина: что с моим сыном? Он со мной не разговаривает. Маша отвечает: у него сердце болит.

Тригорин наблюдает эту сцену и записывает в свой блокнотик: всегда в черном, курит, пьет водку, в нее влюблен школьный учитель.

Аркадина замечает, как пошатывается Маша, вставая из-за стола. Вам сколько лет? 29. Я почти в два раза старше вас. Она обращается к Дорну: идите сюда. Аркадинаприобнимает Машу, стоя рядом с ней. Кто из нас выглядит моложе? Конечно, вы. Это потому, что я постоянно работаю, а вы на месте сидите. Я никогда не думаю о будущем, о старости, всегда держу себя в хорошей форме, всегда хорошо одета. Стараюсь никогда не бывать на солнце. Она отходит от Маши, кружится на месте, демонстрируя присутствующим свои наряды. Как, хороша? Хоть пятнадцатилетнюю играй!

Гости Сорина сидят за столом на лужайке возле дома. Появляется Нина. Сорин сообщает: ее отец и мачеха на целых три дня уехали в Ялту. Нина говорит: теперь я вся ваша! Нина садится за стол. Сорин жалуется: у меня все болит, доктор меня совсем не лечит! Аркадина интересуется: а где Борис? Нина отвечает: рыбачит на озере. Так вы его уже увидели? – удивляется Аркадина.

Маша просит Нину: почитайте нам еще из пьесы Константина.

Сорин предлагает Аркадиной спеть. Та исполняет «Очи черные», все ей подпевают. Да я сегодня в голосе! Дорн и Аркадина вальсируют под гитару, на которой играет слуга Яшка.

Гости Сорина сидят на веранде, занимаются своими делами. Аркадина жалуется: как тут жарко, как тихо. Я бы в город съездила. Полина Андреевна, вы не против? Я с радостью. Аркадина требует: запрягайте лошадей!Но Шамраев говорит, что лошадей дать не может, они используются на уборке урожая ржи. Так что, у вас нет выездных? Аркадина и Шамраев бурно ссорятся. Аркадина обвиняет управляющего в некомпетентности: сколько сюда не приезжаю – у него никогда для меня нет лошадей. Я что, наколдую вам их? Не нравится, как я работаю – наймите другого управляющего. Все, с меня хватит. Я увольняюсь! Шамраев уходит, Полина Андреевна пытается его остановить, просит попросить прощения у Аркадиной. Та кричит, что тут же уедет в Москву.

На веранду поднимается Дорн. Я что-то упустил? Ирина Николаевна с Шамраевым поругались. Надо будет дать всем успокоительного.

Треплев стреляет из ружья в чайку, берет убитую птицу, несет ее по лугу навстречу Нине. Он бросает птицу ей под ноги. Что это такое? Скоро я и себя так же. Вам что, стало неприятно мое общество? Вы все время говорите загадками, я их не понимаю. Может быть, я для вас слишком проста? Нина поворачивается и уходит. Треплев бежит за ней: моя пьеса провалилась, вы считаете меня ничтожеством!

Полина Андреевна разговаривает с Дорном: давайте проведем остаток жизни вместе. Тот отвечает: для меня поздновато, мне уже 55 лет. У вас есть другая? Полина Андреевна рыдает. Доктор просит ее не плакать.

Тригорин, поглядывая на сидящего в кресле Сорина, записывает в блокнот: брат актрисы; часто спит, давно не стригся, вечно жалуется. Ее сын: жуткий ревнивец, одержимый жаждой славы.

Тригорин наедине разговаривает с Ниной: мне так жаль, что мы скоро уедем. Я так редко общался с 18 – 19-летними девушками. Оттого они в моих книгах такие фальшивые. Хотел бы я побывать на вашем месте. А я – на вашем. Они отправляются на прогулку, катаются на лодке по озеру. Их с балкона второго этажа видит Аркадина. Она спрашивает горничную: что бы мне сегодня надеть такое приятное на вечер?

Нина спрашивает Тригорина: интересно, каково это – быть знаменитым? Тригорин говорит, что его очень утомляет внимание поклонников. А я бы своим поклонникам разрешила себя хоть на колеснице по городу возить. Я жила бы на чердаке, хлебом ржаным питалась, чтобы такое испытать, получить славу. Колесница? Значит, вы Клеопатра?

Треплев спрашивает дядю: где Нина? На озере с Борисом катается на лодке. Треплев уходит к себе в комнату, играет на рояле.

Тригорин, глядя на озеро говорит: вы живете в таком волшебном месте! Да, я тут каждый уголок знаю. А вот размышления о славе очень наивны. Да вы просто избалованы успехом! Ладно, расскажу вам о своей жизни. Итак, я встаю утром. И мне надо все время писать. Написал повесть – тут же надо еще. И все время думаешь, что нужно писать снова и снова. Это просто ужасно. Смотрите на небо. Видитеэто облако? Оно похоже на рояль. Я увидел – и тут же думаю: куда бы мне это облако потом вставить? Чувствуете, как пахнет гелиотропом? У меня тут же мысль: нужно упомянуть этот запах, описывая летний вечер. Даже на этом прекрасном озере, где я хотел отвлечься, отдохнуть, мне это не удается.

Маша стучит в дверь комнаты Треплева. Тот ее гонит. Маша бежит прочь, ей навстречу попадается Медведенко, она злобно гонит его от себя.

Аркадина зовет Тригорина. Тот говорит Нине: меня зовут, нам надо возвращаться. Лодка причаливает к берегу, выйдя из нее, Тригорин замечает лежащую рядом со сходнями чайку. Что это? Это ее Костя подстрелил. Вот вам идея для небольшого рассказа про девушку, которая похожа на убитую чайку: «Случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубил ее».

Треплев стреляется из ружья. Покушение на самоубийство ему не удается.

Проходит неделя. Аркадина сидит у постели сына. У него перевязана голова. Глупый, глупый мальчишка!

В гостиной Маша сидит за столом, беседует с Тригориным. Я бы и минуты жить не стала, если бы у него получилось. Но теперь я решила: эту любовь надо вырвать из сердца прямо с корнем. Каким это образом? Я выйду замуж за Медведенко. Ну, это уж слишком! Разве? А как вам безнадежная любовь годами, когда на тебя даже не смотрят? Новые заботы заглушат старые чувства. Да, учитель не слишком умен, у него нет денег. Но он сильно меня любит. Маша наливает себе водку. Не смотрите на меня так! Многие женщины пьют, не все так открыто, как я. А вы – очень хороший человек. Тригорин говорит: он меня на дуэль вызвал. Зачем? Из-за того, что я писатель? Но ведь читателей хватит на всех. Маша говорит: это он ревнует. Впрочем, это не мое дело. Пришлите мне ваши книги, подпишите их. Только не надо всех этих «Глубокоуважаемая Мария…» Напишите лучше так: «Маше, которая не знает, что она делает на этой земле».

К Тригорину подходит Нина. Я вот решила загадать, идти мне в актрисы, или нет. В какой руке? Значит, не идти. Нина дает Тригорину в руки медальон. Что тут написано? Строки 11 и 12? Нина уходит. Тригорин спрашивает Аркадину: здесь в доме мои книги есть? Да, наверху. Тригорин находит книги, открывает нужную на указанной на медальон страницы и читает: «Если тебе когда-нибудь понадобится моя жизнь, то приди и возьми ее».

Сорин разговаривает с Аркадиной про ее сына. Он чувствует себя нахлебником, приживалой. Дай ему денег, пусть съездит за границу. Но он ведь вполне может поступить на службу. Нет у меня денег, а то бы я ему их дала.

Сорин падает в обморок, Аркадина зовет на помощь, прибегает Треплев, помогает отвести дядю в комнату.

Сын разговаривает с Аркадиной про ее брата. Дай ему денег, ему невыносимо жить в деревне. Я актриса, а не банкир. Нет у меня денег, мне на наряды знаешь, сколько надо? Давай я лучше тебя перевяжу.

Аркадина меняет сыну повязку. Тот вспоминает свое детство, говорит, что любит сейчас мать даже больше, чем тогда. Но зачем ты дала над собой такую власть этому человеку? Не говори о нем так, он благородный человек! Да он сейчас время с Ниной проводит, мне даже его книги противны. Это все зависть. А у тебя таланта нет, ты декадент. Это ты играешь в чем попало. Неправда, я зимой в «Макбете» играть буду. Ведьму? Нет, леди Макбет. А тебе только в Киеве магазин держать, ты приживала. А ты бывшая. Треплев, рыдая, убегает от матери в лес. Та его догоняет: плакса! Прекрати. Я его увезу отсюда, она снова тебя полюбит. И помирись с ним, у вас нет причины для дуэли.

Аркадина разговаривает с Тригориным. Тот говорит: отпусти меня к ней, прояви щедрость. Как, любовь к провинциальной девчонке! Это мой последний шанс. Ты сошел с ума. Все равно: отпусти! Аркадина: ты последняя страница моей жизни, я этого не переживу, ты мой повелитель. И ты – лучший писатель России, тебя нельзя читать без восторга. Думаешь, это лесть? Посмотри мне в глаза. Она целует Тригорина. Я единственная, кто говорит тебе чистую правду. Ты меня не покинешь? Тригорин говорит, что у него нет своей воли, что он слабый и покорный. Забирай меня, уводи! Ты мой. Хотя, я могу уехать сейчас, а ты – через неделю. Нет, мы поедем в месте.

Аркадина и Тригорина собираются садиться в экипаж. Тригорин говорит, что забыл в доме трость. Он бежит в дом, там встречается с Ниной. Та говорит, что отправляется в Москву. Тригорин договаривается с ней о встрече. Они целуются.

Два года спустя.

Повторяются начальные сцены фильма. Гости Сорина сидят у его постели. Дорн расспрашивает Треплева о Нине. Говорят, она ведет беспорядочную жизнь? Треплев рассказывает: она сошлась с Борисом, родила от него ребенка, потом ребенок умер. Борис ее разлюбил, вернулся к Ирине Николаевне. Впрочем, он от нее насовсем не уходил. И нашим – и вашим. Дорн: а как у нее дела на сцене? Играла она грубо, безвкусно. С завываниями. Хотя временами талантливо, когда надо было заплакать или сыграть сцену смерти. Я пытался с ней встретиться, но она никого не желает видеть, я ждал под ее дверью, как попрошайка.

Перед приездом гостей Маша ссорится со своим мужем Медведенко.Она не хочет покидать дом Сорина и отправляться домой, где ее дожидается их ребенок.

Аркадина предлагает сыграть в лото. Треплев уходит к себе, садится за рояль. Стук в окно. Это Нина. Треплев впускает ее к себе. Ваша мать его привезла? Треплев снова признается Нине в любви. Та рассказывает, что едет в Елец, играть в тамошнем театре на всю зиму (третьим классом с мужиками). Треплев просится поехать с ней. Нина ему отказывает. Я не заслуживаю вашей любви, я заслуживаю смерти. Я – чайка. Нет, я актриса. А его смешила моя игра, он смеялся надо мной. Ты – актриса! Нет, я – чайка. Нина говорит, что до сих пор любит Тригорина, даже больше, чем раньше. Она уходит, повторяя: «Люди, львы, орлы и куропатки…».

Треплев жжет в печке бумаги, выпивает рюмку водки и достает ружье.

Игроки в лото слышат выстрел. Дорн говорит: это что-то у меня лопнуло, посмотрю мои стекляшки. Уходит. Вскоре возвращается. Так и есть – склянка с эфиром. Аркадина продолжает держаться за сердце.

Дорн обращается к Тригорину: отойдем, у меня к тебе небольшое дело.

Отзывы о фильме «Чайка»

  • 1
    Прекрасный фильм, посмотрела на одном дыхании..тот редкий случай,когда погружаешься полностью....Потрясающая игра актеров,музыка,костюмы,декорации,природа....Шедевр....

Рецензии на фильм «Чайка»

  1. Рецензия на фильм «Чайка»
  2. B I Правила размещения рецензии
  • Оценка фильма
    6 из 10

    Западная экранизация русской классики

    Фестивальное кино для закрытого проката по пьесе Антона Чехова. Удивительно, что русскую литературу умело снимают заморские ребята, в то время как в родной стране писателя на конвейере военные картины и молодёжные комедии. Майкл Майер отлично подобрал актёров, а взаимоотношения персонажей в сочетании с отличной игрой, дают превосходные эмоции… Читать далее
  • Оценка фильма
    6 из 10

    Леди Сигалл

    В профессиональном активе Майкла Мэйера уже наличествовало два фильма для большого экрана (1), не говоря уже о работе на телевидении. И всё-таки в первую очередь он остаётся крупным театральным деятелем. На счету у мэтра, лауреата престижной премии «Тони», множество достижений на Бродвее (включая спектакль по другой пьесе Антона Павловича Чехова, «Дядя Ваня», премьера которого состоялась в 2000-м) и в Вест-Энде; были даже оперные постановки… Читать далее
Оформить подписку