Фильм Форма воды

The Shape of Water
Режиссер
Гильермо дель Торо
Актеры
Салли Хокинс, Майкл Стулбарг, Октавия Спенсер, Даг Джонс, Лорен Ли Смит, еще
События разворачиваются в начале 1960-х годов на фоне Холодной войны. Одинокая немая девушка Элиза работает в ночные смены уборщицей в научно-исследовательском центре в Балтиморе. Ее жизнь скучна и однообразна. Но однажды любопытная Элиза и ее коллега по работе Зельда случайно узнают об одном уникальном объекте – человеке-амфибии, который был найден жестоким полковником Ричардом Стриклендом в реках Южной Америки и доставлен в их центр. С этого момента жизнь Элизы в корне меняется.

Съемочная группа

Продюсеры
Дж. Майлз Дэйл, Гильермо дель Торо, Дэвид Гринбаум, еще
Монтаж
Сидни Волински
Сценаристы
Ванесса Тейлор, Гильермо дель Торо, Дэниэл Краус
Оператор
Дан Лаустсен
Художники
Пол Д. Остерберри, Луис Секейра, Джеффри А. Мелвин, еще
Композитор
Александр Депла

Знаете ли вы, что

  • Октавия Спенсер рассказала, что ее персонаж похож на смесь ее ролей из фильмов «Прислуга» (2011) и «Скрытые фигуры» (2016). Также актриса сказала, что она сыграла бы даже стол, если бы режиссер Гильермо дель Торо попросил ее об этом.
  • Когда актрисе Салли Хокинс предложили роль в этом фильме, она сама работала над сценарием короткометражки о женщине, которая превращалась в рыбу.
  • Постер к фильму был нарисован тайваньским художником Джеймсом Жаном.
  • Несмотря на определенное визуальное сходство, Гильермо дель Торо сказал, что этот фильм не имеет ничего общего с его картиной «Хеллбой: Герой из пекла» (2004).
  • Режиссер Гильермо дель Торо впервые встретился с актрисой Салли Хокинс в 2014 году на церемонии вручения премии «Золотой глобус». Тогда, находясь в состоянии алкогольного опьянения, он предложил ей сыграть роль в этом фильме.
  • События фильма происходят во время реальной войны и содержат некоторую магическую составляющую. Нечто подобное уже было в более ранней работе Гильермо дель Торо – фильме «Лабиринт Фавна» (2006).
  • Посмотрев трейлер этого фильма, режиссер Кевин Смит сказал, что, когда он видит нечто настолько красивое, то ему начинает казаться глупым то, что он называет себя режиссером.
  • Это первый проект Гильермо дель Торо, соавтором сценария которого стала женщина.
  • На съемки фильма ушло 12 недель.
  • Работа над «Формой воды» началась еще в 2011 году, до продакшна картины «Тихоокеанский рубеж» (2013). Впоследствии Гильермо дель Торо отложил работу над картиной «Тихоокеанский рубеж 2» (2018), чтобы снять этот фильм.
  • Это первый раз, когда в один год вышли в прокат два фильма с участием Салли Хокинс. Первым был «Моди» (2016). В обоих фильмах Хокинс сыграла роль женщины с ограниченными возможностями.
  • Более девяти месяцев ушло на создание внешнего облика существа.
  • Режиссер Гильермо дель Торо сказал, что этот фильм был самым сложным из всех проектов, над которыми он и его команда когда-либо работали.
  • Персонаж, которого сыграл Ричард Дженкинс, первоначально был написан под Иэна МакКеллена.
  • В начале каждого съемочного дня у Дага Джонсона уходило по три часа на то, чтобы облачиться в костюм своего персонажа. По словам актера, если сравнивать с тем, сколько мороки у него было с костюмами в предыдущих фильмах Гильермо дель Торо, то в этой картине все было гораздо проще.
  • Первоначально Гильермо дель Торо хотел сделать этот фильм черно-белым, однако в итоге отказался от этой идеи из-за ограниченности бюджета.
  • Режиссер Гильермо дель Торо сам оплатил работу команды, которая занималась созданием существа и лаборатории.
  • Готовясь к своей роли, Салли Хокинс изучала актерскую игру Чарльза Чаплина, Стэна Лорела, Оливера Харди, Бастера Китона и Одри Хепберн. Гильермо дель Торо даже купил для нее целую коллекцию Blu-ray-дисков с фильмами с участием этих актеров, чтобы Хокинс просмотрела их перед съемками.
  • Режиссер Гильермо дель Торо рассказал, что Салли Хокинс изначально была единственной актрисой, которую он хотел видеть в образе главной героини этого фильма. Также роль Стрикленда он писал именно под Майкла Шеннона.
  • Салли Хокинс и Майкл Стулбарг ранее снимались в фильме «Жасмин» (2013), но там у них не было совместных сцен.
  • Это уже третий совместный проект Гильермо дель Торо и композитора Александра Депла, но впервые с дель Торо в роли режиссера. Ранее Депла писал музыку для анимационного фильма «Хранители снов» (2012), в котором дель Торо был продюсером, а также для анимационного сериала «Охотники на троллей» (2016), где дель Торо был соавтором сценария и продюсером.
  • Виниловые пластинки, которые Элиза показывает существу, это «The Great Benny Goodman» и «Glenn Miller Plays Selections from The Glenn Miller Story and Other Hits». Обе пластинки были выпущены в 1956 году.
  • В первом трейлере фильма звучит песня «La Javanaise» Сержа Генсбура в исполнении певицы Мадлен Пейру.
  • Это первый англоязычный фильм за последние 7 лет, который выиграл «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале. Предыдущим таким фильмом был «Где-то» (2010) Софии Копполы.
  • Это третья совместная работа оператора Дана Лаустсена и режиссера Гильермо дель Торо. Ранее они вместе работали над фильмами «Мутанты» (1997) и «Багровый пик» (2015).
  • Майкл Шеннон и Майкл Стулбарг вместе снимались в сериале канал HBO – «Подпольная империя» (2010 – 2014).

Ошибки в фильме

  • Джиллз (Ричард Дженкинс) пытается отстегнуть ремень безопасности в фургоне, хотя в то время его там быть не могло.
  • Люминесцентные лампы T-8 не существовали до 1981 года.
  • Настенный календарь, которым пользуется Элиза, показывает осень 1962 года, хотя кинохроника, показываемая по телевизору, и слова диктора («последние дни правления принца») говорят, что на дворе начало мая 1963 года.
  • Экстерьер лаборатории был снят в Университете Торонто. Она была построена в новом для Соединенных Штатов и Канады архитектурном стиле – Брутализм. Однако ее интерьер выглядит старым и изношенным.
  • В начале фильма Стрикленд утверждает, что он привез амфибию из Амазонии, где туземцы поклонялись ей, как богу. Позже, когда Элиза и Джиллз, пытаются украсть амфибию из лаборатории, доктор Хоффстэтлер говорит им, что нужно добавить соль в воду. Однако если амфибия жила в пресной Амазонке, то ей не нужна морская вода.
  • Когда Стрикленд (Майкл Шеннон) возвращается из автосалона на своем новом Кадиллаке, на машине присутствует номерной знак штата Мэриленд. Однако временный знак изготавливался лишь спустя две недели после покупки машины.
  • Когда Элиза и Зельда убираются в мужском туалете можно заметить бутылку чистящего средства Clorox. При этом на ней изображен обновленный логотип фирмы, а не тот, который использовался в 60-х годах.
  • В то время не существовало генералов армии, с пятью звездами на пагонах. Последним таким генералом был Омар Брэдли в 1950 году.
  • Когда семья Ричарда Стрикленда смотрит по телевизору «Успех Доби Гиллис» (1959 – 1963), его сын спрашивает, может ли он посмотреть «Бонанца» (1959 – 1973). Два этих телевизионных сериала никогда не показывались одновременно. «Бонанца» выходил в субботу или воскресение (в зависимости от года), а «Успех Доби Гиллис» – во вторник вечером.
  • В одной из сцен фильма герои проходят мимо магазина телевизоров, где примерно 12 телевизоров показывают разные шоу. Однако в то время в США было всего три канала и не было видеомагнитофонов.
  • Награды на форме генерала расположены неверно. Серебряная звезда и медаль «За выдающиеся заслуги» были его наивысшими наградами и поэтому должны располагаться на верхнем ряду, а не внизу.
  • Когда Зельда звонит по телефону из дока, она набирает только 5 цифр.
  • Когда Стрикленд стреляет в Хоффстэтлера из своего электрошокового пистолета, он попадает ему в живот, однако в следующем кадре электроды находятся уже на груди доктора.
  • Когда доктора Хоффстэтлера застрелили, у него в щеке образовалось отверстие, но когда ему на лицо светит яркий прожектор, свет через эту дырку не проникает.

Сюжет

Осторожно, текст может содержать спойлеры!

Нам показывают дом, который кажется затопленным водой. Закадровый голос человека по имени Джайл начинает рассказывать сказочную историю о принцессе, лишенной дара речи, и о чудовище, которое пыталась разлучить ее с возлюбленным.

США, Балтимор, 1962 год, разгар Холодной фойны. Элайза Эспозито немая женщина, она живет одна, но часто проводит время со своим немолодым соседом Джайлсом, который также одинок. Элайза работает ночной уборщицей в аэрокосмическом научно-исследовательском центре, где большинство сотрудников считает ее убогой. Теплые приятельские отношения у нее сложились только с одной из коллег – очень разговорчивой темнокожей дамой Зельдой Фуллер. Младенцем Элайзу нашли возле реки, на ее шее имеются невыясненного происхождения шрамы, возможно, эти травмы и стали причиной немоты, девочка-подкидыш воспитывалась в сиротском приюте. Зельде частенько приходится защищает Элайзу от нападок враждебно настроенных товарок по работе.

В одну из смен в секретную лабораторию привозят заполненный жидкостью резервуар, в котором находится особо ценный объект для исследования. Любопытная Элайза успевает заметить, что внутри резервуара бьется некое живое существо.

Джайлс приводит Элайзу с свое любимое заведение, это сетевая пекарня, где он регулярно покупает лаймовый пирог. Элайзе десерт совершенно не нравится, но для Джайлса это удобный предлог перекинуться парой слов с молодым продавцом пекарни, к которому, похоже, он испытывает тайное влечение. Джайлс – художник-иллюстратор, он пытается зарабатывать деньги, создавая плакаты для компании, рекламирующей желе. Но его прекрасные работы не пользуются спросом, поскольку рекламодатели предпочитают услуги фотографов.

На работе Элайза и Зельда моют мужской туалет, когда туда заходит их босс, полковник Ричард Стрикленд. Прежде чем воспользоваться писсуаром, он моет руки. Стрикленд кладет на раковину дубинку с электрошокером, которая обычно используется на скотобойне. После ухода полковника Элайза видит пятна крови на раковине. Спустя некоторое время женщины слышат крик из лаборатории, где содержат особо ценный объект. Стрикленд выбегает оттуда, прижимая к груди искалеченную левую руку, на ней отсутствуют два пальца. Уборщиц немедленно посылают отмыть от крови помещение, где произошел инцидент. Элайза выплескивает на пол ведро воды, из-под стеллажа потоком выносит оторванные пальцы. Элайза кладет ампутированные части тела в бумажный пакет и отдает начальнику службы безопасности. Стрикленд отправлен в больницу, где ему попытаются пришить оторванные пальцы.

Элайза обнаруживает, что объектом исследования военных является невиданное Существо. Это человекоподобная амфибия. Элайза очарована Существом. Во время обеденных перерывов ей удается тайно проникать в запертую лабораторию, чтобы провести с ним время. Элайза кормит Существо сваренными вкрутую яйцами, учит языку жестов, дает послушать музыку со своих любимых пластинок. Существо реагирует на это положительно, ведет себя с Элайзой неагрессивно. Одно из их свиданий прерывает появление полковника. Элайза прячется. Стрикленд начинает жестоко истязать Существо электрошокером, мстит ему за искалеченную руку.

Новый научный сотрудник Центра доктор Роберт Хоффштетлер на самом деле является советским шпионом по имени Дмитрий. Он встречается со своими руководителями, те отвозят его в ресторан, где начинают обсуждать интересующий русскую военную разведку объект. Хоффштетлер утверждает, что исследуемое Существо похоже на разумное, оно способно к общению. Руководство русской шпионской организации настаивает на том, что агент Дмитрий должен убить Существо с помощью смертельной инъекции, чтобы американцы не имели возможности продолжить свои научные исследования. Между тем, босс Стрикленда, генерал Хойт намерен отдать приказ, чтобы ученые препарировали тело амфибии. Американцы заинтересованы в скорейшей разработке технологий для космических путешествий, поскольку в настоящее время русские их в этой области заметно опережают.

Элайза крайне обеспокоена судьбой Существа, его жизнь в опасности. Она сообщает Джайлсу, что хочет спасти Существо, к которому испытывает нежные чувства. Существо – единственный, кто не воспринимает Элайзу неполноценной, он так же, как она, не умеет издавать членораздельных звуков, но любит слушать музыку и всегда рад встрече с Элайзой. Джайлс находит идею о спасении неведомого зверя неудачной. Он – не человек, а объект научных исследований, его похищение из лаборатории – незаконное деяние. Элайза убеждена: если они ничего не сделают и позволят военным убить Существо, то их тоже нельзя будет считать людьми.

Джайлс наносит очередной визит в пекарню. Он начинает дружескую беседу с продавцом пирогов, дотрагивается до руки молодого человека. Тот реагирует на этот жест отрицательно, резко заявляет о своей гомофобии. Ситуация еще сильнее накаляется, когда в заведение входит темнокожая супружеская пара. Молодой человек придерживается расистских взглядов, он требует, чтобы неугодные посетители покинули его заведение. Джайлсу он тоже велит уйти.

Столкнувшись с подобной нетерпимостью, Джайлс осознает, что был неправ, отказавшись помочь Элайзе спасти Существо. Теперь он готов принять участие в осуществлении ее рискованного плана.

В конце рабочей смены Элайза разворачивает объектив одной из камер слежения так, чтобы образовалась слепая зона. Она подкрадывается к резервуару, где содержат Существо, перегружает его в корзину с грязным бельем и везет тележку к автостоянке, там за рулем грузовика ее уже поджидает Джайлс. Зельда замечает Элайзу и понимает, что та пытается сделать. После некоторых колебаний Зельда решает помочь подруге. Полковник, заподозрив неладное, направляется к стоянке. Ему не удается определить, кто именно похитил Существо. Стрикленд видит только спешно покидающий территорию Центра грузовик, который по пути таранит его новый дорогой автомобиль.

Элайза приводит Существо в свою квартиру. Она помещает его в ванну, добавив в воду химические вещества, которые ей дал доктор Хоффштетлер (ученый догадался о намерении немой уборщицы вывезти человека-амфибию, для сохранения здоровья которого необходимы определенные условия содержания), и некоторое количество соли.

Следующей ночью полковник Стрикленд опрашивает сотрудников Центра по поводу произошедших накануне событий. Элайзе и Зельде удается убедить босса, что они ничего об этом не знают. Стрикленд уверен, что уборщицы не имеют свободного доступа в секретную лабораторию и поэтому не могут быть причастны к похищению объекта исследований. Перед уходом Элайза на языке жестов адресует полковнику оскорбительную фразу, которую Зельда переводит как слова благодарности.

Ночью Джайлс ухаживает за обессилевшим Существом, но старика одолевает сон. Существо выбирается из ванны, бродит по дому, обнаруживает одну из кошек Джайлса. Испуганное животное шипит на Существо, тот в ответ тоже издает подобные звуки, а потом хватает кошку и откусывает ей голову. Джайлс просыпается, обнаруживает, что Существо пожирает его питомца. Старик в шоке, он пытается отобрать у человека-амфибии его добычу. Тот расцарапывает Джайлсу руку и убегает. Возвращается с работы Элайза, сосед рассказывает ей о случившемся. Элайза немедленно отправляется искать беглеца и обнаруживает его в пустом кинозале, над которым расположены их с Джайлсом жилища. Он заворожен зрелищем, которое видит на экране. Элайза возвращает Существо наверх. Человек-амфибия чувствует себя виноватым, он опускается перед Джайлсом на колени, потом касается его головы и пораненной руки. Места его прикосновений начинают светиться синим светом. Утром Джайлс обнаруживает, что рана на руке без следа исчезла, а на его лысине отрасли волосы.

Элайза и Существо вступают в интимную связь. Женщина даже полностью заполняет водой помещение ванной комнаты, чтобы иметь возможность поплавать в объятиях своего возлюбленного. Однако это приводит к протечке потолка кинотеатра, и его хозяин требует устранить неполадки, грозя своим жильцам выселением. Элайза планирует выпустить Существо на свободу, когда во время ожидающихся вскоре дождей поднимется уровень воды в близлежащем канале, из которого можно будет уплыть в океан. Но она сильно привязалась к своему возлюбленному и очень счастлива с ним. Элайза даже представляет себя героиней мюзикла, которая поет своему избраннику о любви и кружится с ним в танце.

Генерал Хойт дает полковнику Стрикленду 36 часов на поиски пропавшего Существа. Русские руководители Хоффштетлера приказывают своему агенту в течение ближайших двух суток осуществить вскрытие тела подопытного объекта. Ученый через Зельду предупреждает Элайзу, чтобы та немедленно выпустила Существо на волю. Зельда приходит к Элайзе домой и обнаруживает, что физическое состояние существа ухудшилось. Женщины решают приступить к его спасению незамедлительно.

Стрикленд устраивает слежку за Хоффштетлером и выясняет о его связи с советской разведкой. Руководителям советского агента становится известно, что Дмитрий нарушил их приказ. Они намереваются его убить, но в дело вмешивается полковник Стрикленд, он стреляет во вражеских шпионов и убивает их. Смертельно раненного Хоффштетлера он пытает, требуя выдать имена и местонахождение всех русских агентов в Балтиморе, у которых, как он полагает, находится похищенное Существо. В ответ Хоффштетлер только смеется.

Стрикленд отправляется в дом Зельды, допрашивает ее мужа Брюстера. Полковник дошел до крайней степени безумия, пытаясь спасти свое положение. Он отрывает откушенные ранее Существом пальцы, которые после операции по восстановлению так и не прижились. Брюстер выдает полковнику информацию, что в похищении замешана его жена вместе со своей немой коллегой.

Стрикленд отправляется к Элайзе, но Существа там не обнаруживает. Полковник догадывается, куда его унесли, по записи, которую сделала Элайза на листке календаря.

Элайза и Джайлс приносят Существо на набережную канала. Они тепло прощаются с ним. Существо жестами просит Элайзу последовать за ним. Элайза отказывается. В этот момент на набережной появляется Стрикленд и сбивает с ног Джайлса, потом стреляет в Существо и Элайзу. Он полагает, что убил их. Однако Существо оживает, раны на его теле затягиваются. Стрикленд в шоке, он понимает, почему жители Амазонии, где было отловлено Существо, поклоняются ему как богу. Существо убивает своего врага, перерезав острыми когтями полковнику горло. К каналу подъезжает наряд полиции и вызвавшая его Зельда. Существо берет на руки тело своей возлюбленной и прыгает в воду.

Под водой Существо целует Элайзу, и та оживает. У нее на шее появляются жабры. Закадровый голос Джайлса поясняет, что теперь влюбленные могут быть вместе.

Отзывы о фильме «Форма воды»

  • Ира 0
    Шикарный фильм. Глубокий, редко выходит что-то подобное
  • 1
    Банально по сюжету - чудовище которое лучше многих людей, и любовь к нему одинокой уборщицы. Мастурбация, геи, секс с уродом, злые военные, бородатые русские)))) Меня физически тошнит после этого фильма.
  • Daria 0
    хрень какая-то... не стоит тратить время.
  • Наталья -1
    Отличный фильм про любовь!!!
  • 0
    Гов- о полное, отстой
  • -1
    Хороший, талантливо снятый фильм.
  • 0
    Ерунда полная!
  • Лилия 0
    Пустая трата времени. Не советую.
  • Jurik 2
    Снято отлично (Гильермо Дель Торо по-другому не умеет). Смотреть интересно, но содержание какой-то горячечный бред. Какое-то нездоровое кинополотно, причём антисоветское. Хорошо, что писатель Беляев написавший роман "Человек-амфибия" не увидит этот фильм. Не ожидал такого от Гильермы.
  • 4
    Фильм не самый лучший,тем более для Оскара. Остался не приятный осадок после фильма,очень люблю режиссёра но Этот фильм не захватил.

Рецензии на фильм «Форма воды»

  1. Рецензия на фильм «Форма воды»
  2. B I Правила размещения рецензии
  • Оценка фильма
    6 из 10

    Форма толерантности — формула победы

    Все мы давно уже привыкли к тому, что практически во всех сферах социальной жизни присутствует политический подтекст, будь то олимпийские игры, Нобелевская премия, музыкальные или кинофестивали. Как говорил Владимир Ильич: «из всех искусств важнейшим является кино». Некоторые персоны на Фабрике Грёз используют кинематограф и по сей день как важнейший агитационный инструмент, в своих манипулятивных порывах зачастую пользуясь философией близкой скорее Геббельсу, нежели Ленину… Читать далее
  • Оценка фильма
    7 из 10

    Форма "Оскара"

    Невероятная история любви, предсказуемый эффект и штрихи Гильермо дель Торо. Режиссёр доказал всему миру, что его чудовища в фильмах не просто детские байки, а искусство. За вклад в кинематограф, за создание колоритного фильма получил заслуженную награду. Что же, «Лучший фильм» - это намного приятнее, чем «Лунный свет» в прошлом году… Читать далее
  • Оценка фильма
    7 из 10

    Достоин ли Оскара?

    С первых минут фильма ты говоришь сам себе: "Определенно достоин!". Улыбка всплывает на лице, и ты с нетерпением ждешь каждого последующего кадра. Гильермо дель Торо снял по истине завораживающую картину. Великолепные декорации, передающие дух шестидесятых, но лишенные реалистичности… Читать далее
  • Оценка фильма
    9 из 10

    Красавица и чудовище

    Приятно впечатляет, как Гильермо дель Торо выражает отношение к героям и событиям через оптику отношений и сексуальности. Регулярное самоудовлетворение главной героини (Салли Хокинс) показано с добродушной иронией; в ее дружеских отношениях со старым соседом-художником (Ричард Дженкинс) ощущаешь неуловимую пустоту; отношения подруги главной героини с мужем — отношения умной на бытовом уровне женщины, хитрованки, с житейски практичным простым парнем; интимная близость между антагонистом (Майкл Шеннон) и его женой показана с дурной натуралистичностью Эмиля Золя, да и сам по себе антагонист тошнотворно натуралистичен; а любовь главной героини и ее избранника показана, так сказать, с доброкачественной натуралистичностью-поэтичностью с примесью глубокой символики… Читать далее
  • Оценка фильма
    7 из 10

    «Форма воды: Призма идеологии в противовес обычности нравов»

    «Форма воды: Красавица и чудовище» Вода бывает разной. Она может быть жидкой, твёрдой и даже в виде газа, но главное, что вода окружает нас повсюду и жизнь без неё невозможна. Налей воду в сосуд, она незамедлительно примет её форму - кувшина, графина или чашки. Скажу глупую, но логичную вещь - не было бы воды - не было бы каждого из нас… Читать далее
Оформить подписку