Фильм Стекло

Glass
Режиссер
М. Найт Шьямалан
Актеры
Джеймс МакЭвой, Брюс Уиллис, Сэмюэл Л. Джексон, Сара Полсон, Аня Тейлор-Джой, еще
Невероятно умный террорист-инвалид Элайджа Прайс, который больше известен под псевдонимом Мистер Стекло, объединяется с маньяком Кевином Крамбом, в теле которого живет жестокий убийца по прозвищу Зверь, чтобы противостоять их старым врагам – спасшейся из плена Крамба, девочке-подростке Кейси и стареющему неуязвимому супергерою Дэвиду Данну.

Съемочная группа

Продюсеры
Марк Бьенсток, Джейсон Блум, Ашвин Раджан, еще
Сценарист
М. Найт Шьямалан

Знаете ли вы, что

  • На фестивале Comic-Con 2018 года режиссер фильма М. Найт Шьямалан отметил, что этот фильм является уникальным проектом. Впервые принадлежащая студии Disney компания Buena Vista International, которая владеет правами на фильм «Неуязвимый» (2000), и студия Universal Pictures, которая владеет правами на фильм «Сплит» (2016), согласились объединиться, чтобы вместе снять фильм.
  • Съемки фильма начались 2 октября 2017 года и продлились 39 дней.
  • Сценарий фильма состоял из 134 страниц.
  • На создание трилогии у режиссера М. Найта Шьямалана ушло 19 лет. Фильм «Неуязвимый» (2000) был создан вскоре после успеха картины «Шестое чувство» (1999). И только через 16 лет вышел сиквел – «Сплит» (2016).
  • Это первый фильм М. Найта Шьямалана, который является производством студий Universal Pictures и Touchstone Pictures (принадлежащая компании Disney).
  • Ранее М. Найт Шьямалан уже работал со студией Disney, когда снимал фильм «Таинственный лес» (2004).
  • Это пятый совместный фильм Брюса Уиллиса и Сэмюэла Л. Джексона. Предыдущие 4 были: «Заряженное оружие 1» (1993), «Криминальное чтиво» (1994), «Крепкий орешек 3: Возмездие» (1995) и «Неуязвимый» (2000).
  • Сценарист и режиссер фильма М. Найт Шьямалан черпал вдохновение в комиксах: «Saga», «Forbidden Brides of the Faceless Slaves in the Secret House of the Night of Dread Desire», «Sand Castle», «Paper Girls», «Daytripper» и «Last Look».
  • Фильм был снят в бывшей психиатрической больнице, расположенной в Аллентауне, штат Пенсильвания.
  • День выхода фильма в прокат в США совпадает с днем, когда М. Найт Шьямалан впервые анонсировал этот фильм (18 января).
  • Это уже третий фильм, для которого Джеймс МакЭвой брил свою голову. Первые два были – «Люди Икс: Апокалипсис» (2016) и «Сплит» (2016).
  • Это тринадцатая полнометражная режиссерская работа М. Найта Шьямалана.
  • Это второй фильм М. Найта Шьямалана в формате IMAX. Первый был «После нашей эры» (2013).
  • Брюс Уиллис и Сара Полсон ранее снимались в франшизе о друзьях Оушена. Уиллис сыграл эпизодическую роль в фильме «Двенадцать друзей Оушена» (2004), а Полсон – в фильме «8 подруг Оушена» (2018).
  • Шьямалан хотел создать трилогию, не похожую ни на что, созданное ранее. «Я хочу, чтобы каждый фильм был полноценным произведением по своей силе, своему повествованию и своей оригинальности, - говорит он. - Но художественная совокупность трилогии превосходит сумму эмоционального воздействия её частей. Эти три фильма родственны друг другу, как братья и сёстры». Продюсер Эшвин Раджан добавляет: «На это и была надежда. Это столкновение миров двух предыдущих картин. И для того, чтобы воплотить видение Найта, нужно было органично сплести два этих мира воедино, как с производственной, так и с сюжетной точки зрения».
  • Если в фильме «Неуязвимый» объектом интереса был человек, чьё скромное мнение на свой собственный счёт не давало ему увидеть его истинную силу, а в фильме «Сплит» рассматривалась смертоносная мощь чудовища, порождённого травмированным сознанием, то в фильме «Стекло» поднимается вопрос о природе самоидентичности: объективно ли мы являемся теми, кем себя ощущаем, или наш мозг способен формировать и в конечном счёте полностью определять нашу физическую реальность. Если человек уверовал в то, что он супергерой, становится ли он им, даже если эта вера является навязчивым состоянием или бредом? «Я интересовался психологией и психотерапией со времён обучения в колледже, так что эта тематика была очень органична для меня, - говорит Шьямалан. - Со временем мои исследования и сюжеты стали проникать друг в друга. Перед фильмом «Сплит», я читал о диссоциативном расстройстве личности и подумал: «О, а это может получиться очень занятно». Картина «Неуязвимый» начиналась точно также. Я порвал обе передние крестообразные связки в своих коленях, играя в баскетбол, и мне потребовалась длительная реабилитация, в процессе которой и зародился «Неуязвимый».
  • Для М. Найта Шьямалана объединение этих персонажей из фильмов, между которыми прошло 16 лет, стало полным сюрпризов в самых разных аспектах. «Я никогда не делал ничего подобного, - говорит он. - Так что в этом было нечто очень ностальгическое. Эти картины олицетворяют собой значимую часть моей карьеры, и я ощущал большую эмоциональную нагрузку и ответственность, понимая, что всё должно быть сделано правильно, - говорит он. - Зрители хотят посмотреть эту картину, потому что у них сформировалась связь с одним или обоими предыдущими фильмами, и это такие странные взаимоотношение с аудиторией, которых раньше у меня не было». Действительно, все его проекты являются оригинальными картинами. Он никогда ранее не снимал сиквел. «Обычно люди приходят на моё кино, потому что я рассказываю историю, которая кажется им интригующей, и о которой они мало что знают. Но на этот раз аудитория подготовлена. У неё есть ожидания. Это совершенно иной процесс, к которому я подошёл со всей серьёзностью».
  • В качестве бонуса, Шьямалану удалось инкорпорировать в фильм «Стекло» сцены, не вошедшие в картину «Неуязвимый», в виде воспоминаний Дэвида Данна и Джозефа. «Это было удивительно, потому что эти сцены, которые мы вырезали из фильма «Неуязвимый», навсегда засели у меня в голове, и я подумал, что я смогу использовать их в новой картине, если правильно вписать их в сюжетную линию, - говорит он. - Мы были очень рады возможности включить их в новое кино, и зрители не поверят тому, что увидят. В одной сцене будет мальчик, а уже в следующей он же, но в возрасте 25 лет, и без какой-либо графики. Это один и тот же человек. Такая же история с Брюсом Уиллисом. Увидеть, как человек буквально на глазах становится на 18 лет старше, - это производит мощный эффект».
  • Исполнительный продюсер Стивен Шнайдер говорит, что в итоге получился фильм, подобного которому ещё не было. «Каждая картина М. Найта Шьямалана уникальна, а в данном конкретном случае, - это комбинация разных жанров в одном гармоничном и целостном повествовании, - говорит Шнайдер. - Такого никто ещё не видел. И размах нереальный. Все покровы сняты, и ставки очень высоки, как для персонажей, так и для всего общества, учитывая возможные последствия».
  • Также, о силе Шьямалана как кинематографиста говорит тот факт, что все актёры из обоих фильмов согласились вернуться к своим ролям и сыграть в картине «Стекло». ««Неуязвимый» и «Сплит» были по сути деконструктивистским взглядом на фильмы о супергероях, - говорит МакЭвой. - «Сплит» вообще не воспринимался как фильм о супергерое или суперзлодее. Это было просто жуткое пугающее кино, зерно которого обнажилось лишь в самом конце намёком на сверхчеловеческие способности главного героя. И это здорово, потому что я участвую в супергероической франшизе «Люди Икс», и мне она очень нравится, но нельзя же постоянно рассказывать классические пафосные супергероические истории, правда? Нужно начинать помещать супергероев в разные обстоятельства и ситуации, и данная картина делает именно это».
  • В картине «Стекло» Крамб содержится в специализированной палате, оснащённой мощным гипнотическим стробоскопом. При появлении одной из его социально опасных личностей стробоскоп активируется и переключает сознание Крамба на другую личность. Зверь внутри него вступил в бой с Дэвидом Данном, не смог его одолеть и теперь одержим желанием уничтожить Данна. Он хочет обрести свободу. Однако не все из личностей Крамба верят в существование Зверя, а некоторые даже полагают, что гипотеза доктора Стэпл о том, что сверхспособности Зверя не более, чем галлюцинация, вполне себе состоятельна. «Играть Кевина крайне сложно, потому что для него весь этот мир крайне сложен, - говорит МакЭвой. - Он не хочет жить, поэтому играть его и чрезвычайно печально». У других его личностей свои проблемы. Здесь было очень важно правильно распределить время, потому что подготовиться к такому количеству ролей – это целая история. Но рутина та же, что и при подготовке к любой другой роли: Чего хочет персонаж? Как он этого добивается? Что мешает ему получить желаемое? Всё как всегда, просто персонажей очень много».
  • В одной из сцен фильма «Стекло» МакЭвою нужно было переключаться между множеством персонажей за очень короткий отрезок времени. «Вот тут было трудно, когда пришлось переключаться с одного на другого в одном дубле, - говорит он. - Нужно было полностью перевоплотиться в следующую личность, независимо от того, в каком эмоциональном состоянии она находится. То есть, из состояния истерии, глубокой печали или паники необходимо было мгновенно переключиться на спокойствие, дружелюбие или игривость. А это сложно, поскольку даже частота сердцебиения в этих противоположных состояниях совершенно разная. Это как резко переключать скорости в автомобиле».
  • Но самая физически затратная часть роли – это играть Зверя. «Он настолько физически напряжён и постоянно готов к броску из-за своей животной природы, что мне было физически больно его играть, - говорит МакЭвой. - После нескольких дней съёмок в этом образе, у меня ужасно болели ключицы и шея на протяжении нескольких последующих дней. На съёмках фильма «Сплит» это было не так заметно, потому что его роль заняла всего пару дней, но на этот раз, я очень много нахожусь в образе Зверя. Это было…., - он смеётся. - В общем, попил он мне крови, честно говоря». На его партнёршу по фильму «Сплит» Аню Тейлор-Джой наблюдение за тем, как МакЭвой играет эту роль, оказывало иной эмоциональный эффект. «Кевин разбивает мне сердце, - говорит Тейлор-Джой. - На днях я зашла домой, а мои родители смотрели «Сплит» по телевизору. И я зашла как раз на том моменте, где мы встречаем Кевина, и я разрыдалась. Он человек, с которым у Кейси формируется крепкая связь. Он её отражение, и мне кажется, что отношения, которые у них сложились, очень чистые и нежные. Кевин душевно изранен и нуждается в защите. Поэтому и появились другие личности, они призваны защищать его».
  • Когда мы впервые видим Кейси Кук на экране в фильме «Стекло», это происходит по прошествии трёх недель с того момента, как она вырвалась из лап самого смертоносного альтер-эго Кевина Крамба по имени Зверь. «Кейси – это девушка, которая прошла через такое, чего не должно случаться ни с кем, - говорит Тейлор-Джой. - Но она очень стойкая. Она восстанавливается. И в этом фильме она уже довольно сильно отличается от себя в «Сплите». Она пережила кошмар, но он научил её быть собой и не клеймить себя за множество вещей».
  • Она снова учится в школе, и в той же (совпадение?), которую когда-то закончил Джозеф, сын Дэвида Данна. Она больше не находится под опекой своего дяди-извращенца, а её статус единственной выжившей после встречи со Зверем сделал её знаменитостью среди сверстников. Она обретает свой голос, силу и уверенность. Для Тейлор-Джой это было существенным изменением по сравнению с той Кейси, которую мы видели в фильме «Сплит». Там она боялась за свою жизнь и постоянно была заперта в крошечных комнатках. Поначалу, Тейлор-Джой было не очень комфортно с новой Кейси. В некотором смысле ей пришлось заново искать зерно этой роли. «Меня немного выбила из колеи задача быть Кейси вне замкнутого пространства. В стрессовой ситуации ты ведешь себя иначе. Мне нужно было понять, кем Кейси является сейчас. Этот процесс был немного болезненным, но теперь мне с ней очень комфортно, и я даже чувствую изрядную долю умиротворения, поскольку увидела и поняла её другую сторону».
  • В новой картине Кейси становится защитницей госпитализированного Кевина Крамба. Несмотря на своё расстройство, он был первым человеком, который по-настоящему увидел Кейси и почувствовал её боль. Она, в свою очередь, почувствовала его боль. «Оба этих персонажа были сломлены и получили ужасные травмы, и на этой почве между ними возникает особая связь, - говорит Тейлор-Джой. - Они – родственные души».
  • Самый значимый новый персонаж трилогии – это доктор Элли Стэпл, знаменитая психиатр, которая специализируется на пациентах, мнящих себя героями комиксов. Она разработала экспериментальную медицинскую процедуру, призванную избавить пациентов от их навязчивых заблуждений, но её методы лечения вряд ли можно назвать гуманными. Сложно сказать, насколько чисты её намерения, и её восприятие зрителем будет меняться по ходу фильма. Эта многогранность и неоднозначность доктора Стэпл требовала, чтобы её играла актриса, которая не только не спасует перед тремя сильными персонажами (и актёрами) в лице Прайса, Крамба и Данна, но также обладает большой эмоциональной глубиной. Для Шьямалана эти качества идеально сочетаются в Саре Полсон. «Мне нужна была актриса, которая не уступает трём этим мужчинам по уровню мастерства, но также по энергетике и присутствию в кадре, - говорит Шьямалан. - Мне также нужна была актриса с высоким интеллектом, которая будет твёрдо держать удар против трёх этих суперзвёзд. И на этот бой я выбрал Сару Полсон, и ничуть не прогадал».
  • Полсон с удовольствием погрузилась в мир своего персонажа. «Элли – это доктор, обладающая невероятным состраданием, глубоко убеждённая в том, её взгляды и подходы могут решить многие мировые проблемы, - говорит Полсон. - Однако, не все с этим согласны. Лично я считаю, что она скорее на стороне добра, хотя и не разделяю её мнений в отношении некоторых вещей. Тем не менее, мне понятна логика её действий». Одним из которых является установка сложных систем сдерживания и контроля Крамба, Данна и Прайса. Какой бы сопереживающей она ни казалась, ею движут амбиции и желание совершить прорыв в психиатрии, который бы установил новую планку в её профессии. Вопрос в том, помогает ли она этим людям, или, наоборот, ломает их? «Этот фильм поднимает вопросы: «Что таится внутри каждого из нас?», «Правильно ли верить, что ты способен на что-о, или даже на всё?», «Должны ли мы сомневаться?», «Насколько стоит позволять своей вере определять свою жизнь?», - говорит Полсон, - Этот внутренний мыслительный процесс было очень интересно разбирать на составляющие. Действие этого фильма разворачивается не в вымышленном мире. Это реальность. Так что происходит, когда у человека появляется вера в то, что он обладает суперспособностями, и что, возможно, он поднялся на новую ступень эволюции?».
  • Для Спенсера Трита Кларка возможность вернуться к роли, которую он исполнял ребёнком, стала удивительным подарком, который просто ошеломил его. «Всё это было нечто из области невероятного, - говорит Кларк. - Когда вышел фильм «Сплит», я был в туристическом походе с друзьями, и на моём телефоне был установлен авиарежим. Когда я вернулся и включил связь, на меня свалилось не менее пятнадцати смс с вопросом, видел ли я его. Ну я, естественно, пошёл, и в конце, когда я услышал музыкальную тему из «Неуязвимого», а потом увидел Брюса, я был в шоке. У меня не было никаких ожиданий, и когда мне сообщили, что мне должен позвонить Найт, я был уверен, что это будет звонок вежливости, чтобы сказать мне, что они пригласили Криса Хемсворта или кого-то ещё сыграть Джозефа. Но он сказал, что у него есть роль для меня, а через два месяца я получил сценарий. Чистое безумие». Его также удивило, насколько содержательной и критически важной является роль Джозефа в картине «Стекло». Она оказалась гораздо больше, чем Кларк ожидал. «Я согласился на участие в проекте ещё до того, как прочитал сценарий, и я не дал моим агентам никакого пространства для переговоров, - говорит он. - Найт мог бы нарядить меня в костюм клоуна и поставить в угол на весь фильм, и я бы всё равно не отказался».
  • Одним из ключевых позитивных факторов данной роли для Кларка стала возможность вновь поработать с Шьямаланом, который был его наставником на проекте «Неуязвимый». «Найт оказал огромное влияние на меня, - говорит он. - Это был человек, который успешно строил свою карьеру в области искусства, и он был молод. В то время он был на пару месяцев младше, чем я сейчас, и эта мысль сводит с ума. У меня есть невероятные фотографии нас обоих с тех съёмок, и мы оба выглядим как младенцы. Так что, я был готов на всё, ради этого. Найт задал мне вопрос: «У тебя осенью будет время?», - смеётся Кларк. - А я ответил: «Э… дай-ка я проверю свой график, но я уверен, что окно найдётся».
  • Для главного художника картины Криса Трухильо Государственная Больница Аллентауна, которая сыграла роль психиатрической лечебницы в фильме «Стекло», задала общую визуальную тональность фильма. «Когда попадаешь в подобные грандиозные, но заброшенные здания, и видишь эту монументальность, присущую началу прошлого века, испытываешь нечто невероятное, - говорит он. - И тот факт, что данная больница была спроектирована именно как психиатрическая лечебница, также крайне интересен. Это дало нам возможность более точно представить, как выглядел этот мир».
  • Комнаты, где содержались три главных персонажа (Данн, Прайс и Крамб), должны были с одной стороны не выбиваться из общего визуального облика больницы, а с другой, особым образом модифицированы, чтобы сдерживать определённые сверхспособности каждого из пациентов. Персонажи и сюжетная линия напрямую влияли на художественные решения. «Каждая комната оформлена под конкретную персону, - говорит продюсер Раджан. - Дэвид Данн, у которого непростые отношения с водой, содержится в комнате, оснащённой водопроводной системой, которая способна затопить помещение, если он попытается бежать. Орда (Крамб) содержится в комнате с мощными прожекторами, способными переключать его с одной личности на другую, а Мистер Стекло (Прайс) содержится в комнате с мягкими стенами, чтобы исключить возможность случайных или преднамеренных переломов костей».
  • Комната Данна с водопроводной системой оказалась самой сложной в производстве. Трухильо комментирует: «Там нужно было многое коцептуализировать, придумать как сделать эту декорацию очень интересной и шокирующей, но вместе с тем правдоподобной. Используемые материалы должны были существовать в реальном мире, и это должно было быть что-то, что действительно можно воссоздать». Результат говорит сам за себя.
  • Трухильо хотел придерживаться минималистического подхода к дизайну и использовать яркие цвета только в определённых и стратегически важных моментах. «Во всех декорациях и костюмах прослеживается очень явная цветовая тема, - говорит Трухильо. - Разные места обладают своей конкретной гаммой, чтобы зрителю были понятны наши намерения. В одном пространстве может быть ненасыщенная, обесцвеченная атмосфера клаустрофобии, а в другом более насыщенные оттенки и цветовые решения. Мы стараемся прямо проецировать свои взгляды на психологию этих персонажей с помощью цветовых акцентов в пространстве. Всё это было сделано совершенно намеренно».
  • Одной из самых сложных задач, вставших перед художником по костюмам Пако Дельгадо, стало совмещение цветовых гамм и визуальных стилей двух картин, снятых с перерывом в 16 лет, и в то же время создать собственную уникальную эстетику фильма «Стекло». «Мы переплетаем две разные истории: сюжет фильма «Неуязвимый» и сюжет фильма «Сплит», - говорит Дельгадо. - И это непросто, поскольку необходимо выдерживать определённую цветовую гамму. Исторически сложилось так, что у каждого персонажа есть определённый цветовой мотив в гардеробе. Дэвид Данн носит зелёное, Мистер Стекло фиолетовое, а Орда жёлтое. Поэтому, для фильма «Стекло», нам нужно было взять все три цвета из палитр предыдущих фильмов. А это значит, что остаётся очень ограниченная цветовая гамма для остальных персонажей фильма. Однако, в этом есть и плюсы, поскольку тебе сразу понятно цветовое направление». «У нас есть персонажи, которые помимо того, что обладают сверхспособностями, живут вполне себе нормальной жизнью. Мы пытались нащупать баланс, где начинается супергерой и заканчивается обычный человек. Это две стороны одного персонажа. Например, когда мы хотим одеть Дэвида Данна, мы придерживаемся зелёной палитры, но оттенки гораздо более приглушённые, чем его зелёный плащ, в котором он выходит вершить своё правосудие. То же самое относится к другим персонажам». Данные три цвета – зелёный, фиолетовый и жёлтый – распространяются и на образы близких людей этих трёх мужчин. Это обеспечило визуальную связь между Дэвидом Данном и его сыном, между Прайсом и его матерью, а также между Крамбом и Кейси Кук. Главное было сделать это органично и ненавязчиво. «Очевидно, что их близкие не являются супергероями, так что здесь цветовая идентификация не так бросается в глаза», - говорит Дельгадо.
  • Отличительной чертой всех фильмов М. Найта Шьямалана является органичная интеграция визуальных эффектов в реальный мир. В отличие от практически всех других проектов больших студий, и в особенности фильмов о супергероях, его эффекты никогда не привлекают к себе внимания. Более того, зачастую невозможно определить, какие элементы были созданы с помощью графики, если она, вообще, применялась. Это связано как с творческим замыслом, так и с практическими соображениями. «Стекло» - это картина в стилистике комиксов, бюджет которой в десять раз меньше любого другого фильма, основанного на комиксах, - говорит Шьямалан. - У меня множество причин, объясняющих мой подход к реализации графики, но с художественной точки зрения, я верю в минимализм и важность ограничений. Я считаю, что мы показываем наилучший результат, когда нам приходится действовать в заданных параметрах: Вот тебе четыре карандаша, а теперь покажи, какую картину ты способен ими нарисовать». Шьямалан продолжает: «Мы хотим, чтобы фильм был в хорошем смысле приземлённым, но в то же время составлять конкуренцию тому уровню зрелищности, который зрители привыкли ожидать от фильмов студии MARVEL, например. Понятно, что зрители, которые идут на мой фильм, изначально знают, что ничего подобного там не будет. Они идут на психологический триллер. Это даёт нам преимущество. Когда едешь 50 километров в час и резко ускоряешься до 70, то кажется, что ты едешь все 100. На эту иллюзию мы и рассчитываем. Вы смотрите драму и вдруг возникает нечто слегка неординарное. Это именно то, что обеспечивает нам компьютерная графика в фильме «Стекло»».
  • У всех франшиз от Звёздных Войн и Парка Юрского периода до серии «Гадкий Я», есть собственные узнаваемые музыкальные темы. Таким образом, музыка становится неотъемлемой частью и синонимом франшизы. Картина «Стекло» стала третьей частью трилогии, но эта франшиза не похожа ни на одну другую в истории кинематографа, и это дало возможность М. Найту Шьямалану и его композитору Уэсту Дилану Тордсону написать саундтрек, не уступающий ей по уникальности. «Написание музыки для фильма «Стекло» было исключительной по сложности задачей, потому что мы снимали продолжение двух фильмов из двух разных временных периодов, а это значит, что изначально у нас было два музыкальных стиля из совершенно разных поколений, - говорит Шьямалан. - В фильме «Неуязвимый» звучала классическая голливудская симфоническая музыка, которая, однако, была весьма необычна с большим акцентом на перкуссию, что было крайне прогрессивным в то время. Фильму «Сплит» с точки зрения звука исполнен в духе альтернативного рока. Мы брали звук виолончели и подвергали его всевозможным обработкам, и это очень прогрессивно на сегодняшний день. Так как объединить два этих подхода в одном фильме?».
  • Решение, которое предложил Тордсон, заключалось в том, чтобы он взял музыкальные темы из фильма «Неуязвимый», написанные Джеймсом Ньютоном Ховардом и переработал их в собственном стиле. «Получилось более минималистично, очень просто и прозрачно с фирменным почерком Уэста», - говорит Шьямалан. Кроме того, были задействованы темы из фильма «Сплит», написанные Уэстом. В дополнение к этому он написал новые темы специально для фильма «Стекло». И, наконец, для сцен-воспоминаний из фильма «Неуязвимый» была использована оригинальная музыка из этого фильма. «Это была эволюция, - говорит Шьямалан. - Уэст работал над фильмом не менее одиннадцати месяцев, кажется. Он полностью отдался работе. Он переехал в Филадельфию, установил своё оборудование в нашем офисе и в своём доме в Филадельфии, и начал творить».
  • В процессе работы над фильмами «Сплит» и «Стекло» Тордсон и Шьямалан поняли, что в плане творчества они - родственные души. «Аутентичность – наша главная задача, как кинематографистов, и практически всё, что вы слышите в фильме создано непосредственно Уэстом. Написано, синтезировано и адаптировано им. Вкус одного этого человека помогает мне рассказывать мою историю, чтобы вы почувствовали эти очень сильные, дерзкие ходы».

Ошибки в фильме

  • Когда охранник, Пирс, входит в офис и видит остатки сэндвича и банана, его предупреждают, что что-то не так. Однако, позже, когда доктор Стейпл входит в офис - еда исчезает со стола. Маловероятно, что Илия, перепрограммируя компьютерную систему, вдобавок ещё и очистил стол.
  • В гвардейском офисе на большом настенном календаре изображен ИЮНЬ с 9-дневным «Х», но через пару дней персонажи сидят на вокзале с украшенной рождественской елкой в центре вокзала.
  • Шрамы Илии показаны в виде длинной линии с несколькими небольшими линиями, пересекающими её через равные промежутки - они предназначены для изображения швов от операции. Тем не менее, настоящий рубец заживает как линия, ограниченная точками, так как только места, прорезанные иглой, оставят рубец. Шовный материал, который пересекает перпендикулярно исходную линии разреза не оставил бы никаких глубоких отпечатков своего присутствия.
  • В завершении сцены, когда три «оставшихся» персонажа ждут реакции людей на вокзале, миссис Прайс начинает держать руки своих двух оставшихся в живых людей. Кофейная чашка, которую ей только что подарил Джозеф за несколько секунд до этого момента, полностью исчезает из её рук.
  • Джозеф упоминает о «увечьях в зоопарке», то есть событиях, которые в Сплите происходят «три недели назад». Также несколько раз упоминается, что крушение Eastrail 177 произошло девятнадцать лет назад. Но в конце Сплита посетитель закусочной упоминает, что Мистер Гласс был «закрыт» ПЯТНАДЦАТЬ лет назад. Поскольку крушение поезда и захват Илии были разделены всего несколькими днями, оба временных события не могут быть правдой.
  • Дэрил паркуется перед больницей перед сменой ночью, когда мистер Гласс приводит в движение свой план. На следующее утро, когда прибывает доктор Стейпл, машины Дэрила нет. Дэрил не покинул больницу - он был убит мистером Глассом в ту ночь.
  • Когда в туннелях толкают инвалидную коляску мистера Гласса, Кевин виден с голыми ногами под одеждой смотрителя. Когда «Зверь» нападает на охранников – он в комбинезоне.
  • Камера отражается на фургоне, когда «Зверь» нападает на Дэвида Данна в кульминации фильма.

Сюжет

Осторожно, текст может содержать спойлеры!

В подвале четыре девушки в форме черлидерш прикованы цепями к металлическому поручню. Кевин Крамб, человек, в сознании которого умещается 24 личности, разговаривает с ними голосом Патрисии. Она говорит, что им скоро явится Зверь.

Два подростка нападают на улице на одинокого прохожего. Один бьет мужчину, другой снимает сцену на телефон. Подростки с гоготом убегают. К пострадавшему походит человек в зеленом дождевике с капюшоном. О спрашивает мужчину о его самочувствии.

Хулиганы дома смотрят на видео сцену избиения. Они слышат какой-то шум в прихожей. Ты не закрыл дверь! Кто там? Иди, покажи свой могучий удар. Один из подростков идет посмотреть, кто проник в квартиру. Гаснет свет, слышится шум ударов. Наступает тишина. В проеме двери появляется силуэт человека в дождевике с капюшоном. Второй подросток в ужасе застывает на месте.

Охранное агентство Данна. Дэвид Данн отпирает входную дверь, заходит внутрь. Он подходит к своему сыну Джозефу, который сидит за компьютером. Тот сообщает отцу: похищено четыре подростка, подозрения падают на Орду. Вообще было интересно. Но ты засветился, тебя теперь в интернете называют не Тихушник, а Надзиратель. Джозеф предполагает, что Орду надо искать в промзоне. Он показывает локацию этого района на мониторе компьютера Дэвиду, предупреждает отца: тебя активно ищут копы, будь острожен. Ладно.

В подвале Кевин (субличность 9-летний Хедвиг) катается вокруг девушек на роликах. Жертвы преступника спрашивают: почему выбрали нас? Вы нечестивые, никогда не страдали. Зверь за вами скоро придет. Я пересекусь с ним, это будет моя награда.

Дэвид идет по промзоне, он как бы случайно прикасается руками к идущим со смены рабочим. Дэвид замечает полицейскую машины, сворачивает в сторону. Он разговаривает по переговорному устройству с Джозефом: я его упустил, все разошлись по домам, возвращаюсь. В этот момент Дэвид видит идущего по тротуару идущего мимо Кевина, это взрослый мужчина, но ведет себя он как подросток. Дэвид прикасается к парню рукой, у него возникает видение: четыре девушки, прикованные цепями в подвале. Он сообщает Джозефу: я его нашел. Это какой-то цех, красный кирпич в штабелях. Сын отвечает отцу: там неподалеку есть заброшенный кирпичный завод. Это к югу.

Девушки в подвале пытаются освободиться. Появляется мужчина в дождевике. Он при помощи арматуры выворачивает поручень, к которому прикованы пленницы. Девушки освобождаются. Слышны какие-то странные звуки. Девушки в ужасе. Появляется Зверь, в которого превратился после непродолжительных корчей Кевин. Дэвид командует девушкам: бегите! Зверь несется к Дэвиду по потолку, спускается на пол, швыряет в противника тяжелый стол. Начинается схватка, противники пытаются задушить друг друга, приложить об стену. Они катаются по полу. Дэвид, удерживая в захвате Зверя, разбивает застекленное окно. Противники вываливаются наружу, падают на землю, поднимаются и видят стоящих неподалеку полицейских, которые целятся в них. Вместе с копами женщина. Она отдает команду, зажигаются стробоскопические светильники, Зверь превращается в другую субличность Кевина – Барри. Стойте, он теперь не представляет опасности! По распоряжении женщины полицейские отвозят Кевина и Дэвида в специальную психиатрическую лечебницу Рейвен-хилл. Джозеф слышит переговоры на полицейской волне и узнает о том, что отец схвачен.

Женщина доктор, которую зовут Элли Стейпл сообщает Кевину, что его палата оборудована гипнотическими светильниками. Если агрессивная личность проявит себя, светильники автоматически включатся и загонят ее снова в подсознание. Дэвиду Элли рассказывает, что в его палате имеются устройства для подачи туда воды под большим давлением, перед которой Дэвид испытывает ужас и которая лишает его сил. Так что любая попытка к бегству или акция неповиновения будут немедленно пресекаться. Элли говорит, что ее специализация – пациенты, считающие себя супергероями. Она приехала в лечебницу ради них обоих.

Элли просматривает медицинскую карту находящегося в той же лечебнице инвалида-террориста Элайджи Прайса. Он страдает редкой болезнью несовершенный остеогенез, отчего его кости чрезвычайно хрупки. Его прозвище Мистер Стекло.

Санитар приносит Элайдже питье, сообщает ему, что в клинике появились два новых пациента.

Кейси Кук в школе вызывает директор. Он сообщает девушке, что пойман преступник, похитивший ее.

Одна из личностей Кевина нападает на санитара, принесшего пациенту несколько комплектов одежды. При помощи гипнотических устройств атака отражается. Занявшая на поверхности сознания Кевина личность интересуется у санитара: кто тот мужчина в дождевике? Он обычный человек? Он же не может быть сильнее Зверя?

Мать Элайджи наносит визит в лечебницу, она беседует с Элли. Я его не оправдываю, из-за него погибло множество людей. Элайджи ищет себя. Доктор Стейпл говорит, что Элайджи находится под воздействием седативных препаратов. Мать говорит, что ее сын для этого слишком умен. Он уверен, что супергерои получаются из людей вроде него и того человека, который единственный выжил в железнодорожной катастрофе 19 лет назад (ее устроил Мистер Стекло, тогда погибло более ста человек, уцелел только Дэвид Данн).

Дэвид и Кевин видят друг друга, когда санитары открывали двери их палат. Дэвид говорит Элли: вы держите его без охраны? Я должен выйти отсюда раньше, чем он. Элли просит согласия Дэвида на проведение МРТ. У вас возможно повреждение лобных долей головного мозга, вы получили травму в той катострофе.

Джозеф приходит в лечебницу, беседует с Элли. Он утверждает, что его отец просто шутник, никому не причинил вреда, его нужно выпустить. Элли говорит, что это не так. Дэвид творил самосуд, а потому он может остаться до конца своих дней в заведениях, подобных этому. Элли спрашивает: ваша мать умерла от лейкоза пять лет назад, это стало для вас с отцом потрясением? Да. И тогда вы поверили в неуязвимость отца и погрязли в этом заблуждении даже больше, чем он.

Кейси приходит в лечебницу и просит у Элли разрешения поговорить с Кевином. Та сначала отказывает девушке, но потом соглашается и приводит ее в палату к Кевину. Кейси разговаривает с несколькими субличностями, с которыми у нее был налажен контакт, с одним даже флиртует, просит слушаться доктора. Но этот доктор лжет! Высшая форма человеческой эволюции – Зверь. Наконец Кейси устанавливает связь с самим Кевином, назвав его полное имя. Девушка сообщает ему: я засудила своего дядю, он обращался со мной ужасно! И твоя мать с тобой – тоже. Кевин говорит: мы с тобой похожи. Прости, мне нужно уйти. Мне нельзя долго находиться на свету.

Элли говорит Элайдже: мы оснастили камерами всю лечебницу и ее окрестности. Вам пора пройти курс корректирующей терапии. Будем воздействовать на лобные доли вашего головного мозга. Процедуру проведем через три дня.

Санитары обнаруживают Элайджу, который каким-то образом выехал в инвалидном кресле из палаты в коридор. Ты, наверное, дверь забыл запереть. Надеюсь, он не успел добраться до лекарств. Санитары отвозят инвалида опять в палату.

Элли собирает вместе Элайджу, Кевина и Дэвида. Вы заблуждаетесь, если считаете себя героями комиксов. Какой-то момент в вашей жизни заставил вас в это поверить. Вы такой момент не припомните, Дэвид? Дэвид вспоминает, как в детстве он чуть не утонул в бассейне. Вот ваше МРТ, на нем заметно подозрительное затемнение лобных долей. Возможно, последствия того самого происшествия. И у Элайджи с Кевином – симптомы такой же патологии. Вот вы, Дэвид, откуда знаете, кто хороший, а кто плохой? Интуиция. Когда я прикасаюсь к человеку, меня посещают видения. Элли пытается рационализировать интуитивные прозрения Дэвида: вы увидели Кевина, взрослый с виду человек вел себя как мальчишка. А на коленях у него – следы от кирпичной пыли. Вы сопоставили все увиденное и мгновенно сделали вывод. Никакой мистики. Дэвид отвечает: вы моделируете мысли, которых у меня не было.

Элли говорит Кевину: на компьютере в зоопарке, где вы жили с отцом смотрителем, были кадры про скалолазов. А скалолаз может лазать по стенам. А прутья гнуть? Там были старые проржавевшие прутья. Даже мне удалось бы их согнуть. А как насчет пуль? Мы проверили условия хранения боеприпасов у охранников. В шкафчиках для оружия была недопустимая влажность, патроны были испорчены. Ваша вера – ложная. Если супергерои существуют – почему вас только трое?

Джозеф в магазине рассматривает комиксы. В одном из них он обнаруживает запись: кто его родители? Он ищет информацию о Кевине в интернете, выясняет, кто были его родители, приходит в ужас.

Вечером происходит пересменка санитаров. Заступающий на ночную смену санитар болтает с охранником. В это время Элайджа проникает в комнату охраны, просматривает информацию в компьютерах. Потом находит личное дело Кевина: 24 личности, одна из них – Зверь.

Элайджа проникает в палату Кевина. Он разговаривает с Патрисией. Я хочу убедиться в реальности Зверя. Если слухи (на которых построены все комиксы) о сверхсуществах не врут, я завтра вытащу отсюда вас всех. Патрисия советует Элайдже: хотите выжить – понравьтесь Зверю. Тот говорит: а вы завтра назначьте общий сбор, или как это у вас называется. Элайджа возвращается к себе в камеру.

Утром Элли упрекает Элайджу: вы нас обманывали, камеры зафиксировали, как вы выходите из палаты. Поэтому процедура состоится сегодня.

После завершения процедуры Элайджу возвращают в палату. Заходит санитар, приносит Элайдже еду. Тот никак не реагирует на его появление. Санитар усаживается напротив Элайджи, рассматривает его в упор. Элайджа стремительным движением руки, в которой зажат осколок стекла, перерезает санитару горло и покидает свою палату, отправляется в палату Кевина. Появляется Зверь, он ползает по стенам и потолку, рычит: ты веришь? Да, всю жизнь верил. Зверь говорит: моя Орда теряет в меня веру. Элайджа говорит, что сегодня должно состояться открытие нового небоскреба, на церемонии будет много людей. Если ты там сразишься с Дэвидом – это увидят все, твоя Орда снова поверит в тебя. Как тебя звать? Зови меня Мистер Стекло.

Элайджа разговаривает через переговорное устройство на пульте охраны с Дэвидом. Сегодня я взорву склад химикатов при открытии нового небоскреба. Погибнет много людей. Я перекрыл трубы для поступления воды в твою палату. Так что ты должен оттуда выйти и победить Зверя, а то умрет много людей. Для этого нужно только пройти сквозь стальную дверь.

Пришедший на смену санитар не обнаруживает в комнате охраны никого. Он видит на мониторе одной из камер слежения труп своего коллеги в палате Элайджи. Санитар заходит в помещение для хранения личных вещей пациентов. К нему навстречу выезжает Элайджа. Быстро палату! Сзади на санитара набрасывается Зверь и убивает его. Перевоплотившись в Патрисию, Кевин переодевается униформу медсестры и везет кресло с Элайджей в подвал. По пути Зверь убивает троих охранников.

Дэвид выбивает дверь и выходит из лечебницы. Туда приезжает Элли, она видит, как перед зданием лечебницы Зверь и Дэвид готовы вступить в схватку. За ними наблюдает Элайджа. Приезжают Джозеф, Кейси и мать Элайджи, затем наряд полиции. Но Зверь вынуждает полицейских спрятаться в здании клиники. Начинается схватка между Дэвидом и Зверем, во время которой противники демонстрируют сверхспособности.

Приезжает группа спецназа, вызванная Элли. Спецназовцы открывают огонь на поражение. Кевин погибает на руках рыдающей Кейси. Дэвид, которого Зверь во время схватки чуть не утопил в емкости с водой, теряет силы, его топит в луже, образовавшейся в расщелине асфальта, спецназовец.

На руках матери умирает и Элайджа. Его убил Зверь после того, как Джозеф сообщил Кевину о том, что поезд, в котором ехал его отец, был взорван Мистером Стекло. Перед смертью Элайджа сказал, что таким образом он создал супергероев из двоих людей: Дэвида и Кевина.

Элли из соображений секретности уничтожает записи, сделанные во время схватки суперменов, камерами наблюдения. Персоналу клиники она объявляет, что трое погибших пациентов были неизлечимы, все произошедшее с ними должно оставаться врачебной тайной.

Элли выступает на собрании тайного общества, которое поставило своей задачей нейтрализацию людей, обладающих сверхспособностями. Кого-то уничтожают, кого-то убеждают в том, что они – самые обычные люди. Элли должна отправиться на выполнение нового задании. Но перед этим она узнает, что Мистер Стекло успел передать записи с видеокамер своей матери, та с помощью Джозефа выложила их в интернет. И теперь миллионы людей наблюдают за подвигами Зверя и Надсмотрщика.

Элли воет от бессильной ярости. Тайное общество потерпело поражение: люди узнали о том, что сверсхпособности на самом деле существуют. Теперь потенциальные супергерои и суперзлодеи смогут реализовать себя. Наступил новый виток эволюции.

Отзывы о фильме «Стекло»

Рецензии на фильм «Стекло»

  1. Рецензия на фильм «Стекло»
  2. B I Правила размещения рецензии
  • Оценка фильма
    10 из 10

    Завершение трилогии

    Стекло. Лента является продолжением, связующим звеном двух других фильмов М. Найта Шьямалана, фильма Сплит 2016-го года и фильма Неуязвимый 2000-го. В своё время от Сплита я остался в полном восторге. Это был очень крутой и напряжённый триллер с интересной концепцией и прекрасным Макэвоем… Читать далее
  • Оценка фильма
    8 из 10

    Limited Edition

    «This is not a cartoon. This is the real world.» Американский режиссёр М. Найт Шьямалан (цитируя Петра Фадеева, «автор одного хорошего фильма и кучи плохих») всегда умел удивлять. Есть в его кинематографических детищах некая эстетика, персональный почерк. «Неуязвимый», «Визит», «Сплит» - многие его работы вызвали у меня живой интерес, ведь режиссёр с трезвым взглядом на вещи попросту не способен сделать столь необычное кино… Читать далее
  • Оценка фильма
    4 из 10

    Супергерои среди нас

    Общее впечатление: М. Найт Шьямалан не отходит от своего стиля, все та же съемка как и в «Неуязвимом», «Сплите». Герои в отражениях, крупные кадры, камера иногда статична. Все это мы видели. А можно что-то новое? Нет! Хорошо, я согласна раз это трилогия, то она должна быть выдержана в одном стиле, что в принципе Шьямалану удается «на ура»… Читать далее
  • Оценка фильма
    6 из 10

    С двух сторон

    Это первый фильм, который хочется проанализировать с двух сторон. И отношение к нему такое же, двоякое. С одной стороны, у фильма просто мегакрутой трейлер, который держит в напряжении и притягивает взгляд зрителя. Команда актеров с этой точки зрения только поддерживает интригу и ножки невольно несут вас в кино для того чтобы… разочароваться… Читать далее
  • Оценка фильма
    5 из 10

    «Стекло», которое разлетелось вдребезги

    С киновселенной Шьямалана я познакомился не так давно. «Неуязвимого» и «Сплит» я посмотрел только этим летом. Но это не помешало мне полюбить оба этих фильма. «Стекло» я очень ждал, да и сам Элайджа в «Неуязвимом» мне понравился. Теперь я считаю, что кроссовер двух отличных фильмов, связанных только сценой после титров в «Сплите», оказался паршивой идеей… Читать далее
Оформить подписку