Фильм Конформист

Il conformista
ivi
7,7
КиноПоиск
8,0
IMDb
8,1
Ваша оценка:
Режиссер
Бернардо Бертолуччи
Актеры
Жан-Луи Трентиньян, Стефания Сандрелли, Доминик Санда, Гастоне Москин, Энцо Тарашо, еще
Кто такой нормальный мужчина? В Италии 1938 года ответ на этот вопрос предельно прост. Нормальный мужчина — семьянин, настоящий гражданин, настоящий фашист. Марчелло Клеричи — представитель прогнившей итальянской аристократии. Мать наркоманка, отец лежит в психбольнице из-за кровавого прошлого. В тринадцать лет Марчелло домогался взрослый мужчина. Водитель Лиричи вступил с мальчиком в гомосексуальный контакт. Психологическая травма, нанесенная в юности, преследует мужчину все эти годы. Марчелло мечтает о нормальной жизни. Он не хочет отличаться от других. Под общественным давлением мужчина вступает в организацию большинства — национальную фашистскую партию. Женится на Джулии, девушке из среднего класса. Джулия не умна и озабочена только проблемами материального мира. Жизнь Марчелло сложнее. Попав в тайную фашистскую полицию, он получает приказ убить старого друга. Профессор Квадри — бежавший во Францию антифашист. Партия требует смерти. Общество фашизма держится на крови и безразличии. Это стало нормой. Значит ли, что законопослушный человек должен быть жесток и безразличен? Настоящая ли такая жизнь или спектакль теней в Платоновской пещере?

Съемочная группа

Продюсеры
Джованни Бертолуччи, Маурицио Лоди-Фе
Композитор
Жорж Делерю
Монтажер
Франко Аркалли
Оператор
Витторио Стораро
Режиссер дубляжа
Эдуард Волк
Сценаристы
Бернардо Бертолуччи, Альберто Моравиа
Художники
Фердинандо Скарфьотти, Джитт Магрини

Знаете ли вы, что

  • Премьера фильма состоялась на 20-м Берлинском международном кинофестивале 1 июля 1970 года, где он соревновался за Золотого медведя. Однако, из-за скандала, связанного с участием Майкла Верховене в антивоенном фильме, фестиваль закрыли через три дня. Никакие призы не были присуждены.
  • Сценарий написал Бертолуччи на основе романа 1951 года "Конформист" Альберто Моравии. Фильм — совместное производство итальянских, французских и западногерманских кинокомпаний. Бертолуччи использует искусство и декор 1930-х годов, связанный с фашистской эпохой: гостиницы среднего класса и огромные залы правящей элиты.
  • Стихотворение, прочитанное Марчелло в поезде — "La pioggia nel pineto" Габриеле Д'Аннунцио (1903).
  • Песня в конце фильма "Come l'ombra”, что означает "Как тень." Исполняет Трио Лескано — популярная вокальная группа тридцатых годов.
  • Международный кинофестиваль в Торонто включил картину в топ 100 фильмов, обязательных к просмотру.
  • Во время создания “Конформиста” Бернардо Бертолуччи был членом коммунистической партии. Автор романа — Альберто Моравиа, по которому снимался фильм, тоже коммунист. Бернардо снял кино под впечатлением студенческих беспорядков в Париже 1968 года. Режиссер принимал в них активное участие. Косвенное разочарование в майских событиях нашло отражение в картине.
  • Роман Альберто Моравии рассказывается от третьего лица. Для экранизации Бернардо Бертолуччи решил повествовать с точки зрения главного героя. Чувства и воспоминания Марчелло намеренно вводят в заблуждение. Нелинейный подход к временной шкале обостряет чувство бессознательности.
  • Больница, в которой лежал отец Клеричи — театр Либера (свободный театр) в Палаццо деи Конгресси. Это массивный комплекс на окраине Рима. Он начинал возводиться, как памятник фашистскому правительству. Массивный модернистский комплекс из белого мрамора появлялся в других фильмах и телевизионных шоу.
  • Бернардо Бертолуччи познакомил тогдашнюю подругу, Марию Паолу Майно, с романом Альберто Моравии. Он впечатлился описанием Марии. Большая нагрузка на съемках “Стратегии паука” (1970 г.) помешала режиссеру прочитать роман. Луиджи Лураски из Paramount Pictures ответил положительно на предложение финансировать и распространять фильм. Месяц спустя Бертолуччи одной рукой держал книгу, а другой писал сценарий.
  • В сцене, где Клеричи просит оператора соединить его с профессором Квадри, телефонный номер — настоящий номер режиссера Жан-Люка Годара. Это кумир Бертолуччи. Когда Квадри отвечает на звонок, Клеричи вспоминает одну из лекций. Во время той лекции Квадри сказал: "Время для размышлений закончилось. Настало время действовать". Это вступительная строка в фильме Годара “Le Petit Soldat” (рус. Маленький солдат 1960 г.)
  • Входит в число "1001 фильм, которые Вы должны увидеть перед смертью" под редакцией Стивена Шнайдера.
  • Места съемок включали Gare D'Orsay (Париж, Франция); мост Сант-Анджело и Колизей, оба в Риме. Ведущий актер Жан-Луи Трентиньян, исполнивший роль Марчелло — француз. Трентиньян, не зная языка, фонетически выучил свои итальянские линии. В соответствии с обычной практикой в итальянской киноиндустрии того времени, позже его дублировал другой актер, Серхио Грациани.
  • Фильм оказал влияние и на других кинематографистов: образ летящих листьев из "Конформиста" повлиял на похожую сцену в “Крестном Отце 2” (1974) Фрэнсиса Форда Копполы. Сцена, в которой Анну преследует по заснеженному лесу после убийства мужа, перекликается настроением, освещением и установкой с сериалом “Сопрано”. Конкретнее, с эпизодом третьего сезона "Сосновые степи", режиссер Стив Бушеми .
  • Фильм вышел одновременно в Италии и США 22 октября 1970 года. Первый американский релиз короче итальянского на пять минут. В пропавшей сцене танцует группа слепых. Сцена восстановлена в переиздании 1996 года.
  • Фильм в Соединенных Штатах на DVD выпустила компания Paramount Home Entertainment 5 декабря 2006 года. DVD включает в себя: оригинальную театральную версию (Продолжительность 111 минут); «Восстание конформиста: история, персонаж»; Тень и свет: Съемка Конформистского персонажа; Конформист: «Разбивка нового сюжета».
  • В 2011 году Cineteca di Bologna заказала 2K реставрацию “Конформиста”. Проект контролировал Витторио Стораро и одобрил Бертолуччи. Реставрацию показали в серии Cannes Classics 11 мая 2011 года. Показ связан с вручением режиссеру “Золотой пальмовой ветви” за карьерные достижения. Реставрацию выполнили студиях Minerva Pictures-Rarovideo USA и L'Immagine Ritrovata. В 2014 году цифровая версия вышла в Северной Америке. Выпущена на Blu-ray компанией Rarovideo USA 25 ноября 2014 года.
  • Винсент Канби, кинокритик The New York Times, полюбил сценарий Бертолуччи и его режиссерский талант. В 1970г. Винсент писал: “Бернардо Бертолуччи, который ассоциируется с итальянским авангардом из‐за фильмов: “Перед революцией”, “Партнер” и “ Стратегия паука”, наконец-то снял почти традиционный (в контексте его творчества) фильм. Картина оказалась одним из элегантнейших сюрпризов нынешнего Нью-Йоркского кинофестиваля. “Конформист” приравнивает взлет и падение итальянского фашизма (начала 1920-х годов по 1943 год) с короткой, страшной и очень романтичной жизнью Марчелло. Конформизм для него — навязчивая идея после травматического гомосексуального контакта в юности…”
  • В 2005 году Кевин Томас, штатный писатель Los Angeles Times, сказал: "В этом ослепительном фильме Бертолуччи удается сочетать бравурный стиль Феллини, острое чувство периода Висконти и горячую политическую приверженность Элио Петри — и, что еще лучше, отсутсвует потакание себе. “Конформист”, как сексуально двусмысленная красота, — не только обвинение в фашизме. Это церковное лицемерие и глубокая личная трагедия”.
  • Джон Паттерсон в статье 2012 года в The Guardian определил фильм как: "шедевр экспрессионизма". “Конформист” "предложил план нового голливудского фильма", вдохновляющий новых кинематографистов.
  • Основываясь на тридцати девяти обзорах, агрегатор Rotten Tomatoes сообщает, что 100 процентов критиков дали фильму положительный отзыв.
  • Саундтрек, составленный Жоржем Делеру, доступен на лейбле Music Box Records.

Ошибки в фильме

  • В воспоминаниях Марчелло о детстве в Риме можно заметить радио-башню. Хотя тогда действия происходили в 1917 году.
  • Когда Манганиелло везет Марчелло дворники на стекле машины активно работают. Но в следующем кадре, когда ракурс немного меняется, дворники перестают работать.
  • Когда Марчелло покидает свой отель, чтобы встретиться с Манганиелло, член съемочного экипажа отражается в стеклянной двери.

Сюжет

Осторожно, текст может содержать спойлеры!

Марчелло Клеричи с нагой женщиной спит в гостиничном номере. Раздается звонок. Мужчина собирается, берет пистолет и уходит. Выйдя из отеля, он садится в автомобиль. Машина едет по улицам Парижа.

Марчелло вспоминает диалог со слепым другом Итало в радиостудии. Мужчины беседовали о предстоящем браке. Клеричи хочет стабильности в жизни. Ему не хватает нормальности. В невесте Марчелло привлекает тело. Друзья ждут полковника. Итало интересно поведение собеседника: люди хотят отличаться друг от друга, а Клеричи, наоборот, хочет быть, как все. Марчелло рассказывает о событии 10-ти летней давности. Когда отец был в Мюнхене, он в баре видел забавного человека. Мужчина говорил о политике, произносил безумные речи, а все угощали его пивом. Этим человеком оказался Адольф Гитлер. Речь идет о Пивном путче 1923-го года. Итало выступает на радио. Он говорит о схожести Италии и Германии, Гитлера и Муссолини. Великой роли двух стран в истории человечества. Марчелло задремал. Открыв глаза, он видит перед собой полковника. Они обсуждают вступление Клеричи в ряды фашистской тайной полиции. Личное дело мужчины нравится полковнику. Люди сотрудничают с фашистами из-за денег, страха, редко из-за идеологии. Марчелло не попадает ни в одну из категорий. Полковник обещает представить Клеричи министру. В следующей сцене Клеричи в кабинете министра.

Воспоминания прерываются. Машина продолжает движение по серым улицам Парижа. Марчелло окунается в новую серию воспоминаний. Он дарит цветы невесте, Джулии. Обрученные обсуждают детали свадьбы. Мать невесты составила списки приглашенных. Джулия хочет, чтобы жених исповедался перед свадьбой. Марчелло неверующий. Джулия успокаивает его тем, что сейчас 90% прихожан церкви не верят в Бога. Мужчина соглашается сходить к священнику. Приходит мать Джулии. Она получила анонимное письмо из Рима. В нем говорится, что Джулии не следует выходить замуж за Клеричи. Отец жениха в психиатрической лечебнице. Мозг старика пострадал от сифилиса. Заболевание наследственное, потому стоит отменить свадьбу. Марчелло отрицает венерический характер заболеваний отца и вызывается сдать анализы. Разговор подслушала служанка.

Клеричи возвращается домой. Он замечает машину, которая следует за ним. Это агент спецслужб, Манганьелло, которого к нему послал полковник. Дома Марчелло убеждает мать навестить отца в больнице. Семья героя живет в крупном аристократическом доме. Мать злоупотребляет морфином и мечтает о смерти мужа. Лечение в психиатрической клинике требует больших средств.

Агент передает послание полковника. Марчелло по дороге в Париж нужно встретиться с доверенным человеком — Раулем.

Болиголов — семейный водитель и любовник матери. Он привозит ей морфий, ворует вещи и занимается с женщиной сексом. Марчелло неприятна фигура водителя. Он просит Манганьелло разобраться с любовником. Агент избивает водителя и заставляет покинуть дом Клеричи.

Марчелло с мамой приезжают в клинику. Санитар говорит, что отец — Антонио — чувствует себя лучше. Марчелло остается наедине с отцом и расспрашивает старика о прошлом. Прошлое Антонио — карательные отряды, пытки, убийства.

Реальность, машина едет дальше по заснеженной дороге. Водитель — агент Манганьелло. Речь идет об операции итальянских спецслужб. Марчелло торопит водителя. Диалог перекликается с детскими воспоминаниями протагониста.

Тринадцатилетнего Марчелло избивают сверстники. Подъезжает машина, и дети убегают. Водитель по имени Лиричи разрешает мальчику сесть в машину. Лиричи увозит его от хулиганов. Воспоминания заканчиваются. Протагонист приходит исповедоваться в церковь. Марчелло 34 года. Он рассказывает об убийстве человека. Мы перемещаемся в прошлое. Мальчик играет с Лиричи на лугу. Мужчина приводит Марчелло к себе домой. Они целуются, мужчина лижет ноги Клеричи. Мальчик выхватывает пистолет и стреляет в соблазнителя. Священник расспрашивает взрослого Марчелло о его сексуальной жизни. В жизни протагониста больше не было мужчин, только бардели и беспорядочные половые связи с женщинами. Сейчас он создает нормальную жизнь. Женится на глупой мещанке, жизнь которой — постель и кухня. Он хочет нормальный мир. В то же время, Марчелло готов идти на грех ради общества. Такова цена нормального мира. Священник спрашивает, не состоит ли мужчина в секте или в обществе инакомыслящих. Клеричи состоит в обществе, преследующем инакомыслящих. Священник шепчет на латыни “ego te absolvo a peccatis tuis” (рус. “Я прощаю вас от ваших грехов”).

Предсвадебная вечеринка. Итало произносит монолог о том, кто такой нормальный мужчина. Нормальный мужчина — тот, кто ищет похожих на него людей, но не теряет доверия к другим. Нормальный мужчина — семьянин, настоящий гражданин, настоящий фашист. Молодожены на поезде едут в Париж. У пары медовый месяц. Джулия признается во лжи. Она не девственница. Шестидесятилетний адвокат Перпуцио — бывший любовник Джулии. Отношения длились шесть лет. Клеричи прощает супругу. Поезд останавливается в Вентимилье. В городе протагонист встречается с Манганьелло. Связной Рауль передает новый приказ из Рима. В Париже Марчелло должен будет вступить в контакт с бежавшим из Италии профессором Квадри. Он антифашист и презирает режим Муссолини. Новый приказ: убить Квадри.

В купе Джулия рассказывает, как в 15 лет ее изнасиловал Перпуцио. После пара занимается сексом. Следующая сцена в гостинице. Марчелло рассказывает о Квадри. Профессор преподавал ему в университете. Квадри не способен преподавать философию в фашистской стране. Прошло 9 лет, Марчелло не знает, помнит ли о нем старый друг. Клеричи звонит профессору и предлагает встретится. Квадри приглашает молодого человека к себе на чашечку кофе. Марчелло, сославшись на медовый месяц, берет с собой жену. Манганьелло на улице пытается вступить в контакт с Клеричи, но он избегает агента.

Пара приезжает в дом профессора. Анна — молодая жена Квадри — открывает дверь. Профессор занят, потому Анна предлагает вместе пообедать. Вечером они все вместе пойдут на танцы. Она любезно помогает Джулии выбрать платье на вечеринку. Пока женщины беседуют, друзья профессора отводят к нему Клеричи. Они не доверяют гостю, подозревают в работе на фашистов. Квадри интересуется, для чего приехал бывший студент. Протагонист рассказывает платоновский миф о пещере. Аллегория о тенях из книги “Государство”. Узники сидят в темной пещере, головы зафиксированы, а взгляд обращен на стену. Сзади горит факел, между пленными и факелом проходят люди. Они несут над головой статуи и разговаривают друг с другом. Все, что видят узники — тени. Жизнь узников — тень. Профессор замечает, что жизнь людей в Италии похожа на участь платоновских узников. Все, что видят граждане при фашизме — тень настоящей жизни. Обман и ложь. Клеричи обвиняет Квадри и других философов в предательстве. Эмигрировав во Францию, они бросили народ. Профессор уехал, а Марчелло стал фашистом. Квадри не считает эмиграцию предательством. Это часть борьбы, бунт против системы. Он замечает, что истинный фашист не мыслит как Клеричи.

Марчелло влюбился в Анну. Они целуются в доме профессора. Джулия и Клеричи гуляют по Парижу. Девушка хочет подняться на Эйфелеву башню. Марчелло садит ее в такси, а сам идет на работу к Анне. Она преподает бальные танцы. Клеричи преследует девушку. Он предлагает ей бежать в Бразилию. Жена профессора дает зачитать протагонисту письмо от ее друга. Друг сидит в итальянской тюрьме. Его пытают, не дают спать, поют касторкой. Тюремщики имитируют расстрелы, чтобы психологически сломать заключенного. Анна знает, что Клерич — фашист и шпион. Она презирает и ненавидит Марчелло. Несмотря на злость, Анна испытывает к нему чувства. Она раздевается и обнимает его.

Манганьелло следит за тем, как Анна и Джулия ходят по магазинам. Агент видит смятение в душе коллеги. Время идет, операцию нужно выполнить немедленно. Убить профессора должен Марчелло. Манганьелло — профессиональный киллер — послан подстраховать его.

Анна заигрывает с Джулией. Она трогает ее тело и пытается интимно сблизится. Марчелло покупает цветы у отеля. Девушка, продавшая цветок, исполняет гимн интернационала. Он дарит Анне цветы и целует. Анна сбегает, напоследок сказав, что Джулия великолепно выглядит в новом платье. Жена рассказывает Марчелло о доме профессора в Савойе. Квадри уезжает туда, а Анна останется в Париже на несколько дней. Анна пригласила пару к ним в горный домик, оставила адрес.

Профессор и Марчелло ужинают с женами в ресторане. Квадри называет протагониста итальянцем нового типа. Марчелло возражает, что такой тип итальянца только предстоит создать. Анна срывается на него. Профессор успокаивает жену. Бывший ученик — фашист, профессор — антифашист. Это всем известно, незачем усложнять. Квадри уверен в предстоящей смене взглядов Клеричи. Он рекомендует протагонисту остаться в Париже. В столице Франции он узнает много нового для себя. Анна уговаривает пару приехать в гости в загородный дом. Джулия напилась. Манганьелло следит за компанией. Профессор хочет передать через Клеричи письмо в Рим. Марчелло рискует попасть в тюрьму. Квадри иронизирует: фашисту не повредит побывать в фашистской тюрьме. Клеричи отходит от стола в уборную. Манганьелло следует за ним. Протагонист отдает киллеру пистолет. Манганьелло считает подобный поступок дезертирством. Марчелло предает не страну, а себя. Свою честь.

Девушки танцуют. Профессор показывает содержимое письма — пустой лист. Это была проверка. Будь Клеричи настоящим фашистом, он бы взял письмо и использовал против товарищей Квадри. Клеричи отказался брать. Манганьелло продолжает следить за компанией. Марчелло незаметно передает киллеру адрес загородного дома. Профессор танцует с Джулией, Клеричи с Анной. Анна собирается уехать с мужем в горы. Марчелло убеждает ее остаться в Париже.

Клеричи возвращается к реальности. Все та же машина и та же заснеженная дорога. Он рассказывает Манганьелло странный сон: Клеричи ослеп, коллега отвез его в Швейцарскую клинику. Его оперировал Квадри. Операция прошла успешно, зрение вернулось. Марчелло уезжает с Анной, на этом сон заканчивается.

Автомобиль догоняет профессора. Анна замечает преследователей, но профессор не придает этому значения. Перед машиной профессора появляется автомобиль. Водитель без сознания. Квадри выходит помочь. Люди выбегают из засады. Они бьют профессора ножом, пока тот не умирает. Марчелло с Манганьелло сидят в автомобиле в 20-ти метрах. Нападавшие зарезали собаку Анны. Девушка добегает до Клеричи и в слезах умоляет спасти ее. Клеричи безэмоционально наблюдает из машины. Анна бежит в лес, преследователи стреляют в нее и, наконец, убивают.

год. Марчелло с женой слушают объявление об отставке Бенито Муссолини. Режим фашистов пал. Джулия стала мамой. Марчелло укладывает ребенка спать и молится. Звонит Итало. Он хочет встретиться со старым другом. Джулия беспокоится за супруга. Она знает, что мужчина работает на тайную полицию. В Париже это сказала Анна, а потом они с мужем погибли. Джулия поддерживает Клеричи. Она понимает, что задание было важным этапом в карьере. Девушка просит Марчелло не идти. Боится, что он умрет на встрече. Протагонист хочет видеть, как падает диктатура, и уходит.

Клеричи встречается с Итало. Рядом проезжает мотоциклетка. К ней привязана голова от статуи Муссолини. Друзья безмолвно идут по городу. В подворотне Марчелло слышит, как мужчина заманивает молодого парня к себе. Это Лиричи. Он выжил. Марчелло бросается на него и обвиняет в убийстве профессора Квадри и его жены. Лиричи убегает, а он вслед кричит, что тот убийца, фашист и гомосекуалист. Итало не понимает, что происходит в этом безумии. Марчелло бьет слепого друга и, указывая на него пальцем, называет фашистом. Рядом проходит партизанская толпа. Они забирают Итало. Марчелло отверг старого друга. В последней сцене Клеричи сидит рядом с голым парнем. Камера переходит от ягодиц мальчика к лицу Марчелло. Видимо, они провели ночь вместе.

Отзывы о фильме «Конформист»

  • corearygroday 0
    Ну ващееее!! Бернардо Бертолуччи умеет снимать хорошее кино, еще не один его фильм, который я смотрела онлайн не разочаровал меня. Такая интрига! а актеры? Они же просто лапочки, все красивые статные и отыграли просто замечательно!

Рецензии на фильм «Конформист»

  1. Рецензия на фильм «Конформист»
  2. B I Правила размещения рецензии
  • Оценка фильма
    9 из 10

    Il conformista

    В 1970 г. Итальянский режиссёр Бернардо Бертолуччи выпустил фильм «Конформист», созданный по одноименному роману Альберто Моравиа. Для многих режиссёров современности этот фильм открыл путь к созданию психологических драм, в их числе и Фрэнсис Форд Коппола («Крёстный отец», «Апокалипсис сегодня»)… Читать далее
  • Оценка фильма
    10 из 10

    Шедевр Бернардо Бертолуччи о сексе и политике.С

    Шедевр Бернардо Бертолуччи о сексе и политике.С уверенностью можно заявить, что люди посмотревшие конформиста смогли непосредственным образом прикоснуться к шедевру кинематографии. Те, кто смотрел его лишь в советском прокате, обязательно стоит пересмотреть. Так как в те времена его исковеркали до невозможности… Читать далее
Оформить подписку