Фильм Большой Лебовски

The Big Lebowski
ivi
8,4
КиноПоиск
7,8
IMDb
8,2
Ваша оценка:
Режиссеры
Джоэл Коэн, Итан Коэн
Актеры
Джефф Бриджес, Джон Гудман, Джулианна Мур, Стив Бушеми, Дэвид Хаддлстон, еще
Жизнь Джеффри «Чувака» Лебовски была простой, предсказуемой и в основном вертелась вокруг нескольких важных для него вещей – боулинга с друзьями, расслабления с косячком или с коктейлем «Белый Русский» и полного безделья. Но однажды в его квартире появились двое громил. Они окунули его головой в унитаз и главное - испортили дорогой его сердцу ковер, который задавал стиль всей комнате. Правда, искали они совсем другого Джеффри Лебовски – миллионера, который живет в собственном особняке. Решив, что нужно потребовать со своего полного тезки какую-нибудь компенсацию, Чувак отправляется к нему. И этот поступок становится искрой, из которой разжигается пламя случайных совпадений, взаимопересекающихся интересов и даже детективного расследования. Миллионер отказывается оплачивать компенсацию, но через некоторое время предлагает ему работу – отнести выкуп за его похищенную жену Банни. Но Чувак – не тот человек, которому можно поручать ответственные миссии. Тем более, когда рядом с ним его друг Уолтер Собчак, ветеран Вьетнама и человек с твердой жизненной позицией и принципами, способный любую сложную ситуацию превратить в еще более безнадежную.

Съемочная группа

Продюсеры
Итан Коэн, Тим Беван, Джон Камерон, еще
Режиссер дубляжа
Ярослава Турылёва
Монтаж
Итан Коэн, Джоэл Коэн, Тришиа Кук
Сценаристы
Итан Коэн, Джоэл Коэн
Актеры дубляжа
Валентин Смирнитский, Андрей Мартынов, Ольга Кузнецова, еще
Оператор
Роджер Дикинс
Художники
Рик Хайнрихс, Джон Декстер, Мэри Зофрис, еще
Композитор
Картер Бёруэлл

Знаете ли вы, что

  • Самый важный факт, о котором знают не все. На самом деле название фильма относится к Большому Лебовски – миллионеру Джефри Лебовски, а не к Чуваку. Просто в фильме все ссылки на него как на «Большого» очень сложно заметить. Но в сценарии, миллионер обозначен именно как «Большой Лебовски».
  • В интервью журналу «Rolling Stones» Джон Гудман утверждал, что есть только одна сцена с импровизированной фразой, которая попала в финальный фильм. Это сцена, в которой Чувак обращается к Большому Лебовски как к «человеческому удобрению». Все остальные диалоги, включая все междометия, были прописаны в сценарии. Впрочем, Джефф Бриджес утверждает обратное, объясняя импровизацией то, что они с Джоном Гудманом все время перебивают друг друга в диалогах.
  • В русском переводе, этой сцены чаще всего Чувак называет «Большого Лебовски» гербицидом. В оригинале Чувак более конкретен - он называет его Паракватом (Paraquat) – особым видом гербицида, который в 70-тых годах правительство США использовало в Мексике, для борьбы с плантации конопли.
  • Перед съемками сцены, Джефф Бриджес перед съемками каждой сцены спрашивал у братьев Коэн – «а Чувак в этой сцене накурен?». Если ответом было «да», тогда Джефф Бриджес тер свои глаза до тех пор, пока они не покраснеют.
  • Часть одежды, в которой ходит Чувак в фильме - это собственная одежда Джеффа Бриджеса, включая сандалии, которыми Джефф, по слухам пользуется до сих пор. А одна из футболок с длинным рукавом (с азиатом, держащим бейсбольную биту) – та же самая, в которой он снимался в фильме «Король-Рыбак».
  • Еще часть одежды для гардероба Чувака и остальных героев была приобретена в тех сэконд-хэндах Лос-Анджелеса, которые могли бы посещать герои этого фильма. Как говорила дизайнер костюмов – она действовала по одной строчке в сценарии описывающим Чувака - «он полностью расслаблен» и это стало для нее единственным важным источник информации при подборе одежды.
  • Местная газета штата Огайо выяснила судьбу рубашки-поло, в которой Чувак снимался в сцене в морге и на прощании с Донни. Оказывается в шестидесятых, она была официальной рубашкой команды по боулингу сотрудников фермы «Medina Sod» штата Огайо. Эта команда существовала в шестидесятых годах. А рубашка принадлежала Арту Майерсу (поэтому на ней вышито имя «Арт») - капитану этой команды и по совместительству бригадиру на этой фермы.
  • В раннем наброске сценария, было раскрыто, на какие средства живет Чувак. По задумке Коэнов он должен был быть наследником изобретателя Кубика Рубика. Правда, в этом варианте сценария получалось, что по национальности Чувак - венгр. Поэтому Джоэл Коэн решил избавиться от этой идеи и ничего не объяснять про деньги и средства.
  • Насчет средств. В самой первой сцене Чувак заполняет чек на 69 центов в качестве оплаты за молоко. По телевизору идет знаменитая речь знаменитая Джорджа Буша, которую он произнес за три дня после вторжения армии Ирака в Кувейт. Дата произнесения речи – 5 августа 1990 года. Но Чувак заполняет дату в чеке – «сентябрь 1991 года». То есть, тем самым он утверждает, что готов оплатить эту сумму, но только в течение года, как только на счету появятся деньги. Еще один штришок к портрету Чувака, который сейчас настолько на мели, что не уверен, есть ли у него 69 центов на счету и будут ли они там еще год.
  • Как говорит Джон Гудман, «Большой Лебовски» - это самый его любимый фильм из всех, в которых он снимался. Просто потому, что на съемках этого фильма он веселился больше всего за всю историю своих съемок.
  • Чувак сказал в этом фильме «man» 147 раз, приблизительно полтора раза в минуту. Слово «dude» за весь фильм употребляется 161 раз. А слово «fuck» с различными вариациями звучит здесь 292 раза, что побило рекорд, который до этого установил фильм «Лицо со шрамом».
  • В последний раз, когда Донни играет в боулинг, видно, что он очень удивлен тем, что не выбил страйк (кстати, единственный раз за весь фильм – все остальные его броски обязательно заканчивались падением всех кеглей). Далее следует сцена, в которой он садится на скамейку, смотрит на руку, разминает её. Внезапная слабость, мурашки и непослушание в руках – это один из симптомов приближающегося сердечного приступа, который происходит в следующей сцене.
  • Когда фильм перемонтировали для показа по телевидению, знаменитая фраза «This is what happens when you fuck a stranger in the ass!» («Вот что происходит, когда ты пытаешься поиметь незнакомца в задницу»), которую кричит Уолтер во время разрушения машины, была изменена на «This is what happens when you find a stranger in the Alps!» («Вот что происходит, когда ты встречаешь незнакомца в Альпах»). Это считается одной из самых «креативных» находок в деле цензурирования фильмов.
  • Фраза «The Dude abides» («Чувак стоит» или в другом переводе «Чувак не пропадет») сказанная в финале фильма - это отсылка к Книге Екклезиаста глава 1 стих 4: «One generation passes away, and another generation comes: but the Earth abides forever» («Род приходит, род уходит, а земля стоит вовек»). Это должно подводить знающего зрителя к мысли о том, что подобно Земле, Чувак легко переживет трансформации, изменения погоды и хаос происходящей вокруг, оставаясь все тем же самым.
  • Чувак рассказывает Мод о том, как он однажды с группой «Metallica» был на их туре (вымышленном) «Скорость Звука» и называет членов группы «бандой засранцев». Сами участники этой группы были так польщены подобным упоминанием в фильме Коэнов, что, по словам гитариста Кирка Хэммета, хотели использовать эту сцену во время живых выступлений.
  • Терри Гросс и Джоэль Коэн рассказывали историю о том, как однажды в Сан-Франциско они увидели кинотеатр обклеенный постерами фильма «Большой Лебовски». Они спросили сотрудницу кинотеатра о том, что здесь происходит. Оказывается, что в этом театре каждую ночь показывают этот фильм, и люди приходят смотреть его, одевшись героями фильма. По её словам - это очень веселое мероприятия. Правда она была не в курсе, что говорила с людьми, которые и сняли этот фильм.
  • По словам Джулиан Мур, исполнительницы роли Мод Лебовски, за основу её героини была взята художница Кароли Шнееманн, которая обычно работала обнаженной и обязательно включала в свои произведения эротизм. Среди работ этой художницы есть даже работа, выполнена в той же форме, что и картина Мод – с помощью качелей и веревок. Второй вдохновительницей образа Мод стала Йоко Оно – вдова Джона Леннона и тоже авангардная художница.
  • Одним из прообразов Уолтера стал общий друг братьев Коэнов - сценарист и режиссер Джон Милиуса . Сценарист «Апокалипсиса сегодня», «Конан-варвар» и «Красного рассвета» - известный правый экстремист с пристрастием к оружию и милитаризму. Борода, прическа, улыбка и солнечные очки Ултера - все было взято с образа этого человека.
  • Когда нас знакомят с главным соперником Чувака по боулингу - Иисусом, играет фламенко-версия песни «Hotel California» группы «The Eagles» (сама версия исполнена группой «The Gipsy Kings»). Как позднее говорит сам Чувак - он просто ненавидит эту группу.
  • Ти-Боун Бёрнетт – американский музыкант и продюсер выступил в этом фильме в качестве консультанта по музыке. Именно он отбирал все песни для этого фильма и давал рекомендации по музыкальному вкусу Чувака. И именно по его настоянию Чувак ненавидел группу «The Eagles» (то, что Бёрнетт не любил эту группу, конечно же, было простым совпадением). Это, кстати, стало причиной ссоры Джефа Бриджиса и Гленна Фрея (один из основателей группы «The Eagles») на одной из вечеринок.
  • Зато с другой стороны, Аллен Клейн – со-менеджер группы «Rolling Stones» требовал 150 тысяч долларов за использование в этом фильме песни «Мертвые цветы». Но когда он услышал, что в фильме есть сцена, в которой Чувак говорит о своей ненависти к группе «The Eagles», он разрешил использовать песню бесплатно.
  • В сцене, когда Иисус ходит от двери к двери, предупреждая соседей, что он насильник, в области его паха на обтягивающих штанах виден большой бугор. Этот бугор был сделан из пакета с птичьим кормом.
  • Когда Джефф Бриджис впервые попал на съемочную площадку, он спросил у Джона Гудмана – «а когда пойдут изменения в сценарии?». Джефф не был новичком в съемочном деле и знал, что обычно в фильмах сценарии постоянно переписываются по ходу съемок. Гудмен же не был новичком в работе с Коэнами. Поэтому он ответил, что это сценарий – это территория Коэнов, а они никогда не переписывают свои сценарии, всегда работая с первоначальным вариантом.
  • Существует религиозное движение Дудеизм, которое основано на философии и жизненных принципах Чувака. Её основал лос-анджелесский журналист Оливер Бенджамин. Официальная организация дудеизма именуется «Церковью нового Чувака».
  • По словам Джеффа Бриджиса, его знакомый буддист, рассказывал ему, что многие буддисты, которых он знал, считают главного героя этого фильма истинным учителем Дзен.
  • Джефф Бриджис - не только актер, но и музыкант. Он выступает со своей группой «The Abiders», название которой является отсылкой к знаменитой финальной фразе из фильма «The Dude abides».
  • За весь фильм у Чувака есть всего три сцены, в которых он напрямую общается с Донни, и всего пять совместных реплик. Кстати, за все время фильма Чувак ни разу не бросает шар в боулинге (за исключением сцены во сне, где он показывает Мод, как правильно кидать шар).
  • Диалог про отрезанный палец и последующая сцена Уолтера происходят за чашкой кофе в одном из реально существующих кафе. Кафе называется «Johnie's Coffee Shop» и расположено в районе пересечения улиц Бульвар Уилшир и Фэрфакс авеню. Оно уже давно используется для съемок фильмов. Например, именно там снимались многие сцены фильмов «Американская история Икс», «Бешеные псы», «Угнать за 60 секунд».
  • У Чувака в фильме есть ярко выраженная привычка, повторять услышанные им фразы. Так, например, в первом разговоре с Большим Лебовски, он повторяет фразу Джорджа Буша «This aggression will not stand», которую услышал по телевизору в магазине. Фразу Мод Лебовски «Parlance of our times» он повторяет в сцене в лимузине. За весь фильм существует еще около десятка подобных самоотсылок.
  • Донни практически в каждой своей сцене меняет рубашку для игры в боулинг. Каждая из них подписана. Но каждый раз на них стоит чужое имя. Так что получается, что за весь фильм Донни ни разу не надевает рубашку со своим именем. Впрочем, это особенность их команды – не на одной из рубашек нет имени Уолтера, Донни или Джеффа.
  • Номерной знак спортивного автомобиля Банни (Bunny) - LAPIN. В переводе с французского языка – это значит Зайчик (Bunny на английском).
  • На стене в доме Чувака есть фотография Ричарда Никсона играющего в боулинг. Забавно в ней то, что Никсон олицетворяет полную противоположность мировоззрению Чувака. Он ненавидел марихуану, поддерживал войну во Вьетнаме, был жестким и требовательным президентом. Но он был ярым фанатом боулинга, и эта знаменитая фотография была, сделала в специальном боулинге, который располагался под белым домом. Видимо Чуваку этого достаточно.
  • Сцена в морге - единственная сцена за весь фильм, где Чувак сам себя называет своим полным именем - «Джеффри Лебовски» а не Чуваком.
  • Сценарий к фильму был написан братьями Коэн в их обычной манере. Вначале они написали сорок страниц текста, а потом отложили на время, чтобы он «отлежался». По их словам, они часто испытывают трудности на определенном этапе создания сценария, а такой способ помогает им собраться с мыслями. Пока один проект «лежит», они переключаются на другой проект, а потом возвращаться к первому. Таким образом, они способны соединить находки из разных фильмов в систему, накопить идеи для будущих проектов и упорядочить мысли. Во время работы над Большим Лебовски, таким проектом для братьев Коэнов стал «Бартон Финк» вышедший в 1991 году.
  • «Большой Лебовски» специально писался под актеров Джеффа Бриджеса, Джона Гудмана, Стива Бушеми и Сэма Эллиота. Но так как часть из них была занята в других проектах (Джефф Бриджес снимался в фильме «Дикий Билл», а Джон Гудман в сериале «Розанна»), было решено вначале снимать фильм «Фарго», а уж за ним приступать к «Большому Лебовски».
  • Персонаж Иисуса Кинтано был вдохновлен игрой Джона Туртурро на сцене Публичного Театра в 1988 году. В постановке «Mi Puta Vida» Туртурро играл персонажа с явной гомосексуальной наклонностью. Именно такого персонажа и хотели видеть Коэны в своем фильме, поэтому они предложили ему эту роль.
  • Сам Джон Туртурро, до начала съемок надеялся на то, что получит развернутую и богатую роль. Поэтому, он очень расстроился, когда он прочел сценарий и увидел что роль Иисуса мала, а сам он появляется всего в нескольких сценах. Поэтому братья Коэны позволили ему вносить в персонажа его собственное виденье. Так появились сцены полировки мяча, и сцена, где он танцует задом наперед, на которую, по его словам, его вдохновил Мохаммед Али.
  • В Гринвич-Виллидж в Нью-Йорке долгое время существовал «Маленький магазинчик Лебовски», где продавались только товары, имеющие отношение к этому фильму - футболки, сувениры и постеры. А в Рейкьявике - столице Исландии, существует бар «Лебовски», который предлагает различные варианты коктейля Белый Русский, все блюда названы в честь персонажей фильма, а в интерьере использована тематика боулинга и ковры. Кроме этого с 2002 года в различных городах Америки проводится фестиваль «Lebowski Fest», посвященный этому фильму. На этом фестивале всегда неограниченная игра в боулинг, конкурсы костюмов и викторины. Некоторые фестивали посещают и актеры, снявшиеся в фильме. Так же существует и британский вариант – фестиваль «The Dude Abides», который каждый год проводится в Лондоне.
  • Норвежские постеры и видеокассеты с этим фильмом сопровождались надписью «Nbefales av norsk bowling forbund» (рекомендовано Норвежской Ассоциацией Боулинга).
  • Уолтер Собчак снимает свои очки только в одной сцене, а Чувак за весь фильмы выпивает девять коктейлей «Белый русский» (один недопит и опрокинут на ковер в доме Трихорна).
  • Чтобы в процессе кидания в лимузин, Чувак не разлил свой коктейль, было принято решение затянуть стакан сверху прозрачной пленкой.
  • Рецепт знаменитого Коктейля «Белый русский» – две части водки, одна часть кофейного ликера и одна часть нежирных сливок. Подавать в олд фешен бокале со льдом. Хотя еще в справочниках 30тых годов существовал коктейль под названием «Русский» с похожим составом, сам коктейль стал популярным и известным в 1965 году в Калифорнии. Но именно фильм «Большой Лебовски» окончательно сделал его культовым и лишил его статуса «женских коктейлей». Среди поклонников фильма существует мнение, что для полного понимания фильма, во время его просмотра нужно смешивать и пить этот коктейль одновременно с Чуваком.
  • В этом фильме практически вся музыка подчиняется диегезису. То есть превращается в часть художественного мира фильма. В какой-то момент времени она из обычного саундтрека переходит в реальность фильма. Например, вступительная музыка «Tumblin' Tumbleweeds» становится музыкой звучащей из колонок в магазине. Песня «The Man in Me» в первой сцене сна Чувака переходит в музыку, звучащую из его наушников и так далее.
  • Второй сон Чувака практически полностью создан из различных отсылок к тому, что происходило с главным героем до этого момента. В начале сцены он отбрасывает огромную тень, как в театральном выступлении домовладельца, черно-белый пол, похож на пол в особняке Большого Лебовски, одежда и пояс с инструментами - взяты из порнофильма, который ему демонстрировала Мод. Саддам упоминался в разговорах с Уолтером и в речи Джорджа Буша по телевизору. Лифчик Мод сделан из золотых шаров для боулинга, которые можно увидеть в одной из ранних сцен в боулинге, а её трезубец держит одна из статуй в доме Большого Лебовски. А огромные ножницы, с которыми его преследуют нигилисты можно заметить на картине в студии Мод.
  • Кстати, еще один факт из этого сна. В одной из сцен, он скользит по дорожке боулинга между ног нескольких девушек и смотрит снизу им под юбки. Во время съемок этой сцены, актрисы решили сыграть шутку. Так что каждая из них взяла волосы с парика и прикрепила их к трико таким образом, чтобы снизу они были видны как большие пучки волос. Бриджис позднее сказал, что это получилось действительно смешно. Но во время съемок смеяться ему было нельзя, хотя и очень хотелось. Именно поэтому у него получилась такая странная улыбка на лице в этой сцене.
  • В первоначальной версии сценария, была сцена, которая нам немного раскрывала прошлое Уолтера. Во время похорон Донни, Чувак кричал на Уолтера и говорил, чтобы тот прекратил упоминать Вьетнам, ведь он никогда не был на этой войне.
  • В основу персонажа Чувака лег реальный человек. Им был промоутер независимых фильмов Джефф «Чувак» Дауд. Именно он помогал братья Коэнам с продвижением их самого первого фильма «Просто кровь». Именно Дауд был членом «Сиэтлской семерки», чем хвастается в фильме Чувак и именно он передал Чуваку его стиль в одежде, прическах и поведении.
  • Для съемок этого фильма использовались два разных автомобиля одной и той же марки - Форд Торино 1973 года. Одну из этих машин уничтожили во время съемок фильма, а вторая дожила до своей «смерти» в девятом эпизоде восьмого сезона сериала «Секретные материалы».
  • Кстати, первоначально Чуваку для передвижения хотели дать машину «Chrysler LeBaron», на которой ездил прообраз Чувак – Джефф Дауд. Однако во время съемок возникла проблема - этот автомобиль был слишком маленьким, и Джону Гудману в ней было очень тесно. Поэтому решили выбрать другую машину попросторнее.
  • Особняк, в котором живет порномагнат Джек Трихорн, использовался для съемок множества других фильмов, реклам и фотосессий модных журналов. Хотя в фильме демонстрируют, что этот особняк стоит на пляже, на самом деле, он расположен на холме возле Лос-Анджелеса. Так как этот дом был построен знаменитым архитектором Джоном Лотнером, в 2016 году этот особняк был передан во владение Музея Искусств округа Лос-Анджелес со всей обстановкой.
  • Особняк «Большого Лебовски», известен в реальности как «Greystone Mansion». И он тоже успел «засветился» в нескольких фильмах - «Маппеты», «Пристиж», «Час Пик», «Социальная сеть» и «Грязная дюжина».
  • Ресторан «In-N-Out Burger», который часто упоминается в этом фильме, действительно существует. И Джон Гудман однажды снимался в его рекламе. Впрочем, все гамбургеры и питье из этого ресторана, которые показаны в этом фильме упакованы в обычную упаковку, а не фирменную.
  • Пистолет Уолтера – стандартный пистолет американской армии, который использовался во время войны во Вьетнаме – Кольт 1911 .45 калибра. Мобильный телефон, который выдает Чуваку Большой Лебовски – это Motorola 4500X.
  • В сцене, когда бандит мочится на ковер Чувака, он произносит фразу «Ever thus to deadbeats» (Так всегда должникам). Это перефраз устойчивого латинского выражения «Sic semper tyrannis» (Так всегда тиранам). Якобы именно эту фразу произнесли убийцы Цезаря, а затем сказал Джон Уилкс Бут – во время убийства Авраама Линкольна.
  • Многие из сцен этого фильма произошли в реальности. Так знаменитую фразу «этот ковер задавал стиль всей комнате» для описания собственного ковра использовал актер Питер Экслайн – общий приятель братьев Коэнов. Этот же человек рассказывал историю, о том, как он с приятелем – частным детективом, расследовал дело о краже собственного автомобиля. Как и герои фильма, Питер с приятелем нашли листок с домашним заданием, какого-то пятнадцатилетнего школьника. А затем они отправились к его владельцу, и демонстрировали этот обрывок в пластиковом пакете (правда до разбивания чужой машины дело не дошло, да и паренек оказался невиновным). Еще одна история, которая попала в фильм – уже от друга Питера, того самого частного детектива. Она была о том, как шериф Санта Моники накричал на него, избил и выгнал из своего кабинета с указом - «никогда больше не появляться в его городке». В общем, все то, что произошло с Чуваком, после посещения вечеринки Трихорна. Ну а свое желание сравнивать все происходящее вокруг с Вьетнамом Уолтер приобрел от фразы Питера, которой он однажды хотел в шутку напугать студентов: «Вначале Вьетнам, а теперь это?».
  • Сцена, в которой Уолтер выкидывает сумку с нижним бельем, на самом деле снималась наоборот. Водитель испортил несколько дублей, но так и не смог запустить портфель по красивой дуге, которая устраивала бы режиссеров. Поэтому было решено, что сумку в машину будут кидать из-за кадра, а водитель должен будет ехать задним ходом. После чего, в финальном монтаже эту сцену пустили задом наперед.
  • Сцену с видом из «шара для боулинга» снимали с помощью особого устройства, которое напоминало вертел. Камера вращалась вокруг этой оси, а устройство затем протащили вдоль по всей дорожке. Самым сложным в этом процессе было сопоставить скорость вращения и скорость движения камеры. Поэтому, единственным спецэффектом в этой сцене стало создание отверстия для пальцев – того самого затемнения по краям кадра. А для съемок шаров, катящихся по дорожке, использовали шасси радиоуправляемого автомобиля с установленной на нем камерой.
  • Все сцены в боулинге снимались в бывшем здании боулинга «Holly Star Lanes» расположенного в Санта-Монике, на выезде со 101 шоссе. Сейчас это здание уже снесено и на его месте построена начальная школа.
  • Роль Банни Лебовски могла исполнить Шарлиз Терон, но Коэны отдали предпочтение тогда еще малоизвестной Таре Рид. По её словам, именно после этого фильма она «проснулась знаменитой».
  • Фли – бас-гитарист и один из основателей группы «Red Hot Chili Peppers» сыграл в этом фильме эпизодическую роль одного из нигилистов из группы «Autobahn». А роль девушки из этой группы, которой отрезали мизинец на ноге, тоже досталась певице. Её роль исполнила американская кантри-рок-исполнительница Эйми Манн.
  • Для роли Чувака, Джефф Бриджес специально «запустил» себя, чтобы лучше соответствовать внешнему виду своего героя. Он ходил ссутулившись, и отрастил себе животик.
  • Журнал «Premiere» в 2006 году включил этот фильм в список «50 лучших комедийных фильмов всех времен». Журнал «Rolling Stones» называет его одним из лучших фильмов про торчков (Best Stoner Movie of all Time). Это почетное звание делят с ним «Ананасовый экспресс», «Гарольд и Кумар уходят в отрыв» и «Улетный транспорт».
  • В декабре 2014 года этот фильм стал одним из семи сотен культурно, исторически или эстетически важных фильмов, которые вошли в Национальный реестр фильмов Библиотеки Конгресса. Этот реестр служит целям сохранения фильмов для будущих поколений.
  • На роль Большого Лебовски в разное время рассматривались следующие кандидатуры: Роберт Дюваль (ему не понравился сценарий), Энтони Хопкинс (не захотел играть американца) и Джин Хэкмен (в этот период времени решил не сниматься). Так же в списке возможных вариантов были Норман Мейлер, Джордж Скотт, Джерри Фалуэлл, Гор Видал, Энди Гриффит, Уильям Бакли и Эрнест Боргнайн. Но больше всего братья Коэны мечтали увидеть в этой роли Марлона Брандо. Они даже развлекали себя, произнося фразы Большого Лебовски на манер Брандо.
  • Культура боулинга в этом фильме, по словам Джоэля Коэна призвана подчеркнуть отражение эпохи конца пятидесятых, начала шестидесятых. Именно вокруг нее формировался такой ретро-стиль, немного архаичный, немного анахроничный. Он должен показать зрителям эпоху, которая вроде бы была не так давно, но которая уже больше не повторится. Поэтому они отказались от таких банальных клише шестидесятых, как лавовые лампы и музыка «Grateful Dead». Плюс, боулинг, по словам Коэнов – отличный спорт, где можно просто сидеть, общаться и заниматься своими делами просто во время игры.
  • Братья Коэны постоянно отказываются от идеи написать и снять хотя бы что-то напоминающее продолжение этого фильма. Как говорит Джоэл Коэн - «Я просто не люблю сиквелы». Но, не смотря на это категорическое утверждение, новые слухи о продолжении появляются в Интернете с завидной регулярностью. Впрочем, Джон Туртурро до сих пор считает, что Иисус Кинтана - его персонаж из этого фильма, заслуживает более полного раскрытия. «Возможно, это можно исправить с помощью собственного фильма» – подумал он. И с тех пор уже достаточно долгое время просит братьев Коэнов снять спин-офф про своего персонажа. Ну, или просто разрешить ему снять подобный фильм. В 2014 году Коэны одобрили идею Туртурро хотя и решили не участвовать в этом проекте. В 2016 году в Нью-Йорке начались съемки проекта «Going Places», который рассказывает историю двух мелких воров, Иисуса (Туртурро) и Пети (Бобби Каннавале).
  • Знаменитый ковер Чувака играет такую важную роль в фильме, что братья Коэны во время периода промоакций, даже дали интервью журналу, посвященному напольным покрытиям. Кстати, продюсер фильма считал, что в конце Чувак должен был получить свой ковер обратно. Но Коэны решили, что подобный поворот не укладывается в сюжет.
  • В 2014 году судья Высшего суда штата Техас Дебра Лерманн процитировала речь Уолтера Собчака о свободе слова во время своего выступления в деле о защите свободы речи.
  • Оба животных, которые появляются в фильме, названы неправильно. Хорька нигилистов Чувак называет «сурком», а терьера жены Уолтера – «померанцем» (Померанский шпиц).
  • В порнофильме, который Мод демонстрирует Чуваку, вместе с Банни Лебовски снимается реальная порнозвезда - Азия Каррера.
  • Герои, которых играл Стив Бушеми, умирают в трех фильмах братьев Коэнов. Самое забавное, что все, что остается от него после смерти, постепенно уменьшается в размерах. В «Перекрестке Миллера» (1990), от его героя остается тело целиком, в «Фарго» (1996) – оторванные конечности, а в «Большом Лебовски» (1998) – только пепел.
  • В фильме есть сцена, в которой частный детектив говорит Чуваку, что он ищет Банни. Оказывается, она сбежала с родной фермы, которая расположена неподалеку от города Мурхед в штате Минессота. Случайное совпадение - из этого же города жена Джеффа Бриджиса. Намеренное совпадение – этот город расположен на границе штатов Миннесота и Северная Докота. Граница проходит по реке, которая отделяет город Мурхед от города Фарго. Да, того самого города, где происходило действие предыдущего фильма братьев Коэнов «Фарго». Кстати, на фотографии, которую детектив показывает Лебовски, Банни одета в форму болельщицы. Эта форма выполнена в оранжевом и черном цветах - реальных цветах формы болельщиц города Мурхед. А фотография самой фермы взята из фильма «Хладнокровное убийство».
  • В фильме есть еще несколько «пасхалок» для всех любителей фильмов Коэнов. В предыдущем фильме - «Фарго», герой Бушеми практически не затыкается. За подобное поведение в этом фильме все требуют от него заткнуться. Его подельник по фильму в исполнении Карла Шоуолтера за весь фильм произнес не так много реплик. Но зато упомянул о том, что хочет вафель. В этом фильме он играет главного нигилиста и в одной из сцен он действительно заказывает вафли. Кстати, благодаря его привычке говорить с немецким акцентом во время съемок «Фарго», появился его персонаж в «Большом Лебовски» - немецкий музыкант-нигилист. Еще одна отсылка, к сожалению, не вошла в фильм. Она была в том, что фамилия Банни в оригинальном сценарии была Гандерсон – точно такая же, как у главной героини фильма «Фарго», возможно демонстрирующая связь этих фильмов.
  • В сцене, когда нигилисты заказывают блинчики, девушка не говорящая по-английски заказывает на родном языке блинчики с черникой. А её товарищ переводит неправильно – он говорит, что девушка хочет блинчики с брусникой.
  • Одним из основных источников вдохновения братья Коэны называют книги Рэймонда Чэндлера. В основном он писал детективы в стиле нуар. Джоэля Коэна в книгах Чендлера привлекало то, как он следует за главным персонажем, показывает все его встречи с различными людьми на пути к разгадке тайны. Роман Чендлера 1939 года «The Big Sleep» (Вечный сон) стал основой вокруг, которой и создавался сценарий. Но в отличие от главного героя книги – крутого детектива, Чувак в фильме оказывается самым неприспособленным для расследования человеком.
  • Кстати, в нуарных детективах, читатель практически всегда следит за главным персонажам. И как дань этой особенности, Чувак присутствует практически в каждой сцене этого фильма. Даже в той сцене, где нигилисты заказывают блинчики. Просто он вместе с Улотером сидит в микроавтобусе за окном закусочной.
  • Этот фильм называют своим любимым актеры Дженифер Лоуренс, Джона Хилл, Сэт Роген, Джон Хоукс, Джейн Линч, Мартин Старр, Ева Мендес и Ник Офферман.
  • Этот фильм стал ужасным финансовым провалом во время проката, едва покрыв бюджет в 15 миллионов долларов. Однако для студии он стал практически неистощимым источником постоянных доходов от продаж на носителях – VHS-кассетах, DVD и Blu-ray дисках.
  • Кадры из фильма, в которых Уолтер разбивает машину, были включены в рекламный видеоролик производства компании «Атор». Этот видеоролик демонстрировали на уличном табло, во время матча Россия-Япония в 2002 году. По словам очевидцев, Сборная России проигрывала тот матч и толпа на Манежной площади, которая смотрела трансляцию, была явно раздражена. Поэтому агрессия, исходящая из этого ролика передалась толпе. При каждом ударе Уолтера, толпа потихоньку начинала скандировать «Давай! Бей!». Потом завязалась драка возле экрана. По мнению прокуратуры, именно видеоролик спровоцировал последовавшие футбольные беспорядки. Суд постановил выплатить штраф за нарушение пятой статьи закона «О рекламе»: «реклама не должна побуждать граждан к насилию, агрессии, возбуждать панику, а также побуждать к опасным действиям».
  • Для того чтобы сцены игры в боулинг выглядели по настоящему реалистично, для тренировки актеров был нанят профессиональный боулер Барри Ашер, объяснявший все тонкости движения во время этой игры. Именно он играет в боулинг во время последней сцены этого фильма (лысый мужчина на заднем фоне, когда Чувак подходит к бару).
  • Когда братья Коэны писали сценарий, они строили отношения Уолтера и Чувака на модели ворчливой супружеской пары. Они должны были постоянно играть друг у друга на нервах, пытаться манипулировать своим партнером, не соглашаться с ним, страстно стараться его переубедить и изменить его мировоззрение, но при этом в глубине души ценить и любить его. И поэтому их диалоги приобрели необходимый уровень напряжения. Такой, что даже спор о каких-то бытовых вещах в исполнении получается захватывающим.

Ошибки в фильме

  • Продукты линейки «Smart Balance» в холодильнике магазина по которому бродит Чувак в начальной сцене стали доступны для покупки только в 1995 году. Пицца «Oscar Mayer Lunchables Pizza» появилась в продаже еще позже. [00:02:40]
  • Чувак возвращается с покупками домой и открывает дверь. В это время за его спиной в окне на долю секунды можно увидеть члена съемочной группы, который быстро прячется. [00:03:16]
  • Когда Чувака тащит к унитазу бандит Трихорна, видно, что волосы Джеффа Бриджеса уже мокрые, от предыдущих дублей. [00:03:28]
  • Коврик возле унитаза в сцене с окунанием Чувак то появляется, то исчезает. То же самое происходит со щетками для унитаза. Они стоят рядом, потом одна падает, потом опять стоят рядом. [00:03:50]
  • Когда бандиты утверждают, что его жена задолжала Трихорну, Чувак хочет показать, что он не женат. Для этого он показывает правую руку без кольца. Но в США обручальные кольца носят обычно на левой руке. [00:04:29]
  • Блондин достает шар для боулинга из сумки. Когда он его роняет на пол, то цвет плитки, на которую падает шар, отличается от того, каким он был, когда бандит его только доставал. [00:04:51]
  • В этой сцене, Ву одет в рубашку без рукавов, а блондин – в серую майку. Когда мы их видим во второй раз, уже в особняке Трихорна – они поменялись одеждой. [00:05:08 - 00:19:29].
  • В открывающей сцене фильма показаны посетители боулинга. Один из них – партнер Иисуса по команде играет темно-бирюзовым шаром фирмы Rhino Pro. Подобные шары появились только после 1993 года. Примерно через минуту другой игрок запускает по дорожке прозрачный шар - Ebonite Clear Wolf, который начали выпускать уже после 1995. [00:05:59]
  • Шар бросает напарник Иисуса по команде. Камера переключается на шар, который он якобы бросил и выбил страйк. В этот момент можно увидеть, что на дорожке стоит совершенно другой человек – худой и высокий.[00:06:12]
  • Большой темнокожий игрок бросает оранжевый шар, но шар, который сбивает кегли и за который он болеет - уже синий. То же самое повторяется со следующим игроком - он кидает темно-красный шар, но кегли сбивает красно-синий. [00:06:19]
  • В этой же сцене с чернокожим здоровяком, когда он сбивает две разнесенные кегли, видно, что одна кегля стоит не на месте отмеченным точкой. Она сдвинута относительно своей нормальной позиции, ближе к желобу. А шар к моменту удару по кегле уже скатился в желоб и при нормальном расположении он никак бы не смог задеть и тем более отбросить кеглю. [00:06:26]
  • Во время разговора о ковре в боулинге, в начале фильма, на заднем плане ходит официантка. Буквально за долю секунду (достаточно, чтобы Чувак сказал «еще бы») она перемещается метров на десять по направлению к камере. Кстати, игроки, которые играют на соседней дорожке - тот самый большой чернокожий игрок и белый парень с хвостиком на голове, меняются местами слишком часто. [00:09:10]
  • Во время разговора в офисе Большого Лебовски, объекты на его столе меняют свое положение. Когда оператор снимает Чувака, то видно, что телефон и лампа стоят ближе друг к другу, а объектов между ними нет. А когда камера показывает Большого Лебовски – объекты появляются, а телефон и лампа разъезжаются. [00:11:43]
  • Когда Чувак впервые видит Банни, она сидит в шезлонге и полностью освещена солнцем. Во время разговора она затемнена, а когда он уходит, то видно, что шезлонг уже полностью стоит в тени. [00:14:45 - 00:16:00]
  • Чувак обращает внимание на одного из нигилистов дрейфующего по бассейну Большого Лебовски – пустая бутылка из-под выпивки плавает вдалеке от его матраца. Но через секунду, на близком плане видно, что она уже практически под его рукой. [00:15:22]
  • Когда Уолтер обвиняет Смоки в заступе за линию, Чувак держит в руках бутылку пива. Но при смене плана, пива в его руках, да и нигде поблизости уже не наблюдается. [00:17:04]
  • После того, как Смоки заступает за линию, Уолтер, достав пистолет, требует, чтобы он записал себе ноль очков, то есть этот удар не засчитывается. Однако по правилам боулинга, если игрок заступает во время первого броска, то этот удар просто отменяется, кегли возвращаются в первоначальное положение, а игрок должен перебросить шар. [00:17:05]
  • Во время этой конфронтации, когда Уолтер только достает пистолет, Чувак замечает, что сотрудники боулинга звонят в полицию. Проходит какое-то время за разговорами. Когда друзья выходят из боулинга, Уолтер говорит, что они выиграли этот раунд. Таким образом, они провели в боулинге достаточно времени, чтобы неспешно сыграть в игру. И вот только тогда приезжает полиция. Хотя возможно, задумка авторов фильма состояла как раз в том, чтобы показать неспешность полицейских. [00:18:01]
  • После боулинга, друзья выходят на улицу. Уолтер выходит вместе с собачьей переноской, собака его жены бежит рядом с ними. Но когда они садятся в машину, Уолтер ставит переноску на крышу, открывает дверь машины и ставит переноску внутрь, а сам садиться в машину. Кажется, собаку они где-то забыли. [00:18:27]
  • Когда домовладелец приглашает Чувака на просмотр театральной постановки, то он говорит, что представление состоится во вторник вечером. Затем уже на самой постановке Уолтер узнает адрес парня угнавшего машину. Насыщенная событиями ночь продолжается и заканчивается тем, что Чувак звонит Уолтеру и просит, чтобы тот его подвез. Уолтер говорит, что сейчас Шаббат и поэтому он никуда не поедет. Шаббат – это суббота, если постановка была во вторник, то должно было пройти уже как минимум четыре дня, прошло же явно меньше времени. [00:20:38]
  • Чуваку дают прочитать требование выкупа. В это время он держит косячок в руке. Но в следующем кадре, он перемещается ему в рот. Такое происходит в этой сцене дважды с каждой сменой плана. [00:23:33]
  • Когда Иисус бросает шар, видно, что номера на дорожках зеркально отражены. Есть подозрение, что вместо Иисуса шар кидал кто-то другой. Возможно, это был профессиональный игрок в боулинг. И этот игрок был левшой, в то время как Иисус кидает правой. Но если бы съемка пошла в фильм «как есть», то было бы очевидно, что бросок сделан другой рукой (шар катился бы по левой половине дорожке). Чтобы этого избежать создатели на монтаже просто зеркально отразили всю картинку. [00:25:20]
  • Сцена знакомства с Иисусом. После его танца, камера пролетает по лицам главных героев. И в отражении очков Уолтера можно заметить оператора и часть съемочной группы. [00:26:04]
  • Специальная перчатка для боулинга, которую в фильме носит Иисус Кинтано, появилась в продаже только после 1996 года. [00:26:07]
  • Первый закон о сексуальном насилии (так называемый Закон Меган), который принуждал бы обвиняемого предупреждать соседей о своем преступлении, был принят в Калифорнии только в 1996 году. Поэтому Иисус Кинтано не должен был этого делать, как показано в фильме и о чем говорил Уолтер. [00:26:29]
  • После знакомства с Иисусом, Чувак демонстрирует Уолтеру выданный пейджер. После чего он закрепляет его на футболке. Для этого ему приходится наклонить голову и в этот момент он говорят прямо в скрытый микрофон, установленный на футболке. Поэтому звук его речи в этот момент изменяет громкость и становится слегка измененным. [00:26:54]
  • Похитители требуют выкуп в миллион долларов, и чтобы он был выдан двадцатидолларовыми купюрами. Это пятьдесят тысяч купюр, одна пачка в тысячу купюр занимают примерно 16 см х 6,6 см х 10 см. Таких пачек надо 50 штук. Толщина чемодана приблизительно 10 см, то есть равна пачке. Таким образом, все упирается в площадь. Площадь одной пачки равна 105 квадратным сантиметрам. Значит, чтобы разместить 50 пачек нужно около 5300 квадратных сантиметров. А это квадрат со стороной в 70 сантиметров. Чемодан в руках у Чувака явно меньше необходимого, то есть такая сумма туда точно не войдет. [00:31:28]
  • Когда Уолтер на ходу выпрыгивает из машины, он оставляет водительскую дверь открытой, но в следующем кадре она уже закрыта [00:36:07]
  • Уолтер прыгает из машины, его Узи катится по асфальту, стреляя во все стороны. В результате этого на машине Чувака пробита задняя левая покрышка. Но в следующем кадре с покрышкой уже все в порядке. [00:36:08]
  • Когда машине пробивает колесо, и она теряет управление, перед тем как въехать в столб, на плане спереди машины виден мост и часть дороги до него. Там должен был бы лежать Уолтер, выпрыгнувший из машины до этого. Но его нет. После того, как машина врезалась в столб, нам показывают, как мотоциклисты выезжают из-под моста. Но под таким углом камеры и на таком расстоянии от машины мы опять же должны были бы видеть лежащего на асфальте Уолтера. Но он появляется только на следующем плане. [00:36:18]
  • Похитители забирают чемодан Уолтера из-под моста, а затем они уезжают на раллийных мотоциклах, у которых стоит одноцилиндровый двигатель. Однако звук эти мотоциклы издают как гоночные четырехцилиндровые – более глухой и раскатистый. [00:36:19]
  • Передача денег не удалась и Чувак выбегает из машины, размахивая чемоданом и крича, что деньги у них. В это время на заднем плане можно увидеть проблесковые маячки полицейских машин, которые блокировали дорогу на время съемок [00:36:27]
  • После того, как Уолтер выпрыгнул из машины на полном ходу, он встает и держится за правую ногу. Этим же вечером в боулинге он держится уже за левую. [00:36:26]
  • Когда к Чуваку приходит полиция забрать заявление об угоне автомобиля, раздается звонок от Мод. Включается автоответчик и записанный голос чувака просит, чтобы звонящий оставил сообщение после гудка. Затем идет долгая пауза, и, наконец, раздается гудок, после которого Мод говорит, что ковер у нее. В сцене с ванной, звонят из полиции, чтобы сообщить, что машина нашлась. Опять проигрывается запись, но в этом случае долгой паузы перед гудком на автоответчике уже нет. [00:42:00 - 00:54:29]
  • Когда Чувак в первый раз приходит к Мод, он проходит по темному коридору, над которым пролетает хозяйка квартиры, разбрызгивая краску. Но во время сцены, мы видим только несколько пятен на полу, что при её стиле письма - слишком мало. Там должно быть гораздо больше краски на стенах, лампах и прочих объектах. [00:42:15]
  • Герой порнофильма, который Мод показывает Чуваку, идет на автомобиле «BMW E36». Его начали продавать только после 1993 года. [00:45:19]
  • Во время общения с шофером лимузина Мод, полупустой стакан с Белым Русским, который держит в руках Чувак, самопроизвольно наполняется [00:48:04]
  • Номера на такси, из которого Чувака выкидывают и номера на лимузине Большого Лебовски, куда чувака запихивают – одинаковые (1E49975). [00:48:45 - 01:26:09]
  • Когда Чувак общается с Большим Лебовски в лимузине, видно, что капли коктейля Белый Русский на его усах, то появляются, то исчезают между планами. Да и сам Чувак меняет местоположение на заднем сиденье, сдвигаясь из стороны в сторону за короткий промежуток времени. А еще меняется и количество коктейля в его стакане. [00:49:01]
  • Во время сцены в кафе, за окном проезжают несколько автомобилей не соответствующих эпохе. Например, «Ford Explorer» и «Cadillac», которые выпустили в середине 90-тых. [00:52:34]
  • Когда Чувак расслабляется в ванне с косячком, слева от его головы стоят четыре зажженные свечи. Входят нигилисты с хорьком и бросают зверька в ванну. После борьбы в ванне он тушит три из четырех свечей. Однако после ухода нигилистов потушена только одна. Три остальные снова горят. [00:54:27 - 00:56:00]
  • Когда нигилисты заходят в ванну, Чувак называет хорька сурком. Действительно по сценарию нигилисты должны были ходить с сурком, однако после того, как Коэны узнали, какого размера этот зверь они решили поменять его на хорька. Но в сценарии менять не стали – Чувак же не биолог, и это тоже работало на его образ. [00:55:05]
  • Кроме подстреленной покрышки на машине Чувака, Узи Уолтера еще разбивает заднюю левую фару. Однако в сцене на полицейской стоянке, когда машину находят, и показывают хозяину, то видно, что с задней фарой у нее все в порядке. [00:56:03]
  • В английской озвучке фильма, когда Чувак после «передачи» денег выходит из боулинга вместе с Уолтером и Донни, он говорит, что у них в багажнике лежит миллион баксов (в переводе он говорит просто про машину). Но когда машину находят полицейские и предъявляют её хозяину, Чувак в первую очередь смотрит на заднее сиденье и даже не заглядывает в багажник. [00:56:14]
  • В течение всего фильма нам показывают Уолтера с пачкой красного Мальборо. Но каждый раз, когда он курит, то в его руках облегченные сигареты. Фильтр на них белый, в отличие от коричневого, как в красном Мальборо. [00:57:50]
  • В сцене, когда троица друзей обсуждает похищение, сидя в баре боулинга, дизайн банок «Pepsi» и «Slice» не соответствует своему времени. Подобный дизайн появился уже позже. [00:58:20]
  • Во время общения с рассказчиком в баре, расположение соломинок в стакане Чувака меняется несколько раз, в зависимости от операторского плана. [00:59:37]
  • Во время второго визита к Мод, Чувак делает себе свой любимый коктейль «Белый Русский», используя порошковые сливки. Однако буквально через секунду, он уже держит в руках готовый коктейль. Сливки бы не успели раствориться за это время. [01:02:28]
  • Песня «My Mood Swings», которую слушает Чувак на приеме у доктора, была написано только в 1997 году. [01:04:31]
  • В сцене, когда Чувак впервые замечает автомобиль сыщика, в отражении в его очках можно увидеть камеру, смонтированную на капоте. [01:04:54]
  • Чувак едет на своей машине, и нам показывают его спереди. Видно, что все заднее стекло у него испачкано и сквозь него ничего не видно. Но когда Чувак смотрит в зеркало заднего вида, то через него оказывается прекрасная видимость, словно заднего стекла нет вообще. [01:05:08]
  • Во время попыток оторваться от преследующего его фольксвагена Чувак бросает окурок в закрытое окно. В это время он проезжает мимо зеленоватого грузовика стоящего на обочине (видно в боковое окно). Потом, когда он пытается затушить этот окурок пивом, он вновь проезжает мимо этого же грузовика. Кстати, в сцене после крушения, когда он смотрит на эту улицу из своей машины, то никакого грузовика там уже нет. [01:05:31]
  • Когда Чувак едет в автомобиле, он случайно роняет косячок себе между ног и пытается потушить его пивом. Результат этого поступка - авария. Чувак приходит в себя и поверх темных очков смотрит, куда делся синий фольксваген, преследующий его. В следующем кадре, когда он поворачивается, чтобы посмотреть с другой стороны машины - очков уже нет. [01:06:03]
  • Когда окурок прилетает Чуваку между ног во время поездки в машине, он тушит его, заливая пивом. Но когда он приходит в себя после аварии и смотрит на водительское сиденье – оно оказывается совершенно сухим. [01:06:10]
  • Почерк Ларри Селлерса в его домашней работе очень похож на почерк его учителя, который оставляет комментарии. [01:06:28]
  • Во время выступления домовладельца, Уолтер узнавший все про Ларри, говорит, что он сын сценариста старого сериала «Заклейменный позором» («Branded»), который написал сценарии для 156 серий. Но этот сериал состоял только из 48 серий. [01:07:46]
  • Чуваку на стоянке полицейского управления говорят, что дверь со стороны водителя сломана. В сцене со столкновением с мусорным баком, эта дверь остается сломанной и Чувак не может её открыть. Но уже в следующей сцене с участием этого автомобиля (когда они приезжают к Ларри) Чувак спокойно её открывает, чтобы выйти. Между этими событиями проходит на так много времени, чтобы Чувак успел её починить. [01:08:58]
  • Когда Уолтер бьет машину монтировкой, выбегает её хозяин и начинает сразу кричать. Мы слышим это, но его губы при этом не двигаются. [01:12:30]
  • После того, как Чувак проверяет, что именно написал Трихорн в своем блокноте, он, чтобы скрыть эту попытку, вырывает бумажку из блокнота и в спешке смяв, засовывает её в карман. После этого он вырубается и приходит в себя уже в полицейском участке. В следующей сцене шериф полиции Малибу обыскивает его вещи. Он достает эту бумажку из бумажника Чувака, и она оказывается аккуратно сложенной. Она могла туда попасть, только в том случае, если бы Трихорн обыскал Чувака и, найдя смятую бумажку, положил дубликат в бумажник. Согласитесь, что это было бы довольно странным поведение. [01:18:08 – 1:24:20]
  • В конце второго сна Чувака, разлетаются кегли, в которые якобы влетает чувак. Если присмотреться, то можно заметить лески, которыми их «подкидывают» и растягивают в разные стороны. [01:22:48]
  • В сцене с шерифом Малибу, положение кофейной чашки на столе, меняется между различными кадрами – она передвигается по белому листу, который лежит на столе. Впрочем, то же самое происходит и с бонусной картой Чувака, его бумажником и листком из блокнота Трихорна.[01:24:09]
  • Когда Чувака выкидывают из такси, на заднем плане проезжает черный автомобиль «Nissan Maxima» четвертого поколения (выпускались только во второй половине девяностых годов). [01:26:15]
  • Чувак живет в районе Венис, особняк Трихорна расположен в Малибу. Оба этих района находятся на побережье. Палм Спрингс куда, по словам Бранта ездила Банни, как и Пасадена, где она живет вместе с Большим Лебовски, расположены вдалеке от побережья. Поэтому очень маловероятно, что когда Чувак возвращается из Малибу к себе домой, его могла обогнать Банни на своем автомобиле. Он бы ехал по шоссе вдоль побережья, а она, скорее всего, ехала бы по прямой дороге. [01:26:28]
  • В самом начале сцены с частным детективом, музыка доносится до зрителя, словно из магнитоле в машине. Но когда детектив закрывает дверь – музыка заглушается. Вот только её все равно должно быть слышно – окно в машине так и осталось открытым. [01:32:23]
  • В отражении стекла закусочной, где нигилисты заказывают блинчики, можно увидеть съемочную группу. [01:34:22]
  • Уолтер и Чувак находят машину Банни в фонтане. Все её задние фонари горят. В том числе и стоп-сигнал, который является индикатором, что водитель нажал на тормоз. Но в автомобиле нет никого, кто нажимал бы на тормоз. [01:36:38]
  • Когда Донни в последний раз играет в боулинг, из-за монтажных склеек, кажется, что персонаж с синей сумкой на заднем плане застывает, пока нам показывают, как шар ударяется в кегли. Каждый раз, когда нам показывают Донни, этот персонаж начинает свой путь с того же места, где он был до этого, хотя между этими кадрами проходит время. [01:39:18]
  • В посиделках в боулинге перед дракой с нигилистами Уолтер сидит в коротких шортах. Они явно заканчиваются выше его колен. Но когда он выходит на стоянку, где их ждут нигилисты, то его шорты удивительным образом удлинились и теперь практически достают до колен. [01:40:40]
  • Календарь на столе в морге датирован февралем 1997 года, хотя действие фильма происходит примерно в начале девяностых. [01:44:14]
  • В течение всей сцены похорон, меняется положение солнца и направление океанских волн. [01:46:30]
  • Кроме этого, в этой сцене можно увидеть, что актерам понадобилось несколько дублей, чтобы сделать финальную сцену – на них остались следы пепла с предыдущих попыток. Когда Уолтер хочет отряхнуть пыль с Чувака, а тот поднимает руки, то на его животе можно заметить провод от микрофона. А через сорок секунд после этой сцены на скале на заднем плане можно увидеть постороннего человека – предположительно члена съемочной бригады. [01:48:11]

Сюжет

Осторожно, текст может содержать спойлеры!

Рассказчик знакомит нас с Джефом Лебовски. Сам себя он называет «Чувак». По словам рассказчика - это самый большой лентяй в округе Лос-Анджелес. Рассказчика удивила история, которая с ним произошла и предлагает нам её послушать. Итак, 90-тые. Чувак, одетый в халат, семейные трусы и тапочки покупает в супермаркете молоко. Затем на кассе он выписывает чек на 69 центов и танцующей походкой отправляется домой. После того, как он заходит в квартиру, на него накидываются два человека, которые ожидали его. Протаскивают по комнате и пихают головой в унитаз. Они требуют вернуть деньги. Чуваку говорят, что его жена - Банни, должна Джеки Трихорну. Один из бандитов отливает на ковер в комнате в качестве угрозы. Чувак говорит, что они ошиблись. Он даже не женат. Бандит обращается к своему товарищу, говоря, что Лебовски должен быть миллионером, а это явно не он. Ворча, что они только зря потратили время, бандиты выходят из квартиры.

Боулинг, где играют Чувак и его команда. Чувак рассказывает о происходящем друзьям. Один из друзей Уолтер знает однофамильца Чувака – Лебовски. Тот как раз миллионер и, похоже, это именно его искали бандиты. Чувак решает отправиться к нему, чтобы потребовать возмещения ущерба. В офисе миллионера, Чувак разглядывает почетные грамоты и именные таблички. Ассистент миллионера – Брант с гордостью демонстрирует ему ключ от города, различные награды и совместные фотографии. Чувак на фотографиях видит, что Лебовски – калека и меценат - выплачивает стипендии на учебу в колледже малоимущим семьям. Въезжает Лебовски, который говорит, что он очень занят и требует приступить к делу. Лебовски не понимает, а при чем тут он – ведь это не он испортил ковер. Поэтому он отказывается платить. Когда же Чувак упоминает жену, Лебовски взрывается гневом, после чего выгоняет Чувака. На выходе Чувака встречает ассистент, который спрашивает, как прошла встреча. Чувак отвечает, что ему разрешили взять один из ковров особняка на выбор. Когда компания с ковром выходят из особняка, Чувак видит девушку в шезлонге - ту самая Банни. Она ведет себя довольно развязно. В боулинг Уолтер приносит переноску с собакой – это собака его бывшей жены Синтии. Чувак недоволен подобным поворотом. Но Уолтер прерывает этот разговор криком на одного из игроков. Он считает, что тот заступил за черту при броске. Возникает спор на эту тему. Уолтер достает из сумки пистолет и говорит, что если сейчас запишут очки, будет очень плохо. Под дулом пистолета, игрок записывает себе ноль очков. По дороге из боулинга Чувак объясняет Уолтеру, что так поступать нельзя. Но Уолтер говорит, что теперь их команда вышла в следующей круг соревнований. Когда они уже сидят в машине, к зданию боулинга приезжает полиция. В квартире Чувака нам показывают новый ковер, который лежит на полу. Сам Чувак наливает себе выпивку со льдом и слушает сообщения на автоответчике. Первое сообщение – от того самого игрока, который собирается жаловаться в жюри соревнований. Следующий звонок – звонит Брант, который просит перезвонить, как будет возможно. Затем звонит член жюри боулинга, ссылающийся на правила соревнований. В дверь стучит домовладелец, который приглашает Чувака на свое выступление и напоминает о квартплате. Очередной звонок – опять от Бранта, который настаивает на встрече. Брант и Чувак идут по коридору в особняке Лебовски, Брант рассказывает, что Лебовски уединился и хочет видеть Чувака. В темном кабинете, возле камина сидит Лебовски. Как только заходит Чувак, он начинает говорить о своих достижениях и спрашивает – что же делает мужчину мужчиной. Он считает, что желание делать то, что должно, любой ценой. Затем он объясняет, что Банни похитили, и теперь требуют выкуп в миллион долларов, а Брант посвятит Чувака во все детали. Брант доводит до Чувака, что он должен стать курьером - похитители могут быть связаны с теми, кто испортил его ковер и Чувак может их опознать. В боулинге Уолтер спрашивает – сколько Лебовски заплатит Чуваку за работу Курьером. 20 тысяч отвечает Чувак. А еще ему выдали пейджер, чтобы он всегда был на связи. Но Чувак не верит в похищение. Он считает, что Банни имитирует похищение, чтобы получить деньги и отдать долги. Уолтер опять начинает вспоминать войну во Вьетнаме, и он злится, что все эти богачи так себя везут. Чувак лежит на ковре и слушает записи звуков боулинга. Когда он открывает глаза, то над ним стоят двое мужчин и женщина. Один из мужчин бьет Чувака, отправляя его в мир галлюцинаций. Приходит в себя он уже на голом полу от звука пейджера. Брант говорит, что ему надо взять деньги, мобильный телефон и следовать инструкциям, которые дадут похитители. Чувак выезжает и к нему в машину подсаживается Уолтер, который вручает ему чемодан со своим грязным бельем, а сам садится за руль. Уолтер считает, что они могут забрать себе миллион, раз Банни сама себя похитила – а выкинуть чемодан с грязным бельем. Чувак говорит, что это только предположение. Звонит телефон, но Уолтер вмешивается в разговор и абонент бросает трубку. Чувак злится, но телефон звонит вновь - грабитель дает указания куда ехать. Уолтер предлагает план: во время передачи денег, он ловит одного из бандитов, избивает его и узнает, где держат Банни. Чувак сомневается в гениальности этого плана. Но похититель по телефону ставит следующее условие – сумку надо на ходу выбросить с моста. Уолтер выбрасывает куклу с деньгами, после чего сам выпрыгивает из машины с Узи. Он надеется добежать до моста и поймать похитителей. Но после прыжка, автомат начинает самопроизвольно стрелять, попадает по колесам машины и Чувак врезается в столб. В это же время, из-под моста выезжают мотоциклисты и исчезают в темноте. Чувак хочет их догнать и объяснить, что деньги у них, но у него не получается. Уотлер говорит, что и хрен с ними и надо ехать в боулинг. В боулинге у Чувака звонит телефон, но он не берет трубку. Подбегает Донни и говорит, что следующая игра будет в субботу. Это бесит Уолтера, который не играет по субботам, потому что он соблюдает шаббат. Чувак волнуется, что говорить Лебовски. Уолтер считает, что надо просто сказать, что передача состоялась. Зато у них в багажнике лежит миллион долларов. Когда они выходят, то обнаруживают, что машины со стоянки угнали. В квартире у Чувака полицейские, которым он описывает свою угнанную машину. Звонит домашний телефон – это звонит Мод Лебовски – дочь Лебовски, которая говорит, что это она забрала ковер и что она хочет встретиться с Чуваком. Чувак приезжает к Мод, заходит в темную комнату. Он подходит к странному сооружению и видит, как Мод Лебовски на веревке пролетает над ним, размахивая кистями – она в процессе создания картины. Освободившись Мот говорит, что Чувак забрал их особняка Лебовски ковер, который Мот подарила своей матери, и значит, он принадлежит ей. Еще она тоже подозревает, что дело с похищением – нечисто. Банни снималась в порно, которое продюссировал Джеки Трихорн, а её отец дал на выкуп за нее не личные деньги, а деньги со счета фонда. Она предлагает Чуваку вернуть эти деньги за 10% от суммы. А еще она дает адрес врача, чтобы он помог Чуваку с челюстью, которую ему повредили подручные Мод, когда забирали ковер.

Чувак приезжает к своему дому на лимузине, водитель спрашивает - знает ли он человека, в Фольксвагене, которые уже давно их преследует. Но Чувак не успевает ответить, как его хватают и запихивают в лимузин к Лебовски. Он зол тем, что похитители не получили деньги. Чувак рассказывает свою теорию о том, что Банни похитила сама себя. Брант же в ответ отдает ему конверт, в котором лежит отрезанный палец ноги. Лебовски говорит, что передал похитителям имя и адрес Чувака, чтобы они требовали выкуп с него. Уолтер с Чуваком в кафе. Уолтер говорит, что палец легко подделать, затем устраивает истерику и Чувак уходит. Он расслабляется в ванне, когда на автоответчик приходит сообщение, что полиция нашла автомобиль. Но на этом положительные эмоции заканчиваются. К нему домой врывается банда немцев, которые начинают разносить квартиру. Они требует вернуть деньги за Банни. На полицейской стоянке выясняется, что с машиной все хорошо, но чемодан с деньгами пропал. Чувак описывает ситуацию своим друзьям в боулинге – он уже пожалел, что пошел требовать компенсацию за ковер. Его зовут к телефону: Мод вновь хочет с ним встретиться. В квартире Мод Чувак говорит ей, что, похоже, Банни действительно похитили. Но Мод в этом сомневается – по описанию, она узнает одного из немцев и оказывается, что это Мод познакомила Банни с этими людьми. После чего она в очередной раз настоятельно просит зайти Чувака к доктору. Он следует её совету, и доктор проводит полный осмотр. По пути домой, Чувак находит на заднем сиденье машины листок с домашним заданием какого-то школьника. Уолтер узнает адрес этого школьника. Он предлагает отправиться туда и расколоть паренька. Приехав к дому, они видят новую богатую машину. Чувак думает, что школьник потратил все деньги на машину. В доме Уолтер пытается разговорить школьника, но тот молчит. Уолтер психует, выходит из дома и начинает монтировкой разбивать новую машину. Из соседнего дома выскакивает хозяин машины, отбирает монтировку и начинает разбивать машину Чувака. На разбитой машине компания возвращается в город. К Чуваку домой приходят люди Джеки Трихорна и говорят, что порномагнат хочет его видеть. Он ждет его на пляже в богатом особняке. Его тоже интересует – где Банни. Он слышал, что её похитили и Чувак как-то замешан в это. Все что ему нужно – это вернуть свои долги. И он готов отдать ему 10%. Чувак говорит, что деньги у Ларри, выпивает приготовленный коктейль и вырубается. Начинается галлюцинация чувака. Он приходит в себя в полицейской машине – его забрали с вечеринки Трихорна, где он якобы напился и начал буянить. Потом шериф избивает его и говорит, чтобы он не появлялся в их городке. Пока Чувак стоит на обочине, его обгоняет спортивная машина, в которой сидит Банни. Ногой со всеми пальцами она нажимает на газ. Квартира чувака разрушена, но его ждет Мод, которая требует заняться с ней сексом. После секса Чувак рассказывает что происходит. Оказывается, что у Лебовски вообще нет денег - все деньги принадлежали его первой жене, а он просто ими распоряжается. Чувак звонит Уолтеру, но тот говорит, что сегодня шаббат, но Чувак требует, чтобы он приехал. Когда он выходит из дома – он видит возле его дома стоит тот самый фольксваген. Оказывается – это частный сыщик, работающий родителей Банни, которые ищут сбежавшую дочь. Подъезжает Уолтер и Чувак уезжает с ним. В ресторане сидят немцы, у девушки нет пальца на ноге. Чувак в машине объясняет Уолтеру как было дело. Узнав, что Банни похитили, Лебовски снял миллион со счетов фонда и присвоил их себе. Он надеялся, что похитители не получив деньги убьют Банни, которую он на самом деле ненавидит. А Чувака, которому дали кейс с куклами, можно сделать виноватым, объявив, что это он похитил деньги. Возле дома Лебовски в фонтане стоит спортивная машина Банни, а Брант собирает одежду Банни. Чувак врывается к Лебовски и спрашивает его, где деньги. Он рассказывает ему свою версию событий, но Лебовски говорит, что это только его домыслы, да и все равно, теперь, когда Банни вернулась это не имеет смысла. Уолтер психует, он думает, что Лебовски только притворяется калекой. Поднимает его с каталки и бросает на пол. Но Лебовски не поднимается. Уолтер и Чувак возвращаются в боулинг. А когда выходят, то видят, что машина Чувака горит – её сожгли немцы. Они требуют деньги, иначе они убьют девчонку. Лебовски кричит, что у них нет девушки. Завязывается драка, в которой у Донни случается сердечный приступ. На скале возле океана, Уолтер произносит речь и развеивает прах, который ветром сносит на друзей. Потом Уолтер предлагает пойти в боулинг. Там он встречается с рассказчиком, который желает ему удачи. Чувак отвечает, что такой Чувак как он не пропадает. Это радует рассказчика, который рассказывает о том, что ожидает героев дальше.

Отзывы о фильме «Большой Лебовски»

  • gorelnikov87 1
    Пустая трата времени!Фильм про кучку дегенератов!
  • eugn 0
    здесь чувак, а не дюдя... хотя комменты про дюдю, зря подписку оформил! 05/05/2018
  • DFW 1
    Бывают дни, когда ты ешь медведя.. Бывают дни когда медведь ест тебя.....
  • Мой Господин 1
    да уж! "дюдя" - один из фееричных примеров перевода :))
  • Алина 1
    Мммм, Дюдя )
  • ownerrago 1
    Большой Лебовски — просто классное кино, несмотря на то, что снято давно, сюжет очень современный, очень динамичный. Фильм удался забавный смотреть в хорошем качестве интересно, запомню надолго!

Рецензии на фильм «Большой Лебовски»

  1. Рецензия на фильм «Большой Лебовски»
  2. B I Правила размещения рецензии
  • Оценка фильма
    9 из 10

    Герой, которого мы заслужили

    Сразу и не скажешь - что в этом фильм такого замечательного. Естественно, выбрать тут есть из чего - диалоги, персонажи, режиссерская и операторская работа, сюжет. Но я бы не назвал все это замечательным. Они хороши, но нет, не выдающиеся. Может быть, все дело в их совокупности? Да тоже вроде не очень похоже на правду… Читать далее
Оформить подписку