Фильм Апокалипсис

Apocalypto
8.26
КиноПоиск 7.96
  • режиссура
  • сюжет
  • зрелищность
  • актёры
Подробнее о ivi.рейтинге
Режиссер
Мэл Гибсон
Актеры
Руди Янгблад, Далия Эрнандез, Джонатан Брюэр, Моррис Бердйеллоухэд, Карлос Эмилио Баэс, еще
Это история о жестоких нравах и обычаях племён индейцев майя, переполненных кровавыми жертвоприношениями, жуткими мистическими ритуалами и обрядами, а также межплеменными войнами. В центре событий – обычная семья охотника по имени Лапа Ягуара, на деревню которого нападает противоборствующее племя, разрушая их дома, похищая женщин и детей в рабство, а мужчин – для жертвы богу Кукулькану. Главному герою предстоит пройти суровые испытания, преодолеть смертельные опасности, чтобы спасти то, что действительно дорого в жизни настоящего мужчины...

Съемочная группа

Продюсеры
Брюс Дэвей, Мэл Гибсон, Вики Кристиансон, еще
Композитор
Джеймс Хорнер
Монтаж
Джон Райт
Оператор
Дин Семлер
Сценаристы
Мэл Гибсон, Фарад Сафиниа
Художники
Томас Е. Сандерс, Роберто Бонелли, Наман Маршалл, еще

Знаете ли вы, что

  • В фильме есть сцена, в которой главный герой по имени Лапа Ягуара прыгает с водопада высотой около пятидесяти метров. Во время съемок общего вида водопада для этой сцены одна из местных коров, попыталась перейти реку и её снесло прямо к водопаду. Мэл Гибсон и вся съемочная бригада была на сто процентов уверена, что животное не переживет этого полета. Однако вскоре она вынырнула на поверхность, а когда пастух подплыл к ней, то полностью успокоилась, вылезла на берег и принялась щипать траву, словно ничего с ней не произошло.
  • Руди Янгблад, исполнивший роль Лапы Ягуара, для сцены своего прыжка с водопада самостоятельно исполнил опасный трюк. Этот трюк состоял в том, что ему пришлось со страховкой прыгнуть с пятнадцатиэтажного здания в городе Веракрус. Для съемок этого трюка потребовалось около десяти дублей. Затем, этот прыжок был с помощью компьютерных технологий наложен на изображение реального водопада. Этот водопад, кстати, реально существует. Он называется Сальто де Эипантла и находится возле города Сан-Андрес в Мексике. Интересно еще то, что Руди этот трюк совершил после того, как режиссер Мэл Гибсон начал издеваться над Руди за его боязнь высоты. Не выдержав такого обращения, Руди начал плотно общаться с командой трюкачей, затем набрался смелости и исполнил этот трюк. Ну а после исполнения, предложил режиссеру, чтобы он, в качестве извинения за свои слова, тоже выполнил этот трюк.
  • Как в комментариях к DVD изданию фильма рассказывал режиссер Мэл Гибсон и один из авторов сценария Фархад Сафиния, сюжет об использовании солнечных затмений для контроля толпы - исторически достоверен. Индейцы племени Майя на самом деле были неплохими астрологами и их правители и жрецы использовали свои знания в первую очередь для того, чтобы оправдывать свои решения перед низшими классами.
  • Когда режиссер Мэл Гибсон был подростком, один из старших парней, чтобы оскорбить Мэла называл его «Почти» (almost). При создании фильма, Гибсон вспомнил эти ощущения из детства и решил добавить в фильм сцены, в которых один из охотников за головами тем же словом называет главного героя.
  • Создатели фильма утверждали, что исполнитель главной роли Руди Янгблад при съемке сцены его побега от ягуара, действительно убегал от живого зверя. Правда, ягуара удерживали на безопасном расстоянии с помощью специальной системой поводков (в чем-то похожей на троллейбусные провода), чтобы он не смог повредить актеру. Впрочем, Гибсон, потом заявлял, что подобная система использовалась просто потому, что «ягуара невозможно натренировать на совершение каких-то нужных действий».
  • Во время съемок фильма, недалеко от места в Южной Мексике, где эти съемки происходили, из-за сильных затоплений пострадали несколько населенных пунктов и около миллиона местных жителей. Съемочная группа фильма, решила помочь всем пострадавшим. Для этого, они закупили провизию и оплатили её доставку в затопленные районы.
  • Перед съемками фильма съемочная группа несколько недооценила особенности климата Мексики. В этом жарком, влажном воздухе тропических лесов камеры приходилось обтягивать спасательными (они же космические) одеялами, чтобы защитить ценное оборудование от высокой температуры. К каждой камере был подключен термометр, чтобы отслеживать их температуру. Ну а для съемок сцены возле водопадов, каждую из участвующих в процессе съемок камеры упаковали в специально созданные для этого контейнеры - «Hydroflex splash bags».
  • На постере к этому фильму на самом изображен не главный герой - «Лапа Ягуара», а один из его преследователей - Средний глаз. Тот самый участник группы Пустого Волка, который называл Лапу Ягуара кличкой «почти».
  • Чтобы выделить время на постановку этого фильма, Мэл Гибсон отказался от главной роли в фильме «Башни-близнецы».
  • В тизер-трейлере к этому фильму, который показывали в кинотеатрах, снялись совершенно другие актеры, чем те, которые снялись в фильме. Не одного актера из «большого» фильма в тизер-трейлере не показали.
  • Мэл Гибсон и Фархад Сафиния с особым вниманием подошли к подбору актеров. По их задумке, каждый из актеров должен в первую очередь соответствовать архетипу того персонажа, которого он играет. Например, Руди Янгблада, Мэл Гибсон выбрал за то, что он очень сильно соответствовал архетипу мифического героя. Тем самым, Гибсон хотел облегчить для зрителей понимание происходящего на экране. По его мнению, это было особо нужно в фильме, который идет на неизвестном языке и в той культуре, о которой большинство зрителей не имеет никакого представления.
  • Фильм частично вдохновлен текстом «Пополь Вух» (Книга Народа) - книгой-эпосом мезоамериканской культуры. Иногда эту книгу называют Библией Майя и в ней содержаться основные мифы и записи об исторических личностях и событиях. По словам Сафиния, в основу истории, которую в фильме рассказывал старый шаман, была положена легенда именно из этой летописи. Вторым источником информации стали записи испанских миссионеров о племенах народа майя. Кстати, после изучения этих книг Фарад Сафиниа заметил: «Оказывается, проблемы, цивилизации майя, удивительным образом схожи с проблемами, которые сейчас встают перед нашей цивилизацией. Особенно это касается разрушения окружающей среды, чрезмерном потреблении и политической коррупции». Сам же Гибсон в интервью утверждал, что в своем фильме, в первую очередь он попытался провести параллель между великой павшей империей прошлого и великими империями настоящего.
  • Одной из реальных причин заката цивилизации майя ученые называют тотальную вырубку лесов, которая среди прочих показана в этом фильме. Леса вырубались не только ради агрокультурных целей, но и, например, для производства извести, которой покрывались стены храмов и пирамид. Согласно одному вычислению, для покрытия штукатуркой всего одного храма, нужно было вырубить около семи сотен акров (или около двух тысяч гектаров) леса.
  • Количество цифровой информации, полученной в течение всего времени съемок фильма, примерно равна хронометражу, который можно записать на пять сотен километров обычной пленки.
  • В фильме есть сцена, когда срубленное дерево, чуть не падает на охотников за головами. В этот момент, Пустой Волк говорит - «Вы, что не видите, здесь я иду?!» (Hey, I am walking here!). Это небольшая отсылка к фильму «Полуночный ковбой», точнее к той сцене, когда одного из героев фильма Ратсо (в исполнении Дастина Хоффмана), чуть не сбивает такси.
  • Этот фильм стал последним фильмом с рейтингом R, который был выпущен под покровительством студии Уолта Диснея.
  • Многие считают, что сцена затмения солнца - это отсылка к комиксу 1948 года про Тинтина «Пленники солнца». В ней затмение спасает героев от казни участниками культа Инков. Впрочем, в комментариях к DVD версии, Мэл Гибсон опроверг эту теорию. Он объяснил, что майя на самом деле были очень хорошо знакомы с астрономией и этой сценой, он всего лишь хотел показать подобные знания.
  • Сроки релиза этого фильма студия «Touchstone Pictures» специально сдвинула с четвертого августа 2006 года на 8 декабря 2006. Причиной подобного переноса стали сильные ливни и два урагана в Мексике, которые очень активно мешали съемкам фильма.
  • Этот фильм входит в знаменитый список Стивена Джея Шнайдера «1001 фильм, который вы должны посмотреть».
  • Для релиза в Италии, первоначально этот фильм получил местный эквивалент рейтинга G от MPAA. То есть итальянские кинопрокатчики посчитали его подходящим для всех возрастов зрителей. Впрочем, во многих кинотеатрах этот фильм прокатывался с предупреждением, о том, что содержание фильма может быть неподходящим для детей. Позднее, этот рейтинг был пересмотрен, первоначальный был отменен и в течение шести дней этот фильм вышел с окончательным рейтингом - «для зрителей старше 14 лет».
  • Актеру Ро Лейба («Костяной томагавк», «Копы в юбках») предлагали роль в этом фильме. Он должен был сыграть роль Висячего Мха. Однако Ро отказался, потому что, по его мнению, все эти полеты в Мексику и сами съемки потребовали бы слишком много времени.
  • В этом фильме есть микроскопическое камео режиссера. Точнее он появляется в одном из первоначальных трейлеров к фильму. В этом трейлере есть быстрая нарезка кадров из фильма, после того, как нам показывают сцену, в которой одного из героев ловят в сеть. В нарезке можно увидеть людей, покрашенных белой известью, кричащую обезьянку, лес, лица охотников и солнечное затмение. Но в самом начале этой последовательности есть небольшой кадр , на котором можно увидеть фотографию со съемочной площадки. На ней широко улыбающийся Мэл Гибсон с бородой и сигарой в зубах стоит вместе с теми самыми людьми покрашенными белой известью.
  • На самом деле ягуары нападают на людей только в самых исключительных случаях, а не так часто, как это показано в фильме. Но зато в этом фильме очень точно переданы метод атаки этих кошек. Ведь они, в отличие от других крупных кошачьих наносят фатальный укус не в шею жертвы, а прокусывают череп, в наиболее слабых местах, чтобы повредить мозг жертве.
  • Количество трупов в этом фильме - сто четырнадцать.
  • Кстати, пророчество девочки для одного из охотников сбылось полностью. Она упоминала человека, за которым идет Ягуар, и который «переродится» из грязи и земли. Ведь Лапа Ягуара, сбежав из плена, убегает от ягуара и попадает в зыбучие пески. А когда выбрался оттуда, весь в черной грязи то начал мстить своим обидчикам.
  • Чтобы максимально погрузить зрителей в мир фильма, Мэл Гибсон решил, что все герои этого фильма должны говорить на языке майя, точнее его юкатанском диалекте, называемом также юкатекским языком. Поэтому, во всех без исключения кинотеатрах этот фильм демонстрировался с субтитрами. Для съемок этого фильма были наняты носители языка и переводчики, которые консультировали всех актеров о том, как должны звучать те или иные фразы на этом языке. В качестве основного инструмента обучения, каждый актер носил с собой плеер, для постоянного прослушивания и заучивания своих реплик перед съемками.
  • Все съемки фильма проходили в Веракрусе и Катемако - местности в Мексике, одном из немногих мест в мире, где еще сохранились участки натурального тропического леса. Съемочные группы в поисках мест для съемок, кроме Мексики посещали Гватемалу и Коста-Рику, но оказалось, что джунгли в этих странах слишком насыщенные и плотные, для того, чтобы реализовать задумки режиссера. В этой местности просто нельзя было снимать, потому что актеров не было видно за деревьями и травой.
  • Множество ролей третьего и третьего плана в этом фильме исполнялись потомками Майя, проживающими в местности, где проводились съемки. Для поисков актеров с соответствующей внешностью, кастинги проводились не только по всей Мексике, но и в США и Канаде. По мнению режиссера, актеры должны были быть похожи на индейцев майя. Не все сыгравшие в этом фильме актеры являются прямыми потомками майя, но все они являются потомками представителей различных индейских племен. Кстати, большинство из них никогда не снималось в кино. Так, например роль больной девочки, которая в одной из сцен фильма проклинает охотников, исполнила семилетняя девочка, которая жила в деревне неподалеку от места съемок. И она на самом деле жила в деревне, которая мало чем отличалась от той деревни, в которой жил Лапа Ягуара, в доме с земляным полом, крышей из сена и стенами из веток.
  • Перевод название этого фильма на русский язык - некорректен. У нас перевели этот фильм как «Апокалипсис». Но на английском языке фильм называется «Apocalypto». И это одно из «ложных друзей переводчика» - слово, которое аналогично по звучанию общеизвестным словам, но имеющим противоположное значение. На самом деле это слово пришло из греческого языка, и имеет значение «открытие», «откровение». В одном из своих интервью Мэл Гибсон специально объяснял это название тем, что «все имеет начало и имеет конец. Цивилизации - не исключение. И в этом фильме мы наблюдаем открытие новой цивилизации». И этим названием он хотел подчеркнуть не депрессивную составляющую фильма, а наоборот, дающее новую надежду на начало чего-то нового. В нашем же переводе это название имеет противоположное значение.
  • Некоторые из сцен в этом фильме потребовали участия более семи сотен статистов, которых набирали из местных жителей.
  • Многие критики и зрители проводят параллели между этим фильмом и фильмом 1966 года «Голая добыча» (The Naked Prey). Герой фильма «Голая добыча» - приехавший в Африку сафари-гид, вместе с несколькими охотниками, попадает в плен к африканским дикарям. Дикари, разгневанные неуважением к их вождю, жестоко казнят всех охотников максимально брутальными способами, а главного героя отпускают, чтобы начать за ним погоню по африканскому вельду. На схожесть этих фильмов, по мнению зрителей, указывают многие сцены, которые демонстрируются в процессе погони.
  • Сценарист и сопродюсер этого фильма Фархад Сафиния впервые встретился с Мелом Гибсоном на съемочной площадке фильма «Страсти Христовы». Во время съемок этого фильма Фархад был помощником режиссера. В процессе этих съемок, они подружились и часто разговаривали, как рассказывал Мэл, про их общую любовь к фильмам и то, что именно их волнует при работе над фильмом. В процессе этого обсуждения они решили, что второй их совместной работой будет фильм в жанре погони. А вместо применения новых технологий и зрелищных спецэффектов, они захотели сделать основной акцент именно на форме этого фильма. Раскрыть сюжет бегства от гибели, и одновременно возвращение к истокам, чтобы сделать что-то важное для себя. Ну и естественно, этим фильмом стал «Апокалипсис»
  • Сам Гибсон рассматривал этот фильм, как попытку встряхнуть застоявшийся жанр «экшн и приключений». По его мнению, жанр стал слишком сильно зависим от компьютерных спецэффектов и создатели фильмов перестали обращать внимания на другие важные составляющие фильмов. Поэтому он захотел сделать свой фильм с более глубокими персонажами и оригинальной атмосферой.
  • Выбор показанной в фильме культуры стоял между ацтеками и майя. Гибсон, вместе с Сафинией склонились к цивилизации майя, потому что, по их мнению, именно эта культура в наиболее интересной пропорции сочетала в себе дикарство, с кровавыми жертвоприношениями и при этом познаниями в медицине и астрономии. Впрочем, многие ученые, после просмотра этого фильма, утверждают, что в фильме, вместо одной определенной культуры создатели показали странную смесь большинства цивилизаций Америки, как ацтеков, так и майя.
  • Одной из самых крупных команд на съемочной площадке была команда визажистов и костюмеров. Она составляла примерно двести пятьдесят человек. Именно они работали над всеми участниками съемок, чтобы придать им образ индейцев майя. Им ежедневно приходилось наносить ритуальные татуировки, шрамы и туннели. Обычно на это тратилось около шести часов в день. Как говорил консультант гримеров Ричард Д. Харрис - он целыми днями изучал керамику и рисунки той эпохи, чтобы получить новые идеи для татуировок. В качестве примера внимания к деталям гримеров - одна из татуировок на левой руке жены Лапы Ягуара. Имя героини – Семерка. Тату на её руке - горизонтальная линия с двумя точками над ней - это символьное обозначение цифры семь в языке майя.
  • Симон Атертон - английский бронник и оружейник. Для создания этого фильма он исследовал и создавал образцы оружия майя. До этого фильма, кстати, он работал с Мэлом Гибсоном на съемках фильма «Храброе сердце» в аналогичной роли. А кроме всего прочего, в «Апокалипсисе» он сыграл эпизодическую роль францисканского монаха, который в одной из финальных сцен этого фильма, держит в руках крест.
  • Мэл Гибсон - не поклонник компьютерной графики. Поэтому, он хотел, чтобы этот фильм был снят на фоне реальных декораций, а не банального зеленого экрана. Для этого, все пирамиды и здания майя, в фильме были полномасштабными моделями созданными Томасом Сандерсом. Кстати, хотя все эти декорации являются созданными на основе реальных зданий майя, но по факту - это смесь различных эпох и географических зон. По словам Фархада Сафиния эта путаница была сделана намеренно и сознательно. В первую очередь из эстетических соображений и чтобы вызвать у зрителя нужные создателям эмоции. Дело в том, что в эпоху, которую показывали в фильме, народ майя уже не возводил настолько значительных построек. Основные здания, которые могли бы показать богатство и мощь народа майя, были построены в так называемом «классическом периоде» этого народа. Так, центральная пирамида на самом деле была построена именно в то время. Но этот период закончился где-то в районе девяти сотен лет до Нашей Эры. А события фильма происходят в XIII веке нашей эры.
  • В этом фильме снялось множество реальных животных, включая тапира и черную пантеру. Но во всех сценах, в которых животным наносятся ранения или причиняют какой-то вред, использовались куклы и аниматроники. Как говорится, не одно животное не пострадало.
  • Несмотря на уверения Мэла Гибсона и Фархада Сафиния в том, что их фильм является в основе своим исторически достоверным, многие ученые указывают на огромное количество неточностей ошибок и искажений действительности в этом фильме.
  • После начала проката этого фильма, некоторые индейские общины майя подали жалобу в комиссию по правам человека мексиканского штата Юкатан. Они посчитали, что эта картина дискриминирует и очерняет историю и культуру майя. К жалобе были приложены ссылки на исторические труды, в которых было указано то, что человеческие жертвоприношения в культуре майя были чрезвычайно редки. Кроме этого, представителям этих общин не понравилось то, что испанские конкистадоры в финале этого фильма были представлены как спасители. Ну и многих возмутил внешний вид показанных индейцев. Они утверждают, что майя никогда ни прокалывали, ни носы, ни губы, ни щеки, на чем старательно акцентируют внимание в фильме. А уж тем более не украшали себя обильным слоем золотых, деревянных, костяных или серебряных украшений.
  • В фильме есть сцена, в которой Лапа Ягуара оказывается в огромной яме наполненной мертвыми телами. Если постепенно проматывать эту сцену кадр за кадром, то можно заметить один шуточный кадр, который вставили туда на стадии постпродакшена. На этом кадре можно увидеть человека в очках, полосатой шапочке и рубахе. Это отсылка к знаменитым книгам серии «Где Уолли?», в которых среди огромных детализированных картинок надо найти человека в подобной одежде.
  • Актер, который исполнил роль вождя племени майя в этом фильме - не профессиональный актер. На самом деле - это обычный рабочий в доках города Веракруз. Там его нашел Фархад Сафиниа, после просьбы Мэла Гибсона о поиске местных жителей, которые хотели бы исполнить роль в массовке этого фильма. Харизматичность и типаж этого человека настолько впечатлили создателей, что они предложили ему эту важную роль.
  • В этом фильме очень много различного нефрита, который был для племен майя символом богатства и счастья. Но весь нефрит и некоторые другие камни, которые использовались для декораций и грима актеров - на самом деле даже не камни. Доставить такое количество нефритовых декораций и украшений на съемки было попросту невозможно. Практически весь показанный в фильме нефрит - это всего лишь дерево, которое красили вручную.
  • Растянутые мочки ушей у всех актеров в этом фильме были созданы с помощью силиконовых протезов, которые создали дизайнеры грима Алдо Сигноретти и Витторио Содано. Они же работали над другими «модификациями» лиц актеров. Вообще, за свою работу над фильмом «Апокалипсис», эти два человека были номинированы на Награду Академии за лучший грим. Но их обошли гримеры, которые работали над персонажами фильма «Лабиринт Пана».
  • Хотя в фильме об это и не говорится прямо, но европейцы, которые в конце фильма приплывают к берегам Южной Америке - это экспедиция Христофора Колумба. Именно он вступил в контакт с культурой майя в 1502 году. Этот момент полностью раскрыт в комментариях режиссера к DVD версии.
  • В фильме есть одна сцена, в которой героев мажут специальной синей краской. Этот цвет был выбран Мэлом Гибсоном по той простой причине, что он лучше бы смотрелся на экране. Однако он был очень удивлен, когда исторические консультанты подтвердили, что подобный цвет использовали и майя в своих ритуалах.
  • При работе над созданием различных костюмов, костюмеры в первую очередь проверили все доступные племенам майя натуральные красители. Начиная от овощей и фруктов и заканчивая различными насекомыми и переваренными животными семенами. Только поняв, какие основные цвета были доступны в то время и, определив необходимые палитры, они приступили к окрашиванию костюмов и предметов. Кстати, каждый костюм в этом фильме пошит и окрашен вручную.
  • Саундтрек к фильму создавал композитор Джеймс Хорнер. Это была его третья совместная работа с Мэлом Гибсоном. И в этом саундтреке он сознательно отошел от использования оркестровых аранжировок, предпочтя использование экзотических музыкальных инструментов. А в качестве исполнителя вокала был записан пакистанский певец Рахат Фатех Али Хан.
  • Перед широким прокатом этого фильма, Мэл Гибсон в сентябре 2006 года (на широкие экраны фильм вышел только в декабре) показывал незавершенный фильм перед публикой в основном состоящей из коренных народностей Америки. Первый показ состоялся в казино Ривервинд, которым владеет племя Чикасо. Второй показ – в Университете города Лоутон. Он устроил даже сессию вопросов и ответов, для членов сообщества племен майя в Лос-Анджелесе. По результатам этих встреч и положительным отзывам зрителей о фильме, компания Дисней решила прокатывать этот фильм в двух с половиной тысячах кинотеатрах в США.
  • Фильм получил массу положительных отзывов от кинокритиков и зрителей. Так, актер Роберт Дюваль назвал этот фильм «возможно лучшим фильмом за последнюю четверть века», а режиссер Квентин Тарантино отозвался о нем, как о «шедевре, вероятно лучшем фильме этого года». Мартин Скорсезе отметил виденье режиссера этого фильма и общий настрой этого фильма.
  • В Мексике этот фильм побил по просмотрам даже исторический рекорд установленным фильмом «Титаник». По опросам газеты «Реформа», 80% зрителей отметили этот фильм как «хороший» или «очень хороший».
  • На принятие этого фильма критиками повлиял инцидент с Мэлом Гибсоном. Всего лишь за шесть месяцев до релиза этого фильма, полиция задержала его в нетрезвом виде за рулем автомобиля с открытой бутылкой алкоголя в салоне. Во время ареста, он позволил себя антисемитские высказывания, за что был, подвергнут критике со стороны еврейского сообщества (которое к тому времени еще не простило ему подобного воззрения в фильме «Страсти Христовы»). Многие кинокритики США не смогли пройти мимо этого события и включили его в свои отзывы о фильме.

Ошибки в фильме

  • В открывающей сцене нам показывают охоту на тапира. Эта охота начинается с того, как возбужденный тапир бежит по джунглям с громким ревом. На самом деле звук этого рева, похоже был взят у обычного кабана. Тапир же по происхождению ближе к лошадям и носорогам, чем к свиньям. Звук, который издают тапиры, больше похож на мышиный писк. А тревогу они сопровождают резкими кашляющими звуками, а не ревом, как показано в этом фильме. [00:01:32]
  • Немного непонятно, что охотник делал на ветке этого дерева, где сидел в засаде? Откуда он мог знать, что тапир пробежит именно под этим деревом? Это можно было бы объяснить позднее по фильму, когда охотники начали загонять зверя. Но перед этой процедурой - неужели охотники просто забирались на случайные деревья? [00:01:47]
  • В начале фильма у всех членов этого племени заметны явные проблемы с зубами. Они темные, сломанные и гнилые. Что вполне себе реалистично. Однако, позднее, уже ближе к середине фильма, все зубы у персонажей переходят в практически идеальное состояние. [00:03:14]
  • После и во время охоты, нам показывают народ майя почему-то как неразвитое общество охотников-собирателей. Они охотятся в лесах, потом делят добычу и несут её в деревню. Однако на самом деле нация Майя имела прекрасное представление об агрокультурах, земледелии и животноводстве. Конечно, это не отменяло охоту, но позволяло не так сильно зависеть от нее, как это показано в фильме. [00:13:14]
  • Деревня, которую показывают в фильме - откровенно примитивная по всем показателям. В этой деревне нет никаких следов культуры Майя. Во-первых, она стоит где-то посреди джунглей. А на самом деле, Майя успешно расчищали джунгли, чтобы строить на этих участках деревни и города. Во-вторых, хижины в деревнях Майя были более «продвинутые». В качестве фундамента для строительства домов использовались каменные блоки, а вместо соломы и листьев для покрытия домов использовались доски и дерево. Можно возразить, что в фильме нам показывают не настоящих членов народности Майя, а просто каких-то диких аборигенов. Однако все представители этого племени носят на себе аксессуары майя, татуировки майя, а позднее говорят с другими героями на языке майя. То есть – да, это народ майя. [00:13:20]
  • В деревне можно увидеть женщин с обнаженной грудью. И это отсылает нас скорее к каким-то диким племенам Амазонки, чем к цивилизации Майя. Ведь в настоящих деревнях Майя, женщины носили вполне обычные платья, которые прикрывали тело целиком, а не просто щеголяли в набедренных повязках. Они были явно цивилизованнее, чем те люди, которых показывают нам в фильме под видом Майя. [00:15:08]
  • В сцене, в которой теща Тупого Конца толкает его в хижину, чтобы он занялся своими мужскими обязанностями, если присмотреться, можно заметить очередной ляп со съемок. Теща изо всех сил толкает героя в спину, но в это время, чья-то рука (предположительно члена съемочной группы) поддерживает героя спереди. Видимо это было сделано для того, чтобы показать упорство и силу Тупого Конца, который не сдвигается со своего места, не смотря на все усилия тещи. Позднее, когда ракурс переключается на общий план, перед героем уже никого нет. [00:15:19]
  • Когда Тупой Конец, после шутки своего отца плюхается в емкость с водой, на заднем плане можно увидеть, как из леса выходит старый шаман, с татуировкой в виде креста на лбу. Но в следующем кадре нам показывают, как этот шаман уже стоит в совершенно другом месте, обнимая кого-то из членов племени за плечи и смеясь. То, что это другое место понятно потому, что перед ним откуда-то взялись дети, которых до этого не было видно. Ну и человек, которого он обнимает – совсем не тот, с которым он выходил из леса. [00:18:40]
  • Лапа Ягуара и его жена отдыхают возле огня, разговаривая друг с другом и наблюдая за церемониальными танцами. В этот момент рядом с ними можно заметить их сына, который крепко спит на боку. Но затем, операторский план меняется, и можно увидеть, что сын уже не спит, а лежит на спине и играет со своими руками. Он не смог бы так быстро проснуться и перевернуться. [00:22:50] [00:23:08]
  • Немного непонятно, почему Лапа Ягуара и его жена с такой уверенностью говорят о том, что у них будет именно сын? До изобретения УЗИ еще довольно много времени, а позднее, по фильму окажется, что они действительно были правы. [00:22:58]
  • Охотники на людей одеты довольно необычно. Настоящие воины Майя, во-первых, носили с собой щиты и экипировались головными уборами. А чтобы подчеркнуть свой особый статус в обществе обычно украшали свои одеяния различными аксессуарами, которые подчеркивали их родство с тотемными животными. Например, шкуры ягуаров, перья орлов и так далее. Особенно это касалось вождей. Не один из вождей майя не носил на себе челюсти людей. [00:25:10]
  • Логика этих воинов, которые устраивают набег на ближайшую деревню, чтобы захватить пленных для жертвоприношения - немного не понятна. В жертвоприношениях Майя в первую очередь обычно ценился именно «статус» жертвы. И в качестве жертв обычно использовали вражеских воинов, и благородных членов других племен, а не простых крестьян из далеких деревушек. [00:25:12]
  • Когда главный герой выходит из своей хижины и нам показывают его спереди, то можно заметить, что он приседает, чтобы пройти под соломой, которая свисает с крыши. В этом же кадре она доходит ему примерно до плеч. Но затем, когда план меняется на вид из хижины и нам показывают главного героя со спины, длина солома уже меняется и её концы оказываются над его головой. [00:26:00]
  • Лапа Ягуара в пылу битвы помогает своему отцу, на которого нападает один из вражеских воинов. Броском своего оружия он обезоруживает воина, и обе дубинки падают на землю. Но затем, когда главный герой, сбивает своего противника с ног, никакого оружия, там, где оно должно было упасть, на земле уже нет. [00:32:06]
  • После атаки племени на деревню главного героя, нам показывают результат - куча трупов обитателей деревни на земле. Но если присмотреться к ним внимательнее, то можно увидеть, как некоторые из них все еще продолжают дышать. Видимо не все актеры массовки смогли задержать дыхание. [00:41:33]
  • Во время атаки на деревню, сын вождя был ранен в правый глаз и часть лица возле глаза оказывается опухшей. Чтобы снизить кровяное давление в этом глазу, вождь делает два надреза ножом возле глаза. Один из них оказывается ниже опухоли, второе правее. Но позднее, в этой же сцене этот надрез уже оказывается выше, чем он был до этого. В поздних сценах (например, во время посещения рынка и стрельбы по пленникам) этот разрез уже оказывается над глазом. [00:42:59]
  • Пленников привязывают к длинным шестам, чтобы удержать их от побега. Когда пленников переправляют через реку, в некоторых сценах можно заметить, что для удержания их возле шеста, используются веревочные петли, которые соединены между собой вполне себе современной проволокой. [00:46:17]
  • Жена Лапы Ягуара и его сын лежат в яме. Там нет ничего кроме скальных пород, однако, когда сын ложится на камень, можно заметить, как этот самый камень поддается под его весом. Вероятно это из-за того, что эти декорации были сделаны из какого-то мягкого материала, типа резины. [00:48:23]
  • Перед сценой, когда один из пленных чуть не срывается в каньон, нам показывают общий план местности. В этот момент можно заметить, взлетающую с камня цаплю. Это Египетская Цапля (Bubulcus ibis). Но этот вид цапель закрепился на территории Америки гораздо позже, чем происходили события фильма - только в XIX веке. Именно в это время они предположительно мигрировали на этот континент из Африки. Первых особей заметили в этой местности только в 1877 году. А окончательно они расселились по Центральной Америке только ближе к 1930 году. [00:48:25]
  • Когда пленника сбрасывают со скалы, нам показывают этот момент с двух разных операторских планов. И в результате этого можно заметить, что сброшенный пленник дважды пролетает мимо одного и того же каменного пласта. [00:50:23]
  • Этот же пленник в конце своего полета падает в крону дерева. При демонстрации этого падения можно заметить, как он якобы ударяется об ветку, и поэтому его разворачивает в воздухе. Однако в этом месте нет никакой ветки, за которую он мог бы зацепиться. К тому же, траектория, по которой он пролетает сквозь дерево, совершенно не похожа на ту, по которой он туда влетел. Он словно влетает туда под углом, а не строго вертикально. [00:50:25]
  • Когда караван с пленными проходят мимо леса, на них падает огромное срубленное дерево. Эту сцену показывают с нескольких ракурсов, и на всех меняется положение дерева относительно каравана. Вначале огромный ствол оказывается ближе к каравану - буквально в паре метров от людей, а затем дальше - на расстоянии десятка метров. [00:57:12]
  • Возле города Майя, куда ведут пленных, караван проходит мимо разрушенной деревни. В ней они видят больную девочку и её мертвую мать. Но у этих людей явные признаки оспы, в частности легко различимые язвы на лице. Именно эти язвы являются одним из характерных признаков именно этого заболевания. Однако оспа появилась на территории Америки только после того, как туда прибыли европейцы и заразили коренное население, которое не имело иммунитета от этой болезни (как раз потому, что до этого все эти жители никогда не болели оспой). Но по фильму, европейцы появляются только в самом конце фильма. Откуда же тогда взялась эта болезнь до их прибытия? А тем более, когда она смогла уничтожить целую деревню.[00:57:48]
  • Кстати, с самой девочкой тоже не все в порядке. Например, язвы на её лице меняют свое положение и размеры в течение всей этой сцены, в зависимости от смены операторского плана. То же самое касается и её прически. Волосы девочки оказываются то заложенными за ухо, то опять распущенными и это при том, что она к ним не притрагивается. [00:57:49]
  • Когда девочка начинает предсказывать будущее воинам, можно заметить, как на заднем плане проходит группа пленных. В частности, когда она говорит слова «будет рожден из грязи и земли». Однако эта же самая группа проходила до этого, когда нам показывали сцену, в которой девочка следила глазами за Лапой Ягуара. [01:00:06]
  • Пленных ведут по незнакомой им земле. Один из членов племени говорит, что он когда-то слышал про города, где люди живут в домах из камня, но никогда не бывал ни в одном из них. На самом деле подобное заявление - это полная ерунда. Количество городов во времена расцвета империи Майя было настолько велико, что они располагались буквально в пятидесяти километрах друг от друга и многие из них были соединены дорогами. Из любой точки империи можно было без проблем добраться до города. Тем более что раньше нам показывали, то, что деревня охотников находится на побережье океана, то есть в той местности, где плотность городов была наиболее высокой. Еще нам показывают, что от деревни, где жили герои, до этого города буквально пару дней неспешной ходьбы. Немного странно, что племя охотников, которые живут только тем, что дает им джунгли, и как следствие, должны были исследовать всю доступную им территорию, не уходили от своей деревни на такое небольшое по их меркам расстояние и не приходили в город, для торговли и общения. [01:02:08]
  • Когда пленных проводят мимо окрестностей города, можно увидеть, как несколько рабочих покрывают пирамиду известью. Но если присмотреться к этой сцене, то можно заметить, что пара рабочих в верхнем правом углу экрана просто, без всякой цели, подбрасывают известь в воздух. Видимо это было сделано для того, чтобы создать эффект запыленности в этой сцене. [01:05:33]
  • Когда герои проходят по рынку, среди их посетителей можно заметить множество людей, явно принадлежащих к богатому сословию. Большинство из них носят на себе украшения из нефрита. Но нефрит в империи Майя считался исключительно королевским камнем. И поэтому его могли носить только члены правящей династии, всем остальным он был «не положен по статусу». И вряд ли все носящие нефрит в этой и последующих сценах - это именно представители правящей династии. [01:06:50]
  • Пленных проводят по подземному коридору, стены которого украшены росписями. Их стиль совпадает с теми, которые действительно можно было найти на стенах строений Майя. Но, во-первых, подобные рисунки создавались где-то в эпоху 100 лет до нашей эры, то есть за 1700 лет до событий этого фильма. Ну, а, во-вторых, в оригинальных рисунках никогда не показывали сцен жертвоприношений с оторванными головами и потоками крови. [01:09:33]
  • Колонну пленных ведут к пирамиде. Вокруг них танцуют люди, и нам показывают крупные планы людей вокруг. В одной из этих сцен, на крупном плане одного из лиц в толпе можно заметить тень камеры. Очевидно, что её отбрасывает один из членов съемочной группы. [01:10:42]
  • Возле пирамиды, с которой сбрасывают трупы, можно заметить корзины с головами. Из этих корзин мамочки берут кровь и мажут лбы своих детей. Однако когда нам позднее показывают то же самое место, куда падают тела с пирамиды, эти корзины куда-то пропадают. [01:11:34] [01:16:52]
  • В течение всей сцены на верхушке пирамиды можно заметить, что позиция одного из стоящих среди пленных людей меняется. Это человек, которого в начале фильма Лапа Ягуара встретил в лесу. И он перемещается то вперед, то назад, оказываясь то на переднем плане, то среди толпы, рядом с Тупым Концом. [01:12:50]
  • Слева от толпы пленных можно заметить забор. Но этот забор с разных ракурсов выглядит иначе. Так, на общем плане всей пирамиды, эти шесты расположены явно ниже, чем они же, но на ближнем плане, когда показывают всех пленных. Да и положение самой группы пленных меняется в зависимости от операторского плана. Они перемещаются вдоль этого забора то вперед и назад. [01:13:44] [01:17:01]
  • Длинные перья, которыми украшен головной убор жреца Майя, принадлежат пестрому Китайскому фазану. Как это понятно из названия - подобная птица живет в Китае, и вряд ли бы смогла оказаться в Центральной Америке. Впрочем, в Голливуде очень любят использовать перья именно этой птицы для создания роскошных головных уборов и прочего декора. [01:14:56]
  • Когда верховный жрец вытаскивает сердце из груди жертвы, нам показывают, что его руки не особо запачканы в крови. Однако на следующем плане, когда он поднимает сердце и показывает его толпе, его руки буквально по локоть покрыты кровью. [01:15:56]
  • Мэл Гибсон, на самом деле, похоже так и не решил, о какой именно цивилизации он снимает фильм - о Майя или об Ацтеках. Так, например, он смешивает некоторые элементы стиля, при изображении города Майя. Но максимальное смешение этих двух цивилизаций происходит именно в сцене жертвоприношения. На самом деле, Майя очень редко использовали вырывание сердец в подобной процедуре. Этот способ жертвоприношения обычно использовался именно Ацтеками. Майя же использовали для жертвоприношений кровопускания (обычно для этого использовался язык жертвы, через который пропускали веревку), отрубание головы и сбрасывания жертв в пропасть. [01:16:03]
  • Жрец наносит несколько ударов в грудь лежащего перед ним человека, затем запихивает в эту рану руку и достает сердце, которое демонстрирует толпе. Можно заметить, что артерии у этого сердца довольно аккуратно обрезаны. Как же жрец мог этого достичь без каких-то приспособлений, просто ударами ножа в грудь? И тем более с такой легкостью. [01:16:06]
  • Здоровяк из племени главного героя - Тупой Конец, меняет свое местоположение в зависимости от операторских планов. Когда нам показывают пирамиду общим планом, его можно заметить стоящим возле самого края. Но когда нам показывают план всех пленников на вершине пирамиды - герой оказывается прямо в центре этой группы. [01:16:09]
  • Во время жертвоприношения нам показывают, как тело скатывается по ступеням пирамиды. Внизу пирамиды, возле ступеней можно заметить гору обезглавленных трупов. Но через несколько кадров, нам показывают эту же пирамиду и эти же ступени, но уже с другой стороны. И там тоже можно аналогичную увидеть гору трупов. Но если присмотреться, то можно заметить, что это одна и та же гора, просто отзеркаленная. Это можно определить, например, по верхнему трупу, в набедренной повязке, который идентичен на вершине обеих гор. [01:16:43] [01:16:53]
  • Здания в городе, который нам показывают с вершины пирамиды, на самом деле выполнены в трех различных архитектурных стилях цивилизации Майя. Но мало того, что они были характерны для разных регионов империи Майя, так и между ними была еще разница в сотни (и даже тысячи) лет. Тикал - классический период (900 лет нашей эры). Здания этого периода располагались на территории нынешней Гватемалы. Пуук - классический период эпохи Майя, на территории Мексики (около 1000 лет нашей эры). И, наконец, Эл Мирадор - между Гватемалой и Мексикой (доклассический период в районе 1 года нашей эры). Вряд ли все эти три стиля могли существовать в рамках одного города. [01:17:14]
  • Синяя краска на лице Тупого Конца, когда он стоит на вершине пирамиды, все время меняет свою форму и положение. Она, то представляет собой небольшое пятно на подбородке, потом переходит в большой мазок, переходящий на всю щеку. Все это происходит в течение всей этой сцены и продолжится позднее. [01:18:21]
  • Во время начала солнечного затмения среди людей, которые собрались возле пирамиды, можно заметить пожилую женщину европейского типа внешности с седыми волосами. Немного странно для цивилизации Майя. [01:20:46]
  • Обычно солнечное затмение длится в течение полутора часов. Из этого времени, полное затмение, когда Луна закрывает Солнце целиком, длится всего несколько минут. Однако в фильме это затмение длится в течение всего несколько минут. Понятно, что это сделано специально, чтобы спасти главного героя и не слишком затягивать сцену. Но при подобном подходе, кажется, что Луна очень медленно наползает на Солнце, на некоторое время задерживается в этом положении, а потом буквально за несколько секунд очень быстро «убегает» со светила, выполнив свою функцию. [01:20:58]
  • Когда два первых пленника бегут по направлению к лесу, им вслед летят копья и стрелы. В какой-то момент Тупой Конец получает копье в спину. Но если присмотреться внимательнее, то можно заметить, что какое-то время он проводит с этим копьем под мышкой, а затем, при смене кадра, оно оказывается торчащим у него из груди. Кстати, размеры этого копья тоже меняются в зависимости от планов - оно становится то длиннее, то короче. [01:25:59] [01:26:08]
  • Один из бегущих пленных получает удар камнем по голове и падает на песок. Тупой Конец продолжает бежать дальше до того, момента, как его протыкает брошенное копье. Но на общем плане можно увидеть, что два их тела лежат недалеко друг от друга. Хотя по логике их должно разделять как минимум десять метров, которые Тупой Конец успел пробежать после падения первого пленного. [01:26:33]
  • На общем плане с двумя трупами можно заметить в беспорядке торчащие из земли стрелы и копья. Но они выглядят так, словно ими стреляли сверху, или даже с совершенно противоположной стороны. Хотя воины стреляли по бегущим только с одной стороны – из за их спин. Видимо для съемок этой сцены их просто натыкали, как попало. [01:26:34]
  • Один из воинов берет лук со стрелой и идет на позицию. Он накладывает стрелу на тетиву и готовится к выстрелу. Но затем, в сцене, когда он отпускает тетиву, в самом её начале можно заметить, что стрелы на этом луке нет. То есть воин просто отпускает пустую тетиву, а уж потом нам показывают летящую стрелу. [01:27:25]
  • Стрела, которую выпускает воин, стрела, которую нам показывают в воздухе, и стрела, которая втыкается в беглеца - это три разные стрелы. Об этом можно судить, например, по их наконечникам. [01:27:29]
  • Лапе Ягуара стрела втыкается под ребро, и он отламывает от нее наконечник. Затем этим наконечником он убивает одного из воинов. Размеры этого обломка все время меняются из сцены к сцене. Обломок, который остается от стрелы после того, как он её ломает - около десяти сантиметров, тот, который он втыкает в воина уже около пятнадцати сантиметров, а торчащий из воина - так и вообще около тридцати. [01:28:07] [01:28:25] [01:29:40]
  • Когда Лапа Ягуара бежит по полю и потом забегает в заросли кукурузы, можно заметить, что он весь покрыт синей краской. Но потом, он выбегает к яме с трупами уже просто с пятнами этой краски. Это еще можно объяснить тем, что он пробежал через целое поле кукурузы, чьи листья стерли часть краски. Но затем, когда он выбирается из ямы с трупами, его тело вновь оказывается покрытым синей краской. Когда он успел её восстановить? [01:28:41] [01:31:31] [01:32:10] [01:32:22]
  • По герою выпускают множество стрел, но нам показывают только одну стрелу, которая пролетает мимо него, когда он бежит. И довольно странно, что никто из этих профессиональных воинов не смог попасть по стоящему человеку. [01:28:55]
  • Когда вождь берет нож из рук умирающего сына, можно заметить, что за его спиной никого нет. Но при смене плана, оказывается, что к нему уже бегут семь человек. План меняется и оказывается, что к нему уже прибегают восемь воинов. Во-первых, откуда они взялись, а, во-вторых, почему они прибежали только сейчас? Ведь они бросились за вождем практически одновременно с ним. Но вождь еще долгое время провел, прощаясь с сыном. Где они были все это время? [01:30:02]
  • Целая куча трупов в яме для трупов по всем признакам умершая меньше чем месяц назад. Огромное количество трупов в самом городе у подножия пирамиды. В 16 веке (когда происходят события), не один из городов цивилизации Майя не мог обеспечить население достаточное для такого количества жертв. [01:31:37]
  • Лапа Ягуара влетает в яму с огромным количеством трупов. И странно, что в этой яме царит такая тишина и покой. Ведь эта яма расположена недалеко от джунглей и такое количество бесхозного и свежего мяса обязательно бы привлекло к себе из этих джунглей огромное количество падальщиков и других животных. Не говоря уже о насекомых. [01:31:38]
  • Количество крови на набедренной повязке главного героя все время меняется. Когда он выбирается из ямы, практически вся правая половина его набедренной повязки перепачкана кровью. Но как только он забегает в лес, можно увидеть, что эта часть практически чиста. [01:32:33]
  • Когда Лапа Ягуара убегает по джунглям, есть несколько сцен, когда его показывают крупным планом. В подобные моменты можно заметить, что камера, которая двигается перед ним, сдвигает листья и ветки. [01:32:55]
  • Ягуар, нападает на одного из преследователей, и буквально вцепляется в его голову (кстати, это действительный способ охоты ягуаров, которые прокусывают череп своих жертв). В одной из сцен нам показывают результат этой атаки - лицо воина буквально изуродовано. Но чуть позже, в сцене, когда соратники делят его вещи, можно заметить, что с лицом у трупа все в порядке. Оно оказывается просто испачкано кровью. [01:37:35] [01:38:28] [01:40:13]
  • Когда ягуар гонится за главным героем, видны его реальные размеры (для съемок использовался живой ягуар). Но затем, когда нам показывают, как он терзает тело своей жертвы, размеры явно меньше, чем были до этого. Он напоминает скорее рысь, чем ягуара. Заметно, что в этот момент для съемок использовалась механическая кукла. [01:37:45]
  • После того, как ягуара оттаскивают от тела его жертвы, охотники кладут его останки неподалеку, буквально в ногах павшего воина. Но позднее, когда нам показывают эту же сцену сверху, тело ягуара оказывается примерно в метре от тела охотника. При этом, тушу кошки никто не трогал. [01:39:38] [01:40:11]
  • Во время ночного бега, Лапа Ягуара прислоняется к дереву и оглядывается, чтобы увидеть факелы позади него. В этот момент можно заметить, что пирсинг из его нижней губы исчезает, в момент, когда он поворачивается в сторону преследователей. А потом появляется вновь, когда операторский план меняется. [01:41:05]
  • Немного непонятно, откуда охотники взяли в джунглях факелы. Ведь они бросились в погоню за Лапой Ягуара налегке, схватив только то оружие, которое было неподалеку и явно не рассчитывали на то, что погоня продолжится ночью. Остановиться посреди погони для создания факелов они тоже вряд ли бы успели, раз продолжают бежать за героем, буквально наступая ему на пятки. [01:41:22]
  • Солнечное затмение возможно только во время новолуния. Однако, в ночь, которая последовала за этим затмением, нам показывают полную луну на небе. Но для того, чтобы новолуние сменилось полнолунием, то есть, чтобы луна прошла половину своей орбиты вокруг Земли, необходимо двадцать восемь дней. В фильме же прошло меньше суток. [01:41:34]
  • Гонка за главным героем - довольно странная с точки зрения расчета времени. Преследователи то нагоняют раненого героя, то опять отстают. Вот, например, почему-то долгое время стоявшие возле укушенного змеей соратника, воины опять догоняют героя, отставая от него на несколько десятков метров. При этом, у них по прежнему не получается его догнать. [01:45:25]
  • Еще один пример несогласованности времени. Нам показывали, что воины бегут буквально в десятке метров от главного героя. Он выбегает к водопаду, и нам показывают, как он замирает в нерешительности. Этого времени преследователям с лихвой бы хватило, чтобы несколько раз пробежать расстояние между ними. Но они этого не делают до тех пор, пока он не решается прыгнуть. После этого, воины наконец-то выбегают из джунглей. [01:46:45]
  • Главный герой выплывает на берег уже немного в другой набедренной повязке, чем та, в которой он был до прыжка. Это можно определить по тому, что передняя часть в его новом одеянии несколько длиннее, чем та, которая была. [01:48:23]
  • Когда Лапа Ягуара выплывает на берег, и обращается к преследователям, можно заметить, что раны на его спине и на животе куда-то пропали. Впрочем, это можно легко пропустить, потому что в DVD издании на большинстве сцен эта ошибка была исправлена. Но в паре кадров видно, что этих ран по-прежнему нет на его теле. [01:48:39]
  • Чтобы поразить своих преследователей, герой срывает с дерева лист и делает из него духовую трубку для стрельбы щепками с ядом. Но, во-первых, он свертывает явно не тот лист, который сорвал (срывал он длинный и узкий, а сворачивает длинный и широкий), а, во-вторых, та трубка, которую он свернул, явно слишком широка для стрельбы щепками. Её диаметр намного больше чем диаметр щепки, которую Лапа Ягуара выдувает из нее. Обычно, для того, чтобы увеличить давление, на щепки устанавливали перья, или что-то вроде хлопка. Но главный герой этого не делает и по логике, щепка из этого оружия могла пролететь от силы пару метров, не говоря уже о том, что этой скорости явно бы не хватило для того, чтобы пробить кожу взрослого человека. [01:57:47] [01:58:00]
  • Лапа Ягуара наносит удар поднятым оружием по одному из своих преследователей. Видно, что вначале он держит свое оружие правой рукой, удар же производится одновременно двумя руками. Но потом, в следующем кадре, главный герой держит оружие в левой руке. Довольно сложно переложить оружие, таким образом, после удара. [02:00:27]
  • Дождь начался буквально несколько минут назад, но жена и ребенок Лапы Ягуара, которые сидят в яме уже буквально по колено в воде. Но дождя той силы, который сейчас идет, точно бы не хватило, чтобы наполнить яму на такую глубину. Даже с учетом ручьев, которые могли стекать туда со всех сторон. [02:01:19]
  • Нам показывают, что вождь Пустой Волк намного опережает своих подчиненных, отрываясь от них на несколько метров. То есть он явно бежит впереди всех. Но когда нам показывают, как главный герой наклоняется над ямой, где сидят его родные, то почему-то первым к нему прибегает один из обычных воинов. Куда подевался Пустой Волк? Заблудился по дороге? [02:01:56] [02:02:13]
  • Стрела, которая вылетает в сторону Лапы Ягуара, который наклонился над ямой, прилетает явно не с той стороны, откуда впоследствии выбегает преследователь. Кто это стрелял? [02:02:09]
  • Когда Лапа Ягуара смотрит в яму, где сидит его жена, к нему выскакивает один из преследователей. Лапа Ягуара убегает в лес, преследователь бежит за ним. Заметно, как он пробегает мимо ямы, вслед за главным героем. Затем нам показывают, как жена страдает в холодной воде, а после этой сцены, показывают, как в яму заглядывают преследователи. Вот только один из них - это как раз тот, который пробежал мимо ямы несколько секунд назад. Он что, вернулся назад? [02:02:11]
  • Пустой Волк выходит из леса и готовит свой большой лук к выстрелу. Он натягивает тетиву, но стрелы на ней еще нет, затем план меняется и вдруг откуда-то на тетиве оказывается стрела. Откуда она там взялась - нам не показали. [02:02:49]
  • Довольно странный сюжетных ход. Лапа Ягуара выбегает к месту, где установлена ловушка, понимает это и оббегает её. Но вот вопрос здесь в том - почему ловушка активирована? Во-первых, оставлять активированную ловушку неподалеку от деревни, где ходят женщины и дети - это как-то глупо. Во-вторых, неужели звери, которые бродят по джунглям до сих пор в нее не попались и она до сих пор стоит наготове? Ведь прошло уже несколько дней с момента уничтожения деревни. [02:02:54]
  • Пустой Волк с оружием наготове бежит к главному герою и натыкается на растяжку. Кость, которая служит предохранителем для этой ловушки, вылетает, активируя ловушку. На последующих кадрах заметно, что эта кость летит на высоте в десять сантиметрах от земли. Но затем, ракурс меняется и нам в замедленной съемке показывают, как эта кость летит над землей. Вот только очевидно, что на этих кадрах, расстояние от земли где-то около метра. При этом нам не показывали, как эта кость взлетала, наоборот, первоначальный её полет был строго параллелен земле. [02:03:38]
  • Активировав ловушку, Пустой Волк получает себе в грудь устройство с шипами. Вот только на одном из ракурсов видно, что в его тело втыкаются несколько кольев, расположенных достаточно плотно. А вот на последующих планах, нам показывают, что из его спины торчит всего один кол. [02:03:42]
  • Жена Лапы Ягуара, сидя в яме с холодной водой и вдруг, внезапно начинает рожать. А потом новорожденный малыш буквально за пару секунд малыш выплывает из нее прямо в воду. Надо ли говорить, что роды на самом деле проходят не совсем так и напомнить, например, про родовые схватки? [02:05:50]
  • В конце фильма, три персонажа, выбежавшие на пляж смотрят в одном направлении - на прибывшие испанские корабли. Когда камера приближается к лицу Лапы Ягуара, можно заметить, что персонаж стоящим за ним, вместо того, чтобы смотреть в нужном направлении, нарушает основное правило всех актеров - смотрит прямо в камеру. Он это делает в течение четырех секунд, это можно заметить по белкам его глаз. [02:06:47]
  • Появление конкистадоров в конце фильма довольно спорно и вызывает у знатоков истории жуткие страдания. У Мэла Гибсона явно были проблемы с историческими источниками и умением сопоставлять факты. Дело в том, что нам в течение всего фильма, показывают коллапс цивилизации Майя, используя его в качестве авторского высказывания. Мэл Гибсон рассказывает зрителям о том, как человеческая деятельность влияет на природу. И именно в период коллапса цивилизация Майя переживала все те события, которые нам показывали в фильме - огромное население в городах, изменение природных условия из-за вырубки лесов, гибель урожая из-за вымывания плодородного слоя почвы. Но вот только этот коллапс произошел уже в 900 году Нашей Эры. А вот испанские корабли прибыли в Новый Свет только в 1400 годах нашей эры. Два этих события никак не могли произойти в один и тот же период времени. [02:07:04]
  • Лапа Ягуара и его преследователи выбегают на пляж во время сильного ливня. Видно, что все небо затянуто тяжелыми облаками. Но в одном из ракурсов на плечах одного из преследователей (стоящего на экране справа) можно заметить блики от солнца. [02:07:16]
  • Когда испанцы прибывают к берегу Америки, идет сильный ливень, под которым мокнут герои фильма. Видно, что этот ливень идет и над океаном. Однако корабли испанцев, стоящие посреди этого ливня, почему-то никак от этого не страдают. Их паруса и флаги свободно развиваются на ветру и судя по всему на них не особо много воды. [02:07:19]

Сюжет

Осторожно, текст может содержать спойлеры!

Небольшая деревенька, затерянная в джунглях, подвергается нападению соседнего племени, которое грабит хижины местных жителей, уводит с собой женщин и детей, а мужчин использует для жертвоприношений. Молодому охотнику по имени Лапа Ягуара удаётся спасти беременную жену и маленького сына от расправы, спрятав их в земляной яме. Сам же он попадает в плен к захватчикам, которые ведут его на место казни в город майя. По дороге путники встречают больную девочку, оставшуюся в живых после эпидемии, скосившей всех её соплеменников. Впав в транс, она предрекает скорую гибель всей цивилизации индейцев.

Когда героя приводят на место расправы, где уже собралась толпа горожан, начинается ритуал жертвоприношения богу Кукулькану: людям заживо вырывают сердце, отрубают голову и скидывают с лестниц пирамиды.

Эта участь ожидает и Лапу Ягуара, однако солнечное затмение, напугавшее местных жителей, вносит свои коррективы – оставшихся в живых пленников решают якобы отпустить за пределы города, где их все равно ожидает гибель от копий и стрел майя.

Пытаясь убежать, охотник вновь оказывается окружённым врагами. Казалось бы, конец его был предрешён, однако неожиданно на горизонте появляются корабли конкистадоров – в страхе преследователи забывают о своём пленнике. Воспользовавшись моментом, Лапа Ягуара сбегает. Он возвращается в деревню, где освобождает находящихся в земляном плену жену и сына.

Отзывы о фильме «Апокалипсис»

  • Елена 0
    Отличный фильм зрелищный, захватывающий
  • irina.vishnya 0
    Фильм, конечно, зрелищный! Но с такими ранениями бежать с такой прытью от погони.... Это явный перегиб!
  • Андрей 0
    Фильм супер. Читать, правда, утомляет. Не отвернёшься...
  • wwluckw 0
    Фильм классный. 10 баллов. Но кису жалко.
  • Денис 0
    шедевр!!!!
  • Зоя 0
    Фильм бомбический! Смотрела несколько раз и предпочитаю смотреть именно с субтитрами. Какие ж мы, люди, идиоты - разрушаем сами себя, несём зло туда, где до нас царил мир, покой и гармония... :(
  • Денис 0
    фильм - шедевр 100 из 100
  • Полина 0
    фильм очень классный.весь фильм надо читать, но актеры просто огонь. игра, постановка. много о чем заставил задуматься.
  • svetlanarinasova 0
    фильм огонь, очень понравился 10 из 10
  • koma7000 0
    действительно, очень интересный и захватывающий фильм. переживаешь за каждого героя до самого конца. очень тяжело смотреть на слезы детей! чувство матерей поймут только те, у кого есть свои дети

Рецензии на фильм «Апокалипсис»

  1. Рецензия на фильм «Апокалипсис»
  2. B I Правила размещения рецензии
Оформить подписку