Богатые тоже плачут: над чем смеются создатели сериала «Санкционер»

Осенью 2025-го года телеканал СТС (и следом – онлайн-кинотеатры, включая Иви) порадовал зрителей новой многосерийной комедией «Санкционер» на потрясающе актуальную тему. В контексте сюжета вынесенный в заголовок (скорее всего, придуманный авторами) неологизм означает не того, кто применяет ограничительные меры по отношению к другому лицу или к организации, но человека, попавшего под эти самые санкции. А точнее, под рестрикции: на таком термине настаивают эксперты по международному праву.

Итак, миллиардер Василий Баранов (Дмитрий Нагиев) прилетает в родной провинциальный населённый пункт Семиболотск. Там бизнесмена мирового уровня встречает с распростёртыми объятиями мэр (Марат Башаров), и гость наслаждается радушным приёмом, раздавая наличные толпе празднующих горожан, прямо на площади. Его расстраивает только один момент – отсутствие на торжестве родного отца (Александр Ильин), не очень-то жалующего сына. Надо ж было случиться такому, что именно в этот момент СМИ облетает новость: Баранов, который перевёл ключевые активы за границу, лишился всего (всего!) состояния, так как попал под западные санкции…

Суровая правда жизни

Ситуация, которая каких-нибудь десять (да чего уж там – пять!) лет назад показалась бы чрезмерным комическим преувеличением, если не фантастическим допуском, воспринимается вполне реалистичной. В частности, ещё в начале СВО российские средства массовой информации с иронией освещали ситуацию, в какой очутился Михаил Фридман, жаловавшийся, что после внезапной заморозки счетов и блокировки пластиковых карт остался совсем без денег. «Наверное, мне стоит начать самостоятельно убираться в доме», – сетовал предприниматель репортёрам на судьбу-индейку…

Раньше всех из отечественных кинематографистов на злобу дня откликнулся продюсер Сарик Андреасян: премьера первого сезона «Бедного олигарха» состоялась уже в июле 2022-го, а под Новый год – увидел свет спецвыпуск, ставший кроссовером с другим популярным юмористическим сериалом (с «Рестораном по понятиям»). Вероятно, это и послужило причиной задержки с выпуском «Санкционера», идея которого родилась плюс-минус тогда же, однако реализация замысла – затянулась (старт съёмок отложили почти на год!). К счастью, сериал Гайка Асатряна всё-таки не позволил говорить о том, что тема исчерпана.

…а дома – лучше?

Ключевое, чем отличается «Санкционер» от «Бедного олигарха», – это место действия. Теперь толстосум, являющийся плоть от плоти глубинки России, которую покинул в разгар лихих девяностых (в 1996-м, хотя в его памяти отпечатался 1994-й) и о которой почти не вспоминал, там и остаётся. В данном отношении сериал, к слову, идеально отвечает новой контентной политике развлекательных телеканалов, отошедших от прежнего (грубого, «с перчиком») юмора после того, как руководство взяло курс на завоевание аудитории небольших населённых пунктов, где смотрят более душевные зрелища. Достаточно вспомнить, как в «Мэре поневоле» /2025/ (снятом для ТНТ, но, кстати, отмеченном участием Кирилла Нагиева, отпрыска Дмитрия) столичная фифа занимала кресло градоначальника Лисьегорска. Вот и господин Баранов оказывается «заперт» в административных границах своей малой родины, которую, как считает, давно перерос. Влиятельный чин из ФСБ говорит, что предупреждал не вывозить капитал за рубеж, и советует не возвращаться в Москву (добавив: «…никогда!»), деловитые помощники покидают разорённого босса, а состоятельные друзья – не отвечают на телефонные звонки. Что остаётся несчастному Василию?..

Не надо печалиться!

Вот тут, собственно, и начинается самое интересное. Понятно, что народ относится, мягко говоря, без особой симпатии к индивидам, нажившим баснословное богатство (особенно в мутный постсоветский период). Ведь даже Баранов-старший злорадно бросает сыну в лицо, что, мол, так тебе, эксплуататору-кровопийце, и надо. Мало того, кидает в огонь наличные деньги, которые тот регулярно присылал (и которые родители из принципа не тратили)!.. Василий поначалу придерживается привычной, наглой и вальяжной манеры, не прося, а требуя вернуть хотя бы часть средств, которые израсходовал на нужды городка, но… Но в том-то и дело, что ситуация радикально поменялась. Жизнь словно устроила индивиду проверку на вшивость: остались ли у него личные качества, позволившие добиться в молодости феноменальных результатов? Что он предпримет? Будет жалеть себя и плакаться в жилетку журналистам, а именно – ведущей местного телеканала Любе (Любовь Толкалина), с которой тридцать лет назад состоял в романтических отношениях? Попытается зарабатывать, обучая новичков секретам финансового преуспевания – подобно «волку с Уолл-стрит» Джордану Белфорту, оставшемуся после выхода из тюрьмы с огромным долгом?.. Нагиевский герой не отчаивается и с ходу бросается в новые авантюры, благо удаётся войти в доверие к наивному таксисту Пете, нет, Феде (Борис Дергачёв), грезящему об открытии собственного бизнеса – о запуске приложения для знакомства собак. Заметим, что без талантливого и харизматичного артиста в главной роли авторам пришлось бы гораздо сложнее.

Как создавался «Санкционер»

Было очень интересно узнать из интервью о том, что предшествовало появлению сериала на свет. Оказывается, Артём Захарьян попал в число участников уникального в своём роде курса киношколы «Индустрия», набранного Жорой Крыжовниковым, где готовили представителей сравнительно новой для нашей кинопромышленности профессии – шоу-раннеров. Тогда мастер и одобрил идею сценария, который Артём сочинял совместно с Олегом Курочкиным (между прочим, человеком с образованием психолога).

Работа шла, увы, не так споро, как хотелось бы, из-за чего проект покинул опытный режиссёр, принявший активное участие на подготовительном этапе (проводивший пробы и т.д.). Но вот уж воистину – нет худа без добра! Захарьян успел получить бесценный практический опыт, ассистируя Крыжовникову на съёмках нашумевшей криминальной саги «Слово пацана. Кровь на асфальте» /2023/. И когда «Санкционера» было решено – после перерыва – всё-таки запустить в производство, он по понятным причинам оказался тем человеком, кто глубже всех погружён в материал и по-настоящему «горит» историей. По иронии судьбы, шоу-раннером выступил не кто иной, как Жора, помогавший протеже советами, но старавшийся не вмешиваться в творческо-производственный процесс непосредственно.

Эффект бумеранга

Захарьян сразу «видел» в заглавной партии исключительно Нагиева, не так уж редко игравшего самоуверенных (и самовлюблённых) бизнесменов: от Эдика в «БУМЕРанге» /2021/ до Игоря в «Свингерах» /2022/. Крыжовникову стоило известных усилий получить согласие от артиста (они прежде сотрудничали на кассовой караоке-комедии «Самый лучший день» /2015/), которому не очень хотелось подписываться на сорок смен в Подмосковье… Но «Санкционер» действительно позволил «звезде» продемонстрировать комическое дарование – и совсем в ином ключе, чем в начале карьеры, то есть без придания образу откровенно карикатурных черты, как в приснопамятном ситкоме «Осторожно, модерн!» /1996-1999/ с продолжениями.

Баранов, будь человеком!

Впрочем, режиссёр-кинодраматург рассчитывал на то, что залогом успеха станет не столько сатирическая, сколько лирическая составляющая истории. Важнейшим открытием для Василия в Семиболотске становится известие, что у него там родился ребёнок – вскоре после отъезда. Поначалу это приводит к недоразумениям, однако постепенно чувства берут верх, тем более что и Люба не забыла давнего ухажёра. В пику жаркой Мексике, в России богатые не только плачут (по утраченному состоянию), но и обливаются слезами умиления.