Сериал «Великолепный век» впервые был показан в Турции в 2011 году на канале Show Channel, а в 2012 году вышел на Star TV. Режиссерами первых трёх сезонов стали братья Тайлан (Дурул и Ямур), которые работали над многими популярными телевизионными шоу и фильмами в Турции, в то время как четвёртый сезон сняли менее известные Мерт Байкал и Ягыз Алп Акайдын. В сериале задействован впечатляющий состав актёров, в том числе Халит Эргенч в роли султана Сулеймана Великолепного, немецко-турецкая актриса Мерьем Узерли в роли Хюррем и Нур Феттахоглу в роли Махидевран, первой жены Сулеймана, Сельма Эргеч в роли Хатидже-султан, сестры Сулеймана, и Селим Байрактар в роли главного евнуха.

Немножко предыстории
Турецкие телевизионные сериалы стали культурным феноменом с тех пор, как в 2007 году они появились на арабском спутниковом телевидении благодаря сериалу «Нур». Это была история любви благочестивого мужчины и проститутки. Час турецкого телевизионного сериала обычно стоит не менее 100 000 $, что может показаться пустяком по сравнению с ценой в 6 млн. $ за эпизод «Игры престолов», но это на много световых лет больше, чем 35-50 тысяч, которые являются стандартными для арабского телевидения. Казалось бы, по проторенной дорожке «Великолепный век» пройдет с оглушительной помпой, но после показа первого же эпизода в стране разразилась буря. Сотни демонстрантов, вооруженных барабанами и одетых как янычары, собрались у ворот частной телевизионной сети Show TV и громко требовали прекратить показ недавно вышедшего в эфир телесериала. В чем же причина столь шумных событий? Давайте разбираться.

Окно в прошлое
Итак, сюжет рассказывает о Сулеймане Великолепном и женщинах из его гарема. Для исламистов, представителей правого крыла и тех, кто испытывает ностальгию по временам Османской империи, это шоу представляет собой подлое предательство великого прошлого страны. В конце концов, 46-летнее правление Сулеймана Великолепного было временем расцвета Османской империи. Ни в какую другую эпоху империя не была такой могущественной, никогда не была она больше, чем в XVI веке, когда войска Сулеймана сначала захватили Будапешт, а затем осадили Вену. Значимость этого наследия не стоит недооценивать. Тем не менее, радикальные критики нарекли сериал «неуважительным», «дерзким», «глупым» и, что еще хуже, «исторически некорректным», заявляя, будто он не имеет права транслироваться по турецкому телевидению. Этого мнения придерживались не только консервативные демонстранты на улицах, но и заместитель премьер-министра Бюлент Арынч, который публично заявил, что воспользуется своими полномочиями, чтобы попытаться остановить трансляцию «мыльной оперы». Государственный Высший совет (RTÜK) по радио и телевидению был созван без промедления.

С учетом «чувств общества»
Нынешний президент Турции, а в те годы её премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган предупредил, что закон позволяет главе государства запретить показ сериала на телевидении в экстренных случаях, после чего RTÜK немедленно уведомил создателей сериала о том, что они могут ожидать санкций, если не проявят уважения к «чувствам общества». И создатели действительно проявили внимание. Во второй серии все сцены поцелуев были вырезаны до выхода фильма в эфир. Но из-за чего, собственно, весь сыр-бор? «Великолепный век» – это не тот сериал, который осуждает османов или выставляет их на посмешище. Фильм представляет собой историю любви, в которой Османская империя используется в качестве фона для ревности и интриг. Зрителям это понравилось. Сериал пользовался огромным успехом, продюсеры получили зашкаливающие рейтинги. Половина населения Турции оказалась прикована к экранам телевизоров и затаив дыхание ожидала увидеть, как печально известная Хюррем, которую в фильме зовут Александра, удастся очаровать султана. Учитывая такой ошеломляющий интерес, о запрете показа речь уже больше не шла, даже если бы действие сериала продолжило разворачиваться скорее в гареме, чем на поле боя, а султан злоупотреблял дегустацией изысканного вина.
Тем не менее, сериал обозначил вторую сущность как показателя культурной борьбы, которая давно бушует в Турции.

Международное эхо
Критические замечания Эрдогана, конечно, следует понимать в контексте собственных усилий турецкого лидера по переосмыслению (и, возможно, реисламизации) османской истории Турции в своих собственных целях. Но критика сериала не ограничивалась пределами самой Турции; в Греции и епископ Салоникский Анфим, и печально известная правая фашистская политическая партия «Золотая заря» (официально запрещённая) критиковали шоу и тех, кто его смотрит, за «капитуляцию» перед греками. В Македонии «Великолепный век» считается настолько эффективным средством распространения турецкой культуры и влияния, что в 2012 году правительство Македонии приняло законопроект, согласно которому все турецкие телеканалы будут постепенно исключены из македонского вещания: «Все они увлекательны, - сказал министр информации и общественных связей Македонии Иво Ивановски, - но оставаться под контролем турецких властей – не пойдёт. Турецкого рабства на 500 лет вполне достаточно». В Израиле он стал еще более безоговорочным хитом для преимущественно русскоязычного телеканала «9 канал». В конце 2014 года одна газета сообщила, что у шоу было множество поклонников, которые с энтузиазмом следили за ним среди израильтян, не говорящих на русском языке, а также среди некоторых политиков.

«Чудовищное» художественное произведение?
Во многих отношениях картина остается верной историческим фактам, по крайней мере, в той мере, в какой они известны. Подробности жизни султана и Хюррем во дворце, военных кампаний Сулеймана, жизни и смерти его детей - всё это достаточно близко к тому, что известно из истории. В чём шоу точно преуспело, так это в представлении (без претензии на историческую достоверность) людей и личностей, которые могли бы ввязываться в такие опасные приключения и интриги, как Сулейман и Хюррем. Можно только представить, как один из создателей задумался: что нужно героине-наложнице, девушке и крестьянке вышедшей из низов, чтобы стать самой влиятельной женщиной в Османской империи? Ответ, который дает команда «Великолепного века», не всегда приятен. Неудивительно, что рабыня-христианка не становится любимицей султана, не преодолевает все испытания и не видит, как ее сын, в свою очередь, становится султаном. Сулейман также обладает цельным характером – образованный, религиозно преданный, терпеливый. Он также авторитарен, экспансивен, с хорошим либидо, которое иногда превосходит легендарное терпение. И вот такое многогранное изображение одного из величайших лидеров в истории Турции вызвало неоднозначную реакцию. Ну что ж, Восток – дело тонкое. Оказывается, и в части показа драмы тоже.
