«Мастер»: что в Джейсоне Стэйтеме неизменное, а что – новое

Новый боевик «Мастер» /2025/ российские зрители смотрят онлайн не менее активно, чем на больших экранах, притом что в отечественном прокате посещаемость ленты заметно превысила тоже хорошие показатели «Пчеловода» /2024/ (в постановке того же Дэвида Эйра). Это говорит не только о пристрастии аудитории к жанру или закрученным сюжетам, но прежде всего – о верности кумиру. С одной стороны Джейсон Стэйтем идеально соответствует требованиям, которые негласно предъявляет героям фильмов действия аудитория, всякий раз, приходя на сеанс, получающая ровно то, чего ожидает. Но с другой – актёр, не выходя за рамки амплуа, умудряется избегать самоповторов. К радости режиссёров и продюсеров! Джейсон называл персональным образцом для подражания Сильвестра Сталлоне, отметившегося с коллегой (представителем более молодого поколения) в «неудержимом» тандеме и уже второй раз написавшего сценарий «под Стэйтема». Попробуем разобраться в феномене талантливого артиста, прочно удерживающего статус «суперзвезды» с гонорарами порядка $20-25 млн.

Мастер перевоплощаться, оставаясь собой

Стэйтем рассказывал, что в детстве черпал вдохновение в боевиках с участием Джеки Чана и Брюса Ли. Джейсона восхищало, что они почти не прибегали к кинематографическим ухищрениям типа монтажных склеек или комбинированных съёмок, не говоря уже о привлечении дублёров. Поединки и трюки выглядели на экране настолько подлинными, насколько это возможно в принципе, из-за чего строгое соблюдение норм техники безопасности не уберегало от травм. Британский последователь легенд из Гонконга, в молодости добившийся неплохих результатов в спорте и продолжающий поддерживать отличную физическую форму, старается практиковать схожий подход – в новых условиях. Начиная с первого «Перевозчика» /2002/ и заканчивая «Пчеловодом» с «Мастером», стэйтемовские картины изобилуют эпизодами рукопашных поединков, жёстко снятых, а главное, очень убедительных (иногда – грешащих элементами натурализма). Достаточно назвать сцену в фургоне, где Левону Кейду приходится урезонивать парочку вооружённых амбалов в условиях замкнутого пространства – и в сковывающих движения наручниках.

Сила личности как основа имиджа

Впрочем, отмеченное выше касается лишь поверхностного слоя имиджа. Спортсмены с колоритной наружностью, включая специалистов по боевым искусствам, появляются на экранах (в том числе – минуя мультиплексы, сразу в онлайн-кинотеатрах) десятками, если не сотнями, однако прославиться удаётся считанным единицам. Секрет харизмы Стэйтема кроется в том, что он безоговорочно верит в предлагаемые обстоятельства. В обстоятельства, как правило, экстремальные, требующие решительных действий и максимальной внутренней концентрации. Неважно, предстоит герою схлестнуться с триадами или с братвой – да хоть с «монстром глубины» мегалодоном! Всякий раз в глазах читается несокрушимая воля к победе, поступки отличает твёрдость, сомнения и рефлексия напрочь отсутствуют. Недаром один из проектов артиста получил заголовок «Адреналин». В этом смысле Джейсон никогда не подводит почитателей, подсознательно тянущихся к тому, кто является воином по духу – кто достигает целей наперекор препятствиям. Даже там, где ему предлагают роли антагонистов, режиссёры вынуждены считаться с притягательностью личности «звезды»: так, в медиа-франшизе «Форсаж» Шоу со временем перешёл на сторону хороших парней.

Творческий поиск Джейсона

Стэйтем отдаёт себе отчёт, что фильмы, в которых снимается, вряд ли когда-нибудь получат премию «Оскар». Вместе с тем он последовательно уклоняется от нового поветрия – сериалов (чего не избежал даже Слай!), по-прежнему предпочитая полнометражные ленты. Да, от ролей в сиквелах кинохитов не отказывается, зато параллельно – не устаёт искать оригинальных персонажей. Если над Чаком Норрисом (как и над тем же Сталлоне) нередко подтрунивали из-за скудной палитры эмоций и склонности к клише, то Джейсону такие нападки не грозят. Его, разумеется, ни с кем не перепутаешь и моментально узнаешь, едва увидев в кадре, но называть Турка из «Большого куша» /2000/ и Фрэнка Мартина, «механика» Артура Бишопа и наёмника Ли Кристмаса, даже «пчеловода» Адама и «мастера» Левона идентичными натурами – не поворачивается язык. Стоит присмотреться внимательно, и легко заметишь, сколько усилий Стэйтем затрачивает на процесс перевоплощения – на поиск небанальных черт характера. Конечно, это лучше всего удаётся под руководством мэтров масштаба Гая Ричи, ангажировавшего «звезду» в постановках разных жанров: от залихватских комедийных боевиков до триллера с уклоном в психологическую драму («Гнев человеческий» /2021/).

Стэйтем как защитник справедливости

Специалисты по маркетингу, занимавшиеся раскруткой «Мастера», явно скрупулёзно изучили причины популярности кумира. Ими был придуман остроумный рекламный ход – размещение в социальной сети LinkedIn, предназначенной для подбора сотрудников и поиска вакансий, аккаунта обычного «работяги» (то есть «working man», с намёком на название фильма по-английски). Джейсон опубликовал объявление о том, что ищет работу (!), в котором описал свои личные качества так: «Я не высовываюсь и не лезу в чужие дела, но, когда сильные мира сего обижают слабых, не могу стоять в стороне». Это – что касается мотивации и персональных навыков, о которых работодатели обожают спрашивать на собеседованиях. Далее упоминаются компетенции профессионального убийцы и обширная военная подготовка, помогающие всякий раз, когда на пути возникают организованная преступная группировка или коррумпированный чиновник. Вишенкой на торте стало перечисление накопленного «стажа»: от перевозчика-фрилансера до пчеловода.

Стэйтем как коллега и наставник

Показательный отзыв о Джейсоне оставила Арианна Ривас, сыгравшая в «Мастере» Дженни Гарсиа – девушку, похищенную бандитами. У молодой актрисы прежде не было опыта участия в боевых сценах, но присутствие маститого партнёра придало уверенность, заставило почувствовать себя свободной. Она очень внимательно следила за тем, как суровый артист наносит удары, которые выглядят со стороны сокрушительными, но при этом – не травмируют противников. «Я была своего рода занудой, наблюдая за ним, делая заметки везде, где могла», – со смехом призналась Ривас. Повышенную сложность представляли съёмки эпизода заключительной части фильма, на подготовку к которым исполнительница потратила четыре месяца. Эдди Дж. Фернандес, режиссёр второй группы, отвечавший в том числе за трюки и хореографию схваток, поведал, что было забавно смотреть, как складывались отношения Арианны со Стэйтемом, который примерно к середине съёмочного процесса проникся к начинающей коллеге искренней симпатией и помогал с освоением тонкостей ремесла. Что тут скажешь? Прирождённый мастер!