Назад

Фильм Выбор Софи

Sophie's Choice
Развернуть трейлер

Вторая «оскароносная» работа Мэрил Стрип: актриса получила статуэтку за роль каторжной полячки Зофьи Завистовской, носившей в Америке простое имя Софи. Интересно, что в начале своей кинокарьеры Стрип часто снималась в фильмах, так или иначе связанных с холокостом и другими ужасами Второй Мировой. В трагедии «Выбор Софи» актриса вновь предстала в образе жертвы концлагерей, но на этот раз в ее мучениях виноваты воспоминания. Софи, молодая и симпатичная женщина, не может оправиться от страшных событий, произошедших с ней в военное время, и до сих пор страдает от кошмарных видений. Она живет в солнечном и уютном Бруклине, поселившись в одной квартире с евреем Натаном Ландау, другой жертвой фашистского гнета. В их компании часто проводит время юный писатель Стинго, вдохновленный отношениями необычной пары. Стинго становится свидетелем проявлений нескончаемого горя, скрываемого под маской напускного веселья. Софи, как бы она ни старалась, не способна привыкнуть к покою и миру, и постоянно прокручивает в голове один роковой выбор, сделанный ею в концлагере. А Натан, страдающий паранойей и одержимостью, просто разучился находиться в кругу обычных людей. Для того чтобы узнать, как дальше будут развиваться события, рекомендуем смотреть онлайн «Выбор Софи».

7,2

Рейтинг показывает сильные стороны фильма

Об ivi.рейтинге
КиноПоиск 7,8
7,2
недостаточно данных для вывода расширенного рейтинга
Подробнее об ivi.рейтинге
КиноПоиск 7,8
недостаточно данных для вывода расширенного рейтинга
Языки
Русский, Английский
Субтитры
Русский
Максимальное качество

Фактическое качество воспроизведения будет зависеть от возможностей  устройства и ограничений правообладателя

Сюжет

Осторожно, спойлеры

Вариант №1

Действия картины разворачиваются в 1947 году. Рассказчик – молодой писатель по имени Стинго, который отправился в Бруклин после событий Второй Мировой войны. Проходит некоторое время, мужчина осваивается, привыкает к новому месту, и постепенно заводит новые знакомства. Герой начинает дружить с Софи Завистовски, красивой польской иммигранткой, и ее любовником по имени Натан Ландау. Новые знакомые сразу нравятся друг другу, и проводят много времени вместе. В один день Стинго замечает татуировку на предплечье Софи. Там набит серийный номер, отчего герой сразу понимает, что девушка не чужда боли, потому что таким клеймом награждали пленных концлагерей. Софи пережила Холокост.

Как-то раз, вечером, Стинго сильно разговорился с Софи, и девушка рассказала немного о своем прошлом. Оказывается, она была замужем, но ее супруга, как и отца, убили в немецком трудовом лагере. Внезапно Стинго замечает шрамы на запястьях героини. Софи объясняет, что она была пленницей Освенцима, но ее спасли и отправили в лагерь беженцев в Швеции. Но там она не смогла спокойно жить, воспоминания преследовали повсюду. Поэтому Софи пошла в церковь, разбила стекло и порезала себе запястья. Героиня устает от этого разговора и уходит в другую комнату. В ней сидит Натан. Софи находит другую бутылку вина и возвращается к своему собеседнику. Но Стинго случайно заметил стены комнаты Натана – они все покрыты изображениями, связанными с Холокостом. Девушке приходится рассказать Стинго об одержимости своего любовника.

Отношения молодых людей находятся под угрозой. Софи тяжело справляется с текущим положением. Дело в том, что ее постоянно одолевают воспоминания о страшном времени, а Натан все больше и больше становится одержим темой Холокоста. Более того, мужчина стал гораздо агрессивнее, а его психического заболевание проявляется куда ярче, чем при первом знакомстве.

Стинго пытается разобраться в ситуации, и как-то помочь девушке. Он навешает мужчину, который когда-то был знаком с отцом Софи. Стинго очень долго разговаривает с ним и выясняет, что героиня лгала ему. Стинго узнает, что отец Софи на самом деле был профессор польского колледжа, который всем сердцем ненавидел евреев. Главный герой оказывается в запутанной ситуации. Он считает, что ему нужно вернуться к Софи и поговорить об этом. Девушка объясняет, что о своем прошлом она вспоминает через обрывки, которые беспорядочно всплывают в ее памяти время от времени.

В один день неведомая сила заставляет Софи идти в еврейское гетто, где она смотрит на всех людей, которых ее отец приговорил к смерти. Вдруг она вспоминает, что папа ждет своей речи (выступления), и быстро спешит домой, чтобы закончить набор текста. Софи очень спешит и делает много ошибок, но времени не остается совсем, ей нужно бежать в университет. Отец девушки выступает с речью перед большой толпой людей, конечно же повторяет все ошибки, которые допустила Софи. После чего мужчина очень сильно злится.

Действия перемещаются в прошлое, во времена войны. Софи начинает отношение с мужчиной по имени Юзеф, который живет вместе со своей сводной сестрой Вандой, лидером Сопротивления. Ванда пытается убедить Софи перевести некоторые украденные документы гестапо, но, опасаясь за жизнь своих детей, девушка отвечает решительным отказом. Спустя две недели гестапо убивает Юзефа, а вскоре арестовывает Софи и отправляет в Освенцим вместе с детьми. После того, как герои прибывают в лагерь, немцы решают, кто из них будет жить, а кого придется убить. Яна, сына Софи, отправляют в детский лагерь, а Еву, дочь, решают отдать в крематорий.

Проходит некоторое время и до Софи доходят слухи об эпидемии в детском лагере. Героиня начинает беспокоиться о благополучии своего сына. Девушка просит коменданта сжалиться и впустить его в программу «Лебенсборн» (предназначенную для детей). Начальник немного смягчается и говорит, что Софи сможет увидеть сына на следующий день. Однако он нарушает обещание, и девушка так и остается в неведении. Софи до конца жизни не знает, что на самом деле произошло с Яном.

Действия перемещаются в настоящее время. Натан предлагает Софи выйти за него замуж, и девушка соглашается. Стинго чувствует себя преданным, поскольку за это время он успел влюбиться в Софи. Мужчина не разделяет выбор девушки, поскольку считает, что он будет гораздо лучшей парой для нее. Но все идет не так гладко. После очередного жесткого приступа Натана Софи сбегает к Стинго. Натан звонит Стинго и начинает угрожать, причем в конце диалога героев слышны выстрелы из пистолета. Видимо бывший любовник настроен серьезно.

Стинго и Софи сбегают из дома и переезжают в отель. Стинго пытается убедить девушку, что с ним ей будет лучше. Он хочет создать семью. Но Софи отказывается, поскольку она так и не рассказала свой последний секрет. Когда девушка попала в Освенцим с детьми, один из нацистских офицеров заставил сделать ее страшный выбор. Ей нужно было решить, какой из детей будет жить, а какой умрет.

Софи пыталась убедить офицера, умоляла его. Она говорила: «Не заставляй меня выбирать. Я не могу выбирать». Затем офицеру приказывают забрать обоих детей. У Софи не остается выбора, она отдает дочь, крича: «Возьми мою маленькую девочку». После этого она наблюдает, как маленькую, плачущую девочку ведут на смерть. После этого Софи говорит, чтобы Стинго никогда больше не поднимал тему брака и детей.

Той ночью герою засыпают вместе. Но Стинго просыпается один. Софи оставила ему записку, где сказала, что приняла решение вернуться к Натану, даже несмотря на то, что Стинго – прекрасный любовник. Позже герой возвращается домой, чтобы встретиться и говорить с Софи и Натаном. Но он видит лишь страшную картину – пара покончила с собой. Рядом он находит сборник стихов Эмили Дикинсон «Достаточно сделать эту постель». Он читает вслух, будто произнося речь на похоронах.

Картина заканчивается тем, что Стинго покидает Бруклин навсегда. А на туманном экране появляется изображение лица Софи.

Вариант №2

В 1947 году Стинго, молодой писатель с американского юга, отправляется в Бруклин после Второй мировой войны. Он снимает комнату в доме. Однажды он получает записку от своих новых соседей Софи Завистовской, прекрасной польской иммигрантки, и Натана Ландау, ее любовника, с приглашением на ужин. Читая в своей комнате, Стинго слышит ссору, он выходит из комнаты и видит ругающуюся пару. Мужчина обвиняет девушку во лжи, она просит его не уходить, говоря, что нужна ему, на что он ей отвечает «что она нужна ему, как смерть». Стинго понимает, что это Натан и Софи. Мужчина уходит, оставляя девушку плачущей на ступеньках. Стинго спрашивает все ли в порядке, Софи извиняется за то, что Стинго стал свидетелем неприятной сцены и пытается объяснить, что на самом деле Натан не такой. Вечером в дверь Стинго стучат, он открывает и видит на пороге Софи, она принесла ему ужин, на который они с Натаном его приглашали. Он приглашает ее зайти, но она отказывается, говоря, что как-нибудь в следующий раз. Стинго предупреждает Софи, что он обычно работает допоздна и если ее будет беспокоить шум пишущей машинки, то он просит сообщить об этом. Но Софи говрит, что она привыкла к этому звуку, когда она была маленькая, ее отец часто работал дома, и она засыпала под этот звук. Она рассказывает, что ее отец был профессором права, который писал статьи, предупреждая поляков о нацистской угрозе. Стинго замечает у нее на руке номер. Позже возвращая Софи посуду, Стинго видит, как Натан возвращается домой и они с Софи мирятся.

Утром Стинго просыпается о того, что в его комнате кто-то есть, открыв глаза, он видит в окне Натана, к нему присоединяется Софи. Они приглашают Стинго на завтрак, а после на прогулку. Натан извиняется перед Стинго за свое вчерашнее поведение.

За завтраком Софи рассказывает, что с Натаном она расцвела, после освобождения из концлагеря, она была похожа на пугало, Натан ее спас. Также она рассказывает, что ее отец был лингвистом, и она знает несколько языков. А Натан биолог, выпускник Гарварда, со степенью в эволюционной биологии, сейчас он занимается научными разработками в крупной фирме в Бруклине. После завтрака они едут на Кони-Айленд, там они весело проводят время, катаясь на аттракционах.

Позже вечером Софи вспоминает их встречу с Натаном. Софи пошла в библиотеку, чтобы найти стихи американского поэта Эмиля Диккенса, которые им читали на курсах английского языка. Но библиотекарь говорит, что такого поэта не существует, Софи начинает с ним спорить, но падает в обморок, Натан в это время выходил из библиотеки. На тот момент она уже шесть месяцев жила в штатах после освобождения из концлагеря, но была очень больна и слаба, и ей казалось, что она умирает. Натан показал ее знакомому врачу его брата, оказалось, что у Софи анемия. Во время лечения Натан все время был рядом. Он принес ей сборник стихов, который она искала, оказалось, что автором является женщина Эмилия Диккенс.

Стинго, Натан и Софи проводят много времени вместе.

Однажды вернувшись вечером домой после неудачного свидания, Стинго сталкивается на лестнице с Софи, она обеспокоена тем, что Натан еще не вернулся домой с работы. Она приглашает Стинго выпить с ней вместе у нее в комнате. Софи рассказывает ему о своей семье: родителях и муже. Она говорит, что видела, как ее отца и мужа увезли немцы, а на следующий день до нее дошли слухи о том, что их расстреляли. Мать Софи заболела туберкулезом и Софи решила, что сможет ей помочь, если обеспечит ей хорошее питание. Она отправилась на черный рынок за мясом, она спрятала его под юбку, сделав вид, что она беременна, но ее остановили немцы, они обнаружили обман и отправили ее в лагерь. После освобождения, она хотела покончить с собой, перерезав вены, так как считала, что Христос отвернулся от нее, позволив убить всех ее близких и любимых людей. У Стинго с Софи заканчивается выпивка, и они идут в комнату Натана, в поисках новой бутылки вина. Стинго видит там огромное количество нацистских книг, фотографии холокоста, Софи говорит, что Натан одержим идеей мести за уничтожение евреев. В этот момент возвращается Натан, видя Софи и Стинго вместе, он злиться, Софи уговаривает его успокоиться, говоря, что Стинго их друг и он просто поддержал Софи пока она переживала по поводу отсутствия Натана.

На следующий день Натан приходит к Стинго, он просит его дать почитать книгу, но Стинго отказывает, говоря, что он поклялся, что никто не будет ее читать, пока она не закончена. Натан выхватывает книгу и убегает, пытаясь догнать Натана, Стинго сталкивается с Софи, которая говорит, что Натан велел им отправиться в кино, пока он читает книгу. По возвращении они застают Натана в возбужденном состоянии, не говоря ни слова, он берет сумку и жестом показывает им идти за ним. Они приходят на Бруклинский мост, где Натан произносит речь, восхищаясь талантом Стинго.

Софи со Стинго обедают на природе, к ним прибегает Натан, он взволновано сообщает, что в его исследованиях случился прорыв. Он дарит Софи шикарное красное платье и туфли, а Стинго костюм, говоря, что вечером они будут отмечать. Ожидая Натана с работы, Софи показывает Стинго золотые карманные часы с гравировкой, которые она хочет подарить Натану в честь его открытия. Натан возвращается домой в бешенстве, он опять обвиняет Софи в изменах. Стинго пытается за нее заступиться, но она его выгоняет, прося не вмешиваться. Утром хозяйка дома говорит Стинго, что Натан и Софи съехали. Стинго звонит врачу Софи, в надежде узнать куда она могла уехать. Врач сообщает, что у Софи есть подруга, Соня Вожжинская, она работает в Бруклинском колледже помощницей профессора. Стинго приезжает в колледж, но профессор говорит, Соня уехала в Польшу полгода назад. Стинго спрашивает, не знает ли он Софи Завистовскую. Профессор говорит, что видел ее, когда она заходила к Соне, и знает ее отца. Он рассказывает Стинго, что отец Софи, профессор Виганский, поддерживал нацистов, и ненавидел евреев так же, как и они. Стинго удивлен, ведь отца Софи расстреляли нацисты, профессор объясняет, что в тот день убили всех преподавателей Краковского университета, не разбираясь в политических убеждениях.

Стинго возвращается в свою комнату, он решает вернуться к отцу, которому по наследству досталась ферма, на которой тот ему предложил жить. Стинго слышит, что пришла Софи, она спрашивает у хозяйки, не появлялся ли Натан. Софи заходит к Стинго, она извиняется за вчерашнее поведение Натана. Стинго говорит, что он искал ее, звонил ее доктору и ездил в Бруклинский колледж, и что встретил там профессора, у которого работала ее подруга. Софи понимает, что Стинго все знает о ее отце. Он спрашивает Софи, почему она соврала, она говорит, что боялась остаться одна. Стинго сообщает, что решил вернуться обратно домой. Софи с ним прощается.

Позже Стинго поднимается в комнату Софи, он находит ее сидящей у окна. Он просит ее сказать правду, обещая, что никогда от нее не отвернётся.

Софи рассказывает, что она работала помощницей своего отца и однажды она печатала для него речь, которую он долго готовил, эта речь была про евреев, а точнее про решение проблемы евреев в Польше, ее отец предлагал полное уничтожение. Софи пошла в еврейское гето, она смотрела на мужчин, женщин, стариков и детей и не понимала своего отца. В речи отца она сделала много ошибок, а у отца не было времени ее проверить. Когда он прочитал речь с ошибками перед публикой, он жутко разозлился. Он при всех оскорбил Софи, сказав, что в ее голове труха. После этого проступка Софи перестали доверять ее отец и муж. Позже у нее появился любовник, он вместе с сестрой был членом сопротивления. Однажды они попросили Софи перевести документы, украденные из гестапо, в них говорилось о программе «Лебенсборн», по которой нацисты отбирали польских детей с внешними признаками арийской расы, чтобы отвезти их в Германию и воспитать, как истинных арийцев, но при дальнейшем отборе были выявлены расовые несоответствия и всех отобранных детей ликвидировали. Софи отказалась, боясь за себя и своих детей. Через две недели ее любовника убили, а Софи с детьми арестовали и отправили в лагерь. В лагере ее сына Яна отправили в детский лагерь, а маленькую дочку Еву в крематорий №2 на уничтожение. А Софи через некоторое время из-за ее знаний немецкого и опыта работы секретарем, взяли помощницей коменданта. В доме коменданта с ней связался участник сопротивления, он попросил ее выкрасть приемник у дочери коменданта. Однажды когда комендант проявил слабость к Софи, она решилась попросить его помиловать ее сына Яна и включить его в программу «Лебенсборн». Комендант согласился помочь, пообещав, что завтра Софи увидит своего сына и его включат в программу, и отправят в Германию. Вечером Софи попыталась украсть приемник, но не смогла, ее застала дочь коменданта Эмми, Софи сделала вид, что упала в обморок, Эмми помогла ей прийти в себя, она показала Софи фотоальбом и рассказала о том, как они жили до лагеря. Она не выдала Софи отцу. Ночь Софи была счастлива потому, что ждала встречи с сыном и верила в то, что смогла его спасти. Но комендант не сдержал слово, Софи вернули в лагерь, она так и не узнала, что случилось с сыном. После всего этого, она не хотела жить, пока не встретила Натана, который заставил ее жить ради него.

Стинго просит Софи жить ради него, он обнимает ее, пытаясь утешить. Софи засыпает у него на руках. Утром в окно Софи видит Натана, сидящего на тротуаре. Она выбегает к нему, они снова мирятся и возвращаются жить в свою комнату.

Стинго звонит брата Натана Лари и просит его приехать к нему, говоря, что им нужно поговорить. Когда Стинго приезжает к Лари, тот ему рассказывает, что все что говорит Натан о своей работе и учебе не правда, на самом деле Натан сумасшедший, и у него бывают обострения, тогда он ведет себя очень агрессивно, еще его болезнь усугубляется тем, что он принимает наркотики. Лари говорит, что Натан просил его не рассказывать об этом не кому, особенно Софи. Лари просит присмотреть за Натаном.

Вечером в парке Натан делает Софи предложение, и она соглашается, а Стинго он просит стать его шафером.

Утром, хозяйка спрашивает у Стинго, слышал ли он слухи о том, что Натан с коллегами открыли лекарство от полиомиелита в ее доме. Сосед говорит Стинго что Натан и Софи уехали утром, Натан был в ярости, Софи пыталась его успокоить. Натан звонит Стинго и говорит «Будь ты проклят». В этот момент возвращается Софи. Она говорит, что у Натана пистолет и от него можно ожидать чего угодно. Снова звонит Натан, он угрожает Софи Стинго, обвиняя их в том, что они любовники и предали его. Стинго пытается связаться с Лари, но тот в отъезде.

Софи со Стинго уезжают. Они останавливаются в отеле. Стинго предлагает Софи уехать с ним на ферму к отцу, он говорит, что они поженятся и заведут детей, и будут жить счастливо. Софи говорит, что она не может выйти замуж и завести детей, потому что она плохая мать и дети Стинго заслуживают большего, чем она может дать. Стинго не понимает о чем она. Софи рассказывает ему то, что еще не рассказывала не кому. Когда она с детьми приехала в лагерь, один из немцев сказал, что она может оставить только одного ребенка и что она должна сама выбрать кого, иначе они заберут и уничтожат обоих. Софи не могла этого сделать, она плакала и умоляла, взбешённый немец приказал забрать обоих, и в этот момент она попросила забрать девочку. Она стояла, прижимая к себе сына Яна и смотрела, как уносят ее рыдающую дочь на уничтожение и ничего не могла сделать. Она попросила Стинго не просит ее заводить детей и выходить за него замуж. Ночь Стинго и Софи проводят вместе. Проснувшись утром, Стинго находит записку, в которой Софи признается ему в том, что он отличный любовник и очень хороший друг, но она должна вернуться к Натану.

Вернувшись к их дому, Стинго застает там толпу людей и полицию. В доме его встречает Лари, они вместе идут в комнату Натана и Софи. Стинго видит их лежащих в обнимку на кровати, они мертвы.

Знаете ли вы, что

  • При подготовке к этой роли Мерил Стрип не только научилась изображать польский акцент, но и выучила основы немецкого и польского языка. Все это потребовалось для того, чтобы обладать достоверным акцентом польского беженца.
  • Мерил Стрип исполнила в этом фильме роль Софи Завистовски. Журнал «Premiere» поставил ее на третье место в списке ста величайших ролей за всю историю кино.
  • Интересный факт, Мерил Стрип буквально умоляла режиссера Алана Пакула взять ее на эту роль. Более того, Марта Келлер и Барбара Стейзанд также пытались получить ее, но Пакула, в конечном итоге, предпочел актерский талант Стрип.
  • В финале картины появляется сообщение, которое гласит, что данный фильм является художественным произведением, а поэтому его создатели отказываются от всяких претензий с точки зрения исторического несоответствия. Хотя, единственным не вымышленным героем являлся Рудольф Хесс, который на самом деле был одним из комендантов в Освенциме.
  • После просмотра этого фильма Джон Клиз решил сыграть Кевина Клайна в своей картине «Рыбка по имени Ванда» (1988).
  • В определенный момент картины один из героев цитирует стихотворение. Это реальное произведение Эмили Дикинсон, которое называется «Ample make this Bed».
  • Когда режиссер Алан Пакула был утвержден, он рассчитывал на то, что главную роль исполнит Лив Ульманн.
  • В 2007 году Американский институт кинематографии назвал эту картину лучшим фильмом всех времен. Причем это был первый случай, когда фильм включили в какой-либо список вообще.
  • Фактически, это был второй фильм Кевина Клайна. Даже несмотря на то, что «Пираты Пензанса» (1983) были сняты первыми, из-за задержек на этапе монтажа фильм пришлось выпустить после «Выбора Софи» (1982).
  • Когда Уильям Стайрон писал роман, послуживший первоисточником, он представлял Урсулу Андресс в роли Софи.
  • До того, как Мерил Стрип утвердили на роль, ее должна была исполнить Магда Васарёва. Более того, Натали Вуд также рассматривалась на роль Софи.
  • Гюнтер Мария Хальмер повторил свою роль Рудольфа Хёсса в сериале «War and Remembrance» (1988).
  • Мерил Стрип снялась в финальной сцене всего за один дубль. После чего актриса отказалась делать дополнительные дубли, поскольку на тот момент она была матерью, и для нее оказалось слишком тяжело повторять подобную сцену. Спустя несколько лет Мерил Стрип появилась на шоу Опры Уинфри, где ведущая как раз обсуждала с ней эту сцену. Во время воспроизведения отрывка актрисе было крайне неудобно. Она призналась, что никогда до этого не видела готовый вариант финала картины.
  • Ошибки в фильме

  • Софи неверно определяет ранг коменданта Хёсса как рейхсфюрера. Поскольку на тот момент подобную должность занимал Генрих Гиммлер. Правильный ранг Рудольфа Хёсса – оберштурмбанфюрер СС.
  • Во время одной из сцен Софи называет офицера СС «Hauptmann» (капитан). Хотя в СС были другие звания, отличные от вермахта. Корректное звание офицера звучит, как «Hauptsturmfuehrer».
  • Славянские фамилии, оканчивающиеся на «-ски/-ский», считаются прилагательными, а поэтому женская форма звучит как «-ска». Поэтому фамилия Софи и Евы должны быть «Завистовска». Более того, маловероятно, что имя Евы будет написано с буквой «v», то есть «Eva», поскольку польская форма этого имени – «Ewa».
  • В определенный момент картины Натан и Софи пьют какой-то напиток. Герой говорит, что это «Шато Марго». Но цвет вина в бокалах не похож на бордо или марго. Скорее всего это обычное розовое вино или красное, но низкого качества.
  • В сцене, когда Натан приходит в парк, он несет несколько коробок для Софи и Стинго в качестве подарков. Софи достает пару туфель из коробки, которые, предположительно, являются новыми. Но если обратить внимание на подошву, то становится очевидно, что их уже кто-то носил.
  • В определенный момент фильма Натан и Стинго стоят на мосту. Затем камера отъезжает немного назад, и зритель может заметить сначала один, а потом несколько автомобилей, произведенных после 1982 года. Очевидно, что создатели картины не могли больше задерживать движение на мосту, чтобы снять сцену. Либо им не хватило бюджета, чтобы найти автомобили конца сороковых годов, чтобы они проехали один раз.
  • Оформить подписку