Назад

Фильм Нюрнбергский процесс

Judgment at Nuremberg
Развернуть трейлер

Нюрнберг, 1948 год. В город для ведения процесса над нацистскими преступниками приезжает судья Ден Хэйвуд. Он полон решимости вынести приговор. На скамье подсудимых – его коллеги-юристы. Эта кинодрама считается вершиной творчества режиссера Стэнли Крамера и одной из самых значимых юридических картин в истории кинематографа. В фильме снялись звезды того периода: Спенсер Трейси, Берт Ланкастер, Марлен Дитрих и Монтгомери Клифт. Слушание было долгим и тяжелым. Немецкий судья Эрнст Янинг, оказавшийся в роли обвиняемого, был уважаемым человеком еще до того, как нацистская чума охватила Германию. Но ему нашлось, что ответить на обвинение в злоупотреблении судебной властью, попустительстве массовых убийств, пыток и рабского труда. Однако ни представители защиты, ни сторона обвинения не ожидали такой надрывной признательной речи от одного из обвиняемых. Если вы ищете кино, способное потрясти и побудить к продолжительным раздумьям, рекомендуем смотреть онлайн «Нюрнбергский процесс».

7,8

Рейтинг показывает сильные стороны фильма

Об ivi.рейтинге
КиноПоиск 8,1
7,8
недостаточно данных для вывода расширенного рейтинга
Подробнее об ivi.рейтинге
КиноПоиск 8,1
недостаточно данных для вывода расширенного рейтинга

Сюжет

Осторожно, спойлеры

Повествование фильма происходит в основном в зале Нюрнбергского суда.

Первый день слушаний по делу о нацистских судьях.

Заседание начинается с пламенной речи государственного обвинителя Тед Лосон, слова которого завораживают всех присутствующих. Ведь этот человек сам участвовал в военных действиях, освобождал города от захватчиков. Он своими глазами видел все те злодеяния, которые творили фашисты на оккупированной территории.

На скамье подсудимых Эрнст Яннинг, Эмиль Хант, Вернер Лампе, Фридрих Хофштеттер – четыре немецких чиновника-юриста, которые не только писали законы нацизма, но и сами претворяли их в жизнь. Да, они не убивали напрямую, но от одного их слова или только подписи зависели судьбы и даже жизни простых людей.

Один из обвиняемых - Эрнст Яннинг, помимо высоких чинов государственной службы достиг неимоверных высот на юридическом поприще – ведь его статьи и книги пользуются небывалым успехом во всем мире, их используют в качестве учебников в университетах всего просвещенного мира. Однако ученая степень не мешала ему ставить подпись под сотнями обвинительных приговоров для представителей «не арийской расы». По его решению применялась так называемая «стерилизация» к неугодным людям, сотни тысяч «ненужных людей», как отработанный материал сжигались в концлагерях.

Свою обвинительную речь прокурор сопровождает демонстрацией пронзительных кадров военной кинохроники из немецких концлагерей. Тем более что Тед Лоусон был одним из тех, кто освобождал эти лагеря, и не понаслышке знает о чем говорит.

И вроде бы виновность подсудимых не вызывает сомнений. Но на протяжении всего фильма прослеживается иронично-презрительное отношение к личности прокурора. Особенно это проявляется после показа документального фильма о зверствах в концлагерях («..опять он со своими кинокадрами.., надоел уже..»).

Кадры из зала суда разбавляются сценами с простыми мирными обывателями Нюрнберга, с которыми приходится общаться американцам внесудебных заседаний.

Дом, в котором живет судья Хейвуд. Работники в доме, простые милые люди, почему-то начинают нервничать после вопроса Хейвуда о том, что они знали о зверствах нацистов в Германии. Вспыльчиво отвечают, что ничего не видели и не знали о стерилизациях и концлагерях. Не видели или закрывали на все глаза?

Фрау Берхольд в исполнении неподражаемой Марлен Дитрих, вдова нацистского генерала, осужденного и казненного в Нюрнберге. Она явно верит в невиновность мужа, оправдывает его и хочет отомстить за его смерть всему миру.

Самая яркая фигура в фильме – бойкий и дерзкий адвокат Ганс Рольф, за исполнение роли которого Максимилиан Шелл заслуженно получил «Оскара» за лучшую мужскую роль.

Рольф абсолютно уверен в невиновности подсудимых. Он даже пытается заключить с судьей Хейвудом пари о том, что обвиняемые будут оправданы.

На заседаниях, действуя с напором, он дискредитирует показания свидетелей обвинения, выводя тем их из себя. С присущим обаянием он практически убеждает присутствующих в необходимости проведения операции стерилизации Рудольфа Петерсона ввиду его умственной неполноценности. Решение о принудительной стерилизации Петерсона было принято комиссией под предводительством Эрнста Яннинга.

Он непозволительно грубо давит на свидетельницу Ирен Хофман, вынуждая ее сознаться в непристойных отношениях с пожилым евреем, который был казнен за запретную связь с арийской девушкой по решению все того же Яннинга.

Кажется, все ведет к оправдательному приговору. И судья Дэн Хейвуд – принципиальный и справедливый, ощущает давление. И если только приехав в Нюрнберг, он безоговорочно был уверен в вине подсудимых, то сейчас он пытается разобраться, что привело Германию – одну из передовых просвещенных стран мира, к жестокому истреблению миллионов, и почему тысячи людей знали о происходивших зверствах, но молчали и бездействовали.

Параллельно мы слышим закулисные разговоры о том, что в борьбе с коммунизмом Соединенным Штатам в Европе нужен надежный союзник, а Германия была бы лучшим кандидатом. Ведутся также разговоры о холодной войне и берлинской стене.

Обвиняемый Эрнст Яннинг, в отличие от соседей по скамье подсудимых, молчит большую часть повествования.

Только в финале фильма он произносит монолог в обвинение самого себя. И это, пожалуй, одна из лучших сцен в картине.

Герр Яннинг, бесспорно, человек достойный. Он признает виновным себя и своих коллег. Они подписывали смертные приговоры, зная, что эти люди ни в чем не повинны, но малодушно не могли пойти против «системы».

Достойна внимания финальная сцена – встреча в тюремной камере судьи Хейвуда и приговоренного к пожизненному заключению Эрнста Яннинга. Обреченность в глазах осужденного после пронзительных слов судьи: «…конвейер был запущен и стал представлять угрозу миллионам жизней, когда вы впервые осудили на смерть невиновного».

Знаете ли вы, что

  • Марлон Брандо хотел сыграть в фильме адвоката Рольфа и даже обращался с такой просьбой к режиссеру Стенли Крамеру, но эту роль блестяще исполнил Максимилиан Шелл. Однако просьба Марлона весьма польстила Крамеру.
  • За роль адвоката в то время малоизвестный Максимилиан Шелл получил «Оскар» за лучшую мужскую роль
  • Незадолго до начала съемок Марлен Дитрих сделала пластическую операцию, но новое лицо ее разочаровало.
  • По требованию Марлен Дитрих все платья для ее героини были сшиты известным модельером Жаном Луи.
  • Фильм действительно снимался на территории города Нюрнберг.
  • Режиссеру Стэнли Крамеру не удалось провести съемки в том же зале заседаний, где и проходил Нюрнбергский процесс, поэтому была построена копия судебного зала меньших размеров на студии.
  • Сцена с заключительной речью судьи в исполнении Спенсера Трейси, которая длилась 11 минут экранного времени, была снята с одного дубля.
  • Когда снимался фильм, все осужденные нацисты, которые содержались в американской зоне оккупации Германии, были уже освобождены.
  • Кадры из концлагерей, которые на суде демонстрирует прокурор, являются документальными кадрами, снятыми армиями освободителей.
  • Чтобы сцены в зале суда не выглядели монотонно и скучно, режиссер пробовал сделать съемку в движении, делая кругкамерой вокруг персонажа, произносившего речь. Времени на это уходило намного больше. К тому же приходилось тренировать персонал, чтобы они не запутались в поводах.
  • Перед поездкой в Германию, до начала съемок актер Спенсер Трейси, исполнитель роли судьи Хэйвода, испытывал серьезные проблемы с алкоголем. Справиться ему помогла Кэтрин Хепберн, с которой они прожили 26 лет, до смерти актера.
  • В контракте Спенсера Трейси был пункт, по которому его съёмочный день заканчивался не позднее 5 часов.
  • Марлен Дитрих в годы войны занимала антигерманскую позицию и была на стороне союзных держав. Поэтому ей очень трудно давалась сцена, где фрау Бертхольд утверждает, что простые немцы ничего не знали о зверствах, творимых нацистам во время войны. Дитрих считала такие заявления лицемерными и никак не могла произнести реплику героини убедительно. Внук актрисы рассказывал, что после съемок Дитрих чувствовала себя плохо.
  • Для лучшего воплощения в роль вдовы казненного нациста дочь Дитрих посоветовала актрисе изобразить собственную мать. Так фрау Бертхольт стала экранным воплощением матери Марлен Дитрих.
  • Оформить подписку