Назад

Фильм Франкофония

Francofonia
Развернуть трейлер

Документально-игровой фильм Александра Сокурова, премьера которого состоялась на Венецианском фестивале 2015 года. В центре повествования – судьба сокровищницы мировой культуры, музея Лувр, во время оккупации Франции нацистами. В картине использованы архивные материалы, элементы компьютерной графики, а также стилизованные под старину фрагменты с участием актеров, которые представляют собой вольную реконструкцию исторических событий. Автор и рассказчик Александр Сокуров, находясь у себя дома, ведет через видеосвязь постоянно прерывающийся диалог с вымышленным персонажем, капитаном Дерком. Его судно, на борту которого находятся контейнеры с музейным грузом, попало в шторм и терпит бедствие. Является ли этот корабль символом всего человечества, культурные ценности которого могут быть утрачены в бурях исторических? Об этом и будут вестись рассуждения на протяжении всего фильма. В 1940 году в Париже встречаются представители двух государств, немецкий генерал граф Меттерних и директор музеев Франции Жак Жожар, вместе они пытаются спасти от разорения одну из величайших коллекций произведений искусства. Какую цену нужно заплатить побежденному народу, чтобы страна-победитель оставила за ним право на жизнь, мирное существование и сохранение своего наследия? Начав смотреть онлайн фильм «Франкофония», ответов на эти вопросы вы не получите. Однако пищи для размышлении думающему зрителю будет предостаточно.

6,5

Рейтинг показывает сильные стороны фильма

Об ivi.рейтинге
КиноПоиск 6,8
6,5
недостаточно данных для вывода расширенного рейтинга
Подробнее об ivi.рейтинге
КиноПоиск 6,8
недостаточно данных для вывода расширенного рейтинга
Языки
Русский
Максимальное качество

Фактическое качество воспроизведения будет зависеть от возможностей  устройства и ограничений правообладателя

Сюжет

Осторожно, спойлеры

На связь с Александром Сокуровым пытается выйти его знакомый, капитан морского судна Дерк, он жалуется, что погода сильно испортилась. Сокуров сетует, что работа над его новым фильмом продвигается тяжело. Из-за сильных помех разговор несколько раз прерывается. Из обрывочных реплик мы узнаем, что Дерк везет через Атлантику музейный груз – контейнеры с произведениями искусства. На море разыгрался сильный шторм, судно терпит бедствие. Видеосвязь то вторгается в повествование, то снова обрывается. Этот корабль с культурными ценностями на борту, который находится во власти морской стихии, символизирует все человечество, терзаемое бурями историческими. Образ его перекликается и с неоднократно возникающей на экране картиной «Плот „Медузы“» Теодора Жерико. Поэтому к концу фильма становится ясно, что судно Дерка обречено.

Автор рассуждает об истории европейского искусства, и о судьбе западной цивилизации в целом. Он периодически обращается за советом к теням классиков русской литературы Толстого и Чехова, а также беседует с привидениями, разгуливающими по залам Лувра. Потерянная, ни от мира сего Марианна, символ французской государственности, без конца повторяет революционное заклинание «Свобода, равенство и братство», а самоуверенный император Наполеон Бонапарт постоянно твердит «Это я». И произносит эти слова он не только на фоне своих портретов, но и рядом с Моной Лизой.

В июне 1940 года в побежденный Париж вступают немецкие войска, Гитлер осматривает столицу Франции, объявленную «открытым городом». На юге страны создается марионеточное правительство маршала Петена, Франция отказывается от борьбы. Взамен страна обретает мир. В кафе сидят люди, предприятия выпускают продукцию для немецкой армии. Никто не знает, как долго продлится немецкая оккупация, новое правительство призывает народ не оказывать сопротивления агрессору во избежание человеческих жертв. В сотрудничестве с Гитлером Петен видит чуть ли не спасение Франции.

В Лувр наносит визит немецкий генерал граф Меттерних. Он возглавляет отдел по охране искусства. Его встречает директор музея Жак Жожар. Оба ветераны 1-й Мировой войны, патриоты своих стран, только Меттерних – аристократ, а Жожар – республиканец, и он единственный из французских чиновников, кого немецкий генерал смог застать на рабочем месте, остальные давно покинули столицу. Однако представителям Франции и Германии удается найти общий язык, ведь их объединяет любовь к искусству. К моменту немецкой оккупации большая часть коллекции Лувра вывезена из Парижа, произведения искусства размещены в замках, которым не угрожают бомбежки. Начальство требует от Меттерниха возвращения картин в Лувр, но тот фактически саботирует эти требования, справедливо опасаясь, что в залах столичного музея на шедевры мирового искусства смогут наложить лапу ценители искусств 3-го Рейха, такие, как Геринг и Геббельс.

Сокуров рассказывает об истории Лувра. Статус государственного музея этот королевский дворец получил при наполеоне I, а Наполеон III основательно его модернизировал. В Лувре появилась замечательная Большая галерея с роскошными световыми окнами на потолке. Так дворец превратился в настоящий храм живописи. Значительная часть экспонатов Лувра – военные трофеи, привезенные сюда в том числе и Наполеоном Бонапартом. Его привидение заявляет, что война спасет страну, а государство не может существовать без музеев.

С вою очередь автор фильма утверждает, что сохранить коллекцию Лувра помогла солидарность европейских стран: победившая сестра Германия снисходительно отнеслась к побежденной сестре Франции, оставив за ней право на владение культурными ценностями. Иное дело – Россия. Достаточно сравнить судьбу оккупированного Парижа и блокадного Ленинграда, Лувра и Эрмитажа. Гитлер отдал приказ: никакие культурные центры на Востоке не должны быть сохранены, все подлежит уничтожению. В Западной Европе все происходило гораздо деликатней. В немецкой армии среди солдат была распространена инструкция, где подробно говорилось о том, как бережно следует относиться к культурным ценностям во Франции.

В финале картины автор напрямую обращается к своим героям: Меттерниху и Жожару. Он рассказывает, какое будущее их ожидает. «Бред!» – усмехается скептичный Жожар. Завершает картину чернота пустого экрана в сопровождении гимна Советского Союза, исполненного симфоническим оркестром, в такой необычной аранжировке, что он превращается в настоящую какофонию.

Знаете ли вы, что

  • В процессе производства фильм предположительно планировалось снять одним кадром, без монтажных склеек, что сделало бы его идеальным продолжением предыдущего «музейного» кино Александра Сокурова «Русский ковчег» (2002). Но в конце концов, чтобы рассказать эту историю, автором был выбран более традиционный способ редактирования.
  • Оформить подписку