Тема Холокоста, как все прекрасно знают, играет роль своеобразного спасательного круга для современного кинематографа. Для получения престижных призов этого, конечно, недостаточно, но и сильно пинать картину столь деликатного свойства тоже не будут. Правило это действует как для массового, так и для артхаусного кино.
Ребекка Злотовски, замыслив снимать свой «Планетариум», решила подстраховаться. Про какого будущего узника нацистский концлагерей еще не снимались фильмы? На этот раз жертвой станет французский кинопродюсер еврейского происхождения. Ну и что с того, что он попал во французскую тюрьму накануне войны за мошенничество, а уже во время оккупации был переведен в Германию? Все равно человека жалко.
Ничего не имею против такого сюжетного хода. Всякое в жизни случается, лишь бы фильм интересный получился. Но для этого потребовалось разбавить аскетичную драматургию реальной истории выдуманными перипетиями. И тут уж мадам Злотовски оторвалась. Она нанизала эпизоды из жизни кинодеятеля времен Третьей республики на шампур истории двух авантюристок, которые промышляли проведением спиритических сеансов для доверчивой публики. Добавим капельку мистики, обозначим эротические переживания, прозвучат лирические нотки. Готово! Получилось чуточку вяловато и слегка скучновато. Однако совсем уж безнадежной картина не выглядит. Благодаря тому (извините за каламбур), что она именно выглядит, смотрится.
«Планетариум» почти вытягивают исполнительница главной роли и оператор. Изумительный профиль Лоры Барлоу в исполнении Натали Портман украшает собой практически каждый второй-третий кадр. Оператор не может налюбоваться на нее. Тут она хмурится, там смеется (вульгарно, но обаятельно). Здесь она в красном на фоне интерьеров табачных оттенков. А потом камера выхватывает кусочек ее цветастого халатика. Наконец, обнаженка на фоне великолепного морского пейзажа. Героиня Портман играет в никогда не надоедающую зрителям игру в «любит-не-любит». В треугольнике, вершинами которого выступают две загадочные сестры и один незадачливый кинопродюсер, она то ли дуэнья, то ли ревнивица, то ли роковая соблазнительница.
На фоне старшей сестры младшая, Кейт, становится бледной тенью. Анемичная, пугливая девушка-подросток закатывает глазки, впадая в спиритический транс, хлещет шампанское из горла, выбегает босиком на снег. Однако персонаж Лили-Роуз Депп получился совсем не выразительным. Дочурка знаменитого папаши особых драматических талантов в картине не проявила. Эммануэль Салинжер, сыгравший главную мужскую роль тоже не изобразил полноценный, интересный характер своего героя. Остались невнятными его фрустрации, тяга к потустороннему, попытки выяснения отношений с давно умершим отцом. А кадры порнографического характера с его участием? Каким образом они раскрывают его личность? Красавчик Луи Гаррель и вовсе мелькнул в паре второстепенных эпизодов. Словом, никто из партнеров по съемочной площадке не затмевает главную звезду фильма.
Конечно, если вы не являетесь горячим поклонником Натали Портман, вам, скорее всего, картина покажется не слишком увлекательной. Таким зрителям я предлагаю поломать голову вот над какой загадкой. Что должна означать странная операторская манера? Кадр как бы не успевает за движением актеров, сменой планов. Отсюда постоянно обрезанные головы, ноги и руки персонажей. Как-будто кто-то наблюдает за ними из прямоугольной амбразуры. Иногда меняется фокусировка, иногда в кадр помещается только фрагмент человеческого тела. Напрашивается ответ: это те самые существа из потусторонней реальности, с которыми общается Кейт. Хотя мне такое решение представляется слишком простым. Не забывайте, перед вами артхаусный кинопродукт из страны победившего постструктурализма. Значит, нужно искать мощный философский подтекст.
Нам ведь недаром в начале фильма и в его финале показали звездное небо. Это прямая отсылка к знаменитому высказыванию Канта. Тогда все просто и с операторскими выкрутасами. Прямой намек на не менее знаменитый миф о пещере из главного диалога Платона. Это у нас, если верить Виктору Пелевину, не доверят командование дивизией человеку, который не отличает Канта от Шопенгауэра. В современной Франции тому, кто путает автора «Критики чистого разума» с творцом «Государства», не подпустят даже к пульту осветителя. А тут – фильм про Холокост, метафизику потустороннего и проблемы становления киноиндустрии во Франции накануне Второй мировой войны.
6
,3
2016, Фэнтези
103 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Тема Холокоста, как все прекрасно знают, играет роль своеобразного спасательного круга для современного кинематографа. Для получения престижных призов этого, конечно, недостаточно, но и сильно пинать картину столь деликатного свойства тоже не будут. Правило это действует как для массового, так и для артхаусного кино. Ребекка Злотовски, замыслив снимать свой «Планетариум», решила подстраховаться. Про какого будущего узника нацистский концлагерей еще не снимались фильмы? На этот раз жертвой станет французский кинопродюсер еврейского происхождения. Ну и что с того, что он попал во французскую тюрьму накануне войны за мошенничество, а уже во время оккупации был переведен в Германию? Все равно человека жалко. Ничего не имею против такого сюжетного хода. Всякое в жизни случается, лишь бы фильм интересный получился. Но для этого потребовалось разбавить аскетичную драматургию реальной истории выдуманными перипетиями. И тут уж мадам Злотовски оторвалась. Она нанизала эпизоды из жизни кинодеятеля времен Третьей республики на шампур истории двух авантюристок, которые промышляли проведением спиритических сеансов для доверчивой публики. Добавим капельку мистики, обозначим эротические переживания, прозвучат лирические нотки. Готово! Получилось чуточку вяловато и слегка скучновато. Однако совсем уж безнадежной картина не выглядит. Благодаря тому (извините за каламбур), что она именно выглядит, смотрится. «Планетариум» почти вытягивают исполнительница главной роли и оператор. Изумительный профиль Лоры Барлоу в исполнении Натали Портман украшает собой практически каждый второй-третий кадр. Оператор не может налюбоваться на нее. Тут она хмурится, там смеется (вульгарно, но обаятельно). Здесь она в красном на фоне интерьеров табачных оттенков. А потом камера выхватывает кусочек ее цветастого халатика. Наконец, обнаженка на фоне великолепного морского пейзажа. Героиня Портман играет в никогда не надоедающую зрителям игру в «любит-не-любит». В треугольнике, вершинами которого выступают две загадочные сестры и один незадачливый кинопродюсер, она то ли дуэнья, то ли ревнивица, то ли роковая соблазнительница. На фоне старшей сестры младшая, Кейт, становится бледной тенью. Анемичная, пугливая девушка-подросток закатывает глазки, впадая в спиритический транс, хлещет шампанское из горла, выбегает босиком на снег. Однако персонаж Лили-Роуз Депп получился совсем не выразительным. Дочурка знаменитого папаши особых драматических талантов в картине не проявила. Эммануэль Салинжер, сыгравший главную мужскую роль тоже не изобразил полноценный, интересный характер своего героя. Остались невнятными его фрустрации, тяга к потустороннему, попытки выяснения отношений с давно умершим отцом. А кадры порнографического характера с его участием? Каким образом они раскрывают его личность? Красавчик Луи Гаррель и вовсе мелькнул в паре второстепенных эпизодов. Словом, никто из партнеров по съемочной площадке не затмевает главную звезду фильма. Конечно, если вы не являетесь горячим поклонником Натали Портман, вам, скорее всего, картина покажется не слишком увлекательной. Таким зрителям я предлагаю поломать голову вот над какой загадкой. Что должна означать странная операторская манера? Кадр как бы не успевает за движением актеров, сменой планов. Отсюда постоянно обрезанные головы, ноги и руки персонажей. Как-будто кто-то наблюдает за ними из прямоугольной амбразуры. Иногда меняется фокусировка, иногда в кадр помещается только фрагмент человеческого тела. Напрашивается ответ: это те самые существа из потусторонней реальности, с которыми общается Кейт. Хотя мне такое решение представляется слишком простым. Не забывайте, перед вами артхаусный кинопродукт из страны победившего постструктурализма. Значит, нужно искать мощный философский подтекст. Нам ведь недаром в начале фильма и в его финале показали звездное небо. Это прямая отсылка к знаменитому высказыванию Канта. Тогда все просто и с операторскими выкрутасами. Прямой намек на не менее знаменитый миф о пещере из главного диалога Платона. Это у нас, если верить Виктору Пелевину, не доверят командование дивизией человеку, который не отличает Канта от Шопенгауэра. В современной Франции тому, кто путает автора «Критики чистого разума» с творцом «Государства», не подпустят даже к пульту осветителя. А тут – фильм про Холокост, метафизику потустороннего и проблемы становления киноиндустрии во Франции накануне Второй мировой войны.