Рецензия на фильм Большая игра от Анна Кравченко 12.01.2018

Рецензия на фильм Большая игра от Анна Кравченко

Molly's Game
Оценка фильма
6 из 10

Слава побежденным!

Голливуд никогда особенно не грешил амбивалентностью морального посыла, который адресуют зрителям его фильмы. С этой точки зрения «Большая игра» режиссера (сценариста) Аарона Соркина способна удивить. Можно ли считать положительной главную героиню этой картины? На каком основании и кто может восхититься ее поступками? Стоит ли приводить в пример эту даму подрастающему поколению?

Молли Блум (Джессика Честейн) с детства готовили к роли олимпийской надежды сборной США по фристайлу. Ее отец Ларри Блум (Кевин Костнер) гонял девочку по горным трасам до полного изнеможения, что в 12 лет привело к операции на позвоночнике. И даже после этого не позволил ей оставить спорт, как настаивали врачи. Но будучи в шаге от попадания на Олимпийские игры, где у нее были неплохие шансы на медали, Молли получает тяжелейшие травмы и прощается мечтами о спортивной карьере. Она отправляется в Лос-Анджелес и со временем становится удачливым организатором игорного бизнеса. В ее покерный клуб устремляются знаменитости: голливудские звезды, продюсеры, спортсмены, бизнесмены. Из рук в руки за ночь переходят сотни тысяч долларов. Молли тоже не остается внакладе. А шальные деньги, как известно, привлекают не самых законопослушных граждан. Как ни пытается Молли оставаться в рамках закона, ей все-таки приходится перейти тонкую грань, за которой ее ожидают мафиози, агенты спецслужб, наркотики.

Как и положено в современной героической саге, главная героиня через тернии бандитских наездов, финансовых неприятностей, наркотической зависимости устремляется не к звездам, а попадает в тенета судебного процесса. Она остается без гроша в кармане, ей грозит немалый реальный тюремный срок, от нее отвернулись знакомые и партнеры. На кого она может надеяться? И тут на жизненном пути Молли возникает опытный адвокат Чарльз Джеффи (Идрис Эльба).

В качестве основы для сценария Соркин избрал книгу реальной Молли Блум, а потому подпольное казино, все связанные с организацией его работы нюансы, показаны убедительно, все это смотрится очень даже неплохо. Вообще история сама по себе выигрышная, почти на уровне «Волка с Уолл-стрит». Действие развивается стремительно, хронометраж модных ныне флешбэков сведен к минимуму, авторы фильма не грешат назидательными нравоучениями и сентиментальными сценами. Единственный эпизод подобного рода, где отец с дочерью окончательно выясняют отношения, сыгран звездной парой Кевин Костнер/Джессика Честейн ярко и убедительно. К диалогам претензий нет. Да это и неудивительно: за плечами Аарона Соркина такой опыт сценарной работы, увенчанный заслуженными наградами, что его герои разговаривают так, как того требует их социальный статус, уровень алкоголя в крови и окружающая обстановка.

Похоже, именно высочайший уровень сценарного мастерства сыграл с Соркиным злую шутку. Пребывая в ипостаси матерого сценариста, он побивает себя самого как начинающего режиссера. Его персонажи не молчат практически ни минуты, они тараторят как из пулемета. Да еще на диалоги героев накладывается непрекращающийся закадровый монолог самой Молли Блум. Признаться, это сильно утомляет уже на двадцатой минуте двухчасовой картины. Иногда создается впечатление, что ты не фильм смотришь, а слушаешь аудиокнигу, проиллюстрированную соответствующим видеорядом. Причем это не художественное произведение, а практическое пособие о том, как построить свой бизнес. И дело не спасает даже добротная игра звезд, приглашенных Соркиным: Идрис Эльба в паре монологов исключительно хорош; о сходстве Джессики Честейн с Джулией Робертс забываешь довольно быстро.

Самые большие претензии к фильму возникают как раз по поводу заключенного в нем морального посыла. Молли Блум получилась настоящей героиней. Она потерпела доблестное поражение с тем энтузиазмом, о котором говорил в свое время процитированный в картине Уинстон Черчилль. С чистой совестью (а заодно и с голым задом, растеряв «кровно заработанные» миллионы), она оказывается на свободе. Чему мы должны аплодировать? Молодая талантливая женщина (отец не даром говорит Молли, что ее ожидал успех на любом поприще) вместо обучения в колледже, соблазнившись легкими деньгами, подрабатывает в казино. Она гордится тем, что довольно долго не нарушала закон. На наркотики подсела тоже не сразу. Молодчина, ничего не скажешь! Но самая большая ее заслуга – она никого не сдает. Готова в тюрьму сесть, но ни один русский мафиози не попадет в руки гуманного американского правосудия, ни один нечистоплотный политик, недобросовестный бизнесмен, неверный муж не пострадает от ее разговорчивости. Откуда у законопослушной белой гражданочки из Колорадо этические установки рэполюбивого пушера из Гарлема? Мы ведь все знаем (не один год американское кино смотрим), что тамошний суд – самый гуманный суд в мире, ангелоподобные агенты ФБР – это вам не упыри из ФСБ. Скорее всего, реальная Молли Блум выгораживала подельников, опасаясь жестких ответных мер со стороны мафии. А Соркин в своей киноверсии подвел благородную основу под прагматичное поведение дамочки, до полусмерти запуганной свирепыми бандюками. Он пытается представить ее суперфеминисткой, пламенным борцом за права женщин в этом жестоком и циничном мужском мире.

Кстати, о бандитах. Русская мафия сегодня снова в тренде. Причем с еврейскими фамилиями. Британский сериал «Макмафия» в связи с этим вызвал протесты аж на дипломатическом уровне. Правда, в «Большой игре» Майк Давыдов, Илья и Алексей Гершины, Шелли Хабиб персонажи почти юмористические, все свои злодейства они оставляют за кадром. А сценка с картиной Моне, которой «русский» собирается рассчитываться в казино, заставит кое-кого вспомнить песню Гребенщикова. Впрочем, Аарону Соркину, наверное, известно правило о том, что еврейские анекдоты безнаказанно разрешается травить только евреям.
3

Все комментарии

Оформить подписку