Рецензия на фильм Красный воробей от Анна Кравченко

Red Sparrow
Оценка фильма
7 из 10

Воробей, который был снегирем

Что может быть лучше добротной киноистории про разведчиков (это наши) и шпионов (не наши)! Только изящная пародия на такие истории. А теперь представьте сразу два в одном. Например, фильм про Джеймса Бонда в архаичном варианте, исполненный в стилистике классического советского мультика «Шпионские страсти». Непростая комбинация, вообразить такое сложно. Тогда лучше посмотрите фильм «Красный воробей» от Френсиса Лоуренса. Получите массу приятных впечатлений. Приколы начинаются с имени главной героини. В российском прокате ее зовут Вероника Егорова (Дженнифер Лоуренс). Но если вы обратите внимание на ее документы, которые фигурируют в фильме, то увидите другое имя: Доминика. Это сразу показывает уровень квалификации людей, которые выдавали себя перед создателями фильма за консультантов по России.

Как и положено будущей шпионке, наша Вероника трудится балериной. Традиции Маты Хари, сами понимаете, ко многому обязывают, плюс возможность показать на экране Большой театр (турагентства, наверное, проплатили джинсу, так же, как и производители водки «Столичная»). Поскольку за кулисами царят самые звериные нравы (стекло в пуантах, добровольно-принудительный секс с Берией), Вероника получает травму, не совместимую с дальнейшей хореографической карьерой. А что происходит в России с примой, лишившейся права выходить на главную балетную сцену? Нет, про растопырки Волочковой на Мальдивах в США еще не знают. Наша Вероника тут же лишается права на служебную квартиру, которую ей предоставлял театр, а также на оплату труда сиделки для ее больной матери. Хоть на панель выходи, в России с отставными балеринами иначе не поступают. Вот Вероника туда и отправляется. Но, поскольку у нее есть дядя Ваня (Матиас Шонарст) Егоров (хорошо, хоть не Гоголь), который служит у генерала Корчного (не Грубозабойщикова, заметьте), ее делают не простой проституткой, а высококвалифицированной и патриотически настроенной. Поскольку Егоров отчетливо напоминает Путина, зритель понимает: это нехороший человек, которого дурная карма до добра точно не доведет. Под руководством «Матроны» (Шарлотта Рэмплинг) создана школа, выпускники которой, так называемые воробьи, приобретают навыки манипулирования людьми с использованием самых продвинутых методик сексуального обольщения. Этим птичкам ампутируют моральные предрассудки, поэтому они способны публично сделать минет практически кому угодно. После завершения патриотически-порнографического образования Вероника получает задание: нужно выудить у шпиона… то есть, конечно, разведчика из ЦРУ Нэйта Нэша (Джоэл Эдгертон) имя крота, который внедрен в руководящую верхушку российской внешней разведки. Нэш человек высокоморальный, он представитель той самой распродемократической цивилизации, где свобода граждан не пустой звук, где людьми просто так не разбрасываются. Практически Бонд, Джеймс Бонд. Только в духе политкорректных времен страшненький и асексуальненький. Так что Веронике приходится полюбить его исключительно за возвышенные принципы и чистую душу. Дальше нам излагают вполне вменяемый шпионский сюжет с вербовками, прослушками, пытками, мордобоем и убийствами.

Фильм, скорее всего без прямого умысла создателей, получился многослойным. Можно смотреть его просто как шпионский триллер. Особых претензий по этому поводу не возникнет: коллизии разработаны вполне профессионально, многие сюжетные ходы станут неожиданностью для зрителя, драки достаточно кровавые. Поэтому можно не заморачиваться и получать удовольствие от неплохой детективной интриги. Так может поступить молодой зритель. А люди постарше имеют шанс получить дополнительный эстетический бонус. Как Генри Форд в анекдоте про автомобильную выставку: сел он в салон советской «Волги» и почувствовал себя на двадцать лет моложе. Так и в случае с «Красным воробьем»: смотрите, люди в Москве до сих пор носят шапки-пирожки! Конечно, мода на них вроде бы возобновилась, но она носит не настолько массовый характер, чтобы ее придерживались секретные агенты, желающие не выделяться в толпе.

Сотрудники российских спецслужб в фильме просто неотличимы от персонажей ранней бондианы: «Матрона» вылитая Роза Клебб. Убийца Семенов (Сергей Онопко) именно такой второстепенный злодей, какими их изображали в годы Холодной войны № 1. Интерьеры школы сексуального шпионажа, одежда и речи ее руководителей – все выполнено в стилистике Третьего рейха. Зато сотрудники ЦРУ прямо плюшевые мишки. Даже допрашивают подозреваемых они исключительно гуманно, с использованием передовых технологий: провода полиграфа, вопросы с ответами да/нет. Ну мы просто умилились и забыли про тюрьму в Гуантанамо. Нужно отдать должное создателям картины: русские в «Красном воробье» тоже не чужды техническому прогрессу. Они очень изобретательно применяют агрегат для снятия кожи в чисто познавательных целях. Хотя для скорости могут и просто по морде врезать. Правда, в том, что касается использования продвинутых шпионских технологий, создатели картины допустили фантастический ляп. Агент ЦРУ для дешифровки присланного ему сообщения использует скиталу, которую придумали задолго до нашей эры в Спарте. На всякий случай: компьютеры в Древней Греции еще не изобрели.

Если действие происходит в Москве, монтажеры используют цветовой фильтр под сепию. Все получается так архаично: дескать, вот как живут люди в эпоху нижнего тоталитолита. А если вдруг мы оказываемся в Лондоне: там все чисто и светло. Создается впечатление, что авторы картины вытащили из пропыленных запасников все инструменты, которые Голливуд использовал для идеологической обработки населения в эпоху противостояния США – СССР. Консультанты картины даже вспомнили, что человек, привыкший курить папиросы, будет рефлекторно постукивать фильтром сигареты о портсигар. Так, наверное, привыкли разоблачать советских нелегалов в допотопные времена полковника Абеля.

И это не может не радовать. Оказывается, с креативом у наших западных партнеров сегодня большие проблемы, они вынуждены использовать те же приемы, которые применялись еще полвека назад. Сохранившие память граждане преклонного возраста смогут это оценить. А молодому зрителю невредно будет в наглядной и доступной форме понять: они именно такими нас видят, именно так к нам относятся. Кстати, что касается воробьев, то у нашего зрителя могут возникнуть совсем другие ассоциации. Не про шпионок с крепким телом, а про изобретательную княгиню Ольгу, воспламенившую Искоростень. Так что красный воробей для русского человека – или такая огнеопасная птичка, или вообще снегирь.
0

Все комментарии

Оформить подписку