Назад

Фильм Побег из Алькатраса

Escape from Alcatraz
Развернуть трейлер

7,1

Рейтинг показывает сильные стороны фильма

Об ivi.рейтинге
КиноПоиск 7,6
7,1
недостаточно данных для вывода расширенного рейтинга
Подробнее об ivi.рейтинге
КиноПоиск 7,6
недостаточно данных для вывода расширенного рейтинга
Языки
Русский, Английский
Субтитры
Русский
Максимальное качество

Фактическое качество воспроизведения будет зависеть от возможностей  устройства и ограничений правообладателя

Сюжет

Осторожно, спойлеры

В начале 1960 года Фрэнк Моррис (Клинт Иствуд), заключенный с исключительным IQ, который смог сбежать из других тюремных учреждений, прибывает в тюрьму строгого режима на острове Алькатрас. Вскоре после прибытия его вызывают в офис надзирателя (Патрик МакГухан), который кратко сообщает ему, что Алькатрас уникальное место в тюремной системе США благодаря своему чрезвычайно высокому уровню безопасности и что ни один заключенный не смог и никогда не сможет отсюда сбежать. Во время разговора надзиратель не замечает, что Моррис крадёт одни из кусачек, лежащих на столе.

В течение следующих нескольких дней Моррис знакомится с несколькими заключенными, включая эксцентричного «Литмуса» (Фрэнка Ронцио), который любит десерты, «Англичанина» (Пол Бенджамин), чёрного заключенного, отбывающего два пожизненных заключения за убийство двух белых мужчин в целях самообороны. и пожилого «Дока» (Робертс Блоссом), который рисует портреты и когда-то выращивал хризантемы в Алькатрасе. Моррис также становится врагом насильника по имени Вольф (Брюс М. Фишер), который пытается изводить его в душе, а затем нападает на него в тюремном дворе с ножом. Обоих мужчин помещают в «дыры», так в Алькатрасе называются одиночные камеры. Спустя какое-то время Морриса освобождают, а Вольф остаётся в камере. Когда надзиратель обнаруживает, что Док нарисовал неуклюжую карикатуру на него и других полицейских на самом острове, он навсегда лишает Дока привилегий рисовать. В ответ подавленный Док отрубает свои пальцы топором из тюремной мастерской.

Позже Моррис встречает братьев-грабителей Джона и Кларенса Англина (Фред Уорд и Джек Тибо), которые являются его старыми друзьями по другому тюремному сроку, также он знакомится с заключенным Чарли Батсом (Ларри Ханкин). Моррис замечает, что бетон вокруг решетки в его камере размок и его можно отколоть, что превращается в настоящий план побега. В течение следующих нескольких месяцев Моррис, братья Англин и Батс копаются в стенах своих камер с помощью ложек (которые были переделаны в самодельные лопаты), делают манекены из папье-маше в качестве приманок и строят плот из плащей.

Позже, во время еды, Моррис кладёт хризантему на стол в честь Дока, но надзиратель останавливается и раздавливает её ботинком. Литмус переносит сердечный приступ, что приводит его к смерти. Позже надзиратель просит прибрать камеру Морриса и не находит ничего необычного в ней. Однако он издает приказ о переводе Морриса в другую камеру как можно скорее. Вольфа освобождают из одиночного заключения, и он готовится снова напасть Морриса, но «Англичанин» мешает ему. Вместе со своей бандой они избивают Вольфа.

Этой же ночью заключенные решают совершить побег. Моррис, Англины и Батс планируют встретиться в коридоре и сбежать. Батс теряет самообладание и у него не получается встретиться с товарищами. Позже он меняет своё мнение на счёт плана побега, но становится слишком поздно и Батс возвращается в свою камеру, где он скорбит над упущенной возможностью сбежать. Неся в руках брезентовый самодельный плот, Моррис и Англины выходят на крышу и прячутся от прожекторов. С крыши они спускаются по стене здания во двор тюрьмы, перелезают через забор из колючей проволоки и пробиваются к береговой линии острова, где надувают плот с помошью насоса, сделанного из гармошки Морриса. Трое мужчин сбегают из Алькатраса, частично погрузившись в воду, цепляясь за плот и используя свои ноги в качестве вёсел.

На следующее утро обнаруживается факт побега и начинаются массовые поиски сбежавших заключённых. Куски плащевого материала, в том числе личные вещи троицы, обнаруживаются в бухте. При поиске на острове Ангел, надзиратель упорно настаивает на том, что личные вещи заключённых это очень важная улика. Он предполагает, что, если вещи есть на другом берегу, вероятнее всего троица заключённых погибла в водах залива. Однако другой охранник сомневается, предполагая, что осужденные избавились от вещей именно под предлогом, что они утонули. Помощник надзирателя информирует начальника тюрьмы о том, что он был вызван в Вашингтон, чтобы встретиться со своим начальством, с перспективой принять досрочную отставку за неспособность предотвратить побег. В конце фильма начальник тюрьмы находит на одном из камней Острова Ангела хризантему и говорит, что на этом острове ничего не растёт, что даёт надежду на то, что Фрэнку Моррису вместе с Джоном и Кларенсом Англин всё же удалось выбраться из Алькатраса живыми.

Знаете ли вы, что

  • Дубль с опасным побегом через стену тюрьмы с последующим прыжком героев в воду был выполнен без дублеров. Этот трюк был выполнен Клинтом Иствудом, Фредом Уордом и Джеком Тибо лично. Режиссёр Дон Сигел дважды думал во время съёмок этой сцены, что потерял своих актёров в пучине холодных вод залива Сан Пабло.
  • Во время съёмок картины туристов по-прежнему пускали на остров, и каждые полчаса приходило новое судно. Со временем туристы настолько сильно начали отвлекать съёмочную группу, что съёмки пришлось перенести по большей части на ночное время.
  • Менее чем через год после реальных событий, изображенных в фильме, тюрьма была закрыта. Побег произошел 11 июня 1962 года, а тюрьма закрылась 21 марта 1963 года. Поскольку содержание в тюрьме обходилось намного дороже, чем в других тюрьмах (почти десять долларов на заключенного в день, в отличие от трёх долларов на заключенного в день, например, в Атланте). Вдобавок постоянные приливы солёной воды сильно разрушили здания, генеральный прокурор Роберт Ф. Кеннеди приказал закрыть тюрьму 21 марта 1963 года.
  • Клинт Иствуд однажды сказал о своём персонаже Фрэнке Моррисе: «Моррис был парнем затворнического типа. У него не было образования, но, согласно тюремным записям, его IQ составлял 133. Он мог бы добиться успеха в жизни, если бы направил свои занятия в другую сторону».
  • Дезориентация Морриса (Клинта Иствуда) после освобождения из одиночного заключения основана на реальном поведении заключенного. Один бывший заключённый, который сидел в Алькатрасе, как-то сказал о времени, проведённом в одиночной камере: «После выходишь уже чем-то меньшим, чем человек».
  • Дебют в кино для Дэнни Гловера в роли одного из заключенных. Он играет заключенного, с которым Фрэнк впервые сталкивается при доставке книг.
  • «History Chanel», снимая документальный фильм в 2015 году, получил фотографии из семьи братьев Англин, предположительно снятые где-то в 1975 году, где-то в Южной Америке. Эксперты по распознаванию лиц подтверждают, что фотографии являются подлинными, подтверждая, что по крайней мере братья Англины пережили побег. По состоянию на 2018 год они всё ещё считаются живыми.
  • Надзиратель, которого никогда не называют во время фильма, в какой-то момент ссылается на своих «предшественников, надзирателей Джонстона и Блэквелла». Надзиратель Блэквелл был настоящим надзирателем во время побега Фрэнка Ли Морриса.
  • Интонация английского языка (в исполнении Пола Бенджамина) основана на интонации пленника Алькатраса Кларенсе Карнесе. В реальной жизни Карнес был темнокожим индейцем Чокто, а не чернокожим.
  • Для имитации дождя в начальной сцене была доставлена с Большой Земли на лодке пресная вода. Солёная вода из залива могла повредить дорогое съёмочное оборудование.
  • Режиссёр Дон Сигел ранее посещал Алькатрас, когда он ещё работал над другой картиной. Он приезжал чтобы провести исследование для своего фильма «Бунт в тюремном блоке № 11» (1954).
  • Один из самых популярных вопросов, которые получают гиды из тюрьмы Алькатрас после того, как произошла премьера картины «Где камера была Клинта Иствуда?»
  • Клинт Иствуд согласился играть главную роль до тех пор, пока Дон Сигел будет работать в компании Иствуда «Malpaso». Сигел оговорил в договоре, что картина будет «Фильмом комапании Siegel». Вдобавок Сигел выкупил права на фильм за сто тысяч долларов. Утверждается, что после этого между давними друзьями Иствудом и Сигелем аозникли разногласия. Последний позволил фильму быть частью, как компании «Malpaso», так и «Siegel», но в итоге забрал фильм на конкурирующую студию «Paramount Pictures» (Иствуд к тому времени был приписан к киностудии «Warner Brothers»). Таким образом, хотя конфликт между Иствудом и Сигелем был урегулирован, этот фильм стал пятым и последним сотрудничеством между друзьями.
  • Сценарист Ричард Таггл потратил шесть месяцев на изучение и написание сценария фильма. Тагл отправился в «Гильдию писателей» и получил список литературных агентов, которым он отсылал свои рукописи, но все ему отказали. Затем Тагл связался с агентом Дона Сигела, якобы сообщив ему, что он встретил его на вечеринке и Сигел заинтересовался сценарием. Сигел прочитал сценарий и передал Иствуду. Реклама этой картины сообщила, что покупка сценария этого фильма была одной из самых быстрых сделок, когда-либо заключенных для первого сценария фильма. Позже Таггл снялся в фильме Клинта Иствуда «Петля» (1984).
  • Лодка, доставлявшая Морриса в Алькатрас в начале фильма («Надзиратель Джонстон», названный в честь первого надзирателя Алькатраса), фактически использовалась для перевозки заключенных в Алькатрас и из него, и не была макетом. Лодка была построена заключенными на острове Макнил в Вашингтоне для этой конкретной цели и использовалась в течение большей части времени, когда Алькатрас служил в качестве тюрьмы. Создатели фильма позаимствовали «Джонстона» у команды «Морской разведчик», которая в то время управляла ею («Морской разведывательный корабль № 145», базирующийся в Редвуд-Сити, Калифорния). Гэри Уоррен, который указан в титрах в качестве охранника, на самом деле был оператором лодки, а также был в то время лидером разведывательной команды.
  • Этот фильм был выпущен через шестнадцать лет после того, как вышла одноименная книга Дж. Кэмпбелла Брюса. В 1966 году Дон Сигел написал небольшой рассказ под названием «Скала», основанный на этой книге.
  • Посетителям острова Алькатрас может быть интересно посмотреть на реальные камеры, в которых жили настоящие заключенные, изображенные здесь Клинтом Иствудом (Фрэнк Ли Моррис), Фредом Уордом (Джон Уильям Англин) и Джеком Тибо (брат Джона Кларенс Англин). Их камеры № 138, № 140 и № 144 соответственно расположены в блоке Б («Мичиган-авеню») вдоль нижнего ряда. Клетки, используемые в фильме, однако, расположены в блоке C, средние камеры на стороне «Бродвея» вдоль нижнего ряда.
  • Это был не первый фильм Клинта Иствуда, снятый в Алькатрасе, так как это место уже использовалось для картины «Подкрепление» (1976).
  • «Paramount Pictures» пришлось потратить довольно большую сумму денег на содержание, ремонт и переоборудование в тюрьме. Сумма составила около полумиллиона долларов. Для восстановления тюрьмы до её состояния 1963 года потребовалось немало затрат и усилий. Потребовалось пятнадцать миль кабеля, чтобы заново подключить остров к электричеству города, причём большая часть проводки подверглась коррозии. Многие улучшения были сохранены после фильма. Для съёмки на стены наносили водорастворимую, отслаивающуюся краску и другие временные камуфляжи поверх картин и граффити, нарисованных индейцами. После съёмки краску нужно было аккуратно удалить, чтобы граффити и рисунки коренных американцев можно было визуально восстановить.
  • Актёрский состав и съёмочная группа отметили, что производство этого фильма было особенно резким и неприятным из-за окружающей среды и ограничений съёмки. Погода часто была дождливой, ветреной и суровой. Актёрам и съёмочной группе приходилось терпеть сильный мороз без какого-либо источника тепла. Кроме того, роль Алькатраса как национально-исторического объекта и главной туристической достопримечательности требовала от кинематографистов быть осторожными, чтобы не повредить это место.
  • Реплика охранника, «Алькатрас был построен, чтобы хранить все тухлые яйца в одной корзине», напоминает реплику в фильме Джона Стёрджеса «Большой побег» (1963). Командующий Фон Люгер также заявляет в картине: «По сути, мы положили все наши тухлые яйца в одну корзину».
  • Со слов Дона Сигеля, у съёмочной группы были некоторые проблемы с членами комиссии по паркам и рекреации, которая управляла Алькатрасом, и которая в основном состояла из женщин. Они спорили о том, что каждые полчаса были туристы, и поэтому снимать было невозможно. Но, по словам Сигеля, только обаяние Клинта Иствуда к женщинам сделало возможным съёмочный процесс. Но съёмочная группа в конце концов признала, что присутствие туристов было настоящей проблемой для съёмок, туристы громко кричали во время съёмок из-за присутствия Иствуда. Иствуд же, чтобы успокоить людей, обещал, что после дублей поговорит с каждым и раздаст автографы.
  • Первая главная роль для Фреда Уорда, после появления в серии небольших ролей.
  • Стеклоочистители на двух передних окнах на лодке в начале фильма были установлены специально для этой сцены. Первоначально у двух передних окон были решетки, идущие вертикально вниз по центру, как и многие другие окна, окружающие рулевую рубку.
  • Это был первый фильм Клинта Иствуда с «Paramount Pictures» со времен «Золото Калифорнии» (1969). Первоначально он заявил, что никогда больше не будет работать в студии, после того, что он посчитал невероятно расточительным и дорогим идею съёмки мюзикла в антураже времён ковбоев. Он также сказал, что его опыт, связанный с провалом кассовых сборов в 1969 году, вдохновил его на создание собственной производственной компании, чтобы избежать бюрократии и политики крупных студий.
  • В течение ряда лет считалось, что спасательный плот заключенных так и не был найден, что, по-видимому, указывает на то, что он никогда не достиг пункта назначения на острове Ангела. Тем не менее, документальный фильм на «History Chanel» представил два недавно обнаруженных документа ФБР, телетайп и внутренний меморандум, в которых говорится, что плот был одним из предметов, найденных на острове Ангела. Оба документа были созданы в первые несколько дней после побега следственной группой ФБР. На противоположной стороне острова стояли гражданские катера. Заключенные могли легко добраться до материка на одной из этих лодок.
  • По словам Дона Сигела в его биографии, он настаивал на том, чтобы сценарий не уделял слишком много внимания Моррису (Клинту Иствуду), так что у аудитории может быть больше возможностей, чтобы дать волю своему воображению.
  • «Скала» - это общее прозвище Алькатраса, как в реальной жизни, так и в популярной культуре. Термин используется в этой картине и в других фильмах, таких как «Скала» (1996), где это прозвище также является названием фильма.
  • В эпизоде «Секреты мертвых» PBS в 2016 году 3 голландских учёных, используя данные о приливных потоках, пытались воссоздать попытку побега. Создав точные копии плота и вёсел, учёные пытались найти залив Хорсшу, который они считали более реалистичным местом посадки заключённых. У учёных ничего не вышло. Их плот затонул.
  • В 1994 году в фильме «Голый пистолет 33 1/3» (1994), Фред Уорд, который играл Джона Англина в «Побеге из Алькатраса» (1979) сыграл персонажа, сидящего в тюремной камере.
  • Это будет последний фильм Клинта Иствуда, снятый другой студией («Paramount Pictures»), отличной от его обычного сотрудника «Warner Bros», в течение 14 лет до выхода «На линии огня» (1993), который был снят «Columbia Pictures» и «Castle Rock Entertainment».
  • Камео в фильме. Фриц Мейнс - постоянный партнёр Клинта Иствуда в качестве заключенного тюрьмы. Появление было одним из семи, которые Мэнс сделал в фильмах Иствуда в целом.
  • Дон Сигел, режиссёр картины, играет неаккредитованного тюремного врача.
  • Как упоминается в истории тюрьмы, а также в сценарии фильма, в течение двадцати девяти лет было всего четырнадцать попыток побега из Алькатраса. Из тридцати девяти вовлеченных мужчин двадцать шесть были взяты в плен, семеро были застрелены, трое утонули, и о трёх больше никогда не слышали. Этот фильм основан на побеге и исчезновении последнего из этих трёх.
  • Персонаж Чарли Баттса (которого играет Ларри Ханкин) основан на пленнике Аллене Уэсте, который также участвовал в попытке побега 1962 года с Фрэнком Ли Моррисом и братьями Англин. Однако в реальной жизни Уэст не замерз и решил остаться позади (как это делает Баттс в фильме). В ночь попытки побега Уэст попытался выйти из своей камеры через дыру, которую он вырыл в решетке вентилятора в стенке камеры, но обнаружил, что металлическая решетка блокирует его путь. Трое других заключенных были вынуждены покинуть Уэста, когда они бежали с острова.
  • Инцидент, в ходе которого Док отрубил несколько пальцев топором, был основан на фактическом инциденте, произошедшем в 1937 году. Заключенный Руф Персфал, обезумевший от того, что тогда было политикой строгого молчания, отрезал четыре пальца топором, чтобы попытаться перевестись из Алькатраса на Большую Землю.
  • Эпизод телевизионного шоу «Mythbusters», «Разрушители легенд: Побег из Алькатраса / Duck Quack / Stud Finder» (2003), доказал, что метод побега теоретически возможен. Они воссоздали весь побег вплоть до использования тех же материалов, к которым имели доступ заключённые. Они даже использовали тот же тип плащей, из которых была изготовлена лодка. Самодельный плот, созданный и управляемый командой «MythBusters», действительно достиг берега, но на мысе Марин, вместо острова Ангела.
  • Утверждается, что во время фактического побега 1962 года Фрэнк Ли Моррис и братья Англин были подхвачены моторной лодкой во время плавания. В записях Береговой охраны говорится, что моторная лодка без ходовых огней покинула «Золотые ворота» в ночь побега. Кроме того, через несколько месяцев после побега один из охранников в клеточном блоке братьев Англин предположительно получил открытку из Бразилии. Однако этот сценарий побега очень маловероятен. Как показано в фильме, когда заключенные принимали посетителей в Алькатрасе, тюремные охранники слушали разговоры заключенных и посетителей, чтобы не допустить обсуждения попыток побега. Вся почта заключённых прочитывалась и подвергалась цензуре, прежде чем отправлялась из тюрьмы. Поэтому для Морриса и братьев Англин было бы почти невозможно организовать подход моторной лодки в заливе. Охрана бы узнала об этом плане раньше, чем это бы поняли сами заключённые. Через неделю после побега в 1962 году морской корабль, заходивший в Сан-Франциско, заметил мёртвое тело, пл
  • авающее в Тихом океане в тюремной форме Алькатраса. Вполне вероятно, что ни один из трёх беглецов не пережил попытку побега.
  • Заключительный эпилог после титров в фильме: «Был проведён масштабный поиск живыми или мёртвыми Фрэнка Морриса, Джона и Кларенса Англина. Правоохранительные органы были уверены, что найдут тела. На деле тела никогда не были найдены. Тюрьма «Алькатрас» была закрыта чуть меньше, чем через год после попытки возможно самого авантюрного побега в истории».
  • Ошибки в фильме

  • Когда Фрэнк Моррис проводит контрабандой металлический клин через детектор, к петле детектора подключается осциллограф, который не был изобретён до 1970-х годов. Действие фильма происходит в начале 1960-х.
  • Башня «Маунт Сутро» (начата в 1971 году и завершена в 1972 году) изображена в открывающей сцене фильма, в то же время текст на экране указывает, что сюжет разворачивается в 1960 году.
  • Во время поездки на лодке в тюрьму из Сан-Франциско можно увидеть радар, вращающийся на вершине лодки. Этот тип радиолокационного транспондера не был разработан до середины 1970-х годов.
  • Лодка береговой охраны, ищущая спасателей, имеет красную диагональную полосу, нарисованную на корпусе возле носа. Эта полоса не была принята береговой охраной до 1967 года. Действие фильма происходит в начале 1960-х годов.
  • Заключенные сидят в длинной столовой в ряд по много человек. Однако за некоторое время до побега на кадрах в столовой заключённые сидели по четыре человека за столом.
  • В своем вступительном монологе Уорден Мэдиган упоминает «Джонстона и Блэкуэлла» своего предшественника, хотя на самом деле ему следовало сказать: «Джонстон и Свопе». Действие фильма происходит в 1960 году, а Олин Дж. Блэквелл не был надзирателем до 1961 года.
  • В кабинете надзирателя, когда надзиратель проводит инструктаж Морриса, камера отодвигается, и мы случайно обнаруживаем большую дыру в потолке офиса.
  • Когда Моррис встречает начальника тюрьмы по прибытии, тот заявляет, что заключенным не выпускаются газеты или журналы с новостями. Однако позже библиотечные обязанности Морриса включали в себя выпуск журналов «The Saturday Evening Post» и «Ebony», публикаций, содержащих новости в каждом выпуске.
  • В своем вступительном монологе надзиратель упоминает своих предшественников, включая предыдущего надзирателя по имени Джонсон. Предположительно он ссылается на Джеймса А. Джонстона (обратите внимание на букву «Т» в его фамилии, которую не произносит надзиратель), который был первым надзирателем Алькатраса, председательствовавшим на его открытии в 1934 году и ушедшем в отставку в 1948 году.
  • В некоторых сценах кровать Фрэнка Морриса находится на правой стороне камеры, а в других – на левой стороне.
  • В сцене в кафетерии после «несчастного случая» Дока на подносе Фрэнка с едой лежит целая картофелина. Через мгновение она лежит уже, разделанная по кусочкам.
  • Когда Вольф идёт к Фрэнку Моррису с ножом во дворе, во время сцены боя можно заметить, что шляпа Вольфа таинственно исчезает с его головы, а затем снова появляется.
  • Когда на брифинге Моррис опускает обе свои кусачки для ногтей в специальное блюдо – кусачки закрыты. На следующем кадре, когда мы видим блюдо снова после того, как Моррис выбросил первые кусачки, вторые кусачки оказываются раскрытыми.
  • Когда Док рисует во дворе тюрьмы, пятна мокрой краски на левой стороне холста меняются. Док и Фрэнк разговаривают друг с другом - кадры, показывающие Фрэнка, по большей части не показывают холст, в то время как кадры, показывающие Дока во время диалога, показывают. Мокрые пятна увеличиваются и уменьшаются в размере и количестве при каждом новом показе холста.
  • В начале, когда Фрэнка Морриса сопровождают через Алькатрас, мы видим его сзади голым. Мы также видим, как его сопровождают охранники из камеры, и очень кратко, вы можете заметить, что на Фрэнке надето белое полотенце вокруг его бёдер. На следующем кадре мы снова видим его полностью голым. Наконец, когда его сажают в камеру, на нём снова надето полотенце.
  • Когда Фрэнк и Вольф попадают в блок D, камеры 11 и 12 открыты. Вольфа бросают в камеру 11, а Фрэнка помещают в камеру 12. Когда охранник подходит к Фрэнку, он всё ещё находится в камере 12. Но, когда они приходят, чтобы перевести Фрэнка из блока D, он находится в камере 11.
  • Моррис и Англины надувают свой плот ртом. В действительности они превратили небольшую концертину (вид гармошки) в импровизированный насос, который они использовали, чтобы надуть плот.
  • Фрэнк Моррис высовывает зеркало из своей камеры, чтобы посмотреть месторасположение охранника, но угол, под которым он держит зеркало, выгоден только для удачного кадра, а не для самого Морриса. Моррис может смотреть только в заднюю часть зеркала.
  • В последней сцене, когда надзиратель осматривает остров Ангела (после побега) на снимке Сан-Франциско с острова Ангела, вы можете увидеть «Трансамериканскую пирамиду», здание, построенное в конце 1960-х годов.
  • Когда надзиратель замечает цветок в конце фильма, цветок находится очень близко к воде. Однако, когда надзиратель поднимает цветок, мы видим, что у него есть достаточно места, чтобы сесть на сухом песке.
  • Положение руки надзирателя, когда он держит цветок в последней сцене меняется.
  • Когда Док отрубает пальцы, краткий крупный план на отрубленной руке и пальцах показывает, что пальцы искусственные. На них даже нет ногтей.
  • Оформить подписку