Назад

Фильм Побег из Претории

Escape from Pretoria
Развернуть трейлер
Поделиться
8,0
рейтинг ivi
режиссура
сюжет
зрелищность
актёры

Реальная история борцов с расизмом из ЮАР Тима Дженкина и Стивена Ли. В 1970-е годы они попали в огромную Центральную тюрьму Претории и вместе с другими заключёнными спланировали невероятный побег.

ЮАР, 1970-е годы. В стране установлен режим апартеида – господства белокожего меньшинства над темнокожим большинством населения. Несмотря на численное превосходство, темнокожие граждане ЮАР лишены всех основных прав: они не могут голосовать, получать достойное медицинское обслуживание и образование. Прогрессивные иностранные государства осуждают такое положение дел, но власти ЮАР продолжают вести дискриминационную политику.

Чтобы бороться с апартеидом, гражданские активисты создают Африканский Национальный Конгресс. Лучшие друзья Тим Дженкин и Стивен Ли – белые участники АНК, которые попадаются на распространении агитационных листовок. За принадлежность к запрещённой организации их отправляют в тюрьму Претории на 12 и 8 лет. Не желая отбывать наказание и считая себя политическими заключёнными, Дженкин и Ли придумывают дерзкий план выхода на свободу…

Удастся ли героям перехитрить систему и спастись? Приглашаем поклонников увлекательных триллеров посмотреть онлайн фильм «Побег из Претории», главные роли в котором сыграли талантливые Дэниэл Рэдклифф и Даниэль Уэббер.

Языки
Русский
Доступные качества

Фактическое качество воспроизведения будет зависеть от возможностей  устройства и ограничений правообладателя

HD, 1080, 720

Сюжет

Осторожно, спойлеры

Закадровый голос Тима Дженкина. В 1973 году ЮАР полыхала в огне, полиция отстреливала негров как кроликов. А кто-то в этом время нежился на пляже с пинаколадой. Действовал режим апартеида, царила ужасная сегрегация. Мы со Стивеном Ли тогда окончили университет и присоединились к АНК, вступили в борьбу на ее стороне. Самым радикальным, можно сказать, взрывным способом.

Тим и Стивен размещают в людных местах сумки. Они взрываются и разбрасывают пачки листовок.

Тим: мы присоединились к африканцам и азиатам в их борьбе с апартеидом. Но цена оказалась выше, чем мы только могли себе представить.

Тима и Стивена задерживают, идет судебный процесс. Тим выходит в туалет. К нему приходит его чернокожая девушка Дафна. Она говорит, что Тиму надо бежать. Тебе дадут не меньше 12 лет. Тим: я все равно не стану унижаться перед этим фашистским судьей. Дафна протягивает Тиму деньги, целует его и убегает. Тим, сидя на унитазе, засовывает в задний проход футляр из-под сигары, куда спрятаны деньги.

Кейптаун, 1978 год. Выступление судьи. Подсудимые изготовили 17 устройств для 26 подрывов. Они из хороших семей. Отец одного – известный фармаколог. Отец другого – кандидат наук. Страна их взрастила, а они ее предали. Так вот они решили ей отплатить. И вот цена вашей измены. Тим Дженкин, исполнитель и организатор – до 12 лет тюрьмы. Стивен Ли, пособник – до 8 лет тюрьмы. Место отбывания наказания – тюрьма для белых мужчин, политических преступников в Претории.

Осужденные в ожидании конвоя. Стивен выпрыгивает из окна, к нему подбегает охранник, избивает ногами.

Тима и Стивена везут в автозаке. Они закованы в кандалы.

Тима и Стивена привозят в тюрьму. С ними разговаривает капитан, начальник тюрьмы: что, белый Мандела к нам прибыл? Зачитайте им правила поведения.

Посещения раз в год. В камерах – идеальная чистота, все сексуальные отношения запрещена. По камерам!

Тима и Стивена разводят по камерам. Подъем в пять, отбой в 11, завтрак в 7-30. И полная тишина!

День 1.

Тим и Стивен приходят в столовую. Они подсаживаются за столик к Дэнису Голдбергу. Он объясняет новичкам, что заключенные в синих рубашках – уголовники. Охранник избивает дубинкой негра, который развозит на тележке кастрюли, за то, что тот пролил суп. Охранник веселится, говорит, что негра теперь зовут Кастрюль.

Заключенные на прогулке. Голдберг говорит Тиму: по тому, как ты бежишь, сразу понятно, что у тебя в теле контрабанда. Тим признается: сигарная труба, там 360 баксов. Голдберг рассказывает, что один заключенный не смог извлечь из прямой кишки такую торпеду, пока та не сгнила. Началось заражение. Ты лучше отдай это мне, у меня имеется тайник. Голдберг говорит: туннели тут рыть бесполезно, все равно выйдешь в тюрьме. Только вот за этой стеной город. Стены высотой в шесть метров, поверху колючка, везде прожектора и вооруженная охрана.

К Тиму и Стивену подходит заключенный (Леонард Фонтейн), он говорит про Голдберга: вы его не слушайте, он постоянно про побег говорит, но и только. Одни побег планируют, другие пробуют. Но никто еще отсюда не сбегал. Тим: все когда-нибудь делается впервые.

Закадровый голос Тима: в каждой тюрьме имеются свои авторитеты. Среди политических нашей тюрьмы таким был Голдберг. Он получил пожизненное за четыре попытки устроить революцию. Его судили вместе с Манделой. Здесь он – король.

День 23.

Закадровый голос Тима. Много ночей я смотрю на замок. Мне в голову приходит 100 идей. Потом – еще 100. И тут меня осенило. Главное – знать нужное. А потом от него идти в обратном направлении.

Тим вставляет в замочную скважину карандаш и кусок бумаги, двигает их в разных направлениях, извлекает из скважины, внимательно изучает.

Тим в душе разговаривает с Фонтейном. Что? Ключ из дерева? Он же сломается. Тим: не сломается, если резать против текстуры. А где мы возьмем дерево? В мастерской.

Фонтейн предлагает Тиму внимательно изучить форму бородки ключа, висящего на поясе охранника. Он устраивает потасовку в столовой, охранник подходит к столику, чтобы усмирить буяна. Тим внимательно рассматривает ключи на его поясе.

В камере Тим рисует на листе бумаги по памяти бородку ключа.

День 74.

Тим в мастерской трудится над изготовлением деревянного ключа. После завершения смены заключенные выливают из своих термосов в раковину остатки кофе. Тим засовывает заготовки ключей в термос, сверху кладет тряпки, потом наливает туда кофе. Он выливает кофе из термоса на глазах охранника.

Тим вытачивает ключ и отпирает ночью внутреннюю дверь своей камеры. За ней еще одна железная дверь, которая запирается только снаружи. Он говорит Фонтейну, что теперь займется ключом от наружной двери. Фонтейн: это просто безумие, но мне это нравится.

День 100.

Заключенные моют пол в коридоре. Тим пробует отпереть наружную дверь одной из камер деревянным ключом. Ключ ломается в скважине. Слышны шаги охранника, который приближается к коридору. Тим лихорадочно пробует извлечь кусок ключа из скважины. В конце концов это у него получается, но язычок замка вернуть в первоначальное положение не удается.

Охранник внимательно осматривает замок, вставляет в него ключ и запирает камеру.

Свидание с родными. Фонтейну сын говорит, что в школе его называют ублюдком из-за отца. Я подрался. А мама сказала, что, когда ты выйдешь, у меня уже будет расти борода, мне исполнится 23 года. Фонтейн: я так долго здесь сидеть не собираюсь. Мать говорит Фонтейну, что его жене снова не дали разрешение на свидание. Она уехала в Бордо. Слишком темпераментные разговоры Фонтейна привлекают внимание охранника. Он в грубой форме досрочно завершает свидание, выгоняет родственников Фонтейна. С заключенным начинается истерика. Его уводят в камеру.

День 142.

Тим спрашивает Фонтейна: как сын? Супер. Фонтейн отходит в сторону. Тим говорит Стивену: видимо, свидание у него не задалось. А как твой отец? Стивен: болен. Пора валить отсюда.

Тим, Стивен и Фонтейн в камере Тима обсуждают способы, которые позволят отпереть наружную дверь камеры. Фонтейн предлагает задействовать воздушного змея с ниткой, которую нужно протянуть сквозь скважину двери. Но как же можно дистанционно повернуть ключ. Тим внимательно смотрит на швабру, при помощи которой он имитирует уборку камеры. Есть идея.

Тим изготавливает устройство для дистанционного поворота ключа, которое он размещает на конце древка от швабры. Он высовывает устройство из камеры через решетку, отделяющую камеру от коридора. Тим вставляет ключ в скважину, пытается его там повернуть. Ничего не получается. Тим вытаскивает ключ из скважины, втаскивает его снова в камеру, подтачивает бородку, делает новую попытку. Ключ падает на пол в коридоре. Приближается время обхода. Тим приклеивает к концу древка кусочек жевательной резинки и с третьей попытки прилепляет к ней ключ, убирает его в камеру.

Утром Тим рассказывает товарищам: всю ночь не спал, но сумел отпереть обе двери в камеру.

Тим работает на огороде. Он зарывает в землю банку, в которой хранятся ключи от камеры.

Тим разговаривает с Голдбергом. Тот говорит: если вас поймают, то в лучшем случае дадут 25 лет. А в худшем вы получите пулю в голову. К нам перевели стрелка из Йоханнесбурга – говорят, он настоящий псих. Тим: так помогите нам!

Ночью Тим снова выходит из своей камеры.

Заключенные обсуждают перспективы побега: надо ведь еще одежду добыть. И куда нам идти на воле? Надо добираться до Мозамбика, а оттуда в Танзанию. Фонтейн говорит, что у него закончилось терпение: раз в год свидание, и то полчаса не дают пообщаться с родными.

День 206.

Голос Тима. В тюрьме все постоянно меняется, хотя внешне здесь царит рутина. Ты находишь трещины в броне и постепенно их расширяешь.

Охранники говорят, что сегодня очередь Голдберга убирать помещение кинозала. Ему вручают ключи, который тот отдает Тиму для снятия слепка.

День 296.

Охранник приносит Тиму новые очки и сообщает: твой друг Кастрюль, вчера был казнен. Два раза петлю пришлось затягивать. Хоть он и был бандит, государство обеспечило ему бесплатные похороны.

Тим выходит ночью из камеры, отпирает дверь коридора. Он проникает в кладовку возле кинозала и обнаруживает там коробки, в которых хранится цивильная одежда заключенных.

Утром Тим не слышит звонка и просыпает побудку, из-за чего получает выволочку от капитана. Раз не слышишь звонка на побудку – будем считать, что сегодня ты не услышишь сигнал к обеду и ужину.

Охранники устраивают шмон. Из камеры Фонтейна выбрасывают рисунки его сына. С Фонтейном истерика, его вынуждены держать двое охранников.

Капитан осматривает камеру Тима. Он видит семейные фотографии, потом замечает на полу деревянную бородку от ключа. Что это? Держалка для фотографии. Капитан: дурацкое изобретение!

Голос Тима. Я прятал эмоции так глубоко, как только мог. Но они рвались наружу. Ночные панические атаки делались все сильнее. И вся тюрьма стала для нас тайником. Все это благодаря моим ключам.

День 404.

Заключенные спорят о целесообразности побега. Тим говорит, что он изготовил уже 39 ключей от 15 дверей. Сейчас как раз ставят новую вышку для стрелков. Нужно уходить в Мозамбик. Голдберг говорит, что бегство из тюрьмы – это настоящее дезертирство. Именно здесь место борца с апартеидом. Спор перерастет в драку. Тим говорит: я мог бы вывести всех. Вы будете о своем решении жалеть до конца дней. Каждый день нашего заключения оправдывает этот режим. Голдберг: нас будут пытать из-за вас.

Ночью Тим, Фонтейн и Стивен выходят из своих камер, отпирают дверь, ведущую из коридора на лестницу, они забираются в кладовку при кинозале и переодеваются. Потом они проникают в мастерскую. Через замочную скважину виден тюремный двор и открытые ворота, за которыми видна улица. Но дверь не открывается, ни один ключ к ней не подходит. Тим: надо вернуться. Фонтейн хватает стамеску и отвертку, начинает разрушать дверной косяк. Несмотря на поднятый им шум, охрана не реагирует. Заключенные открывают взломанную дверь, выходят во двор, крадутся вдоль стены и выходят через ворота на волю.

Они садятся в такси для черных и уезжают в Йоханнесбург.

Охранники после подъема обнаруживают исчезновение троих заключенных и поднимают тревогу.

Финальные титры. Так началась самая масштабная облава в истории ЮАР. Но беглецам удалось через Мозамбик и Танзанию добраться до Лондона, где они присоединились к АНК. Их помиловали в 1991 году. Дафна была арестована сразу после побега, она провела в тюрьме девять дней. Тим больше ее так и не увидел. Международное давление привело в 1992 году к падению режима апартеида. В 1994 году лидер АНК Нельсон Мандела был избран президентом ЮАР.

Знаете ли вы, что

  • Тим Дженкин, который участвовал в реальном побеге и чья книга «Наизнанку: Побег из тюрьмы Претории» вдохновила режиссёра Фрэнсиса Аннана на создание фильма, играет в картине эпизодическую роль заключенного.
  • Долото, используемое у двери десятой камеры в фильме, на самом деле является настоящим зубилом, использованным при побеге. Тим Дженкин хранил его на протяжении многих лет и одолжил для постановки.
  • В мае 1980 г. надзиратель, дежуривший в ночь побега, сержант Вермёлен был предан суду за пособничество в побеге трём заключенным. Стивен Ли, сначала написавший в газету, объясняя, что Вермёлен не участвовал в побеге, по запросу отправил адвокату защиты Вермёлена заявление под присягой, в котором заявлял о своей невиновности. Сочетание этого и многих несоответствий в вынужденном «признании» Вермёлена привело к его окончательному оправданию.
  • Несмотря на необходимость объединить некоторых персонажей и элементы истории, чтобы уместить их в 105 минут экранного времени, команда стремилась обеспечить подлинность повествования, где это было возможно. Комментарий Тима Дженкина о том, что некоторые основные сцены были показаны «почти в точности так, как это происходило на самом деле», стал большим воодушевлением.
  • Во время исследовательской и финансовой поездки в Южную Африку в 2017 году режиссёр Фрэнсис Аннан и продюсер Марк Блейни отправились в настоящую тюрьму Претории, которая теперь называется Женским исправительным центром Претории, чтобы проследить шаги беглецов 1979 года. Совершенно неожиданно осознав, что они могут получить доступ к внутреннему периметру и стоять на том самом месте, где завершился побег (за дверью десять), создатели фильма оказались почти «за решёткой», когда внешние ворота безопасности закрылись без предупреждения.
  • Близкий двоюродный брат Тима Дженкина, который вырос с Тимом в Кейптауне, женился, переехал, а затем потерял связь с Тимом на десятилетия. В поисках места для съёмок в Аделаиде, Австралия, в конце 2018 года режиссёр Фрэнсис Аннан и продюсер Марк Блейни натолкнулись на особую пару женщин из Южной Африки. Одной из женщин оказалась жена двоюродного брата Тима, а второй мать Тима. Позже Тима нашёл и своего двоюродного брата. Все они появляются в фильме в качестве массовки.
  • Через 18 месяцев после прибытия в Преторию, Южная Африка, Тим Дженкин вместе со Стивеном Ли и Леонардом Фонтейном сбежал через десять дверей с максимальной степенью защиты, вооруженный только деревянными ключами, тщательно спроектированными, изготовленными и испытанными самим Дженкином.
  • В 1991 году беглецы Тим Дженкин, Стивен Ли и Леонард Фонтейн были помилованы тогдашним президентом Южной Африки Ф. В. де Клерком.
  • Тюрьма, используемая для съёмок в фильме - это тюрьма Редрут. Бывшая тюрьма, расположенная в Бурре в Южной Австралии. Позже известная как Реформатор Редрута, теперь она работает как деревенский музей. Ранее эта тюрьма использовалась как место съёмок фильма «Правонарушитель Морант» (1980), где изображали военную тюрьму. «Правонарушитель Морант» (1980) также снимался в ЮАР. Оба фильма повествуют о побеге из тюрьмы. Более того, премьера «Побег из Претории» (2020) состоялась в год 40-й годовщины выхода «Правонарушителя Морант» (1980).
  • Фильм был снят в год 40-летия побега, о котором повествует картина.
  • После завершения кастинга на роль Дениса Голдберга выяснилось, что актёр Ян Харт, который играет Дениса в фильме, на самом деле живёт в Лондоне, почти напротив настоящего Стивена Ли.
  • Путешествуя через Анголу, Замбию, Танзанию и, наконец, Лондон, Тим Дженкин продолжал бороться против апартеида, работая подпольно на АНК в изгнании, до первых свободных выборов в Южной Африке в 1994 году.
  • Режиссёр Фрэнсис Аннан сказал об этом фильме: «Я снимаю этот фильм, потому что это не только увлекательная, сложная и дотошно правдивая история, которая легко поддаётся визуальному виду повествования, которое меня волнует. Меня также очень заинтриговала предпосылка о том, что главные герои выходят за пределы своих зон комфорта (этнически, экономически и географически), чтобы присоединиться к делу, к которому они чувствуют себя морально обязанными».
  • Дебютный художественный фильм для режиссёра Фрэнсиса Аннана.
  • Две тюрьмы в Южной Австралии изображали тюрьму Претории. Это были тюрьма Редрута в Бурре и старая Аделаидская тюрьма в столице Южной Австралии Аделаиде. Интерьеры пенитенциарных учреждений Претории были сняты на автомобильном заводе Old Holden в Элизабет в Южной Австралии.
  • Прозвище печально известной тюрьмы Претории в Южной Африке было «Остров Роббена для белых людей».
  • Дэниел Рэдклифф и Ян Харт ранее работали вместе в фильме «Гарри Поттер и философский камень» (2001), где Рэдклифф играл Гарри Поттера, а Харт играл профессора Квиррела.
  • Именно в момент выпуска фильма «Идеальный голос» (2012) продюсеры Footprint Films, Марк Блейни и Джеки Шеппард, наладили партнёрство с начинающим режиссёром Фрэнсисом Аннаном, что в конечном итоге привело к созданию фильма «Побег из Претории» (2020).
  • Один из двух полнометражных фильмов, снятых в Южной Австралии в 2019 году и впервые выпущенных в 2020 году, в котором центральным элементом повествования фильма был прорыв. Это картины «Никогда не поздно» (2020) и «Побег из Претории» (2020), где главные герои планируют и совершают побеги из дома престарелых и тюрьмы соответственно. Оба фильма были показаны в рамках отдельной конкурсной программы на кинофестивале в Аделаиде в июле 2020 года.
  • В выпуске отраслевой газеты шоу-бизнеса «The Hollywood Reporter» от 20 мая 2017 года говорилось, что постановка картины «должна была начаться в начале 2018 года в Южной Африке». В конце концов, весь фильм был полностью снят в Южной Австралии в течение марта и апреля 2019 года.
  • Этот фильм был впервые выпущен примерно через семнадцать лет после того, как его книга-первоисточник «Наизнанку: побег из тюрьмы Претории» Тима Дженкина была впервые опубликована в 2003 году.
  • Оба главных героя фильма были названы по имени Дэниел, а именно Дэниел Уэббер и Дэниел Рэдклифф.
  • Министр промышленности Южной Австралии достопочтенный Член парламента Дэвид Писони сказал: «Растущая способность Южной Австралии привлекать крупные международные производства для съёмок свидетельствует о наших разнообразных и уникальных местах, а также о командах и объектах мирового класса. Либеральное правительство Маршалла инвестирует в нашу местную киноиндустрию, чтобы гарантировать, что мы могли бы быть конкурентоспособны на мировом уровне».
  • Второй художественный фильм снятый в Южной Австралии с участием английского актёра Дэниела Рэдклиффа. Первым был «Декабрьские мальчики» (2007). Между тем, Рэдклифф также снялся в фильме режиссёра Грега Маклина «Джунгли» (2017), который снимался в Квинсленде, Австралия.
  • Съёмочная команда, которая работала над обоими южно-австралийскими съёмками Дэниела Рэдклиффа в фильмах «Декабрьские мальчики» (2007) и «Побег из Претории» (2020), включает музыканта Дэйва Смита, художника по костюмам Мариот Керр, а также гримёра Фиону Рис-Джонс.
  • Актёр Ян Харт заменил актёра Сэма Нила в роли Дениса Голдберга. Первоначально Нил был выбран на эту роль в мае 2017 года. Ранее Нил снимался в фильме производства Южно-Австралийской кинокомпании «Ограбление под оружием» (1985).
  • В действительности третьим сбежавшим из тюрьмы был Алекс Мумбарис.
  • Это четвёртый современный полнометражный фильм, снятый о тюрьме в Южной Австралии. Первыми двумя картинами, которые дебютировали в одном и том же 1980 году, были «Правонарушитель Морант» (1980), в котором была изображена военная тюрьма, которую изображала тюрьма Редрута в Бурре, Южная Австралия, и «Стир» (1980), который снимали в тюрьме Гладстона в Гладстоне, Южная Австралия, и где демонстрировался вымышленный фильм «Тюрьма Гатунга». Для фильма «Влюблённый гастролёр» (1991), который в основном снимался в Бичпорте, фактические внешние сцены открытия исправительного учреждения были сняты в тюрьме Лонг-Бэй в Сиднее, Новый Южный Уэльс в Австралии. В «Побеге из Претории» (2020) тюрьма Претории снималась в двух основных местах: тюрьма в Старом Аделаиде обеспечивала экстерьер, а фабрика Старого Холдена в Элизабет обеспечивала интерьеры.
  • В заключительных титрах этой картины говорится: «Этот фильм посвящён тысячам людей, которые отдали свою свободу, а некоторые и свою жизнь в погоне за свободной и справедливой Южной Африкой».
  • В заключительных титрах фильма говорится, что эта постановка была: «Снята на месте в Аделаиде, Австралия, при поддержке тюрьмы Аделаиды».
  • «Footprint Films и BeaglePug рады сотрудничать с SAFC, Arclight Films и MEP Capital, чтобы воплотить в жизнь один из самых смелых и гениальных побегов из тюрьмы двадцатого века», - сказали британские продюсеры Дэвид Бэррон, Марк Блейни и Джеки Шеппард. «Мы также очень рады работать с чрезвычайно талантливым Фрэнсисом Аннаном и нашим выдающимся актёрским составом над этой удивительно правдивой историей - это гораздо больше, чем просто очередной триллер о побеге из тюрьмы. Это история нашего времени, история колоссального риска в борьбе за свободу и равенство, против несправедливости и угнетения».
  • Производство фильма было официальной совместной работой Великобритании и Австралии между кинокомпаниями Hamilton Entertainment, BeaglePug и Footprint Films в сотрудничестве с Arclight Films, MEP Capital и Южно-Австралийской кинокомпанией.
  • Один из двух кинофестивалей в Аделаиде (AFF) и Южно-Австралийский кинофестиваль поддержали другие австралийские художественные фильмы, действие которых происходит в 1970-х годах, которые впервые были выпущены в Австралии в 2020 году. Одним из таких фильмов является «Я женщина» (2020).
  • Ошибки в фильме

  • Когда Тим и Леонард выходят из укрытия в кладовке, дверь туалета остаётся приоткрытой. Через несколько минут, когда Леонард проверяет охранника, на кадре лестницы видно, что дверь туалета закрыта. Когда Тим и Леонард возвращаются, чтобы спрятаться, дверь туалета снова приоткрыта.
  • В начальной сцене, когда Тим смотрит в мусорный контейнер для скипа, тот оказывается заполнен до краёв. Когда через несколько секунд он возвращается, чтобы разместить взрывчатку для раздачи листовок в сумке-переноске, мусорный контейнер заполнен не полностью, о чём может судить тот факт, что Тим находит в нём место куда можно положить то, что у него находится в руках.
  • Оформить подписку