Фильм Стрельцов

Развернуть трейлер
Трейлер

Фильм Стрельцов

О фильме

Александр Петров в зрелищном спортивном байопике об одном из лучших нападающих в истории советского футбола Эдуарде Стрельцове. Фильм по мотивам реальных событий рассказывает о его драматичном пути – от стремительного триумфа до скандального краха… и обратно вверх. В звёздную актёрскую команду также вошли Стася Милославская, Александр Яценко, Виктор Добронравов, Надежда Маркина и многие другие. Кроме захватывающих футбольных сцен, зрителей ждёт атмосферное путешествие в Москву 1950-х.

В столичном клубе «Торпедо» дебютирует новый игрок Эдуард Стрельцов. Молодой и ещё никому не известный футболист поражает экспертов и болельщиков своей блестящей техникой. Стрельцов быстро начинает покорять вершины советского спорта – а затем и мирового. Яркие победы в составе сборной СССР, исторические голы и хет-трики, невероятный триумф на Олимпиаде-56 и первая квалификация на чемпионат мира... Кто же мог тогда предположить, какие тучи сгущаются над восходящей футбольной звездой? По дороге к громкому успеху нельзя не нажить врагов, причём не только на стадионе. Карьера и личная жизнь Стрельцова рушатся из-за уголовного дела и тюремного заключения. Но иногда, вопреки всему, легенды возвращаются.

Эмоциональную спортивную драму о футболе и любви «Стрельцов» можно посмотреть в нашем онлайн-кинотеатре.

Сюжет

Осторожно, спойлеры

На стадион завода режущих инструментов «Фрезер» приезжают футболисты московского «Торпедо», здесь должен состояться товарищеский матч между профессионалами и заводской командой. Тренер «Торпедо» Виктор Маслов представляет директору завода функционера от спорта Аркадия Ивановича Добровольского. Тот присматривает резерв для сборной и наслышан, что у «Фрезера» завелся местный «вундеркинд» – молодой перспективный футболист Эдуард Стрельцов.

Перед матчем Стрельцов заглядывает в баню, где работает буфетчицей его подруга Марина Лебедева. Стрельцов зовет ее на игру. Марина говорит, что четверо посетителей отказываются платить, у нее в кассе недостача, поэтому она не может сейчас уйти. Стрельцов подходит к этой компании, заключает пари: те должны заплатить при условии, что он тысячу раз «набьёт» мяч. Спор Стрельцову удается выиграть, однако к началу матча он опаздывает. В его отсутствие «Фрезеру» забивают три гола. Стрельцов выходит на поле, благодаря ему заводская команда отыгрывается, матч заканчивается вничью. Маслов и Добровольский впечатлены игрой паренька. На Стрельцова обращает внимание и нападающий «Торпедо» Артёмов.

Стрельцов возвращается домой. Его мать очень рада, что сына берут в «Торпедо»: теперь нам немного полегче будет. Там и зарплата, и паёк, и форма казенная. Эдик полушутя заявляет, что еще не решил, стоит ли перебираться в Москву: «Торпедо» – это ведь не «Спартак» и не «Динамо», а тут у меня друзья, дела всякие. Мать ругается: свинья неблагодарная! Я в три смены пашу, хочу, чтоб ты в люди вышел, все для тебя делаю. Эдик успокаивает мать, ведь на самом деле он доволен, что получил шанс начать карьеру профессионального футболиста.

Стрельцов приступает к тренировкам в составе «Торпедо». А в администрации команды появляется новый сотрудник – заведующий отделом идеологии Юрий Постников.

На общем собрании обсуждают поведение вратаря «Торпедо» Николая, который злоупотребляет спиртным. Маслов считает, что ему нужно дать шанс исправиться. Постников говорит, что Николай позорит коллектив, покрывать дебошира и пьяницу нельзя. Постников выносит на голосование предложение отчислить Николая из команды. Все, кроме Стрельцова, поднимают руки. Постников интересуется: вы что-то хотите возразить? Стрельцов: нет, просто я этого мужика второй раз в жизни вижу, может, он не такой уж плохой. Чиновнику поясняют: это новый игрок, он только пришел, еще не разобрался. Постников: ясно. Значит, единогласно.

Во время матча «Торпедо» и тбилисского «Динамо» Маслов недоволен игрой Артёмова. Он делает замену, выпускает на поле вместо Артёмова никому неизвестного новичка Стрельцова. Дебютант забивает решающий гол.

Ночью в гостинице затаивший злобу Артёмов приходит к Стрельцову, спаивает его, после чего устраивает разгром в его номере. Утром, приведя себя в порядок, Артёмов стучится к Маслову, сообщает ему: там новичок нализался, мебель ломает. Только вы его не ругайте, он, наверно, дебют отмечал. Маслов идет к Стрельцову, тот в номере отсутствует, но никаких следов попойки там нет. Остальные торпедовцы выгораживают Стрельцова перед тренером, утверждают, что он отправился на пробежку, а на самом деле пытаются привести его в чувства. Маслов прекрасно понимает, что произошло, он выгоняет Артёмова из команды.

Стрельцов становится ведущим нападающим «Торпедо». Почувствовав вкус славы и успеха, он ведет разгульный образ жизни. Компанию ему составляют Марина и друзья детства.

Постников выступает против включения Стрельцова в состав сборной СССР, о чем докладывает Хрущеву: это своенравный юнец, который еще вчера балбесничал на окраинах, а уже сегодня вдруг зажил в столице на широкую ногу. Не знавший тяжелого труда он повсюду сорит деньгами, гуляет по ресторанам, стиляжничает. И вы еще хотите отправить его на Запад? Да он даже не член ВЛКСМ! Хрущев: нам не нужны безграмотные спортсмены. Воспитайте из него строителя коммунизма, а потом и посмотрим.

Постников приводит на тренировку «Торпедо» молодую сотрудницу спорткомитета Аллу Деменко. Он сообщает Стрельцову, что девушка займется его подготовкой ко вступлению в комсомол.

Алла с энтузиазмом берется за выполнение данного ей поручения. Между ней и Стрельцовым возникает взаимная симпатия. Стрельцов уговаривает Аллу сделать перерыв в занятиях и вместе пообедать, приводит ее в ресторан. Там веселится компания друзей Стрельцова. Марина тут же демонстрирует свои права на него, целует Эдуарда, виснет на нем. Известие о том, что Стрельцова возьмут в сборную, вызывает бурный восторг. Друг Василий требует, чтобы официант принес шампанского. Алла встает из-за стола, отзывает Стрельцова в сторонку и говорит, что продолжать занятия с ним не будет: думаю, вы и без меня справитесь.

Экзамен на вступление в ряды ВЛКСМ Стрельцов проваливает.

Начинается матч между «Торпедо» и московским «Динамо». За «Динамо» выступает Артёмов. На поле он неоднократно провоцирует Стрельцова, судья на хамство Артёмова никак не реагирует. У Стрельцова сдают нервы, в результате он наносит Артёмову серьезную травму.

Постников ходатайствует о дисквалификации Стрельцова. Маслов берет всю вину на себя, утверждая, что это он поручил Стрельцову «выбить» Артёмова. Маслов уходит в отставку. Добровольскому он говорит, что перед Олимпиадой нельзя лишать сборную лучшего футболиста.

Стрельцов приезжает на дачу к Маслову, заявляет ему: мы сейчас поедем в спорткомитет, я скажу правду, это моя вина, и пусть накажут меня. Вы снова будете работать. Маслов направляет струю воды из шланга Стрельцову в лицо, чтобы охладить его пыл. Успокоился? Ну, выучу я еще трех мастеров, ну, получу заслуженного. А дальше что? Такого, как ты, в моей жизни уже не случится. Если ты прямо сейчас не сдриснешь отсюда, я клянусь, что пришибу тебя. Лейкой. И меня оправдают. Стрельцов улыбается, обнимает Маслова: я вас не подведу. Тот ему говорит: экзамен сдай.

Стрельцов приходит в спорткомитет, сообщает Алле, что уже начал готовиться к переэкзаменовке и даже вызубрил наизусть самый сложный параграф Устава ВЛКСМ. Стрельцов просит Аллу помочь ему. Та после некоторых колебаний соглашается.

Со второго раза Стрельцов сдает экзамен и вступает в комсомол, его включают в состав сборной СССР.

Олимпиада 1956 года, Мельбурн. В полуфинале встречаются сборные СССР и Болгарии. По завершении основного времени счет так и не открыт – ничья 0:0. Защитник Николай Тищенко получает серьезную травму, у него сломана рука. Но в госпиталь Тищенко ехать отказывается, поскольку по действующим правилам олимпийского турнира замены игроков запрещены. Сборная Советского Союза остается в меньшинстве, ее положение близко к катастрофическому. Болгары атакуют и забивают гол. Надежды, что СССР завоюет медали, практически нет. Травмирован и нападающий Валентин Иванов. На поле возвращается Тищенко, но сборная СССР играет фактически вдевятером. Однако именно молодому лидеру атак Стрельцову удается переломить ход встречи. За четыре минуты до конца овертайма он отдает голевой пас спартаковцу Борису Татушину, который сравнивает счет, а буквально за несколько секунд до финального свистка забивает победный гол (в реальности было наоборот: Стрельцов сравнял счет, а Татушин с его подачи забил победный мяч). В итоге сборная СССР по футболу выигрывает Олимпиаду.

По возвращении домой Стрельцов объясняется в любви Алле, делает ей предложение, устроив романтический ужин прямо на футбольном поле.

Алла сообщает Постникову, что его ухаживания за ней теперь неуместны, поскольку она выходит замуж за Стрельцова.

Год спустя сборная СССР отправляется в Лейпциг для участия в отборочных матчах к чемпионату мира. Проспав, Стрельцов опаздывает на поезд, он пытается догнать его на машине. Министра путей сообщения извещают о том, что нужно отдать приказ остановить экспресс в Можайске. Стрельцов добирается до Можайска, но поезд, на котором едет его команда, следует дальше, не сделав остановки. Стрельцов обращается с просьбой к водителю грузовика, уговаривает догнать поезд. В доказательство тому, что он знаменитый футболист, без которого советская сборная не попадет на чемпионат мира, Стрельцов берет из кузова кочан капусты, наносит по нему мощный удар ногой и попадает этим «мячом» в флюгер на крыше здания вокзала. Водитель соглашается помочь, нагоняет поезд, Стрельцов прямо на ходу запрыгивает в вагон, двери которого для него открыли товарищи по команде.

Благодаря Стрельцову сборная СССР впервые квалифицируется на чемпионат мира. За это его награждают орденом «Знак почета». Команда празднует выход из группы. На банкете Постников просит Стрельцова оставить в покое Аллу и не морочить ей голову, поскольку у футболиста и так толпы поклонниц. Стрельцов бьет Постникова кулаком в лицо. Эту сцену видит британский журналист.

Стрельцов и Алла спешно регистрируют брак. На следующий день Стрельцов уезжает на сборы.

В спорткомитет приходит Марина, показывая на фото Аллы, она жалуется Постникову на аморальное поведение одной из его сотрудниц, которая отбила у нее парня. Постников вступает в сговор с обиженной девушкой, придумав план мести своему более удачливому сопернику.

Ночью на базу сборной СССР заявляется Василий. Он упрекает Стрельцова в том, что он совсем забросил друзей, не желает отметить с ними свою женитьбу, о которой уже всем известно. Василий уговаривает Стрельцова отправиться на дачу, находящуюся поблизости, там собралась компания, которая жаждет с ним увидеться.

Напоив Стрельцова, Марина уводит его в спальню. Когда тот отключается, Марина высовывается в окно и кричит, что ее насилуют. На ее крики прибегают помощники Постникова, которые поджидали возле дачи в автомобиле вместе со своим шефом.

Постников убеждает Хрущева, что Стрельцов совсем обнаглел, показывает английскую газету, где описана их драка. За Стрельцова пытается заступиться Брежнев, но Хрущев верит Постникову.

Стрельцова приговаривают к 12 годам лишения свободы. Марина в ужасе, ведь Постников ей обещал, что Стрельцова оправдают. А теперь он велит Марине помалкивать. Алла, которая не исключает, что муж виновен, разводится с ним. Вскоре выясняется, что она беременна от Стрельцова. Даже зная это, Постников делает Алле предложение, но получает отказ.

Проходит пять лет. Хрущева на посту Первого секретаря ЦК КПСС сменил Брежнев. Стрельцова выпускают на свободу. Из тюрьмы его встречает Маслов. Он помогает ему восстановить форму, содействует возвращению Стрельцова в «Торпедо» и в сборную СССР, одним из тренеров которой теперь является Артёмов. Они со Стрельцовым мирятся.

Стрельцов знакомится со своей дочерью Милой, но не говорит девочке, что он – ее отец. Алла дает понять бывшему мужу, что не желает его видеть.

Стрельцов приходит к Марине, настаивает, чтобы та рассказала Алле правду.

Перед началом товарищеского матча между сборными СССР и Бразилии, в составе которой выступает Пеле, весь московский стадион в предвкушении: после долгого перерыва в карьере на матч заявлен Стрельцов.

Во время представления команд в раздевалку заходит Постников, он говорит, что уголовник не имеет права выступать в форме сборной СССР. Главный судья вынужден заменить Стрельцова на Банишевского. Это решение вызывает бунт фанатов. На трибунах жгут газеты, болельщики скандируют фамилию Стрельцова. Матч оказывается под угрозой срыва. Об этом докладывают Брежневу. Тот отдает распоряжение соединить его с Постниковым. Брежнев устраивает ему разнос, освобождает от занимаемой должности и велит немедленно выпустить на поле Стрельцова.

Стрельцов выходит из раздевалки под восторженные крики фанатов, видит на трибунах Аллу и Милу. Затем Стрельцов пожимает руку Пеле и наносит первый удар по мячу.

Знаете ли вы, что

  • Эдуард Стрельцов (1937-1990) – выдающийся советский футболист, нападающий футбольного клуба «Торпедо» и сборной СССР (с 17 лет), олимпийский чемпион 1956г. (в 19 лет). После тюремного заключения по сфабрикованному обвинению вернулся на поле и в 1965г. стал чемпионом СССР, в 1968г. – обладателем кубка СССР.
  • Съемки фильма продлились с июня по ноябрь 2018г. (всего – 68 смен) и проходили в Рославле Смоленской области, Павловском Посаде, Люберцах, Ступине и Москве.
  • Исполнитель главной роли Александр Петров с детства занимался футболом, а в юношестве играл в переславской команде «Славич», которая участвовала в чемпионате области.
  • В кастинге на главную женскую роль приняли участие порядка 50 актрис. В итоге роль Аллы досталась Стасе Милославской.
  • Все актеры, сыгравшие футболистов, прошли специальную подготовку под руководством консультантов и тренеров, в частности, именитого полузащитника Александра Мостового и одного из тренеров молодежной сборной РФ Олега Левина.
  • Второстепенные роли футболистов сыграли настоящие спортсмены, они же в некоторых сценах выступали дублерами актеров.
  • Футбольные матчи снимали в столичном спортивном комплексе имени Стрельцова (бывший стадион «Торпедо»), используя хромакей, чтобы на компьютерной графике преобразовывать спорткомплекс в стадионы разных стран и лет.
  • Число массовки в сценах матчей в некоторые дни доходило до 1000 человек.
  • Сцена с погоней за поездом была снята вживую без использования компьютерной графики.
  • Продюсер фильма Алексей Учитель – болельщик «Зенита», режиссер Илья Учитель – болельщик «Спартака».
  • Ошибки в фильме

  • Фильм пестрит многочисленными допущениями, историческими неточностями, а также откровенными вымыслами. Собственно, создатели картины и не позиционировали свое детище, как строго достоверное, и, тем не менее, ряд вещей обращает на себя внимание особенно. Так, встреча между сборными СССР и Болгарии в рамках Олимпийских игр-1956 в Мельбурне не носила финального статуса – это был полуфинал, и участия там Эдуард Стрельцов не принимал. Однако в фильме прямо говорится, что мачт с болгарами решающий. Что касается хода игры, то соперники сборной СССР действительно забили мяч в дополнительное время, однако за 15 минут до финального свистка, а не за 5, как показано в картине. Затем уже игроки нашей команды Стрельцов и Татушин добыли победу. В финале же Стрельцов не принял участия по решению старшего тренера Гавриила Качалина, из-за чего и остался без золотой медали, поскольку в те годы их вручали только непосредственным участникам решающего матча.
  • Один из самых зрелищных эпизодов фильма – погоня опоздавшего на вокзал Стрельцова за поездом на грузовике, перевозящем капусту. Водитель отказывается везти Эдуарда, не веря, что перед ним сам Стрельцов (это тоже маловероятно с учетом тогдашней популярности футбольных звезд в народе) и тогда молодой футболист доказывает свое мастерство, пробив кочаном капусты по вокзальному флюгеру на крыше. Сам эпизод с опозданием Стрельцова был на самом деле, причем опоздала тогда и другая «торпедовская» звезда Валентин Иванов. В ситуацию пришлось вмешаться самому министру путей сообщения СССР Борису Бещеву, но вот удар по капусте – чистая выдумка создателей, причем весьма странная, и это очевидно любому, кто хоть раз держал в руках кочан. На самом деле Стрельцов заработал бы перелом ступни от такого удара, и на несколько недель ему стало бы не до футбола совсем. Разумеется, ничем подобным настоящий Эдуард не отмечался, равно как и никто другой из его коллег, ноги которых стоят слишком дорого, чтобы лупить ими по капусте.
  • Стрельцову удается догнать поезд с командой, и участие в матче со сборной Польши он принимает. Более того, по версии фильма именно гол Стрельцова становится решающим в битве за выход на Чемпионат мира-1958. На самом деле гол Эдуарда не был единственным в матче. Стрельцов действительно забил, но, во-первых, не в концовке встречи, а на 31-й минуте. Во-вторых, лишь второй гол, забитый партнером Эдуарда Генрихом Федосовым на 75-й минуте окончательно сломил сопротивление поляков.
  • Ключевое расхождение событий фильма с реальностью касается драматических обстоятельств на даче, закончившихся тюремным заключением Эдуарда Стрельцова.
  • По сценарию, на нарушение режима — отлучку с базы, где сборная СССР готовится к ЧМ-1958, на расположенную неподалеку дачу — Стрельцова подбивает друг детства. Там нападающего спаивает еще одна старая знакомая, буфетчица Марина, которая ложится рядом с пьяным Эдуардом на кровать а, едва тот засыпает, поднимает шум. Вскоре возле дачи возникают милицейские автомобили и партийный товарищ Постников, первый заместитель председателя Всесоюзного комитета физкультуры. Мотив Марины, мечтавшей о замужестве со звездой, — месть нападающему за женитьбу на Алле, девушке, помогавшей футболисту вступить в комсомол. Мотив Постникова, имевшего виды на Аллу, — брак с ней после посадки игрока. На самом деле никаких друзей и бывшей девушки футболиста на той злосчастной даче не было. Более того, по одному делу со Стрельцовым проходили еще два игрока сборной СССР — Борис Татушин и Михаил Огоньков. Все три футболиста находились в состоянии изрядного подпития, а заявления об изнасиловании на следующее утро подала не одна Марина Лебедева, но и две другие девушки, обвинившие, соответственно, Татушина и Огонькова. Впоследствии обе они отказались от своих обвинений. Кроме того задерживали футболистов не на даче, где якобы случилось изнасилование, а на базе сборной СССР. Огонькова и Татушина навсегда отлучили от футбола, и это несмотря на то, что все обвинения с них были сняты. Впрочем, через три года обоим игрокам разрешили вернуться в футбол. Эдуард Стрельцов получил 12 лет лишения свободы при максимально возможном сроке в 15 лет. Вышел по амнистии и, в конце концов, вернулся в футбол. Споры о том, что же произошло на самом деле на той даче, ведутся до сих пор, версии выдвигались самые разные, например, будто это был заказ самого генсека Никиты Хрущева – против «зарвавшегося» футболиста. Существует также версия, что Стрельцова «закрыли» стараниями члена президиума ЦК КПСС Екатерины Фурцевой, чью дочь отверг Эдуард. В любом случае, представленная в фильме версия не имеет ничего общего с реальностью.
  • Еще один серьезный ляп касается возвращения Стрельцова в футбол. Следуя событиям фильма, Эдуард довольно скоро снова выходит на зеленый газон. На самом же деле, возвращение амнистированного футболиста было изнурительным. 4 февраля 1963 года было принято решение об условно-досрочном освобождении из тульской колонии. После освобождения Стрельцов работал на заводе ЗИЛ и параллельно учился в институте, поскольку выступать в чемпионате СССР ему было запрещено. Максимум, что разрешали Эдуарду, так это проводить матчи на первенство завода. Только в конце 1964 года новый генсек Леонид Брежнев после обращения рабочих ЗИЛа разрешил Стрельцову вернуться в команду мастеров. Брежнев рассудил, что Стрельцов уже достаточно искупил свою вину и может вернуться на поле. В результате, только в 1965 году Эдуард Стрельцов начал стал выступать за московское «Торпедо», а спустя еще год вернулся в национальную сборную.
  • В кульминации фильма сборная СССР сходится с национальной дружиной Бразилии, а изюминкой противостояния становится очная дуэль между главными звездами команд Эдуардом Стрельцовым и Пеле. Более того, по версии фильма бразилец не хотел выходить на поле, если в составе соперника не будет Стрельцова. На самом же деле Стрельцов не мог играть против Пеле ни при каких обстоятельствах. Да, эпизод с массовыми протестами болельщиков на Лужниках, сжигавших газеты с требованиями выпустить Стрельцова, происходил в реальности, но то была встреча заводских команд – даже не в Москве, а в Горьком (ныне Нижний Новгород). Показанный в фильме матч проходил в Лужниках 4 июля 1965 года. Стрельцов к тому времени совсем недавно получил разрешение вернуться в профессиональный футбол, и был банально не в форме. Он сидел на трибуне и никак не мог помочь своей команде, которая, справедливости ради, в те годы и так в нем не сильно нуждалась. Первый матч Стрельцова в футболке сборной после возвращения из заключения состоялся только 16 октября 1966 года — в нем сборная СССР проиграла Турции со счетом 0:2.
  • Еще один просчет создателей картины касается выбора исполнителя на главную роль. Да, Александр Петрова – ярчайшая звезда российского кино, его имя более-менее гарантирует успех фильма, и с футбольным мячом актер обращаться умеет, вот только внешне ничем не напоминает советского футболиста. Настоящий Эдуард Стрельцов отличался редким сочетанием богатырского телосложения (рост 182 см, вес 80 кг), редкой для отечественного футбола «бразильской» техники, а также выдающимся игровым интеллектом. Субтильный Петров (рост 174 см, вес 70 кг) отыграл явно какого-то другого футболиста. Ни малейшего сходства на лица между актёром и игроком также не наблюдается.