Назад

Фильм Яга. Кошмар темного леса

Развернуть трейлер
Поделиться
6,5
рейтинг ivi
режиссура
сюжет
зрелищность
актёры

Молодые супруги нанимают няню для своей новорожденной дочери. Вскоре их старший сын Егор сообщает, что женщина опасна, но мальчику никто не верит. Когда сестрёнка Егора внезапно исчезает, а родители загадочным образом теряют память, он отправляется на поиски девочки и узнаёт страшную тайну…

Юлия и Алексей переезжают в новое жильё на окраине города вместе с двумя детьми. Школьник Егор – сын Алексея от первого брака, а малютка Варя только недавно появилась на свет. Супруги нанимают детям няню по имени Татьяна, потому что сразу проникаются к ней доверием. В отличие от родителей, Егор считает женщину странной и подозрительной, но взрослые ему не верят: они считают, что мальчик выдумывает свои обвинения, ведь камеры наблюдения не подтверждают его слов. Однажды, вернувшись из школы, Егор понимает, что Варенька бесследно исчезла. Мать и отец внезапно теряют память о том, что у них когда-либо была дочь. Чтобы найти и спасти сестру, Егор с друзьями отправляется в лес, где ему предстоит узнать правду о своей загадочной няне…

Приглашаем поклонников пугающих мистических историй посмотреть онлайн отечественный хоррор «Яга. Кошмар тёмного леса».

Языки
Русский
Доступные качества

Фактическое качество воспроизведения будет зависеть от возможностей устройства и ограничений правообладателя

HD, 1080, 720

Сюжет

Осторожно, спойлеры

Закадровый голос: давным-давно на границе нашего мира и мира мертвых жила ведьма, она похищала детей. Но сама она не могла выйти из своего логова, поэтому ей помогали слуги – невидимые люди-птицы, которые пожирали человеческие души. И тогда родители забывали своих детей. С этой ведьмой смог справиться только мальчик с чистой душой, он заточил ее в мире мертвых. Ведьма стала искать того, кто поможет вернуть ее назад, того, кто уже был однажды мертв. Воспоминания об этой ведьме остались лишь в древних сказках. Ее звали Яга.

Егору снится сон. Он шагает по темным пустынным улицам. Навстречу мальчику идет его мама: ты почему так поздно? Егор говорит, что ему пора домой. Мама просит сына помочь ей вернуться. Егор неуверенно произносит: но ты же… Я умерла.

Егор в ужасе просыпается. К нему в комнату входит мачеха – Юлия. Она интересуется, почему Егор кричал: опять кошмары снились? Что за ерунду ты на ночь читаешь? Малыш, я тоже очень не люблю переезды, знаю каково быть новенькой… Егор ворчит: какой я тебе малыш? Из соседней комнаты слышится плач маленького ребенка. Егор говорит Юлии: иди, там твоя дочь проснулась.

Утром Егор выходит в гостиную. Его отец Алексей установил в комнате маленькой дочки Вари камеры видеонаблюдения. Он говорит, что собирается нанять няню. Камеры позволят контролировать ее работу. Егор загружает на свой мобильный программу для вывода изображения с камеры. Мальчик говорит отцу: ведь Юля не работает, зачем нам няня? Алексей: не дорос ты еще отца критиковать. Егор отказывается от завтрака, предложенного мачехой, и уходит в школу. Юлия жалуется мужу, что она очень устает и не справляется со всеми домашними делами.

Возле школы к Даше, которая идет, разговаривая по установленному в ее мобильник голосовому помощнику «Ева», цепляется троица хулиганов во главе с Антоном, он выбивает из ее рук гаджет. Егор вступается за девочку. Антон разбивает Егору нос, угрожает ему.

Юля, сидя у кроватки Вари, вяжет для дочери пинетки из красной пряжи.

После уроков Егор догоняет Дашу, пытается с ней подружиться. Даша утверждает, что сама смогла бы за себя постоять, у нее имеется на этот случай шокер, но она не успела им воспользоваться, когда вмешался Егор. Девочку окликает ее мать. Она отчитывает дочь: мы же с тобой договаривались – никаких кавалеров. Марш домой!

Вернувшись домой, Егор на изображении с камеры обнаруживает, что Варю оставили одну, малышка усажена в кресло. Егор идет в детскую, туда же заходит Юля. Она ругает пасынка: не стоит оставлять Варю в кресле, она может оттуда упасть. Потом она представляет Егору их новую няню: это Татьяна, она будет присматривать за Варькой, а заодно и за тобой. Егор огрызается: за мной не нужно присматривать. Мальчик уходит. Татьяна уверяет Юлию, что она всегда находит общий язык со своими подопечными.

Егор находит в соцсетях страничку Даши, добавляет ее в друзья.

Егор наблюдает через приоткрытую дверь, как Татьяна пылесосит пол на кухне. Няня замечает мальчика: разве мама тебе не говорила, что подглядывать неприлично? И что только из тебя вырастет, если вырастет… Домой возвращается Алексей: а где Юля? Гуляет с малышкой, пока я уборкой занимаюсь.

Алексей и Егор играют во дворе в баскетбол. Отец интересуется: как в новой школе? Нормально. Что с лицом? Ничего, просто упал. Мужик не должен падать, мужик должен защищать тех, кто ему дорог. Егор взрывается: защищать, говоришь? А офигевшая няня у нас дома – это, по-твоему, нормально? Алексей одергивает сына: я сам буду решать, что нормально. Когда твоя мама погибла, я чуть не спятил. Но ты тогда выжил. Поэтому хватит сопли распускать. Алексей видит, что их мяч улетел за ограждение площадки. Он просит угрюмого мужчину (Мрачный), который наблюдает за ними, кинуть им мяч. Тот выполняет просьбу и удаляется в лес.

Ночью Егор обнаруживает, что к спящей Варе приближается темный силуэт. Мальчик бежит в детскую. Но там все в порядке. Егор проверяет камеру, она вроде бы работает нормально. Но потом на изображении появляется женская фигура в кресле. Егор видит, что снизу к кроватке сестренки тянется костлявая черная рука. Мальчику мерещится жуткая ведьма. Он выбегает из детской, подсматривает в щель под дверью. Егор видит, как шагают две ноги: одна из них обута в женскую туфлю, другая представляет собой железный протез с острием на конце. Мальчик хватает баскетбольный мяч и швыряет его в детскую. Мяч попадает в лицо Юлии.

Юлия и Алексей не верят рассказам Егора. На записи с камер наблюдения ничего подозрительного нет. Алексей велит сыну прекратить истерики: твоя мама умерла, тебе пора о ней забыть! Егор обнаруживает на полу следы от железного протеза.

Антон в супермаркете выполняет поручения своей опекунши, потом требует заплатить ему за работу. Та оскорбляет мальчика: да кому ты нужен, выкормыш! Вали уже к своим дружкам дегенератам и раньше десяти домой не возвращайся. Антон ворует из кармана халата опекунши деньги и уходит вместе со своими приятелями.

Во дворе Егор заводит разговор с Дашей. Та видит, что к ним приближаются Антон и его дружки. Егор и Даша спасаются бегством. За ними по лесу гонятся хулиганы. Они падают, запнувшись об натянутые кем-то красные веревки. Подходит Мрачный, он отбирает у Антона нож: лес – не место для детей, еще раз вас тут увижу – башку оторву.

Даша и Егор обнаруживают какое-то заброшенное строение на сваях. Они входят внутрь.

Приятель Антона говорит о мужчине, который им угрожал: мать рассказывала, что это черный копатель, он в лесу оружие ищет. А еще он свою жену прикончил. С ним лучше не связываться.

Даша и Егор осматривают место, где они оказались. Даша: что это? На печь похоже. Бабушка говорила, в таких раньше людей заживо жгли. Их души рядом оставались. Позовут тебя тихо по имени, ты обернешься – они твое лицо заберут. Егор слышит голос своей матери: помоги мне!

Юлия засыпает с вязанием в руках. Клубок пряжи падает на пол, катится. Красные нити опутывают детскую кроватку.

Даша говорит Егору, что ему все послышалось, это просто эхо. Егор заглядывает в экран своего мобильника, видит на изображении с камеры свою сестренку, которая ползет по полу под опутанную красными нитями кроватку. Егор бежит обратно домой, Даша вместе с ним. Но «Ева» напоминает девочке, что ей пора заниматься музыкой с репетитором. Даша отправляется домой.

Ночью Егору снятся кошмары. Проснувшись утром, он обнаруживает, что из детской пропали все вещи, сестренки тоже нет. Отец и мачеха пребывают в странном трансе, они вообще не помнят о существовании Вари. Малышка исчезла даже с семейного фото. Алексей грубо обращается с Егором, запирает сына в его комнате. Егор пишет сообщение Даше.

Мать не выпускает Дашу из дома, заставляет заниматься музыкой. Репетиторша (это Татьяна) нещадно муштрует девочку. Мать Даши превращается в ведьму с железным протезом.

Егору удается сбежать из дома по связанным простыням. Он встречает во дворе Дашу. Девочка закатывает глаза и падает в обморок. Егор приводит ее в чувства, рассказывает, что его сестренку забрала ведьма. Подходит Антон. Он заставляет Егора и Дашу отправиться к хибаре Мрачного. Антон хочет проверить, что за оружие тот прячет. Ребята проникают внутрь. Егору слышится из-под кровати детский плач. Антон обнаруживает фотографии детей их района, в том числе его, Егора и Даши: он что, следит за нами? Вот маньяк! Ребята также обнаруживают снимок, на котором Егор опознает няню, а Даша свою репетиторшу. В жилище возвращается Мрачный. Ребятам удается обезвредить его при помощи Дашиного шокера, а потом связать. Мрачный сообщает, что Татьяна – его жена, она умерла после того, как пропала их дочь. Он говорит, что дети здесь пропадают уже давно, но родители о них не помнят. Мрачный стал следить за детьми, фотографировать их. Если ребенок исчезает со снимка – его забыли. Мрачный много лет пытался отыскать свою дочь, но кроме красных нитей ничего в лесу не нашел. Детей обычно уводят те, кому доверяют в их доме. Даша задает «Еве» ключевые слова для поиска данных на эту тему. Голосовой помощник озвучивает информацию о демоне славянского фольклора – Бабе-Яге. Егор спрашивает Мрачного, был ли он в постройке, где они с Дашей видели печь. Тот утверждает, что это – просто заброшенная электростанция, там никого нет. Но Егор уверен, что именно там нужно искать сестренку. Они с Дашей отправляются туда, Антон увязывается с ними.

Когда Мрачный остается один, ему удается освободиться. На него нападает Яга в образе Татьяны. Она упрекает его в том, что он упустил мальчишку, который был ей нужен.

Сначала в печь залезает Егор. Он ползет вперед, натыкается на препятствие из спутанных кабелей, пытается раздвинуть их руками. Его ослепляет яркий свет. Потом то же самое происходит с Дашей и Антоном. Когда ребята приходят в себя, они ссорятся между собой, отправляются каждый восвояси. Но все они обнаруживают, что стали никому не нужны. Их преследуют кошмарные видения.

Егор и Даша объединяются. Мальчик приходит к выводу, что они оказались в другом мире, но он знает, что искать Варю нужно под кроватью в хибаре Мрачного, именно оттуда он слышал плачь сестренки.

Из-под кровати появляется девочка, это пропавшая дочь Мрачного Сета. Она держит на руках Варю, та слишком громко плакала в логове ведьмы. Сета рассказывает Егору и Даше, что детей уносят страшные невидимые птицы – навии. Они чуют запах воспоминаний. А в печи находится смерть. Туда можно войти, но нельзя выйти. Однако Егор уже умирал однажды, поэтому ведьма его теперь ищет.

Егор с Варей на руках и Даша пытаются пробраться через лес и вернуться домой. Но покойная мама снова зовет к себе Егора. Мальчик падает, роняет сестренку, Варя превращается в безжизненную куклу. Даша окликает Егора по имени, он приходит в себя, его маленькая сестренка снова оживает.

Внутри печи Антона все сильнее опутывают кабели. Он зовет на помощь. Сета говорит Антону: чем больше ты сопротивляешься, тем больше они стягиваются.

Мрачный задувает свечу перед фотографией дочери. Забытая отцом Сета умоляет ребят беречь свои самые яркие воспоминания, а затем рассыпается в прах.

Ребятам удается вырваться из леса. Но дома их не узнают. Дашу гонит мать: кто ты такая? Вон отсюда, оборванка! Мрачный прогоняет Антона из своей хибары, куда тот решил вернуться. Егор умоляет Юлию вспомнить свою дочь, вручает пинетку, которую та связала для Вари. Обезумевший Алексей нападает на сына с дрелью. К Юлии частично возвращается память, она спасает Егора.

Егор, Даша и Антон собираются вместе. Они принимают решение сжечь ведьму. Ребята просят Мрачного о помощи. Татьяна пытается удержать мужа. Егора зовет его покойная мать, она уговаривает мальчика отдать ей жизнь его маленькой сестренки. Егор говорит: ты – не моя мама, она умерла. Ведьма издает жуткий вопль. Она превращается в гигантское существо из красных нитей, которые опутывают все вокруг. Ребята вступают в схватку с Ягой. Им удается спалить ее вместе с логовом.

Забытых детей вспоминают их родные. В семьях воцаряется мир. Антон остается у Мрачного.

Знаете ли вы, что

  • Режиссер Святослав Подгаевский и продюсер Иван Капитонов по праву считаются родоначальниками и самыми яркими представителями современного российского хоррора. Они – вместе и по отдельности – работали над самыми заметными российскими фильмами ужасов последних лет: «Пиковая дама. Черный обряд», «Невеста», «Русалка. Озеро мертвых», «Маршрут построен» и др. «После «Пиковой дамы», которую мы сняли со Славой, к этому жанру в нашей стране стали системно обращаться и другие режиссеры и продюсеры, – говорит Иван Капитонов. – Кинематографисты осваивают хоррор, его каноны и приемы, на русской почве. Это круто. Зрители благодарны: с каждым годом аудитория все лояльнее относится к русским фильмам ужасов». Подгаевский и Капитонов не только перенесли хоррор на российскую почву, они добились выдающихся для жанра коммерческих успехов. «Пиковая дама: Черный обряд» заработала в российском прокате 140 млн рублей, «Невеста» – почти 180 млн, ленты были куплены для показа в кинотеатрах Мексики, Чили, Малайзии, Перу, Аргентины, Бразилии и других стран, а «Русалка. Озеро мертвых» стала третьим в истории российским фильмом по сборам за рубежом. Каждую новую картину хоррор-дуэта с нетерпением ждут поклонники жанра не только в России.
  • Успех фильмов Подгаевского и Капитонова объясняется тем, что они хотят не просто напугать зрителя, но и рассказать захватывающую и важную историю. «Хоррор – жанр, в котором можно реализовать и драму, и мелодраму, и приключения, и детектив, – говорит продюсер Иван Капитонов. – Мы всегда снимаем о взаимоотношениях внутри семьи, о потерях, о вызове, о сомнениях героя, об онтологической уверенности или неуверенности в своем «я», а хоррор – это лишь жанровая форма, оболочка, которая позволяет в развлекательном ключе, создавая свойственные хоррору саспенс и атмосферу, рассказывать честные истории о людях, об их страданиях и мечтах».
  • Подгаевский и Капитонов нашли собственную нишу: они не копируют западные хорроры, но развивают жанр в России самобытным путем. На протяжении уже нескольких лет кинематографисты исследуют славянский фольклор, черпая в нем вдохновение для своих картин. «Нам интересна славянская мифология и демонические сущности из древних сказок. Вот, например, Баба-яга… В детстве всем о ней говорили, как о страшной бабке из сказок: у нее скрюченные пальцы, огромный нос, ступа и метла, живет она в лесу, в избе на курьих ножках. Мы углубились в изучение этого персонажа и увидели, что «страшная бабка» - это лишь первый слой, а глубже – сказания о древнем демоне с очень интересными мифологическими корнями»,– вспоминает Подгаевский. Действительно, Яга – очень сложный и противоречивый персонаж, который эволюционировал в славянских верованиях. «Мы пришли к самому древнему взгляду на Бабу-ягу как на демона, не имеющего облика, – говорит режиссер. – Первичное зло, которое не дремлет на границе мира живых и мира мертвых. Это то, во что верили наши предки изначально, а потом уже сказки и народные былины очеловечили зло, отчасти сделав его не таким страшным, как исходная хтоническая сущность». В фольклоре говорилось, что Яга ворует детей и ест их, и кинематографистам нужно было придумать, как вписать эти верования в современную жизнь. «На эту тему было много сценарных заявок, я обсуждал подобный сюжет со своими студентами в школе «Свободное кино», – вспоминает Капитонов. – Но только когда мы придумали историю про няню, то осознали, что у родителей действительно есть страх впустить в дом незнакомого человека и доверить этому человеку своих детей. Это же дико страшно! И это очень современный страх, все родители с ним сталкивались, когда приглашали в свой дом няню. К тому же это архетипичный страх, первобытный – страх потерять своего ребенка, которого в буквальном смысле могут сожрать твои же соплеменники».
  • Сыграть няню и современное воплощение образа Яги была приглашена актриса Светлана Устинова. «Света Устинова – замечательная актриса, – говорит Святослав Подгаевский. – Она очень серьезно относится к своей профессии и открыта для экспериментов, она ничего не боится, поэтому к роли в нашем фильме она отнеслась с большим энтузиазмом. Мы очень хотели, чтобы зло в картине выглядело привлекательно, и нужно было найти такую актрису, которая сможет воплотить в образе одновременно и опасность, и сексуальность. Свете удалось это с присущим ей мощным темпераментом и энергией».
  • Светлане Устиновой не в новинку работа в хоррорах: несколько лет назад она снялась в фильме ужасов «Маршрут построен» продюсера Ивана Капитонова. Для актрисы ленты этого жанра – возможность выйти за рамки привычных ролей и воплотить на экране необычные образы, именно поэтому она с радостью приняла предложение сняться в «Яге». «В хоррорах интересные, сложные, противоречивые характеры, - говорит Устинова. - И еще в таких лентах всегда важно продумывать градации эмоции страха или, наоборот, сформулировать для себя инструкцию к работе над конкретным фильмом: как навести ужаса и не надоесть. Вот этот психологический разбор, наблюдения за собой и другими людьми и, конечно, подключение фантазии – это то, за что я люблю работу в хоррорах». Еще одной причиной сыграть в фильме для Светланы была личность режиссера. Святослав Подгаевский за несколько последних лет зарекомендовал себя как мастер ужасов, и актеры всегда с интересом относятся к предложению сняться в его картинах. «Со Святославом Подгаевским я давно хотела поработать, и вот мечта осуществилась, - говорит Светлана. - Мне кажется, он умеет программировать актеров еще на этапе кастинга, а на съемках он только посмотрит - и всем уже страшно. Вот такой талант режиссера в этом сложном жанре». Роль Яги, которая у многих ассоциируется с бабкой из избы на курьих ножках, Устинову заинтриговала: «Это же такая честь воплотить на экране культового персонажа! – улыбается актриса. - Теперь, главное, не упасть лицом в грязь. Тут мне в помощь была фантазия и чуткое руководство режиссера. Мне кажется, чтобы передать всю суть персонажа по-честному, и чтобы человек со стороны тебе поверил, надо обязательно с ним сродниться. Нужно вытащить те черты характера, с которыми ты соглашаешься, с которыми ты себя ассоциируешь. Иначе это будет неправда, а я очень хорошо чувствую внутри, вру я или нет. И это чувство внутренней правды очень важно лично для меня».
  • Родителей маленькой похищенной Вари сыграли актеры Марьяна Спивак и Алексей Розин, которые ранее уже встречались на съемочной площадке. «Я вспомнил, что есть замечательная пара из фильма «Нелюбовь», и предложил пригласить их», – вспоминает Иван Капитонов. Но если в картине Андрея Звягинцева Спивак и Розин воплотили супругов, которые устали друг от друга и уже даже не пытаются сохранять видимость семьи, то в ленте «Яга. Кошмар темного леса» их герои только недавно нашли друг друга – героиня Спивак помогает герою Розина справиться с гибелью жены, матери Егора. «Для Алексея и Марьяны наш фильм – это совершенно новый опыт, совершенно другие образы и отношения, – рассказывает Подгаевский. – Вся их история в «Нелюбви» заложена в названии картины. В «Яге» же совсем наоборот: это история о любви, которую однажды потеряли, но все же смогли обрести вновь».
  • Святослав Подгаевский выстраивает в своих фильмах вселенные, которые становятся узнаваемыми для поклонников жанра в России и за рубежом. Есть у режиссера и традиции, например, обязательное появление в кадре актера МХТ им. Чехова Игоря Хрипунова, чьи небольшие роли зрители встречают с неизменным восторгом. «Игорь – артист, которого я люблю и уважаю, – делится Подгаевский. – Он всегда придумывает на площадке классные вещи и делает очень точные предложения по развитию линии своего персонажа. Мы давно дружим, и мне всегда приятно с ним работать». В новом хорроре Хрипунов сыграл отца, несколько лет назад потерявшего из-за Яги свою дочь, но не смирившегося с потерей: он отшельником живет в лесу, неподалеку от логова ведьмы, и надеется однажды вернуть своего ребенка. Именно этот герой становится для юных героев проводником между мирами.
  • Кастинг на главные роли стал для команды фильма непростой задачей. «Я стараюсь особо не делить актеров на взрослых и детей, – признается Подгаевский. – Дети, конечно, менее опытные, но нельзя сказать, что они менее талантливы. Работать с ними безумно интересно, потому что они более открыты миру и кинематографу, им, наконец, просто любопытно. Они воспринимают кино как игру. Ребята готовы делать неожиданные и яркие вещи, экспериментировать. Они воспринимают историю очень лично, ставят себя на место персонажей и идут от себя и своих ощущений». На роль Егора был выбран юный актер Олег Чугунов, который, несмотря на то, что ему всего 15ть, может похвастаться четырьмя десятками кинолент и телесериалов в фильмографии. «Я уверен, что Олегу предначертана большая творческая судьба, хотя даже в своем возрасте он уже опытный артист с обширной фильмографией, при этом невероятно талантливый и очень трудолюбивый», – говорит Иван Капитонов.
  • Вокруг Подгаевского и Капитонова за годы работы собралась крепкая команда единомышленников, которую можно считать равноправными соавторами лент. Над сценарием вместе с продюсером и режиссером вновь работала Наталья Дубовая, с которой они сотрудничали на фильме «Русалка. Озеро мертвых». Оператором выступил Антон Зенкович, он же снимал «Пиковую даму» и «Русалку». Художником-постановщиком стал Владислав Огай, который дебютирует в жанре хоррор, но уже работал с Иваном Капитоновым.
  • Фильмы Святослава Подгаевского зрители ценят не только за неизбитый закрученный сюжет, замешанный на русском фольклоре, но и за неизменно оригинальный и стильный визуальный ряд. Не станет исключением и «Яга. Кошмар темного леса». Действие ленты было решено перенести в современный спальный район с яркими многоэтажными домами. «Мы решили искать именно современную геометрию в локациях, чтобы на контрасте со страшным, языческим содержанием это работало интереснее, – рассказывает Иван Капитонов. – Чтобы хтонический ужас был интегрирован в урбанистический ландшафт». Святослав Подгаевский признается в стремлении сделать мир «Яги» визуально необычным: «Наше кино решено на общих симметричных планах. Мы много экспериментировали с цветовой гаммой и сложным освещением, вплоть до неонового света в квартирных сценах, чтобы подчеркнуть одиночество персонажей перед новой средой, в которую они попадают. Хотелось создать опасное и пугающее пространство с тревожными вкраплениями насыщенных цветов».
  • Создатели «Яги» стремятся вновь оправдать надежды поклонников русского хоррора – испугать их и заставить задуматься с помощью нетривиального сюжета и разговора об истинных ценностях. «Для нас важно, чтобы зритель, выйдя из зала, не жалел о потраченном времени, – говорит продюсер Иван Капитонов. – Чтобы зритель сказал: классно, я не только пару раз вздрогнул от ужаса, но и узнал что-то новое о людях вокруг меня и о самом себе. Чтобы зритель почувствовал – на самом деле, каждый из нас сильнее любого монстра. Сильнее и опаснее. Поэтому всегда нужно быть начеку и не позволять злу захватить твою душу и сердце».
  • Оформить подписку