Фильм Лето с Моникой

Развернуть трейлер
Трейлер

Фильм Лето с Моникой

О фильме

Один из ранних фильмов шведского мастера Ингмара Бергмана был снят в 1953 году по роману писателя Пера Андерса Фогельстрема. Роль легкомысленной восемнадцатилетней Моники сыграла актриса Харриет Андерссон, впоследствии снявшаяся в фильмах Бергмана еще девять раз («Улыбки летней ночи», «Сквозь тусклое стекло», «Шепоты и крики», «Фанни и Александр» и др.) «Лето с Моникой» – черно-белая драма о столкновении личного и социального и неизбежных конфликтах, которые сулит юным героям взрослая ответственная жизнь. Красавица Моника знакомится с Харри, который старше ее всего на год. Моника работает на складке фруктов, а Харри – грузчиком посудной лавки. После очередной ссоры дома Моника и Харри решают сбежать из города, чтобы жить на дикой природе. Молодые люди увлечены друг другом, но идиллия рушится, когда Моника беременеет, а у пары совсем нет денег не только на ребенка, но и на себя. На ivi доступен каталог шедевров Ингмара Бергмана – одного из самых значимых режиссеров мира, небожителя и главного исследователя темной человеческой души. Смотреть онлайн фильм «Лето с Моникой» можно на нашем сайте.

Сюжет

Осторожно, спойлеры

Неухоженные улицы Стокгольма, придорожный трактир. Юная работница у торговца зеленью по имени Моника знакомится с парнем Гарри. Она просит у него закурить, и разговор быстро завязывается. Девушка делится мечтами провести лето за границей, а пока они договариваются пойти вечером в кино. Гарри возвращается на склад – он работает грузчиком в магазине посуды. Начальник неприветливо его встречает, поскольку парень припозднился и требует счета-фактуры, после чего распекает за нерадивость.

Гарри ожидает Монику на улице, они идут в кино, где показывают романтическую картину о несчастной любви. Моника очень эмоционально воспринимает увиденное на экране. Вечером во время прогулки между молодыми людьми быстро вспыхивают чувства, они обнимаются и целуются. Гарри обещает подружке, что «всему научится». Он зовет Монику к себе домой поужинать, та с радостью соглашается. Гарри живет вместе с отцом, который вышел в клуб, и в первый их совместный вечер дарит Монике шарфик. Девушка немедля провоцирует интимную близость, однако им мешает возвращение родителя. Моника стесняется и уходит. Гарри провожает подругу, и по дороге они наталкиваются на ее бывшего нагловатого ухажера Лелле. Когда Гарри возвращается домой, хулиган избивает его в подворотне.

Утро Моники: тяжелое пробуждение, сигарета, шум от детей и упреки деспотичной матери. От братьев девушка слышит в спину оскорбления, а по приходу на работу к ней подкатывает коллега. Моника гордо отвечает, что у нее есть парень. К ней домогается тот уличный хулиган, но Моника отшивает и его. Вечером на улице она видит одного из своих братьев, который прячется под чужой машиной. Внезапно слышится выстрел, и подвыпившие мужики, вышедшие из бара, в страхе разбегаются.

Родители Моники устраивают веселье в честь годовщины свадьбы. Дочь реагирует на это событие нервно. Пьяный отец поднимает на нее руку, она в отчаянии собирает чемодан и сбегает. Приходит девушка к Гарри, но парень не торопится его оставлять у себя, ссылаясь на приход тетки. Вместо этого юноша собирает свои вещи, берет ключи и сажает Монику на отцовский катер. Влюбленные обустраиваются в трюме и готовятся ночевать. Утром Гарри вскакивает, собирается на работу, а Моника, выпросив в парня на еду, остается. От начальника ему крепко достается за опоздание. Дело оканчивается увольнением. Гарри как на крыльях возвращается к Монике, и они решают уплыть из города, бросив якорь где-то на необжитой окраине с дикой природой.

Поначалу влюбленные в восторге от нахлынувшей свободы и крепнущих чувств. Они наслаждаются отдыхом и друг другом. Они бегают по острову, любуются птицами, и почти совершенно счастливы. Прежняя рабочая жизнь представляется им теперь чем-то далеким и совершенно не важным. На лоне природы девушка впервые полностью оголяется перед парнем.

Утром они отплывают и к вечеру прибывают на какую-то вечеринку с танцами. Моника и Гарри присоединяются к всеобщему веселью. Они замечают невесть откуда там оказавшегося экс-кавалера Моники Лелле и спешно удаляются. Вечером на закате Гарри рассказывает о своей семье, он делится планами выучиться на инженера. Моника сообщает, что забеременела. Обрадованный Гарри хочет немедленно возвращаться в город, но она не торопится. Разговор о мечтах заканчивается ничем.

Поутру любовников на острове находит Лелле. Он пользуется их отсутствием, перетряхивает вещи и устраивает поджог катера. Мгновенно вспыхивает драка между парнями, в которой Гарри терпит поражение, но благодаря Монике берет убедительный реванш. Соперник повержен и уходит с позором, а влюбленные снова счастливы. Вечером на радостях они напиваются и играют в салочки.

На следующий день Моника выражает недовольство однообразным завтраком. Ей надоело постоянно питаться одними грибами, и она предлагает забраться в чужой сад, чтобы нарвать яблок. Вечером они это осуществляют, но по неопытности Монику ловят хозяева и затаскивают в дом. Мужчина вызывает полицию, а воровка, улучив момент, утаскивает огромный кусок жареного мяса и вырывается, но находит своего Гарри далеко не сразу. Наконец они отплывают. По пути Моника бьется в истерике, и любовники ссорятся.

Продуктовые запасы у беглецов полностью иссякают, и им приходится вернуться в город. Деятельная тетка Гарри берется помочь молодым людям обойти бюрократические проволочки и заключить брак. Это ей удается. Гарри устраивается на неплохую работу и с тревогой ожидает вестей из роддома. У них с Моникой рождается девочка, которую называют Джуной.

Быт молодоженов протекает непросто. Беспокойный плач малышки не позволяет Гарри нормально спать. Он тщетно пытается ее успокоить, в то время как Моника самоустраняется. Параллельно Гарри по ночам зубрит, так как не оставляет попыток поступления в институт. Утром он собирается в командировку, а Моника пилит молодого мужа за то, что тот мало денег в дом приносит. Заодно полоскает и его тетю. Сама Моника даже мысли не допускает вернуться на работу. При этом ворчит, что ей не в чем выйти в свет. Расстроенный Гарри уходит.

Моника тратит оставленные ей мужем небольшие деньги на гулянки. Гарри возвращается из командировки раньше срока, а дома ждет сюрприз: Моника изменяет ему с тем самым хулиганом Лелле. Происходит выяснение отношений. Гарри проявляет благоразумие, говорит о необходимости семейных трат, но капризная Моника не желает ничего слушать. Она жалеет о том, что стала женой и матерью. Откровенный разговор не приносит облегчения. Моника признается, что любит Лелле, и Гарри, не помня себя, колотит жену. Разрыв неизбежен, и вскоре Моника уходит.

Скудный скарб новобрачных с ворчанием разбирают старьевщики. Гарри твердо настроен растить дочку самостоятельно, вернувшись в дом отца. На руках с малышкой он проходит мимо зеркальной витрины и подносит к ней девочку. Гарри вспоминает проведенное лето с Моникой. Вспоминает их недолгое счастье, и снова видит себя – окончательно повзрослевшего.

Знаете ли вы, что

  • Основой для фильма послужил одноименный роман Пера Андерса Фогельстрёма.
  • В одном из интервью Ингмар Бергман признался, что нарочно стилизовал картину «Лето с Моникой» под типичные киноленты эпохи итальянского неореализма. Имелась в виду традиционная диалектика фильмов Лукино Висконти, Роберто Росселлини, Пьер Паоло Пазолини и Джузеппе Де Сантиса. Однако художественный почерк Бергмана сильно отдалил «Лето с Моникой», как если бы она имела итальянское происхождение, и в этом заслуга, прежде всего, истинно скандинавских характеров главных героев. Их эмоциональная сдержанность резко контрастирует с итальянской экспрессивностью.
  • Исполнительница роли Моники, Харриет Андерссон – одна из любимых актрис Бергмана. Это первый фильм, в котором они работали вместе, а всего она снялась у него в десяти. Не считая картин, к которым Бергман приложил руку в качестве сценариста.
  • Типаж Моники, как ветреной, капризной, распущенной и меркантильной молодой героини роднит ее с Манон Леско – главным персонажем ленты «Манон» Анри-Жоржа Клузо. Также Монику можно позиционировать своеобразным антиподом юной проститутки Биргитты-Каролины из более раннего фильма Бергмана «Тюрьма». Если последняя, будучи гулящей девчонкой, отличалась чистотой души и добротой сердца, то несколько более благополучная в сравнении с ней Моника – воплощение порочной незрелости.
  • Важный нюанс в понимании заложенного режиссером смысла ожидает зрителя в эпизоде, когда Гарри с младенцем на руках глядится в зеркальную витрину и словно видит в ней обнаженную Монику, какой она запомнилась ему в период совместно проведенного лета. Бергман подчеркивает этим, что девушке абсолютно все равно, что о ней думают, и ни в каком нравственном развитии она не нуждается. Если Гарри проходит серьезный эволюционный путь и заметно взрослеет, то Моника ровно та же, что и в начале фильма. В исполнении режиссера это практически явление «разрушенной четвертой стены».
  • После исполнения своей роли за Харриет Андерссон надолго закрепился статус секс-символа шведского кино.
  • Ошибки в фильме

  • Бывший ухажер Моники, задиристый тип Лелле вставлял влюбленным палки в колеса и в Стокгольме. Но каким образом он оказался на том самом острове, куда чисто случайно приплыли Моника с Гарри? И более того, если они, едва заметив Лелле, тут же поспешили убраться, то как он среди подвыпившей танцующей толпы, смог так быстро их заметить?
  • Поджигатель из Лелле значительно менее умелый, чем сыщик-любитель. Он перетряхивает вещи Моники и Гарри на катере, а затем его поджигает. Однако некоторое время спустя любовники вынуждены возвращаться в Стокгольм. На том же самом подожженном катере. Весьма сомнительная огнеупорность этого суденышка.