В новом семейном комедийном проекте "Артек. Большое путешествие" режиссеров Карена Захарова (сериал "Объявлен мертвым") и Армена Ананикяна ("Одной левой") сочетаются моменты путешествий во времени и желание рассказать о детях, которые изо всех сил стараются изменить настоящее для своих родителей. Постановщики вместе с командой сценаристов соединяют пространственно-временной континуум и отправляют главных героев во время, памятное большей части взрослой аудитории, во времена позднего СССР, в легендарный пионерский лагерь "Артек". Для обычных, рядовых пионеров "Артек", впрочем, как и его черноморский "собрат" "Орленок", были чем-то близким к мифу, полету в космос, путешествием для активистов, талантов и олимпиадных умников, дающим воспоминания на всю жизнь и позволяющим полностью погрузиться в особенную вселенную детства. С точки зрения аудитории Захарову и Ананикяну удалось практически невозможное, в режиссерской интерпретации дерево желаний из "Артека" дает не только необходимую порцию волшебства для происходящего, но и позволяет запустить ироничный взгляд современных детишек на своих не таких уж и безупречных родителей.
Само собой, авторы максимально комфортно и без акцентов представляют психологические травмы каждого из протагонистов. И если для задерганного материнским воспитанием Ромы (Даниил Большов) отсутствие отцовской фигуры, разбившегося летчика-испытателя, считывается с максимальной четкостью, то желание юного рок-гитариста Ярика (Алексей Онежен, "Спасибо деду за победу") произвести впечатление на самого Сергея Жукова из "Руки вверх" и отделаться от семейного "проклятия" имеет тонкий постмодернистский эффект. Герой Онежена и юный Серёжа обязательно встретятся и зажгут на артековской сцене. Причем неувядающее "Прекрасное далеко" у Захарова и Ананикяна в очередной раз станет абсолютно беспроигрышным камертоном для фильма и в новой версии будет отчетливо говорить, что вслед за переменами в музыкальных предпочтениях будут и другие, более глобальные сдвиги. Семейный кризис родителей блогера Николетты (Елизавета Анохина) и ее младшего брата Елисея (Даниил Муравьев-Изотов, "Робо") заставляет детей сплотиться и общими усилиями восстановить счастье и гармонию в отношениях старших, которые, да-да, начинались в неприлично юном возрасте также в "Артеке". Максимально достоверно при помощи квартета протагонистов Захаров и Ананикян показывают насколько быстро дети могут адаптироваться к невероятной новой ситуации и помочь сбыться своим желаниям при помощи родителей-ровесников. Поэтому "Артек. Большое путешествие" очень бережно адаптирует множество социальных и ролевых клише из конца 80-х и ни на секунду не заставляет сомневаться в реальности пионерского происходящего, когда красногалстучная эстетика становится не более чем фоном и декорацией.
При просмотре "Артек. Большое путешествие" ни на мгновение не покидает ощущение, что Захаров и Ананикян, а вслед за ними и вся остальная взрослая часть съемочной группы пытались воскресить на полтора часа дух того легендарного советского кино, которое во многом заложило творческие паттерны для освоения такой старой и в то же самое время новой артековской территории. Было бы странно сравнивать работу постановщиков с классической франшизой "Назад в будущее" Роберта Земекиса, нарративы фильмов опираются на абсолютно разные архетипы, однако желание детей, свалившихся из будущего, прокладывает путь благих намерений с намного большей прямотой и искренностью намерений. С этой точки зрения Захаров и Ананикян максимально дистанцируются от реальной идеологической повестки, избегают "гласности" и "перестройки", в первую очередь концентрируясь на том, чем так славились поездки в пионерские республики - на культивировании дружбы и творческом соперничестве, от которого фактически в итоге выигрывали все.
Очевидно, что далеко не все взрослые, в отличие от приезжавших на смены артековцев, могли похвастаться моральной чистотой и отсутствием нездорового карьеризма. Сергей Сергеевич Курочкин (Михаил Галустян, "Дракулов", "Прабабушка легкого поведения. Начало") у постановщиков оказывается таким вариантом карикатурного позднесоветского карьериста, инфантильного манипулятора, не умеющего достойно проигрывать и делающего из своей бородато-мужской харизмы настоящую буффонаду. По факту, персонаж Галустяна, который также был по сюжету в детстве артековцем, воплощает давние традиции и демонстрирует сентиментальную преемственность эскаписта, который по всей вероятности крайне неуверенно себя чувствует за пределами легендарной локации.
Однако на всякого Бармалея в проектах, подобных работе Захарова и Ананикяна, должна быть настоящая Красавица, или просто Елизавета Ивановна (Елизавета Моряк, сериалы "Здравствуйте, вам пора" и "Стриптизёры"), девушка честная, полностью отдающая себя детям и от того в меру фрустрированная из-за постоянного нахождения в тени успехов более ушлого Курочкина. Весьма тонко режиссеры выводят побочную линию служебной романтики Галустяна и Моряк, без карамельно-букетного периода, но с горящим и страстным сердцем руководителей двух конкурирующих дружин. Причем ужимки Сергея Сергеевича в большей степени отдают неким профессиональным цинизмом большого ребенка, постоянно готового удивлять Ольгу Андреевну (Людмила Артемьева, сериал "Большая секунда"), начальницы "Артека", являющуюся для него эрзацем материнской фигуры. Напротив, в исполнении Елизаветы Моряк есть те неподдельные штрихи из собирательного детства, когда пионервожатая в силу отсутствия достаточного социального опыта завоевывала сердца искренностью и интуитивной педагогической смекалкой.
Нельзя не отметить, что несмотря на многочисленные цитаты из современной жизни, обилие слэнга и очень милых ностальгических пасхалок, "Артек. Большое путешествие" Карена Захарова и Армена Ананикяна оказывается вариантом герметичного фильма, вещью в себе и лабораторным экспериментом, где есть химия удачного слияния персонажей и эпох. В этом есть проявление важнейшего свойства памяти, когда детское прошлое оказывается определенным индикатором той глубины и чистоты мечты, которая оказалась сломана и загублена под гнетом обстоятельств, прагматизма и усталости от жизни. Благодаря такому подходу команда пришельцев из будущего у Захарова и Ананикяна выглядит намного более мотивированной и заземленной, в отличие от своих родителей Рома, Ярик, Елисей и Николетта оказываются теми, кто слишком четко хочет радикально изменить ситуацию и готов на любые риски. Комедийные оттенки в режиссуре постоянно сглаживают общую жесткую установку, когда протагонисты в условиях временного лимита достигают триумфа создают столь необходимые апгрейды в судьбе своих родителей. Практически по касательной, по-партизански, Захаров и Ананикян выводят зрителей на общей тренд победы коллективизма над индивидуальностью, когда только слаженная команда может стать носителем общего успеха.
Кроме того, авторам удается произвести небольшую, но все-таки революцию по части подхода к закрытию взрослых гештальтов, родители, бывшие отличники, у постановщиков даже в эпизодических ролях не производят нужного впечатления и срочно нуждаются в сверхъестественной доработке. С точки зрения взаимного проникновения поп-культур аналоговые 80-е у Захарова и Ананикяна обладают заведомым преимуществом перед цифровизированным настоящим. Режиссеры, не скупясь на сюжетные комплименты, поют гимн артековской свободе самовыражения, когда максимально пластичная детская среда и овеянное пионерской романтиком место провоцировали на творчество. Говоря о взрослых исполнителях ролей, важно отметить Яна Цапника (сериал "Модный синдикат") в роли образцового советского отца-молодца, вправляющего сыну, который мечтает снимать кино, настоящие ценности и в то же самое время подверженного всеобщему мракобесию и заряжающему воду при помощи ТВ.
В общем и целом "Артек. Большое путешествие" Захарова и Ананикяна создает праздничную атмосферу игры с простыми правилами и дает возможность прикоснуться к общему коллективному детскому прошлому, где беззаботность и защищенность позволяли творить настоящие чудеса. Гений места у авторов выдержан максимально аутентично и без всякой навязчивой пропаганды заставляет поверить в феномен "Артека", где исчезают границы между сказкой и реальностью. Без большого труда и без натужного и фальшивого энтузиазма постановщикам удается убедить аудиторию в том, что дети даже спустя 30 лет остаются примерно теми же самыми, с теми же самым проблемами и комплексами. Лента Захарова и Ананикяна убеждает в таком четко транслируемом главном - важно реализовывать себя, жить своей жизнью, но при этом держаться семьи и корней, ладить с людьми и находить новых друзей. Присутствие доли волшебства в финале заставляет воспринимать фильм как приятный вещий сон, своеобразную терапию для лучшего понимания себя и своих близких, от которой нет необходимости обнажать жизненные драмы, но есть возможность спроецировать душевные раны и обнять тех, кто рядом. Поэтому "Артек. Большое путешествие" со всей полнотой справляется с задачей и дает четкие установки о том, как дети могут при помощи прошлого своих родителей найти новые горизонты в собственном будущем.
8,5
2022, Россия, Комедии
104 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На ivi запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
В новом семейном комедийном проекте "Артек. Большое путешествие" режиссеров Карена Захарова (сериал "Объявлен мертвым") и Армена Ананикяна ("Одной левой") сочетаются моменты путешествий во времени и желание рассказать о детях, которые изо всех сил стараются изменить настоящее для своих родителей. Постановщики вместе с командой сценаристов соединяют пространственно-временной континуум и отправляют главных героев во время, памятное большей части взрослой аудитории, во времена позднего СССР, в легендарный пионерский лагерь "Артек". Для обычных, рядовых пионеров "Артек", впрочем, как и его черноморский "собрат" "Орленок", были чем-то близким к мифу, полету в космос, путешествием для активистов, талантов и олимпиадных умников, дающим воспоминания на всю жизнь и позволяющим полностью погрузиться в особенную вселенную детства. С точки зрения аудитории Захарову и Ананикяну удалось практически невозможное, в режиссерской интерпретации дерево желаний из "Артека" дает не только необходимую порцию волшебства для происходящего, но и позволяет запустить ироничный взгляд современных детишек на своих не таких уж и безупречных родителей. Само собой, авторы максимально комфортно и без акцентов представляют психологические травмы каждого из протагонистов. И если для задерганного материнским воспитанием Ромы (Даниил Большов) отсутствие отцовской фигуры, разбившегося летчика-испытателя, считывается с максимальной четкостью, то желание юного рок-гитариста Ярика (Алексей Онежен, "Спасибо деду за победу") произвести впечатление на самого Сергея Жукова из "Руки вверх" и отделаться от семейного "проклятия" имеет тонкий постмодернистский эффект. Герой Онежена и юный Серёжа обязательно встретятся и зажгут на артековской сцене. Причем неувядающее "Прекрасное далеко" у Захарова и Ананикяна в очередной раз станет абсолютно беспроигрышным камертоном для фильма и в новой версии будет отчетливо говорить, что вслед за переменами в музыкальных предпочтениях будут и другие, более глобальные сдвиги. Семейный кризис родителей блогера Николетты (Елизавета Анохина) и ее младшего брата Елисея (Даниил Муравьев-Изотов, "Робо") заставляет детей сплотиться и общими усилиями восстановить счастье и гармонию в отношениях старших, которые, да-да, начинались в неприлично юном возрасте также в "Артеке". Максимально достоверно при помощи квартета протагонистов Захаров и Ананикян показывают насколько быстро дети могут адаптироваться к невероятной новой ситуации и помочь сбыться своим желаниям при помощи родителей-ровесников. Поэтому "Артек. Большое путешествие" очень бережно адаптирует множество социальных и ролевых клише из конца 80-х и ни на секунду не заставляет сомневаться в реальности пионерского происходящего, когда красногалстучная эстетика становится не более чем фоном и декорацией. При просмотре "Артек. Большое путешествие" ни на мгновение не покидает ощущение, что Захаров и Ананикян, а вслед за ними и вся остальная взрослая часть съемочной группы пытались воскресить на полтора часа дух того легендарного советского кино, которое во многом заложило творческие паттерны для освоения такой старой и в то же самое время новой артековской территории. Было бы странно сравнивать работу постановщиков с классической франшизой "Назад в будущее" Роберта Земекиса, нарративы фильмов опираются на абсолютно разные архетипы, однако желание детей, свалившихся из будущего, прокладывает путь благих намерений с намного большей прямотой и искренностью намерений. С этой точки зрения Захаров и Ананикян максимально дистанцируются от реальной идеологической повестки, избегают "гласности" и "перестройки", в первую очередь концентрируясь на том, чем так славились поездки в пионерские республики - на культивировании дружбы и творческом соперничестве, от которого фактически в итоге выигрывали все. Очевидно, что далеко не все взрослые, в отличие от приезжавших на смены артековцев, могли похвастаться моральной чистотой и отсутствием нездорового карьеризма. Сергей Сергеевич Курочкин (Михаил Галустян, "Дракулов", "Прабабушка легкого поведения. Начало") у постановщиков оказывается таким вариантом карикатурного позднесоветского карьериста, инфантильного манипулятора, не умеющего достойно проигрывать и делающего из своей бородато-мужской харизмы настоящую буффонаду. По факту, персонаж Галустяна, который также был по сюжету в детстве артековцем, воплощает давние традиции и демонстрирует сентиментальную преемственность эскаписта, который по всей вероятности крайне неуверенно себя чувствует за пределами легендарной локации. Однако на всякого Бармалея в проектах, подобных работе Захарова и Ананикяна, должна быть настоящая Красавица, или просто Елизавета Ивановна (Елизавета Моряк, сериалы "Здравствуйте, вам пора" и "Стриптизёры"), девушка честная, полностью отдающая себя детям и от того в меру фрустрированная из-за постоянного нахождения в тени успехов более ушлого Курочкина. Весьма тонко режиссеры выводят побочную линию служебной романтики Галустяна и Моряк, без карамельно-букетного периода, но с горящим и страстным сердцем руководителей двух конкурирующих дружин. Причем ужимки Сергея Сергеевича в большей степени отдают неким профессиональным цинизмом большого ребенка, постоянно готового удивлять Ольгу Андреевну (Людмила Артемьева, сериал "Большая секунда"), начальницы "Артека", являющуюся для него эрзацем материнской фигуры. Напротив, в исполнении Елизаветы Моряк есть те неподдельные штрихи из собирательного детства, когда пионервожатая в силу отсутствия достаточного социального опыта завоевывала сердца искренностью и интуитивной педагогической смекалкой. Нельзя не отметить, что несмотря на многочисленные цитаты из современной жизни, обилие слэнга и очень милых ностальгических пасхалок, "Артек. Большое путешествие" Карена Захарова и Армена Ананикяна оказывается вариантом герметичного фильма, вещью в себе и лабораторным экспериментом, где есть химия удачного слияния персонажей и эпох. В этом есть проявление важнейшего свойства памяти, когда детское прошлое оказывается определенным индикатором той глубины и чистоты мечты, которая оказалась сломана и загублена под гнетом обстоятельств, прагматизма и усталости от жизни. Благодаря такому подходу команда пришельцев из будущего у Захарова и Ананикяна выглядит намного более мотивированной и заземленной, в отличие от своих родителей Рома, Ярик, Елисей и Николетта оказываются теми, кто слишком четко хочет радикально изменить ситуацию и готов на любые риски. Комедийные оттенки в режиссуре постоянно сглаживают общую жесткую установку, когда протагонисты в условиях временного лимита достигают триумфа создают столь необходимые апгрейды в судьбе своих родителей. Практически по касательной, по-партизански, Захаров и Ананикян выводят зрителей на общей тренд победы коллективизма над индивидуальностью, когда только слаженная команда может стать носителем общего успеха. Кроме того, авторам удается произвести небольшую, но все-таки революцию по части подхода к закрытию взрослых гештальтов, родители, бывшие отличники, у постановщиков даже в эпизодических ролях не производят нужного впечатления и срочно нуждаются в сверхъестественной доработке. С точки зрения взаимного проникновения поп-культур аналоговые 80-е у Захарова и Ананикяна обладают заведомым преимуществом перед цифровизированным настоящим. Режиссеры, не скупясь на сюжетные комплименты, поют гимн артековской свободе самовыражения, когда максимально пластичная детская среда и овеянное пионерской романтиком место провоцировали на творчество. Говоря о взрослых исполнителях ролей, важно отметить Яна Цапника (сериал "Модный синдикат") в роли образцового советского отца-молодца, вправляющего сыну, который мечтает снимать кино, настоящие ценности и в то же самое время подверженного всеобщему мракобесию и заряжающему воду при помощи ТВ. В общем и целом "Артек. Большое путешествие" Захарова и Ананикяна создает праздничную атмосферу игры с простыми правилами и дает возможность прикоснуться к общему коллективному детскому прошлому, где беззаботность и защищенность позволяли творить настоящие чудеса. Гений места у авторов выдержан максимально аутентично и без всякой навязчивой пропаганды заставляет поверить в феномен "Артека", где исчезают границы между сказкой и реальностью. Без большого труда и без натужного и фальшивого энтузиазма постановщикам удается убедить аудиторию в том, что дети даже спустя 30 лет остаются примерно теми же самыми, с теми же самым проблемами и комплексами. Лента Захарова и Ананикяна убеждает в таком четко транслируемом главном - важно реализовывать себя, жить своей жизнью, но при этом держаться семьи и корней, ладить с людьми и находить новых друзей. Присутствие доли волшебства в финале заставляет воспринимать фильм как приятный вещий сон, своеобразную терапию для лучшего понимания себя и своих близких, от которой нет необходимости обнажать жизненные драмы, но есть возможность спроецировать душевные раны и обнять тех, кто рядом. Поэтому "Артек. Большое путешествие" со всей полнотой справляется с задачей и дает четкие установки о том, как дети могут при помощи прошлого своих родителей найти новые горизонты в собственном будущем.