Назад

Фильм [4k] Таинственный сад

The Secret Garden
Развернуть трейлер
Поделиться
6,1
рейтинг ivi
недостаточно данных для вывода расширенного рейтинга

Смотрите в 4К! Девочка Мэри переезжает в английское поместье своего дяди. Ей запрещено разгуливать по территории, но Мэри случайно обнаруживает тайный выход к удивительному саду, где исполняются мечты. Воодушевляющее, светлое и визуально захватывающее фэнтези для семейного просмотра от продюсера франшизы «Гарри Поттер» и «Приключения Паддингтона» Дэвида Хеймана. В основу сценария лег классический детский роман британской писательницы Фрэнсис Элизы Бернетт. Вместе с детьми-актерами в фильме снимались лауреат премии «Оскар» Колин Ферт и обладательница «Золотого глобуса» Джули Уолтерс.

Десятилетняя Мэри вынуждена переехать к дяде – нелюдимому Арчибальду Крейвену, владеющему поместьем на Йоркширских пустошах. Большой мрачный дом, окутанный тайнами, неприветливо встречает маленькую гостью. Мэри, в свою очередь, даже не пытается скрыть свое недовольство и высокомерие: всё равно ей заранее известно, что она «никому никогда не нравится». Но в этом неуютном поместье неожиданно находятся люди, ради которых Мэри сама захочет измениться. Оказывается, она не единственный ребенок в доме, а семья дяди Арчибальда тоже переживает темные и печальные времена. Но есть и луч света – прекрасный, пусть и давно заброшенный сад, куда Мэри случайно попадает во время прогулки. Она по-настоящему влюбляется в это место, приводит сюда новых друзей и убеждается, что здесь живет волшебство и сама надежда.

Красивый, трогательный и увлекательный фильм для всей семьи «Таинственный сад» можно посмотреть в нашем онлайн-кинотеатре.

Языки
Русский, Английский
Субтитры
Русский
Доступные качества

Фактическое качество воспроизведения будет зависеть от возможностей  устройства и ограничений правообладателя

4К, HD, 1080, 720

Знаете ли вы, что

  • Книга Фрэнсис Элизы Бёрнетт «Таинственный сад» была впервые целиком опубликована в 1911 году, а с ноября 1910 по август 1911 года публиковалась частями в журнале The American Magazine. Роман, действие которого происходит в Йоркшире, считается классикой английской литературы.
  • Придумывая свою историю, Бёрнетт использовала необычный подход, превратив главную героиню из традиционно несчастной, вызывающей жалость сироты в очень своенравную девочку. Исследуя таинственный сад, Мэри учится лечить собственные душевные раны. Это отнюдь не история о всеисцеляющей силе любви. Эта история о преображении, в которой затрагиваются темы ограниченной дееспособности и всепобеждающей силы природы. Это приключенческая история для юных читателей, наполненная различными трудностями и необычными поворотами сюжета, как и большинство детских историй.
  • Продюсеры Рози Элисон и Дэвид Хейман из компании Heyday Films рассмотрели в истории темы, которые будут интересны зрителям всех поколений. «У этой книги есть некая власть над нами, заставляющая нас возвращаться к ней снова и снова», – признаётся Элисон. – В самой идее таинственного сада есть что-то предельно простое, но вместе с тем универсальное – одинокий ребёнок в безрадостном поместье находит потайной сад, секретное место с магической целебной силой и исправляет свою жизнь при помощи природы и дружбы». «Это очень трогательная история, – продолжает продюсер. – Я думаю, каждый сможет уловить основной посыл сюжета, который состоит в том, что любой из нас может найти такое потайное место, и если открыть дверь, всё вокруг зальёт солнечный свет, всё изменится и расцветёт. Тема поиска пути к собственному внутреннему раю знакома каждому из нас». «Это одна из великих сказок о спасении, и во многом эта история очень взрослая, – добавляет Элисон. – Мы считаем, что картина в первую очередь заинтересует женщин, хотя во время опросов мы были поражены, насколько много мужчин признались, что им понравился ТАИНСТВЕННЫЙ САД». Элисон приводит очень наглядный пример. Колин Фёрт, сыгравший Арчибальда Крэйвена, дяди Мэри, был настолько воодушевлён сценарием, который ему прислали из Heyday, что решил прервать свой отпуск, чтобы получить роль. «Колин прочёл сценарий и не смог отказаться, – утверждает продюсер. – Его до глубины души тронула эта история».
  • Хейман считает, что новая экранизация будет универсальна в восприятии зрителями, как и фильмы о Гарри Поттере, которые он продюсировал. «Мы делали фильм не только для детей младшего школьного возраста, но и для взрослых, таких как я, для людей, которым по шестьдесят, семьдесят и больше», – улыбается продюсер. «Сегодня мы ещё больше отдалились от природы, – говорит Элисон, – хотя нуждаемся в ней больше, чем когда бы то ни было. Тем полезнее станет история о маленькой дверце, через которую можно пройти и раскрыть в себе потенциал, о котором и мечтать не приходилось. Надеюсь, наш фильм станет значимым психологическим исследованием, наглядно демонстрирующим то, какими должны быть отношения с природой».
  • Сценарий новой экранизации Элисон и Хейман предложили написать Джеку Торну, именитому сценаристу, в послужном списке которого множество фильмов не только о превратностях детства, но и об изоляции и ограниченной дееспособности. В их числе фильмы ЧУДО и КНИГА СКАУТОВ ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ, сериалы «Молокососы» и Cast Offs, а также спектакли «Впусти меня» и «Гарри Поттер и Проклятое дитя». «Когда берёшься за работу над таким материалом, как ТАИНСТВЕННЫЙ САД, трудно избавиться от мыслей: «Получится старая добрая классика, которую смотришь в воскресенье за чашкой чая», – говорит Элисон. – Нам же хотелось снять что-то современное, что было бы актуально и имело определённый резонанс. У Джека есть свой вполне современный стиль. Он умеет описывать детские эмоции и манеру разговора. Кроме того, он крайне заинтересован темой обездоленных детей и инвалидов. Достаточно сказать, что он написал пьесу «Впусти меня» для театра Royal Court. Учитывая всё это, мы решили, что он справится. У Джека большое сердце и ранимая душа. Он умеет быть мягким, лиричным и спонтанным, поэтому мне хотелось верить, что ТАИНСТВЕННЫЙ САД зацепит его».
  • Торну книга понравилась ещё в детстве. Затем он перечитал её по рекомендации Heyday и понял, что в сознательном возрасте роман ему нравится ещё больше. «Это удивительная книга, – считает сценарист, – с множеством невероятных сюжетных поворотов, рассказывающая о несчастной девочке, которой удаётся найти саму себя. Перечитывая книгу, я был поражён тем, насколько мрачной она оказалась, и мне это безумно импонировало». Особенно сценариста привлекла идея выяснить, что же сделало Мэри такой. «Я хотел показать, что детство этой девочки было фактически разрушено взрослыми и восстановлено детьми, – объясняет Торн. – Их с Колином связывало то, что они страдали от недостатка внимания со стороны взрослых, и мне хотелось подчеркнуть этот аспект в сценарии».
  • И в книге, и в сценарии Торна описывается жизнь Мэри в Индии. «Мы немного времени провели в Индии, – говорит сценарист, – в фильме это будут отрывочные сцены воспоминаний. Но этого вполне достаточно, чтобы рассказать историю девочки. Её не любили так, как того заслуживает любой ребёнок, но на то были весьма сложные, недоступные детскому пониманию причины. Как бы то ни было, именно дети вернули её к полноценной жизни». «Засаживая пепелище собственной души новыми саженцами и ухаживая за всходами новой надежды, Мэри заглядывала внутрь себя, и это крайне важно для каждого из нас, – добавляет Торн. – Кроме того, я хотел особенно отметить, как природа может изменить каждого из нас. Фильм воодушевит молодёжь выйти из дома, построить шалаш в саду или парке, и, если это случится, – прекрасно!»
  • Торн принялся за сценарий, а Элисон и Хейман тем временем приступили к поискам режиссёра. Им посчастливилось увлечь проектом британского сценариста, обладателя трёх премий BAFTA Марка Мандена, в фильмографии которого сериалы «Утопия», «Багровый лепесток и белый», «Сокровище нации» (над которым он работал с Торном), фильм ПЕЧАТЬ КАИНА, а также другие успешные проекты. «О Марке мы подумали на самых ранних этапах работы над фильмом, – утверждает Элисон. – ТАИНСТВЕННЫЙ САД не похож на другие его картины, отличающиеся уникальным визуальным стилем и постановкой». «Каждый свой проект он пропускает через сердце и докапывается до самой сути психологических травм и эмоций персонажей, – продолжает продюсер. – Он снимал мрачные, унылые и провокационные телепроекты. Но при этом он очень внимательный, мягкий и душевный человек. Когда он берётся за дело, заранее знаешь, что не получится что-то приторное или приевшееся». Манден сразу же понравилась идея. «Сценарий Джека был классическим в плане сохранения общего настроения книги, – говорит режиссёр, – но два аспекта мне понравились особенно. Во-первых, сюжет рассказывает о нелюбимых детях, которые обретают любовь в своей дружбе и которые учатся по-настоящему впервые в жизни быть детьми. Во-вторых, в сценарии чувствовалось то же эмоциональное восприятие детских проблем, что и в книге, требовавшее очень серьёзного, вдумчивого подхода. Обычно взрослые пишут по-взрослому, у них совершенно иное восприятие скорби, чем у детей. В книге дети справляются со своими невзгодами тоже по-взрослому, и мне это кажется очень современным, в духе XXI века».
  • Дэвид Хейман уже не впервые работает над экранизацией книги. Достаточно сказать, что он продюсировал фильмы по серии книг о Гарри Поттере. «Мне кажется, важнее всего сохранить дух книги, а не следовать за ней слово в слово, – считает продюсер. – «Таинственный сад» – классика литературы, поэтому, конечно, какие-то краеугольные камни нужно было оставить, но мы также внесли ряд изменений. Например, мы сменили время действия, поскольку решили, что фильм от этого выиграет в визуальном плане. Но суть истории Бёрнетт мы оставили нетронутой». «Нам показалось, что современным детям будет доступнее картина, в которой не будут мелькать эдвардианские капоры, – объясняет Элисон. – Мы решили перенести действие картины на время сразу после Второй Мировой войны, в 1947 год. Соответственно, родители Мэри могли погибнуть во время вспышки холеры в период Раздела Индии». Это решение помогло кинематографистам создать тревожную атмосферу в особняке Мисселтуэйт. По сюжету, поместье никак не может оправиться после того, как в нём основали госпиталь для раненых солдат. «Таким образом, казалось, что скорбью, которая снедала Мэри, было пропитано всё вокруг, – продолжает Элисон. – Каждого из персонажей так или иначе затронула война. Дом стал убежищем, стоящим особняком от всего остального мира. В таких декорациях история приобрела иной масштаб и значимость».
  • Кинематографисты решили пожертвовать некоторыми второстепенными персонажами, чтобы лучше передать отношения главных героев, особенно сложные взаимоотношения между Колином и его скорбящим отцом Арчибальдом. Из повествования убрали брата Арчибальда, а также садовника. Вместе с тем Джек Торн представил новую героиню – собаку, с которой Мэри подружилась, испытывая острую нехватку внимания в первые дни в Мисселтуэйт. Именно эта собака по воле сценариста привела девочку в таинственный сад.
  • Кинематографисты решили более тщательно расследовать природу скорби семейства, проживающего в Мисселтуэйт. Так в фильме появилось два призрака – и в метафорическом, и в буквальном смысле. Их появление было порождено горем, печать которого лежит на всех обитателях поместья. Матери Мэри и Колина стали очень важными персонажами в сюжете. Они были сёстрами при жизни и остались неразлучны после смерти. «В фильме появятся призраки обеих матерей, – говорит Элисон. – В финале фильма Колин и его отец Арчибальд снова станут одной семьёй. Но в нашей версии и Мэри получит шанс вспомнить родителей, пообщавшись с призраком матери». Призраки матерей настроены миролюбиво. «Эта история о семейных призраках, – добавляет продюсер, – история о цепях семейной безучастности, которые необходимо разорвать. Мэри нужно вылечить раны разрушенного семейства её дяди и свои собственные душевные раны».
  • Элисон отмечает, что в книге Бёрнетт родители Мэри кажутся безответственными – они ходят на вечеринки и совершенно не уделяют дочери внимания. «Родители умирают, и Мэри остаётся эдакой титулованной сиротой, – говорит продюсер. – После этого Бёрнетт практически не возвращалась к фигуре матери, сфокусировавшись на отношениях Колина и его отца». «Мы же решили, что призрак матери может навещать дочку, – продолжает Элисон. – При жизни она обделяла вниманием Мэри. Поэтому мы решили вставить несколько небольших эпизодов, в которых показывали, что за внешней эмоциональной отстранённостью скрывались скорбь и депрессия». Оказавшись в особняке Мисселтуэйт, Мэри слышит по ночам плач и думает, что это призраки солдат, умерших на больничных койках. Она находит потайную комнату и начинает слышать эхо голосов её матери и тёти. Со временем она понимает, что таинственный сад принадлежал покойной матери Колина. «В нашей истории раскрывается идея, что мы живём в окружении призраков наших умерших родственников», – объясняет Элисон. Мандену особенно понравилась идея про призраков. «Мне хотелось создать некое ощущение страшной сказки, если можно так выразиться, – говорит режиссёр. – Наша история о девочке, которая переживает ужасную травму в Индии, теряет родителей и предоставлена самой себе. Оказываясь в Англии, в совершенно чуждой для неё атмосфере, Мэри переживает острый посттравматический синдром. Всё, что у неё есть, – её воображение».
  • В фильме камера переключается между полусонным состоянием Мэри и холодной, туманной реальностью. «Иногда зритель сам не понимает, где заканчивается сон и начинается явь, – объясняет Манден. – Я думаю, именно таким должно быть травматическое состояние. Кажется, нам очень точно удалось передать то, через что прошла Мэри. Наверное, это относится и к взрослым. Персонаж Колина Фёрта – Арчибальд Крэйвен – пережил такое же потрясение. В какой-то момент он совершенно отстранился от сына, заперев его в комнате, таким образом наказывая его». В конечном итоге, он тоже встретится с призраком умершей супруги. Самые значимые изменения коснулись финала фильма. Критики сетовали на недостаточно драматичный финал в книге Бёрнетт, поэтому кинематографисты решили подлить масла в огонь, создав в финале атмосферу тревоги и опасности. Именно в эти моменты призраки всецело проявляют себя. «Кульминационная сцена будет объята пламенем пожара, – говорит Элисон. – Есть некая аналогия с «Джейн Эйр», хотя в книге этой сцены не было. Мы посещали многие английские дома-музеи, и практически в каждом из них когда-то был пожар».
  • Огонь ассоциируется с очищением и возрождением дома в финале фильма, а следовательно и с возрождением семейства.
  • Мэри Леннокс – девочка с богатым воображением и завышенной самооценкой. Кинематографисты хотели видеть в этой роли актрису, пока не известную широкому зрителю. Директор по кастингу отсмотрел пробы около 800 претенденток и, наконец, выбор пал на 12-летнюю Дикси Эгерикс. Манден искренне восхищается исключительным талантом юной актрисы: «Ей было всего 12 лет, когда мы впервые встретились, но и в свои 12 она рассуждала, как в 26, – утверждает режиссёр. – С ней было интересно говорить, можно было давать ей советы, как взрослому актёру, но при этом она сохранила детскую непосредственность, которая нам так была нужна для сцен в саду. Мне хотелось, чтобы в сценах в саду были игры и веселье, чтобы дети пачкались, гонялись за бабочками и свистели в своё удовольствие. Может быть, это звучит как-то старомодно, но для меня – актуально и по сей день. В Дикси была эта замечательная инфантильность, и я старался продемонстрировать её в фильме, хотя она играет совершенно другую по характеру героиню». «Мне нужна была девочка, способная понять и передать всю гамму переживаний и эмоциональных перепадов, описанные Джеком в сценарии, – продолжает Манден. – При этом её истинный возраст должны были выдавать сцены, в которых Мэри одевается или пританцовывает». Эгерикс была рада получить эту роль. «Я с трудом в это поверила, – восклицает актриса. – Мне очень понравилось то, что Мэри в начале фильма кажется очень обиженной девочкой, которой очень больно. Она потеряла всё. Но по мере раскрытия сюжета она превращается в очаровательную героиню. Она понимает, что с ней произошло, и мне было очень приятно играть такую роль. А ещё мне понравилось, что Мэри вовсе не слащава и говорит то, что думает». «Мне кажется, в этом фильм получился феминистическим, – добавляет Эгерикс. – История рассказывается от имени Мэри, даже больше, чем в книге. И мне кажется, это очень круто».
  • Эгерикс отмечает, что ей особенно понравилось то, какую роль в сюжете сыграла природа и сам сад. Актриса убеждена, что это крайне актуально для детей XXI века: «Я думаю, что говорить о природе сейчас очень важно, потому что многие молодые люди, включая и меня саму, конечно, проводят много времени в своих телефонах. Фильм открыл мне глаза на то, сколько вокруг красивого и интересного. Мы всё это можем видеть и чувствовать, если отлипнем от экранов телефонов!» «Моя мама – флорист, отец – садовод, дедушка – агроном, – продолжает актриса, – так что я выросла в семье, тесно общающейся с природой, но именно этот фильм воодушевил меня больше времени проводить на свежем воздухе». Эгерикс читала книгу Бёрнетт, но по-настоящему её тронул сценарий Торна. «Джек мастерски переделал сюжет для современности, оставив ключевые аспекты нетронутыми, – считает она. – В сценарии чётко показывается, как люди могут измениться. Это касается и Мэри с Колином, и взрослых тоже». Чтобы раскрыть внутренний мир Мэри, кинематографисты сделали акцент на воображении девочки (которое, к слову, было описано и в книге). Воображение несколько сглаживало одиозность героини в начале истории. Для более детальной проработки этого качества героини кинематографисты обратились к другой книге Бёрнетт «Маленькая принцесса», опубликованной в 1905 году. «Из «Маленькой принцессы» мы позаимствовали описание воображения героини, – говорит Элисон. – Мы хотели, чтобы в центре истории было детское воображение». Воображение и эмоциональность помогали Мэри по мере развития сюжетной линии фильма. «Отчасти это история о том, как дети начинают понимать мир взрослых, начинают видеть те сложности, с которыми предстоит столкнуться, – объясняет продюсер. – Мэри сама исправляет ошибки своего детства, воссоединяя своего двоюродного брата Колина с отдалившимся от него отцом Арчибальдом».
  • Арчибальд Крэйвен, дядя Мэри и хозяин поместья Мисселтуэйт, весьма загадочный персонаж. В истории он описывается, как архетип одинокой фигуры, блуждающей по замку, как в КРАСАВИЦЕ И ЧУДОВИЩЕ или ДЖЕЙН ЭЙР. Эту роль было весьма непросто сыграть, поэтому кинематографисты предложили её одному из самых талантливых актёров нашего времени – обладателю премии «Оскар» Колину Фёрту. Фёрт прервал отпуск, чтобы получить роль. «Я думаю, Колин по-настоящему отважен, если взялся за амплуа убитого горем Арчибальда, – говорит Манден. – Он тщательно исследовал тему мужской скорби. Арчибальд – не из тех персонажей, которые нравятся зрителю. Если это и случится, то только благодаря тому, насколько тщательно Колин проработал свою роль и насколько много самого себя отдал герою». Дэвид Хейман соглашается с коллегой: «Благодаря таланту Колина зритель будет проявлять к его персонажу симпатию, переживать за него. Нам несказанно повезло заполучить звезду не только британского кинематографа, но и мировой величины». По словам Фёрта, играть такого персонажа, какой был описан в сценарии Торна, было очень интересно. «Он очень загадочен, – объясняет актёр, – и он отнюдь не сразу появляется в кадре. Знакомство Мэри со своим дядей не на шутку пугает девочку. В глазах Мэри он кажется каким-то монстром. Приехав в Мисселтуэйт, Мэри оказывается в жестоком, опустошённом мире полном отчаяния. Поместье стало таким благодаря Арчибальду».
  • «Такие роли мне крайне интересны, потому что приходится прочувствовать все нюансы самому, пропустить их через себя, – продолжает Фёрт. – Арчибальд тяжело переживает утрату любимой супруги, однако он позволяет свой скорби перерасти в ужасную, разрушительную силу». Фёрт уточняет, что пагубность состояния Арчибальда повлияла на всех и всё вокруг него: «Он позволил скорби разрушить самого себя и всех, кто был ему близок. Сад, дом, сын и все люди, которые работали в поместье, – тлетворное воздействие скорби Арчибальда затронуло всех». Фёрт убеждён, что всепожирающая скорбь Арчибальда возмутительно эгоистична: «Он забыл обо всех или, по крайней мере, заставляет себя забыть обо всех. Он делает близким больно, проецируя на них ненависть к самому себе. Его сын стал первым, кто попал под воздействие депрессии, порождённой самобичеванием Арчибальда».
  • Колин Крэйвен – сын Арчибальда и второй по значимости детский персонаж в фильме. Мальчик прикован к своей постели стараниями скорбящего отца. Ему действительно требуется лечение, которым становится дружба с Мэри и последующие выходы в сад. Сыграть роль Колина кинематографисты предложили Эдану Хэйхёрсту. «Когда Эдан пришёл на прослушивание, я подумал, что в том, как он читал, было что-то уникальное, – вспоминает Манден. – Он произносил слова с акцентом, который можно было услышать в 1940-е, так же, как говорили дети в старых фильмах. Я подумал, что эта была очень достойная находка для юного актёра». «После прослушивания мы с ним поговорили – на самом деле, никакого акцента не было, – продолжает режиссёр. – Я спросил, откуда появился этот акцент, а он ответил, что смотрел на YouTube много старых фильмов и просто скопировал акцент у детских персонажей этих картин. Он уже был готов к роли!»
  • Миссис Медлок, экономка в особняке Мисселтуэйт. В книге Бёрнетт она описывается бескомпромиссной, острой на язык женщиной. Однако кинематографисты решили сделать этого персонажа более глубоким и уязвимым. Амплуа предложили дважды номинированной на премию «Оскар» Джули Уолтерс. Она уже работала с Торном и Манденом на съёмках сериала «Сокровище нации», а с Хейманом встречалась намного чаще, поскольку снималась в семи фильмах франшизы о Гарри Поттере и в обоих фильмах ПРИКЛЮЧЕНИЯ ПАДДИНГТОНА. Хейман был рад, что удалось заинтересовать актрису: «Это просто фантастика. Зритель чувствует её героиню и непроизвольно начинает переживать за неё. Может показаться, что в нашем фильме Джули досталось мрачное, а периодически даже пугающее амплуа, поскольку она не позволяет главной героине делать то, что хочет. Во всяком случае, миссис Медлок авторитарна. Но, учитывая то, что роль сыграла Джули, мы смогли одним выстрелом убить двух зайцев. Она может показаться жестокой, но и в её жестокости просматривается гуманность. Она не просто хладнокровная, озлобленная женщина. Джули смогла сделать персонажа весьма многогранным».
  • Манден берётся утверждать, что Уолтерс – одна из лучших актрис из всех, с кем ему доводилось работать. «Она способна на всё, – говорит режиссёр. – Во время обсуждения персонажа миссис Медлок я особо отмечал, что не хочу, чтобы она была карикатурной злодейкой. Она – хранительница этого дома, верная помощница Арчибальда, а в книге, помимо прочего, она описана женщиной, не прощающей ошибок. Однако Джули удалось привнести в её образ уязвимость, загадочность и юмор, которые она искусно спрятала за маской». С самой первой встречи миссис Медлок поняла, что с Мэри ей будет непросто. «Впрочем, она не злится, а скорее сконфужена и отстранена, – отмечает Манден. – Это получилось очень забавно. Джули многое смогла передать своей актёрской игрой. Не думаю, что многие способны на такое». По словам Уолтерс, ей очень понравилось, какой создал её героиню Торн. «Во многом она – представительница викторианской эпохи, – говорит актриса. – Она предельно лояльна и, наверное, даже немножко влюблена в Арчибальда. Моя героиня готова на всё, чтобы защитить Арчибальда и его дом». Управлять таким большим особняком – задача не из лёгких. «Она пытается наладить быт, чтобы всё вернулось на круги своя, чтобы особняк стал таким же, каким был до трагедии, – объясняет Уолтерс. – Ей приходится как-то справляться с Арчибальдом и его депрессией, с его изменившимся мировоззрением. Ничего удивительного в том, что в её характере проявляется нервозность». Уолтерс отмечает профессионализм и эрудированность Эгерикс – с юной актрисой было приятно работать в кадре и общаться за его пределами. «Большую часть сцен мы играли вместе, – вспоминает Уолтерс. – Дикси очень талантлива и умна для своих лет. Во многом наша работа была совершенно не похожа на обычные съёмки с детьми. С ней и поговорить было интересно». «Кроме того, отношения миссис Медлок и Мэри очень интересные, – добавляет Уолтерс. – Мою героиню приводит в полное замешательство и то, как Мэри говорит, и то, как она смотрит на мир. Между ними всегда происходит молчаливое противостояние, поскольку миссис Медлок пытается как-то справиться с маленькой бунтаркой».
  • Свою природную дикость Мэри усмиряет, подружившись с Диконом, который немногим старше её. Брат горничной любит гулять на свежем воздухе и помогает Мэри сблизиться с природой, рассказывая ей о саде. Дикона сыграл Амир Уилсон, которого недавно можно было увидеть в сериале студий BBC и HBO «Тёмные начала». Его сестру Марту сыграла Айзис Дэвис. «Я просмотрел множество проб мальчиков на роль Дикона, но выбрал Амира, – вспоминает Манден. – У него уже был опыт работы на театральной сцене, не говоря уже о том, что с ним просто приятно работать, ведь он способен поддержать разговор практически на любую тему. С Айзис я уже работал раньше, так что заранее знал, кому предложить амплуа Марты. Ребята отлично поладили».
  • Взявшись за новую версию таинственного сада Бёрнетт, сценарист хотел передать идею симбиоза, лежащую в центре сюжета. «С природой всё непросто, – говорит сценарист Джек Торн. – В нашем саду самое замечательное – это его первозданная дикость. Когда наши герои находят единение с природой, их души расцветают. Я думаю, что сад можно расценивать как некую метафору. Он помогает детям открыть свои сердца природе и друг другу. Взрослые не сделали их жизни лучше, а сад помог детям сделать это самим». Мандену сразу понравилась идея Торна. «Джек описал просто фантастический сад, – говорит режиссёр. – Я хотел, чтобы он получился огромным, но не бесконечным. То есть, мне хотелось создать впечатление, что Мэри провалилась в некую кроличью нору. Перебравшись через стену, она оказывается в совершенно другом мире. Я думал, что зрителям понравятся безграничные просторы этого сада».
  • Реализовать столь амбициозную задумку Манден предложил художнику-постановщику Гранту Монтгомери. «Марк постоянно повторял, что сад должен произвести незабываемое впечатление и на Мэри, и на зрителей», – говорит Монтгомери. – Действительно, будет ощущение масштабности. Вы будете настолько поражены, что не будете уверены, происходит ли это на самом деле или лишь в воображении Мэри. Именно таким мы хотели представить сад, который меняется по мере развития сюжетной линии». Впрочем, в фантастической природе сада на самом деле нет ничего фантастического. Нет даже экзотического – все растения можно найти на территории Британии. «Магия» – это удивительная красота этих растений. По мере того как Мэри и Колин общаются с садом, он начинает им отвечать. «Общение Мэри с садом помогает девочке очнуться и открыться таким людям, как Колин, – объясняет Манден. – Со временем сад начинает отвечать им взаимностью. Отношения детей и сада весьма символичны. Сад пробуждается и расцветает, равно как и дети оживают и развиваются. Они помогают друг другу».
  • Кинематографисты решили снимать преимущественно на натуре и прибегать к помощи компьютерных спецэффектов только в случае крайней необходимости. Элисон рассказывает: «Мы стремились найти поистине уникальные сады, не желая соревноваться с природой. Однако современные технологии помогли нам улучшить некоторые сцены, чем не могли похвастаться ранние экранизации книги. С самого начала мы знали, что не будем создавать весь сад в компьютерной графике, мы лишь добавили несколько красочных штрихов». Эти штрихи требовались, например, для сцен, в которых сад реагирует на Мэри и Колина. «Вы увидите, как сад отвечает на старания детей, – говорит Элисон. – Это символизирует обратную связь с природой. Мы использовали компьютерные спецэффекты, чтобы показать, как сад воспринимает настроение наших героев. Хотя чем больше садов мы посещали, чем больше различных локаций видели, тем больше понимали, что природу нельзя улучшить. Мы не хотели, чтобы из фильма получилась фальшивка. На самом деле, кинематографисты совершили впечатляющее путешествие по Йоркширу, Северному Уэльсу, лесу Дин, Уилтширу, Дорсету и Корнуоллу, чтобы собрать все детали будущего таинственного сада. «Мы отсмотрели около 50 или 60 садов по всей стране, – утверждает Монтгомери, – а затем оценили каждую локацию более тщательно и отобрали лишь несколько финалистов. Это был очень увлекательный процесс, поскольку в каждом саду была своя уникальная атмосфера и природа».
  • Впервые оказавшись в таинственном саду, Мэри чувствует, что попала в некий первобытный лес. Эта сцена снималась в лесопарковой зоне Пазлвуд в лесу Дин – покрытые лишайником валуны, буйная растительность и каменные коридоры, некогда прорубленные рабочими железного рудника, создавали удивительную атмосферу. Затем Мэри видит красивейший луг, усеянный цветами, и бегущий ручей. Эту локацию нашли в саде Боднант неподалёку от города Конуи в Северном Уэльсе. Там же снималась сцена с завораживающей аркой из лабурнума. В саду также есть площадка с гигантскими папоротниками и широколистными гуннерами. Эти сцены снимали в субтропической экспозиции садов Треба Гарден в Корнуолле. В сердце сада находятся руины храма, который был найден в Фаунтинском аббатстве в Йоркшире. И, наконец, стоит упомянуть о висячих садах Гарольда Пето в поместье Айфорд Мэнор в Уилтшире. По словам Элисон, «пышные глицинии этих садов стали эссенцией того, что должен был отображать таинственный сад». Участие декораторов потребовалось только для сцены уборки в саду. По сюжету, в кадре должно было появиться гигантское дерево с качелями. «Наш художник-постановщик Грант Монтгомери нашёл замечательное дерево и создал вокруг него своеобразный амфитеатр из цветов, – вспоминает Элисон. – Эта сцена снималась в Хертфордшире, неподалёку от студии Pinewood». Первый дом Мэри и индийские сады снимались в субтропическом саду в Эбботсбери в графстве Дорсет. По идее кинематографистов, в таинственном саду реальная природа должна была гармонично сочетаться с фантастической, и эту задачу поручили Люсинде МакЛин. В фильмографии компании Filmscapes, которую она представляет, множество фильмов, включая ГРЕЙСТОУК: ЛЕГЕНДА О ТАРЗАНЕ, ПОВЕЛИТЕЛЕ ОБЕЗЬЯН (1984) и ТАИНСТВЕННЫЙ САД (1993). «Все сады, в которых мы работали, очень ухоженные, и это было очень важно, – говорит МакЛин. – При этом в каждом из них было ощущение девственной природы, а Марк именно это хотел увидеть в кадре. Эти сады очень большие, так что действительно появляется ощущение бескрайности, и в них нетрудно найти укромные уголки».
  • По словам МакЛин, гуннеры сыграли особую роль в съёмках, поскольку именно эти растения помогали сделать переход от одной локации к другой незаметным, словно это был один и тот же мир. «Когда мы перемещались из одного сада в другой, всегда была точка перехода, – объясняет МакЛин. – Гуннеры были очень важны для этих переходов, хотя и без трудностей не обошлось – мы выяснили, что эти растения крайне неохотно переносят путешествия». По словам МакЛин, кинематографисты пытались создать уникальный сад, поэтому в кадр попали самые разнообразные растения. Но главное – все они были выдержаны в единой палитре локации. «Под руководством Гранта Монтгомери мы существенно преобразили сад поместья Айфорд Мэнор, поскольку изначально он был весьма скромен, – вспоминает МакЛин. – В нём росли цветы белого и лилового цветов, а мы хотели добавить больше красок». Поскольку цвет играет значимую роль в фильме, кинематографисты решили соорудить свою версию знаменитой 55-метровой арки желтого лабурнума, которую можно увидеть весной в саду Боднант. «Мы выстроили декорации входа в арку рядом с воротами в таинственный сад в Хертфордшире, – рассказывает МакЛин, – поскольку проход под лабурнумом должен был соединяться с декоративными стеной и воротами нашего сада. Кроме того, на момент съёмок арка не цвела, поэтому сцены, в которой ветви усыпаны красочными цветами, мы снимали раньше, весной, а затем доснимали сцены, в которых дети впервые вталкивают Колина в таинственный сад». «Для создания декоративной арки мы использовали только искусственные цветы, – продолжает она. – У нас были искусственные белые глицинии, которые точно так же свисают с веток, как и цветы лабурнума, и мы потратили несколько дней на то, чтобы выкрасить цветы в жёлтый цвет. Это было весьма кропотливое занятие, но результат получился замечательный. Наша декорация как две капли воды была похожа на знаменитую арку в Боднанте».
  • Визуальные эффекты были нужны для подчёркивания природных красот сада. Компания Heyday уже выстроила эффективные партнёрские отношения со студией Framestore в работе над франшизами ГАРРИ ПОТТЕР и ПРИКЛЮЧЕНИЯ ПАДДИНГТОНА. Необычные творческие задачи, связанные с интерактивным садом, на съёмках картины ТАИНСТВЕННЫЙ САД решали супервайзеры по визуальным эффектам из компании Framestore Глен Пратт и Энди Кайнд. Визуальные эффекты нужны были для создания ощущение магического реализма в порождённом детским сознанием мире, например, в сцене, когда ветви помогают Мэри забираться на стену сада, или в сцене, когда дети погрустнели, а стебли гуннеры склоняются к ним, словно, обнимая. Приходу весны дети не могут не радоваться, и цветы, кажется, распускаются от одного их прикосновения. Эта сцена снималась в саду Хелмсли на территории национального парка Норт-Йорк-Мурс. Бегающие дети снимались весной, когда цветы только начинали появляться. Съёмочная группа вернулась в сад ближе к лету, когда цветов было намного больше. Стараниями специалистов Framestore цветы распускались, когда дети пробегали мимо них. Некоторые визуальные эффекты сочетались с кукольными (ими занимались Робин Гивер и Том Уилтон). Когда Колин купается в ручье, кусты начинают подрагивать, словно им тоже холодно. Когда мальчик расслабляется, успокаиваются и растения. Компания Framestore также создала малиновку, которая сыграла столь судьбоносную роль в оригинальной истории. Роли собаки Джемаймы (впоследствии - Гектора) сыграл очень дружелюбный пес Фоззи. Он с удовольствием носился с актерами-детьми по садам.
  • Помимо сада, ключевой локацией стал собственно особняк Мисселтуэйт и прилегающие территории. Панорамные сцены снимались в поместье Данком Парк в Йоркшире.
  • «Марк описал Данком Парк как «удивительно омерзительное место», – говорит Элисон. – Поместье окружали бескрайние пустоши, а задний двор изрядно зарос. Там же мы снимали все сцены на торфяниках». Именно в этом месте Мэри впервые встречает Дикона. Фасад дома снимали в поместье Харлакстон в Линкольншире. Яковетинская архитектура особняка 1837 года сочетала в себе элементы стилей эпох Якова I и Елизаветы I с симметричными композициями в стиле барокко. Фактически этот особняк – один из немногих уцелевших произведений архитектуры того времени. Сцены в кабинете Арчибальда и в одной из «кладовок» снимались в Небуорт-хаусе в Хертфордшире, также некоторые сцены снимались в закусочной в Остерли Парке. Все остальные интерьеры были выстроены в павильонах студии Pinewood. «Мы хотели, чтобы Мэри увидела Мисселтуэйт огромным, опустошённым, словно впавшим в летаргический сон местом, в котором могут водиться привидения, – рассказывает Манден. – Описания таких особняков можно встретить в романах «Джейн Эйр» и «Ребекка». Мне кажется, Джек был вдохновлён именно этими произведениями, когда описывал Мисселтуэйт. Ему очень точно удалось обрисовать то, что я хотел впоследствии видеть на экране». «В фильме ТАИНСТВЕННЫЙ САД 1940-х были похожие декорации, тогда они вообще были в моде, – продолжает режиссёр. – Мне хотелось создать нечто подобное и на нашей съёмочной площадке. При этом я стремился не опускаться до клише готического, мрачного, тёмного дома. Особняк должен был становиться всё более и более красочным по мере раскрытия сюжета».
  • До смерти жены Арчибальда и его неудержимое погружение в пучину скорби и отчаяния особняк Мисселтуэйт был полон радости. «Теперь же радость ушла из этого места, – объясняет Манден. – Особняк был скован крепкими цепями, и, равно как и скорбящий Арчибальд, не в силах был разорвать эти путы. О счастливом времени напоминают только фрески и гобелены. Они значили для меня очень многое». За декоративное оформление особняка отвечал художник-постановщик Грант Монтгомери. «Мы с Марком присмотрелись к Орсону Уэллсу в фильме ДЖЕЙН ЭЙР и к РЕБЕККЕ Альфреда Хичкока, а также к экранизации «Таинственного сада» 1940-х, который чем-то напоминал ДЖЕЙН ЭЙР, – говорит он. – В этих фильмах мы черпали вдохновение». «Мы скопировали несколько локаций из ТАИНСТВЕННОГО САДА, а лестница точь-в-точь такая же, какая была в РЕБЕККЕ, – продолжает художник. – Однако мы планировали сделать намного больше декораций».
  • Монтгомери хотел, чтобы сам дом менялся сообразно тому, как менялся сад. Вдохновение он черпал в работах британского художника Рекса Уистлера. «Обычные декорации 1940-х были бы скучными, – объясняет Монтгомери. – Рекс Уистлер писал удивительные картины и стал вдохновителем Мэттью Гуда, который сыграл роль Чарльза Райдера в фильме ВОЗВРАЩЕНИЕ В БРАЙДСХЕД. Я подумал, что если мать Колина наняла бы Рекса Уистлера, чтобы тот написал пейзаж с Мисселтуэйтом? Если вы присмотритесь, то на стенах увидите картины с изображением сада, каким он был изначально. Во многих комнатах мы развесили картины (настоящие, не репродукции), чтобы создать соответствующую атмосферу». «Ближе к финалу фильма вы увидите настоящий Мисселтуэйт, и он вам покажется раем на земле, – добавляет художник. – В конце концов, регенерация завершена, и мечты становятся реальностью».
  • Самой важной локацией в доме стала комната Мэри. Было очень важно, как она меняется по ходу развития сюжета. «Когда мы приступили к работе над комнатой Мэри, я подумал: «Что если сад окружает её, но она не видит этого, потому что не смотрит?» – вспоминает Монтгомери. – Природа учит её любви, и, оказываясь в таинственном саду, Мэри учится прощать саму себя, заботиться о других. Со временем стены сада оживают. Вся декорация – это метафора. И каждый декоративный элемент что-нибудь да значит». В кабинете Арчибальда и в длинных коридорах дома были расставлены чучела животных, которые демонстрировали, насколько безжизненным стал Мисселтуэйт. Метафоричность была использована и в костюмах, особенно в гардеробах Мэри. Дизайнер костюмов Мишель Клэптон, которая работала на съёмках таких популярных сериалов, как «Корона» и «Игра престолов», говорит, что ей очень понравилось вносить свою лепту в развитие Мэри, меняя элементы её костюмов. Одежда героини была выполнена в стиле некоего волшебного реализма. «Сад сыграл ключевую роль в этой истории, – считает дизайнер. – Занятно то, что мы не использовали какие бы то ни было специальные эффекты, мы меняли сами костюмы. Для нас стало настоящим кошмаром решить, какой же будет следующий элемент, и как именно мы будем его менять, но это было очень интересно. С разницей в три сцены костюмы Мэри менялись кардинально». Например, на плаще Мэри мог появиться мох, из её одежды начинали пробиваться цветы, а в какой-то момент с её платья вспорхнули бабочки. «Мне очень понравилась идея сшить платье, рисунок которого мог бы ожить и превратиться в бабочек, или показать, как плющ пробивается из-под плаща, – говорит Клэптон. – Наш трудолюбивый и талантливый коллектив сумел даже создать искусственный мох, который покрывал плащ».
  • Как и многие её коллеги, работавшие над фильмом, Клэптон смотрела другие экранизации «Таинственного сада» и с восторгом отзывается от работы дизайнера костюмов Марит Аллен, которая работала на съёмках фильма 1993 года. «Возможно, меня этот проект заинтересовал ещё и потому, что действие происходит в другую эпоху, – говорит Клэптон. – Мы не просто переснимаем другие фильмы, но создаём что-то новое, чего ещё не было до нас. Изменение времени действия позволило нам использовать новые технологии, и это замечательно. Теперь можно посмотреть, казалось бы, знакомый фильм совершенно иными глазами». Говоря о повседневном гардеробе Мэри, Клэптон отмечает, что девочка предпочитала практичную, едва ли не мальчиковую одежду. «Бриджи и блузка были выбраны с определённым умыслом, – объясняет дизайнер, – поскольку в такой одежде удобно лазить по стенам и пробираться через заросли. Мне хотелось, чтобы героиня одевалась сама, демонстрируя свою независимость и отстранённость. Вообще, мне очень нравиться рассказывать историю костюмами».
  • Разные поколения зрителей восхищались различными версиями фильма ТАИНСТВЕННЫЙ САД, будь то чёрно-белая версия 1949 года с Маргарет О’Брайэн в главной роли или фильм Агнешки Холланд 1993 года, главную роль в котором сыграла Кейт Маберли. «Это очень богатая, интересная и поучительная история, – убеждена Элисон. – Мне нравятся и другие экранизации, но мы чувствовали, что в этой истории скрыто намного большее. Мы сняли картину, в которой важную роль играет воображение, поэтому границы между миром фантазии Мэри, миром её мечтаний и воспоминаний, и реальностью весьма иллюзорны». «Марку удалось свести воедино и создать уникальный симбиоз работ оператора, художника и дизайнера костюмов, – продолжает продюсер. – Наконец, фильм посмотрел композитор Дарио Марианелли. Он написал очень трогательный и лирический саундтрек, который стал завершающим аккордом работы над картиной».
  • Оформить подписку