Дебютный "Голубой океан" аргентинского режиссера и сценариста Сабрины Морено принадлежит к тем драмам, где в форме интимного дневника рассказывается о трудностях принятия решения о расставании. Постановщица при помощи максимума визуальных метафор демонстрирует страхи и отчаяния, возникающие в ходе семейного кризиса у вроде бы благополучной на первый взгляд семейной пары. Несомненно, экранная история Морено является способом закрыть личный гештальт, благодаря этому не всегда ровный фильм обретает особое дыхание, концентрируясь вокруг великолепной главной героини (Умбра Коломбо, "Изобретение плоти"), ее чувств, снов, мыслей и ощущений. Режиссер не стремится к традиционному представлению конфликта, а в большей степени стремится погрузить зрителей в океан образов, страхов, мучений и постоянно, шаг за шагом, формирует территорию для прощания двух супругов, которым уже давно одиноко в паре, несмотря на детей и профессиональную увлеченность. Поездка на отдых всей семьей, когда супруги находятся вместе практически постоянно, очень часто становится объективным индикатором для подобных кризисов, как автор, Морено спешит воспользоваться давно назревшими сомнениями в душе и все больше и больше подводит ее к краю бездны расставания с не самым плохим мужем на свете (Бето Бернуэз). Может показаться, что подобный нарратив о женской эмансипации весьма конъюнктурен, однако режиссер старается держаться как можно дальше от всевозможных шаблонов и в течение часа показывает эволюцию матери и жены в виде сложного, неоднозначного и болезненного процесса. Поскольку источником вдохновения для Морено была история, связанная с ее матерью, то множественные отсылки к природе и атмосферности в прямом и переносном смысле работают на минималистичную меланхолию ленты. Долгожданный отпуск и поездка в респектабельный для среднего класса Мар-дель-Плата проигрывается автором от и до как начало конца прежней жизни героини Коломбо и ставит ее в ситуацию выбора между реальной жизнью и тем, что существует в ее воображении и подсознании. Женщина, которая вместо отдыха оказывается в зоне раздирающего душевного дискомфорта, разрывается между кажущимся крепким настоящим и идиллическим прошлым, постоянно проецируя внутри себя воспоминания, то, что было, и то, что никогда не появится. Поэтому "Голубой океан" оказывается также неоднозначен, как и его центральный персонаж, Морено стремится наполнить чувствами собственные абстракции воспоминаний и дать долгожданную свободу протагонистке.
Внешне "Голубой океан" у Морено напоминает авторскую реконструкцию того, что было в ее жизни, и размещается где-то в районе 90-х, на что указывают некоторые детали типа кассетного плеера. Обычная нуклеарная семья, в составе которой отец Рикардо (Бето Бернуэз) и мать Лола (Умбра Коломбо) вместе с четырьмя детьми, прибывает на аргентинский курорт Мар-дель-Плата. Стоя вечером на балконе отеля, героиня Коломбо смотрит на огни города и океан, она жадно вдыхает морской воздух и ничего не говорит о внутреннем мире женщины, который готов свалиться в пропасть. Расслабленный отдых на пляже, когда ничего не хочется делать, а просто сидеть с книжкой в руках или закрыть глаза, режиссер представляет как осуществившуюся мечту, ради которой семейная пара долго работала. Они тщательно планировали эти каникулы, и долгожданная возможность поставить жизнь на паузу пока доставляет настоящую радость и дает вечно занятому Рикардо возможность пообщаться с детьми побольше, чем в будни. Благодаря еле заметной черте в сценарии, небольшому диалогу отца и одной из дочерей на пляже, Морено добивается тонкой настройки на будущий конфликт в фильме. Взгляд на такой сложный объект как океан сугубо индивидуален, бесцветная на первый взгляд вода может быть желтой, синей или голубой, подобно этому представления о правде и счастье внутри отдельно взятого брака могут оказаться весьма субъективными и неоднозначными. Буквально в следующей сцене постановщица продолжает форсировать размолвку между супругами, когда Лола, выглядящая счастливой и наблюдающая за детьми в зале с игровыми автоматами, сообщает супругу, что хотела бы перейти на новое место работы, в новую клинику. Персонаж Коломбо - врач, и зрители никогда не узнают о ее специализации, но когда в кульминации она оказывается бессильна что-либо сделать для близкой знакомой семьи, то ее профессия становится своеобразным маркером. Занимаясь помощью другим людям, проводя много времени с собственными детьми, Лола стремится состояться еще и в плане карьеры, она прекрасно понимает, что дети вырастут, отношения с мужем уже давно прошли экстремум страсти, а домашняя рутина угнетает ее. Естественная природная красота Умбры Коломбо прекрасно контрастирует с ее потерянным взглядом женщины, которая вынуждена думать обо всех остальных, кроме себя, жить для них, жить ради мужа и детей, не оставляя для себя даже крошечный просвет в жизни, где все налажено и горит условный очаг.
Выбирая в качестве отправной точки "Голубого океана" внутренний вулкан семейного кризиса, который вот-вот начнет извергаться, Сабрина Морено изобретательно разрабатывает экзистенциальную головоломку при помощи главной героини, ее тщательно проработанной рефлексии и многочисленных возможностей для интерпретации поведения протагонистки. Фрагментированное повествование постоянно стремится передать нарастающее внутреннее беспокойство Лолы, ее сомнения и трудное осознание того, что ее брак с Рикардо исчерпал себя. Во многом интуитивная лента активно использует сенсорику персонажа Коломбо, ее открытые диалоги с природой и на природе. Так возникает своеобразная нервная система фильма, открытая эстетически точная и постоянно подчеркивающая поведение женщины, которая мучительно принимает может быть самое важное решение в своей жизни - расстаться с человеком, которого она любила, но оставшегося в отношениях на том же самом месте, что и много лет назад. Время в поездке, остановки в отелях и у нескольких друзей семьи постоянно раскачивают ситуацию, в которой у Лолы происходит настоящий тектонический сдвиг в отношениях с Рикардо. Она слишком хорошо знает своего мужа, его тягу к главенству в семье и авторитарные замашки, пожалуй, самое страшное для характера Коломбо - это наблюдать меняющийся каждое мгновение океан, когда она отправляется на одинокие прогулки, и осознавать, что в ее жизни скорее всего ничего уже не поменяется, если она оставит все так, как есть. Мужчина ничего не замечает и делает вид, что все в отношениях хорошо и стабильно, женщина же видит слишком много знаков для себя и принимает решение. Метафористика Морено с ее демонстрацией пены на морском берегу, символизирующей агонию отношений, вечно надвигающиеся облака, которые идут на грозу, увязнувшие стопы ног в воде с многочисленными обвивающими растениями - все это работает на общую идею фильма и благодаря многочисленным повторам приобретает характер навязчивых мыслей протагонистки. Во многом постановщица движется в направлении экспериментального кино, когда, отдавая приоритет форме, она извлекает сложное и неординарное содержание из отдающего скромным лоском благополучия. Лола, умеющая удивлять, с трудом расставляет для себя акценты между личной независимостью и общественными установками, Морено в этом случае идет наперекор всем голливудским стандартам и показывает право женщины просыпаться одной не как проблему, а как обретенное счастье.
Вроде бы превосходные семейные планы и поиск главной героиней личного пространства в "Голубом океане" у Морено существуют без резонирующих противоречий, тем не менее, в снах Лолы постоянно возникает тема того, что она тонет в абсолютно чистой воде без всяких причин. У постановщицы очень своеобразная поэтика, она предпочитает в большей степени работать не с откровенными или исповедальными диалогами, характерными для жанра, а манипулировать образами природы, взглядами и немного угловатым поведением всех в кадре, создавая почву для зрительских размышлений в инстинктивного поиска разрешения дилеммы героиней Коломбо. В то же самое время Морено иногда начинает теряться в собственных амбициях и ее психологические конструирование персонажей за исключением Лолы может вызвать массу вопросов. Сложный сценарий, призванный визуализировать внутренние мощные течения под поверхностью обычного брака, очень остро ставит проблему того, как долго могут оставаться люди в плену у собственных компромиссов и жить иллюзиями общественного одобрения. Отдаление протагонистки от собственной семьи, которое больше напоминает бегство, не комментируется постановщицей и не выставляет общую точку зрения фильма. Открытый финал показывает свободу и гармонию в душе Лолы, которая объезжает неожиданно появившийся образ мужа на дороге в виде тюленя и продолжает вместе с детьми путь дальше. Поэтому "Голубой океан" показывает трудности принятия решения женщиной, которая решила изменить свою судьбу сама, выкарабкалась из тины абсолютно изживших себя патриархальных отношений и смогла услышать себя благодаря общению с изменчивой природой и многочисленным знакам в своих снах.
3
,6
2019, Драмы
65 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Дебютный "Голубой океан" аргентинского режиссера и сценариста Сабрины Морено принадлежит к тем драмам, где в форме интимного дневника рассказывается о трудностях принятия решения о расставании. Постановщица при помощи максимума визуальных метафор демонстрирует страхи и отчаяния, возникающие в ходе семейного кризиса у вроде бы благополучной на первый взгляд семейной пары. Несомненно, экранная история Морено является способом закрыть личный гештальт, благодаря этому не всегда ровный фильм обретает особое дыхание, концентрируясь вокруг великолепной главной героини (Умбра Коломбо, "Изобретение плоти"), ее чувств, снов, мыслей и ощущений. Режиссер не стремится к традиционному представлению конфликта, а в большей степени стремится погрузить зрителей в океан образов, страхов, мучений и постоянно, шаг за шагом, формирует территорию для прощания двух супругов, которым уже давно одиноко в паре, несмотря на детей и профессиональную увлеченность. Поездка на отдых всей семьей, когда супруги находятся вместе практически постоянно, очень часто становится объективным индикатором для подобных кризисов, как автор, Морено спешит воспользоваться давно назревшими сомнениями в душе и все больше и больше подводит ее к краю бездны расставания с не самым плохим мужем на свете (Бето Бернуэз). Может показаться, что подобный нарратив о женской эмансипации весьма конъюнктурен, однако режиссер старается держаться как можно дальше от всевозможных шаблонов и в течение часа показывает эволюцию матери и жены в виде сложного, неоднозначного и болезненного процесса. Поскольку источником вдохновения для Морено была история, связанная с ее матерью, то множественные отсылки к природе и атмосферности в прямом и переносном смысле работают на минималистичную меланхолию ленты. Долгожданный отпуск и поездка в респектабельный для среднего класса Мар-дель-Плата проигрывается автором от и до как начало конца прежней жизни героини Коломбо и ставит ее в ситуацию выбора между реальной жизнью и тем, что существует в ее воображении и подсознании. Женщина, которая вместо отдыха оказывается в зоне раздирающего душевного дискомфорта, разрывается между кажущимся крепким настоящим и идиллическим прошлым, постоянно проецируя внутри себя воспоминания, то, что было, и то, что никогда не появится. Поэтому "Голубой океан" оказывается также неоднозначен, как и его центральный персонаж, Морено стремится наполнить чувствами собственные абстракции воспоминаний и дать долгожданную свободу протагонистке. Внешне "Голубой океан" у Морено напоминает авторскую реконструкцию того, что было в ее жизни, и размещается где-то в районе 90-х, на что указывают некоторые детали типа кассетного плеера. Обычная нуклеарная семья, в составе которой отец Рикардо (Бето Бернуэз) и мать Лола (Умбра Коломбо) вместе с четырьмя детьми, прибывает на аргентинский курорт Мар-дель-Плата. Стоя вечером на балконе отеля, героиня Коломбо смотрит на огни города и океан, она жадно вдыхает морской воздух и ничего не говорит о внутреннем мире женщины, который готов свалиться в пропасть. Расслабленный отдых на пляже, когда ничего не хочется делать, а просто сидеть с книжкой в руках или закрыть глаза, режиссер представляет как осуществившуюся мечту, ради которой семейная пара долго работала. Они тщательно планировали эти каникулы, и долгожданная возможность поставить жизнь на паузу пока доставляет настоящую радость и дает вечно занятому Рикардо возможность пообщаться с детьми побольше, чем в будни. Благодаря еле заметной черте в сценарии, небольшому диалогу отца и одной из дочерей на пляже, Морено добивается тонкой настройки на будущий конфликт в фильме. Взгляд на такой сложный объект как океан сугубо индивидуален, бесцветная на первый взгляд вода может быть желтой, синей или голубой, подобно этому представления о правде и счастье внутри отдельно взятого брака могут оказаться весьма субъективными и неоднозначными. Буквально в следующей сцене постановщица продолжает форсировать размолвку между супругами, когда Лола, выглядящая счастливой и наблюдающая за детьми в зале с игровыми автоматами, сообщает супругу, что хотела бы перейти на новое место работы, в новую клинику. Персонаж Коломбо - врач, и зрители никогда не узнают о ее специализации, но когда в кульминации она оказывается бессильна что-либо сделать для близкой знакомой семьи, то ее профессия становится своеобразным маркером. Занимаясь помощью другим людям, проводя много времени с собственными детьми, Лола стремится состояться еще и в плане карьеры, она прекрасно понимает, что дети вырастут, отношения с мужем уже давно прошли экстремум страсти, а домашняя рутина угнетает ее. Естественная природная красота Умбры Коломбо прекрасно контрастирует с ее потерянным взглядом женщины, которая вынуждена думать обо всех остальных, кроме себя, жить для них, жить ради мужа и детей, не оставляя для себя даже крошечный просвет в жизни, где все налажено и горит условный очаг. Выбирая в качестве отправной точки "Голубого океана" внутренний вулкан семейного кризиса, который вот-вот начнет извергаться, Сабрина Морено изобретательно разрабатывает экзистенциальную головоломку при помощи главной героини, ее тщательно проработанной рефлексии и многочисленных возможностей для интерпретации поведения протагонистки. Фрагментированное повествование постоянно стремится передать нарастающее внутреннее беспокойство Лолы, ее сомнения и трудное осознание того, что ее брак с Рикардо исчерпал себя. Во многом интуитивная лента активно использует сенсорику персонажа Коломбо, ее открытые диалоги с природой и на природе. Так возникает своеобразная нервная система фильма, открытая эстетически точная и постоянно подчеркивающая поведение женщины, которая мучительно принимает может быть самое важное решение в своей жизни - расстаться с человеком, которого она любила, но оставшегося в отношениях на том же самом месте, что и много лет назад. Время в поездке, остановки в отелях и у нескольких друзей семьи постоянно раскачивают ситуацию, в которой у Лолы происходит настоящий тектонический сдвиг в отношениях с Рикардо. Она слишком хорошо знает своего мужа, его тягу к главенству в семье и авторитарные замашки, пожалуй, самое страшное для характера Коломбо - это наблюдать меняющийся каждое мгновение океан, когда она отправляется на одинокие прогулки, и осознавать, что в ее жизни скорее всего ничего уже не поменяется, если она оставит все так, как есть. Мужчина ничего не замечает и делает вид, что все в отношениях хорошо и стабильно, женщина же видит слишком много знаков для себя и принимает решение. Метафористика Морено с ее демонстрацией пены на морском берегу, символизирующей агонию отношений, вечно надвигающиеся облака, которые идут на грозу, увязнувшие стопы ног в воде с многочисленными обвивающими растениями - все это работает на общую идею фильма и благодаря многочисленным повторам приобретает характер навязчивых мыслей протагонистки. Во многом постановщица движется в направлении экспериментального кино, когда, отдавая приоритет форме, она извлекает сложное и неординарное содержание из отдающего скромным лоском благополучия. Лола, умеющая удивлять, с трудом расставляет для себя акценты между личной независимостью и общественными установками, Морено в этом случае идет наперекор всем голливудским стандартам и показывает право женщины просыпаться одной не как проблему, а как обретенное счастье. Вроде бы превосходные семейные планы и поиск главной героиней личного пространства в "Голубом океане" у Морено существуют без резонирующих противоречий, тем не менее, в снах Лолы постоянно возникает тема того, что она тонет в абсолютно чистой воде без всяких причин. У постановщицы очень своеобразная поэтика, она предпочитает в большей степени работать не с откровенными или исповедальными диалогами, характерными для жанра, а манипулировать образами природы, взглядами и немного угловатым поведением всех в кадре, создавая почву для зрительских размышлений в инстинктивного поиска разрешения дилеммы героиней Коломбо. В то же самое время Морено иногда начинает теряться в собственных амбициях и ее психологические конструирование персонажей за исключением Лолы может вызвать массу вопросов. Сложный сценарий, призванный визуализировать внутренние мощные течения под поверхностью обычного брака, очень остро ставит проблему того, как долго могут оставаться люди в плену у собственных компромиссов и жить иллюзиями общественного одобрения. Отдаление протагонистки от собственной семьи, которое больше напоминает бегство, не комментируется постановщицей и не выставляет общую точку зрения фильма. Открытый финал показывает свободу и гармонию в душе Лолы, которая объезжает неожиданно появившийся образ мужа на дороге в виде тюленя и продолжает вместе с детьми путь дальше. Поэтому "Голубой океан" показывает трудности принятия решения женщиной, которая решила изменить свою судьбу сама, выкарабкалась из тины абсолютно изживших себя патриархальных отношений и смогла услышать себя благодаря общению с изменчивой природой и многочисленным знакам в своих снах.