Не случайно так озаглавил свой обзор. Мыслей много - как об эпохе, которой посвящён сериал, так и о столпах жанра, с которыми неизбежно будут сравнивать каждое новое творение подобного рода. Вот и здесь эталон, вроде как, давно известен: бессмертный сериал "Место встречи изменить нельзя". А теперь смотрим опять на заголовок моего скромного опуса и вспоминаем: а шедевр-то не без греха. Именно по части деталей. Подробные и грамотные разборы в сети наличествуют, и, чтобы лишний раз не перечислять снова и снова все допущенные ошибки, недоразумения и просто мелкие неточности, лучше найти эти разборы и самостоятельно проверить, насколько их авторы правы. А там, прямо скажем, кроме общего соответствия эпохе, ещё и куча всяких процессуальных моментов, и поведение прослойки общества, широким массам, прямо скажем, не знакомой - словом, если не вагон, то маленькая тележка вполне набирается. Сразу прибегут защитники и скажут: там же Высоцкий! Там Джигарханян, Юрский, Бортник! Конкин, в конце концов. Какая там игра, какие типажи, какие характеры, как всё это прожито и пропущено через себя! А вы о каких-то, к примеру, современных автомобилях в кадре, о намного позже построенных домах и прочих вещах, которые становятся вообще не важны, как только окунаешься в эту непередаваемую атмосферу Москвы конца 40-х. Встречалось мнение, кстати, что роман-то средненький, почти проходной для Вайнеров. А вот Говорухину удалось снять на его основе эпохальное полотно, хотя на многие изначальные авторские указания он или сразу плевать хотел, или уже постфактум.
Что ж, а теперь к новой работе. Скажу сразу: сериалы смотрю нечасто, глаз толком не замылился. Но советских фильмов пересмотрел в своё время уйму, а ещё застал те времена, когда "Место встречи..." только снимался. И вот с таким зрительским багажом попробую сказать, что сериал снят, в-целом, хорошо. Может даже, местами отлично. Но что же у нас с теми самыми мелочами? Вот, скажем, квадратные розетки (а одна из них даже двойная). Моя квартира как раз 1953 года и этот дом как раз Берия строил для своих многочисленных сотрудников (в районе находится Академия МВД). Там была внешняя плетёная проводка с чёрными круглыми розетками и такими же круглыми выключателями, других в ту пору не существовало. Дальше: с холодильниками в общаге, где жили Лида и Тоня, промахнулись вы, товарищи, фатально: это, во-первых, модели начала 60-х, во-вторых, в Горьком в середине 1953 года вообще вряд ли на каждой даже общей кухне на 20 с лишним человек был хоть один холодильник. Максимум, по одному на этаже, да, и то это многовато. То же и с газом: газовые плиты в таком масштабе - ой, не знаю, это надо проверять, потому что хотя в крупных городах газификация уже и велась вовсю, но, по-моему, для 1953 года это ещё пока слишком комфортно. Особенно, когда другой рукой (или чем?) вещаешь, что полстраны в бараках проживает без удобств. Квартира капитана милиции, при всём уважении к его должности - ну, это такое себе... Мой дед был полковником и ветераном войны, и ему в 1950-е давали 3-хкомнатную квартиру (он, правда, от неё отказался в пользу сослуживца с 3-мя детьми). В результате у него с бабушкой была просто неплохая однокомнатная в весьма новом тогда для Москвы районе, а на свою хорошую военную пенсию он смог устроить моим родителям двухкомнатную кооперативную квартиру. Нынешнее жильё - это после того, как мы съехались. Напоминаю: полковник, а не капитан, и жил в Москве, а не в Горьком, жилфонд в столице несколько интереснее. До отдельной же квартиры у деда было 2 комнаты сначала в одной коммуналке, потом в другой (обе в пределах Садового кольца, это да, но в-целом квартиры весьма так себе - в одной из них доводилось быть и абсолютно никаких достоинств в ней, кроме адреса, я не обнаружил, да, и к метро обе были не близко). А тут у капитана областного центра в начале 1950-х такие хоромы... Ещё раз про свою квартиру - до нашего в ней появления она тоже была коммуналкой. И дом предназначался офицерам, на самом деле, рядовым чинам такое было не положено. Классическая "сталинка" офицерского уровня, вполне приличная, но не более, чем. В наших 3-х комнатах когда-то проживало, если правильно когда-то запомнил, аж до 13 человек! Семьи офицеров МВД, напоминаю. Сейчас нам пятерым почти впритык, а тогда... Вот и представьте себе. Детали, говорите? А ведь Жеглова с Шараповым, похоже, в правильном месте поселили! В отличие от. Скажете: ну, что к квартире привязался? А ну и то! От того, где живут герои фильма, подчас зависят очень и очень многие сценарные повороты. Если бы капитан Шведов с супругой (и без детей!) жил, как и положено, в большой комнате в коммуналке, а не в отдельных хоромах, был бы совсем другой коленкор, и некоторых эпизодов сериала вообще могло бы и не быть. Да, и зрителю показывать, что обычные советские офицеры жили практически, как крупные учёные или писатели - значит, показывать обычную неправду.
О машинах много не буду, да, и мало их тут. Вполне нормальные грузовики и пара автобусов, "эмки"(ГАЗ М1), заметный "Москвич-400" и, конечно же, "ЗиМ", непонятно, какими судьбами доставшийся Харитону. Странно, что в послевоенном городе вообще никак не раскрыта тема трофейных машин, а, между тем, было их по всей стране очень даже немало. Вот на чём точно мог ездить Харитон, так это на трофейной немецкой машине. Почему не "ЗиМ"? Он тогда был в свободной продаже и стоил 40000 рублей (для сравнения - Сталинская премия была, если не путаю, 100000 рублей). Но на чьё имя он мог быть куплен и зарегистрирован? Допустим, на местного академика или писателя, который потом кому-то её перепродал. Пусть так, но появляться в послевоенном городе на машине, которую заметно отовсюду примерно так же, как в наше время вертолёт - это как-то совсем не про Харитона. А вот именно потому, что трофейных машин было много, и можно было вполне спокойно перемещаться с неплохим комфортом в одной из них, не привлекая никакого особого внимания. Ну, и "Победы", которых, понятное дело, в городе, где их делали, просто не могло не быть... Опять прокололись по-крупному: модели-то, которые мелькают в кадре - 1955 года, а у нас 1953. Это для того времени очень большая разница, потому что машина 1955 - это первый и очень заметный фейслифтинг модели, выпускавшейся с перерывами почти уже 9 лет. А уж где, как не в Нижнем Новгороде в первую очередь знают досконально о таких вещах! Итого 1,5 млн зрителей 10 звёзд уже не поставят. Хотя мелочь же... Ну, изначально... А вот и нет - не мелочь. И так, если покопать ещё, что-то да наберётся. 6-струнная гитара вместо 7-струнной. Мелочь, да не совсем - "кровавый" режим не одобрял 6-струнки из-за своего испанского происхождения. Испанец Франко же фашист! А 7-струнная гитара - это традиционная русская гитара ещё XIX века, поэтому можно и нужно. И в концертном зале, и у костра. Высоцкий - это тоже 7-струнка, и ничто более, кстати сказать. Вот вам и "место встречи"...
"Мелочи - они и есть мелочи" - скажет очарованный зритель. "Не приставайте к киношникам, они молодцы, сняли отличный фильм!" Так я, возможно, практически согласен. Актёры тут сыграли очень прилично, в том числе молодые. Фролов и Макаров - красавчики, Балуев тоже неплох, но к его персонажу, пожалуй, будут вопросы по содержанию, поэтому там важно не только, как играть, но и что играть. Снова некоторые актёры в прежних амплуа - называть не буду, многие в курсе. Цыганок неплохо получился, кстати - это, если о молодёжи. И он, и другие, вроде бы молодые артисты, вполне попали в эпоху по очень многим критериям. По всем ли - сказать не могу, потому что надо судить об этом не только по фильмам 50-х. Настроение у фильма есть, нерв повествования неплох. Крови, как всегда в последние годы, много и даже с избытком, извечных "плохих ментов" и противостоящим им "хороших" (разумеется, главных героев) в наличии полный комплект. Вот, вроде бы, всё есть - и штампы, и что-то менее тривиальное (преждевременная гибель главзлодея, к примеру), но кое-чего нет и быть не может. Идеологии. Той самой, которой у нас нет и в нынешней Конституции. А в "Место встречи..." она есть. Такие дела... Мелочь? Ну, э-э, как бы сказать... В иных фильмах "отклеить" идеологию очень легко, смысловой нагрузки она не несёт - просто данность эпохи. Во всех современных сериалах подобие идеологии есть, но оно построено на отрицании: лишь бы, не как в СССР (но при этом про СССР, что уже настораживает). А иногда это "лишь бы не..." оборачивается весьма вымученными и насквозь лживыми работами с подлецами из НКВД, благородными "бывшими", народом, массово прячущим в подполах кресты и иконы и героями, преодолевающими всё и вся исключительно вопреки, а не благодаря. В сериале "Горький 53" такой клюквы почти нет, что на сегодняшний момент уже немалое достижение. Чего-то ещё не хватило? Мне вот не хватило города. Ни разу не показали шикарнейший Кремль. Мало исторических локаций. С нынешним уровнем компьютерной графики нарисовать пару-тройку исторических ландшафтов никакого труда не составляет. Не хватило чуть большего разнообразия в погоде. По сюжету - в последних сериях не хватило более развёрнутого повествования о деятельности Астафьева - "Люгера" в руководящей, скажем так, роли (очень похоже на то, что смонтировали в итоге далеко не всё, что удалось наснимать).
Ладно, подведу итог, ибо пора и честь знать. Авансом могу поставить 8. Потенциал есть, режиссёр что-то умеет, актёры порой просто отлично отыгрывают. Но детали, детали... В которых, как известно, кто-то прячется. Так не лучше ли самим не прятаться от деталей. чтобы и в них некому было спрятаться? "Мы хотя бы попытались" - могут сказать авторы. Что ж, спасибо авторам. А аванс - им на будущее, разумеется. С надеждой, что их следующие работы не будут так сильно зависеть от деталей. От мелочей, от пустяков, из которых, если они взяты в большом количестве, порой и складывается некая целостная картина. А если вдруг сильно повезёт, то и шедевр на все времена.
8
,0
2024, Россия, Детективы
1 сезон
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Не случайно так озаглавил свой обзор. Мыслей много - как об эпохе, которой посвящён сериал, так и о столпах жанра, с которыми неизбежно будут сравнивать каждое новое творение подобного рода. Вот и здесь эталон, вроде как, давно известен: бессмертный сериал "Место встречи изменить нельзя". А теперь смотрим опять на заголовок моего скромного опуса и вспоминаем: а шедевр-то не без греха. Именно по части деталей. Подробные и грамотные разборы в сети наличествуют, и, чтобы лишний раз не перечислять снова и снова все допущенные ошибки, недоразумения и просто мелкие неточности, лучше найти эти разборы и самостоятельно проверить, насколько их авторы правы. А там, прямо скажем, кроме общего соответствия эпохе, ещё и куча всяких процессуальных моментов, и поведение прослойки общества, широким массам, прямо скажем, не знакомой - словом, если не вагон, то маленькая тележка вполне набирается. Сразу прибегут защитники и скажут: там же Высоцкий! Там Джигарханян, Юрский, Бортник! Конкин, в конце концов. Какая там игра, какие типажи, какие характеры, как всё это прожито и пропущено через себя! А вы о каких-то, к примеру, современных автомобилях в кадре, о намного позже построенных домах и прочих вещах, которые становятся вообще не важны, как только окунаешься в эту непередаваемую атмосферу Москвы конца 40-х. Встречалось мнение, кстати, что роман-то средненький, почти проходной для Вайнеров. А вот Говорухину удалось снять на его основе эпохальное полотно, хотя на многие изначальные авторские указания он или сразу плевать хотел, или уже постфактум. Что ж, а теперь к новой работе. Скажу сразу: сериалы смотрю нечасто, глаз толком не замылился. Но советских фильмов пересмотрел в своё время уйму, а ещё застал те времена, когда "Место встречи..." только снимался. И вот с таким зрительским багажом попробую сказать, что сериал снят, в-целом, хорошо. Может даже, местами отлично. Но что же у нас с теми самыми мелочами? Вот, скажем, квадратные розетки (а одна из них даже двойная). Моя квартира как раз 1953 года и этот дом как раз Берия строил для своих многочисленных сотрудников (в районе находится Академия МВД). Там была внешняя плетёная проводка с чёрными круглыми розетками и такими же круглыми выключателями, других в ту пору не существовало. Дальше: с холодильниками в общаге, где жили Лида и Тоня, промахнулись вы, товарищи, фатально: это, во-первых, модели начала 60-х, во-вторых, в Горьком в середине 1953 года вообще вряд ли на каждой даже общей кухне на 20 с лишним человек был хоть один холодильник. Максимум, по одному на этаже, да, и то это многовато. То же и с газом: газовые плиты в таком масштабе - ой, не знаю, это надо проверять, потому что хотя в крупных городах газификация уже и велась вовсю, но, по-моему, для 1953 года это ещё пока слишком комфортно. Особенно, когда другой рукой (или чем?) вещаешь, что полстраны в бараках проживает без удобств. Квартира капитана милиции, при всём уважении к его должности - ну, это такое себе... Мой дед был полковником и ветераном войны, и ему в 1950-е давали 3-хкомнатную квартиру (он, правда, от неё отказался в пользу сослуживца с 3-мя детьми). В результате у него с бабушкой была просто неплохая однокомнатная в весьма новом тогда для Москвы районе, а на свою хорошую военную пенсию он смог устроить моим родителям двухкомнатную кооперативную квартиру. Нынешнее жильё - это после того, как мы съехались. Напоминаю: полковник, а не капитан, и жил в Москве, а не в Горьком, жилфонд в столице несколько интереснее. До отдельной же квартиры у деда было 2 комнаты сначала в одной коммуналке, потом в другой (обе в пределах Садового кольца, это да, но в-целом квартиры весьма так себе - в одной из них доводилось быть и абсолютно никаких достоинств в ней, кроме адреса, я не обнаружил, да, и к метро обе были не близко). А тут у капитана областного центра в начале 1950-х такие хоромы... Ещё раз про свою квартиру - до нашего в ней появления она тоже была коммуналкой. И дом предназначался офицерам, на самом деле, рядовым чинам такое было не положено. Классическая "сталинка" офицерского уровня, вполне приличная, но не более, чем. В наших 3-х комнатах когда-то проживало, если правильно когда-то запомнил, аж до 13 человек! Семьи офицеров МВД, напоминаю. Сейчас нам пятерым почти впритык, а тогда... Вот и представьте себе. Детали, говорите? А ведь Жеглова с Шараповым, похоже, в правильном месте поселили! В отличие от. Скажете: ну, что к квартире привязался? А ну и то! От того, где живут герои фильма, подчас зависят очень и очень многие сценарные повороты. Если бы капитан Шведов с супругой (и без детей!) жил, как и положено, в большой комнате в коммуналке, а не в отдельных хоромах, был бы совсем другой коленкор, и некоторых эпизодов сериала вообще могло бы и не быть. Да, и зрителю показывать, что обычные советские офицеры жили практически, как крупные учёные или писатели - значит, показывать обычную неправду. О машинах много не буду, да, и мало их тут. Вполне нормальные грузовики и пара автобусов, "эмки"(ГАЗ М1), заметный "Москвич-400" и, конечно же, "ЗиМ", непонятно, какими судьбами доставшийся Харитону. Странно, что в послевоенном городе вообще никак не раскрыта тема трофейных машин, а, между тем, было их по всей стране очень даже немало. Вот на чём точно мог ездить Харитон, так это на трофейной немецкой машине. Почему не "ЗиМ"? Он тогда был в свободной продаже и стоил 40000 рублей (для сравнения - Сталинская премия была, если не путаю, 100000 рублей). Но на чьё имя он мог быть куплен и зарегистрирован? Допустим, на местного академика или писателя, который потом кому-то её перепродал. Пусть так, но появляться в послевоенном городе на машине, которую заметно отовсюду примерно так же, как в наше время вертолёт - это как-то совсем не про Харитона. А вот именно потому, что трофейных машин было много, и можно было вполне спокойно перемещаться с неплохим комфортом в одной из них, не привлекая никакого особого внимания. Ну, и "Победы", которых, понятное дело, в городе, где их делали, просто не могло не быть... Опять прокололись по-крупному: модели-то, которые мелькают в кадре - 1955 года, а у нас 1953. Это для того времени очень большая разница, потому что машина 1955 - это первый и очень заметный фейслифтинг модели, выпускавшейся с перерывами почти уже 9 лет. А уж где, как не в Нижнем Новгороде в первую очередь знают досконально о таких вещах! Итого 1,5 млн зрителей 10 звёзд уже не поставят. Хотя мелочь же... Ну, изначально... А вот и нет - не мелочь. И так, если покопать ещё, что-то да наберётся. 6-струнная гитара вместо 7-струнной. Мелочь, да не совсем - "кровавый" режим не одобрял 6-струнки из-за своего испанского происхождения. Испанец Франко же фашист! А 7-струнная гитара - это традиционная русская гитара ещё XIX века, поэтому можно и нужно. И в концертном зале, и у костра. Высоцкий - это тоже 7-струнка, и ничто более, кстати сказать. Вот вам и "место встречи"... "Мелочи - они и есть мелочи" - скажет очарованный зритель. "Не приставайте к киношникам, они молодцы, сняли отличный фильм!" Так я, возможно, практически согласен. Актёры тут сыграли очень прилично, в том числе молодые. Фролов и Макаров - красавчики, Балуев тоже неплох, но к его персонажу, пожалуй, будут вопросы по содержанию, поэтому там важно не только, как играть, но и что играть. Снова некоторые актёры в прежних амплуа - называть не буду, многие в курсе. Цыганок неплохо получился, кстати - это, если о молодёжи. И он, и другие, вроде бы молодые артисты, вполне попали в эпоху по очень многим критериям. По всем ли - сказать не могу, потому что надо судить об этом не только по фильмам 50-х. Настроение у фильма есть, нерв повествования неплох. Крови, как всегда в последние годы, много и даже с избытком, извечных "плохих ментов" и противостоящим им "хороших" (разумеется, главных героев) в наличии полный комплект. Вот, вроде бы, всё есть - и штампы, и что-то менее тривиальное (преждевременная гибель главзлодея, к примеру), но кое-чего нет и быть не может. Идеологии. Той самой, которой у нас нет и в нынешней Конституции. А в "Место встречи..." она есть. Такие дела... Мелочь? Ну, э-э, как бы сказать... В иных фильмах "отклеить" идеологию очень легко, смысловой нагрузки она не несёт - просто данность эпохи. Во всех современных сериалах подобие идеологии есть, но оно построено на отрицании: лишь бы, не как в СССР (но при этом про СССР, что уже настораживает). А иногда это "лишь бы не..." оборачивается весьма вымученными и насквозь лживыми работами с подлецами из НКВД, благородными "бывшими", народом, массово прячущим в подполах кресты и иконы и героями, преодолевающими всё и вся исключительно вопреки, а не благодаря. В сериале "Горький 53" такой клюквы почти нет, что на сегодняшний момент уже немалое достижение. Чего-то ещё не хватило? Мне вот не хватило города. Ни разу не показали шикарнейший Кремль. Мало исторических локаций. С нынешним уровнем компьютерной графики нарисовать пару-тройку исторических ландшафтов никакого труда не составляет. Не хватило чуть большего разнообразия в погоде. По сюжету - в последних сериях не хватило более развёрнутого повествования о деятельности Астафьева - "Люгера" в руководящей, скажем так, роли (очень похоже на то, что смонтировали в итоге далеко не всё, что удалось наснимать). Ладно, подведу итог, ибо пора и честь знать. Авансом могу поставить 8. Потенциал есть, режиссёр что-то умеет, актёры порой просто отлично отыгрывают. Но детали, детали... В которых, как известно, кто-то прячется. Так не лучше ли самим не прятаться от деталей. чтобы и в них некому было спрятаться? "Мы хотя бы попытались" - могут сказать авторы. Что ж, спасибо авторам. А аванс - им на будущее, разумеется. С надеждой, что их следующие работы не будут так сильно зависеть от деталей. От мелочей, от пустяков, из которых, если они взяты в большом количестве, порой и складывается некая целостная картина. А если вдруг сильно повезёт, то и шедевр на все времена.