Почему так часто взрослые, интеллигентные, внешне привлекательные люди не могут завести семью и живут в одиночестве? Быть может, привыкли к такому образу жизни, их это вполне устраивает. Ведь они потратили уже слишком много душевных сил, чтобы стать самодостаточными личностями, и теперь поздно что-то менять. Она – героиня Маргариты Тереховой. Работает в патентном бюро, обсуждает свои проблемы с подружками-ровесницами, устало препирается с матерью. Живет в Ленинграде. Он – герой Валентина Гафта. Бывший спортсмен, остроумен, внимателен, хотя и немного нерешителен. Москвич. Обоим за сорок. Обеспокоенные личной жизнью своих великовозрастных детей матери мечтают их поженить. И дневной поезд привозит жителя столицы к берегам Невы. Чаепития, прогулки, долгие беседы – вроде бы все идет по плану. Он старательно ухаживает, она непринужденно улыбается. Однако за всем этим стоит пустота. Мужчина чувствует, что его постоянно оценивают, а он не может соответствовать этим придуманным идеалам. Да женщина и сама не горит желанием «прыгать в последний вагон». Прекрасные диалоги, эмоционально точная актерская игра, потрясающая музыка Алексея Рыбникова – смотреть онлайн фильм «Дневной поезд» советуем всем ценителям классики советского кинематографа.
Вера – интеллигентная, привлекательная женщина, ей под 40, она не замужем, живет в Ленинграде вместе со своей матерью. Елизавету Михайловну беспокоит, что ее дочь не пристроена, она сообщает ей, что в пятницу к ним должен приехать гость из Москвы. Игорь – сын ее давней подруги Любы, ему недавно исполнилось 42, он до сих пор холост, а это все равно, что перенести на ногах грипп – осложнения гарантированы. Несмотря на то, что уже много лет подруги живут в разных городах, они регулярно пишут друг другу письма, созваниваются. Между собой дамы решили, что их взрослые дети могли бы составить неплохую пару. Вера их энтузиазма не разделяет, ей вполне комфортно жить одной, а вот постоянные намеки матери на ее далеко не юный возраст уже начинают раздражать.
Вера работает в патентном бюро, коллеги ее уважают, правда, некоторые считают, что она слишком ответственная и обязательная, нельзя же полностью посвящать себя работе, нужно и о личной жизни подумать.
Елизавета Михайловна – дама деятельная, она пытается полностью контролировать жизнь дочери, как в бытовом плане, так и во всем, что касается досуга. Вот и сейчас она купила ткань, договорилась с портнихой, что та за два дня сошьет новое платье для Веры. В пятницу Вера должна пойти на свадьбу подруги. Неужели она забыла об этом? Всю ночь Елизавета Петровна печатает на машинке – за это прилично платят. Дочь спрашивает: разве нам с тобой не хватает на жизнь? Но у матери свои планы, как потратить деньги.
Вера встречается со своими подругами. Лида – бывшая спортсменка, сейчас работает тренером. Эффектная, подтянутая, энергичная. За ее плечами два брака, да и сейчас, похоже, от поклонников нет отбоя. Тамара – доктор, она создает впечатление очень мягкой, домашней женщины. Подруги обедают в кафе, обсуждают предстоящую свадьбу, выбирают подарки. Полина выходит замуж по любви, но у нее уже есть двое детей. Хорошо это или плохо? Мнения разделяются.
Елизавета Михайловна напоминает, что они приглашены в гости, а еще есть билеты на концерт в филармонию. Днем она бегала по магазинам и присмотрела отличные югославские туфли, их непременно нужно купить для Веры. Дорого? Ничего, вот как раз пришел рассчитываться заказчик. Он посредственный писатель, к тому же постоянно придирается к качеству выполненной работы, но все же с ним лучше быть любезной.
Вера и Елизавета Михайловна идут в гости. Зинаида Николаевна – тоже бывшая актриса. Когда-то Люба, Лиза и Зина вместе играли на одной сцене, а теперь о театре остались одни лишь воспоминания. Они беседуют о прошлом, о поклонниках, о мужьях. Речь заходит об Игоре. Оказывается, Зина тоже в курсе предстоящего приезда московского гостя. Она рассказывает, что в молодости сын их подруги был чемпионом по волейболу. На прощание Зинаида Николаевна дарит Вере старинный кулон.
Утром пятницы Елизавета Михайловна хлопочет на кухне, она готовит парадный обед, просит дочь не опаздывать с работы. Дневным поездом в Ленинград прибывает Игорь. Он берет в кассе обратный билет, уехать планирует в воскресенье ночью. Елизавета Михайловна и Вера радушно принимают гостя, он тоже изо всех сил старается быть любезным. Полный стол угощений, шампанское, музыка, застольные беседы. Вечером мать уговаривает Веру взять с собой Игоря на свадьбу Полины, самой ей нужно идти на лекцию в домоуправление, не оставлять же гостя в одиночестве.
Свадебное застолье организовано в квартире новобрачной. На шумной вечеринке присутствует множество гостей – родственники, друзья, коллеги с ткацкой фабрики. Звучат поздравления, тосты, играет музыка. Лида начинает флиртовать с Игорем, Вера ничего не имеет против. В какой-то момент все четыре подруги оказываются на кухне. Сначала они обсуждают Игоря, он не поддался на провокации Лиды, что вроде бы характеризует его с положительной стороны. Но Вера с грустью отмечают, что все его достоинства с частицей «не». Не пьет, не бьет, не курит – разве таким должен быть идеальный муж? Они разговаривают о любви, о взаимоотношениях, о семье. У Лиды случается истерика, оказывается, она не может иметь детей.
Игорь предлагает Вере сбежать с вечеринки. Они гуляют по ночному городу, ведут неторопливые беседы. Игорь галантен и предупредителен, он хочет понравиться Вере. Та принимает его ухаживания благосклонно. Дома они пьют чай на кухне, танцуют. Игорь советует Вере выйти из образа, смотреть на жизнь проще, не усложнять все, как это она имеет обыкновение делать.
В субботу Вера с Игорем идут в Эрмитаж, но там огромная очередь. Игорь предлагает вместо приобщения к высокому искусству просто поехать в гости к его другу юности, с которым он не виделся много лет. Когда-то они учились в одном институте, играли в одной команде. Гоша и Инга семейная пара, у них трое детей. Они очень рады видеть Игоря и его спутницу. Мужчины идут в магазин, женщины собирают на стол. Вера с удовольствием общается с младшей пятилетней дочкой Гоши – Катей. Обед проходит в непринужденной обстановке, друзья шутят, вспоминают молодость, рассказывают о своей теперешней жизни.
Инга когда-то писала стихи, сейчас работает переводчиком, на творчество времени не остается – дети, быт. У Гоши в юности было прозвище Эдисон – он талантливый инженер, но карьеры так и не сделал, он привык упорно трудиться, не задумываясь о признании. Игорь же всегда стремился быть лидером, добиться успеха, ему все давалось легко: без усилий стал капитаном волейбольной команды, потом ему предложили должность заведующего лабораторией. Когда Гоша достает из ящика письменного стола папку с своими новыми разработками, у Игоря резко портится настроение. Его начинает злить, что Гоша до сих пор что-то изобретает, он не потерял юношеского максимализма, хотя это и не приносит ему материальной выгоды.
В отношениях Игоря и Веры что-то надломилось. Игорь раздражен, он понимает, что на фоне Гоши выглядит в глазах Веры бездарностью. Эта женщина ценит горение, а он сам уже не способен что-то доказывать, да и желания особого не испытывает. На следующий день они идут на экскурсию в Исаакиевский собор. Разговор не клеится, оба чувствуют отчуждение. По дороге домой Игорь заходит в кассу вокзала и меняет билет на дневной рейс. «Вам у нас не понравилось?» – спрашивает кассирша. «Я не понравился», – следует ответ.
Елизавета Михайловна спрашивает, что у Веры с Игорем. А у Веры с Игорем ничего. Пустота. Между ними не вспыхнула искра, не возникли чувства, нет желания продолжать знакомство. Уж лучше оставить все, как есть.
Вера провожает гостя на вокзал. Они прощаются. Это очень грустно, но впереди у них обоих – снова одиночество.
Отзывы