Мелодраматический сериал «Клюквенный щербет» с большим успехом транслировался в Турции на протяжении четырёх сезонов, представляя собой очередную адаптацию сюжета Шекспира о Ромео и Джульетте. Естественно, национального колорита в проекте хоть отбавляй. Более того, чуть ли не всё время своей трансляции сериал находился под огнём критики. В мусульманской стране, где ортодоксальные устои по-прежнему имеют вес, нашлись недовольные силы. Чуть ли не после первой же серии пошли разговоры, что сериал-де оскорбляет религию Ислама, появились общины, которые писали петиции, запрещающие просмотр. Вскоре сказали своё слово и местные власти, инициировав расследование, не поощряет ли фильм потребительское отношение к женщинам. В этой статье мы разберёмся, справедливы ли обвинения в адрес турецкой сказки для взрослых.

О чём вообще сериал?
«Клюквенный щербет» рассказывает об отношениях представителей двух богатых, но совершенно разных семей. Главная героиня – молодая девушка Доа Коркмаз выросла в современной и прогрессивной семье в Стамбуле. Её воспитывает мать-одиночка Кывылджим Арслан, которая работает директором одного из лучших лицеев города. Сама Доа учится стоматолога, мечтает об успешной карьере и встречается с парнем по имени Фатих Унал. Он – выходец из состоятельной семьи, придерживающейся консервативных взглядов и уважающей мусульманские религиозные традиции. С самого начала их семьи были против этого брака. Однако неожиданная беременность Доа приблизила союз хороших молодых людей. Когда героиня становится частью новой семьи Унал, то происходит столкновение двух мировоззрений. Выясняется, что люди говорят на разных языках. К тому же, возникают трения между Доа с её свекровью – Пембе, а также между ней и старшей невесткой семьи Ниляй. Ведь всем им приходится жить в одном доме, где царят чётко установленные правила.

Непривычная для жанра структура сюжета
Итак, семья Унал обладает огромным богатством, при этом зрителю не объясняется, из каких источников пришли эти деньги. Можно лишь предположить, что эти люди, хоть и построили жизнь на исламских практиках, не связаны ни с каким-либо религиозным орденом или же общинной структурой. Создатели сериала постарались не углубляться в эти вопросы, а вместо этого обратили внимание на то, что конфликты рождаются из-за образа жизни. В сериале нет единого центра сюжета, на первый план время от времени выходят отношения различных людей. Хотя тема любви на первый план выходит через отношения Доа и Фатиха, другие персонажи тоже выстраивают свои судьбы. Параллельно разворачиваются дискуссии на почве разницы во взглядах. Первое знакомство двух семей, выбор подвенечного платья для Доа, организация свадьбы, демонстрация приданого, рождественский ужин, обои с рисунками свиней – всё это ожидаемо оказалось порицаемо в обществе. Хотя у каждого героя есть своя позиция в отношении событий, можно сказать, что у них нет фиксированного и неизменного поведения. Личности в альянсах и конфликтах могут меняться в зависимости от обстоятельств.

Что не понравилось народу?
Тот факт, что конфликтные бракоразводные процессы Фатиха и Доа были внезапно завершены, а опека над месячным ребенком была передана отцу без каких-либо юридических оснований – просто на том основании, что мать была психически нездорова – удивил зрителей с самого начала. Если бы Фатих купил судью, как он купил адвоката Доа, это было бы более естественно. Юристы, следившие за сериалом, также отметили, что разделы о разводе и опеке не были правдоподобными. Ей пришлось вернуться в особняк Унал, чтобы увидеть свою дочь, но её дальнейшие планы стали беспорядочными. Сначала она наняла толкового адвоката, чтобы вернуть опеку. Однако эта история не получила продолжения, поскольку адвокат дал своей клиентке странные советы, а затем вообще бросил. Вместо того чтобы обратиться в суд за опекой, Доа выбрала запутанный и полный интриг путь и решила снова выйти замуж за Фатиха, чтобы добиться отмены опеки. Забыв о том, что Фатих обманул ее и о его злодеяниях в ходе судебного процесса, она начала строить планы мести Пембе. Пока проблема сместилась с отношений Доа-Фатих на отношения Доа-Пембе, планы Доа на свою жизнь, такие как окончание университета и получение профессии, даже не обсуждались, не говоря уже о том, чтобы стать стоматологом.

Всё больше и больше вопросов
История другого ребенка, которого Доа потеряла при рождении, так и не стала достоянием общественности. В семье, которая основывала свою жизнь на религии, ни о каком оплакивании ребенка не было и речи, как не было и могилы. Не было даже никаких соболезнований. После того как ребенок, умерший при рождении, однажды вошел в сон Доа, о нём попросту позабыли. Идеалистическая учительница Кывылджим, приверженная просветительским ценностям, также претерпела другую трансформацию в своих отношениях со своей профессией. Кывылджим превратилась в телезвезду, которая спасла девочку, не посещавшую школу, и разработала образовательные программы. Отношения Кывылджим и Омера стали ещё одним обстоятельством, породившим вопросы. Узнав после аварии, что в его мозгу образовалась воздушная полость, Омер никому об этом не сообщил. Чтобы болезнь или возможная смерть не расстроили Кывылджим, он солгал, что любит другую, и они поспешно развелись с Кывылджим. Героиня не сомневалась в состоянии мужа, за которого вышла замуж с большой любовью несколько месяцев назад, и не подвергала сомнению его непоследовательное поведение. История с воздушной полостью, причина которой не была ясна в течение нескольких недель, была мимоходом раскрыта в одном из следующих эпизодов; Омер перенес операцию, выздоровел и в следующем эпизоде вернулся к работе. Тем временем Кывылджи закрутила отношения с Эртугрулом.

Сильная женщина и её серьёзные проблемы
Интерес Нурсемы к каллиграфии с её желанием стать художницей и открыть собственную выставку обсуждались с первого сезона. Именно увлечение каллиграфией познакомил Эртугрула с Нурсемой. Однако, когда Эртугрул дистанцировался от девушки, интерес к её сюжетной арке также сошел с повестки дня. В браке Нурсемы и Умута часто возникали проблемы с выживанием. Умут подверг Нурсему экономической блокаде, не позволяя ей использовать собственные деньги. В браке между бедным мужчиной и богатой женщиной эта ситуация была нормализована в сериале, чтобы защитить семью и мужчину. Сначала Нурсема устроилась на работу в агентство недвижимости, а затем на телеканал. Умут, который не хотел денег, которые получит Нурсема, начал вести дела с деловитой парой, чтобы легко заработать деньги, продав машину Нурсемы. Девушка, которая насильно выдана замуж, теперь втягивается в новые опасности со стороны мужа. Сериал получил высокие рейтинги в эпизодах, где Нурсема решает свои проблемы реалистичным и способствующим расширению прав и возможностей женщин способом. Создатели в итоге сделали выбор в пользу увеличения количества эпизодов, вызывающих шок и сенсацию в отношениях со зрителями.

Вместо итога
В первом сезоне сериал, пытавшийся преодолеть поляризацию, во втором сезоне создает полюса, сломать которые непросто. Если в первом сезоне сериал позволял нам понять условия каждого персонажа и сопереживать им, то во втором сезоне это чувство сопереживания исчезает. Светские и консервативные круги, сталкивающиеся, конфликтующие и местами способные к компромиссу, а местами защищающие свои границы, подрывают друг друга в этом сезоне, границы смешиваются или исчезают. Сериал, который талантливо отражал женскую солидарность в первом сезоне и передавал сообщения «женщина – друг женщины», во втором сезоне дошел до того, что сказал: «Женщина – враг женщины». Это лишь малая толика того, что можно предъявить сериалу «Клюквенный щербет» по части логичности и связности поступков персонажей. Однако положительных сторон у картины гораздо больше. А все эти разговоры, поводы для недовольства, в конечном счёте, играют только на укрепление интереса к сериалу. Вот и российские зрители смогли окунуться в этот омут страстей и получить удовольствие.
