Мир и герои сериала «Этерна»

«По циклу романов Веры Камши «Отблески Этерны» – гласят вступительные титры. Знатокам и любителям фэнтези нет необходимости представлять эту талантливую писательницу, а теперь интерес к её произведениям наверняка возникнет и у широкой зрительской аудитории, получившей возможность (начиная с июля 2025-го) посмотреть экранизацию онлайн. В прессу просочилась информация, что автор около двух лет не поддавалась на посулы продюсеров, отвечая на предложения отказами. Как не понять Веру Викторовну?! С одной стороны сложно представить, как текст такого объёма (на текущий момент насчитывается 17 книг; первая вышла из печати в 2004-м году) можно адекватно перенести на кинополотно, с другой – не внушает доверия финансовый и технический потенциал нашей киноиндустрии… Что же изменилось?

По словам Камши, будущие создатели сериала произвели хорошее впечатление при личном общении. В процессе беседы в качестве эстетических ориентиров (как говорят на питчингах, референсов) они назвали такие работы, как трилогия поляка Ежи Гофмана по романам Генрика Сенкевича, суровая испанская картина «Капитан Алатристе» /2006/, по Артуро Пересу-Реверте, и, наконец, отечественная «Графиня де Монсоро» /1998/ – весьма достойное прочтение прозы Александра Дюма-отца. То есть в первую очередь – были нацелены на историко-приключенческие кинопроизведения (пусть и с фантазийными мотивами). Разумеется, тут было не обойтись без проб и ошибок.

Первый блин – комом?

Можно, конечно, заключить и так, если задаться целью почитать отзывы на «Этерну: Часть первую», вынесенную на суд общественности 20-го января 2022-го года. Фильм, заявленный расширенной (полнометражной!) пилотной серией сезона, вызвал повышенный интерес аудитории, но подвергся критике. Солидные ресурсы, привлечённые для сотворения зрелища (с возведением масштабных декораций, с живописным изобразительным решением и т.д.), не спасли… Кинодраматурги оказались заложниками оригинала, постаравшись вместить как можно больше элементов вымышленного мира – в ущерб действию, внятно изложенному сюжету. Да и высокий стиль диалогов требовал, что ни говори, адаптации. Впрочем, урок не пропал втуне.

Работа над ошибками

Михаил Китаев от лица и по поручению коллег-продюсеров пояснил, что пилот являлся проверкой концепции – способом убедиться в интересе к проекту. Потому-то и было принято решение перезапустить сериал. Изучение реакции фокус-групп и комментариев в Интернете действительно помогло сделать правильные выводы, в том числе – в отношении актёрского ансамбля (частично «пересобранного») и, главное, кандидатуры режиссёра. Евгения Невского сменил Сергей Трофимов, которому помимо собственных постановок (в частности, медицинской драмы «Нулевой пациент» /2022/) пригодились навыки оператора.

Чувствуется, что и к процессу написания сценария подошли обстоятельно. Между прочим, Вера Камша не скрывает, что не чувствует себя уверенно в драматургии, из-за чего ограничилась функциями консультанта (как шутит, участвовала «на уровне справочного отдела»). Пожалуй, лишь первая серия требует от зрителя некоторых усилий, чтобы привыкнуть к обилию непривычно звучащих терминов, имён и географических наименований. Постепенно правила художественной игры проясняются – и происходит эмоциональное погружение в события, разворачивающиеся на планете Кэртиана из вселенной Ожерелья.

Мир на изломе

Собственно, нас уже во вступительных кадрах знакомят с предысторией отдалённого небесного тела, которое от глобальной катастрофы спасают («именем Этерны и четырёх создателей») наследники стихий. Увы, подвиг великих магов оказался предан забвению. Лишь святой отец Герман (Иван Добронравов) упорно ищет в древних рукописях подтверждение своим мрачным предчувствиям о скором крахе Этерны, надеясь найти способ предотвратить трагедию. А планета, находящаяся на уровне технологического и культурного развития, примерно соответствующем переходу от Позднего Средневековья к Новому времени, погружена в бесконечные смуты и войны. Остановимся на основных действующих лицах сериала.

Ричард Окделл

Считает целью своей жизни отомстить за смерть отца, возглавившего поход против короля Фердинанда Оллара, объявленного узурпатором власти. Мятеж, который должен был вернуть трон принцу в изгнании Альдо Ракану, не удался: его родитель погиб в поединке с герцогом Рокэ Алвой… С милостивого дозволения монарха Ричард поступил в школу оруженосцев Лаик, надеясь подобраться к кровному врагу. Там Окделлу, заклеймённому сыном предателя, пришлось нелегко, но по окончании юношу принимает на службу не кто иной, как Алва. Герой оказывается перед нравственной дилеммой… Актёр Иван Трушин учился в кадетской школе и с детства занимался спортом, что очень пригодилось на съёмках.

Рокэ Алва

Было бы странно, если б Юрия Чурсина не утвердили на эту роль повторно (после «Этерны: Части первой»). Артисту не занимать харизмы – да и в поединках на клинках он выглядит убедительно. Герцог завоёвывает доверие короля, вызвавшись одолеть превосходящих числом повстанцев и блестяще справившись с задачей. Он затевает с юным Окделлом опасную психологическую игру, демонстрируя, что готов дать тому шанс восстановить честь рода. Однако на поверку намерения Алвы более благородные: так получилось, что и от него, и от Ричарда зависит будущее Кэртианы.

Альдо Ракан

Антон Рогачёв показывает принца не очень искушённым политиком, который, впрочем, пытается вернуться на трон не из мелочных, корыстолюбивых соображений. Он верит, что принесёт государству пользу, но… попадает в ловушку, ловко расставленную лидером гоганов. Новая попытка свергнуть узурпатора, воспользовавшись золотом этой общины, оборачивается народным бедствием.

Робер Эпинэ

Вассал Окделла, хотя и дал зарок не прикасаться к оружию, делает всё, что от него зависит, дабы уберечь наследника от ошибок и необдуманных поступков. К сожалению, знаний и интуиции опытного воина не хватает – и Роберу (Павел Чинарёв) приходится разгребать последствия.

Енниоль Гавион

Лидер гоганов (Евгения Стычкина почти не узнать с длинной бородой, в которую вплетены золотые украшения!) называет себя «сыном моего отца» и всячески преуменьшает значимость собственной фигуры. А между тем мастерски плетёт политические интриги во благо общины, которой заключённая с принцем сделка обещает баснословные барыши.

Мэллит

Валентина Ляпина вернулась в образе дочери Енниоля, с младых ногтей демонстрировавшей исключительный ум (в частности, блестяще игравшей в шахматы). Девушка согласилась стать заложницей принца Ракана – живым гарантом заключённой сделки. Магический обряд связывает их судьбы: его боль становится её болью. Мэллит, к несчастью, превращается в орудие в руках куда более могущественного человека.

Магнус Клемент

Антон Адасинский на редкость выразителен в облике духовного главы Ордена Истины, железной рукой искореняющего ересь, угрожающую гегемонии монотеистической религии (эсператизма). Священнослужитель не уступит адептам школы Бене Гессерит (из цикла «Дюна») в умении проникать в сознание других людей и подчинять чужую волю. А в политике действует, пожалуй, даже более изощрённо, чем Его Воробейшество в «Игре престолов», который, напустив на себя вид смиренного служителя Бога, не раз вводил в заблуждение противников.

Фердинанд Оллар

Монарх получился натурой неоднозначной. Да, его место на троне оспаривают, но не сказать чтобы государь совсем не заботился о подданных. При этом король воспринимается ещё и живой, страдающей личностью, чья безответная любовь вызывает сочувствие. В поисках зерна образа Михаил Тройник бродил по залам Эрмитажа, впитывая «царственную» атмосферу.