Фильм Фаворитка (2018): описание, содержание, интересные факты и многое другое о фильме

Фильм Фаворитка

The Favourite
6.22
КиноПоиск 7.33
  • режиссура
  • сюжет
  • зрелищность
  • актёры
Подробнее о ivi.рейтинге
Режиссер
Йоргос Лантимос
Актеры
Оливия Колман, Рэйчел Вайс, Эмма Стоун, Николас Холт, Джо Элвин, еще

Описание фильма

События разворачиваются в XVIII веке. Между Англией и Францией идет война. Королева Анна пребывает в глубочайшей депрессии. В это время бразды правления берет в свои руки ее подруга леди Сара. Однажды при дворе появляется новая служанка по имени Эбигейл. Попав под ее очарование, Сара берет служанку под свое крыло. Эбигейл же яростно цепляется за возможность вернуться к своим аристократическим корням. Когда решение вопросов войны и мира начинает утомлять Сару, за дело принимается служанка. Она становится лучшей помощницей королевы в этих делах. Дружба между ней и королевой крепнет, и это дает Эбигейл все больше возможностей для реализации своих амбиций. Несмотря на агрессивный настрой служанки, Сара не намерена так легко сдавать свои позиции.

Дополнительные материалы

Съемочная группа

Продюсеры
Сеси Демпси, Эд Гвини, Ли Магидэй, еще
Сценаристы
Дебора Дэвис, Тони МакНамара

Интересные факты

  • Главную роль в фильме должна была исполнить Кейт Уинслет, но она покинула проект.
  • Оливия Колман набрала около 15 килограммов веса для своей роли королевы Анны.
  • Художник по костюмам Сэнди Пауэлл намеренно использовал более современные материалы, которых еще не было на момент описываемых в фильме событий. Кружева лазерной резки и винил использовались для одежды придворных. Платья и бриджи слуг были сделаны из переработанных джинсов, взятых в благотворительных магазинах Англии. Халат королевы Анны был сделан из синельного одеяла, которое Пауэлл нашел на eBay.
  • Сара Черчилль, герцогиня Мальборо, является прямой родственницей сэра Уинстона Черчилля и принцессы Дианы. Уинстон Черчилль родился в Бленхеймском дворце, который в фильме еще не достроен, и был назван в честь свекра Сары – первого сэра Уинстона Черчилля. Перед тем, как стать премьер-министром, он написал биографию мужа Сары Черчилль, первого герцога Мальборо.
  • Фильм был снят преимущественно с использованием только естественного освещения, а также света от свечей и каминов. У оператора Робби Райана было дополнительное осветительное оборудование, но он его практически не использовал.
  • В фильме это не упоминается, но в действительности Эбигейл была кузиной политического деятеля Роберта Харли.
  • Рэйчел Вайс назвала этот фильм более смешной и сексуальной версией картины «Всё о Еве» (1950) режиссера Джозефа Лео Манкевича.
  • Это первый фильм режиссера Йоргоса Лантимоса, в котором он сам не стал соавтором сценария, а также не сотрудничал со сценаристом Эфтимисом Филиппоу.
  • Уинстон Черчилль родился во дворце королева Анны, построенном для Сары Черчилль в 1874 году, через 166 лет после описываемых в фильме событий. Семья Черчиллей жила во дворце Бленхейм в течение 300 лет.
  • В фильме не показывают мужа королевы Анны, принца Георга Датского. Эбигейл поступила на службу к королеве в 1704 году, а Георг умер только в 1708 году. Его смерть, наряду со смертью их с королевой детей, была одной из причин депрессии Анны, которая так ярко изображена в фильме.
  • Во время работы над этим проектом режиссер Йоргос Лантимос вдохновлялся картинами «Одержимая» (1981), «Сжигатель трупов» (1969), «Шёпоты и крики» (1972), «Амадей» (1984) и «Контракт рисовальщика» (1982).
  • Всех троих главных персонажей тошнит как минимум по одному разу в фильме.
  • Съемки фильма проходили с марта по май 2017 года в усадьбе Хатфилд Хаус, расположенной в городе Хатфилд в графстве Хартфордшир. Также съемки велись в дворце Хэмптон-Корт, расположенном на берегу Темзы в районе Ричмонд-апон-Темс.
  • Художник по костюмам Сэнди Пауэлл работала одновременно над этим фильмом и картиной «Мэри Поппинс возвращается» (2018). К счастью, над обоими проектами работа велась в смежных помещениях Pinewood Studios.
  • Большинство костюмов и париков были сделаны с нуля для этого проекта. В фильмах редко изображают период начала XVIII-го века, поэтому готовых костюмов, подходящих для этого времени, практически нигде не было.
  • По словам визажиста Нади Стейси, Николас Холт дал имена каждому из своих париков. Перед съемками каждой сцены Холт тщательно подбирал парик, чтобы он соответствовал конкретной ситуации, в которой оказывался его персонаж.
  • Среди актеров фильма есть два лауреата премии «Оскар» - Эмма Стоун и Рэйчел Вайс.
  • Ранее Рэйчел Вайс уже получала роль, которая изначально предназначалась Кейт Уинслет. Такое было в фильме «Гонка века» (2018).
  • Рэйчел Вайс и Оливия Колман ранее уже снимались в фильме режиссера Йоргоса Лантимоса. Это была картина «Лобстер» (2015).
  • Рэйчел Вайс и Николас Холт ранее вместе снимались в фильме «Мой мальчик» (2002).
  • Когда художник по костюмам Сэнди Пауэлл создавала наряды для Сары Черчилль, она вдохновлялась образом Кэтрин Хепберн.
  • Фильм представляет собой вольную трактовку реальных событий.
  • Это уже третий фильм режиссера Йоргоса Лантимоса, снятый на английском языке. Первые два были «Лобстер» (2015) и «Убийство священного оленя» (2017).
  • В различных сценах персонажи едят лобстера и оленину. Предыдущие два фильма режиссера Йоргоса Лантимоса были «Лобстер» (2015) и «Убийство священного оленя» (2017).
  • Королева Анна держит в своей спальне домашних кроликов. Оливия Колман и Николас Холт озвучили персонажей мини-сериала «Обитатели холмов» (2018), который повествует о семействе кроликов.
  • В связи с выходом фильма в прокат в Великобритании несколько костюмов из него были выставлены в Королевской галерее в Кенсингтонском дворце в Лондоне. Выставка проходила с декабря 2018 по февраль 2019 года.
  • Фильм является совместным производством Ирландии, Великобритании и США.
  • Студия Fox Searchlight Pictures приобрела права на распространение фильма в мае 2017 года.
  • В период съемок у оператора Робби Райана умер отец. На некоторое время его подменил Стивен Мёрфи.
  • Художник по костюмам Сэнди Пауэлл ранее работала над фильмом «Орландо» (1992), часть событий которого также разворачивается в начале XVIII-го века и сцены этого периода снимались во дворце Бленхейм.
  • Сцены с полуголой героиней Эммы Стоун не было в сценарии. Это была ее идея. Стоун убедила режиссера Йоргоса Лантимоса снять это. По мнению Стоун, увидеть полуголую Эбигейл для Сары было гораздо унизительнее, чем если бы она была просто прикрыта простыней.

Ошибки

  • Слово «шикарный» используется для описания человека из высшего сословия. Первое зарегистрированное использование слова в этом смысле было в 1914 году, согласно Оксфордскому словарю английского языка.
  • На нескольких кадрах крупным планом, чётко видны вторые и третьи отверстия в ушных раковинах Эммы Стоун и Рэйчел Вайс. Многочисленный пирсинг ушей не был распространён в начале 1700-х годов, особенно у английских женщин при дворе.
  • Тушь была изобретена только в 1913 году.
  • Персонажи используют слово «ОК», американское выражение, появившееся более чем спустя 150 лет после событий картины.
  • Роберт Харли изображён в фильме, как очень молодой человек, его играет Николас Холт, которому было 28 лет во время съёмок. На самом деле, Харли было 47-49 лет в период событий картины. Его юношеское изображение, вероятно, вдохновлено Уильямом Питтом Младшим, который стал премьер-министром в 1783 году в возрасте 24 лет.
  • Чёрная дворянка видна во дворе королевы Анны в аристократическом платье во время одной из сцен в фильме. Нет исторических свидетельств, подтверждающих, что чёрные дворянки присутствовали могли вообще существовать в эти времена.
  • Фраза «премьер-министр» использовалась в отношении «фаворита» Джеймса I и Карла I Джорджа Вильерса (1592–1628), хотя, естественно, это слово не могло означать того, что означает это слово сейчас.
  • Веснушки Эммы Стоун то появляются, то исчезают. В изображенный период женщина из высшего сословия не проводила бы достаточно времени на солнце, чтобы приобрести веснушки. Однако, из сюжета было ясно, что Эбигейл переживала трудные времена до посещения королевского двора. Необходимость работать в качестве домашней прислуги убедительно свидетельствует о том, что она вполне могла быть подвержена воздействию солнечных лучей, в отличие от её недавно обретенного положения среди высшего сословия.

Сюжет

Осторожно, текст может содержать спойлеры!

Начало XVIII века. Между Англией и Францией идет война. Королева Анна слаба здоровьем, она часто болеет, однако весьма темпераментна. Ее постоянная партнерша – Сара Черчилль, герцогиня Мальборо. Они с Сарой близки с детства. Сара чрезвычайно умна и расчетлива, в военное время она помогает Анне в решении большинства государственных вопросов.

Во дворец королевы прибывает кузина Сары – Эбигейл. Когда она выходит из кареты, один из спутников толкает ее, девушка падает в грязь. В замке горничные зло подшучивают над ней, в результате вместо визита в уборную дурно пахнущая Эбигейл в запачканном платье предстает перед своей кузиной. Эбигейл говорит Саре, что отчаянно нуждается в работе. Ее отец (дядя Сары) лишился своего состояния и покончил жизнь самоубийством, сгорев в собственном доме. Сару подобные вещи ничуть не трогают. Эбигейл получает работу служанки, делит комнату со всей остальной прислугой. Товарки всячески издеваются над новенькой. Сара получает ожог руки, когда ее заставляют без перчаток драить пол на кухне раствором щелока.

Тем временем член Палаты общин британского парламента Роберт Харли выступает за прекращение войны. Однако лорд-казначей Сидни Годольфин придерживается противоположного мнения, и он оказывает давление на королеву, настаивая на том, что необходимо вести военные действия до полной победы над французами. Сара имеет большое влияние на Анну, фаворитка убеждает королеву, что необходимо удвоить земельный налог, а полученные средства потратить на военные нужды. Услышав это предложение, Харли приходит в ярость.

Однажды ночью у Анны случается острый приступ подагры, она кричит от боли. Эбигейл крадет лошадь и едет в лес, где собирает лечебные травы, которые могут облегчить страдания королевы. За этим занятием девушку застает привлекательный, но застенчивый молодой человек – Сэмюэль Машам.

Эбигейл хитростью проникает в покои королевы, накладывает на ее больные ноги снадобье из трав. Сара уличает ее в этом, приказывает выпороть служанку. Но Анне от снадобья становится значительно легче. Сара останавливает избиение Эбигейл, беседует с кузиной. Эбигейл рассказывает о том, что, когда ей было пятнадцать лет, отец проиграл ее в карты жирному немцу, которому девушка была вынуждена отдаться. Однако девушка все же надеется, что когда-нибудь сможет вернуться к достойной ее дворянского происхождения жизни. На Сару откровения Эбигейл производят сильное впечатление, как и ее покорность, готовность всем услужить. Эбигейл получает повышение, становится горничной Сары, ей выделяют отдельную комнату. Эбигейл нарочно громко кашляет в присутствии Анны, чтобы у нее была возможность сказать королеве, что она простудилась, собирая в лесу травы для нее.

На балу Харли пытается убедить Анну в том, что Англии не следует продолжать войну, но этому препятствует Сара. Тем временем Эбигейл пробирается в покои Анны, чтобы взять книги. Когда Сара танцует с Машамом, Анна ревнует, требует, чтобы та отвезла ее отдыхать. В коридорах дворца королева сердито бьет свою фаворитку по щекам. Сара просит у нее прощения. В спальне дамы начинают заниматься сексом. Это видит Эбигейл, она шокирована, но ей удается улизнуть незамеченной.

Джон, муж Сары, отправляется на войну, чтобы возглавить экспедиционный корпус и продолжить сражаться с французами. Сара беспокоится за жизнь Джона, но она считает это необходимым, поэтому полна решимости и дальше выступать за продолжение войны. Когда Сара упражняется во время прогулки в стрельбе по уткам, Эбигейл интересуется, как она может оставаться спокойной, если ее мужу угрожает смертельная опасность. Сара говорит, что так, по ее мнению, будет лучше для страны, и она готова заплатить за это. Сара говорит, что Эбигейл должна это понимать, ведь она же отдалась немцу, когда того потребовал дочерний долг.

Харли подкарауливает Эбигейл и приказывает ей шпионить за Анной и Сарой, передавать ему любые сведения, которые помогут ему выслужиться перед королевой. Эбигейл отказывается это сделать, поскольку верна своей хозяйке. Она рассказывает об этом Саре, но та не придает этому значения. Занятая государственными делами Сара отправляет Эбигейл присматривать за королевой. Анна поначалу сердится, не хочет общаться с горничной. Но Эбигейл удается ее очаровать. Девушка спрашивает о ручных кроликах, которые живут в покоях королевы. Анна объясняет, что их семнадцать – по одному на каждого ребенка, которого она потеряла. Постепенно Анна и Эбигейл начинают проводить вместе все больше времени. Однажды вечером Сара входит в спальню королевы и обнаруживает в постели Анны обнаженную Эбигейл, которая спит после занятия сексом. На следующий день разъяренная Сара швыряет в Эбигейл книгами, обвиняет ее в интриганстве и увольняет со службы. Потрясенная Эбигейл уходит, но в коридоре сама колотит себя по лицу книгой до тех пор, пока из носа не начинает течь кровь. Затем она плачет, усевшись прямо у дверей королевских покоев.

Следующим утром Сара обнаруживает, что Эбигейл не покинула дворец, она теперь прислуживает Анне. Королева заявляет Саре, что Эбигейл не уволена, поскольку ей нравится, когда она рядом, и секс с ней доставляет удовольствие. Сару этот любовный треугольник совсем не устраивает. Она отводит Эбигейл в сторону и говорит, что та сделала уже достаточно. Эбигейл утверждает, что она следовала примеру Сары. Анна признается, что ей по душе соперничество фавориток за ее любовь.

Чувствуя, что Сара и Анна неразрывно связаны, Эбигейл встречается с Харли и просит о помощи в обмен на услугу. Эбигейл хочет выйти замуж за Машама, с которым она давно флиртует. Харли говорит, что это невозможно, поскольку она не благородного происхождения. Но Харли соглашается устроить этот брак, когда Эбигейл встречает его на заседании парламента и сообщает, что королева намеревается удвоить земельный налог. Эбигейл готова устроить ему встречу с Анной наедине, без Сары. Получив эту информацию, Харли выступает с благодарственной речью в адрес королевы за то, что она не увеличила налог и прекратила войну. Когда Харли заканчивает свое выступление, все присутствующие аплодируют. Анна в смятении, она не знает, что делать. От волнения королева лишается чувств. Сара понимает, что кто-то подговорил Харли и подставил их.

Из собранных ею трав Эбигейл готовит отраву и подмешивает ее в чай Сары. Та отправляется на конную прогулку, во время которой яд начинает действовать, Саре становится плохо, ее рвет, потом она теряет сознание. Лошадь несет бесчувственное тело застрявшей в стремени наездницы. Весь королевский двор обеспокоен исчезновением Сары, но Анна подозревает, что фаворитка просто завидует своей более удачливой сопернице и притворяется, чтобы снова привлечь к себе внимание.

Окровавленная Сара находится в борделе. Она без сознания.

В отсутствие Сары Анна легко поддается внушению. Харли рассказывает ей, что Машам влюблен в Эбигейл, но жениться на служанке ему не по статусу. Анна настаивает на том, чтобы венчание все же состоялось. Ради этого она жалует Эбигейл титул леди. Машам и Эбигейл женятся. Вместе они оказывают влияние на Анну по вопросам войны. Через некоторое время Анну начинает всерьез беспокоить отсутствие Сары, она подозревает, что с ней что-то случилось.

Сара приходит в себя в борделе. На ее щеке остался безобразный шрам от полученной раны. Сара требует, чтобы ее немедленно отпустили. Но хозяйка заведения не спешит этого делать. Саре удается отправить сообщение своим знакомым, которые присылают деньги. Сару отпускают. По возвращении во дворец Сара поражается переменам, которые здесь произошли. Эбигейл теперь леди, и она замужем. Раздосадованная Сара бьет бывшую служанку по щекам, та это терпит, но предупреждает, что позволяет подобное с собой обращение в последний раз. Сара находит старые любовные письма от Анны, адресованные ей. Она шантажирует ими королеву, пытаясь заставить ее продолжить войну, увеличить налог и прогнать Эбигейл. Анна отказывается это делать. Сара угрожает публикацией их интимной переписки, что чревато политическим скандалом. Анна расценивает поведение Сары как предательство.

Сара чувствует свою вину перед Анной, в порыве раскаянья она сжигает письма. В этот момент ей сообщают, что королева приказала вернуть ключи от ее покоев, она изгоняет Сару из дворца. Сара умоляет Анну простить ее, стоя перед запертой изнутри дверью, она говорит, что сожгла письма. Королева непреклонна. Сара переезжает в поместье своего мужа. С уходом Сары Эбигейл обретает свободу. Она проводит дни в развлечениях с представителями аристократии и все чаще пренебрегает своими обязанностями по уходу за больной королевой.

Анна начинает сомневаться в проводимой с подачи Харли и Эбигейл политике по вопросам войны. Сидни Годольфин интересуется, не простила ли Анна Сару. Та утверждает, что не намерена делать первый шаг к примирению, но не может помешать сделать это самой Саре. Годольфин наносит визит попавшей в немилость фаворитке, он уговаривает Сару написать Анне письмо с извинениями.

Эбигейл видит, что Анна тоскует по Саре. Она лжет королеве, что обнаружила в финансовых отчетах доказательства хищений Сары и Джона из королевской казны. Анна воспринимает эту информацию с недоверием. Однако королева раздосадована тем, что Сара так и не написала ей покаянного письма, которого она с нетерпением ждет. Такое послание все же приходит во дворец, но Эбигейл сжигает его. Позже Харли пытается убедить Анну, чтобы она отозвала лорда Мальборо из армии. Голольфин в ужасе, поскольку Джон способен одержать победу над французами, если ему оказать должное содействие. Анна заявляет, что Джон присвоил выделенные на военные нужды средства, она отдает приказ отозвать войска и заключить мир с Францией. Анна также настаивает на том, что Сара и Джон должны быть высланы из страны.

Сара видит в окно, что к их поместью приехали посланники королевы. Она понимает, что их с мужем ждет изгнание.

Пока Анна дремлет в своих покоях, Эбигейл со злорадной усмешкой наступает на одного из кроликов, давит беззащитное животное каблуком. Кролик жалобно пищит, Анна начинает ворочаться в кровати, Эбигейл отпускает зверька. Королева приказывает фаворитке позаботиться о ней. Эбигейл, изображая покорность, массирует больные ноги Анны. Кролики скачут по комнате, они множатся перед меркнущим взором умирающей королевы.

Отзывы о фильме «Фаворитка»

  • Marina 0
    Серьёзный фильм. Уверена, что сюжет не всем понравится, но посмотреть это кино стоит. Хитросплетения и перипетии дворцовой жизни показаны, как мне кажется, с достоверной точностью, да и в современном мире, полагаю, мало что изменилось вокруг сильных мира сего. Разве что костюмы... Но игра актёров вас точно не оставит равнодушными.
  • mo4ka -1
    нет, не понравилось абсолютно,мерзко,хоть и ясно что всё есть метафора
  • Венера -1
    Фильм интересный, смотрится легко.
  • Антон -3
    Красивое и доброе кино.
  • elf_16 1
    красиво сделано. глубокомысленно и метафорично.
  • mariannaporohova 2
    Невероятно красиво снятый фильм. Невероятно цепляющий сюжет, который не оставил равнодушным - точно!
  • zaselskaya 2
    Данное кино точно не подымает настроение. Если вы еще не знаете на сколько могут быть лицемерны женщины - смотрите. к сожалению не то что хотелось бы увидеть в хороший вечер.
  • Ольга -3
    Игра актеров великолепна. Но сценарий, зачем нам эта мерзость?

Рецензии на фильм «Фаворитка»

  1. Рецензия на фильм «Фаворитка»
  2. B I Правила размещения рецензии
  • Оценка фильма
    7 из 10

    Женская коварность и бесполая власть

    18 век, пока на полях войны между Англией и Францией проливается кровь, а граждане Великобритании беднеют из-за тающей на глазах экономики, в дворцовых покоях протекает совершенно иная жизнь со своими проблемами. Королева Анна увязает в наступающей старости и болезнях. И делами страны по большей части занимается особо приближенная подруга монарха Сара… Читать далее
  • Оценка фильма
    8 из 10

    Мы на войне закулисья

    Война — это ведь не просто кто кого перестреляет. Война — это кто кого передумает «А зори здесь тихие», 1972 год, реж. С. Ростоцкий Двор королевы и две фаворитки у трона. Одна — любимица патронессы, другая — выскочка-замарашка. Кто кого? Стоит ли опасаться подвохов? Или пусть всё идёт своим чередом… Читать далее
  • Оценка фильма
    7 из 10

    Низко пала?

    Нечасто можно увидеть фильм аж с двумя номинациями на одну и ту же категорию — «Лучшая актриса второго плана». И обе актрисы достойно сыграли в этой картине, и для обеих это второй Оскар, так что, если кто-то из них не заполучит столь желанную статуэтку, то будет не очень-то и обидно… Читать далее
  • Оценка фильма
    6 из 10

    "1+1" по-гречески

    Греческий режиссер Йоргос Лантимос широко известен своими работами любителям артхауса. Его «Лобстер» и «Убийство священного оленя» обладали неповторимым авторским почерком, который невозможно спутать ни с чем другим. Эти картины излучали тревогу, небрежно дергая за нужные струны души… Читать далее
  • Оценка фильма
    7 из 10

    Отличный тошнотворный фильм

    Самой большой ошибкой было бы подходить к "Фаворитке" как к обычной костюмной исторической мелодраме, хотя действие и происходит в Англии в самом начале XVIII века и костюмы с кринолинами имеются. Скорее перед нами довольно злая и едкая сатира на актуальные события, когда миром правят власть и секс, а деньги (или обвинение в их воровстве) нужны исключительно для того, чтобы избавиться от оппонентки, а не сами по себе… Читать далее
Оформить подписку