Фильм Мулан

Mulan
Развернуть трейлер
8,6
рейтинг ivi
режиссура
сюжет
зрелищность
актёры

Когда через Великую Китайскую стену прорываются враждебные кочевники, отважная Мулан отправляется в армию под видом юноши, чтобы заменить на службе пожилого отца, защитить Китай и найти свой настоящий путь. Красивое приключенческое фэнтези в восточном антураже с великолепными пейзажами, костюмами и декорациями, снятое по мотивам любимого мультфильма Disney и легендарной китайской поэмы о девушке-воительнице.

Хуа Мулан с детства училась подавлять свою духовную энергию, или ци, которая нужна мужчинам на поле боя, но не женщинам. Она старается сдерживать врожденную силу ради покоя родителей и собственного будущего, предопределенного традициями. Но что, если старый проторенный путь – чужой, не ее? Мулан бросает вызов запретам, когда в опасности оказывается любимый отец и вся Поднебесная. Северные захватчики во главе с Бори Ханом угрожают народу Китая. Для борьбы с ними Император призывает по одному мужчине из каждой семьи, а у пожилого отца Мулан нет сыновей. Надев доспехи, она сама выдает себя за юношу и вооружается мечом, на котором выгравированы иероглифы трех главных добродетелей: «Верность. Отвага. Честность». С первыми двумя у Мулан нет трудностей, но притворство и обман отнимают у нее силы, необходимые для победы. Только приняв правду, она сможет раскрыть свой дар и понять свое истинное призвание.

Зрелищный фэнтези-фильм для всей семьи «Мулан» можно посмотреть в нашем онлайн-кинотеатре.

Языки
Русский, Казахский, Английский, Тифлоперевод
Субтитры
Русский
Доступные качества

Фактическое качество воспроизведения будет зависеть от возможностей  устройства и ограничений правообладателя

HD, 1080, 720

Сюжет

Осторожно, спойлеры

В одной китайской деревне жила девочка по имени Мулан, которая обладала духовной энергией ци. Для ее отца Чжоу Хуа это было проблемой, ведь девушке негоже владеть силой предназначенной только мужчинам. Однажды Мулан баловалась, гоняясь за курицей. Девочка так увлеклась, что сломала крыло у статуи феникса у входа в храм, а потом залезла на крышу. Там она поскользнулась и чуть было не разбилась, но благодаря своей ци она ловко приземлилась на ноги.

Вечером жена Чжоу потребовала от мужа поговорить с дочерью. Он нашел Мулан у храма. Девочка пыталась приладить крыло феникса. Отец сказал дочери, что скоро она станет женщиной и ей нужно учиться скрывать свое ци, ведь владеть им могут только воины.

Шелковый путь, северо-запад Китая. По пустыне идет купец с тремя гружеными верблюдами. На пути ему встречается колдунья, которая вселяется в его тело. Когда колдунья попадает в укрепленный город, на него нападает племя кочевников – жужан. Колдунья и элитный отряд воинов под предводительством Бори Хана без труда захватывают город и убивают почти всех солдат. Колдунья сохраняет жизнь одному из них, чтобы потом в него вселиться.

Императорский город, Центральный Китай. Императору докладывают, что шесть северных укрепленных городов вдоль Шелкового пути пали под внезапной атакой, вся торговля остановлена и если вторжение продолжится, то это станет концом их царства. Императору представляют единственного выжившего солдата. Солдат рассказывает, что воинам Бори Хана помогает женщина, обладающая силой ци. Император говорит, что они не боятся черной магии и издает указ создать огромное войско. Вскоре солдат покидает дворец и становится колдуньей, которая оборачивается птицей. Она прилетает в лагерь жужаней и рассказывает Бори Хану, что император создает армию.

Мулан вернулась домой после прогулки на лошади. Мать рассказала ей новость о том, что сваха нашла ей удачную партию. Отец попросил дочь исполнить долг перед семьей и та покорно согласилась. Вместе с семьей она отправилась на знакомство с матерью будущего мужа. Однако во время церемонии девушка не сдержалась и вновь проявила свое ци. Сваха объявила семье Хуа позор, что было довольно суровым наказанием.

Семья Хуа отправилась домой под презрительными взглядами односельчан, но в этот момент в деревню въехал глашатай императора. Он объявил, что на их страну напали и император призвал в армию по одному мужчине из каждой семьи. Он начал поочередно называть фамилии и раздавать призывные свитки. Когда он дошел до семейства Хуа, то к нему подошел Чжоу, который заявил, что уже участвовал в войне с северными захватчиками, а так как сыновей у него нет, то он пойдет и в этот раз.

Вечером Чжоу принялся точить свой меч. Жена Чжоу понимала, что в этот раз он не вернется, ведь он уже давно передвигался только с палочкой. Это понимала и Мулан, которая держала меч гораздо увереннее отца. В итоге девушка облачилась в доспехи и покинула дом, взяв призывной свиток. Утром Чжоу обнаружил пропажу доспехов и Мулан. Он отправился в храм помолиться древним духам за нее.

Мулан скакала в лагерь и заблудилась. Когда она отдала свое последнее яблоко коню, в небе появился феникс. Он указал девушке путь, и вскоре она достигла цели. В лагере Мулан повздорила с одним из мужчин, и их пришлось разнимать генералу. Он спросил ее имя, и Мулан назвалась Хуадзюном.

Когда Мулан зашла в казарму, где мужчины вели себя совсем не пристойно, она зажмурилась, а когда генерал отправил всех мыться, девушка вызвалась нести дозор. Она вернулась в казарму, когда уже все спали. Сняв корсет, который скрывал ее грудь, Мулан наконец вздохнула полной грудью и легла спать.

Утром новобранцам объяснили законы армии. Среди прочих наказаний там была смертная казнь за привод в лагерь женщины. Начались изнурительные тренировки. Один из солдат решил смухлевать и генерал это заметил. В итоге его изгнали с позором. Во время обеда солдаты разговаривали о девушках. Мулан сказала, что девушка должна быть отважной и умной, чем сильно рассмешила сослуживцев. Героиня спала рядом с Хуанхеем, который признался ей, что боится заговаривать с девушками, а потом предложил ей помыться, а то от нее уже воняло.

Солдаты упражнялись с копьями. Хуанхей бился с Мулан и каждый раз выбивал копье из ее рук. В какой-то момент ей это надоело, и она проявила свой дар, который так долго скрывала. Мулан думала, что совершила ошибку, но это привело лишь к тому, что она заслужила уважение сослуживцев.

Мулан, наконец, решила помыться. Ночью она пошла на озеро и там ее нашел Хуанхей. Он попытался поговорить с Мулан, но ей пришлось грубо попросить его оставить ее одну. В это время Бори Хан приветствовал в своем лагере 12 вождей жужунских племен. Их волновало, что вместе с ними сражается колдунья, но Бори Хан убедил всех, что она подчиняется ему как рабыня.

Мулан вызвали к генералу Тунгу. Он сообщил ей, что знал ее отца, который был великим воином. Генерал спросил почему она скрывала свою ци, но Мулан не нашла что ответить. Тогда он посоветовал ей развивать свою силу, не оглядываясь на былые заслуги отца.

Колдунья помогла Бори Хану взять очередную крепость и солдат из лагеря Мулан призвали на войну, хотя их обучение еще не было завершено. Мулан хотела признаться генералу в том, что она женщина, но не смогла. Генерал сказал, что мечтает, как однажды он привезет Хуадзюн в свою деревню и познакомит со своей дочерью, а также со свахой. Вскоре Мулан вместе с остальными отправилась на войну. Солдаты прошли мимо четвертого полка, который был полностью разбит армией Бори Хана. Не выжил ни один солдат.

Мулан в составе пятого полка армии императора достигла крепости. Туда сразу же прискакали лазутчики, которые сообщили, что орды Бори Хана в половине дня от них. Генерал не стал готовиться к осаде, а приказал выступить на рассвете. По его мнению, тот, кто действует первым, контролирует врага.

Вечером перед битвой Мулан сидела со своими друзьями. Она пообещала, что они все выживут, так как защитят друг друга. Утром войска Бори Хана удивились, когда встретили армию императора не за стенами крепости, а в чистом поле. Началась битва. Бори Хан вместе со своим элитным отрядом пустился бежать и генерал Тунг приказал догнать их. Отряд вместе с Мулан бросились в погоню, но жужуни искусно отстреливались, и в итоге Мулан осталась одна. Она продолжила преследование и вскоре на нее напала колдунья Бори Хана.

Колдунья сразу поняла, что перед ней женщина. Она была гораздо сильнее Хуадзюна и вскоре убила его. Но Мулан осталась жива. Девушка поняла, что ложь мешала раскрыться ее истинному дару и, распустив волосы и сбросив мужские доспехи, она вернулась на поле, где к тому моменту продолжалась ожесточенная битва. Мулан начала бить врагов с особым усердием, но вскоре они почему-то отступили.

Колдунья обернулась стаей птиц, которые напали на воинов императорской армии. Тем пришлось сбиться в кучи и закрыться щитами. В этот момент жужуни начали стрелять по ним из катапульты. Одним выстрелом они убивали десятки солдат. Мулан увидела, что позиция жужан была под горой. Она обошла их с тыла и вызвала огнь на себя. Жужани развернули катапульту и выстрелили прямо в гору. Этим они вызвали лавину, которая смяла их. Досталось и китайцам. Они бросились бежать от снега. Хуанхей вернулся, чтобы помочь другу, но сам попал в снежную ловушку. Мулан увидела это и вытащила его из-под груды снега.

Генерал объявил, что враг потерпел поражение и приказал солдатам найти своих товарищей. Все стали искать Хуадзюна, но из тумана оставленного лавиной вышла Мулан. За обман генерал назначил ей наказание в виде изгнания с позором. На закате Мулан опять встретилась с колдуньей, которая рассказала ей свою историю. Она была очень похожа на историю Мулан. Колдунья предложила Мулан пойти с ней, но она отказалась, сказав, что обязана защищать императора. На это колдунья ответила, что ее император уже почти мертв.

Мулан вернулась в крепость, хотя ей и угрожали смертной казнью, если она еще раз появится в армии. Мулан была готова умереть, но попросила лишь выслушать ее. Она сообщила Тунгу и остальным солдатам, что Бори Хан выманил армию императора к Шелковому пути, а сам он уже подбирается к императорскому городу, чтобы убить правителя. Мулан сказала, что армия его уже не догонит, но сделать это под силу хорошо обученному отряду.

Генерал Тунг не поверил Мулан и хотел ее казнить, но за девушку вступился Хуанхей и другие солдаты. В итоге генерал согласился отправить Мулан в столицу.

Мулан с отрядом воинов пустилась спасать императора. В это время отряд Бори Хана уже проник в город. Колдунья вселилась в советника императора, который пришел к повелителю и сообщил, что Бори Хан засел в новом дворце и требует поединка. Император принял вызов. Советник приказал военачальнику собрать всех стражников города на площади. Этим приказом он оставил город беззащитным.

Мулан с отрядом добралась до города, где они сразу попали в ловушку вместе с другими стражниками императора. Мулан начала пробираться к императору, чтобы защитить его, но в тронном зале оказалась лишь колдунья. Император тем временем был пленен Бори Ханом в новом дворце. Колдунья увидела, что Мулан смогла добиться признания своего общества и решила помочь ей. Она обернулась птицей и привела ее к новому дворцу, где Бори Хан собирался убить императора, сбросив его в расплавленный металл.

Бори Хан выстрелил в Мулан, но Колдунья ценой своей жизни спасла ее от смертельной стрелы. В итоге Мулан приняла бой с Бори Ханом на глазах связанного императора. Поначалу она проигрывала, но император приказал ей сражаться за свою страну и народ и в итоге злодей был повержен женщиной-воином.

Император предложил Мулан стать начальником своей личной охраны, но она отказалась от такой чести и попросила императора позволить ей вернуться к семье и искупить свою вину перед ними. Мулан попрощалась с Хуанхеем, который пообещал еще встретиться с ней.

Мулан вернулась в родную деревню, где попросила прощения у отца, но он не сердился на нее. В этот момент в деревню прибыли воины императора во главе с генералом. Они сообщили всем, что император благодарит Мулан за спасение династии и подарили ей меч. Отцовский она потеряла в битве с Бори Ханом. Также Мулан еще раз предложили возглавить отряд личной охраны императора.

Знаете ли вы, что

  • Минг-На Вэнь, которая озвучила Мулан в мультфильме «Мулан» (1998), выражала заинтересованность в том, чтобы сыграть в фильме роль Фа-Ли, матери Мулан.
  • В процессе работы над проектом студия Disney отмечала, что все основные персонажи останутся китайскими.
  • Команда кастинг-директором посетила пять континентов и отсмотрела около 1000 кандидаток китайского происхождения на роль Мулан. Одними из критериев были – владение боевыми искусствами и английским языком.
  • По предварительным подсчетам бюджет фильма составляет 290 миллионов долларов, что делает его самым дорогим фильмом, который был снят женщиной-режиссером (Ники Каро).
  • Главные герои фильма получили азиатские имена. Так в мультфильме 1998 года главную героиню звали Фа Мулан, в фильме она – Хуа Мулан. А главный злодей Шань-Ю стал Бори Ханом.
  • Энг Ли получал предложение стать режиссером этого фильма, но отказался.
  • Одноименный мультфильм студии Disney вышел за 22 года до фильма.
  • Эдди Мёрфи предлагали исполнить роль Мушу, которого он озвучивал в мультфильме 1998 года, но он отказался.
  • Чтобы избежать конкуренции в прокате с картиной «Звёздные войны: Скайуокер. Восход» (2019) премьера фильма была перенесена с декабря 2019 года на март 2020 года.
  • Это восьмой ремейк анимационного фильма студии Disney в виде игрового кино.
  • Создатели фильма обсуждали, включать ли песни из оригинального фильма в том же полном формате мюзикла, как это было в картине «Красавица и чудовище» (2017), однако в итоге они отказались от этой идеи.
  • Это второй ремейк анимационного фильма студии Disney в виде игрового кино для актера Джейсона Скотта Ли. Предыдущим был фильм «Книга джунглей» (1994), где актер сыграл роль Маугли.
  • Персонаж Мушу был удален из фильма. Это связано с тем, что студия Disney столкнулась с большой негативной реакцией со стороны китайской аудитории, когда мультфильм 1998 года был выпущен, так как многие посчитали персонажа Мушу насмешкой над китайскими традициями и верованиями.
  • В 2010 году планировалось, что режиссером станет Чак Рассел, а главную роль сыграет Чжан Цзыи. Однако работа над фильмом была отложена, и в итоге режиссер и актриса покинули проект.
  • Лю Ифэй и Джет Ли ранее вместе снимались в фильме «Запретное царство» (2008).
  • Донни Йен и Джет Ли ранее рассматривались на одну и ту же роль в фильме «Изгой-один. Звёздные войны: Истории» (2016).
  • В отличие от одноименного мультфильма 1998 года фильм имеет более мрачный и серьезный тон.
  • Донни Йен и Джет Ли ранее вместе снимались в картинах «Однажды в Китае 2» (1992) и «Герой» (2002).
  • Донни Йен и Джейсон Скотт Ли ранее вместе снимались в фильме «Крадущийся тигр, затаившийся дракон: Меч судьбы» (2015).
  • Лю Ифэй («Запретное царство», «Однажды в сказке») получила роль Хуа Мулан после всемирного кастинга, продлившегося целый год. Также в фильме снимались: Донни Йен («Изгой-один: «Звёздные Войны. Истории», «Ип Ман»); Ци Ма («Прощание», «Тихий американец»); Джейсон Скотт Ли («Крадущийся тигр, затаившийся дракон: Меч судьбы», «Солдат»); Йосон Ан («Мег: Монстр глубины», «Крадущийся тигр, затаившийся дракон: Меч судьбы»); Рон Юань («Марко Поло», «Расплата»); Розалинд Чао («Плюс один», «Звёздный путь: Далёкий космос 9»); Нельсон Ли («Все святые», «Я был простым человеком»); Чжэн Пэйпэй («Крадущийся тигр, затаившийся дракон», «Ритмично напевая»), а также Гун Ли («Мемуары Гейши», «Подними красный фонарь») и Джет Ли («Храм Шаолинь», «Смертельное оружие 4»).
  • Сценарий написали Рик Джаффа и Аманда Сильвер («Мир Юрского периода», «Восстание планеты обезьян»), а также Лорен Хайнек и Элизабет Мартин по мотивам эпической поэмы «Баллада о Мулан». Продюсерами выступили Крис Бендер («Оправданная жестокость», «Под Сильвер-Лэйк»), Джейк Вайнер («Эффект бабочки», «Если свекровь – монстр») и Джейсон Т. Рид («Черепашки ниндзя»), а Билл Конг («Крадущийся тигр, затаившийся дракон», «Герой»), Барри М. Осборн (трилогия «Властелин колец»), Тим Коддингтон («Безумно богатые азиаты», «Марко Поло») и Марио Искович («Тренер», «Снова ты») стали исполнительными продюсерами.
  • Режиссёр Ники Каро и продюсеры собрали команду исключительных кинематографистов, которые привнесли свои таланты и профессионализм в производство картины «Мулан». В съёмочную группу вошли: оператор-постановщик Мэнди Уокер, ASC, ACS («Между нами горы», «Скрытые фигуры»); художник-постановщик Грант Мэйджор (трилогия «Властелин колец», «Кинг Конг»); монтажёр Дэвид Коулсон («Оседлавший кита», «Жена смотрителя зоопарка»); художник по костюмам Бина Дайгелер («Жена хранителя зоопарка», «Погружение»); композитор Гарри Грегсон-Уильямс («Марсианин», «Хроники Нарнии»); стилист, гримёр и дизайнер скульптурного грима Денис Кум («Оседлавший кита», «Смертельный номер»); специалист по визуальным эффектам Шон Фэйден («Могучие рейнджеры», «Фантастическая четвёрка»); и второй режиссёр Лиз Тан («Человек-паук: Возвращение домой», «Тренер»).
  • Фильм, вдохновлённый китайским эпосом «Баллада о Мулан», переносит на большой экран невероятное сказание, которое воспевает богатство китайской культуры и силу женского характера. «Мулан» - это история, раскрывающая широту и глубину китайской идентичности, но при этом она не имеет границ. Сочетая в себе высокий уровень сопереживания и захватывающие дух боевые сцены, это фильм об общечеловеческих ценностях, поднимающий вечные темы достоинства, семьи, уважения к старшим и чувства долга.
  • Впервые студия Disney экранизировала историю Мулан в жанре анимации в 1998 году. Тогда картина стала кассовым хитом и сразу полюбилась зрителям. «Поэма «Баллада о Мулан» была написана много веков назад и с тех пор остаётся крайне популярной, - говорит продюсер Джейсон Рид. - Анимационный фильм открыл эту историю для западного зрителя. Теперь мы надеемся взять элементы из легенды, а также из классическоего анимационного фильма Disney, чтобы создать нечто новое и захватывающее. Мы сосредоточились на том, как человек может найти в себе храбрость, преданность и чувство долга, при этом оставаясь верным себе». «Мулан обладает исключительной силой духа, - добавляет Рид. - Именно главная героиня делает эту историю особенно привлекательной для меня. Когда я посмотрел анимационный фильм, я был в восторге от локаций, от музыки, от юмора, но больше всего мне запал в душу характер Мулан. Несмотря на то, что это была история девушки, мне была близка её борьба Как исполнить свой долг? Как поступить правильно? Как встроиться в общество и найти своё место? Мне кажется, это очень важные вопросы, которые легли в основу нашей адаптации классического анимационного фильма».
  • Исполнительный продюсер Билл Конг считает, что современные зрители легко смогут сопереживать Мулан, несмотря на то, что история её мужественного пути была впервые рассказана много веков назад. «Несмотря на то, что Мулан была персонажем поэмы, написанной очень давно, её характер и действия присущи современным женщинам. И в особенности - молодым женщинам Китая. Мулан олицетворяет ценности, которые во многом тождественны ценностям нынешнего мира и современному мировоззрению».
  • В 2015 году продюсеры Крис Бендер и Джек Вайнер постоянно устраивали «мозговые штурмы», пытаясь нащупать свежие подходы к существующим объектам интеллектуальной собственности, а сценаристки Лорен Хайнек и Элизабет Мартин пришли к ним с идеей экранизировать «Балладу о Мулан». «Нам было очень интересно снять фильм, который бы отличался от анимационного приключения, потому что в оригинальной легенде очень сильны мотивы реализации женского потенциала», - говорит Крис Бендер.
  • Вайнер и Бендер презентовали сценарий Хайнек и Мартин в студии Disney, которая затем приобрела его. Вайнер был воодушевлён возможностью поработать с Disney. «Мулан – воительница, и мы были в восторге от идеи снять фильм Disney, в котором главная героиня не нуждается в спасении, а напротив готова пожертвовать жизнью, сражаясь за свою страну, чтобы в итоге принести честь и славу своей семье», - объясняет Вайнер.
  • Disney пригласила сценаристов Рика Джаффу и Аманду Сильвер для доработки сценария, и под руководством продюсеров они адаптировали исходный материал с глубоким уважением к первоисточнику. «Нашей главной целью в написании сценария было создать что-то новое, но при этом отдать дань уважения полюбившимся всему миру историям о Мулан, которые были экранизированы ранее. И это невероятно вдохновляло нас», - объясняет дуэт сценаристов. Они добавляют: «Мы очень гордимся фильмом «Мулан», потому что в его сердце звучит гимн аутентичности, рассказывающий о том, что сила даруется тем, кто способен честно принять свою истинную суть». Джейк Вайнер объясняет продюсерский подход к этой истории, определивший направление для работы сценаристов: «Поскольку «Баллада о Мулан» является важным историческим эпосом в китайской культуре, мы понимали, что должны создать максимально чуткую и уважительную версию, и это стало нашим основным критерием в написании сценария». Продолжая, Крис Бендер говорит: «Мы были меньше заинтересованы в традиционной любовной истории и больше сосредоточены на внутреннем пути Мулан в те времена, когда женщины приговаривались к смерти за попытку обманом поступить на военную службу».
  • Приступая к работе над игровым фильмом, кинематографисты хотели сначала изучить наиболее притягательные аспекты анимационной картины. Они опросили жителей Китая, американцев китайского происхождения и представителей азиатской диаспоры, какие темы, персонажи и сюжетные линии в анимационном фильме являлись для них наиболее ценными. Какое значение имел для них этот фильм? Затем, они задали те же вопросы западным зрителям. «Оказалось, что иногда люди воспринимали фильм по-разному, - комментирует Рид. - Так что нам нужно было придумать, как снять новую картину для нового поколения, которая бы затрагивала их проблемы и их вопросы, но при этом оставалась в рамках контекста этой классической истории».
  • Были определённые элементы анимационного фильма, которые перекочевали в новую игровую картину. «Мы хотели сохранить волшебство, которое присутствовало в анимационном фильме, - говорит Рид. - Существует ряд очень суровых и реалистичных версий истории Мулан. Мы сочли подобный подход неуместным для фильма студии Disney. Версия фильма студии Disney должна быть загадочной, волшебной, а также лёгкой и зрелищной. В результате у нас получился замечательный микс из боевых сцен, юмора и романтики, который придётся по вкусу зрителям всех возрастов».
  • Продюсеры не собирались идти на какие-либо компромиссы в вопросе выбора режиссёра. «Этот фильм требовал стремления познавать другие культуры, глубокого исследования и умения слышать иную точку зрения, - объясняет Рид. - Одной из важных задач было комбинировать китайскую культуру с культурой Disney, сохраняя уважение к обеим. Главным образом, это история юной девушки, которая познаёт свою силу и старается найти своё место в мире. Нам нужен был кто-то способный докопаться до сути этого персонажа и вдохнуть в него жизнь». С данной установки и начались всемирные поиски режиссёра, которые в итоге привели продюсеров к Ники Каро, удостоенной наград новозеландской кинематографистке, которая ворвалась на международную сцену с хитом 2002 года – фильмом «Оседлавший кита», номинированным на престижную премию «Оскар»®. Продюсеры почувствовали, что у Каро есть необходимая компетенция, чтобы справиться не только с размахом картины, но и с культурными нюансами. «В предыдущих фильмах Ники, таких как «Оседлавший кита» и «Тренер», она погружалась в другие культуры, к которым принадлежали её персонажи. В фильмах Ники есть чуткость и специфичность, а это критически важные атрибуты, когда необходимо рассказать историю, настолько глубоко вплетённую в китайские традиции», - комментирует продюсер Джейк Вайнер. Продюсеров также впечатлило видение Каро, которое соответствовало их восприятию истории. «Ники жаждала снять большое студийное кино, прославляющее воительницу Мулан, и ей вовсе не хотелось снимать фильм о принцессе. Это гармонировало с тем, что изначально привлекло нас к данному проекту», - комментирует Бендер. «Эта история оказалась притягательной для меня, благодаря самой Мулан, - говорит Ники Каро. - Её путь от деревенской девушки через переодевание в солдата-мужчину до статуса воительницы и героини – это история, которая остаётся неизменно актуальной с тех самых пор, как она была написана более полутора тысяч лет назад. У меня было грандиозное видение для игровой версии, и студия сочла, что я смогу реализовать свою идею». «Моё видение фильма «Мулан» заключалось в том, чтобы рассказать максимально эпическую и эмоциональную историю, но сделать это реалистично, написав новое полотно, - продолжает Каро. - Мулан, как персонаж, очень дорога поклонникам из-за её характера. Она почтительная дочь, любящий и отважный человек, но она также уязвима, и может совершать ошибки. Поскольку она выдаёт себя за мужчину, она не может рассчитывать на стандартный набор навыков девушки, чтобы добиться совей цели, но она также не может рассчитывать и на грубую силу. Она использует свой живой ум, свою сообразительность и свою несгибаемую волю, чтобы преодолеть все препятствия и одолеть действительно грозного врага».
  • Ники Каро хотела не воссоздать оригинальный анимационный фильм, а воздать дань уважения оригинальной «Балладе о Мулан». ««Баллада о Мулан» была рассказана и пересказана бесчисленное количество раз в течении многих веков, - говорит она. - Всем китайским детям читают эту историю. В Китае Мулан - абсолютно реальный, живой и очень важный персонаж, невзирая на возраст этой легенды. Я одновременно испытываю огромную благодарность за оказанную мне честь, невероятное волнение и бесконечную ответственность за воплощение данного персонажа на большом экране в новом свете и в новое время. Мне так хочется поскорее поделиться со зрителями этим новым видением Мулан». Однако, Ники Каро также придумала способы отдать дань уважения оригинальному анимационному фильму и его поклонникам. «Мне очень нравится анимационная версия, и я хотела перенести некоторые её легендарные элементы в игровое кино, - объясняет она. - Сцена с лавиной – отличный пример. Формат игрового кино позволяет снять лавину такого разрушительного масштаба, что поклонники анимационной версии будут в восторге, увидев, как это выглядит на большом экране».
  • Пересказ истории через призму современного восприятия не означает отказ от её истоков. Каро настаивала на том, что создавая фильм, необходимо уважать культуру, на которой он строится, и её творческое видение картины всецело гармонировало с историей Мулан. Её приверженность аутентичности и сотрудничеству с представителями разных культур позволили ей снять такие фильмы как «Оседлавший кита» и «Тренер», и Каро снова применила свои таланты, чтобы снять эпическую картину с глубокими культурными корнями. «Для меня критически важно, как в случае с этим фильмом, так и с другими фильмами, которые я сняла, уважительно и вдумчиво относиться к культуре и выстраивать работу на основе сотрудничества. Каждый департамент съёмочной группы проводил исследования китайской культуры, искусства, истории и военных конфликтов», - говорит режиссёр. Эти исследования придали фильму его тональность, а также добавили глубины и живости во всём, от персонажей до боевых сцен и юмора. «В фильме очень много лёгкого юмора, но мы пытались уравновешивать его реалистичностью образов и ситуаций, как в случае с взаимоотношениями Мулан с её однополчанами. Мы находим юмор в ситуации, когда девушка пытается выдать себя за юношу в окружении полчищ мужчин. У нас гораздо больше смешных моментов, чем можно ожидать от эпического приключенческого фильма о войне».
  • Определившись с режиссёром, создатели картины перешли к подбору актёров, среди которых оказались как новые лица, так и мировые звёзды с китайскими корнями. Китайские актёры добавили фильму аутентичности, к которой так стремились создатели картины. Продюсер Крис Бендер комментирует: «Как рассказчики, мы знаем, что именно культурная специфика зачастую позволяет знакомым сюжетным элементам восприниматься свежо и захватывающе – это то, к чему мы, как продюсеры, стремимся, когда создаём новые миры».
  • В результате интенсивных поисков создателям картины удалось заполучить китайскую звезду Лю Ифэй на роль Мулан. Во многом, подобно персонажу классического анимационного фильма, Мулан целеустремлённая, сильная и отзывчивая. Когда каждая семья должна отправить одного мужчину на войну с захватчиками, Мулан решает занять место своего отца, здоровье которого подкошено давней раной. Сначала она совершенно беспомощна перед суровостью и жестокостью большого мира, но она быстро учится и вскоре становится сильным вдохновляющим лидером с верными последователями.
  • Лю была в восторге от возможности сыграть эту роль. Её впечатлило то, насколько уважительно по отношению к первоисточнику была написан сценарий, а также её покорила личность режиссёра Ники Каро. «Ники идеальна, - говорит Лю. - В ней есть какой-то внутренний свет. Я понимаю, какой объём труда ложится на плечи режиссёра. Я полагаю, что порой ей приходилось непросто, но когда она появлялась на площадке, Ники была такой лёгкой и жизнерадостной, что вселяла во всех нас уверенность. Я вижу, что она уважает всех актёров и помогает им в создании персонажа. Она спрашивает, чего хочешь ты, но при этом всегда донесёт до тебя свои пожелания. Она очень позитивная. Я заметила, что ей нравится реальный и естественный подход к исполнению роли».
  • В отношении своего собственного подхода к перевоплощению в легендарную героиню Лю говорит следующее: «Очень важна концентрация. Каждый день я позволяла себе на какое-то время забыть, кто я такая. Приходилось просто растворяться в моменте и не думать о том, какая отважная Мулан. Да, я играю героиню, и нам нужно показать какую-то черту её характера, но у каждого человека множество граней, и в этой сложной организации и кроется индивидуальная красота. Отсюда и рождается энергия моего персонажа».
  • Мулан – это героиня, вдохновляющая на веру в себя, и Лю надеется, что фильм поможет девушкам и женщинам обрести внутреннюю силу: «Я надеюсь, что они смогут поднять голову чуть выше, поставить более высокую цель, доверяться своим инстинктам и будут честны с собой, потому что только они сами способны по-настоящему удивить себя». «Каждый раз, выходя на площадку, Лю Ифэй поднимала планку, - восхваляет актрису Ники Каро. - Она вдохновляла нас всех. Она поражала нас в самое сердце. Мы с открытыми ртами смотрели, когда она демонстрировала свои навыки и умения. Лю Ифэй мастерски владеет боевыми искусствами, ловко обращается с мечом, прекрасно поёт. Она гениальная актриса и действительно не просто удачная кандидатура на роль, она – та, единственная, кто смог бы когда-либо сыграть Мулан». Джейсон Рид соглашается: «Этот фильм не имел бы смысла, если бы зрители не влюблялись в Мулан и не испытывали к ней огромного уважения. Нашей главной задачей было найти идеальную девушку на эту роль. Мы провели глобальный кастинг. Мы просмотрели тысячи актрис, танцовщиц, экспертов в области боевых искусств и певиц. В итоге выбор был очевиден, и роль получила Лю Ифэй».
  • Донни Йен сыграл Генерала Туна, возглавляющего батальон, к которому приписана Мулан. Этот исполненный чести опытный военачальник становится для Мулан кем-то вроде наставника. Йен решил присоединиться к проекту после того, как его вдохновила дочь, просмотревшая анимационный фильм Мулан более 100 раз, а также из-за возможности поработать с Ники Каро. «Очень важно, что режиссёром картины является женщина, потому что это фильм о подвиге девушки, - говорит Йен. - Если у меня появляется возможность любым способом поддержать женщин, которые так часто не получают равных возможностей с мужчинами, я не упускаю её. Это очень важно для меня и моей семьи». Йен описывает Генерала Туна, как важную фигуру для Мулан, и говорит следующее: «Тун является её наставником, и Мулан видит в нём не только искусного военачальника, но и очень мудрого человека».
  • Умения Донни Йена покорили Ники Каро. «Мне особенно запомнился момент, когда на площадке я впервые увидела, насколько виртуозно Донни Йен владеет боевыми искусствами. Когда он в роли Генерала Туна демонстрировал новобранцам, как нужно обращаться с мечом, у меня челюсть упала на пол. Он настолько быстро двигается и фехтует, что я просто не успевала следить за ним. Мне пришлось переснять сцену в рапиде, чтобы было видно, что он делает. Он невероятный».
  • Роль Императора исполнил всемирно известный актёр Джет Ли, который говорит, что его младшая дочь вдохновила сыграть эту роль, но ему также очень понравился сюжет. «Я считаю, что Мулан – это замечательная история, - комментирует Ли. – Анимационная картина, которая вышла 20 лет назад, прекрасна, но этот фильм выглядит совершенно особенно, потому что в нём играют живые актёры». Когда Ли прочитал сценарий, он был поражён тем, с каким уважением он написан. «Я был очень тронут, потому что народ Китая всегда чтил верность родине и любовь к родителям, - говорит Ли. - Очень сложно демонстрировать эти добродетели на высоком уровне, именно поэтому история Мулан особенная. Она предана своей стране и самозабвенно любит родителей». «Для меня работа с Джетом Ли – это яркий момент в карьере, - говорит Каро. - Он придаёт персонажу Императора необходимый вес и значительность, которых ждёшь от Сына Неба, но вместе с этим, от него веет теплотой и глубиной». Джейсон Рид комментирует: «В жизни Джет Ли оказался ещё более невероятным, чем я представлял, а я многие годы являюсь его поклонником. Но ещё больше я впечатлён тем, как он работает, его возможностями и полным погружением в роль. Он – легенда, и это огромная честь, что он снимается в нашем фильме».
  • Сяньян – это совершенно новый персонаж. Создатели картины хотели ввести в фильм ещё одного женского персонажа, чтобы уравновесить главную героиню и добавить ещё одну грань теме идентичности и принадлежности. Сяньян служит главному злодею фильма Бори-хану. Описывая этого мистического персонажа, исполнительный продюсер Барри Осборн говорит: «Сяньян является тайным оружием Бори-хана. Она очень сильна и владеет энергией чи, позволяющей ей творить невероятные вещи. Сяньян единолично делает Бори-хана сильнее всей китайской армии». Создатели картины знали, что на эту роль им нужна особенная актриса, и этой актрисой оказалась Гун Ли, отмеченная наградами звезда китайского происхождения, которая обрела международное признание, снявшись в таких высоко оцененных критиками фильмах как «Цзюй Доу», «Подними красный фонарь», «Цю Цзю идёт в суд» и «Прощай, моя наложница».
  • Именно возможность поработать над созданием нового персонажа привлекла Гун Ли. «Мулан широко известна в Китае. Людям хорошо знакома и легенда, и героиня, - говорит Гун. – А Сяньян - совершенно новый персонаж, который не появлялся на страницах поэмы «Баллада о Мулан». Поскольку Сяньян - это целиком придуманная нашей творческой командой героиня, это давало мне огромный простор для творчества, но и без вызовов не обошлось». Проработка роли потребовала консультаций с режиссёром Ники Каро, чтобы определить мотивацию и стремления персонажа. Вспоминая эти беседы, Гун говорит: «Ники хотела, чтобы моя героиня отличалась от всех остальных как своими способностями, так и своими стремлениями. Сяньян обладает великой силой, но хочет она очень простых вещей - свободы и возможности жить без страха».
  • Отношения Сяньян и Бори-хана строятся на взаимной выгоде. Гун Ли объясняет: «Бори-хан и Сяньян действуют в связке. Она знает, что ему нужно, а он знает, чего она хочет. Сяньян хотела свободы, и он понял это. Но поодиночке им было не достигнуть своих целей, и поэтому они создали этот союз». Работа с Джейсоном Скоттом Ли, исполняющим роль Бори-хана, принесла большое удовольствие Гун Ли. «Когда я впервые его увидела, он был без грима и не в костюме, - вспоминает Гун. - От него веяло силой, но в голосе была мягкость. Просто приятный человек. Когда на следующий день я увидела его на площадке в гриме и в костюме, я была обескуражена. Я не могла поверить, что это он. Перемена была разительной. Передо мной стоял самый настоящий Бори-хан. Надевая костюм, он тут же перевоплощался в Бори-хана». Она продолжает: «Джейсон Скотт Ли – превосходный актёр, редкий актёр. Когда я работала с ним, я читала в его глазах эмоции и реакции на перемену в отношениях между нашими персонажами. Он выкладывался по полной на наших сценах. Я очень рада, что мне довелось сниматься с ним».
  • Бори-хан – это главный враг Императора и Мулан, озлобленный предводитель северного кочевого племени Жужаней, который не остановится ни перед чем в своём намерении отомстить Китаю за смерть своего отца. «Говорят, фильм определяется тем, насколько хорош в нём злодей, - комментирует Джейсон Рид. - Так что мы понимали, что наш северный захватчик должен быть опасным, страшным и представлять реальную угрозу для императорской армии. Не должно было оставаться сомнений, что этот персонаж способен стереть с лица земли могущественную империю. Мы долго искали претендента на эту роль, прежде чем нашли Джейсона Скотта Ли. Он прекрасный актёр, и фильм «Мулан» предоставил ему возможность продемонстрировать все грани своего мастерства».
  • Джейсон Скотт Ли с радостью принял предложение поучаствовать в проекте и сыграть главного злодея. «Я обожаю нетривиальность мысли и выбора, доступные злодею, и мне нравится груз, который обычно несут в себе такие персонажи, - говорит Ли. - Было здорово быть единственным человеком в чёрном костюме, сразу возникало ощущение, что этот персонаж из другого мира». Ли был счастлив, получив шанс поработать с Гун Ли. «Я всегда восхищался ей, - комментирует Ли. - Играть рядом с ней – это настоящий подарок. Она магически притягательна и целостна. Также в ней есть что-то неуловимо мистическое, отпечаток всех тех невероятных ролей, что она сыграла в прошлом. Мне было очень приятно обмениваться с ней репликами и наблюдать за её реакцией».
  • Ци Ма сыграл отца Мулан - Джоу. Описывая своего персонажа, Ма говорит: «Джоу – солдат в отставке, получивший ранение в последней войне. Мы встречаем его через несколько лет после этого, когда он уже обзавёлся женой и двумя дочерями. У одной из его девочек обнаруживается удивительная сила духа и характер, которые неоднозначно воспринимаются другими жителями деревни. Джоу старается всеми силами убедить дочь сдерживать свою натуру. Но это невозможно, поскольку никому не дано сдержать стихию. Это дар. И в итоге Джоу понимает это. Когда Мулан отправляется в войска вместо него, он не находит себе места, но в глубине души всё же уверен, что она вернётся домой с победой». Новозеландский актёр, уроженец Макао, Йосон Ан сыграл Хонхэя, новобранца, который сначала соперничает с Мулан, но затем становится её другом. Актёр был безмерно рад воплотить на экране совершенно нового персонажа. «Одной из ключевых черт, которые Ники отметила у Хонхэя – это его спокойствие, - говорит Ан. - Он обладает внутренней уверенностью, которая ощущается физически, без каких-либо дополнительных действий с его стороны».
  • Описывая своего персонажа и его отношения с Мулан, Ан говорит: «Хонхэй – новобранец, такой же, как и все остальные, но у него есть определённый военный опыт, поэтому его уровень владения боевыми искусствами поначалу недосягаем для других призывников. Мы знакомимся с ним на призывном пункте, где у него происходит перепалка с Мулан». Он добавляет: «Наверное, можно сказать, что Мулан и Хонхэй изначально столкнулись с обоюдным недопониманием. Однако, тренируясь вместе с Мулан и наблюдая за ней в тренировочном лагере, Хонхэй начинает видеть, что Мулан отличается от других юношей. А поскольку Генерал Тун обращает особое внимание на успехи Мулан в военной подготовке, Хонхэй всё больше начинает верить, что Мулан далеко не так проста, как сначала казалось. В Мулан есть нечто особенное. Внутри неё течёт мощнейший поток внутренней энергии».
  • По завершении процесса подбора актёров и подготовительного периода группа приступила к съёмкам фильма, которые стартовали в августе 2018 года в Окленде, Новая Зеландия. По словам режиссёра Ники Каро, атмосфера на съёмочной площадке была чрезвычайно позитивной. «Людям очень нравилось приходить на работу, - говорит она. - В первый день съёмок в Новой Зеландии мы начали с того, что я всегда делаю, когда снимаю в Новой Зеландии, а именно с благословления народа Маори на рассвете. Это было прекрасно, но ещё прекраснее был тот факт, что мы также провели китайскую церемонию воскурения благовоний, в рамках которой принесли наши подношения предкам. И после этого на протяжении всего съёмочного процесса мы чувствовали защиту и внутреннюю связь между членами команды».
  • Ники Каро и её команда ещё на ранних этапах подготовки приняли решение снимать как можно больше на натуре, нежели в павильоне. «Мы хотели, чтобы наш фильм выглядел максимально эпично и реалистично, так что естественно мы старались снять как можно больше на камеру в реальных локациях, - объясняет Каро. - Это означало, что нам предстоит проехать через весь Китай ради неповторимых пейзажей, которые просто не воссоздать с помощью компьютерной графики». Продюсер Джейсон Рид соглашается: «В наше время при создании фильмов, в особенности большие блокбастеры, полагаются на технологии зелёных экранов. То есть, по сути, большая часть визуальной составляющей фильма создаётся на компьютере. Мы посчитали, что нашему фильму необходима аутентичность, которой можно добиться только при съёмках на реальных локациях. С самого начала мы определили для съёмок фильма «Мулан» эпические локации в Китае и Новой Зеландии, чтобы придать картине тот масштаб, которого заслуживает этот материал».
  • Первоисточник, поэма «Баллада о Мулан», на протяжении многих веков своего существования была пересказана множество раз в самых разных формах и являет собой сплав сказаний из различных династий, но местом действия всегда был исключительно Северный Китай. Создатели картины хотели отразить эти исторические аспекты, но им также хотелось запечатлеть в фильме вдохновляющую красоту и разнообразие китайских ландшафтов, и поэтому, путешествие Мулан начинается на юге, и оттуда она отправляется на север, чтобы встать на защиту императора.
  • Съёмки происходили на 20 локациях в Китае, включая провинцию Хубэй в центральном Китае, так называемые поющие пески пустыни Миньша-Шан в провинции Ганьсу, на северо-западе Китая, Национальный геологический парк Чжанье Данься на севере центрального Китая, Огненные горы, деревня Мазар, а также города Дуньхуан и Цзюцюань в провинции Ганьсу и студийные павильоны в провинции Чжэцзян на востоке Китая. Огромная территория Китая не позволяла эффективно снимать там весь фильм целиком, и создатели картины решили перенести часть производства в Новую Зеландию. Это было креативное логистическое решение. Поскольку Новая Зеландия гораздо компактнее, команда могла быстро добраться до всех необходимых локаций, будь то горы, пустыни или бамбуковые леса.
  • Новая Зеландия давно стала одним из важнейших центров мирового кинематографа с первоклассными специалистами и развитой инфраструктурой, показав свою исключительную эффективность на примере таких глобальных блокбастеров как трилогия «Властелин колец». «Подобно Китаю, Новая Зеландия обладает богатой историей создания сложных масштабных эпических картин, - говорит продюсер Джейсон Рид. - У них есть и творческие команды, и художники-декораторы, и технические специалисты, которые были нам необходимы для съёмок этого фильма; так что это было органическое партнёрство Новой Зеландии и Китая, а сама картина сильно выиграла от участия обеих стран». «Фильмы снимаются повсюду, и нам могут потребоваться самые разные локации для того, чтобы рассказать историю, - добавляет Ники Каро. - Большинство эпических сцен и ландшафтов были отсняты в Китае, но мы нашли несколько критически важных локаций Новой Зеландии, которые дополнили нашу историю. Одно из таких мест, и наиболее важное, - долина реки Ахурири на Южном Острове. Мы привезли 900 человек в долину реки Ахурири, чтобы поставить эпическое сражение. Это было невероятно, словно я оказалась на съёмках масштабного итальянского фильма 50-х годов прошлого века». По завершении съёмок, группа исполнила массовый ритуальный танец «хака». «Это было выражение максимального уважения для новозеландцев, и в тот момент я почувствовала всю силу их любви и уважения. Это было удивительно и очень лестно», - говорит Каро.
  • Как и в случае с локациями, которые должны были поражать воображение, художественное оформление фильма обязано было быть на высоте. При создании декораций, костюмов, макияжа и оружия, создатели картины черпали вдохновение из художественного наследия нескольких китайских династий, включая многие элементы из династии Тан, которая правила Китаем в период с 618 по 907 год нашей эры. Чтобы запечатлеть всю красоту нового фильма через объектив кинокамеры, была приглашена отмеченная наградами кинематографистка Мэнди Уокер, возглавившая команду осветителей и операторов. Также, она стала ключевым помощником Ники Каро в области разработки визуального стиля и тональности фильма с операторской точки зрения. «Моё сотрудничество с кинематографисткой Мэнди Уокер является одним из лучших за всю мою карьеру, - говорит Ники Каро. - Видеоряд, который она создала для этого фильма, невероятно редкий и совершенно особенный. Это масштабный фильм-приключение, и операторская работа максимально отражает его эпическую природу. Мэнди удалось привнести красоту, которую нечасто увидишь в экшен-фильмах».
  • Уокер провела время в Китае, подыскивая локации и исторические места. «Я отсняла множество фотографий, они стали частью нашего визуального языка, вместе с предварительной визуализацией и концептуальным дизайном, - говорит Уокер. - Но я всегда воспринимаю фильм, как мозаику, собранную из разных источников влияния, что позволяет картине обрести своё лицо и оригинальность». Важным элементом поездки Уокер в Китай с операторской точки зрения была оценка освещения, чтобы по возвращении в Новую Зеландию иметь возможность воссоздать атмосферу Китая в Новой Зеландии. «Нам помогла работа с экспозицией, чтобы избежать излишней контрастности, потому что свет в Китае довольно мягкий», - комментирует Уокер.
  • Фильм был снят на широкоформатную камеру Alexa 65, а в одном из применяемых объективов была установлена линза, изготовленная из стеклянной линзы, которая использовалась ещё на съёмках шедевра Дэвида Лина «Лоуренс Аравийский», который вместе с фильмами Акиры Куросавы служил ориентиром для Каро и Уокер. При съёмках использовали два объектива: 85-миллимитровый портретный объектив Petzval, который применялся в основном для съёмок Лю Ифэй, и 58-миллимитровый объектив, применявшийся во всех сценах с демонстрацией внутренней энергии и линза которого была изготовлена компанией Panavision согласно параметрам Мэнди Уокер из кусочков старинного стекла. «У этой линзы волшебная хроматическая аберрация, - говорит Каро. - У обеих линз фокус уходит на краях кадра, что приковывает взгляд к центру, но более важно то, что это эмоционально вовлекает вас в происходящее на экране». «Это особенный фильм, потому что у Ники Каро очень оригинальное видение, - говорит Уокер. - Она хотела, чтобы картина была сконцентрирована на Мулан и её путь к познанию своей внутренней силы. И мы начали с того, что определили, как мы расскажем эту историю зрителям в визуальном смысле. Одним из интересных моментов были батальные сцены. Мы не хотели, чтобы они были однотипными или кровавыми. Мы хотели показать их, отталкиваясь от Мулан, а она элегантная, сдержанная, спиритическая воительница. И она познаёт свою внутреннюю силу, которая играет важнейшую роль в фильме. У Мулан почти по-балетному элегантный боевой стиль, мы хотели, чтобы он выглядел очень красиво. Мы потратили много времени на этапе подготовки к производству, подбирая линзы и траекторию движения камеры вокруг неё, чтобы она всегда оставалась в центре кадра, потому что Мулан – центральная фигура фильма».
  • Ники Каро и Мэнди Уокер были твёрдо уверены, что фильм должен опираться на реализм и уходить от фэнтезийной составляющей. «Мы хотели, чтобы фильм получился красивым и эмоциональным, но не в жанре фэнтези, - говорит Уокер. - Так что большую часть фильма мы снимали в реальных локациях, и отправились на Южный остров, где сняли масштабные боевые сцены и эпические ландшафты. Там была совершенно удивительная погода во время этой экспедиции. В какие-то дни шёл снег, потом стояла жара, а потом шли дожди. Но мы старались адаптировать наш съёмочный график, чтобы снимать те сцены, которые подходили под ближайший прогноз погоды. С эмоциональной точки зрения всё сложилось прекрасно. Я считаю, что мы подошли к съёмкой этой картины в полной готовности».
  • Скрупулёзный подход распространился и на взаимодействие с руководителями других департаментов. «Мы удостоверились, что у нас полное единообразие в области палитры и текстур, - говорит Уокер. - Я снимала тесты с разным освещением на определённых участках декорации, чтобы обеспечить гармоничные переходы и визуальную преемственность. Мы очень строго придерживались определённой палитры и способа расстановки визуальных акцентов, чтобы избежать излишней фэнтезийности. Так что в фильме присутствует красота и приукрашенный реализм, который не конфликтует с историчностью, а подчёркивает её». Амбициозный масштаб фильма сделал работу Мэнди Уокер несколько более сложной, но и более захватывающей. «У меня было гораздо больше азарта, чем сомнений, - говорит она. - Поскольку у нас была огромная команда и три операторских группы, мне приходилось мыслить масштабней и быть более организованной, чтобы обеспечить последовательность визуального ряда фильма. Контроль освещения, сотни актёров массовки в кадре, порядок их расстановки и определение траектории камеры – всё это требовало высокой организации и тщательной подготовки».
  • Перед съёмками огромных батальных сцен Ники Каро и все руководители департаментов проводили кропотливую подготовку с превизуализацией, состоящей из раскадровок, рисунков и фотографий, чтобы у всех было чёткое понимание структуры эпизода. «Для производства такого фильма нужна действительно особенная команда, - говорит Уокер. - У меня была удивительная группа, и Ники работает на площадке очень спокойно и организованно. Нет никакого крика, мы работаем эффективно, слушаем людей, и мы дополняем друг друга. Обстановка всегда была исключительно позитивной».
  • Очень важным участником производственной команды был главный художник картины Грант Мейджор, который работал с Ники Каро с её самого первого фильма «Память и желание» 1997 года. «Я обожаю эстетику Гранта, - говорит Каро. - Я люблю его видение, его вкус, а больше всего мне импонирует, что он мыслит масштабно, как и я. Обратившись к Гранту с задачей проработать художественный образ этой картины, я знала, что получу гораздо больше, чем осмеливалась мечтать». Мейджор тесно сотрудничал с оператором Мэнди Уокер на протяжении всего периода съёмок. «У нас с Мэнди не прекращался диалог о цветовой гамме и точках пересечения операторской работы с художественным департаментом, - объясняет он. - По сути, мы старались создать для неё наилучшую композицию. Мы провели несколько тестовых съёмок, чтобы посмотреть, как работают текстуры и цвета, особенно, в тёмное время суток и в интерьере. Естественно, потребовалось проектировать декорации так, чтобы элементы освещения устанавливались быстро и были незаметными».
  • Поражающей воображение декорацией стал тронный зал императора. Сначала Грант изучил китайские источники, чтобы узнать побольше о том, как выглядели тронные залы в ту эпоху. «В китайской культуре существует очень чётко установленная иерархия, где на вершине находится император, под которым находятся чиновники, обычно происходящие из благородных семей либо заслужившие свой высокий титул, и вместе они образуют структуру управления империей, - объясняет Грант. - Все государственные дела решались в тронном зале, и все указы императора тут же фиксировали писари. Дизайн зала был скопирован с двух или трёх зданий того периода, сохранившихся в Китае, но исполнен в более крупном масштабе, чтобы отражать могущество императорской власти и подчеркнуть контраст между тронным залом и окружающими помещениями. В процессе работы мы постоянно консультировались с китайскими экспертами». «Всё в зале, кроме подвесных фонарей, которые были сделаны в Китае, было изготовлено в нашей мастерской командой ремесленников, в которую входили художники, мебельщики, столяры, плотники и скульпторы, - продолжает он. - Это касается и колонн с псевдо-бронзовыми основаниями, тёмных зеркальных полов, самого трона и окружающих его зон. Скульпторы проделали великолепную работу, изваяв драконов, которые были более крупной версией исторических изображений драконов династии Тан, найденных нами в процессе исследований».
  • Тронный зал императора стал любимой декорацией оператора Мэнди Уокер. «Мы протестировали цвета облицовочной плитки, отражения от пола, свечи и фонари, - объясняет она. - Мы хотели, чтобы от императора, сидящего на троне, исходило сияние. Размер трона был очень важен, потому что мы хотели, чтобы Мулан, находясь рядом с ним, казалась очень маленькой в этом громадном пространстве». Ники Каро была поражена размером зала. «Тронный зал императорского дворца стал самой большой декорацией за всю мою карьеру, - говорит Каро. - Находясь в нём, мы физически ощущали вес и значительность императора, его положение в Китае и страстное желание Мулан спасти его». Для юрты Бори-хана, которая была построена в павильоне студии Kumeu Film Studios, Мейджор использовал дизайн реальной юрты, распространённой в восьмом веке нашей эры в Китае, но дополнил пространство несколькими характерными деталями, включая изображения волков на стенах, указывающих на то, что Бори-хан является вождём «Клана волка». Изображения волков также присутствуют на флагах и баннерах, с которым он и его войско идёт в битву. Подобно другим декорациям, юрта должна была быть функциональной, поэтому Мейджор снабдил её съёмными стенами для доступа камер и участников съёмочной группы, а в просвете на потолке были установлены осветительные приборы. Внутри юрта была заполнена военными трофеями. Украшения, артефакты и предметы со всего Ближнего и Дальнего Востока были разбросаны повсюду, давая представление о широком разнообразии народов, которые пользовались Великим шёлковым путём и которых грабил Бори-хан во время своих набегов. «Внутри юрты достаточно темно и мрачно, но мы поместили в неё различные сокровища, чтобы придать сцене немного блеска, - говорит Мейджор. - Там много драгоценных камней и блестящих предметов, которые ярко выделяются на фоне в остальном затемнённого внутреннего пространства юрты». Мейджор также использовал в интерьере щиты, символизирующие воинственность Бори-хана. «Они являются частью кланового обмундирования, которое мы увидим во всей красе в батальных сценах, - говорит Мейджор. - Мы хотели подчеркнуть авторитарный принцип правления Бори-хана».
  • Ключевым членом команды художников и декораторов был мастер-оружейник Джо Данкли. Перед ним стояла непростая задача, учитывая, что в данной картине 30 основным актёрам нужно было иметь по несколько копий каждого вида оружия, а помимо этого необходимо было вооружить сотни актёров массовки. В совокупности было изготовлено более 4000 единиц оружия. Они были сделаны из нескольких разных материалов: некоторые были сделаны из алюминия с полиуретановыми рукоятями, другие были мягкими версиями для боёв между главными героями. Было изготовлено две версии меча отца Мулан, который она забрала с собой, уходя в армию. Один меч был для крупных планов с бронзовой рукоятью и стальным клинком, на котором были выгравированы иероглифы «Верность. Отвага. Честность», а второй был изготовлен из лёгкой резины с углеродным волокном, чтобы с ним было легче управляться. «Стальной меч весил около пяти килограмм и был слишком тяжёлым для Лю Ифэй при съёмках боевых сцен, а его копия весила всего триста грамм, что позволяло ей легко фехтовать и выполнять сложные элементы, - говорит Данкли. - Также его было гораздо легче носить на поясе».
  • Продюсер Джейсон Рид был искренне поражён результатами работы Гранта Мейджора и его команды. «У нас было множество невероятно впечатляющих декораций, - рассказывает он. - Декорации такого размаха, что многие впервые видели нечто подобное на съёмочной площадке. У нас был строящийся дворец, громадный тронный зал, лагерь военной подготовки, который был возведён у подножья красивейшей горной гряды и многое другое. И всё это было нарисовано и построено с максимальным вниманием к историческим деталям и исключительным художественным талантом».
  • Среди коллег Гранта Мейджора были также стилист и гримёр Дениз Кум и художница по костюмам Бина Дайгелер. Описывая процесс их совместной работы, Дайгелер говорит следующее: «Мы делились всей информацией. Грант Мейджор уже создал множество концептуальных эскизов, так что мы изучили их и начали процесс разработки. Нам очень повезло получить очень продолжительный и плодотворный период подготовки к съёмкам. Это сотрудничество постоянно вдохновляло всех нас».
  • Это второй фильм, над которым Бина Дайгелер работает с режиссёром Ники Каро. Она также разрабатывала дизайн костюмов для предыдущей картины постановщицы «Жена смотрителя зоопарка». О работе с режиссёром она говорит следующее: «Ники очень чётко артикулировала свои идеи, но она всегда хотела, чтобы я её удивила. Это была настоящая коллаборация. Она ко всему подходила открыто, без предубеждения, потому что она вся про командную работу, но при этом она была нашим абсолютным лидером. Я получила огромное удовольствие от работы с ней».
  • Поскольку размах фильма огромен, Бина Дайгелер посчитала необходимым отправиться в экспедицию в Китай для проведения исследования. «Дизайн костюмов, как и в случае со всеми остальными аспектами картины, был основан на глубоких исследованиях, в которые входили консультации с экспертами, посещение музеев и изучение исторических материалов и искусствоведческих книг, - говорит художница по костюмам. - Естественно, костюмы в нашем фильме гораздо более детально проработаны, чем в анимационной версии, но я позволила себе привнести несколько цитат из мультфильма, которые, я надеюсь, не ускользнут от взгляда поклонников и понравятся им». Для Ники Каро костюмы стали тем элементом, который помог задать тональность фильма. «На экране будет отчётливо видна аутентичность этих нарядов. Все ткани были роскошны. В их изготовление было вложено столько заботы, у них такие богатые текстуры, что зрителю покажется, что он перенёсся в другое тысячелетие».
  • Создание костюмов для Сяньян, которую играет Гун Ли, было самым трудоёмким и самым сложным. Дайгелер и Каро хотели, чтобы Сяньян была облачена в одежды, символизирующие её мистическую природу и силу. Ники Каро комментирует: «Сяньян – очень мощное оружие в человеческом обличье. Костюм делает её похожей на ястреба. Её оружие закреплено на её теле, а её грим с белой маской на глазах завершает это сходство. Светлые тона её одежды продиктованы китайской традицией, где белый цвет символизирует смерть, но также чистоту». Костюмы Гун Ли должны были быть выразительными, соответствующими персонажу и нарративу и, самое важное, удобными. Дизайнеры придумали образы, состоящие из кожаной туники, сшитой вручную, надетой поверх шёлковой блузы с орнаментом и объёмными рукавами, а также юбка из ракушек и ремень из костей. Голову ведьмы венчали несколько искусно созданных диадем.
  • Работая над образом Императора, которого сыграл Джет Ли, Бина Дайгелер дала полную свободу своей фантазии. Ники Каро хотела, чтобы могущество Императора и богатство его империи было отражено в его дворце и одежде. «Декорация тронного зала, возведённая Грантом Мейджором, была грандиозной, поэтому и для сцен в тронном зале я старалась создать костюмы, которые бы соответствовали этому величественному окружению», - говорит Дайгелер. То, что она создала, вне всякого сомнения отвечало поставленной задаче: жёлтый наряд Императора состоял из множества слоёв шёлка поверх пышных плиссированных одеяний с длинными рукавами, расшитых вручную в Дании. В результате он выглядит величаво и возвышенно, как и положено Сыну Неба. Дайгелер также пошила более мрачный костюм для батальных сцен, чтобы подчеркнуть его физическую силу и военную выправку. На тёмном костюме присутствуют вышитые вручную золотом драконы, мотив, который также можно увидеть в императорском дворце. Дайгелер отправилась в Сингапур на первую примерку с Джетом Ли, куда привезла костюмы для сцены в тронном зале и доспехи. «Там были его дочери, которые одобрили их все. Им было очень приятно увидеть его в образе императора, - комментирует Дайгелер. - Он был в восторге от этого».
  • Гардероб Бори-хана потребовал самого большого объёма исследований. «Ники хотела, чтобы его образ был привлекательным с чётко очерченными линиями, а я хотела, чтобы костюм находился в движении, был текучим и двигался вместе с актёром, - объясняет Дайгелер. - Мы использовали чёрную кожу с большим количеством текстур и объёма. Он также носит кольчугу и пояс, украшенный орнаментом с головой волка, поскольку Бори-хан возглавляет Клан Волка. Как только Джейскон Скотт Ли облачился в этот костюм на примерке, образ моментально сложился. Костюм и грим работы Дениз Кум произвели невероятный эффект – перед нами стоял Бори-хан».Ники Каро добавляет: «Бори-хан и его воины-тени – это единственные персонажи фильма, которые постоянно одеты в чёрное. Чёрный цвет символизирует опасность, страх, холод, а также отсутствие любви и сочувствия. Наша художница по костюмам снабдила эти чёрные костюмы обилием текстур и множество разнообразных кожаных элементов. В итоге эти персонажи получили странную органику и ощущение нереальности». Но настоящей гордостью Дайгелер стал костюм Мулан из сцены сватовства. Сиреневое шёлковое платье с ярко-розовой окантовкой и пояс, украшенный вышивкой с изображением птицы феникс, символизирующей женскую энергию. Под платьем на Мулан надето нижнее платье, расшитое по центру изображением магнолии, которую Дайгелер выбрала отличительным мотивом Мулан. «Лю Ифэй идеально подошло это платье, - говорит Дайгелер. - Он выглядит очень женственно в этой сцене, платье выгодно подчёркивает её женские формы. Это было важно, чтобы усилить контраст с её образом в последующих сценах фильма, где она переодета в мужчину. Яркие цвета фиолетовой и красной гаммы, использованные в этом платье, отдают дань уважения анимационной картине».
  • Когда Мулан переодета мужчиной и проходит военную подготовку, на ней надет доспех, под которым она носит тунику воина красного цвета. «Красный является культовым цветом в Китае, - рассказывает режиссёр Ники Каро. - Это цвет огня, но он также символизирует радость. И наша героиня Мулан просто не могла обойтись без него. Солдаты императорской армии именно поэтому одеты в красное. И, конечно же, Мулан в этом смысле не отличается от всех остальных солдат. Изначально главной целью для неё было раствориться в их рядах. Однако, когда она принимает решение быть честной по отношению к самой себе, к своей природе, она распускает волосы, сбрасывает доспехи и остаётся в красной тунике, облегающей её сильное женское тело. Это прекрасный и подходящий цвет для Мулан. Он придаёт ей сияние и напоминает, насколько она сильная». Большим фронтом работы для Бины Дайгелер стали доспехи. Для Лю Ифэй новозеландская мастерская Weta Workshop изготовила несколько видов доспехов, включая парадный, боевой доспех и подводный, каждый из которых был сделан из различных материалов, в зависимости от целей использования.
  • Для других персонажей художница по костюмам создала доспехи, украшенные изображениями животных, основываясь на исторических материалах о традициях в период правления династии Тан. Доспех, шлем и ремень Генерала Туна, например, украшены изображениями черепах. У императора на зелёной тунике изображены драконы и облака. Но основной задачей, естественно, было достичь удобства и функциональности доспехов, чтобы они не стесняли движений главных героев и актёров массовки, что потребовало множества примерок и доработок.
  • Вот некоторая статистика, дающая представление о масштабе работы, проделанной Биной Дайгелер и её командой на съёмках картины «Мулан»: свыше 40 человек работало над созданием костюмов на протяжении более чем трёх месяцев; 2062 костюма были отправлены в Китай; было изготовлено 1104 головных убора; было пошито 1114 полных костюмов для актёров массовки; было пошито 590 полных костюмов для сцен в столице Империи и 100 полных костюмов для деревенских сцен; 281 набор доспехов китайской армии был изготовлен для армии Императора и 730 элементов доспехов для армии жужаней; для 50 главных актёров было пошито от 3 до 5 версии каждого костюма, то есть в совокупности порядка 1000 нарядов.
  • Для режиссёра Ники Каро работа с таким громадным кинематографическим полотном с батальными сценами, основанными на боевом искусстве ушу, стала неповторимым переживанием. «У нас были гениальные постановщики трюков, и они очень плотно работали с мастерами кунг-фу, выстраивая хореографию боевых эпизодов», - говорит Каро. Однако, поистине уникальными боевые сцены фильма делает главная героиня. «Отличительной чертой данной картины является тот факт, что она максимально приближена к реальности. Мулан не супергероиня. Она обычная девушка, но вместе с тем, она способна творить поразительные вещи со своим телом и сознанием, - объясняет Каро. - Так что у нас масштабнейшие боевые сцены, взрывной экшен и сюжет, стремительно уносящий нас к эпическому сражению». Продюсер Джейсон Рид добавляет: «Когда мы только начинали разработку проекта, мы сразу понимали, что хотим видеть в фильме сложные, виртуозно поставленные трюковые сцены. Мы также хотели видеть эпические батальные сцены. Нашим ориентиром были великие фильмы Акиры Куросавы». Актёром пришлось изрядно потрудиться, чтобы подготовиться к этим сценам, требующим высочайшей физической подготовки. Рид комментирует: «Наш съёмочный календарь состоял всего из семидесяти пяти дней, и чтобы не выбиваясь из графика снять сотни солдат на поле боя, которые должны искусно фехтовать, взбираться на крепостные стены и много чего ещё, нам нужно было тренировать людей заранее. Так что актёры приступили к акробатическим, каскадёрским, силовым и боевым тренировкам за несколько месяцев до начала съёмок».
  • Для воплощения на экране экстраординарных батальных сцен, создатели картины пригласили профессиональные каскадёрские команды из Китая, Казахстана, Монголии, Новой Зеландии и Австралии, которые работали под руководством новозеландского постановщика трюков Бена Кука. В зоне ответственности Кука лежала хореография боевых сцен, в которых зачастую участвовало несколько главных героев и армия из ста актёров массовки.
  • Ключевой составляющей успеха были репетиции. Кук объясняет: «Мы с группой каскадёров ставили хореографию. После того, как мы получали чёткое понимание, как будут двигаться актёры относительно друг друга, мы начинали приглашать их на тренировки с нашим тренером Бояном Младеновичем, который приводил их в необходимую физическую форму. Подготовка включала в себя всё: от основ фехтования до падений, перекатов, бега, прыжков и полёта на тросах. Большую часть времени, отведённого на тренировки, мы провели с Лю Ифэй, поскольку ей предстояло выполнять наибольшее количество трюков. Абсолютно все работали над растяжкой, силой, ловкостью и выносливостью, включая как главных героев, так и актёров массовки, потому что мы хотели максимально перестраховаться и уберечь каждого участника боевых сцен от возможных травм».
  • Картина «Мулан» стала вторым проектом, над которым композитор Гарри Грегсон-Уильямс работал с режиссёром Ники Каро, до этого написав музыку к её фильму «Жена смотрителя зоопарка», вышедшему в 2017 году. Грегсон-Уильямс был рад взяться за проект не только потому, что уже имел прекрасный опыт сотрудничества с Каро, но и из любви к оригинальному анимационному фильму «Мулан». «Мне очень нравится тот фильм, - говорит композитор. - Мои дети были в восторге от «Мулан», когда она только вышла, так что я очень хорошо помнил сюжет. Мне также очень нравится музыка Джерри Голдсмита, так что для меня эта работа стала возможностью пойти по его стопам. Я большой его поклонник. По моему мнению, он принадлежит к числу великих».
  • Перед композитором стояла задача написать музыку для фильма, снятого по мотивам китайской легенды и истории. «Вызов и возможность с головой окунуться в нечто неизведанное - это те моменты, которые любит и ждёт любой композитор, - говорит Грегсон-Уильямс. - Я решил, что музыкальное сопровождение к фильму будет основано на классическом симфоническом оркестре, но с дополнительным слоем традиционных китайских инструментов, вплетённым в структуру его ДНК. Темы почитания предков и преемственности очень важны для сюжета, и я погрузился в этот мир, и выискивал определённых музыкантов, способных обогатить общее звучание, благодаря своим познаниям в области китайской музыки».
  • В симфонических произведениях к фильму «Мулан» было использовано множество китайских народных инструментов: гучжэн – прекрасный, трогающий за душу щипковый инструмент, применялся для сопровождения особо чувственных сцен; широкий диапазон китайских флейт и множеств других этнических деревянных духовых инструментов были использованы в солирующих партиях, особенно в сценах с участием самой Мулан; Пипа – китайский аналог лютни, на котором играют с применением агрессивной щипковой техники, была часто использована в батальных сценах; китайская скрипкa, носящая название эрху, инструмент с красивым экспрессивным звучанием, использовалась для сцен с участием Сяньян, создавая вокруг неё мистический ореол; а также огромное разнообразие перкуссионных инструментов, гонгов, колокольчиков и тарелок.
  • Грегсон-Уильямс отмечает, что фильм Disney «Мулан» не является мюзиклом, как его анимационный предшественник. «Мы все помним, что анимационный фильм – это мюзикл, - говорит композитор. - В определённые моменты персонажи останавливались и пели песни, раскрывающие сюжет. Здесь у нас этого нет, но в фильме будет несколько моментов, в которых зрители, хорошо знакомые с анимационным фильмам, услышат что-то знакомое».
  • Ники Каро и её съёмочная группа надеются, что их картина с невероятными локациями, поразительными декорациями, захватывающими дух батальными сценами, многогранными персонажами и завораживающей историей о юной девушке, познающей свою истинную силу, придётся по вкусу широкой аудитории, и не только поклонникам анимационного фильма, но и зрителям всех национальностей, культур и возрастов. «Я в восторге от всего в этом фильме, - делится своим энтузиазмом продюсер Джейсон Рид. - Я с нетерпением жду момента, когда зрители по всему миру смогут его посмотреть. И мне очень хочется, чтобы поскорее увидели, как мы переосмыслили и воплотили на большом экране те моменты из анимационного фильма, которые они все помнят и любят. Это не тот же самый фильм, а скорее вариация на тему. И это очень здорово». Продюсер Крис Бендер комментирует: «Это не покадровое воспроизводство анимационной версии с живыми актёрами. Мулан - неординарная главная героиня, она воительница. Вам может казаться, что вы знаете её историю, но вы точно никогда не видели её в такой визуальной реализации и в таком изложении». Коллега Бендера, продюсер Джейк Вайнер, добавляет: «Персонаж Мулан близок и понятен абсолютно всем, независимо от пола, кто чувствует, что по какой-то причине не может полностью раскрыть свой потенциал или просто быть собой. Как не нарушить традиции, не запятнать честь семьи, но при этом остаться верным себе, если это взаимоисключающие вещи в сложившейся ситуации? Этот конфликт вне времени». Крис Бендер подводит итог: «Зрителям не стоит ждать говорящих животных или поющих солдат, но вместо этого они получат эпическое приключение и героиню Disney, подобной которой они ещё никогда не видели!».
  • Знаменитая китайская актриса Гун Ли делится своими мыслями: «Этот фильм не только для детей. В нём есть множество элементов, много человеческой природы и неизведанных областей, так что это непростая история. В ней демонстрируется сила, таящаяся в каждом человеке, раскрываются взаимоотношения между людьми, и то, на какие поступки они способны, столкнувшись с невзгодами. Это история не просто о том, как Мулан пошла в армию, а о человечности, об отношении к людям, о приверженности цели и долгу, об отваге, о традиционном китайском почитании родителей и верности. Так что, в фильме немало многозначительных вещей». Лю Ифэй, сыгравшая легендарную героиню, комментирует: «Если в фильме будет момент, который заденет зрителей за живое, пусть даже по неизвестной им причине, я буду считать, что мы сделали нечто хорошее. И я надеюсь, что после просмотра люди станут более открытыми и начнут давать волю своим мечтам».
  • Режиссёр Ники Каро говорит, что невозможно выбрать только один аспект производства фильма «Мулан», которым бы она в наибольшей степени гордилась, но она говорит следующее: «Я горжусь актёрскими работами, визуальным рядом и головокружительным экшеном, а также эмоциональной составляющей, которая по эпичности не уступает всему приключению в целом». Ники Каро с воодушевлением ждёт того дня, когда зрители смогут увидеть эту переосмысленную историю в максимально реалистичном исполнении. ««Мулан» - это путь девушки, которая отправилась на войну и спасла империю, и он настолько реалистичен, что я жду с нетерпением возможности представить мировой аудитории эту поистине захватывающую картину».
  • Оформить подписку