«Ты всегда можешь найти утешение в примитиве», – писал Поль Гоген, тем самым выражая свой повышенный интерес к примитивному искусству: простоте цвета, линий, фигур. Другими словами, к тому, что сегодня умещается в три слова и является высшей степенью похвалы: всё гениальное – просто. Однако слишком привратно понял слова Гогена режиссёр Пьер Делюк, представивший миру картину о французском художнике постимпрессионизма под весьма вызывающим названием «Дикарь».
Так называл себя маленький Гоген, росший с матерью в красочном Перу, куда до этого переехал из серой Франции, а после снова туда возвратился. Но картина рассказывает про взрослого Поля-художника, который отправляется в «Путешествие на Таити» (оригинальное название ленты), дабы найти там своё вдохновение, потерянное в «мерзкой, грязной, противной" стране круассанов, где "ни одного достойного лица, чтобы марать ими холст". И в близком единении с щедрой природой Полинезии творить высшее искусство без мещанских забот о заработке.
В контексте биографии художника такое решение видится не столько правильным, сколько закономерным. Росший в достатке под крылом обеспеченной матери Гоген и после её смерти не остаётся на обочине жизни. Последовав её совету строить карьеру, он становится брокером, что позволяет ему с каждым разом менять апартаменты на более роскошные, а на досуге баловаться живописью. Однако в ленте, что начинается уже с нищеты и уже художника Поля Гогена, который по его же словам работает, чтобы его пятеро детей и жена могли с гордостью и честью представляться фамилией их отца, поездка на Таити за призрачным счастьем кажется не более, чем блажью фанатичного инфантила.
Как и то, чтобы требовать выплат от нищей семьи из Франции на своё путешествие, после инфаркта обзаводиться полинезийской женой Тихурой, ждать от неё верности, когда ей хочется банально есть, белое платье для походов в церковь и внимания, и надеяться на манну небесную от природы. Сконцентрировавшись на любовной линии и трудностях жизни в Полинезии, которая оказывается не такой райской, как её представлял Гоген, режиссёр Пьер Делюк, как и ведущий сценарист ленты, в какой-то момент отходит от личности художника и одного из самых важных периодов в его жизни и творчестве.
В картине видишь Венсана Касселя, как он невероятно чувственно вжился в образ своего знаменитого земляка, какое проникновенное у него лицо при написании картин, даже некоторые сцены с полотен Гогена (при условии, что их знаешь), его мужской трепет перед Тихурой и… современную двойную строчку на рубашке в крупных планах. Ещё чувствуешь ту нищету и безысходность, от которой так яро пытался убежать Гоген, но какая настигает его и на Таити. Об этом он позже напишет своей любимой дочери в «Тетради для Алины»: «Я узнал настоящую нищету. Это верно, что, вопреки всему, страдание обостряет талант. Однако его не должно быть слишком много, иначе оно вас убивает».
В фильме же экранный Гоген обреченно кидает в пространство: «Хуже всего нищета, она мешает работать». Но за все два часа картины зрителю, кроме бедности, которая мешает, не открывается то, чему она мешает. В искусство и традиции древних народов, которые определили направление творчества Гогена, гармонично сочетающее в себе импрессионизм, символизм, японскую графику и детскую иллюстрацию, вписывается только простота «нецивилизованных» полинезийцев, предложивших первому встречному страннику свою молодую дочь со словами: «Хочешь её?» Ещё нечастые пейзажи, своеобразная красота полинезийцев и великолепно сыгранная неотесанность европейца-Гогена-Касселя в их рядах.
Однако всего обаяния французского актёра оказывается мало, чтобы объективно один из самых ярких, интересных, зрелищных и знаковых моментов в жизни Поля Гогена представился зрителю достойным, а не монотонным, динамичным, а не инертным, познавательным, а не схематичным. Режиссёр концентрируется на путешествии, хотя всего-то нужно было показать примитивную страсть художника, с которой он положил к ногам искусства обеспеченность, семью, положение в обществе и уважение. Пьеру Делюку для этого и двух часов оказывается недостаточно, в то время как сам Гоген уложился в три предложения: «Каждый должен следовать за своей страстью. Я знаю, что люди будут понимать меня всё меньше и меньше. Но разве это может иметь какое-то значение?»
7
,0
2017, Драмы
97 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
«Ты всегда можешь найти утешение в примитиве», – писал Поль Гоген, тем самым выражая свой повышенный интерес к примитивному искусству: простоте цвета, линий, фигур. Другими словами, к тому, что сегодня умещается в три слова и является высшей степенью похвалы: всё гениальное – просто. Однако слишком привратно понял слова Гогена режиссёр Пьер Делюк, представивший миру картину о французском художнике постимпрессионизма под весьма вызывающим названием «Дикарь». Так называл себя маленький Гоген, росший с матерью в красочном Перу, куда до этого переехал из серой Франции, а после снова туда возвратился. Но картина рассказывает про взрослого Поля-художника, который отправляется в «Путешествие на Таити» (оригинальное название ленты), дабы найти там своё вдохновение, потерянное в «мерзкой, грязной, противной" стране круассанов, где "ни одного достойного лица, чтобы марать ими холст". И в близком единении с щедрой природой Полинезии творить высшее искусство без мещанских забот о заработке. В контексте биографии художника такое решение видится не столько правильным, сколько закономерным. Росший в достатке под крылом обеспеченной матери Гоген и после её смерти не остаётся на обочине жизни. Последовав её совету строить карьеру, он становится брокером, что позволяет ему с каждым разом менять апартаменты на более роскошные, а на досуге баловаться живописью. Однако в ленте, что начинается уже с нищеты и уже художника Поля Гогена, который по его же словам работает, чтобы его пятеро детей и жена могли с гордостью и честью представляться фамилией их отца, поездка на Таити за призрачным счастьем кажется не более, чем блажью фанатичного инфантила. Как и то, чтобы требовать выплат от нищей семьи из Франции на своё путешествие, после инфаркта обзаводиться полинезийской женой Тихурой, ждать от неё верности, когда ей хочется банально есть, белое платье для походов в церковь и внимания, и надеяться на манну небесную от природы. Сконцентрировавшись на любовной линии и трудностях жизни в Полинезии, которая оказывается не такой райской, как её представлял Гоген, режиссёр Пьер Делюк, как и ведущий сценарист ленты, в какой-то момент отходит от личности художника и одного из самых важных периодов в его жизни и творчестве. В картине видишь Венсана Касселя, как он невероятно чувственно вжился в образ своего знаменитого земляка, какое проникновенное у него лицо при написании картин, даже некоторые сцены с полотен Гогена (при условии, что их знаешь), его мужской трепет перед Тихурой и… современную двойную строчку на рубашке в крупных планах. Ещё чувствуешь ту нищету и безысходность, от которой так яро пытался убежать Гоген, но какая настигает его и на Таити. Об этом он позже напишет своей любимой дочери в «Тетради для Алины»: «Я узнал настоящую нищету. Это верно, что, вопреки всему, страдание обостряет талант. Однако его не должно быть слишком много, иначе оно вас убивает». В фильме же экранный Гоген обреченно кидает в пространство: «Хуже всего нищета, она мешает работать». Но за все два часа картины зрителю, кроме бедности, которая мешает, не открывается то, чему она мешает. В искусство и традиции древних народов, которые определили направление творчества Гогена, гармонично сочетающее в себе импрессионизм, символизм, японскую графику и детскую иллюстрацию, вписывается только простота «нецивилизованных» полинезийцев, предложивших первому встречному страннику свою молодую дочь со словами: «Хочешь её?» Ещё нечастые пейзажи, своеобразная красота полинезийцев и великолепно сыгранная неотесанность европейца-Гогена-Касселя в их рядах. Однако всего обаяния французского актёра оказывается мало, чтобы объективно один из самых ярких, интересных, зрелищных и знаковых моментов в жизни Поля Гогена представился зрителю достойным, а не монотонным, динамичным, а не инертным, познавательным, а не схематичным. Режиссёр концентрируется на путешествии, хотя всего-то нужно было показать примитивную страсть художника, с которой он положил к ногам искусства обеспеченность, семью, положение в обществе и уважение. Пьеру Делюку для этого и двух часов оказывается недостаточно, в то время как сам Гоген уложился в три предложения: «Каждый должен следовать за своей страстью. Я знаю, что люди будут понимать меня всё меньше и меньше. Но разве это может иметь какое-то значение?»