Систематический выход в прокат байопиков о людях искусства становится в настоящее время своеобразным трендом и поэтому только этой осенью на экраны вышло три ленты: "Роден", "Дикарь" и "Ван Гог. С любовью, Винсент", которые по-своему трактуют биографии этих деятелей искусства. "Дикарь" (в оригинале "Гоген - путешествие на Таити"), снятый французским режиссером Эдуардом Делюком ("Свадьба в Мендосе"), рассказывает об одном из столпов постимпресионизма Поле Гогене, точнее, о первой поездке этого художника на Таити и представляет только несколько лет из его жизни. Гоген вообще был натурой мятущейся, то ездил в Арль к ван Гогу на юг Франции к средиземноморскому свету и великолепным пейзажам, то искал вдохновения с символистами в Бретани, то вообще уезжал на край света - во Французскую Полинезию. Художника тянуло в те места, где, как ему казалось, вдохновение будет бить ключом, где люди не испорчены деньгами и цивилизацией, где жизнь идет в согласии с природой, рай да и только. Поэтому "Дикарь" является крепкой биографической драмой, держащейся на личности и харизме великолепного Венсана Касселя ("Черный лебедь", "Багровые реки") в главной роли, которая следует всем установкам современных биографических фильмов и позволяет себе компромиссы в обращении с исходным материалом.
В прологе Делюк представляет богемный Париж конца XIX века, показывает на контрасте тесный обывательский мир для Гогена, о котором красноречиво говорят коллеги по цеху: "Гоген, ты - не такой как мы. Ты - дикарь", но, тем не менее, вопрос "Кто со мной?" при отъезде на Таити повисает в воздухе. Безусловно, сам отъезд художника должен быть показан как бегство в Землю Обетованную, авантюрное бегство мечтателя, грезящего утопией и стремящегося найти в южных морях те удивления, которых ему так не хватало во Франции. Законная жена и несколько детей оказались более здравомыслящими и остались на родине, да и остров Таити не стал тем долгожданным раем, где Гоген голодал, перенес инфаркт и начал мучаться от диабета, но желанное освобождение заставляло его творить, заставляло чувствовать и проживать каждую секунду на своих полотнах. Надо отдать должное чувству такта Делюка как режиссера и автора сценария "Дикаря", таитянская муза и главная модель для большинства главных картин Тихура (Тухэй Адамс), заметно старше 13-летней настоящей спутницы жизни Гогена. Художник представлен как мужчина, далекий от политики и правил европейской цивилизации, который стремится слиться с местным населением и принести свою культурную интонацию в мир туземцев. Но манящий Таити так и не стал пунктом назначения для Гогена, его отъезд больше напоминал эвакуацию тяжело раненого, гуманитарную катастрофу, но вместе с ним и благодаря его друзьям с острова рафинированная Европа столкнулась с энергией красоты, которая волнует до сих пор.
Вне всяких сомнений, в "Дикаре" Венсан Кассель в роли Гогена показывает в очередной раз преданность актерской профессии и готов для этого не только на внутренние трансформации: он отрастил бороду, сбросил вес, надел для настоящего сходства зубные протезы. Актер вгрызается в характер, очевидно, очень близкий ему по духу, в целом, его Гоген производит более сильное впечатление, чем у Дональда Сазерленда в "Волке на пороге" или в более позднем "Найденном рае", где снимался Кифер Сазерленд. Кассель показывает нам человека, который испытывает удовольствие от туземной культуры и, обогащаясь ею, выплескивает свои впечатления на холсты, двигаясь по пути культурного отшельничества от европейских традиций. В роли Гогена Касселю удается человек именно творящий, готовый к работе каждую минуту и жадный до впечатлений, ему удается эмигрант от культурных традиций, который стремится понять и принять ту среду, куда он так стремился и возлагал столько надежд. Интересно, что Делюку удалось снять фильм без ярко выраженного антагониста и сформировать конфликт на почве зрелости и молодости, Хотифа (Пуа-Тай Хикутини), сосед Гогена, засматривается на Тихуру и в итоге дело доходит до измены. Кроме того, Хотифа, в отличие от героя Касселя, более удачлив в торговле своими работами и продает с успехом веру в местных богов в виде статуэток как сувениры, фольклор для белых.
Пользуясь жизнью Гогена как примером, режиссер в "Дикаре" продолжает ставить вневременные вопросы перед зрителями, его интересуют именно пограничные ситуации, когда сложно сделать оценку с позиции только одной, определенной, культуры. Поэтому буквально сквозь кадры считывается то, вечное, о чем можно спорить долго и не всегда успешно. Делюк уверенно говорит о том, что волнует не только его героя: о границах между искусством и примитивным копированием, о подлинности и о киче, о растворении в бессребреничестве творчества и тиражировании как о бизнесе. Иллюстративная мягкость вредит этому фильму, жизнь Гогена не так уж и плоха, как это может показаться, не бедствует он в традиционном смысле этого слова, а живет во вполне комфортном доме в колониальном стиле, и это при том, что работает докером в порту. Да и что там греха таить, сам Гоген предстает перед нами завуалированным носителем двойных стандартов: сам стремится к абсолютной свободе передвижений и бежит в Полинезию от цепей цивилизации, а потом показывает себя типичным ревнивым рогоносцем, запирая жаждущую жизни девушку в том самом колониальном домике. Но, отдавая должное, "Дикарь" способен увести зрителя в мир корректного и не опускающегося до провокаций артхауса, мир Гогена, в котором мы присутствуем благодаря Эдуарду Делюку и Венсану Касселю.
7
,0
2017, Драмы
97 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Систематический выход в прокат байопиков о людях искусства становится в настоящее время своеобразным трендом и поэтому только этой осенью на экраны вышло три ленты: "Роден", "Дикарь" и "Ван Гог. С любовью, Винсент", которые по-своему трактуют биографии этих деятелей искусства. "Дикарь" (в оригинале "Гоген - путешествие на Таити"), снятый французским режиссером Эдуардом Делюком ("Свадьба в Мендосе"), рассказывает об одном из столпов постимпресионизма Поле Гогене, точнее, о первой поездке этого художника на Таити и представляет только несколько лет из его жизни. Гоген вообще был натурой мятущейся, то ездил в Арль к ван Гогу на юг Франции к средиземноморскому свету и великолепным пейзажам, то искал вдохновения с символистами в Бретани, то вообще уезжал на край света - во Французскую Полинезию. Художника тянуло в те места, где, как ему казалось, вдохновение будет бить ключом, где люди не испорчены деньгами и цивилизацией, где жизнь идет в согласии с природой, рай да и только. Поэтому "Дикарь" является крепкой биографической драмой, держащейся на личности и харизме великолепного Венсана Касселя ("Черный лебедь", "Багровые реки") в главной роли, которая следует всем установкам современных биографических фильмов и позволяет себе компромиссы в обращении с исходным материалом. В прологе Делюк представляет богемный Париж конца XIX века, показывает на контрасте тесный обывательский мир для Гогена, о котором красноречиво говорят коллеги по цеху: "Гоген, ты - не такой как мы. Ты - дикарь", но, тем не менее, вопрос "Кто со мной?" при отъезде на Таити повисает в воздухе. Безусловно, сам отъезд художника должен быть показан как бегство в Землю Обетованную, авантюрное бегство мечтателя, грезящего утопией и стремящегося найти в южных морях те удивления, которых ему так не хватало во Франции. Законная жена и несколько детей оказались более здравомыслящими и остались на родине, да и остров Таити не стал тем долгожданным раем, где Гоген голодал, перенес инфаркт и начал мучаться от диабета, но желанное освобождение заставляло его творить, заставляло чувствовать и проживать каждую секунду на своих полотнах. Надо отдать должное чувству такта Делюка как режиссера и автора сценария "Дикаря", таитянская муза и главная модель для большинства главных картин Тихура (Тухэй Адамс), заметно старше 13-летней настоящей спутницы жизни Гогена. Художник представлен как мужчина, далекий от политики и правил европейской цивилизации, который стремится слиться с местным населением и принести свою культурную интонацию в мир туземцев. Но манящий Таити так и не стал пунктом назначения для Гогена, его отъезд больше напоминал эвакуацию тяжело раненого, гуманитарную катастрофу, но вместе с ним и благодаря его друзьям с острова рафинированная Европа столкнулась с энергией красоты, которая волнует до сих пор. Вне всяких сомнений, в "Дикаре" Венсан Кассель в роли Гогена показывает в очередной раз преданность актерской профессии и готов для этого не только на внутренние трансформации: он отрастил бороду, сбросил вес, надел для настоящего сходства зубные протезы. Актер вгрызается в характер, очевидно, очень близкий ему по духу, в целом, его Гоген производит более сильное впечатление, чем у Дональда Сазерленда в "Волке на пороге" или в более позднем "Найденном рае", где снимался Кифер Сазерленд. Кассель показывает нам человека, который испытывает удовольствие от туземной культуры и, обогащаясь ею, выплескивает свои впечатления на холсты, двигаясь по пути культурного отшельничества от европейских традиций. В роли Гогена Касселю удается человек именно творящий, готовый к работе каждую минуту и жадный до впечатлений, ему удается эмигрант от культурных традиций, который стремится понять и принять ту среду, куда он так стремился и возлагал столько надежд. Интересно, что Делюку удалось снять фильм без ярко выраженного антагониста и сформировать конфликт на почве зрелости и молодости, Хотифа (Пуа-Тай Хикутини), сосед Гогена, засматривается на Тихуру и в итоге дело доходит до измены. Кроме того, Хотифа, в отличие от героя Касселя, более удачлив в торговле своими работами и продает с успехом веру в местных богов в виде статуэток как сувениры, фольклор для белых. Пользуясь жизнью Гогена как примером, режиссер в "Дикаре" продолжает ставить вневременные вопросы перед зрителями, его интересуют именно пограничные ситуации, когда сложно сделать оценку с позиции только одной, определенной, культуры. Поэтому буквально сквозь кадры считывается то, вечное, о чем можно спорить долго и не всегда успешно. Делюк уверенно говорит о том, что волнует не только его героя: о границах между искусством и примитивным копированием, о подлинности и о киче, о растворении в бессребреничестве творчества и тиражировании как о бизнесе. Иллюстративная мягкость вредит этому фильму, жизнь Гогена не так уж и плоха, как это может показаться, не бедствует он в традиционном смысле этого слова, а живет во вполне комфортном доме в колониальном стиле, и это при том, что работает докером в порту. Да и что там греха таить, сам Гоген предстает перед нами завуалированным носителем двойных стандартов: сам стремится к абсолютной свободе передвижений и бежит в Полинезию от цепей цивилизации, а потом показывает себя типичным ревнивым рогоносцем, запирая жаждущую жизни девушку в том самом колониальном домике. Но, отдавая должное, "Дикарь" способен увести зрителя в мир корректного и не опускающегося до провокаций артхауса, мир Гогена, в котором мы присутствуем благодаря Эдуарду Делюку и Венсану Касселю.