Фильм Тварь

Развернуть трейлер

Семейная пара, потерявшая сына, решает усыновить одичавшего мальчика. В нем узнаются черты их пропавшего ребенка, но вместо покоя и счастья он приносит в семью потусторонний кошмар. Елена Лядова и Владимир Вдовиченков в эффектном режиссерском дебюте Ольги Городецкой, фильме «Тварь» на грани психологического триллера, мистического хоррора и семейной драмы.

Три года назад благополучная пара средних лет Игорь и Полина Беловы пережили трагедию – потерю единственного сына. Шестилетний Ваня отпросился у родителей погулять перед ужином, но не вернулся. С тех пор Полина не находит себе покоя. Игорь, успешный врач в третьем поколении, уговаривает ее съездить в детский приют при монастыре и взять малыша. Безутешная мать даже смотреть не может на других детей, за исключением одного мальчика – «дикаря»-изгоя с туманным прошлым. Поддавшись просьбам жены, Игорь соглашается его забрать. Полина называет приемного сына Ваней и видит в нем черты своего пропавшего ребенка. С каждым днем сходство только усиливается, становясь сверхъестественным и даже пугающим. Одновременно в мальчике проступают и другие черты – уже не человеческие.

4,2

Рейтинг показывает сильные стороны фильма

Об ivi.рейтинге
КиноПоиск 4,7
4,2
недостаточно данных для вывода расширенного рейтинга
Подробнее об ivi.рейтинге
КиноПоиск 4,7
недостаточно данных для вывода расширенного рейтинга
Языки
Русский
Максимальное качество

Фактическое качество воспроизведения будет зависеть от возможностей  устройства и ограничений правообладателя

Сюжет

Осторожно, спойлеры

У супружеской пары Игоря и Полины Беловых без вести пропадает малолетний сын Иван. Проходит три года. Поскольку Иван так и не нашёлся, после безутешных и безрезультатных поисков Игорь и Полина принимают решение взять под опеку ребёнка из старинного приюта. В подвале приюта Полина обнаруживает умирающего сторожа Павла и слышит плач. Вскоре женщина замечает чей-то детский силуэт. На место прибывают правоохранительные органы и сотрудники скорой помощи. Устанавливается, что сторож якобы покончил жизнь самоубийством. А вот когда дело доходит до ребёнка, сотрудники приюта отрицают, что кто-то из их подопечных мог потеряться или убежать. Неожиданно близ приюта объявляется найдёныш, коего видела Полина. Незнакомый всем мальчик похож на одичалого. Тем не менее Полина, увидевшая, как другие дети суеверно-недоброжелательно суетятся около мальчика, с согласия мужа принимает решение взять его к себе на попечение. Одна из сотрудниц приюта Исидора, рекомендует Игорю и Полине не брать найдёныша к себе (в загородный дом недалеко от Москвы), но не вдаётся в подробности, почему именно. Выясняется, что следователи всё-таки не разрешили паре забрать ребёнка.

Игорь и Полина возвращаются домой на своём автомобиле. На обочине Полина замечает найдёныша, которого ранее хотели на некоторое время увезти в спецприёмник. Как оказалось, мальчик сбежал, и мистическим образом настиг пару. Полина убеждает Игоря взять ребёнка с собой. Дома Полина планирует принять мальчика в семью, однако Игорь просит жену не привязываться к нему, к тому же они взялись тайком укрывать его у себя. Когда найдёныш набрасывается на кота семейства Тихона, и Полина идёт разобраться в ситуации, к удивлению Игоря, жена называет мальчика Иваном, то бишь именем их потерявшегося сына. Игорь видится со следователем Антиповым, который пришёл к их с Полиной дому. Антипов сообщает, что мальчик сбежал от них. Игорь делает вид, что для него эта весть в новинку. По итогу разговора Антипов говорит Игорю, что на самом деле он в курсе, что Игорь и его жена укрывают ребёнка, и вообще он зашёл только для того, чтобы предложить свою помощь.

Поскольку Игорь — врач-онколог, с Полиной он показывает найдёныша своему другу-врачу Сергею. Тот в свою очередь объясняет, что мальчик отстал в развитии и возрастом выглядит младше, чем ему на самом деле есть. По словам друга Игоря, то, что найдёныш идёт на контакт с Полиной, это уже хорошо. Наутро следующего дня Игорь нигде не обнаруживает Тихона. Жена, полууспешно пытающаяся кормить найдёныша, предполагает, что кот просто где-то бродит. Удивительно, но в целом день у семейства выдаётся неплохой, так как и Игорь находит к найдёнышу подход, и Полина продолжает всё лучше с ним контактировать. Времяпрепровождение с найдёнышем начинает напоминать паре времена, когда рядом с ними был Иван. Когда семейство возвращается домой, зрителям демонстрируется растерзанное тело кота Тихона. Даётся явный намёк, что это дело рук найдёныша. Игорь и Полина же пребывают не в курсе произошедшего. Семейство уезжает в свою московскую квартиру. По мере повествования явно демонстрируется, что найдёныш ревнует Полину к Игорю. В Москве, когда Игорь ведёт найдёныша на детскую площадку, дабы тот поиграл с другими детьми, к нему относятся не очень благосклонно. Найдёныша, который теперь носит имя Иван, сверстники, ввиду его поведения и молчаливости, считают за неадекватного. На детской площадке найдёныш демонстрирует местным хулиганам, донимающим его, свою демоническую сущность. Одному из хулиганов он несмертельно перегрызает шею. Разговаривая с полицией, Игорь пытается уладить конфликт, также он врёт полицейским, что жена и ‘’Иван’’ уехали в загородный дом.

Во время дня рождения найдёныша (которое организовывает Полина в дату рождения потерянного Ивана), у него случается дурное воспоминание. Полина думает, что это и есть её сын Иван, а Игорь полагает, что найдёныш намеренно копирует его манеры, а порой и действия (те, что не относятся к насильственным против других людей). По наставлению Сергея найдёныш проходит томографию, но аппарат ломается. Игорь и Антипов принимаются вести собственное расследование, намереваясь установить прошлое псевдо-Ивана. Полина же с радостью для себя выясняет, что беременна. При УЗИ, Полине сообщают, что у неё, скорее всего, будет ещё один мальчик. Позже Полина обнаруживает, что псевдо-Иван порвал фото с изображением зародыша. Полина, ругая мальчика, видит его демоническую сущность. А вот когда женщина рассказывает Игорю, что их приёмный сын, предполагаемо, нечто нечеловеческое, тот относится к этому с долей скепсиса. Псевдо-Иван теперь будет пытаться убить Полину, а Игорь не будет в это верить, списывая всё на игривость мальчика и преувеличивание того, о чём ему рассказывает жена. В ближайшее время вернувшись домой с работы Игорь нигде не видит псевдо-Ивана. Полина говорит, что его недавно увёз обратно в приют Антипов, по следственным причинам. Игорь не верит в это и считает, что жена сама его отдала.

Везя мальчика в приют, запуганный его резкой трансформацией, Антипов попадает в аварию и разбивается насмерть. Псевдо-Иван сбегает. На месте происшествия Игорь находит документы Антипова и тайно от полиции забирает их. Игорь доставляет мальчика домой. После, движимый расследованием, он едет в приют и подкупает детей небольшой суммой денег. Дети показывают Игорю телефонную видеозапись, на ней — Лена — «одержимая нечистой силой жена того самого сторожа и по совместительству сестра Исидоры», некогда совершившая суицид. Когда-то Павел, 20 лет назад, будучи работая пожарником, спас псевдо-Ивана, найдёныша, и утолил в нём своё горе потери жены. Псевдо-Иван, со слов Исидоры — нечеловеческое существо (вполне возможно, созданное магией каббалы), к тому же не развивающееся в плане взросления, да и вообще у него нет рода и привычного возраста как такового. Параллельно найдёныш исполняет задуманное: Полина попадает в больницу, теряет плод и умирает сама. Благодаря своему дару псевдо-Иван узнаёт, куда на самом делся сын Игоря и Полины: Ивана сбили своим авто соседи семейства Татьяна и Пётр, желая скрыть это, они избавились от тела и забрали с собой его наручные часы. Найдёныш убивает Петра и забирает у Татьяны часы Ивана, преподнеся их Игорю. Вскоре, проведя обыск сейфа покойного, полиция тоже устанавливает, куда делся Иван, и рассказывает об этом Игорю. Следователи пришли к выводу, что Петра убил его же питбуль. Игорь, обманом опоив найдёныша снотворным, приносит его в приют и оставляет под надёжным замком.

В финале демонстрируется живущий в большом доме и одиночестве Игорь. К нему приходит Сергей, сожалеющий, что не смог приехать на похороны, потому что не может смотреть на мёртвых людей. Игорь закрывает перед ним дверь. Сергей заглядывает в одну из щелей и видит, как Игорь сидит рядом с Полиной, естественно — найдёнышем (принимающим вид человека, по которому тоскует другой тот или иной человек), которого он, судя по всему, освободил, а тот, как и сторожу, таким образом дал Игорю покой, приняв личину жены.

Знаете ли вы, что

  • Идея проекта про некое существо, которое принимает обличье чужой утраты, пришла в голову Ольги Городецкой несколько лет назад. И тогда же родился замысел воплотить это в форме художественного фильма в жанре мистический триллер. «Я люблю то, что делает Гильермо дель Торо. Мне очень нравится «Сияние» Стэнли Кубрика. Это жанровые фильмы, но при этом все-таки не хорроры, а мистические триллеры – жанр, который мне достаточно интересен», – говорит Ольга Городецкая. По просьбе Городецкой Анна Старобинец придумала оригинальный сюжет. С этим сюжетом Ольга обошла весь кинорынок, но смогла привлечь внимание только независимых студий: кинокомпании DubLab Филиппа Ламшина и Максима Абрамова и кинокомпании СОК Павла Зарукина. На основе истории Старобинец Ольга Городецкая совместно с Марией Кабановой написала сценарий, подала его на питчинг дебютантов и выиграла.
  • Около года занял поиск финансирования. Часть денег была получена в Фонде кино. А к проекту также подключились «Яндекс.Студия», Star Media и телеканал ТВ-3. «В последнее время жанр триллера и хоррора в России набирает обороты. И мы с Владом Ряшиным искали проект, который был бы с одной стороны в этом жанре, а с другой – чем-то большим, чем просто хоррор, – рассказывает вице-президент кинокомпании Star Media Никита Трынкин. – Наше внимание привлек фильм «Тварь», который в плане сценария оказался достаточно глубоким, в плане каста весьма серьезным, а в плане масштаба проекта вполне амбициозным. Мы решили к нему присоединиться». В итоге проект уже вызвал большой интерес за рубежом. Фильм «Тварь» выйдет в кинотеатральный прокат более чем в 30 странах, включая Западную Европу, Юго-Восточную Азию и Латинскую Америку. А компания Columbia Pictures купила права на ремейк картины в Южной Корее.
  • Работая над сценарием, Ольга Городецкая изначально писала историю под супругов Владимира Вдовиченкова и Елену Лядову. «Я не была с ними знакома, но нашла их телефон, позвонила, рассказала о себе, о своем проекте, – говорит Ольга Городецкая. – Потом они прочли сценарий, он им понравился, и Владимир и Елена дали свое согласие». «Проект «Тварь» возник в нашей жизни довольно спонтанно, – говорит Владимир Вдовиченков. – Позвонила режиссер Ольга Городецкая, мы встретились. Так как до этого ни я, ни Елена никогда не снимались в страшилках, то мне это показалось любопытным. Хотя я вообще-то боюсь смотреть фильмы ужасов, отворачиваюсь от экрана. Но сценарий мне показался интересным, и мы согласились». «А мне фильмы ужасов нравились с детства, поэтому было весьма увлекательно поработать в таком неизбитом, по крайней мере, в нашей стране жанре, – продолжает Елена Лядова. – И то, что роли писались под нас, конечно, тоже подкупило. Да и Ольга Городецкая так подробно и с энтузиазмом описывала свое представление о жанре мистический триллер, была так убедительна в том, как бы она хотела воплотить его в жизни, что смогла заинтересовать этим проектом».
  • Одну из ключевых ролей в фильме – психолога, друга семьи, который наталкивает Игоря и Полину на идею усыновления ребенка – исполнил Евгений Цыганов. «Мы с Женькой давно знакомы, играли в одном спектакле, и было очень приятно, что Женя сыграл этого персонажа, – говорит Владимир Вдовиченков. – Роль непростая, она требует некой вдумчивости. Он блестяще поработал над текстом, сделал его удобоваримым, внятным, по делу». «Я, в принципе, не поклонник этого жанра, – признается Евгений Цыганов. – Не в том смысле, что считаю его каким-то ненужным или не важным, а в том, что я в нем не очень хорошо разбираюсь. Но я рад, что в моей жизни появилась эта история – не совсем простая для восприятия, но весьма любопытная». «В этой истории очень сложно найти какие-то ответы или советы, но у меня как раз роль человека, который пытается эти советы давать. Хотя не очень компетентен, – продолжает Евгений Цыганов. – Там была одна сцена, которая многое объясняла. Мой герой рассуждает о том, что любовь – это работа, это ежедневный труд, но сам при этом живет с сумасшедшей матерью, которую и любит, и едва терпит. И, по сути, он сам достаточно несчастный человек, и вовсе не так благополучен и свободен, как хочет казаться. И поэтому все то, что он говорит, и то, за чем после наблюдает, имеет к его жизни прямое отношение. Но, к сожалению, эта сцена была сокращена».
  • Детский кастинг начался еще до того, как проект был запущен в производство. Поиск мальчика на роль Найденыша занял много времени: юного артиста искали по всем специализированным агентствам, по детским творческим школам. «Мы знали, что запускается проект, в котором есть роль для мальчика семи лет, и были очень заинтересованы попробоваться. Но агентства, с которыми мы сотрудничали, не предлагали нам эту вакансию, – рассказывает отец Севастьяна Бугаева Игорь. – Пока кастинг-директор и режиссер по всей Москве искали актера, мы искали возможность к ним прорваться. И, благодаря упорству мамы Севастьяна, нашли агента, который нам помог». Претендентов было очень много, детей смотрели в несколько этапов. Но опыт прохождения кастингов у Севастьяна уже был, и на пробах он правдоподобно отыграл сцену, показал те эмоции, которые ждала режиссер Ольга Городецкая, продемонстрировал свои актерские навыки. А также пластичность и растяжку, что также было весьма важно. «Сева сразу обратил на себя внимание, потому что был очень раскрепощенным, свободным, живым, – говорит Ольга Городецкая. – Ему тогда было всего шесть лет, но нам тут же стало ясно, что это очень непосредственный молодой человек».
  • То, что маленькому мальчику предстоит играть Тварь, ни его, ни его родителей не испугало. «У Севы рациональное мышление, он не верит в мистику, разделяет вымысел и действительность, не отождествляет себя со своим героем вне съемочной площадки, – поясняет его отец Игорь Бугаев. – Если утрировано смотреть на образ, который Севастьяну предстояло исполнить, то он сам является доминирующим злом, его должны бояться. Но при этом в основе поведения существа – дикое одиночество». «Тварь хоть и имеет какие-то мистические способности, но это существо драматическое, поскольку его желание с кем-то соединиться, желание получить любящего человека, никак не находит отклик. Потому что люди ищут в нем кого-то другого. И это, скорее, трагичный персонаж», – рассуждает режиссер Ольга Городецкая.
  • Продюсеры картины очень серьезно подошли к подготовительному этапу. Не смотря на наличие у Севастьяна игрового опыта в кино и театре, для него и для других юных участников проекта были организованны курсы по актерскому мастерству. «Севе понравилось, что на площадке у него есть возможность побыть немножко животным, – продолжает Ольга Городецкая. – Но чтобы отработать эту животную пластику, мы пригласили для него хореографа». «У Севы уже была серьезная танцевальная практика и с хореографом они говорили на одном языке. Занятия были похожи на что-то среднее между классом по контемпу и тренировкой по стретчингу», – добавляет Игорь Бугаев. «Сева – удивительный мальчишка, – говорит Владимир Вдовиченков. – Мы с ним сразу нашли общий язык. В день нашего знакомства он сам ко мне подошел: «Привет! Меня зовут Сева. Я тебя в кино видел. Ты играешь моего отца. Круто!» Сразу все точки на i расставил. Всегда такой позитивный, жизнерадостный, с какой-то неиссякаемой энергией. У Севы был пластический грим, поэтому он приезжал на площадку часа на два раньше нас. Но никогда не роптал, не жаловался. Да еще параллельно в школе учился, уроки делал. Отличный парень!» «Сева чудесный парень, гуттаперчевый, пластичный, прирожденный артист, – делится своими впечатлениями Елена Лядова. – С ним приятно работать на площадке, он удивлял своей трудоспособностью, потому что наравне со взрослыми актерами работал по 12 часов и более. Плюс ко всему он исполнял трюки. Даже когда он не требовался на съемочной площадке и мог отдыхать, Сева все равно присутствовал, смотрел наши репетиции. Это качество профессионального артиста». «На мой взгляд, у Севастьяна с Еленой и Владимиром получился самый честный и паритетный формат взаимодействия. Такое восприятие ребенка могут себе позволить состоявшиеся, самореализованные люди: без сюсюканья, без наигранного заискивания. «Взаимное уважительное общение», —говорит папа Севы Игорь Бугаев. – Лена проницательный человек и видит малейшие признаки фальши. Дети, в свою очередь, тоже обостренно чувствуют неискренность. Смен было много, фильм снимался не один месяц, и если бы кто-то попытался использовать маски и клише, это вскрылось бы, и доверительных партнерских отношений не возникло. И с Владимиром было очень интересно находиться рядом. Во-первых, Владимир человек с мощным внутренним стержнем и во многом стал примером для Севастьяна – как личность и как мастер. А во-вторых, он сам видел в Севе индивидуальность и профессионала, а это сильно воодушевляло».
  • Самому же Севастьяну эмоционально сложнее всего дался эпизод, где он с героем Владимира Вдовиченкова ведет борьбу за кусок сырого мяса. Мало того, что ему в действительности нужно было рвать зубами и жевать сырое мясо, так еще и пришлось, как выразился Сева, не на шутку рассвирепеть. И надо отдать должное терпению и невозмутимости Владимира, к ссадинам, возникшим в результате борьбы, он отнесся равнодушно. А физически тяжело мальчику было в сцене, которая снималась на натуре в усадьбе Быково. Это была поздняя осень, было холодно и сыро, а персонаж Севастьяна полуголый, в тряпье скакал по промерзшей земле. «А однажды, когда съемки сильно затянулись, и Сева в прямом смысле засыпал на ходу, нужно было доснять его крупный план на заднем сидении автомобиля. Тогда его скотчем приклеили к сидению, чтобы он не падал. По команде «Мотор!» Севастьян открывал глаза, его снимали, и он снова отключался», – смеясь, вспоминает Владимир Вдовиченков.
  • Придумывая образ Твари, авторы фильма хотели с одной стороны показать ее реалистично, а с другой дать ей какие-то почти нереальные способности. И основная задумка заключалась в том, что это существо очень гуттаперчевое. То есть гибкое на уровне артистов жанра цирковой акробатики «каучук», или как их еще называют «люди без костей», которые могут так выворачивать свои суставы, что это выглядит настолько невероятно, что вызывает диссонанс восприятия. Для воссоздания этого эффекта пришлось прибегнуть к помощи CGI. «Есть прекрасная девочка Саша Михалева, которая выступает в жанре «каучук». Мы снимали ее на камеру, чтобы потом скопировать ее движения, реализовать ее гибкость и пластику в компьютерной графике. А также для того, чтобы, например, понять, как будет падать свет на Существо в той или иной позе», – говорит Ольга Городецкая.
  • Особую атмосферу в фильме добавляет здание приюта, куда герои Владимира Вдовиченкова и Елены Лядовой приезжают в поисках малыша для усыновления. «Основная локация приюта находилась в достаточно известной усадьбе Воронцова-Дашкова в Быково, – рассказывает Ольга Городецкая. – Там многие хотели бы снимать кино, однако получить разрешение практически не реально. Но нам все-таки удалось. Любопытно, что после 1917 года там действительно располагался приют для детей погибших красноармейцев». «Это невероятной красоты особняк. С сохранившимся паркетом, деревянными изразцами, лепниной. К сожалению, подзаброшенный, разваливающийся, но все еще шикарный», – говорит Владимир Вдовиченков. Также Владимира поразила сцена проезда автомобиля, снятая с квадрокоптера. «По обе стороны от дороги, сколько видит глаз, расположены теплицы. Старые, заброшенные, с разбитыми стеклами, сквозь которые пробивается трава. Это прямо Омен-сити какой-то. Земля после ядерной войны. Невероятный эффект», – признается Владимир Вдовиченков.
  • Определенное настроение картине добавляет кавер-версия песня Виктора Цоя «Следи за собой». «Она была придумана ближе к финалу работы над фильмом, – рассказывает продюсер Никита Трынкин. – Нам показалось, что нужно найти композицию, которая достаточно хорошо и довольно давно известна всей аудитории: и молодежи, и людям 30-40 лет. А музыка группы «Кино» до сих пор не теряет актуальности. И тогда мы сделали этот кавер».
  • Оформить подписку