Назад

Фильм Хороший лжец

The Good Liar
Развернуть трейлер

Пожилой английский мошенник Рой Кортни хочет завоевать сердце обеспеченной вдовы Бетти МакЛиш, чтобы впоследствии добраться до её богатства. Простое и прибыльное дело превращается для Роя в опасную и запутанную игру, когда оказывается, что у его жертвы есть свои тайны и скрытые мотивы.

Рой Кортни (Иэн МакКеллен) – жулик предпенсионного возраста, который надеется заработать лёгкие деньги, ограбив свою новую подругу. Рой встречает одинокую богачку Бетти (Хелен Мирррен) на сайте знакомств и сразу старается очаровать женщину, чтобы втереться к ней в доверие и получить доступ к её финансам. План мошенника с лёгкостью продвигается вперёд, и Бетти быстро приглашает Кортни в свой роскошный дом и знакомит со внуком. Женщина не скрывает от возлюбленного, что она тяжело больна, и, когда решающий момент ограбления наконец наступает, Рой понимает, что слишком привязался к элегантной Бетти…

Опытный преступник и предположить не может, что всему его плану грозит опасность, ведь доверчивая Бетти не так проста, как кажется. Какие секреты скрывает интеллигентная преподавательница Оксфорда? Сможет ли Кортни осуществить задуманное, или ему предстоит остаться ни с чем? Приглашаем вас посмотреть увлекательную криминальную драму «Хороший лжец» с великолепным актёрским составом в нашем онлайн-кинотеатре.

6,8

Рейтинг показывает сильные стороны фильма

Об ivi.рейтинге
КиноПоиск 6,5
6,8
недостаточно данных для вывода расширенного рейтинга
Подробнее об ivi.рейтинге
КиноПоиск 6,5
недостаточно данных для вывода расширенного рейтинга

Сюжет

Осторожно, спойлеры

Фильм повествует о пожилом английском мошеннике, в кругах для посвящённых (преступных кругах) известном как Рой Кортни. Промышляет старина Кортни вместе со своим деловым партнёром Винсентом. Они профессионально манипулируют людьми, впоследствии, прибегая к проверенной схеме, вытягивая из них всё до последней копейки. В 2009 году очередной жертвой не желающего останавливаться на наворованном и полученном нелегальными методами Кортни была с виду добродушная и отзывчивая женщина по имени Бетти. Бетти — бывшая учительница истории в Оксфордском университете, некогда потерявшая своего любимого мужа. Во владении Бетти находится около двух с лишним миллионов фунтов стерлингов. Узнав о Бетти получше, Кортни начал основательно входить к ней в доверие. Симулируя проблемы с коленом, и изображая некоторое время хромоту, Кортни делает так, чтобы Бетти растрогалась и заселила его к себе в дом. Вне присутствия Бетти, Кортни нет нужды притворяться больным, и зритель спокойно может видеть, как коварный мошенник, даже будучи в зрелом возрасте, в плане ловкости даёт фору молодым. Со временем Кортни призывает Бетти открыть совместный оффшорный инвестиционный счёт. План Кортни, конечно же — украсть все накопления Бетти. Параллельно Кортни и Винсент инициируют ещё одну инвестиционную аферу. Один из временных партнёров дуэта, прикидывающийся в нужное время русским, но на самом деле являющийся польским мясником (в прямом смысле), требует долю, вместо предоставленного ему изначально «гонорара».

Кортни отдаёт приказ своим людям, и в итоге руку мясника калечат его кухонными приборами. Один из вкладчиков, обманутый в параллельной афере Кортни, понимая, что его просто-напросто обдурили, следит за Кортни, когда тот находится на свидании с Бетти. Кортни отговоркой отделяется от Бетти, сказав ей, чтобы та спокойно прогулялась по магазинам, а сам убегает на станцию ​​метро. Встретившись лицом к лицу с обманутым вкладчиком, и пользуясь безлюдной обстановкой, а также собственноручно повёрнутой в иную сторону камеру видеонаблюдения, Кортни избавляется от вкладчика, толкнув того под подъезжающий к остановке поезд. Вскоре выясняется, что у Бетти наличествуют проблемы со здоровьем, поскольку она якобы страдает от микроинсультов. От лечащего врача Бетти узнаёт, что если она не будет принимать необходимые ей лекарства и следить за своим жизненным ритмом, то не проживёт до конца года. Несмотря ни на что Бетти предлагает Кортни отправиться в тур по европейским городам, начав с её любимого — Берлина. Кортни ввиду личностных причин не хочет посещать Берлин, но «вынужден» поддаться на уговоры Бетти. Когда будучи в Берлине внук Бетти Стивен в определённый момент разговаривает по-немецки, Кортни, кажется, легко распознаёт, о чём он говорит. Якобы не знающий немецкого языка Кортни сразу же делает вид, что на самом деле ничего не понял, что же там сказал Стивен. Однако вскоре жизнь Кортни, не без участия Стивена, отчасти рассекречивается, и так выясняется, что согласно советским данным, истинный Рой Кортни, молодой военный британской армии, был убит в Берлине в 1948 году. Убийство совершил нацистский военный преступник, за которым следил британец и непосредственно лично лже Кортни. Лже Кортни, на самом деле в прошлом Ганс Тауб, был немецким переводчиком давным-давно покойного истинного Кортни. Ганс просто присвоил себе личность Кортни, чтобы впоследствии покинуть ненавистную им Германию, дабы заново начать свою жизнь.

Бетти растрогалась слезливой историей Кортни и приняла её. Вскоре после этого Ганс/Кортни и Бетти переводят свои деньги на общий счёт. Оставив Бетти и вернувшись в свою квартиру, Кортни выясняет, что у него больше нет специальной (индивидуальной на владельцев общего счёта) денежной консоли, необходимой для доступа к учётной записи. Обозлённый Кортни, почувствовавший неладное, возвращается в дом Бетти, чтобы вернуть консоль. На месте Кортни видит, что Бетти ожидает его и что все деньги теперь находятся под её контролем. Бетти рассказывает Кортни, что вся история её жизни, которую ранее знал Кортни — ложь. Как и её медицинские показания, ибо она совершенно здорова. Настоящее имя Бетти — Лили. Она с Кортни познакомились ещё в 1943 году, являясь тогда немецкими подростками. Кортни (Ганс) обучал Лили английскому языку. При крайней встрече, после мини-конфликта с сёстрами Лили, Ганс/Кортни изнасиловал последнюю. После того, как родители Лили отстранили Ганса от занятий, Ганс сдал её отца как изменника родины. Впоследствии отца Лили/Бетти судили, а после повесили. В результате этого мать Лили покончила жизнь самоубийством, их семейство разорилось, а позже сёстры героини погибли из-за ужасов войны (были убиты взрывом всего за две недели до смерти Адольфа Гитлера). Лили/Бетти была вынуждена делать ужасные вещи, чтобы выжить. Лили эмигрировала в Англию после окончания войны. После рассказа о прошлом, Лили/Бетти доносит до Кортни, что она изначально знала всё о его плане — плане обмануть её и ограбить. Стивен, который на самом деле является сексуальным партнёром настоящего внука Лили Майкла, сумел по кусочкам восстановить криминальную историю Ганса/Кортни. Кроме всего прочего сама Лили/Бетти подтвердила личность Кортни, основываясь на содержимом старого медальона с прядью волос Ганса/Кортни, сравнив их ДНК с прядью волос, которую она при стрижке взяла у Кортни ранее. Бетти также говорит Кортни, что Винсент предал его после того, как почуял огромный тюремный срок.

Забрав почти все деньги Кортни, Бетти готовится уйти из дома-«театральной сцены». Обозлённый Кортни набрасывается на Бетти, пытаясь убить её. Бетти удаётся отбиться от Кортни, после чего она сигнализирует польскому мяснику (а также ещё одному обманутому), с которым у Кортни ранее был конфликт. Бетти выходит из дома. Кортни избивают до полусмерти и забирают его оставшиеся деньги, которые он обманным путём заполучил. Через некоторое время Кортни показывается пребывающим в больнице; избиение вызвало у него инсульт. Теперь Кортни неподвижен и не может говорить, теперь он только слышит, что говорят ему. Лили/Бетти же живёт счастливо в кругу своей большой семьи, однако призраки прошлого всё ещё не дают ей покоя.

Знаете ли вы, что

  • Ж/д Чаринг-Кросс, а точнее только её неактивные, используемые киношниками платформы, были использованы и в данном фильме. Примечателен факт, что ранее платформы использовали создатели фильма «007: Координаты Скайфолл» (2012).
  • Сценарист фильма Джеффри Хэтчер ранее написал сценарий к фильму «Мистер Холмс» (2015), где режиссёром был всё тот же Билл Кондон, а в главной роли был задействован всё тот же Иэн МакКеллен.
  • Иэн МакКеллен и Джим Картер ранее работали вместе над фильмом «Ричард III» (1995), сценарий к которому был написан в соавторстве с МакКелленом.
  • Фильм ознаменовывает четвёртое сотрудничество между сценаристом-режиссёром Биллом Кондоном и актёром Иэном МакКелленом после фильмов «Боги и монстры» (1998), «Мистер Холмс» (2015) и «Красавица и чудовище» (2017).
  • Иэн МакКеллен и Хелен Миррен ранее были задействованы в пьсе Августа Стриндберга «Танец смерти».
  • «Хороший лжец» – увлекательное исследование темной стороны человеческой натуры, но при этом с долей черного юмора, – так говорит режиссер и продюсер картины Билл Кондон об этой захватывающей истории, в которой все совсем не так, как кажется. – Это триллер в духе Хичкока, в котором переплетаются элементы детектива, криминальной и психологической драмы. И в центре всего действа – два потрясающе сложных персонажа в исполнении двух величайших актеров современности, находящихся на пике исполнительского мастерства, которые держат вас в напряжении – как и положено в классическом детективе – до самого конца. Смотреть на все это невероятно интересно».
  • Хелен Миррен играет роль Бетти, которая соглашается встретиться со щеголем Роем, героем Иэна МакКеллена. «Меня привлекают герои, в которых есть внутреннее содержание и многогранность, – говорит Миррен. – Сама же Бетти очень милая. Она совсем не кажется сильной или несговорчивой. Как многие из нас, она чувствует, что в ее жизни чего-то не хватает. Она ищет спутника, с кем можно было бы сходить на ужин или в театр, и тут она встречает этого мужчину, Роя, с которым весело и интересно и который может оказаться как раз тем, кого она и искала». И действительно, вскоре начинает казаться, что между этими двумя установилась связь – оба они в поиске чего-то особенного и решают рискнуть, выбрав друг друга. Исследуя не только искусство обмана, но и науку отношений, «Хороший лжец» приходит к несколько циничному выводу, что успех как в том, так и в другом зависит от того, совпадает ли у партнеров «набор навыков».
  • Иэн МакКеллен, который сотрудничает с Кондоном уже в четвертый раз, рассказывает: «Загадки и перипетии сюжета делают историю очень увлекательной. Сценарий я в первую очередь оцениваю с точки зрения того, хотел бы я сам посмотреть эту картину или нет, а я люблю истории, где невозможно предугадать, что произойдет дальше. И временами в этом фильме у вас, думаю, будет перехватывать дыхание, потому что происходит что-то, чего вы никак не ожидали». Верный слову МакКеллен тщательно избегает слишком подробных описаний происходящего. Вместо этого он говорит: «Давайте остановимся пока на том, что мы имеем дело с двумя довольно интересными людьми, которые идут на свидание друг с другом, – после чего с хитрым прищуром добавляет, – но цели у них могут быть абсолютно разными». Одно можно утверждать точно: когда они встречаются, Рой взглядом эксперта оценивает Бетти. За его безукоризненными манерами и блеском в глазах скрывается бесстыдная афера, намерение обольстить ее, использовать ее слабости... и скрыться со всем ее состоянием. И он уверен, что это ему почти удалось. Не испытывающая недостатка в заботе, но предоставленная сама себе после смерти мужа, Бетти источает тепло, сострадание, тоску и, вероятно, чуть больше радушия, чем здравого смысла. Однако, несмотря на уверенность Роя в своем мастерстве и той роли, которую он намерен сыграть, возможно также, что и эта женщина не такая, какой он ее себе представляет. Конечно, вся его жизнь может быть одной большой паутиной лжи... но кто поручится, что и сама Бетти не может преподнести сюрприз? У нее могут оказаться собственные тайны.
  • Начать с того, что Бетти, оказывается, решила подстраховаться, позволив своему внуку Стивену дожидаться ее в машине неподалеку от ресторана, чтобы отвезти в целости и сохранности домой, на случай если свидание вдруг не задастся. Конечно, Рой изображает полное понимание, хотя нет сомнений в том, что присутствие заботливого родственника – последнее, что ему нужно. И если подробности личной жизни Роя и вызывают подозрения у Стивена, то добросердечная Бетти не придает им никакого значения. Роя нет дома весь день? Отправился навестить друга в больницу? Она ни о чем его не спрашивает. «В его жизни довольно много тайн и людей, связанных с ним непонятным образом, поэтому всегда есть ощущение, что за твоей спиной идет какая-то двойная игра», – подмечает Миррен. На самом же деле для человека, живущего обманом, жаждущего острых ощущений и самоутверждения, которые дает мастерски провернутая афера с большими ставками, обчищать богатых женщин – скорее из разряда дополнительного приработка. Обычно у него одновременно в работе сразу несколько дел. По мере того, как Бетти и Рой проводят все больше и больше времени вместе, сюжет фильма переносит нас с бурлящих улиц Лондона, «среды обитания» Роя, в тихий и спокойный пригород, где живет Бетти... но души и сердца двух героев по-прежнему остаются для нас непознанной территорией. Стороннему наблюдателю они могли бы показаться просто очередной парой, в которой оба партнера наслаждаются обществом друг друга: Бетти улыбается и полна оптимизма, а Рой с его харизматичным апломбом рассказывает истории из жизни и получает удовольствие от коварной игры. «Как мы знаем, плохие герои иногда могут быть настолько обаятельными и остроумными, что зрители даже встают на их сторону, – говорит Кондон. – Любопытно было попробовать сделать зрителей сопричастными, сбить их с толку этими качествами, чтобы не докапывались, что же за всем этим стоит».
  • Ведь именно об этом – сокрытом от глаз – фильм и повествует.
  • Сравнивая, насколько быстро персонажи раскрываются перед аудиторией, Кондон говорит следующее: «С самого начала мы узнаем больше о жизни и делах именно Роя, в то время как Бетти многое держит в тайне. Зритель видит ее в основном с позиции Роя, что добавляет сложности для Хелен Миррен, потому что, воспринимая Бетти как выбранную «жертву» аферы, домоседку и одинокую вдову, мы понимаем, что не все так просто». «В фильме она очень милая, – говорит Миррен. – Бетти умна, но одновременно простодушна и порядочна. При этом она прямолинейна, что мне нравится». Однако, интеллект может быть понятием относительным: можно быть докой в одной сфере, такой, например, как искусство, история или литература, но при этом ничего не смыслить в финансах и инвестициях, потому что раньше такими вещами занимался муж. В случае с Бетти, именно на эти пробелы и рассчитывает Рой. «На это ставят все мошенники», – утверждает Кондон. Соответственно, задачей Хелен было сыграть Бетти так, чтобы та казалась «чуть менее искушенной в некоторых вещах»: «Чего вы точно не хотите получить, так это человека, который выглядит неубедительно в своей наивности. Бетти умна, спору нет, так что Хелен всего лишь нужно немного понизить уровень ее «искушенности», а такая игра на полутонах как раз удается ей бесподобно. И в этом состоит нетривиальность самого фильма: это не традиционный детективный роман, в котором мы притворяемся, что Бетти от нас ничего не скрывает. Мы получаем определенные намеки, но не можем представить себе, о чем именно идет речь, зачем это нужно и как она планирует использовать это».
  • Что же касается Роя, то мы почти сразу узнаем о его планах и различных операциях, не говоря уже о силе его решимости заполучить то, что он хочет. Однако многое пока остается неизвестным. МакКеллен разжигает любопытство, замечая: «Если я буду говорить о Рое, то может статься, что я скажу что-то, что он бы не хотел вам рассказывать. Почти сразу становится понятно, что он мошенник, но кем он в действительности является, откуда он и каковы его мотивы – все эти вопросы заставляют нас, затаив дыхание, следить за развитием сюжета. Одно могу сказать точно – усы у него настоящие».
  • Время идет, и Бетти с Роем сближаются все больше и больше, пока, наконец, весьма своевременный несчастный случай не ускоряет развитие их отношений. В результате падения Рой получает ушиб ноги, из-за чего не может подниматься на третий этаж своей городской квартиры. И тогда Бетти любезно предоставляет в его распоряжение гостевую комнату в собственном доме, пока он не оправится от травмы.
  • Этот абсолютно естественный порыв сильно расстраивает ее заботливого, но упрямого внука Стивена, которого играет Расселл Тоуви. Он тщетно пытался убедить ее не торопить события, по крайней мере, пока он не сможет провести проверку фактов биографии Роя. В итоге его собственные отношения с Бетти становятся все более и более напряженными, поскольку та, прежде всего, ценит собственную независимость: это ее дом, ее жизнь, ее решения.
  • В той мере, в какой Стивен пытается заботиться об интересах Бетти, насколько она ему позволяет, Рой пользуется помощью своей «группы поддержки»: некоего Винсента, которого играет Джим Картер. Но этих двоих держат вместе не дружеские чувства: они давние подельники по мошенническому цеху, и ловкач Винсент, по всей видимости, «переиграл» уже множество «ролей второго плана» в придуманных Роем аферах. Когда мы впервые видим его на экране, он маскируется под оператора платежной системы, осуществляющего международную банковскую операцию с целью обхитрить отличающихся крутым нравом русских бандитов. Позже мы видим Винсента уже в роли степенного специалиста по финансовому планированию, которого Рой знакомит с Бетти, чтобы тот поместил ее средства на безрисковый высокодоходный счет, что даже звучит слишком сказочно, чтобы быть правдой.
  • «Стоит лишь заикнуться, и вам тут же начинают читать нотацию о том, что в Лондоне снимать абсолютно невозможно, настолько он многолюдный и оживленный, нельзя остановить движение транспорта... и все это правда, – смеется режиссер. – Но мы с Грегом любим снимать в Лондоне – он великолепен. А уж для такого фильма, как этот, где декорации практически отсутствуют, зато под рукой все эти достопримечательности и потрясающие места, выбор крайне богат».
  • К сцене посещения магазинов требовался весьма творческий подход. Продюсер Грег Йолен отмечает: «Съемки на Пикадилли – та еще логистическая задача. Перекрыть улицу мы не могли, а значит должны были сделать так, чтобы присутствие съемочной группы стало максимально незаметным, при этом удостоверившись в том, что группа перемещается компактно, не мешая пешеходам обходить нас, но и не выбегая на проезжую часть под колеса такси. Главное было придумать, как это сделать быстро». Усилия были вознаграждены, так как сцена передает подлинную энергию и дух этой всемирно известной площади, где размещается элитная коммерческая недвижимость, а также беззаботное настроение радующейся жизни пары. Но впереди съемочную группу ждали новые трудности, особенно сцена на станции лондонского метрополитена Charing Cross. Для нее потребовалась совместная работа множества организаций и служб, например, местного подразделения по управлению рельсовым транспортом, где по вполне понятным причинам проявляют осторожность, когда дело касается сцен насилия, происходящих на их транспортных путях, и редко дают разрешение на такого рода съемки. Однако, для фильма «Хороший лжец» было сделано исключение. Координатор по спецэффектам Глен Пратт поясняет: «Трюк выполнялся на рельсах с помощью троса. Мы засекли время прибытия поезда, сняв его потом с зафиксированной позиции, так что у нас это был отдельный проход. Затем мы сняли сцену с Иэном и дублером, где последнего сбрасывают на рельсы, а как только мы добились желаемого, соединили оба кадра на этапе постпродакшна».
  • Позднее создатели картины переместились в Летерхед, графство Суррей, что совсем близко от Лондона. Там они нашли одноэтажный дом, который подошел под экстерьер тихого загородного жилища Бетти. Интерьеры же создавались в павильоне на студии «Шеппертон».
  • В этом смысле дом Бетти был еще одним ключом к разгадке многочисленных тайн, из которых соткан сюжет фильма. Тому же служат и участившиеся внезапные вылазки Роя в город, которые противопоставлены спокойной и мечтательной атмосфере, царящей в чайной комнате с завтраками и разговорами, где даже самые простые слова и взгляды могут выражать столь многое. Или совсем ничего.
  • Что касается музыкального оформления, Кондон сотрудничал с композитором Картером Бёруэллом, отмечая: «Музыка начинается с по-европейски романтичного настроения в первой сцене, но затем меняется. Картер – мастер выражать эмоции, лежащие не на поверхности, и если вы переслушаете музыку, при этом точно зная, что в ней ищете, то найдете мастерски разбросанные им музыкальные подсказки».
  • И вот, когда все маски сброшены, Йолен делится наблюдением: «Существует эффект переосмысления, при котором вы можете проанализировать игру актеров постфактум и осознать, как много намеков было разбросано по картине. Полагаю, это делает просмотр фильма очень ярким событием, которое, надеюсь, вызовет массу неожиданных и любопытных реакций». Если сюжет полон тайн и лжи, подытоживает Кондон, «то самое прекрасное при просмотре такого фильма – это то, что ты никогда не знаешь, что произойдет дальше и почему. И в этом вся привлекательность».
  • Ошибки в фильме

  • Хотя события фильма разворачиваются в 2009 году, Кортни кладёт пластиковую банкноту в 10 фунтов стерлингов на стол в мясной лавке, а не бумажную, которая была в ходу в тот временной период.
  • В то время как Кортни и Бетти находятся на железнодорожном вокзале Слау, рядом с ними проходит частично окрашенный в фиолетовый цвет поезд. Это один из новых поездов линии Элизабет, которые не существовали в 2009 году, то бишь в момент, когда разворачиваются события фильма.
  • Оформить подписку