Назад

Фильм Медный всадник России смотреть онлайн

Смотреть позже
Поделиться
10,0
рейтинг ivi
недостаточно данных для вывода расширенного рейтинга

История создания одного из главных символов Петербурга и всей России – памятника Петру I, за которым закрепилось название «Медный всадник» благодаря одноименной поэме А.С. Пушкина. Во второй половине XVIII века императрица Екатерина II поручает талантливому французскому скульптуру Этьену Фальконе создать монумент во славу первого русского императора. Кандидатура француза Фальконе приветствовалась далеко не всеми, но Екатерина Великая поверила рекомендациям Дидро и лично убедилась, что Фальконе понимает и разделяет ее замысел. Так скульптор создает бессмертное произведение искусства, а само установление «Медного всадника» на Сенатской площади становится поистине всенародным делом.

Режиссерский проект знаменитого актера Василия Ливанова, написавшего сценарий на основе реальных исторических фактов. Познавательно-патриотическая картина с пышными костюмами, прекрасными видами Санкт-Петербурга и сильным актерским ансамблем, в который вошли Евгений Редько, Евгений Стеблов, Валерия Ланская, Ольга Белова, Юрий Стоянов и многие другие. Предлагаем зрителям разных поколений посмотреть онлайн фильм-путешествие в «минувшее», посвященный культурному наследию и связи эпох, «Медный всадник России».

Приглашаем посмотреть фильм «Медный всадник России» в нашем онлайн-кинотеатре совершенно бесплатно в хорошем HD качестве. Приятного просмотра!

Языки
Русский
Доступные качества

Фактическое качество воспроизведения будет зависеть от возможностей устройства и ограничений правообладателя

HD, 1080, 720

Сюжет

Осторожно, спойлеры

Палит пушка у Петропавловской крепости. Императрица Екатерина Великая говорит фрейлине: придет генерал Бецкой – оставишь нас одних. Где же он, наконец?

Входит Иван Иванович Бецкой. Екатерина: есть радостные новости для меня, а, значит, и для вас. Наши французские гости уже сегодня будут в городе. Мой французский друг по переписке философ Дени Дидро дает крайне лестную характеристику приглашенному мною скульптору. Господин Фальконе? Именно. Вот, что пишет о нем Дидро: он обладает всеми качествами, присущими гению. Этот человек думает и чувствует с величием. Каково? Превосходно. Но если вы окончательно отвергли памятник Петру Великому Бартоломео Растрелли… Екатерина: да, отвергла. И вам, как президенту академии художеств, должно быть прекрасно известно, почему я пришла к такому решению. Памятник создан в античной манере, тяжелой, статичной. А по моему глубокому убеждению памятник должен предстать не только образом Петру Великому, но и всей России, устремленной в будущее. И мое мнение о Петре разделяет такой человек, как Вольтер. Бецкой: но почему вы настаиваете именно на этой кандидатуре? А наш молодой, талантливый скульптор Федор Шубин? Екатерина: Шубин прекрасный мастер скульптурного портрета, но создание масштабной городской скульптуры – не его профиль. Вот полюбуйтесь. Это рисунок господин Фальконе прислал мне через нашего посла в Париже князя Голицына. Именно этот рисунок убедил меня, что этот француз проник в глубину нашего замысла. Кроме того, князь Голицын уже подписал с Фальконе контракт на создание статуи в России. Князь обратил внимание на бескорыстие Фальконе. Он предложил ему 300 тысяч, но Фальконе нашел эту сумму чрезмерной и попросил сократить ее до 200 тысяч. Бецкой: а, может быть, за этим бескорыстием кроется творческое бессилие или, не дай бог, творческая несостоятельность? Екатерина: но он давно является профессором французской академии художеств, он известен своими работами в Европе. Ваши опасения несостоятельны. Бецкой: выражу опасения, иностранец не может понять русской души и оценить по достоинству ваш замысел.

Наше время. Актер Евгений Редько, исполнитель роли Фальконе, вместе со своей дочерью стоит возле памятника Екатерине Великой в Санкт-Петербурге. Он рассказывает девочке о соратниках Екатерины, чьи фигуры изображены на постаменте памятника императрице. Памятник установлен в конце XIX века. Знаю, это царица Екатерина. Не царица, а императрица. Она признана в истории Великой. Как Петр Великий. Она задумала поставить памятник Петру. В эти годы Россия дважды воевала с могучей Османской империей. Вот граф Алексей Орлов. Под его командой русская эскадра разбила турецкий флот в Чесменском сражении. А это Григорий Потемкин, светлейший князь и любимец Екатерины. Он руководил нашими войсками, которыми командовали фельдмаршал Румянцев и генералиссимус Суворов (во времена Екатерины Суворов еще не был удостоен звания генералиссимуса). Войска освободили Крым, открыв для России выход к южным морям.

Виды Крыма.

Был создан флот под командованием непобедимого адмирала Федора Ушакова. А еще в это время произошло восстание Емельяна Пугачева. Дочка: я знаю. Пугачев был самозванец, он выдавал себя за умершего императора, бывшего мужа Екатерины, хотел захватить под его видом власть и править страной. Редько: это было жестокое, кровопролитное восстание. Оно длилось два года, пока русские войска не подавили его. Пугачев был казнен. Все эти мужчины, изображенные вокруг постамента, звались орлы Екатерины.

Полет орла над березками. Звон колоколов. Золотая осень.

По лугу едет экипаж. Из окна выглядывает девушка (Мари-Анн Колло): смотрите, волк! Волка преследуют борзые собаки. Вдалеке появляется всадница, сидящая на коне по-мужски, в сопровождении свиты. Из кареты выходит Этьен Фальконе. Офицер сопровождения говорит ему: это государыня. Мари: русская императрица сидит верхом как мужчина. Офицер: наша государыня не только сидит в седле по-мужски, она балует себя нюхательным табаком, но это не мешает оставаться ей великой женщиной.

В караульном помещении сидят три офицера. Они пьют вино. По улице бежит посыльный, он спрашивает часового, где можно найти капитана Ласкари. Его отправляют в караульную.

Собутыльник говорит Ласкари: так ты утверждаешь, что служишь порученцем у самого отца матушки нашей императрицы Екатерины Алексеевны? Ласкари: можешь верить или не верить. Я сам не верил, пока не услышал, что об этом поговаривают во французском и прусском посольствах. И о чем там поговаривают? О том, что Бецкой – незаконный сын князя Ивана Трубецкого, отсюда и фамилия – Бецкой. По вашему, по русскому обычаю, дается незаконному сыну дворянина без первого слова. Об этом все без тебя знают. А причем здесь императрица? А при том. Еще в царствование императрицы Елизаветы Петровны Бецкой был отправлен на дипломатическую службы в Париж. Но прославился не на дипломатическом поприще, а своим бурным романом с легкомысленной замужней красоткой, принцессой Елизаветой-Августой Ангальт-Цербстской, будущей матерью нашей будущей императрицы Екатерины. Сведущие люди подсчитали сроки, и выходит, что государыня наша – дочь Бецкого и этой самой принцессы. Это что – доказательство? Подсчитали! Ласкари: а то, что наша государыня особо благоволит Бецкому? А что ему позволено жить в Зимнем дворце? Единственному, вблизи своих личных покоев, дала должность неплохую, да еще и не одну. Офицеры: но ведь Бецкому дали звание генерал-поручика еще до всяких должностей. В караульную входит Бецкой: капитан Ласкари, тебя мой посыльный найти нигде не может, а ты тут в караулке прохлаждаешься. Вот распоряжение императрицы о размещении нашего французского гостя и всей его компании. Читай. Ласкари: это на Мойке, адрес известен. Для сохранения порядка приставить отставного поручика Петрова, его жену, горничную, французского повара, экипаж, лакея, казачка на посылках. Ласкари: а казачка-то зачем? Бецкой: а чтобы я тебя найти в городе мог. Дальше читай. Мое намерение таково: чтобы в России никто не беспокоил господина Фальконе, чтобы квартира и мастерская были в его распоряжении, пока он этого хочет. Исполняй. Государыня заинтересовалась твоей фамилией: на немецкую или голландскую не похожа. На французскую – тоже. Может быть, он турок? А вы на это что? Успокоил. Сказал, что ты сбежал из Греции от турецкого засилья, поступил на русскую службу, дослужился до капитана и теперь благодаря греческому происхождению проявляешь редкостную смекалку. Благодарю вас, ваше превосходительство! Бецкой: я тебя хвалю, а ты тут пьянку затеял. Ласкари: виноват, не судите строго. Но мы ведь пили исключительно за ваше здоровье. Ласкари крестится. Видит бог! Бецкой: врешь! Да еще господа бога в соучастники зазываешь. Смотри у меня!

В мастерскую, отведенную Фальконе, въезжает всадник верхом на коне, поднимает его на дыбы. Фальконе командует: анкор, анкор (еще, еще)!

Мари и Фальконе работают рядом за мольбертами. Фальконе: опять не получилось!

Петров и Ласкари приносят в мастерскую заказ Фальконе – две медвежьи шкуры. Мари: медвежьи кожи! Фальконе: не кожи, а шкуры. Мари: очень красиво, и пахнет зверем. Ласкари спрашивает: зачем вам это, просто любопытно. Хотите гостиную украсить? Фальконе: коня сюда. Фальконе накрывает коня медвежьей шкурой. Ласкари: вы хотите согреть коня? Так ведь здесь не холодно. И на конюшне имеются суконные попоны, с начесом. Фальконе: нет, я хочу, чтобы Петр сидел на спине коня, покрытой медвежьей шкурой. Ласкари: это как-то необычно. А князь Бецкой об этом оповещен? Фальконе: нет, ни в коем случае. Об этом не знает пока даже императрица.

Бецкой в своем кабинете принимает Фальконе. Что вас привлекает за окном? Петербург. Какая красота, какое величие! Перед отъездом в Россию меня пугали всякими небылицами: людоедами, медведями и волками, которые бродят по столице. Бецкой: забавно, узнаю французскую осмотрительность. Вы обратили внимание на копию статуи Марка Аврелия, которую я направил в вашу мастерскую? Да, благодарю вас, она послужит мне очевидным подспорьем для моей работы над статуей Петра Великого. Бецкой угощает Фальконе клюквенной наливочкой: в Париже вас такой не попотчуют. А теперь позвольте мне поделиться своим представлением о памятнике государю Петру Алексеевичу. Он – в римской одежде. В одной руке у него скипетр, другая рука императора лежит на мече. Под левой рукой лежит книга с регламентами великого государя, внизу – основание пирамиды. Она обязательна как постамент. На ней четыре аллегории: Благоразумие, Добродетель, Правосудие и Победа. Я их еще не очень четко себе представляю, но вы сами придумаете. Впрочем, набор аллегорий может быть другим. Фальконе: я полагаю, вы знакомы с первоначальным эскизом моего монумента, который я прислал императрице. Знаком. Но это первый порыв, дуновение влюбленности, эскиз. А потом наступает время зрелости. Фальконе: памятник будет выполнен просто, фигур варварства, любви народной, символа нации в нем не будет. Петр Великий сам себе сюжет и атрибут. Надо показать человечеству более прекрасное зрелище: творца, законодателя, благодетеля своей страны. Бецкой: а вы горячий человек. Сколько вам лет? 50. Бецкой: я тоже в вашем возрасте частенько пылал, о чем потом жалел неоднократно. Не забывайте, что по высочайшему повелению я президент академии художеств.

Возле дома, отведенного Фальконе, беседуют Петров и резчик Фонтен. Они вместе раскуривают трубки. Петров: ты тоже скульптор? Я – нет, я только резчик, помогаю месье Фальконе. И Мари ему тоже помогает. Фонтен: мы думали, что Ласкари будет переводчиком, а он объяснил, что при дворе императрицы все говорят по-французски, иные лучше, чем на родном языке. Вот и с тобой мы можем говорить по-французски, хотя ты не состоишь при дворе. Петров: я отставной поручик. А моя жена, ваша повариха. Записана во дворцовое окружение. А потому мы французскому обучены. Ну, жена твоя по-французски знает так себе. Зато кормит вас по французским рецептам. Да. А еще она у тебя красавица. Петров: а ты если будешь на нее заглядываться, я тебе… Что ты мне? Не знаю, как это французскими словами выразить. Я понял. А ведь я тоже начал русский изучать. Например: спасибО, давай-давай, налево-направо и, как его, сволёчь! Петров: начало хорошее. Начинает идти снег. Фонтен поражен: наступила зима!

Фальконе говорит с Бецким: ваша государыня проницательная женщина. Она даже определила место моего рождения. Вот письмо о назначении меня членом российской академии. Она называет меня «высокородный господин». Она абсолютно права. Ведь я родился на чердаке.

Фальконе говорит, что вот-вот к нему придет императрица. Он идет ее встречать. Бецкой обращается к своему помощнику барону Билиштейну: повтори все основные аргументы по расположению статуи. Барон: они все основные. Какие прикажете повторить? Бецкой оглядывает мастерскую Фальконе: что-то я не вижу копию статуи Марка Аврелия, которую я присылал этому французу. Барон: как проголосовали академики за него? 11 «за» и 3 «против». А вы как? Я не голосовал, а представлял его по велению императрицы.

Билиштейн читает доклад о том, куда необходимо поставить памятник. Наиболее предпочтительное – на том берегу реки, на Васильевском острове при въезде на Исаакиевский мост при въезде в Адмиралтейство. Тут нужно будет насыпать мол, он будет хорошо обозреваться с обоих берегов и с моста. Екатерина: из многословия этого ничего не уразумела, да и остальные мало что поняли. Почему все-таки на Васильевском острове? Барон: в таком положении государь Петр Великий сможет смотреть правым глазом на старую Россию, то есть на восток, а левым глазом – на новую Россию, сиречь на запад. Екатерина: теперь понятно, одним глазом туда, другим – сюда. Насмешил. Глаза в разные стороны, надо же было придумать такую глупость. Ладно, покажите модель. С модели снимают закрывающее ее полотно.

Екатерина: всадник великий и его конь поскачет прямо к потомству, которое, полагаю, вопреки современникам, сможет оценить ваше творение. Ваш проект утверждаю, о чем тут же напишу сенату. Главный виновник сей победы – это вы. А вот Бецкой на радостях направит к вам из академии искусного рисовальщика, он нарисует памятник. Нам на память. Бецкой отводит в сторону Екатерину: говорят, что помощница Мари ничего сама не делает, а ее якобы произведения – дело рук самого Фальконе. А в чем ему от этого выгода? Не могу этого знать. Ладно. Справедливость таких обвинений легко проверить. Екатерина обращается к Фальконе: ваша ученица талантлива, мне показали ее работы. А что, если я закажу ей свой скульптурный портрет в мраморе? Хочу послать его моем другу, господину Вольтеру.

Билиштейн разговаривает со своим лакеем, который помогает ему переодеться перед сном. Ну чем ей не угодил памятник по проекту Растрелли? Он был современником Петра Великого, пользовался его доверием. И какое дело, что он изваял памятник уже после смерти императора? Да, памятник помпезный. Но ведь царствование было такое. Памятник так и просится на пьедестал. Нет, подавай кого-то другого. Бабы – они все такие, хотя бы и даже императрица. А если ты мои последние слова кому-нибудь повторишь – запорю насмерть, сгною. Чего не скажешь сгоряча, в душевном расстройстве. Лакей: премного вам благодарны.

Редько привозит дочь к памятнику Петру работы Растрелли у Михайловского замка. Этот памятник тоже Екатерина поставила? Нет, это сделал ее сын император Павел. При жизни Екатерины он с ней враждовал. А когда она внезапно скончалась, он приказал построить этот дворец и поставить перед ним памятник Растрелли. Екатерина считала его неудачным. Почему? Здесь Петр выглядит не русским царем, а каким-то самодовольным римским императором.

Ласкари вечером приводит Фальконе и Мари во дворец. Там на троне усажена копия Петра Великого. Рядом находится его посмертная маска. Фальконе просит Ласкари сделать точный слепок с маски. Мари поражается ростом Петра: ваш император велик не только делами, но и ростом. Ласкари рассказывает, что некоторые люди (среди них и его знакомые) утверждают, что статуя императора на троне иногда оживает и прогоняет посетителей, которые приходят во дворец на ночь глядя. Он кричит: пошли вон отсюда! Мари просит Фальконе увести его прочь от грозного императора.

Екатерина позирует Мари, которая лепит бюст императрицы. Мари предлагает Екатерине отдохнуть. Она говорит, что никогда не представляла себе, что когда-нибудь будет работать с такой натурщицей. Екатерина: есть одно свойство, которое присуще всем женщинам, независимо от происхождения и социального положения. Это любопытство. Екатерина спрашивает девушку, как складываются у нее отношения с Фальконе. Мари рассказывает, что в 15 лет осталась сиротой. Она всегда любила лепить фигурки из глины. И, набравшись храбрости, пришла к Фальконе и попросила его взять к себе ученицей. Екатерина: а как он к тебе относится как к женщине? У него же есть жена, дети? Мари: маэстро вдовец. У него есть сын Пьер, он живописец. Он меня ревнует к отцу, но не как женщину, а как художника, творчество которого больше нравится маэстро. Кстати, Пьер совсем скоро приедет в Санкт-Петербург. Мари говорит, что не знает, как сложилась бы ее судьба, если бы Фальконе проявил интересе к ней как к женщине. Екатерина смотрит на бюст, который сделала Мари: похоже. Можно будет послать его Вольтеру.

Фальконе у себя в мастерской пытается вылепить голову будущего памятника, используя в качестве натуры слепок с посмертной маски императора. Фальконе недоволен результатом. Он швыряет в голову статуи комок глины, выбегает из мастерской, мечется по саду, называет себя бездарностью, проклинает маску.

На следующий день Фальконе узнает от Петрова, что Мари тайне ото всех по ночам работала над головой статуи Петра Великого. Он требует, чтобы ему показали результат. Фальконе внимательно смотрит на голову императора. Потом он падает перед Мари на колени и целует ей руки: вы меня спасли!

Евгений Редько разговаривает по телефону с режиссером и сценаристом картины Василием Ливановым. Он говорит, что читает книги о той эпохе. Я знал, например, как бурно негодовали многие люди по поводу скульптуры Фальконе. Вот, например, был такой господин Яковлев.

Господин Яковлев возмущается: что за усы у императора? Говорят, что при жизни он сносил именно такие. Но так ведь это при жизни. А во что он одет? И что за ужас у него на голове? Просто тьфу!

Екатерина пишет письмо Фальконе. Она просит его не принимать во внимание мнение таких людей, как Яковлев. Он ведь даже не дворянин, хотя говорит, что его точку зрения разделяют аж 500 дворян. И вообще он – просто мошенник. Недавно он обвел вокруг пальца двоих купцов.

Однако проект Фальконе поддержал архиепископ санкт-петербургский Пимен. Он благословил самого Фальконе и его работу.

Екатерина, Григорий Потемкин и Бецкой играют в карты. Екатерина делится своим мнением о том, где следует расположить памятник: на Сенатской площади. Завтра сообщу об этом сенату. Потемкин говорит, что полностью разделяет мнение государыни. Бецкой к нему присоединяется. Потемкин: еще бы ты посмел со мной не согласиться, тем более, с мнением матушки нашей государыни. Так что помалкивай и ходи уже.

Местный крестьянин приводит группу офицеров, в том числе Петрова и Ласкари, к Гром-камню. Видите там трещину? Это в него молния попала. Отсюда и название. Говорят, когда-то сам император Петр Великий с этого камня наблюдал за передвижениями своих войск.

Начинаются работы по перемещению Гром-камня в Санкт-Петербург, где он должен стать постаментом для памятника Петру Великому. Согнанные с окрестных деревень мужики забираются на камень и тюкают по нему молотками. Бабы кормят мужиков, которые трудятся день и ночь посменно. Местный кузнец придумывает систему передвижения камня по рельсам при помощи уложенных в их пазах каменных шаров. Камень перемещают к озеру, погружают на специальный помост, закрепленный между двух судов. Так его доставляют в Неву. Руководил операцией галерный мастер Григорий Корчебников.

Редько с дочерью плывет на катере по Неве: мы плывем по пути, которым в город был доставлен Гром-камень. Екатерина назвала это подвигом русских моряков.

Фальконе разговаривает со старшиной литейщиков Кайловым. Тот говорит, что отлил за свою жизнь множество пушек, но с такой работой еще не сталкивался. Начинается процесс отливки статуи.

Екатерина говорит Бецкому, что за то, что он на протяжении восьми лет противодействовал работе Фальконе, она снимает его с поста президента академии художеств.

Екатерина сидит в окружении своих фрейлин. Ей доставляют письмо от Фальконе. Тот пишет, что статуя готова. За ее качество он ручается. А сам он решил покинуть Россию. Все работы по установке статуи на постамент сможет организовать главный архитектор Санкт-Петербурга господин Фельтен. Екатерина говорит фрейлинам: и я ведь знаю, что он не передумает. Она вспоминает о том, что почти год назад из России уехала Мари, которая перед тем вышла замуж за Пьера Фальконе. Мари забеременела и захотела, чтобы ее ребенок родился на родине. Екатерина называет Пьера посредственным живописцем и никчемным человеком. И зачем люди так скрывают свои чувства? Я вот так не поступаю. А он только год смог без нее вытерпеть.

Фальконе прощается с Фельтеном. Он говорит, что архитектор прекрасно справится с завершением работ. Потом француз рассказывает, как он полюбил простой русский народ за время пребывания в стране, сообщает, что без простых мастеровых, солдат, моряков не смог бы закончить работу. Фельтен рассказывает Фальконе, что Екатерина исключила из надписи на памятнике одно слово: «воздвигла». Фальконе восхищен мудростью императрицы. Если бы она это слово оставила, получалось бы, что Петр стоит над ней. А так становится ясно, что они равны в своем величии. Вот цена одного слова!

Закадровый голос Василия Ливанова, который читает стихи Пушкина, посвященные памятнику Петру Великому.

Шествие Бессмертного полка по улицам Санкт-Петербурга при участии Владимира Путина.

Знаете ли вы, что

  • Над созданием атмосферы в фильме трудилась команда художников под руководством художника-постановщика Марии Турской. Для съемок исторических сцен были воссозданы дворцовые кабинеты и залы, изготовлены предметы и детали интерьеров, элементы памятника Медный всадник, а также восковая фигура Петра I и его прижизненная восковая маска. Специально для фильма было сшито более 250 костюмов.
  • Одна из центральных и, вместе с тем, самых сложных в картине - сцена перевозки Гром-камня, которому было суждено стать пьедесталом памятнику Петру I. Глыбу весом в 2000 тон перевезли из Конной Лахты на Сенатскую площадь в Санкт-Петербурге. В честь перевозки камня Екатерина II приказала выбить памятную медаль с надписью «Дерзновению подобно». Под руководством художника-постановщика картины Марии Турской Гром-камень, состоявший из 72 частей, декорированный живым и искусственным мхом, был изготовлен из стеклоткани на металлическом каркасе. Модель камня установили в месте, похожем на Конную Лахту - в лесу подмосковного поселка «Правда» у Учинского залива.
  • Еще одна зрелищная сцена - отливка памятника. Изучив исторические документы, авторы в деталях воспроизвели на экране этот сложный процесс. В кадре была воссоздана модель памятника, снята форма и контрформа, установлены литники и разлит металл. Практически на глазах у зрителей произошло чудо рождения монумента.
  • Оформить подписку