Назад

Фильм Заклятие 3: По воле дьявола

The Conjuring: The Devil Made Me Do It
Развернуть трейлер
Поделиться
8,3
рейтинг ivi
режиссура
сюжет
зрелищность
актёры

Исследователи паранормальных явлений Эд и Лоррейн Уоррены втягиваются в уникальное судебное разбирательство: впервые в США обвиняемый в убийстве утверждает, что был одержим демоном. Но как доказать правду? Новая глава популярной хоррор-вселенной, продолжение кинохитов «Заклятие» и «Заклятие 2» Джеймса Вана с неизменным дуэтом Патрика Уилсона и Веры Фармига. Сценарий вдохновлен реальной историей сенсационного судебного процесса 1981 года.

Мальчик Дэвид выжил после жуткого обряда экзорцизма, на котором присутствовали его родственники, чета демонологов Уорренов и храбрый парень его сестры Арне. Именно Арне удалось отвлечь демона на себя. Зло затаилось, но не ушло: об этом догадывается Эд Уоррен в преддверии нового кошмара наяву. Посреди белого дня Арне задерживают на дороге, перепачканного в чужой крови. Он совершил жестокое убийство, потрясшее их миролюбивый городок. Или все-таки кто-то действовал его руками? Подозреваемый уверен, что им овладел демон, ранее покинувший тело Дэвида. Американский суд еще не сталкивался с подобным случаем, однако Уоррены решают найти доказательства, идя по следу демонического и вполне человеческого зла.

Языки
Русский, Английский, Украинский
Субтитры
Английский, Русский
Доступные качества

Фактическое качество воспроизведения будет зависеть от возможностей устройства и ограничений правообладателя

HD, 1080, 720

Сюжет

Осторожно, спойлеры

Начало фильма. В 1981 году, в городе Брукфилд, штат Коннектикут, демонологи-супружеская пара Эд и Лоррейн Уоррены принимали участие в изгнании коварной демонической сущности из восьмилетнего Дэвида Глатцеля. В процессе ужасающего изгнания демона, также присутствовали родители Дэвида, его сестра Дебби, её парень Арне и святой отец Гордон.

Отчаявшись спасти маленького мальчика, преисполненный самоотверженностью Арне предлагает демону завладеть его телом, а Дэвида навсегда оставить в покое. Эд становится непосредственным свидетелем того, как демон переселяется из тела Дэвида в тело Арне. Из-за перенесённого ужаса, у Эда случается сердечный приступ. В больнице оклемавшийся Эд рассказывает жене, что видел, как демон захватил тело Арне.

Одержимость демоном доводит до того, что Арне, испытывая визуальные и слуховые галлюцинации, убивает своего друга-владельца приюта для собак по имени Бруно, нанеся ему 22 ножевых ранения. При предельно прозрачной и лояльной поддержке Уорренов, дело Арне обретает криминально-мистический подтекст и впоследствии становится первым в США судебным процессом, где в качестве защиты подсудимого, приводятся прямые или косвенные доказательства его одержимости злобной демонической сущностью.

Пока Арне находится под стражей и ожидает самого сурового приговора, Уоррены решают начать с исследования случая, когда юный Дэвид впервые столкнулся с демоном. Все улики и наблюдения призваны помочь демонологам лучше разобраться в ситуации. Кроме того, в той или иной мере, новая информация и вещественные доказательства могут повлиять на предвзятый следственный отдел. В момент Уоррены выясняют, что Дэвид был проклят через сатанинский тотем, и теперь, собственно, демоническое проклятие перешло к Арне.

Также герои устанавливают, что могущественный демон был вызван почитателем Сатаны — его своеобразным прислужником, и обнаруживают, что этот самый прислужник, оставивший под домом Глатцелев упомянутый тотем, вознамерился использовать подконтрольного-одержимого демоном человека в качестве жертвоприношения. Вскоре Уоррены встречаются с Кастнером, бывшим священником, который ранее расследовал дело об особо опасных сатанистах.

После беседы с Кастнером, демонологи едут в Данверс, штат Массачусетс, чтобы напроситься расследовать смерть девушки по имени Кэти, которая, как и Бруно получила 22 ножевых ранения. В ходе беседы с Лоррейн, полицейские убеждаются в том, что она владеет сверхъестественными способностями. Необычные навыки женщины помогают ей и Эду присоединиться к расследованию смерти Кэти.

Выясняется, что детективы нашли аналогичный сатанинский тотем в доме пропавшей без вести Джессики, очень близкой подруги Кэти. Через видение прошлого, Лоррейн, вошедшая в состояние этакого транса, узнаёт, что Джессика убила собственную подругу, но не просто так или будучи движимая конкретной целью, а в смятении и беспамятстве — под одержимостью.

После содеянного Джессика побежала, куда глаза глядят, и в момент, добежав до скалы, не удержалась и упала — прямо в озеро, в котором, собственно, и утонула. Полученная Лоррейн информация позволяет детективам определить местоположение тела девушки. В очередном видении, от прикосновения к трупу Джессики, Лоррейн становится свидетелем того, как прислужник тёмных сил — женщина-оккультист-сеятель хаоса, пытается повлиять на Арне, дабы тот убил себя в тюремной камере. Вмешавшись в проделки злодейки, Лоррейн не позволяет ей довести начатое до конца. Далее Лоррейн предупреждает мужа, что теперь оккультист знает, кто они такие.

Тем временем антагонистка, прибегнув к тёмному ритуалу, воздействует на Эда и вселяет в его разум галлюцинации: в ходе ментального сбоя, мужчина начинает считать, что Лоррейн — самый настоящий монстр. Эд едва не убивает Лоррейн, но к счастью, его останавливает их ассистент. Эд приходит в себя.

В скором времени Уоррены обнаруживают в своём доме сатанинский тотем, подложенный антагонисткой, чтобы проклясть их. Ассистент супругов узнаёт из книги по стрегерии, что для снятия проклятия злодейки, алтарь, на котором она колдовала и призвала демона, необходимо уничтожить.

Лоррейн возвращается к Кастнеру, чтобы попросить его перевести особо замысловатый отрывок из книги. Беседуя с Лоррейн, Кастнер говорит, что у него есть скрываемая им дочь по имени Айла: во время исследования Кастнером культа сатанистов, увлечение Айлы работой отца переросло в идею, заключающуюся в служении тёмным силам. Это привело к тому, что Айла стала сатанисткой. Так мы узнаём, что оккультист, ответственный за все злодеяния — собственная дочь Кастнера...

Кастнер комплесно рассказывает о последствиях действий Айлы и предоставляет Лоррейн доступ к туннелям под своим домом. В туннелях Лоррейн находит алтарь Айлы.

Айла возвращается домой, убивает отца и овладевает телом Эда, прибывшего на подмогу жене. Параллельно этим событиям Арне подвергается мощному воздействию демона, против собственной воли пытаясь совершить суицид. Эд же преследует Лоррейн по туннелям, пытаясь убить её.

Благодаря ментальному воздействию загнанной в угол жены, Эд становится самим собой. Вооружённый кувалдой он разрушает алтарь злодейки, раз и навсегда снимая проклятие и спасая Арне. Айла, лишившись помощи вызванного ей же демона, оказывается убита и посмертно проклята им.

В финале фильма, чаша с алтаря поверженной антагонистки добавляется в комнату артефактов Уорренов: в комнате также находится картина демона Валака и кукла Аннабель. В связи с пересмотром дела, Арне получает смягчение приговора: его признают виновным в непредумышленном убийстве и отправляют отбывать пять лет тюремного заключения. В тюрьме Арне женился на Дебби.

Знаете ли вы, что

  • Чад Хэйес и Кэри У. Хэйес, выступившие сценаристами первых двух «Заклятий», не были задействованы в написании сценария для триквела.
  • Лоррейн Уоррен, роль которой традиционно исполнила Вера Фармига, умерла по естественным причинам 18 апреля 2019 года в возрасте 92 лет. Она принимала самое активное участие в создании долгоиграющей франшизы «Заклятие», являясь при этом одним из главных её консультантов. Кроме того, Лоррейн Уоррен была страстной поклонницей данной франшизы.
  • Вера Фармига, которая исполнила роль Лоррейн Уоррен, описала своё возвращение к роли, как своеобразное «возвращение в семью». Также актриса отметила, что ей очень нравится работать в одном кадре с Патриком Уилсоном, исполняющим во франшизе «Заклятие» роль мужа её героини.
  • Рабочее название фильма было простое и в то же время предельно лаконичное — «Заклятие 3». Впоследствии лаконичность улетучилась, поскольку название было изменено на «Заклятие 3: По воле дьявола» (в оригинале The Conjuring: The Devil Made Me Do It). В свою очередь, новое и по совместительству окончательное название стало ещё и своеобразной отсылкой к печально известному суду над Арне Джонсоном, состоявшемуся в далёком 1981 году.
  • По факту, «Заклятие 3: По воле дьявола» — второй фильм о громком убийстве в Брукфилде, штат Коннектикут, которое произошло в 1981 году. Первым фильмом на эту тему был триллер-хоррор «Дело об убийце-демоне» 1983 года. В «Деле об убийце-демоне» снялся популярный ныне актёр Кевин Бэйкон, известный по таким разножанровым фильмам, как «Пятница, 13-е» (1980), «Свободные» (1984), «Дрожь земли» (1990), «Дикость» (1998), «Отзвуки эха» (1999), «Невидимка» (2000), «Таинственная река» (2003), «Люди Икс: Первый класс» (2011).
  • Джеймс Ван хотел, чтобы «Заклятие 3: По воле дьявола» было лишено бросающихся в глаза самоповторов и не зацикливалось на теме дома с привидениями, который представлял этакий поджанровый сегмент двух предыдущих фильмов. Триквел в этом плане более размашистый, нетипичный и основательно прокачанный с точки зрения сюжетной составляющей, затрагивающей разные регионы, города и штаты. Что немаловажно, появилось в третьей части и больше второстепенных для повествования персонажей, чьи небольшие истории такие же интересные, как и истории главных героев. Возможно, именно поэтому финал фильма вышел довольно запоминающимся и трогательным — он довёл все продемонстрированные нам повествовательные линии до логического завершения. Тем не менее по традиции франшизы, авторы постарались оставить место для потенциальных спин-оффов — в этом смысле, франшиза «Заклятие» никогда не ставит жирную точку.
  • Композитором хоррора «Заклятие 3: По воле дьявола» выступил Джозеф Бишара, написавший музыку к таким представителям кинематографической вселенной «Заклятие», как «Заклятие» (2013), «Проклятие Аннабель» (2014), «Заклятие 2» (2016), «Проклятие плачущей» (2019), «Проклятие Аннабель 3» (2019). Что не менее интересно, Джозеф Бишара был одним из композиторов фэнтезийного фильма с элементами супергероики «Аквамен» 2018 года, который снял Джеймс Ван, один из создателей франшизы «Заклятие».
  • Сценаристом фильма «Заклятие 3: По воле дьявола» стал Дэвид Лесли Джонсон-Макголдрик. Он известен тем, что принимал участие в написании сценариев к фильмам «Заклятие 2» (2016) и «Аквамен» (2018).
  • Несмотря на то, что создатели фильма пошли по пути максимальной достоверности в передаваемой истории, всё же в некоторых моментах, так сказать ради более интересного повествовательного темпа и динамики в целом, в центральный сегмент сюжета были внесены определённые вольности, относящиеся ко всевозможным мифам о деятельности четы Уорренов.
  • Из-за пандемии Covid-19, премьера фильма производства кинокомпании New Line Cinema состоялась одновременно на HBO Max и в кинотеатрах. Схема гибридного показа, как и с большинством фильмов, выпускаемых под надзором Warner Bros. Pictures, вновь оказалась успешной. «Заклятие 3: По воле дьявола» приносит существенную прибыль не только на стриминговом сервисе, но и собирает её в кинотеатрах. Буквально со старта показа в кинотеатрах, хоррор «Заклятие 3: По воле дьявола» стал хитом и практически моментально в несколько раз отбил свой бюджет в размере 39 миллионов долларов. Франшиза «Заклятие» снова демонстрирует кассовую стойкость, и даже самые непредсказуемые ситуации, кажется, не способны нивелировать этот факт. Однако, несмотря на то, что зрители традиционно поддерживают любимую франшизу деньгами, «Заклятие 3: По воле дьявола» не снискало особого успеха у западных кинокритиков — те, в свою очередь, сочли триквел менее новаторским и уступающим первым двум частям. Как бы то ни было, ещё с середины прошлого столетия, поклонники жанра хоррор во всех его проявлениях не считаются с мнением кинокритиков (пример тому стойкость франшизы «Пятница, 13-е» или франшизы «Хэллоуин»), отдавая приоритет личным впечатлениям.
  • Идея углубиться в сверхъестественную тематику, распространяющуюся за пределы какого-либо дома, была каркасом, на котором изначально планировалось сконструировать сюжет «Заклятия 3: По воле дьявола». Такой подход дал команде больше творческого манёвра и позволил наделить фильм пущим в сравнении с прошлыми картинами трилогии уровнем художественной постановки: в кадре мы частенько видим живописные места, подкреплённые сочной операторской работой, можем полюбоваться изощрённой игрой светотени, а также необычными монтажными приёмами. Вкупе это даёт первоклассный, высокохудожественный микс, который призван не оставить поклонников серии равнодушными как к разворачивающимся на экране действиям, так и к визуальной составляющей.
  • В одной из сцен фильма мы видим, как демоническая сущность пугает и мучает маленького Дэвида, когда он забирается на водяную кровать. Что примечательно более всего — появление потустороннего антагонистического присутствия из водяной кровати, является стопроцентной отсылкой к культовому киношному маньяку Фредди Крюгеру, мучившему свою жертву аналогичным образом в ужастике «Кошмар на улице Вязов 4: Повелитель сна» 1988 года. Также любопытно, что франшиза «Заклятие» снимается кинокомпанией New Line Cinema — ей же некогда снималась и легендарная франшиза «Кошмар на улице Вязов».
  • В комнате Арне, когда он разговаривает со своей девушкой Дебби, в ячейке столика, расположенного рядом с кроватью, находится фигурка монахини, напоминающая Валака — демоническую монахиню-антагонистку из предыдущих фильмов франшизы «Заклятие».
  • Фактически «Заклятие 3: По воле дьявола», является первым представителем кинематографической вселенной «Заклятие», вышедшим одновременно как на HBO Max, так и в кинотеатрах.
  • Имя зловещей антагонистки никогда не упоминается ни одним персонажем на протяжении всего хронометража фильма. Тем не менее её имя раскрывается ближе к концу действия: во время последней встречи между Лоррейн и отцом Кастнером, Кастнер показывает ей старый фотоальбом с фотографиями своей юной дочери — исходя из подписей к фотографиям, мы узнаём, что зовут будущую злодейку Айла.
  • В предельно эффектном прологе о неудачном сеансе экзорцизма, демонстрируется, как тело восьмилетнего Дэвида, одержимого коварным демоном, скручивается в узлы, принимая невообразимые на первый взгляд и нереальные для возможностей человеческого тела позы. Может показаться удивительным, но все движения Дэвида, которые мы видим — настоящие. Дело в том, что для сцены с одержимым Дэвидом, дублёром тела исполнившего роль актёра выступила юная акробатка по имени Эмеральд Вульф. Никаких спецэффектов к движениям одержимого мальчугана не добавлялось, а единственный глобальный спецэффект в данной сцене — лицо юного актёра Джулиана Хиллиарда, наложенное на тело Эмеральд при цифровой обработке. Девушка-акробатка произвела на всю съёмочную группу неизгладимое впечатление. К слову, юному актёру Джулиану Хиллиарду не впервой сниматься в хоррорах. До этого он здорово отыграл в таких представителях жанра, как «Призрак дома на холме» (2018), «Цвет из иных миров» (2019) и «Страшные сказки: Город ангелов» (2020).
  • Многие поклонники первых двух частей «Заклятия» сильно опасались по поводу того, что Джеймс Ван не будет ставить триквел. Под опасения попадал и тот факт, что новый режиссёр, каким бы талантливым он ни был, обладает иным видением на постановку и стилистическую подачу. К тому же всем почитателям Джеймса Вана хорошо известно, насколько сильно у него выразительный авторский почерк и умение создавать, а самое главное нагнетать необходимую атмосферу. Как бы то ни было, чтобы внушить поклонникам франшизы неподдельную надежду, непосредственно сам Джеймс Ван, передавший режиссёрские полномочия Майклу Чавесу, сказал, что разглядел в том нужный для триквела потенциал. Кроме того, Джеймс Ван остался доволен предыдущей режиссёрской работой Чавеса, которую тот проделал для фильма «Проклятие плачущей» (2019). Невзирая на все опасения, в целом триквел от другого режиссёра зрители приняли с теплотой.
  • В фильме наличествуют сцены первой встречи Эда и Лоррейн, поданные в виде воспоминаний. Настоящая Лоррейн рассказывала историю их встречи во многих интервью. Сцены с молодыми Уорренами сняты в этакой ретро-стилистике, авторы фильма словно жирной линией подчёркивают разницу между эпохами и максимально достоверно соответствуют антуражу каждого временного отрезка.
  • Майкл Чавес устроил специальный показ «Заклятия 3: По воле дьявола» своей подруге-певице Билли Айлиш. Ранее эти двое сотрудничали при создании клипа для Айлиш на песню Bury a Friend. Режиссёром клипа выступил Чавес. Если проанализировать клип, то можно сделать вывод, что он снят в хоррор-стилистике (хотя это очевидно), но что самое главное — в нём используются свойственные почерку Чавеса приёмы монтажных переходов/склеек — аналогичные используются в «Заклятии 3: По воле дьявола», в особенности это прослеживается в сцене убийства владельца приюта и в сцене, разворачивающейся в лесу, когда Лоррейн Уоррен при помощи своих сверхъестественных способностей пытается отыскать пропавшую без вести девушку.
  • В целях рекламной кампании долгожданный хоррор «Заклятие 3: По воле дьявола» позиционировался как мрачнейший в кинематографической вселенной «Заклятие». Не самый оригинальный и, словно бы проверенный временем слоган, который, в общем-то, способен привлечь к франшизе внимание множества новых зрителей.
  • В доме Кастнера, когда Уоррены приходят к нему за помощью, мы можем увидеть статуэтку Бафомета.
  • В будоражащем прологе фильма, когда Уоррены принимают участие в сеансе экзорцизма, мы видим сцену с отцом Гордоном, выходящим из автомобиля близ дома. То, как снята эта сцена (постановка кадра, стилистическая аутентичность), отсылает нас к классике жанра ужасов под названием «Изгоняющий дьявола» (1973).
  • Ингрид Бису, сыгравшая пропавшую без вести девушку по имени Джессика, также сыграла сестру Оану в хорроре «Проклятие монахини» (2018). Похожий подход, то бишь, когда один и тот же актёр или актриса играют разных персонажей в одной франшизе/киновселенной, активно практикуется в кинематографической вселенной Marvel. Кроме того, подобный подход легко обосновывается разнящимися временными промежутками-эпохами, и оттого можно считать, что похожие друг на друга как две капли воды персонажи, могут являться дальними родственниками, ну или это просто обычное совпадение, ведь бывают же у людей двойники.
  • Когда в конце фильма Эд Уоррен входит в свой домашний музей, где он хранит всяческие мистические артефакты и прочую паранормальную атрибутику, на заднем плане можно увидеть картину демонической монахини. Собственно, это Валак, один из главных злодеев кинематографической вселенной «Заклятие».
  • В этом фильме, в отличие от предыдущих фильмов серии, ярким и довольно-таки изобретательным методом исследуются сверхъестественные способности Лоррейн Уоррен. Её видения демонстрируются невиданным в прошлых частях серии образом, а её способность ясновидения не один раз способствует крайне непредсказуемым сюжетным поворотам. Как бы то ни было, скорее всего, создатели фильма решили не раскрывать всех карт, оставив предостаточно интересностей на возможные продолжения о похождениях четы Уорренов.
  • Ошибки в фильме

  • Когда у Эда случается сердечный приступ, Лоррейн просит позвонить в службу экстренной помощи. Учитывая, что герои находились в Бруквилле, штат Коннектикут, маловероятно, что на то время служба 911 была доступна в подобной сельского типа местности.
  • Во флешбэке Лоррейн, пока та находится рядом с перенёсшим сердечный приступ мужем, на фасаде кинотеатра мы можем видеть вывеску «Три мушкетёра» с Джином Келли. По сюжету, в день показа этого фильма Лоррейн познакомилась с работавшим в кинотеатре Эдом. Промах здесь заключается в том, что классические «Три мушкетёра» вышли в 1948 году, а в реальной жизни Эд и Лоррейн познакомились задолго до этого и поженились ещё в 1945 году.
  • Когда Уоррены пытаются воздействовать на адвоката убеждениями, дабы тот предоставил Арне должную защиту, на полке позади четы виднеются несколько книг. Одна из них, это, очевидно, роман «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл», опубликованный в 2004 году, в то время как действия фильма происходят в 1981 году.
  • Оформить подписку