Фильм Довод

Tenet
Развернуть трейлер
Поделиться
7,5
рейтинг ivi
режиссура
сюжет
зрелищность
актёры

В скрытом мире международного шпионажа главный герой, секретный агент, проходит суровый тест на надежность и присоединяется к невероятной миссии по спасению целого поколения. Для успеха придется отбросить все прежние представления о времени и пространстве. Одно из главных кинособытий 2020 года – масштабный и эффектный научно-фантастический экшн-триллер Кристофера Нолана.

«Довод» – кодовое слово тайной организации, призванной предотвратить мировую катастрофу. У этой угрозы нет аналогов в прошлом: она пришла из будущего. В наши дни появляется оружие, которое мы еще не умеем производить. Оно основано на сложной технологии инверсии, позволяющей предметам перемещаться назад во времени. Главный герой, новобранец организации «Довод», вместе со своим напарником Нилом выясняет, что оружие будущего использует русский олигарх Андрей Сатор. Но какие именно возможности и угрозы несет инверсия, и как действовать в потоке времени, обращенном вспять? Вопросов намного больше, чем ответов.

Большое кино, от которого сложно оторваться: предлагаем посмотреть онлайн фильм-зрелище и фильм-головоломку «Довод».

Языки
Русский, Украинский, Английский
Субтитры
Английский, Русский
Доступные качества

Фактическое качество воспроизведения будет зависеть от возможностей устройства и ограничений правообладателя

HD, 1080, 720

Сюжет

Осторожно, спойлеры

В начале фильма неназванный главный герой — Протагонист, являющийся, предположительно, агентом ЦРУ, находясь в киевском оперном театре, вместе с русскими наёмниками участвует в сверхсекретной миссии по освобождению заложников, захвату плутония и устранению террористов. Во время миссии Протагониста чуть не убивают, но его спасает таинственный незнакомец в военной униформе. Лица спасителя Протагониста, на униформе которого наличествует приметный брелок, мы не видим, но зато делаем вывод, что тот может стрелять инверсионными-летящими в обратном направлении пулями... Протагониста, не успевшего ретироваться в США, берут в плен русские наёмники. Они подозревают, что Протагонист не тот, за кого себя выдаёт. На железнодорожном вокзале, в относительно нелюдном месте, Протагониста подвергают пыткам и допросу. Не желая идти на поводу у русских, и не собираясь сдавать своих людей, Протагонист глотает капсулу цианида. Зрители понимают, что Протагонист — самоотверженная личность и что он даже готов распрощаться с жизнью ради благого или не очень дела. В капсуле, как оказалось, было что-то вроде сильнодействующего снотворного, поэтому с Протагонистом ничего страшного не случилось — он просто уснул.

Протагониста проверяли на пущую профпригодность и готовность на самые радикальные действия. Протагонист невольно, но успешно сдаёт проверку. Очнувшись, Протагонист, после непродолжительного инструктажа, получает новое задание называющееся «Довод» (в принципе, так можно называть и группу, в которую входит герой). Вскоре Протагонист знакомится с женщиной-учёным и узнаёт о технологии из будущего, которая способна воздействовать на предметы и людей методом обратной перемотки, то есть позволяя им двигаться назад во времени. Вкратце до Протагониста доносят суть, что он должен спасти мир, так как некие таинственные личности из будущего, прибегая к инверсионному оружию, заинтересованы в изменении прошлого, однако они сами не ведают, что изменение прошлого повлечёт за собой не самые приятные последствия для будущего. Продвигаясь по едва уловимому следу «оставленному» инверсионными патронами, Протагонист и его новый британский напарник Нил, добравшись до Индии, выходят на торговку оружием Прию. От неё напарники узнают про русского олигарха Андрея Сатора, также торговца оружием и бывшего уроженца ликвидированного советского города Стальск-12. Со слов Прии Андрей обладает технологиями инверсии и контактирует с таинственными личностями из будущего, имея на всё свои сокрытые интересы. Чтобы достигнуть Андрея, Протагонист выходит на его жену Кэт, являющуюся оценщицей произведений искусства. Выясняется, что по незнанию Кэт была втянута в криминальную авантюру. Андрей прознал про это, но не выдавая жену, решил с помощью шантажа удерживать её возле себя.

Кэт, давно хотевшая расстаться с Андреем, ныне является его своеобразной пленницей. По сути шантаж Андрея основывается на том, что он купил заверенную Кэт поддельную картину, которую та продавала через знакомого. Протагонист, желая помочь Кэт, вместе с Нилом и командой, проникают в расположенное в Осло арт-хранилище Андрея. Их цель — выкрасть поддельную картину Кэт. Чтобы попасть в хранилище герои устраивают аварию с самолётом. Непосредственно в самом хранилище, будучи добравшись до странной комнаты с порталообразным механизмом-турникетом времени, герои сталкиваются с инверсионным и законспирированным незнакомцем. Протагонист сражается с инверсионным супостатом и взаимно чуть не убивает его, но это предотвращает Нил. Незнакомец скрывается, как и наши герои. После этих событий Кэт знакомит Протагониста с Андреем. Протагонисту удаётся предрасположить Андрея, меж тем договариваясь с ним о краже упомянутого в начале фильма плутония, отправленного по итогу в Таллин. В Таллине Протагонист и Нил успешно устраивают засаду на бронированный конвой и в итоге крадут чемодан с плутонием, на деле оказывающимся странноватым механическим артефактом, который крайне нужен Андрею. Далее герои сталкиваются с инверсионным автомобилем, в котором сидит прознавший всё про Протагониста наперёд Андрей. Андрей удерживает в заложниках Кэт.

Протагонист передаёт Андрею пустой чемодан. Андрей скрывается, оставляя скованную в движениях Кэт в бесконтрольно мчащемся по трассе автомобиле. После вызволения Кэт Протагонист вновь встречается с Андреем и попадает к нему в плен на его склад, где находится один из порталообразных механизмов/турникетов. Допрашивая Протагониста инверсионный Андрей стреляет в Кэт инверсионным патроном. Протагонист сдаёт Андрею местоположение спрятанного артефакта. Вскоре прибывают агенты из «Довода» во главе с Айвзом и спасают Протагониста. Андрей отступает. Обговорив план с остальными, с помощью турникета Протагонист решает остановить Андрея и предотвратить завладевание им артефакта. В процессе Протагонист оказывается на трассе, которую мы видели ранее, но самое главное — он встречается со своей другой версией, которая пыталась остановить бесконтрольно мчащийся автомобиль с Кэт. В итоге герой попадает в аварию, а его автомобиль переворачивается. К автомобилю Протагониста подходит Андрей и поджигает его. Протагониста вновь спасает команда Айвза. Чтобы добраться до Андрея и вылечить Кэт, Протагонист и Нил, используя турникет, перемещаются на несколько дней назад в арт-хранилище Андрея. Там, переодетый в униформу Протагонист, сражается со своей другой версией, и по сути оказывается, что в первый раз в хранилище Протагонист тоже сражался с самим собой.

Кэт раскрывает, что Андрей умирает от неизлечимого рака. Также становится ясно, что на основе плутония и собираемых по миру определённого количества артефактов, Андрей, против уговора со своими таинственными коллегами, создаёт специальное устройство-конструктор, чтобы инвертировать Землю до полного её уничтожения. Теперь у Андрея есть всё необходимое. Герои приходят к выводу, что Андрей хочет вернуться в прошлое и от безвыходности покончить с собой, тем самым активировав так называемый «переключатель мертвеца», что должен послужить импульсом к уничтожению ненавистного Андреем мира. Полагаясь на взаимодействие с турникетами, «Довод» и Кэт понимают, как им остановить Андрея и обезвредить его смертоносное устройство. Агенты «Довода» перемещаются к руинам Стальск-12 и будучи разделившись на инверсионные и не инверсионные группы предотвращают уничтожение Земли. Кэт же до этого предотвращает самоубийство Андрея, но по успешном окончании миссии убивает его лично. В финале, распознав брелок, Протагонист понимает, что Нил, одну из версий которого убивают на заводе в Стальск-12, и был тем самым незнакомцем спасшим его в киевском оперном театре. Также Протагонист, с большой долей шока, узнаёт от Нила, что является его давним другом и создателем «Довода». Финал фильма, при всей его завершённости, выглядит мнимо завершённым и не объяснённым до конца. В основном из-за финала порождается множество сценарных вопросов, которые, чаще всего, а самое главное вряд ли поддадутся единому толкованию.

Знаете ли вы, что

  • Композитор фильма Людвиг Йоранссон, завершив необходимые штрихи над своим саундтреком, уже готовился провести плановые оркестровые репетиции, когда обговариваются возможные дополнения к уже написанной музыке (как это обычно бывает у многих композиторов), однако распространившаяся по США вспышка коронавируса воспрепятствовала этим планам. Вследствие Йоранссон и его команда были вынуждены завершать свою работу будучи сидя по домам. Музыканты поддерживали друг с другом связь благодаря интернет-видеообмену.
  • Съёмки автомобильной погони длились около трёх плотных недель. По договорённости с местными властями съёмочной группе потребовалось перекрыть восемь километров шоссе ведущего в центр Таллина. Однако если договорённость о перекрытии шоссе была больше бюрократическим делом, не относящимся в прямом смысле к техническим аспектам, то вот трюковые замыслы режиссёра Кристофера Нолана, потребовали от команды техников и каскадёров, а иногда даже и непосредственно актёров, самой что ни на есть стопроцентной отдачи. Фактически на шоссе в Таллине снимали эпизоды с автомобилями и персонажами, которые движутся как в инверсионном/обратном времени, так и наоборот, и этот сложный процесс по большей части не был комбинацией отснятых дублей, а создавался в реальном времени.
  • Подробности сценария «Довода» содержались в обстановке строжайшей секретности. Со слов Роберта Паттинсона, ему приходилось читать свою полную копию сценария в специально выделенной для этой цели комнате на студии Warner Bros.
  • Майкл Кейн, коллега Роберта Паттинсона по «Доводу», и вовсе не имел полной версии сценария и впоследствии общего представления о нём, поскольку Кристофер Нолан предоставил Кейну лишь ту часть сценария, которая была отведена непосредственно его персонажу. Нолан сделал так не со зла и не из-за личных мотивов (тем более Кейн его большой друг), а потому что не хотел нагружать актёра лишней информацией и деталями, тем более у персонажа Кейна совсем небольшое экранное время, пожалуй — самое незначительное, в сравнении с его не менее известными коллегами по фильму, будь это тот же Роберт Паттинсон, у которого в фильме одна из главных ролей. В одном из интервью, посвящённому выпуску фильма, Майкл Кейн рассказал журналистам, что до сих пор не понимает, что же собой представляет фильм.
  • Помимо исполнения сложнопридуманных инверсных трюков, центровые актёры должны были обучиться говорить наоборот. Кеннет Брана, уроженец Северной Ирландии, сыгравший основного антагониста фильма в лице русского олигарха, помимо говорения наоборот, ещё должен был научиться имитировать русский акцент.
  • В фильме довольно мало кадров с визуальными эффектами — всего их 280, и это даже меньше, чем во многих романтических комедиях. Кроме того для режиссёра Кристофера Нолана, «Довод» также наименее насыщенный визуальными эффектами фильм из тех, которые он снял. В том же «Тёмном рыцаре» (2008) было 650 кадров с визуальными эффектами, в «Тёмном рыцаре: Возрождение легенды» (2012) — 450, в фильме «Начало» (2010) — около 500, а в «Дюнкерке» (2017) — всего 429 кадров с визуальными эффектами.
  • Композитор фильма Людвиг Йоранссон, дабы сделать саундтрек фильма ещё более необычным и запоминающимся, использовал дыхание Кристофера Нолана. Дыхание Нолана композитор использовал в композиции персонажа Кеннета Браны. По задумке Йоранссона Нолан должен был тяжко дышать в микрофон, а Йоранссон, впоследствии, используя своё музыкальное оборудование, игрался с его голосом, тем самым создавая нужные звуки.
  • Мало для кого секрет, что Кристофер Нолан является страстным поклонником шпионских фильмов, в частности про Джеймса Бонда. Нолан любит пересматривать эти фильмы десятками раз. Страсть и любовь Нолана к шпионскому жанру пропитывает весь «Довод». Тем не менее работая над «Доводом», Нолан был вынужден отказаться от пересмотров и просмотров новых, ещё не виденных им фильмов про Бонда. Режиссёр просто не хотел, чтобы так или иначе, какой-нибудь фильм мог повлиять на его «Довод». Будучи впечатлительным и увлечённым, Нолан мог отразить тот или иной бондовский элемент в своём блокбастере, и даже если бы это было косвенно и совсем неявно, по своим же утверждениям, Нолан рисковал тем, что его предстоящая картина банально потеряет в собственной индивидуальности. Работая над «Доводом», на зрительском уровне Нолан ещё никогда не расставался с франшизой о Бонде на такой длительный период времени.
  • Снимая «Довод», Нолан полагался на свои ощущения и восприятие шпионского жанра: режиссёр абстрагировался от самих фильмов или других произведений, и мысленно оставался с так называемым «конденсатом впечатлений» от них. Помимо всего Нолан пытался пробудить в зрителях чувство положительного волнения, но это касается больше тех зрителей, которые в детстве испытывали эти чувства при своём первом просмотре любого фильма про Джеймса Бонда или других шпионских фильмов, и это вне зависимости от эпохи.
  • Кеннет Брана сравнивал прочтение сценария фильма с разгадыванием кроссворда. Актёру пришлось перечитать сценарий так много раз, сколько он не делал этого с другим фильмом за всю свою карьеру. Собственно, можно сказать, что Нолан действительно создал фильм-кроссворд.
  • Роберт Паттинсон, продумывая образ своего персонажа, включая манеру речи/акцент, черпал вдохновение в англо-американском писателе и журналисте Кристофере Хитченсе. Забавно, но в кино Паттинсон никогда не использует свой истинно лондонский акцент, потому что чувствует, что это будет фальшиво и больше похоже на то, как актёр играет сам себя.
  • Получивший главную роль стремительно набирающий популярность актёр Джон Дэвид Вашингтон, во время прочтения сценария в секретном офисе Warner Bros., был в крайнем восторге. Пятичасовое прочтение сценария, со слов актёра, пролетело быстро, но оно не было путём в один конец, поскольку Вашингтон постоянно возвращался со страницы на страницу, а всё для того, чтобы ещё раз насладиться каким-нибудь моментом и лучше понять его с точки зрения того, как он будет выглядеть на экранах кинотеатров.
  • Производственный бюджет фильма составил 205 миллионов долларов, и это делает его самым дорогим оригинальным и не основанным на чём-либо (исторические факты/комикс/книга и т. д.) проектом Кристофера Нолана. Кроме того «Довод» — один из самых дорогостоящих оригинальных фильмов в принципе.
  • Чтобы снять схематически и концептуально продуманную сцену погони по шоссе без визуальных эффектов, была собрана команда из двадцати самых выдающихся гонщиков Лос-Анджелеса. Гонщики работали вместе с опытными каскадёрами из Эстонии, Праги и Великобритании. Над постановкой сцены также работал Джим Уилки, который ответственен за момент опрокидывания грузовика Джокера в нолановском «Тёмном рыцаре» (2008). Впоследствии Джим Уилки получил за этот трюк соответствующую награду. Трюк Джима Уилки из «Тёмного рыцаря», по праву пополняет общую рекордную на 2008 наградную копилку этого фильма.
  • «Довод» — это первый за долгое время фильм Кристофера Нолана, музыку для которого не писал Ханс Циммер. В этот раз Циммер не смог посотрудничать с Ноланом, потому что уже начал работать над саундтреком к фильму «Дюна» Дени Вильнёва (202...). Над миром Дюны Циммер хотел поработать очень давно, и поэтому не стал упускать первой же возможности, тем более на борту с самим Вильнёвым, являющимся очень выдающимся современным разножанровым режиссёром. Писать музыку к очередному фильму Кристофера Нолана был нанят подающий надежды Людвиг Йоранссон, который недавно был отмечен премией «Оскар» за работу над музыкой к фильму «Чёрная Пантера» (2018). Тем не менее попал к Нолану Йоранссон неспроста — его кандидатуру порекомендовал непосредственно сам Циммер, который является другом Йоранссона.
  • В целях безопасности и авиаконтролю, использовавшийся во время сцены крушения самолёт, из кабины никому нельзя было пытаться вести в зону столкновения самостоятельно. Каскадёру Джиму Уилки пришлось посещать тренинги, чтобы получить специализированную лицензию, дабы благодаря ей он смог управлять буксирным транспортным средством, с помощью которого самолёт представлялось возможным тянуть по взлётно-посадочной полосе, дабы он в итоге съехал в сторону; после того, как самолёт отъезжал со взлётно-посадочной полосы, специалисты по трюкам использовали кабельную систему, благодаря которой самолёт направляли по траектории удара. На подготовку к реализации сцены ушло несколько недель — всё должно было сработать как точные часы.
  • По факту фильм не претендует на научную точность, но тем не менее Кристофер Нолан полагался на науку. Чтобы всё выглядело так, как нужно, Нолан обратился за консультациями к физику-астроному Кипу Торну, с которым он ранее работал над «Интерстелларом» (2014). Чтобы помочь Нолану с игрой со временем — главной фишкой сюжета «Довода», Торну был предоставлен сценарий фильма. Основываясь на сценарии, Торн помог Нолану довести до ума концепцию всех временных манипуляций, которые мы видим на экране.
  • Первая встреча режиссёра Кристофера Нолана и актёра Роберта Паттинсона длилась три часа. Паттинсон потом рассказывал, что под конец их разговора ему казалось, будто бы в его крови значительно понизился уровень сахара, а всё из-за того, что разговор не был непринуждённым и лёгким, поскольку Паттинсон беспрерывно концентрировался на словах Нолана. В момент разговора Паттинсон попросил Нолана передать ему шоколадку, которая лежала рядом на столе, но Нолан просто предпочёл прервать их разговор и встречу соответственно. Паттинсон тогда подумал, что всё испортил и упустил возможность сыграть в фильме Нолана.
  • Поначалу Роберт Паттинсон думал, что ему не придётся выполнять какие-либо трюки за рулём автомобиля, или в принципе водить, к тому же он слишком мало отрабатывал сцены, в которых его персонаж вынужден водить. Но в итоге Паттинсон очень много времени провёл за рулём уже во время съёмочного процесса, а также был задействован в одной из самых сложных сцен, которую сняли на шоссе в Эстонии.
  • Несмотря на то, что Джон Дэвид Вашингтон имеет за плечами спортивное прошлое, съёмки в этом фильме его очень сильно вымотали. После некоторых экшен-эпизодов актёру было сложно передвигаться — физическое истощение просто валило его с ног. По словам Вашингтона, доходило даже до того, что он не мог встать со своей кровати. Такая нагрузка также обусловлена тем, что по большей части фильм снимался без компьютерных эффектов, а его некоторые экшен-сцены, даже в прошлом подготовленному в физическом плане человеку, могли показаться очень непростыми.
  • Рабочее название фильма — «Merry Go Round».
  • Для киноплёнки техниками было изготовлено по всем параметрам нестандартное оборудование и специальные линзы, и вкупе это позволило более активным образом использовать IMAX-камеры. Также была спроектирована специальная головка, которая спокойно позволяла разместиться IMAX-камере в автомобиле и снимать на все 360 градусов. Также техниками были придуманы линзы, позволяющие снимать в условиях крайне низкой освещённости (недостаток освещения частая проблема на съёмочной площадке многих фильмов). Можно сказать, что для нового фильма Нолана были изобретены и задействованы поистине революционные «фишки», ранее недоступные другим кинематографистам.
  • Во время погони на шоссе, когда персонаж Роберта Паттинсона ведёт автомобиль, на капоте самого автомобиля также была приделана IMAX-камера. Ради зрелищности и натуралистичности сцены пришлось пожертвовать удобством, поскольку из-за громоздкой камеры Паттинсону сильно преграждался фронтальный обзор.
  • Перед началом производства будущего фильма, одна из неизменных традиций Кристофера Нолана — организовывать собрание актёров и съёмочной команды для просмотра фильмов, которые послужили источником вдохновения для проекта, над которым им предстоит вместе поработать. Однако в случае с «Доводом» Нолан пошёл против традиций и не устраивал никаких собраний и совместных просмотров тех или иных фильмов. Нолану хотелось, чтобы актёры и съёмочная команда работали с чувством, которое с лёгкостью реконструирует в их памяти то, чем является собой шпионское кино и что из себя представляет жанр в целом. В этот раз Нолану не хотелось идти методом абсолютного вдохновения, а положиться на чувства личного восприятия, дабы создать невиданных масштабов и идей шпионский боевик с элементами фантастики.
  • Элизабет Дебики была выбрана на роль без прослушивания. На этом настоял сам Кристофер Нолан. Дебики же хотела пройти прослушивание, чтобы в дальнейшем режиссёр не разочаровался в её выборе, но Нолан был непреклонен, поскольку в его концепцию фильма Дебики входила уже чисто фактурно, а большего было не нужно. До того, как однозначно утвердить актрису на роль, Нолан ознакомился с её фильмографией, отсмотрев «Великого Гэтсби» (2013), «Ночного администратора» (2016) и «Вдов» (2018).
  • Нолан и оператор фильма Хойте ван Хойтема склонны считать, что во время съёмочного процесса они отсняли рекордное количество IMAX-плёнки, и это позволило им побить не только рекорд среди фильмов Нолана (тех, где использовались IMAX-камеры), но и общий кинематографический рекорд.
  • Кристофер Нолан предложил Роберту Паттинсону роль в фильме после просмотра фильмов с его участием, таких как «Хорошее время» (2017) и «Затерянный город Z» (2016).
  • «Довод» — восьмой фильм Кристофера Нолана с участием Майкла Кейна (включая его озвучку в «Дюнкерке» (2017)).
  • Начальная сцена, разворачивающаяся в киевском оперном театре, на самом деле была снята в здании «Линнахолл» в Таллинне. Это здание первоначально было построено для московской Олимпиады 1980 года, когда Эстония была частью бывшего Советского Союза. Здание не ремонтировалось по крайней мере десять лет, поэтому художнику-постановщику Натану Кроули и его команде специалистов предстояло много работы перед началом съёмок: они восстановили сцену, отполировали бетон, а также переоборудовали некоторые внешние стены. Кроме того, под руководством Кроули были отремонтированы двери, заменены стёкла, докуплены/отремонтированы сиденья и прочие элементы интерьера.
  • «Довод» — третий совместный фильм режиссёра Кристофера Нолана и оператора Хойта ван Хойтема, прошлыми двумя были «Интерстеллар» (2014) и «Дюнкерк» (2017).
  • Фильм содержит множество образов и идей, о которых Кристофер Нолан думал около двадцати лет. Он понимал, что однажды сможет воплотить все задумки сняв из них полноценное кино.
  • Кристофер Нолан работал над формулой фильма и его сценарием около шести лет.
  • Эстонский музей Куму в фильме замаскирован под вымышленный арт-музей в Осло, который принадлежит главному антагонисту фильма.
  • После того, как сценарий был завершён, Кристофер Нолан и продюсер Эмма Томас позвонили режиссёру по кастингу Джону Папсидера, с которым они работали со времён второго фильма Нолана «Помни» (2000). Нолан и Томас встретились с Папсидера и начали обговаривать с ним различные версии, кого же взять на ту или иную роль. В итоге беседа вылилась в длиннющий список потенциальных кандидатов. Также основной идеей в подборе актёров стоял принцип, по которому более знаменитые актёры, играющие в основном главные роли, в этот раз были бы на втором плане, а на первом плане ведущего актёра, должен был находиться актёр не столь известный и не обладающий статусом кинозвезды.
  • Это первый фильм Кристофера Нолана со времён «Бэтмен: Начало» (2005), который не был смонтирован киномонтажёром Ли Смитом. Смит был занят работой над военным фильмом «1917» (2019). Для работы над монтажём «Довода» Нолан нанял Дженнифер Лейм. В профессиональном кругу Лейм наиболее известна своими работами над фильмами «Манчестер у моря» (2016) и «Реинкарнация» (2018).
  • Несмотря на то, что вся киносфера пострадала от последствий коронавируса, Кристоферу Нолану удалось завершить пост-продакшн фильма в срок. Фактически пост-продакшн был такой же продолжительности, как и у предыдущих блокбастеров режиссёра. Доработка монтажа фильма и некоторых технических аспектов велась в доме Нолана расположенном в Лос-Анджелесе. В этом доме Нолан работал над своими фильмами со времён «Тёмного рыцаря» (2008). Кроме того на руку Нолану сыграл тот факт, что он давно сотрудничает с Double Negative London, британской компанией, которая специализируется на создании визуальных эффектов: даже несмотря на расстояние и коронавирус, специалисты из этой компании помогали Нолану с доработкой фильма удалённо.
  • Вступительная сцена, действие которой разворачивается в киевском оперном театре, напоминает то, что произошло в театре на Дубровке в Москве в 2002 году. Как и в фильме, театр на Дубровке был захвачен вооружёнными террористами, впоследствии, так же как и в фильме, для ликвидации террористов и освобождения заложников спецназовцами был применён особый газ.
  • Первоначальной датой релиза фильма было 17 июля 2020 года, что являлось практически идеальной датой для Кристофера Нолана. Однако из-за разбушевавшегося коронавируса релиз фильма несколько раз переносился. В конце концов в студии Warner Bros. приняли решение пустить фильм в международный прокат с 26 августа, а в США с 3 сентября. В любом случае из-за продолжающейся эпидемии коронавируса, пусть и не такой обильной и охватывающей мир, стартовые сборы фильма были далеки от желанных, но несмотря на это, за неимением весомых конкурентов, окромя своих же проектов, студия рассчитывает на долгосрочный прокат.
  • Несмотря на то, что Элизабет Дебики получила роль без проб, изначально актриса вовсе не значилась за проектом, поскольку в черновом сценарии её героиня была несколько старше. Это уже позже жена Кристофера Нолана Эмма Томас попросила его переиначить роль именно под Дебики, которая своей игрой в криминальном фильме «Вдовы» (2018) очень сильно запомнилась Томас.
  • Композитор Людвиг Йоранссон начал работу над саундтреком к фильму за пять месяцев до того, как стартовали съёмки. Это позволило вовремя записать все треки и впоследствии довольно быстро и более гармонично вписать их под ассоциативный ряд различных сцен.
  • Режиссёр Кристофер Нолан предложил Джону Дэвиду Вашингтону главную роль в «Доводе» после того, как увидел его в сериале HBO «Футболисты» (2015) и посетил Каннский кинофестиваль 2018 года, где посмотрел мировую премьеру ныне хитового и успешного фильма «Чёрный клановец», в котором Вашингтон играет главную роль.
  • Пролог фильма демонстрировался в некоторых кинотеатрах IMAX перед фильмом «Звёздные войны: Скайуокер. Восход». Начиная с «Тёмного рыцаря», за несколько месяцев до кинотеатрального проката, ко всем фильмам Кристофера Нолана в IMAX выпускались прологи или расширенные сценки.
  • Одиннадцатый полнометражный фильм режиссёра Кристофера Нолана и его пятый (вслед за «Тёмным рыцарем» (2008), «Тёмным рыцарем: Возрождение легенды» (2012), «Интерстелларом» (2014) и «Дюнкерком» (2017)), который был частично снят и выпущен в формате IMAX.
  • Первый по-настоящему масштабный фильм со времён «Сталкера» (1979), который также снимался в Таллинне, Эстония.
  • Закончить съёмки фильма вовремя, то бишь до того, как этому воспрепятствует распространяющаяся эпидемия коронавируса, Кристоферу Нолану, как ни удивительно, помогла техника социального дистанцирования, ношение масок и сокращение рабочих команд.
  • В качестве своеобразного сюрприза, в августе 2019 года, перед показами фильма «Форсаж: Хоббс и Шоу», Warner Bros. продемонстрировали в некоторых IMAX-кинотеатрах 40-секундный тизер «Довода».
  • В сцене автомобильной погони Кристофер Нолан отсылается на фильм «Жить и умереть в Лос-Анджелесе» (1985), там так же, как и в «Доводе», камера словно ведёт зрителя сквозь погоню и между делом переключается на персонажей.
  • Песня, которая играет на финальных титрах, называется «The Plan», она была написана специально для фильма рэпером Трэвисом Скоттом при участии композитора Людвига Йоранссона. Это первая песня в сотрудничестве Скотта и режиссёра Кристофера Нолана, кроме того это в принципе первый раз, когда в фильме Нолана звучит полностью оригинальная песня (да ещё и в жанре рэп), а не лицензированная. Ранее на финальных титрах Нолан использовал лицензированные песни в фильмах «Помни» (2000) («Something in the Air» Дэвида Боуи) и «Престиж» (2006) («Analyse» фронтмена Radiohead Тома Йорка) — обе песни выдержаны в жанре рок.
  • Финальная экшен-сцена снималась в трёх разных местах Калифорнии, в том числе в современном городе-призраке Игл-Маунтин (где были сооружены доп-декорации), в павильоне Warner Bros., а также в закрытом торговом центре города Хоторн.
  • Для фильма было изготовлено четыре турникета (аналог порталов), каждый из которых имеет свой уникальный дизайн и способен вращаться и артикулировать; некоторые из них были достаточно большими, чтобы в них можно было разместить автомобиль. Один турникет создали на складе в Эстонии, два других и самых больших создали в закрытом торговом центре в Хоторне, а четвёртый был создан в павильоне Warner Bros.
  • Фактически «Довод» самый крупный студийный фильм, выпущенный во время эпидемии коронавируса.
  • Роберт Паттинсон получил известие о том, что его выбрали на роль Брюса Уэйна/Бэтмена в фильме «Бэтмен» (2021), когда он снимался в свой первый рабочий день в «Доводе». Это довольно интересное совпадение, поскольку режиссёр «Довода», то бишь Кристофер Нолан, ранее снял три фильма о Бэтмене: «Бэтмен: Начало» (2005), «Тёмный рыцарь» (2008) и «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды» (2012).
  • Название фильма — палиндром — слово, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
  • С производственным бюджетом в размере 205 миллионов долларов, «Довод» является самым дорогим фильмом, который когда-либо был снят с афроамериканцем или азиатом в главной роли.
  • Кеннет Брана уже второй раз снимается у Кристофера Нолана, до этого он снялся в его «Дюнкерке» (2017).
  • Логотипы Warner Bros. и Syncopy выделены красным и синим цветом соответственно. В фильме эти цвета используются для обозначения нормального и инверсионного времени.
  • Терминал международного аэропорта Лос-Анджелеса заменял в фильме терминал аэропорта Осло.
  • Кеннет Брана, помимо актёрства также являющийся режиссёром, снял Дензела Вашингтона, отца Джона Дэвида Вашингтона, в фильме «Много шума из ничего» (1993). Также он снял Майкла Кейна в фильме «Сыщик» (2007).
  • Роберт Паттинсон и Клеманс Поэзи снимаются вместе уже второй раз. Ранее они снялись в фильме «Гарри Поттер и кубок огня» (2005). По совпадению, Кеннет Брана также снялся в фильме о Гарри Поттере — «Гарри Поттер и тайная комната» (2002).
  • Актёр Джереми Теобальд ненадолго появляется в фильме в роли управляющего в сцене ресторана, в котором главного героя ожидает персонаж Майкла Кейна. Ранее Теобальд сыграл главную роль в фильме Нолана «Преследование» (1998), а также небольшую роль в фильме «Бэтмен: Начало» (2005). Кроме того, он снялся в короткометражных фильмах Нолана: «Воровство» (1996) и «Жук-скакун» (1997).
  • Вторая совместная работа Мартина Донована с Кристофером Ноланом. Ранее они вместе работали над «Бессонницей» (2002).
  • В мае 2020 в видеоигре «Fortnite» состоялась премьера второго трейлера фильма. Позже он стал доступен на различных интернет-ресурсах.
  • Впервые Протагонист и Нил видятся в элитном Королевском Бомбейском яхт-клубе.
  • Сцена с пыткой Протагониста посреди железнодорожной станции, была снята в Теллискиви, являющимся центром творческой жизни Таллинна, Эстония.
  • Из-за небывалой секретности, окружавшей фильм на момент съёмок, некоторые фанаты предположили, что на самом деле Нолан снимает фильм о Корпусе зелёных фонарей, в котором Джон Дэвид Вашингтон исполняет роль Джона Стюарта, Роберт Паттинсон исполняет роль Хэла Джордана, а Элизабет Дебики исполняет роль Кэрол Феррис. Конечно же, все догадки фанатов не оправдались, однако позже выяснилось, что Паттинсон в конечном итоге присоединился к вселенной DC-фильмов начав сниматься в роли Брюса Уэйна/Бэтмена в обособленном фильме о нём, который называется просто «Бэтмен».
  • Майкл Кейн и Клеманс Поэзи ранее вместе снялись в фильме «Последняя любовь мистера Моргана» (2013).
  • Во время финальной битвы на своих экранах мы можем видеть не только различных статистов прошедших военную подготовку, но и самых настоящих военных. Участие в съёмках сцены настоящих военных придало последним минутам фильма пущей зрелищности и должной эффектности.
  • В фильме содержится скрытый древний палиндром-заклинание. Помещённый в квадрат палиндром читается во всех направлениях по вертикали и горизонтали: 1) SATOR 2) AREPO 3) TENET 4) OPERA 5) ROTAS. Оригинальное название фильма — «Tenet», фамилия антагониста — Сатор, любовник Кэт носит фамилию Арепо, одна из сцен разворачивается в опере, компания Сатора называется «Ротас».
  • Во время финальной битвы у красной и синей команды есть десять минут на выполнение миссии. ДЕСЯТЬ минут вперед и ДЕСЯТЬ минут назад составляют слово TENET.
  • Британская кинотеатральная версия фильма была сокращена на девять секунд, чтобы смягчить рейтинг и не показывать момент, в котором мужчина пинает женщину.
  • По концепции фильм не совсем о путешествиях во времени, точнее, не в привычном понимании этого слова. Персонажи фильмов про путешествия во времени обычно могут путешествовать куда угодно — в любой временной промежуток, эпоху, десятилетие и т .д. В «Доводе» же используется концепция отматывания времени, означающая, что для того, чтобы персонажи вернулись на те же десять дней назад к определенному событию, они сначала должны пережить эти десять дней. Фильм Нолана не является первым, кто таким образом взаимодействует со временем, поскольку до этого уже выходил схожий по тематике «Детонатор» (2004).
  • Роль Элизабет Дебики схожа с её роль из мини-сериала «Ночной администратор» (2016). И тут и там её героиня находится в отношениях с богатым торговцем оружием, которого она не любит, но вынуждена оставаться с ним из-за страха потерять сына. Также по сюжету «Довода» и «Ночного администратора», главный герой должен втереться в доверие как к торговцу оружием, так и к его жене.
  • В фильме «Джек Райан: Теория хаоса» (2014) Кеннет Брана играет русского, который хочет обрушить курс доллара и повергнуть Америку в кризис. В «Доводе» Брана тоже играет русского, который хочет уничтожить мир посредством саботажа времени.
  • Кодовая фраза: «Мы живём в сумеречном мире» используется в фильме несколько раз. Это довольно-таки забавное совпадение, учитывая, что Роберт Паттинсон, который играет Нила, наиболее известен своей ролью во франшизе о вампирах «Сумерки».
  • В международный актерский состав вошли: Роберт Паттинсон, Элизабет Дебики, Димпл Кападиа, Мартин Донован, Фиона Дуриф, Юрий Колокольников, Клеманс Поэзи, Аарон Тэйлор-Джонсон, а также Майкл Кейн и Кеннет Брана.
  • Нолан поставил картину для больших экранов по собственному сценарию, снимая как на камеры IMAX®, так и на 70-мм пленку. Продюсерами ленты выступили Эмма Томас и Нолан. Томас Хэйслип стал исполнительным продюсером.
  • В съемочную группу Нолана вошли: оператор-постановщик Хойт ван Хойтема, художник-постановщик Натан Кроули, монтажер Дженнифер Лэйм, художник по костюмам Джеффри Курланд, супервайзер визуальных эффектов Эндрю Джексон и супервайзер специальных эффектов Скотт Фишер. Музыку к фильму написал Людвиг Йоранссон.
  • Большинство людей воспринимают время как неизменную величину нашего существования, но в руках режиссера Кристофера Нолана оно становится удивительно податливым и способно изгибаться, переплетаться, накладываться и даже течь в обратном направлении. Нолан, выступивший сценаристом, режиссером и продюсером «Довода» рассказывает: «Сюжет строится на том, как мы ощущаем время, и смешивает научную фантастику с элементами шпионского триллера». Он рассказывает, что вынашивал идею «Довода» достаточно долго: «Думаю, у режиссера всегда есть несколько задумок – заметок в конце записной книжки, – и могут пройти десятилетия, прежде чем они будут реализованы. Все должно быть вовремя… Во всех смыслах. После «Дюнкерка» мое желание вернуться к еще более масштабному кинопроизводству совпало со стремлением показать зрителям такое количество локаций, в котором нам бывать еще не приходилось. К тому же я понял, что готов взяться за шпионский жанр, который вечно откладывал на потом. Я влюблен в него с детства, но не хотел снимать, пока не был уверен, что смогу привнести в него что-то новое. Проще говоря, «Довод» пытается достичь того, что сделало «Начало» в жанре фильмов про ограбления».
  • Нолан известен тем, что держит все подробности в строжайшем секрете, чтобы зрители следили за поворотами сюжета именно при просмотре, а не до него. Поэтому, рассказывая о фильме, он интригует: «Это шпионский триллер о герое, который вступает в сверх-сверхсекретную организацию, известную как «Довод». Часто таких персонажей изображают жесткими и циничными. Да, им присущи самоотверженность и самопожертвование, они выполняют приказы и сражаются за своих товарищей. Мы с Джоном Дэвидом Вашингтоном решили еще сильнее подчеркнуть эти черты, объясняя подчас выходящие за рамки поступки стремлением к высшему благу». Вашингтон сыграл героя, известного лишь под именем Протагонист.
  • Эмма Томас, которая вместе с Ноланом спродюсировала экшн-триллер глобального масштаба, рассуждает, что в каком-то смысле все люди разделяют восхищение Нолана временем: «Не правда ли, мы все им немного одержимы? Кем или откуда бы вы ни были, что бы вы ни пережили, вы знаете, что время контролировать невозможно. Оно вам не подвластно. Не могу сказать за Криса, но так его вижу я. Интересный парадокс: оно универсально, но все же воспринимается очень субъективно. Знаете, ведь дети ощущают время совершенно не так, как взрослые. По-моему, сейчас оно невероятно ускоряется. А тогда, во время пандемии, наше восприятие времени поменялось кардинально… дни казались неделями, а месяцы – минутами. Странное ощущение».
  • Оказалось, что современная физика допускает мысль о том, что время может идти вспять, основываясь на законе об энтропии. Если его упростить, то всё стремится к состоянию хаоса. «Законы физики симметричны: они могут двигаться вперед и назад во времени и оставаться прежними. Кроме энтропии, – объясняет Нолан. – Согласно теории, если изменить направление энтропии для конкретного объекта, то можно изменить течение времени для него. Так что основа у нашего сюжета вполне правдоподобная. Я попросил физика Кипа Торна прочитать сценарий, и он помог мне с некоторыми моментами. Хотя мы и не пытались быть максимально точными, но в общих чертах фильм основан на существующей научной теории».
  • Нолан отмечает, что некоторые особенности сюжета можно передать только в кадре. «Дело в том, что камера видит время. До того, как она появилась, люди не могли и помыслить, например, о замедлении времени или его обратном течении. Сам кинематограф – это шаг вперед в восприятии времени, позволивший этому проекту увидеть свет. Он существует только потому, что существует кинокамера. В буквальном смысле».
  • Во время съемок «Довода» создатели фильма, актеры и съемочная группа побывали в Эстонии, Италии, Индии, Дании, Норвегии, Великобритании и США. По словам Нолана, от такого глобального масштаба фильм только выигрывает: «Международный аспект картины очень важен, ведь угроза нависла над всем миром – над самим его существованием, – а чем выше ставки, тем больше драматизма. Поэтому, мне кажется, что ощущение глобальности происходящего было ключевым для темпоритма фильма и его масштабности».
  • Локации очень важны для режиссера, который любит снимать всё «вживую» и вместо зеленого экрана выбирает натурные объекты, а также предпочитает специальные эффекты визуальным. Он отмечает: «Я люблю помещать в один кадр героев и экстремальные сюжетные элементы, будь то самолет, врезающийся в здание, или искажение хода времени. Если нет разделения между фантастическими элементами и актерами, получается ровнее, убедительнее, и зрители глубже погружаются в происходящее». «Я уже давно снимаю фильмы и хорошо разбираюсь в среде, в которой работаю, – говорит Нолан. – Она вдохновляет меня и влияет на мой выбор во всех смыслах – когда я пишу сценарий, думаю, как все получится, подбираю актеров… Все обусловлено теми невероятными впечатлениями, которые мы можем дать зрителям. Делая выбор, мы постоянно думаем о людях, которые соберутся вместе, чтобы посмотреть фильм в кинотеатре на большом экране. Именно это влияет на все наши решения и все, что мы делаем».
  • Сыгравший главного героя Джон Дэвид Вашингтон рассказывает: «Он готов умереть, причем не только ради выполнения задания, но и ради людей, за которых он сражается. И это нравится мне больше всего. Это многое говорит о нем, как о человеке. Его отношение к смерти меняется пару раз за фильм. Думаю, он вдруг осознает, что с этими новыми правилами течения времени от него теперь действительно что-то зависит… у него есть возможность спасти мир. Или случится то, что должно случиться. Но я верю, что наш взгляд на мир и на самих себя навсегда изменится, если мы будем знать, что такое возможно».
  • Выполнять задание Протагонист будет не в одиночку. Роберт Паттинсон сыграл его напарника Нила. Мы не знаем о прошлом героя и на чьей он стороне, – как раз это обстоятельство и заинтриговало актера: «Меня сразу заинтересовали отношения между Нилом и героем Джона Дэвида: друзья они или враги? Как определить, когда доверять, а когда осторожничать? Как понять, обманывает ли тебя твое чутье или нет? На эти вопросы непросто ответить даже в привычном нам мире, и мне нравится, насколько все усложняется, когда реальность, в которой ты живешь, меняется навсегда. Нил действует, руководствуясь знаниями, опытом и интуицией. Впереди его ждет нечто столь новое и невероятное, что одному не справиться, поэтому остается лишь слепо верить… что особенно замечательно, когда даже не понимаешь, во что веришь, и правильно ли вообще то, что ты делаешь. Обожаю такие моменты».
  • Цель Протагониста – могущественный российский олигарх Андрей Сатор. «Конечно, в нашей истории должен быть антагонист, – рассуждает Кеннет Брана, сыгравший его. – Когда мы с Крисом обсуждали его, он сказал, что тот действительно настолько мерзок, насколько это возможно вообще, «испорченный недочеловек», так и сказал. И все равно, он подробно прописал его историю, очень жестокую и травматичную. Вы, конечно, едва ли начнете ему симпатизировать, но, возможно, поймете, что заставило его пойти на сделку с дьяволом». «Многослойный характер повествования – это головоломка, спрятанная в загадку, и начинается она, на мой взгляд, с Сатора, – продолжает актер. – Он беспощаден и эгоцентричен. Наверное, самая опасная его черта в том, что он нацелен на результат и способен добиться того, чего хочет, поэтому его стоит бояться. А безнравственность в разумном существе, способном на совершенное безрассудство, пугает вдвойне. Именно его рискованная игра ставит на кон судьбу других персонажей и целого мира».
  • Сатор женат на женщине по имени Кэт. Сыгравшая ее Элизабет Дебики говорит, что когда она впервые читала сценарий, пыталась понять, почему ее героиня с этим человеком и как они вообще оказались вместе: «С самого начала мне казалось, что эта женщина скрывает многое, чтобы выжить, что она сгорает от стыда и смущения, но старается удержаться наплаву при любых обстоятельствах. Она все время задается вопросом: «Как я вообще оказалась в такой ситуации?» Пусть ей не сбежать, но она готова терпеть, лишь бы быть ближе к сыну, она – не жертва обстоятельств и готова отвечать за то, что связалась с Сатором». «Крис прописал в сценарии очень сильную женщину, и ее сила – это интеллект. Кэт – способный и чуткий переговорщик, когда требуется – умелый манипулятор. Она моментально разбирается в происходящем и предпочитает быть на несколько шагов впереди. Только так ей удается выживать», – продолжает Дебики.
  • Тренировки перед съемками для актеров дело вполне обыденное, вот только в подготовке к «Доводу» ничего обычного не было. Вашингтон рассказывает: «Тренировки были принципиально новыми. Муштра, муштра, муштра до тех пор, пока я не перестану думать перед тем, как начать действовать. Я знал, что могу это сделать, но нужно было повторять движения снова и снова, день за днем».
  • Больше десяти лет назад Кристофер Нолан первым стал использовать IMAX камеры для съемок полнометражного фильма, и он продолжает открывать новые перспективы. Нолан и оператор-постановщик Хойт ван Хойтема большую часть экшн-сцен «Довода» снимали именно на камеры IMAX. Больше, чем они снимали раньше, и как подозревает ван Хойтема, чем кто-либо другой: «Мы отсняли почти 500 000 метров пленки IMAX и точно побили наш собственный рекорд. Не скажу наверняка, но буду очень удивлен, если для какого-то другого фильма было отснято больше». Нолан добавляет: «Вместе с нашими партнерами из IMAX и Panavision нам удалось улучшить наш подход к работе с камерами, сделать ее проще и удобнее».
  • Особенности сюжета требовали и технологического прорыва в самой технологии IMAX. Ван Хойтема поясняет: «Мы хотели, чтобы камера снимала реверсом, так нам удалось бы добиться того, чего мы бы никогда не получили, снимая обычным образом. У IMAX камер очень мощные моторы, но в то же время они требуют очень высокой точности. И они не были созданы, чтобы снимать реверсом. В компании IMAX нам очень помогли, вместе с нами работая над новым инженерным проектом, чтобы изменить механику и электронику и позволить нам снимать и так, и так».
  • Актеры были поражены, насколько искусно ван Хойтема орудует достаточно массивными IMAX камерами вручную. «Надо отдать ему должное, – кивает Вашингтон, – эти камеры совсем не легкие, а он всегда рядом, в центре событий. Они с Крисом всегда на ногах, поэтому и я думал: «Я не могу чувствовать усталость, не могу присесть, пока стоят эти двое». Паттинсон со смехом соглашается: «У Криса просто потрясающий организм, мне кажется он выживает исключительно на чае «Эрл Грей». Просто образец стойкости».
  • Основные съемки «Довода» проходили в семи странах на трех разных континентах: в США и Великобритании, в восточноевропейской Эстонии и на Амальфитанском побережье Италии, в Индии и скандинавских Дании и Норвегии.
  • События «Довода» начинаются сразу с экшн-сцены, в которой хорошо вооруженный отряд штурмует здание оперы в Киеве. Эпизод снимали в «Линнахолле» в Таллине, огромном здании, построенном для московской Олимпиады 1980 года, когда Эстония была частью Советского Союза. Художник-постановщик Натан Кроули отмечает: «Я думаю, это одно из самых любимых строений, в которых я снимал: огромное, расположено на берегу Балтийского моря. Смесь брутализма и храма майя, оно сохранило отблеск былого величия. И нам с Крисом подошло по всем параметрам. Совершенно кинематографичное». Поясняя слова о величии, Кроули рассказывает: «О здании особенно не заботились, оно стоит заброшенным уже лет десять. Сидения были в ужасном состоянии, ковров не было, бетон сильно поврежден. Повсюду граффити и разбитые стекла, света не было вообще. Нам пришлось немало постараться, чтобы вернуть его к жизни. Мы прибрались, перестроили сцену, очистили бетон, немного переделали внешние стены, потому что они сильно деформировались за прошедшие годы. Починили двери и вставили огромное количество стекол. Вернули «родное» освещение и добавили свое для съемок. Уйму времени потратили на кресла и ковры. Все это теперь осталось там. Великолепное здание, и мы надеемся, что Таллин сохранит его».
  • Одной из самых сложных сцен стала погоня по Лаагне-теэ – загруженной автомагистрали, ведущей в центр Таллина, – с машинами, движущимися в прямом течении времени и в инверсии. Сначала нужно было не только получить разрешение на съемки на большом участке дороги, но и заручиться им на несколько недель. Исполнительный продюсер Томас Хэйслип объясняет: «Мы перекрыли восемь километров шестиполосного шоссе в одном из самых густонаселенных городов Эстонии». Он признается, что даже после того, как им дали разрешение, он «каждый день думал, что нас попросят прекратить, но в итоге нам отвели столько времени, сколько было нужно, чтобы закончить сцену»: «Спасибо большое местным властям и жителям за их помощь и поддержку».
  • Учитывая большое количество переменных, без тщательного планирования было не обойтись. Департамент визуальных эффектов под руководством Эндрю Джексона был неотъемлемой частью процесса – он создал превиз всей сцены, чтобы Нолану, актерам и съемочной группе было от чего отталкиваться.
  • Ван Хойтема подчеркивает: «Скажем, в погоне время идет и вперед, и назад. В определенные моменты эти две линии пересекаются, взаимодействуют, поэтому мы собирали эту сцену как паззл. Команда Эндрю смогла визуализировать ее на компьютере, показав как с высоты птичьего полета, так и глазами персонажей в каждый конкретный момент времени. И с таким планом действий мы на ноутбуке могли уже оценить: «Можем сделать вот так? – Нет, он еще должен быть вот здесь». «На площадке мы шутили, что если спросить нас о погоне, то инстинктивный ответ всегда будет неправильным, – вспоминает Нолан. – Поразительно, насколько чутье подсказывает тебе нечто, в чем ты абсолютно убежден, но разложив всё по полочкам, видишь, что вот здесь твой разум свернул не туда, а интуиция завела совершенно не в ту сторону. Поэтому во всех сложных сценах мы всегда сверялись с превизом». Сцена требовала тесного взаимодействия супервайзера специальных эффектов Скотта Фишера с постановщиком трюков Джорджем Коттлом. «С самых первых репетиций мы были твердо убеждены, что если машина в кадре едет назад, то это будет настоящая машина, которая едет со скоростью 80-95 км/ч, – говорит Коттл. – Обманывать мы не собирались. Пришлось потренироваться, но мы это сделали».
  • Коттл пригласил 20 лучших водителей из Лос-Анджелеса, многие их которых и раньше работали на фильмах Нолана. В Эстонии к ним присоединились опытные водители-каскадеры из Эстонии, Чехии, Великобритании и других стран. Актерам тоже разрешили немного порулить. Эмма Томас вспоминает: «Роб особенно не распространялся о своих навыках вождения, вообще-то он вел себя так, словно едва умеет водить. Но команда каскадеров устроила ему проверку и так впечатлилась, что в фильме он много ездит сам». Независимо от талантов актеров, с учетом требований безопасности команда каскадеров управляла машинами при наиболее сложных маневрах. Коттл объясняет: «Во всех автомобилях героев была вторая панель управления. Поэтому наш водитель сидел в такой маленькой клетке на крыше машины или где-то внутри нее. Казалось, что рулит актер, а на самом деле – каскадер».
  • В Италии «сценой» стали лазурные воды у живописного Амальфитанского побережья и роскошная яхта – плавучий дом Андрея Сатора. Судовой координатор Нил Андреа, отвечавший за немалое количество лодок в «Доводе», нашел яхту Planet Nine. У 73-метрового судна было шесть палуб и вертолетная площадка. Натан Кроули сделал лишь одну модификацию: «Мы поставили туда пусковую ракетную установку, чтобы полувоенный облик говорил: «Держись от меня подальше». Ну и чтобы подчеркнуть, как тяжело добраться до ее хозяина». Но кое-что переделать было невозможно – вертолетная площадка не выдержала бы российского двухдвигательного Ми-8, чей вес существенно превышал ее конструктивные возможности. Хэйслип объясняет: «Мы должны были понять, как снять сцену посадки вертолета без собственно посадки. Нам удалось найти потрясающих ребят из Восточной Европы, которые занимаются поисково-спасательными работами. Они немного потренировались и уже на съемках зависли над самой площадкой, казалось, что колеса коснулись поверхности, но на самом деле нет. Они остановились буквально в миллиметре, настолько ребята были точны». Хотя основные сцены на яхте должны были разворачиваться в водах Вьетнама, создатели фильма решили не гонять ее в юго-восточную Азию, и в итоге его дублером выступило амальфитанское побережье.
  • Planet Nine служит домом Сатору, а чтобы пощекотать нервы, у него также есть два парусных катамарана F50. Учитывая размеры и жесткий, как самолетное крыло 24-метровый парус, поворачивающийся по ветру для максимального ускорения, F50 способны развивать скорость более 50 узлов – около 100 км/ч. Поэтому, чтобы управлять ими, нужны стальные нервы и мастерство: если подняться слишком высоко, можно опрокинуться, если слишком низко – потерять драгоценную скорость. После того, как Сатор знакомится с Протагонистом, он предлагает ему погонять на его F50.
  • Понимая уровень профессионализма, который нужен для управления катамараном, съемочная группа обратилась к команде SailGP. К счастью, им удалось синхронизировать графики и пересечься в Саутгемптоне, Великобритания. Даже с профессионалами высочайшего класса на борту создатели фильма скоро узнали, что безопасно F50 может передвигаться только при определенной скорости ветра – от 5 до 18 узлов. «Мы могли лишь полагаться на то, что возможно, а что нет на этих судах, – признается ван Хойтема. – С этим тяжело было смириться, потому что в кино мы привыкли контролировать всё от и до. Вот мы снимаем, поймали ритм, нашли интересные ракурсы… и вдруг усиливается ветер, и мы вынуждены сворачиваться. Катамараны невероятные, опыт работы с ними был потрясающим, но и очень нервным, потому что мы не задавали тон, а отдавались на волю стихии».
  • Ни одно судно не смогло бы угнаться за F50, идущим на полной скорости, поэтому Нолан и ван Хойтема зафрахтовали вертолет для панорамной съемки и установили IMAX камеры на вытянутом манипуляторе, чтобы снимать, как катамаран проносится мимо. Для крупных планов они построили реплику его корпуса, которую можно было разместить на более крупном судне. Актеры работали на нем, а Нолан, ван Хойтема и команда операторов располагалась на соседнем судне.
  • Создатели фильма, актеры и съемочная группа высадились в Мумбаи в самом конце сезона муссонов и периодические проливные дожди значили, что приходится снова учитывать волю стихии. Съемки ночной сцены и без влияния погодных условий были чрезвычайно сложными. Протагонист и Нил должны были пробраться в охраняемый пентхаус в 20-этажном здании, чтобы добыть важную информацию. Но попасть туда можно только снаружи. Коттл вспоминает: «Мы рассматривали несколько вариантов, и я сказал: «А что если они взбегут наверх по стене здания?», а Крис пошел еще дальше: «А если это будет банджи-джампинг, но вверх?» Я ответил: «Почему бы нет?» Но как только я произнес это, то осознал, что Крис не согласится на обманку. Поэтому потребовалась тщательная подготовка к трюку – ведь мы и правда должны будем его исполнить».
  • Постановщик трюков Коттл и его координатор по оборудованию Крис Дэниэлс прилетели в Мумбаи в разгар сезона муссонов, чтобы сделать точные замеры и понять, какое оснащение понадобится для сцены: «Нам нужно было попасть на высоту 75 метров, поэтому без стропил и фермы было не обойтись», – говорит Коттл. Их возвели на крыше здания из суперпрочного алюминия, они удерживали стропы для подъема актеров, а затем и их дублеров с крыши соседнего семиэтажного здания. Два человека лежат на крыше со связкой из заранее проверенных тросов. «Потом мы нажимаем кнопку, и они «выстреливают» на 20-метровую высоту, где впервые коснутся стены здания, – описывает Коттл. – Как только они это сделают, мы снова притягиваем их, на этот раз – в пункт назначения. Джон Дэвид и Роб снимались в первом отрезке «прыжка» – мы останавливали их на шестиметровой высоте, – поэтому, когда вы увидите актеров, взлетающих вверх, это и правда они».
  • В начале фильма Протагонист некоторое время проводит в одиночестве внутри высоченной турбины на ветряной электростанции в открытом море, там он тренируется к своему следующему шагу… и ждет, чтобы узнать, каким он будет. Интерьерные и натурные съемки проходили в реальной турбине ветряной электростанции в Балтийском море у берегов Дании. На воде также снимали огромный ледокол, а погода продолжала влиять на логистику. Само судно оказалось слишком велико, чтобы зайти в залив, поэтому встало на якорь в полутора километрах от берега. Актеры, съемочная группа, камеры и другое оборудование переправлялись на него на транспортных судах по неспокойному морю. В Осло снимали всего один день, в том числе сцену встречи Нила и Протагониста на крыше оперного театра и «драматичный» разговор о взрыве самолета, происходивший на одной из улиц города.
  • Несмотря на то, что по сюжету драматичный взрыв самолета должен был произойти в Осло, снимали его в Викторвилле, Калифорния, расположенном на юго-западной окраине пустыни Мохаве. Невзирая на стремление Нолана снимать «вживую» даже самые взрывные сцены, именно этот эпизод он изначально собирался сделать с помощью макетов и визуальных эффектов, понятным образом полагая, что взрывать настоящий самолет будет чересчур. А получилось наоборот, Эмма Томас рассказывает: «Мы посчитали и оказалось, что дешевле купить списанный самолет, чем строить его макет и полноразмерный салон для съемок интерьера».
  • Нолан, Кроули и Хэйслип поехали в аэропорт Викторвилля, где старые пассажирские самолеты ждали отправки на металлолом. Нолан выбрал Боинг-747. Забавно, что, чтобы его взорвать, сначала им нужно было его починить. Скотт Фишер объясняет: «После списания с самолета снимают тормоза и другие запчасти, поэтому первым делом мы заменили тормоза, потому что в нашем случае главным было вовремя его остановить». Создателям фильма нужно было разрешение от аэропорта и компании «Боинг», ведь она построила борт и именно ей принадлежали ангар и другие объекты, необходимые для съемок. «По сюжету самолет должен был проехать над машинами и по ним, посшибать фонари, врезаться в здание, а затем вспыхнуть. То есть ровно то, что аэропорт не хотел бы видеть на своей территории, – признает Хэйслип. – После того, как мы уговорили их, нам предстояло убедить «Боинг», что мы не повредим ангар и стоящий там авиапарк. Мы попросили физиков все просчитать, уточняя, если самолет весит столько, то какая у него тормозная сила, если он движется с такой-то скоростью, как быстро и где он остановится. Мы показали «Боингу», что если мы нажмем кнопку здесь, то самолет проедет 7 метров и остановится вот тут, и они согласились». Самолетом управляли из грузового отсека. Фишер говорит: «Мы категорически отказались от идеи сажать кого-то в кабину, чтобы люди находились как можно дальше от зоны возможного столкновения и пиротехники». «Роль» терминала аэропорта в Осло «сыграл» терминал международного аэропорта Лос-Анджелеса.
  • Самые запутанные события «Довода» разворачиваются в заброшенном городе в России, в его съемках участвовали три отдельные локации. Натуру снимали на закрытой шахте в пустынном городе-призраке Игл-Маунтин. Натан Кроули говорит: «Нам нужны были разрушенные здания на пустыре. Этакая Сибирь без деревьев и другой растительности». Помимо постройки еще нескольких полноразмерных зданий команда Кроули сконструировала и то, что он назвал «макратюры» – большие модели, которые использовали для создания измененной перспективы, чтобы и так немаленькая съемочная площадка казалась поистине огромной. Кроули объясняет: «С помощью измененной перспективы можно обмануть зрителя. Можно сделать вид, что объекты уходят вдаль, но это иллюзия. Вообще-то это старый прием, но зеленый экран почти вытеснил его, а мы предпочитаем натуру. Почему бы нет? Создавать что-то интереснее, поэтому если мы можем это сделать, мы делаем, если нет – полагаемся на коллег из департамента визуальных эффектов».
  • Помимо нескольких ведущих актеров в Игл-Маунтин приехали все каскадеры и сотни статистов. При всей сложности снимаемых экшн-сцен, тяжести погодных условий и требованиях к физической подготовке исполнителей у Джорджа Коттла было важное условие при подборе статистов: «Мы знали, что нужно набирать бывших военных, потому что им предстояло носить форму с полной амуницией и вооружением по десять часов в сутки в пустыне. Такое требует определенного настроя». Помимо этого, им пришлось бегать по холмистой местности, усыпанной камнями и обломками бетонных стен, уворачиваясь от детально распланированных взрывов.
  • Некоторые интерьерные съемки сцен в Игл-Маунтин были сняты в 16 павильоне студии «Уорнер Бразерс», известном тем, что там располагается огромный танкер с водой. «Нам нужны были высокие потолки 16 павильона – танкер позволял начинать строительство с глубины 6 метров ниже уровня пола, – объясняет Кроули. – Мы просто не могли бы возвести эту площадку в других павильонах. Он подходил лучше всего».
  • Финальным креативным элементом «Довода» стало музыкальное сопровождение композитора Людвига Йоранссона. Он говорит: «В саундтреке множество звуковых иллюзий. Я провел неприлично много времени, обрабатывая знакомые звуки «вживую» и в «цифре», чтобы передать сложность мира «Довода». Труднее всего оказалось придумать, как увлечь зрителей нашим музыкальным концептом, когда они смотрят нечто столь грандиозное и технически совершенное».
  • После успешной реализации невероятных по сложности трюков в ходе съемочного процесса Нолан и подумать не мог, что безопасность придется обеспечивать и после его завершения. Но недавние события вынудили его адаптировать и пост-продакшн к изменившимся обстоятельствам. Йоранссон объясняет: «Заканчивать запись во время пандемии – это нечто совершенно уникальное. Нам повезло, что мы могли использовать ранние оркестровые аранжировки в Лос-Анджелесе, но план поработать с большим оркестром еще одну-две недели пришлось пересматривать. Мы решили записывать каждого музыканта отдельно из дома, что звучит гораздо проще, чем оказалось на деле. Композитор отмечает, что когда они свели записи, то «оба были потрясены результатами».
  • Уже после окончания работы над «Доводом» Эмма Томас размышляет: «Больше всего я мечтаю о том, чтобы зрителям удалось полностью погрузиться в историю, которую мы рассказываем, отключиться от реальности. С нашим фильмом это действительно хорошо получается. Он вжимает тебя в кресло и удерживает в нем до самых финальных титров». В заключение Нолан говорит: «Я надеюсь, что «Довод» даст зрителям причину пересмотреть свое отношение к экшн-фильмам, в особенности к шпионскому жанру. Я хочу подарить им возможность взглянуть на него иначе, чтобы они почувствовали тот восторг, который я испытывал от такого кино в детстве. Мы хотим убедить зрителей, что экшн-сцены могут быть непредсказуемыми. Мы действительно думаем, что наш фильм – это аттракцион, с которым они еще никогда не встречались».
  • Ошибки в фильме

  • Когда женщина-учёный объясняет Протагонисту, что он не стреляет, а вместо этого ловит пулю, последующий момент с инверсионным выстрелом подаётся с ошибкой, так как пойманная Протагонистом пуля сразу попадает в магазин пистолета, хотя должна была остаться в патроннике.
  • Сражаясь в арт-хранилище с инверсионным самим собой, в определённый момент обычный Протагонист отталкивает в сторону ногой инверсионный пистолет, и делает он это по-обычному, то есть нарушая закон фильма о противоположном взаимодействии с инверсионным оружием и предметами.
  • В момент, когда из катящегося по взлётно-посадочной полосе самолёта на землю сбрасывается золото, можно видеть, что при контакте с землёй многие слитки подскакивают вверх. Понятно, что в фильме использовался окрашенный под золотые слитки реквизит, но создателями фильма не было учтено, что настоящие слитки слишком плотные и не могут так подпрыгивать при падении.
  • Оформить подписку