Назад

Фильм Аферистка

I Care a Lot
Развернуть трейлер
Поделиться
7,4
рейтинг ivi
режиссура
сюжет
зрелищность
актёры

Циничная аферистка Марла ведет роскошную жизнь, выступая законным опекуном пожилых людей и распродавая их имущество. Но ее новая жертва скрывает свои темные тайны, и на пути Марлы появляется по-настоящему опасный противник. Ироничный и едкий криминальный триллер с блестящим «злодейским» тандемом Питера Динклэйджа и Розамунд Пайк, которая получила за эту роль «Золотой глобус»-2021.

Марла делит людей на два типа: хищники и добыча. Сама она, конечно, из первых. История ее успеха – это дерзкая и бесчестная охота на имущество пожилых людей. Под предлогом их слабого здоровья Марла обманом получает над ними опеку, а после этого заточает пенсионеров в доме престарелых, прибирая к рукам чужое добро. Ее новая мишень – состоятельная Дженнифер Питерсон. Но отработанный план дает сбой, когда выясняется, что за этой одинокой старушкой стоят серьезные силы. Марла втягивается в настоящую войну. Ее враг силен и жесток, и теперь ее процветающий бизнес, да и сама жизнь оказываются под угрозой. Не пора ли отступить перед более крупным хищником? Но Марла слишком привыкла побеждать.

Эффектный, циничный и остроумный триллер о безграничной алчности «Аферистка» можно посмотреть в нашем онлайн-кинотеатре.

Языки
Русский, Украинский, Английский
Субтитры
Русский
Доступные качества

Фактическое качество воспроизведения будет зависеть от возможностей устройства и ограничений правообладателя

HD, 1080, 720

Сюжет

Осторожно, спойлеры

Медперсонал дома престарелых раздает постояльцам лекарства.

Закадровый голос. Вот смотрю я на вас – сидите тут себе, думаете, что вы хорошие люди. Нет, не хорошие. Поверьте, хороших людей вообще не бывает. Когда-то я была, как вы. Думала, что честным трудом, играя по правилам, можно добиться счастья и успеха. Нельзя. Игра по правилам – чушь, которую придумали богатые, чтобы вы оставались бедными. Я была бедной, мне это не идет. Потому что все люди делятся на два типа: одни берут, у других отнимают – хищники и добыча, волки и овцы. Меня зовут Марла Грейсон, и я не бедная овечка, я – чертова львица.

В дом престарелых приходит сын одной из постоялиц (Фельдстром). На входе путь ему преграждает охранник (Джерри). Фельдстром пытается прорваться внутрь, Джерри его не пускает. Фельдстром хватает со стены огнетушитель, швыряет в охранника, тот уворачивается. Огнетушитель разбивает стеклянные двери, рушит кулер с водой. На помощь Джерри спешат санитары, они хватают буяна, заламывают ему руки, валят на пол.

На заседании суда по делам семьи Фельдстром говорит судье Ломаксу: это моя мать, я могу видеть ее, когда захочу. Ей не нужен опекун, назначенный судом, не нужен дом престарелых – ее любящий сын может о ней позаботиться. Я просто не понимаю, почему мою мать опекают посторонние. Мисс Грейсон обманом затащила мою мать в этот приют, хоть мама и не хотела никуда уезжать. Сначала она выставила на продажу дом моей матери, ее машину, ее личные вещи. И вся выручка уходит на ее зарплату! А теперь мисс Грейс запретила мне видеть собственную мать. Это кошмар какой-то! Она похитила мою мать. Судья Ломакс: успокойтесь, сэр. Марла Грейсон – известный уважаемый опекун, назначена по суду лично мной действовать в интересах вашей матери, поскольку сама она недееспособна. Фельдстром: да ей вообще на мою мать наплевать! Слово берет Марла Грейсон: я вам очень сочувствую, мистер Фельдстром, но суд назначил меня опекуншей не просто так. Ваша мать не справлялась, врач диагностировал у нее деменцию и написал в суд письменную рекомендацию предпринять немедленные действия. У вас была масса возможностей перевезти мать в дом престарелых или к себе, но вы ничего не сделали. Фельдстром: она не хотела покидать свой дом. Марла: потакать ее капризам – не значит за ней ухаживать, это против ее интересов. Отсутствие личной привязанности позволяет мне справляться лучше членов семьи. Я просто приношу пользу вашей матери. Да, я занялась ее деньгами. Кто-то должен был это сделать, она страшно все запустила. И, да, мне пришлось оплачивать ее пребывание в доме престарелых, я это сделала, продав часть ее имущества. И, да, я оплатила свои услуги. Опекунство – это моя работа, это моя профессия. Этим я занимаюсь с утра до ночи – я опекаю тех, кого нужно спасать: от апатии, от собственного упрямства. А зачастую им нужна защита от собственных детей. Ваша честь, мы с вами не раз уже с этим сталкивались. Родители голодают, борются с болезнями, а отпрыски не могут даже из денег матери заплатить за уход, они считают, что это – их наследство. Очень сожалею, мистер Фельдстром, но ваши визиты расстраивали бы вашу мать. А во время последнего визита вы напали на сотрудника и испортили имущество в приемной. Разве не так? Ваша честь, я думаю, что нужно оставить запрет на посещение в силе. Этот суд делает все, чтобы защитить и помочь миссис Фельдстром, а действия ее сына подрывают любые наши благие усилия на этом фронте. Судья Ломакс выносит вердикт: запрет остается.

При выходе из здания суда Марлу встречает ее деловая и сексуальная партнерша Френсис (Фрэн): ты выиграла? Я не сомневалась! К дамам подходит разъяренный Фельдстром, оскорбляет Марлу, угрожает, плюет ей в лицо. Фрэн порывается ее защитить, но Марла сама дает отпор. Она заявляет опешившему Фельдстрому: скажи, тебе больнее из-за того, что я – женщина? Сильнее чешется, если тебе прилетает от кого-то, кто с вагиной? Член между ног не делает тебя автоматически страшнее, а как раз наоборот. Ты, может, и мужик, но, если еще хоть раз тронешь, наедешь или плюнешь на меня, я твою балалайку быстро на мелкой терке нашинкую. Ты меня понял? А мамочке твоей я передам привет.

Марла и Фрэн садятся в машину и уезжают.

В офисе секретарша сообщает Марле, что ей звонил Сэм Райс. Та заходит в свой кабинет, откуда хочет поговорить с Сэмом (это управляющий домом престарелых и ее сообщник). На стене в кабинете развешено около сотни фотографий пожилых людей, опека над которыми оформлена на Марлу. Секретарша соединяет ее с Сэмом, тот сообщает Марле, что от обширного инсульта умер Алан Левитт. Марла раздосадована: так ему же еще и семидесяти не было. Я его только полгода назад брала, надеялась, он еще лет пять продержится. Теперь деньги надо обналичивать, отдавать все его наследникам. Весь труд в помойку! Сэм: зато благодаря трагическому уходу Алана у нас появилась вакансия. Марла: его комната угловая, класса люкс, придержи ее пока. Сэм: но ведь ты по городу работаешь не одна, тут целый список желающих. Марла: подотрись своим списком. Сколько? Сэм: две штуки неделя простоя.

Марла и Фрэн приезжают к доктору Карен Эймос. Та тоже не ожидала, что Алан Левитт так быстро умрет. Но Карен готова «слить» Марле новых клиентов: есть у меня несколько капризных старых засранцев, а одну клиентку я тебе давно присмотрела. Я все прощупала, кажется, она может быть «вишенкой». Но за эту «вишенку» я кое-что хочу – акции дома по уходу «Золотой свет», отпиши мне немножко, не жадничай. Я ведь помогаю тебе, подкармливаю жадного до денег монстра. А где же мое золотишко? Дай хоть попробовать. Марла и Фрэн переглядываются, потом Фрэн говорит Карен: ладно, но только чтоб «вишенка» была настоящей – с печатью. Карен показывает медицинскую карту Дженнифер Питерсон, поясняет: она в относительно добром здравии, но недавно начались эпизоды потери памяти и спутанности сознания. Незначительные, но для срочных слушаний мы их слегка подкрутим. У нее нет детей, нет мужа, никаких родственников. И у нее прекрасная страховка. Она говорила, что работала в сфере финансов в Чикаго, а к нам переехала на пенсию.

Фрэн раньше работала в полиции. Она докладывает Марле, что ей удалось выяснить: Дженнифер Питерсон, 1949 года рождения. Проживает в очень хорошем дорогом районе. Дом она купила семь лет назад, сразу, без ипотеки. Кредитная история на пять с плюсом. Все чисто: долгов нет, данных из полиции нет. Замужем не была. Проработала в одной компании сорок лет. Выйдя на пенсию, стала жить скромнее, все продала и сидит сейчас на золотых яйцах. По декларациям у нее три разных сберегательных счета и туда капают гигантские проценты. Днем она ходит в кино, читает книжки, работает в саду – обычная старушка. Марла: только она сидит на куче бабла. Фрэн: угу. Богатая, независимая, грамотная. Эта бабусечка – просто моя героиня. Марла звонит Карен: стартуем по Дженнифер Питерсон, акции свои ты получишь.

Карен выступает в суде: у мисс Питерсон спутанное сознание, проблемы с памятью. Она не справляется одна – ограниченная мобильность. Она не может о себе позаботиться. И я полагаю, что оставлять ее одну в доме рискованно. У нее нет семьи, о ней некому позаботиться кроме нас. Судья Ломакс: бедняжка. Мисс Грейсон, вы сможете взять ее в свои подопечные? Знаю, у вас и так забот по горло. Марла: да, ваша честь, я о ней позабочусь.

Марла приходит к Дженнифер, показывает ей судебный ордер, согласно которому она назначается опекуном. Старушка говорит, что не нуждается в помощи: я не ходила ни в какой суд, я вообще впервые о нем слышу. Марла: в экстренных случаях суд проходит без потенциально опекаемого лица. Дженнифер отказывается идти куда бы то ни было. Марла: тогда, боюсь, у вас будут проблемы. Дженнифер видит стоящих на улице санитаров и сотрудников полиции. Марла: если, по-вашему, произошла ошибка – обращайтесь в суд, там вас выслушают, но пока я рекомендую вам временно проследовать в дом по уходу за пожилыми людьми. Если произошла ошибка – мы обязательно разберемся. А это Френсис, она поможет вам собрать вещи.

Дженнифер переселяют в дом престарелых, где ее размещают с максимальным комфортом. Марла уверяет свою новую подопечную, что та может звонить ей в любое время дня и ночи: у вас есть мобильный телефон? Разблокируйте его, я вобью вам свой номер. Когда Дженнифер это делает, Марла забирает у нее телефон, передает старшей медсестре: нужно будет позвонить – попросите. Быть вашим опекуном для меня большая честь. И помните, что я на вашей стороне. Берегите себя, мисс Питерсон.

Марла и Фрэн делают опись имущества Дженнифер. Роясь в ее вещах, Марла обнаруживает договор на аренду банковской ячейки, а под ящиком секретера спрятан ключ.

Дом Дженнифер выставлен на продажу. Мебель и предметы интерьера уходят с аукциона.

В доме престарелых Дженнифер не позволяют выходить на улицу, не дают ей сотовый телефон. Когда старушка пытается качать права, ей вкалывают транквилизаторы.

Фрэн руководит процессом ремонта в доме Дженнифер. К дому подъезжает такси. Водитель в спортивном костюме стучит в дверь, говорит открывшей ему Фрэн: такси для мисс Питерсон. Фрэн: она здесь больше не живет, мисс Питерсон переехала. Простите, а кто вас вызывал? Таксист не отвечает на вопрос и уезжает.

Босс русской мафии (карлик Роман Лунев) выбирает в кондитерской пирожное. Его сопровождает телохранитель. Романа привозят на встречу. К автомобилю Лунева на подземной парковке подъезжает такси. Телохранитель говорит боссу: сэр, он один. Роман спрашивает «таксиста» (Алексей Игнатьев): и где она? За семь лет она ни одной встречи не пропустила. Алексей мямлит: ее дома не было. Там идет ремонт, все вынесли, на лужайке стоит знак, что дом продается, люди внутри красили стены… Роман угрожает дрожащему от страха Алексею пистолетом: ты даже не удосужился собрать необходимую информацию, ты облажался. Я люблю мою маму, и те редкие дни, что мы можем провести вместе, они для меня бесценны. Ты ее найдешь и привезешь ко мне. Сейчас же!

Марла сообщает Фрэн, что обнаружила в банковской ячейке Дженнифер мешочек с бриллиантами: в страховке она перечислила золото, ювелирку, облигации, она страхует часы за шестьсот долларов, а бриллиантовые миллионы – нет. Фрэн: думаешь, ворованные? Не похожа она на воровку. Марла: не дай старости тебя обмануть. Даже садисты и маньяки стареют. Но это не важно, главное, что этих бриллиантов как бы не существует, и никто их искать не будет. Фрэн: ты хочешь их украсть? Марла: нет, я хочу на всякий случай место хранения временно поменять, и посмотрим, что будет.

Алексей докладывает Роману, что его мать по решению суда находится в доме престарелых, врач счел, что она недееспособна. Ее опекуном назначена Марла Грейсон. С трудом подавив вспышку гнева, Роман велит Алексею: звони Дину, вытащи мою мать и спрячь – без шума, по закону, очень быстро и не впутывая в это меня.

В офис Марлы приходит Дин Эриксон. Он представляется адвокатом мисс Питерсон, говорит: я насквозь вижу вашу аферу, это отличная схема. Рушить ваш бизнес я не собираюсь, но Дженнифер Питерсон – неприкасаемая. У нее очень могущественные друзья, которые могут предельно усложнить вашу жизнь. Марла: это угроза? Дин: нет, информация к размышлению. Но он намекает, что Марла из-за этого может умереть мучительной смертью. Марла заявляет, что Дин не является адвокатом мисс Питерсон, и звонить она ему не могла. Дин предлагает Марле сто пятьдесят тысяч долларов наличными, чтобы та вывела Дженнифер из-под опекунства. Марла требует пять миллионов. Уходя, Дин говорит, что впоследствии Марла очень пожалеет о своем решении.

Марла говорит Фрэн, что угрозами ее не запугать, и от такого шанса, как Дженнифер Питерсон, она отказываться не намерена.

В доме престарелых старшая медсестра сообщает Марле, что Дженнифер вела себя очень беспокойно, доктору пришлось дважды увеличить дозировку лекарств.

Марла беседует с Дженнифер, та немного не в себе от транквилизаторов. Имя Дина Эриксона ей ни о чем не говорит. Но старушка заявляет, что у Марлы большие проблемы: Он придет. Кто? Сама увидишь. Марла: я видела, что находится в вашей банковской ячейке. Кто вы такая? Дженнифер: я твоя самая страшная ошибка, жалкая ты засранка.

Марла велит Сэму: ты должен отменить Дженнифер Питерсон средства от артрита и боли, физические занятия – на четвертый уровень, вечером – возбуждающие, днем – транквилизаторы, посади ее на жесткую диету – ничего твердого, только овсянка и суп, отмена игр и телека, выпускать из комнаты на полчаса в день.

Роман приходит в банк и обнаруживает пропажу бриллиантов из ячейки его матери.

Дин Эриксон подает заявление в суд по делам семьи, он утверждает, что Дженнифер Питерсон удерживают в доме престарелых насильно, а доктор Эймос и мисс Грейсон состоят в сговоре. Дин ссылается на показания бывшей сотрудницы клиники доктора Эймос. Марла заявляет, что свидетельница Дина просто некомпетентный работник, ее уволили из клиники, поэтому она и клевещет на бывшую начальницу. Судья Ломакс с этим соглашается. Кроме того, Дин Эриксон не может предъявить документ, согласно которому мисс Питерсон является его клиенткой, а имена заинтересованных в этом деле лиц он называть отказывается. Судья отклоняет прошение Эриксона о выводе из-под опеки Дженнифер Питерсон.

Узнав о решении судьи, Роман приходит в ярость, он орет на Дина, швыряет в него различными предметами.

Фрэн выясняет, что настоящая Дженнифер Питерсон умерла в возрасте трех месяцев от полиомиелита. Подопечной Марлы присвоили личность мертвого ребенка: с ней кто-то очень грамотно работал, документы за сорок лет безупречны, а следы настоящей Дженнифер Питерсон полностью уничтожены.

Алексею и еще двум бандитам удается проникнуть в дом престарелых. Они пытаются похитить Дженнифер, устраивают перестрелку. Но в результате Алексея задерживает полиция, Дженнифер помещают обратно в дом престарелых. На допросе Алексей отмалчивается.

Бывшая коллега Фрэн сообщает им с Марлой: это рецидивист Алексей Игнатьев, брат Николая Игнатьева, а он был бригадиром русской мафии в Кливленде, погиб семь лет назад вместе со своим боссом Романом Луневым. Это был заказняк. Эти уроды занимались контрабандой наркоты, на них куча убийств висит. Решили, что Алексей тоже погиб, но он, оказывается, живехонек, старушек ворует.

По распоряжению Романа наемница убивает доктора Эймос. О ее гибели становится известно Фрэн и Марле. Фрэн напугана, она хочет бежать от русской мафии, но Марла ее успокаивает.

Марла беседует с Дженнифер. Алексей – это ваш сын? Нет, он просто дурак. Но если ты не выпустишь меня отсюда сейчас же – будешь следующей. Марла: я не умею проигрывать, и я вас никогда не отпущу. Я лишу вас всех денег, всех удобств, я собью с вас спесь. Так что жить вы теперь будете как обычная старушка в интернате. У вас будет деменция, недержание и артрит. Вы здесь умрете в одиночестве и страшной боли. Дженнифер молча набрасывается на Марлу и начинает душить, но ее спасают санитары.

Марла показывает записи с камер наблюдения судье Ломаксу: ее психическое состояние резко ухудшилось, врачи диагностируют галлюциногенные и параноидальные эпизоды, она агрессивна, опасна для других и для себя. Мисс Питерсон рекомендуется срочно перевести в психиатрическое отделение. Судья дает на это согласие.

На крытой парковке наемница стреляет в Марлу дротиком со снотворным и похищает ее.

На Фрэн в их с Марлой квартире нападают бандиты, жестоко избивают ее.

С привязанной к стулу Марлой разговаривает Роман, угрожает ей. Марла заявляет, что не боится его: когда ты заслал ко мне того мужика с чемоданом денег, я была готова к переговорам, меня просто не устроила сумма. Мне нужно десять миллионов. Я хочу быть богатой. Для тебя десять миллионов – вообще не вопрос, а для меня – это серьезный старт. Ты инсценировал свою смерть, но боялся, что на тебя выйдут через мать. Теперь она и твои бриллианты у меня, в случае моей смерти ты их не увидишь. Ты потратишь кучу времени и сил, чтобы вытащить ее из этой психушки, она может просто не дотянуть. Просто заплати мне. Роман дает распоряжение наемникам: убейте ее, и чтоб было естественно.

Марлу усыпляют эфиром, усаживают за руль ее автомобиля, накачивают через вставленную в нос трубку спиртным и сбрасывают машину в реку. Но Марла приходит в себя, ей удается выбраться из воды, выбив ногами лобовое стекло.

На берегу она обнаруживает, что потеряла передний зуб, орет от досады.

Промокшая Марла идет ночью по шоссе.

Марла заходит в магазин на заправке, покупает сухую толстовку, шоколадные батончики и упаковку молока, куда бросает выбитый зуб. Она платит продавцу пятьдесят долларов, чтобы тот дал ей воспользоваться своим сотовым телефоном. Марла звонит Фрэн, но срабатывает автоответчик.

Марла на такси приезжает домой, обнаруживает там избитую до полусмерти Фрэн. Марла приводит ее в чувство. Когда они покидают квартиру, там гремит взрыв.

Марла и Фрэн приезжают в отремонтированный дом Дженнифер. Марла обрабатывает раны Фрэн, успокаивает ее, моет в душе, укладывает в постель. После этого она вызывает стоматолога, тот везет ее ночью в клинику и восстанавливает выбитый зуб.

Утром Марла сообщает Фрэн номер машины «нашего русского друга», говорит Фрэн, что еще не все потеряно, показывает припрятанные в банке с чаем бриллианты: только скажи – и мы исчезнем, или ты можешь пробить эти номера и достать мне адрес владельца. Если мы убежим – то всю жизнь оглядываться будем, ждать, что он нас найдет. Лучше покончить с этим сейчас.

Фрэн выясняет адрес владельца автомобиля. Но они с Марлой обнаруживают там только водителя Лунева, шпионят за ним.

Марле удается проникнуть на подземную парковку здания, где находится офис Лунева, электрошокером вывести из строя его водителя и телохранителя, усыпить и похитить самого Романа. Они с Фрэн вывозят его ночью за город, раздевают, накачивают наркотиками и бросают на дороге. Его машину они обливают бензином и сжигают. Утром Романа обнаруживает совершающий пробежку мужчина.

Роман приходит в себя на больничной койке в палате реанимации. Рядом сидит Марла, она говорит: ты неизвестный, чуть не умер от передоза. Слава богу, тебя нашли вовремя. А теперь интересный факт: если находят недееспособное неизвестное лицо, штат автоматически назначает ему опекуна. Думаю, ты уже догадался, что я теперь твой законный опекун. Ты попался, теперь что хочу, то с тобой и сделаю. А сейчас давай вызовем медсестру, она достанет из твоего горла трубки, и ты договоришься о переводе на мой счет десяти миллионов.

После того, как Роман получает возможность снова говорить, Марла убеждает его принять ее условия: ты мне даешь десять миллионов и получаешь свою мать, свободу, а меня больше не увидишь. Роман предлагает альтернативу: я тебя ненавижу, но с тобой можно заработать. Мы станем партнерами, создадим совместный бизнес. Твоя афера с опекунством – это мысль, но пока это цветочки. Мы можем сотворить монстра – национальную корпорацию опекунства, где ты – генеральный директор и совладелец. С помощью моих денег и твоих навыков мы уничтожим конкурентов, будем контролировать рынок полностью. Мы создадим корпорацию из восьмидесяти компаний, все в офшорах, отдельно недвижимость, юристы, тренинги, медики, аптеки, своя сеть домов по уходу. На нас будут работать тысячи опекунов, а опекаемых будет сотни тысяч. Тогда ты выиграла, но и я не в проигрыше. Мы сделаем друг для друга миллиарды. Легально. В основном. Марла: а что с бриллиантами? Роман: да фиг с ними, поделим пополам.

Дженнифер выпускают из дома престарелых. Мать встречает Роман.

Спустя некоторое время Роман и Марла осуществляют свои планы.

На пике успеха Марла дает интервью в телешоу, рассказывает историю своего успеха. Вы ягненок или волчица? Я львица, и я буду защищать своих подопечных любой ценой. Вы так быстро достигли немыслимого успеха. В чем ваш секрет, Марла? Нет никаких секретов, надо просто вкалывать, быть целеустремленной и никогда не сдаваться. Теперь вы богатая женщина, сколько вы стоите, сколько у вас денег в банке? Давно не пересчитывала. Но вы обосновались в списке богатейших людей, и вам всего лишь 39, это, наверное, прекрасно. При таком успехе у вас остались амбиции, недостигнутые мечты? Марла смеется: я едва успела начать.

На выходе из телецентра Марлу встречает Фрэн. Они шутят, смеются, целуются. Когда пара подходит к машине, Марлу окликает Фельдстром, у него в руках пистолет: эй, сучара! Моя мама умерла в одиночестве, а ты не дала мне ее увидеть. Тварь ты конченная! Фельдстром стреляет в Марлу. Фрэн кричит, зовет на помощь. Фельдстрома хватают охранники. Истекающая кровью Марла умирает в объятиях рыдающей Фрэн.

Знаете ли вы, что

  • Сценарист и режиссёр Джей Блэйксон вспоминает: «История о профессиональном социальном работнике по имени Марла Грэйсон родилась после того, как я услышал в новостях о каком-то реальном опекуне из Америки. Попытка загуглить превратилась в падение в кроличью нору – я прочитал множество историй и был в шоке оттого, насколько ужасные творятся события. Страшнее всего то, что действия опекунов совершенно легальны – они пользуются лазейками в законе. Кроме того, у меня появился повод исследовать многие темы, которые всерьёз интересовали меня – амбициозность, Американская Мечта и превращение человека в некое подобие товара. История началась с этого. Я набросал сюжет, и он вскоре превратился в сценарий. Я отправил его Тедди Шварцману в компанию Black Bear».
  • «Впервые я познакомился с Джеем Блэйксоном и его творчеством на Международном кинофестивале в Торонто, – рассказывает Тедди Шварцман. – Я попал на премьеру фильма ИСЧЕЗНОВЕНИЕ ЭЛИС КРИД и был поражён до глубины души. Мы побеседовали с Джеем и практически начали работу над фильмом "Игра в имитацию". Но Джей ушёл из проекта, а Black Bear выкупила права на экранизацию. Мы продолжили диалог, и однажды Джей предложил мне почитать свой новый сценарий. Это был захватывающий, необычный и достаточно мрачный, но при этом увлекательный проект, исподволь критикующий несовершенство современного мира. Моя команда, включая меня самого, влюбилась в этот проект, и мы с Джеем договорились во что бы то ни стало оживить Марлу Грэйсон – одного из самых необычных антагонистов из всех, каких я только могу вспомнить». «Мы в Black Bear стремимся создавать уникальный контент, которого никто никогда прежде не видел, – отмечает Хэймлер. – Мы пытаемся привнести что-то новое в классическое жанровое кино. Сценарий фильма предлагал совершенно неожиданный подход к жанру триллера, а главная героиня не была похожа ни на одного другого персонажа. Во всяком случае, ни подобных сценариев, ни похожих героев мы припомнить не могли. Немалую роль сыграл невероятный талант Джея, который был готов занять режиссёрское кресло». «Когда сценарий был утверждён, оставалось дело за малым – найти нашу Марлу», – добавляет Блэйксон.
  • «Слухи о сценарии быстро расползлись по Голливуду, – вспоминает продюсер Бен Стиллман. – Через несколько недель позвонил агент Розамунд Пайк со словами: «Она прочитала сценарий фильма и заинтересовалась ролью Марлы Грэйсон». В разговоре с Пайк Джей понял, что актриса всецело разобралась в роли Марлы, докопавшись до самой сути персонажа. Она осознала, чем движима Марла, и определилась, как сделать эту героиню неповторимой. Актриса решила, что Марла не должна нравиться зрителю. Она собиралась сыграть эту роль так, чтобы от неё нельзя было оторвать глаз». «Это самый оригинальный сценарий из всех, которые попадали ко мне за последнее время, а, может быть, самый оригинальный их всех, что я читала, – признаётся Розамунд Пайк. – Я никогда ничего подобного в кино не видела и подумала: «Я просто обязана сыграть эту роль. Она создана для меня». В Марле было всё, что я так хотела видеть в героинях кино, хотя эти качества, как правило, доставались героям-мужчинам – безжалостность, амбициозность и, что главное, не отягощённая угрызениями совести целеустремлённость. Марла нацелена на победу. Она стремится побольше заработать. Её совершенно не смущает то, что она будет выглядеть в неприглядном виде. Словом, все качества, которые никогда не считались женственными, есть в Марле с избытком. При этом за ней интересно наблюдать. Да, пожалуй, она непривлекательна, но мы любим её, мы переживаем за неё, мы готовы последовать за ней, куда бы она ни направлялась. Она шокирует нас, но нам нравится быть шокированными». «Всё начинается со сценария, – добавляет Питер Динклэйдж. – По прошествии многих лет в кино, перечитав множество сценариев, ты знаешь, заинтересует тебя проект или нет уже на пятой странице. У Джея очень необычный стиль повествования – персонажи буквально оживали на страницах. Это настоящий подарок для актёра, когда персонажей можно практически увидеть воочию. Каждый из них уникален и кардинально отличается от всех остальных».
  • «Марла действительно заботится о своих подопечных, – рассказывает Джей Блэйксон. – Только вот качеству заботы она предпочитает количество опекаемых и по-настоящему не переживает за них». «У неё много пациентов преклонного возраста, о которых она «заботится», но при этом ей совершенно чужды нормы морали, – добавляет Розамунд Пайк. – Она без зазрения совести обманывает своих подопечных, а вовсе не защищает их интересы. Кроме того, хотелось обыграть видимость добродетели, с которой мы сталкиваемся повсеместно, – люди отчаянно стремятся показать нам, насколько они заботятся обо всём на свете, хотя на самом деле им есть дело только до себя». «Мы целенаправленно смешали сразу несколько жанров, – продолжает Блэйксон. – Картина получилась довольно легкой и ироничной, но в то же время очень мрачной. Многие совершают спорные с этической точки зрения поступки, и мы хотели подчеркнуть, что многим это аморальное поведение вполне импонирует. Так что получилось создать игривую атмосферу, хотя зрители и не одобряют того, чем заняты герои. Я думаю, вы всласть повеселитесь, наблюдая за тем, какие чудовищные поступки совершают персонажи фильма. Но после просмотра вам, возможно, будет не по себе из-за того, что вы так веселились». «Атмосфера фильма была вполне конкретной, и все актёры должны были её прочувствовать, – добавляет Пайк. – Больше того, ею должны были проникнуться все специалисты закадровой команды. Местами фильм очень смешной, но всегда за ширмой комичности просматривается горькая правда реальности. С самого первого съёмочного дня я поняла, что мы все на одной волне – и оператор, и художники, и костюмеры, и, конечно же, Джей, который, вдобавок ко всему, написал сценарий. Уж он-то точно знал всё об атмосфере и жанре. Именно такой я себе и представляла картину, когда впервые читала сценарий. Фильм должен был получиться дерзким, мрачным, забавным, своеобразным, а местами даже грубоватым. Я думаю, нам удалось создать требуемую атмосферу. Нам было интересно и весело работать, хотя вопросы в картине затрагивались отнюдь не шуточные. Кроме того, всех нас интересовал парадокс невероятного и очевидного, которые частенько меняются местами». «Тут дело даже не столько в атмосфере, сколько в различных оттенках, – добавляет Питер Динклэйдж. – Фильм смешной, но не наигранный. Мы просто играли реалистичные сцены, как они были прописаны в сценарии, и уже зрителю решать, смешна та или иная ситуация или нет. Именно это мне и понравилось в сценарии. Такие истории можно преподнести по-разному. Можно сделать акцент на комическом элементе, а можно снять всё в мрачных тонах, где места юмору не останется вовсе. Мне кажется, мы больше склонялись в сторону юмора, но не навязывали комичные ситуации зрителю. Этот баланс мне всегда импонировал. Смешные ситуации были естественными, что случается крайне редко. По моему мнению, когда сценарий проходит через слишком много глаз и слишком много рук, из него вымывается всё ценное. Но этот сценарий родился в воображении самого режиссёра. Джей видел историю предельно ясно от начала и до конца и смог передать это нам. Все мы отлично знали, какой фильм снимаем». «Когда я впервые прочёл сценарий, он напомнил мне по тональности сценарий братьев Коэнов, который не так-то просто экранизировать, – говорит актер Крис Мессина, сыгравший в картине адвоката. – Он довольно мрачный – ты не на шутку боишься за свою жизнь и переживаешь за своих близких. Но в следующую секунду случается какая-то нелепость, и ты уже безудержно смеёшься в голос. Соблюсти этот баланс очень непросто. К счастью, Джей Блэйксон очень талантлив, и ему это удалось. Он досконально знал историю, и уверенно, но при этом достаточно мягко, держал бразды правления на съёмочной площадке. Он никогда не форсировал комедию и не нагнетал мрака. Джей даёт актёрам возможность найти себя в своей роли, и в результате все мы справились с порученными нам амплуа».
  • «Мы никогда прежде не видели таких целеустремлённых персонажей, как Марла Грэйсон, – убеждён продюсер Бен Стиллман. – Она переступает черту дозволенного вновь и вновь, но зритель не хочет её сдерживать. Хотя, стоит признаться, мало найдётся тех, кто оправдает её стремление получить то, что, по её мнению, принадлежит ей безраздельно». «Мы понимаем, что Марла всю свою жизнь боролась за своё место под солнцем и не намерена останавливаться, – продолжает мысль Майкл Хэймлер. – Она не остановит свою погоню за мечтой. Нам всем нравилось это качество героини, и Розамунд стала идеальным претендентом на эту роль. В её исполнении Марла стала хитрой, самоуверенной, стильной и невозмутимой. Она так сыграла эту роль, что от Марлы просто нельзя отвести взгляд». «Марла очень амбициозна, умна, целеустремлённа, сосредоточенна и харизматична, – говорит Джей Блэйксон, – Розамунд идеально подходила на эту роль. Судя по сыгранным ею ролям, она невероятно талантливая актриса. Кроме того, она обладает исключительным очарованием и харизмой, и Марла в её исполнении приобрела те же качества характера, которые сделали её ещё более интересным персонажем. Розамунд достаточно было один раз прочитать сценарий, чтобы понять всю подноготную своей героини. Она предлагала какие-то свои мысли и соображения, связанные с персонажем, и было видно невооружённым взглядом, что ей нравится самой работать над ролью. Когда актёр подходит к работе с таким рвением, результат всегда впечатляет. Как и в этом случае».
  • «Она должна была быть хладнокровной, расчётливой и лицемерной, но при этом вызывать доверие и располагать к себе собеседника, чтобы убедить судью и присяжных в том, что её опеке можно доверить даже собственную мать, – объясняет Шварцман. – Розамунд неоднократно демонстрировала свой актёрский талант, появляясь в кадре в самых различных ролях. Будь то костюмированная драма, такая как ГОРДОСТЬ И ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ, или остросюжетный триллер, такой как ИСЧЕЗНУВШАЯ, – Розамунд без труда могла быть как мягкой, чуткой и доброй, так и источать леденящий холод и проявлять агрессию. Роль Марлы требовала сочетания самых разных качеств характера, в зависимости от обстоятельств. Розамунд охотно взялась за эту непростую работу, и эта роль стала, как мне кажется, одной из самых ярких в её карьере. Наблюдая за ней, было трудно оторвать взгляд».
  • «Нас с Марлой можно назвать целеустремлёнными женщинами, – заявляет Пайк. – Мы любим свою работу и, как мне кажется, у нас обеих есть тяга к риску и опасности. Впрочем, у неё нет страха смерти, я этим похвастаться не могу. Марле идея умереть не нравится, но сама смерть не вызывает у неё панического ужаса. При этом она борется за жизнь, как и положено целеустремлённому герою. Мне не столь важно, воспримете ли вы её как героиню или как антагониста, поскольку её блистательной изворотливостью просто невозможно не восхищаться». «В Марле нет ни единого слабого места, – считает дизайнер костюмов Дебора Ньюхолл. – Все её мысли занимает только бизнес и ничего больше. Входя в кадр, она, кажется, рассекает сцену пополам, словно острым ножом». «Костюм Марлы выверен до мелочей, потому что в её мире погрешности недопустимы, – говорит Джей Блэйксон. – В её офисе очень чисто. Она любит, чтобы всё было симметрично, аккуратно и точно на своих местах. Даже её причёска идеальна, не придраться. Словом, я надеюсь, Марла станет весьма необычной, незаурядной киногероиней».
  • Коллеги с радостью приняли выбор Пайк на главную роль. «Розамунд невероятно талантлива, – говорит актриса Эйса Гонсалес. – Не часто встретишь актёра её уровня, который бы продолжал стремиться к самосовершенствованию. Работать с ней – настоящий подарок судьбы. С ней очень комфортно и в кадре, и за его пределами, потому что она очень искренняя. Она хочет, чтобы каждый из актёров раскрылся с лучшей стороны. Представьте себе – актриса в главной роли переживает за массовку! Она всегда готова подбодрить, и когда что-то получается, она искренне радуется. Это заразительно, и всем становится веселее».
  • «Мне всегда хотелось поработать с Розамунд, – признаётся Питер Динклэйдж. – Работая с ней в кадре, испытываешь неподдельный трепет. Я большой фанат её творчества, особенно она мне понравилась в фильме ЧАСТНАЯ ВОЙНА. Она бесстрашна, а это очень полезное качество характера для актёра. Она тщательно исследует свою роль и не боится появиться перед камерой в неприглядном свете. Вообще, многих пугает подобная перспектива, но для актёра это немаловажная часть работы. Современный тренд – все должны быть хорошими, все персонажи должны вызывать симпатию у зрителя, а это – далеко не лучший выбор в некоторых случаях. Стоит добавить, что Розамунд не только бесстрашна, но и очень терпелива и добра. Работать с ней – одно удовольствие». «У Розамунд всё получается исподволь, – отмечает Крис Мессина, которому в роли адвоката приходилось вступать с героиней Пайк в противоборство. – Она раскрыла характер своей героини с самых различных ракурсов. Тут и борьба за власть, и страх Марлы перед будущим, и попытка найти смысл в происходящем. В некоторых сценах играть было очень непросто, но она, казалось, справлялась со всеми сложностями играючи, никогда не закрывалась. Мне очень понравилось работать с Розамунд. Она великая актриса». «В сцене в зале суда Розамунд заставляет вас поверить в то, что Марла не делает ничего предосудительного, – говорит Исайя Уитлок мл., сыгравший роль уступчивого судьи Ломакса. – Что бы вы себе ни думали, но её страсть и аргументация столь убедительны, что заставляют вас пересмотреть своё решение. Вы сразу поймёте, что в отношении этой героини не может быть однозначного суждения, нельзя безоговорочно назвать её ни героиней, ни злодейкой. Вам придётся на протяжении всего фильма мучиться догадками, дожидаясь, к чему же аферы приведут Марлу».
  • Без своей напарницы Марла не смогла бы спланировать и провернуть ни одну из своих махинаций. «Фрэн в этом дуэте остаётся за кадром, – рассказывает Джей Блэйксон. – Фрэн проводит рекогносцировку и занята в основном бумажной работой. Она очень трудолюбива, в прошлом работала в полиции, выступала поручителем под залог, у неё много талантов, которые крайне полезны в их с Марлой сфере деятельности. Кроме всего прочего, она очень привязана к Марле». «Марлу и Фрэн связывают очень тёплые отношения, о которых не догадываются окружающие, – говорит Шварцман. – Умная и прямолинейная Фрэн является неким подобием морального компаса в нашей истории. Вообще эта женщина, пожалуй, единственная в фильме АФЕРИСТКА, кто может отличить добро от зла, и именно благодаря ей Марла всё ещё способна помнить о том, что важнее всего в мире». «Фрэн не лишена инстинкта самосохранения, – отмечает Эйса Гонсалес, сыгравшая эту роль. – Когда ситуация выходит из-под контроля, она говорит: «Мы зашли слишком далеко». Я думаю, тут дело в том, насколько разной была жизнь у Фрэн и у Марлы. Фрэн крутится в этом мире уже довольно давно. Она выступала поручителем под залог, поэтому понимает, насколько рискует, и, разумеется, боится. Она пока способна различать степень опасности». «Будучи сотрудницей преступной по сути своей компании Grayson Guardians, Фрэн не чужда гуманности, теплоты, доброты и любви, которые она передаёт Марле, а вместе с ней – и зрителям, – считает Стиллман. – На эту роль мы подыскивали уникальную, не примелькавшуюся актрису, о которой у зрителей не сложилось пока предвзятого мнения; ту, глазами которой мы могли бы показать мир фильма». «Эйса Гонсалес – удивительная актриса, потому что в ней есть всё, что мы так тщательно искали, – говорит Блэйксон. – Она могла сыграть эмоциональную уязвимость, а в следующую секунду стать сильной, яростной и отчаянной, при этом сущность персонажа не менялась. Она пришла на проект очень хорошо подготовленная, задавала много интересных и важных вопросов и вникала в свою роль. Это был просто фантастический подход к работе. Кроме того, они очень гармонично смотрелись в кадре с Розамунд».
  • «Фрэн – единственный человек, которого Марла Грэйсон бесконечно любит и кому по-настоящему доверяет, – говорит Пайк. – В Марле много качеств, которые не вызывают восхищения. Возможно, кому-то они покажутся достойными уважения, но уж точно не восхищения. И мне кажется, крайне важно показать, что несмотря на эти качества Марле есть кого любить и кем быть любимой. Марла не раскрывает своей уязвимости ни перед кем, кроме Фрэн. Эйса Гонсалес в этой роли выглядела более чем органично. Она смогла передать все нюансы и тонкости характера своей героини, особенно эмоциональность и душевность Фрэн. Мне было очень комфортно работать в компании Эйсы, я чувствовала себя совершенно раскрепощённой. Это были очень непростые отношения двух женщин, которые, с одной стороны, хорошо знакомы и относятся друг к другу с теплотой, а с другой, составляют эффективный преступный дуэт. Самое интересное в этом дуэте – в них нет слабины, но они умеют быть мягкими и податливыми. Мне показался интересным этот аспект. Эти две по-настоящему крутые женщины в моменты затишья, в моменты, когда их никто не видит, умеют и не боятся быть эмоциональными и уязвимыми». «Это отношения Бонни и Бонни, – смеётся Гонсалес. – Нам очень понравилось вживаться в роли героинь, готовых не расставаться до гробовой доски. Я выросла на таких фильмах, как СЛАВНЫЕ ПАРНИ, с геройскими мужчинами старой школы. Никто никого из них не осуждал, не правда ли? Несмотря на то, что они делали ужасные вещи, мы любили этих персонажей, потому что они оставались верными самим себе. Нечасто встретишь таких героинь. У меня есть ощущение, что Фрэн и Марла не будут слишком уж привлекательными. Но они остаются честными и верными своему делу, и это невероятно располагает зрителя к ним. Когда-то такие герои частенько появлялись на больших экранах, и наши яркие и запоминающиеся героини призваны вернуть это доброе время. При этом ни Фрэн, ни Марла не обладают какими-то суперспособностями, они всё равно достигают задуманного».
  • Роль стала для Гонсалес бесценным шансом, от которого она просто не могла отказаться. «Роль Фрэн была для меня одновременно и сложной, и увлекательной, – объясняет актриса. – Дело в том, что я на неё совсем не похожа. Когда я начала читать сценарий, мне стало страшно в хорошем смысле этого слова – я никогда прежде ничего подобного не играла. Мне нужно было найти и тщательно соблюсти определённый баланс. С одной стороны была любовная линия с Марлой. Для меня это было в новинку, и всё же я постаралась по мере сил отступить от навязываемых стереотипов. С другой стороны, мне, как латиноамериканской актрисе, было интересно попробовать какое-то новое амплуа, а не просто очередной стереотипной латиноамериканской куклы. Вообще Джей сильно рисковал с кастингом. Мы все были не похожи на своих персонажей. Но в итоге всё получилось как нельзя лучше». «Фрэн обычно остаётся в тени, и её вполне устраивает такой расклад, – продолжает Гонсалес. – Разумеется, гораздо комфортнее работать, когда нет необходимости делать укладку и наносить макияж. Было забавно играть роль, в которой моя внешность вообще не имела значения. То есть, это большая редкость, когда можно появиться перед камерой без намёка на грим, учитывая то, в каких ролях я снималась раньше и какой меня зрители ожидают увидеть. При помощи Фрэн я хотела сломать стереотип латиноамериканской красотки, и, наконец, сыграть что-то действительно стоящее. Я так Джею и заявила с самого начала. Я очень вжилась в эту роль – стала по-другому ходить, у меня изменилась осанка. Помню, мне нужно было идти на какую-то премьеру, которая была назначена в период съёмок. Там, разумеется, был дресс-код – платье, каблуки. Словом, нужно было быть такой девочкой. А у меня не получалось, потому что я слишком много времени провела в образе Фрэн. Я привыкла к ботинкам, джинсам, футболкам и отсутствию макияжа».
  • «Роман похож на Марлу, только он ведёт свои дела по другую сторону закона, – говорит Джей Блэйксон. – При первой встрече кажется, что он влиятельный и состоятельный человек, который связан с преступным миром. Но чем больше мы его узнаём, тем больше понимаем, что он отнюдь не тот рядовой злодей, каким казался. У него сложные отношения с матерью, пытается держать себя в форме и борется с неконтролируемыми вспышками ярости. Можно ли сказать, что он хуже Марлы? Я бы не сказал, что он хуже. То есть, он, конечно, хуже Марлы в том, что достигает своих целей противозаконными способами и даже не гнушается убийствами. Марла проворачивает свои этически сомнительные махинации, прикрываясь законом, а Роман ведёт свои не менее сомнительные с точки зрения этики дела, игнорируя закон. Но это не значит, что она становится от этого более привлекательной. Я думаю, это наглядно доказывает, что в каждом из нас есть свои инь и ян, некая гармония. Марла и Роман составили друг другу достойную конкуренцию».
  • «По роду занятий Роману приходилось делать ужасные вещи, – отмечает Динклэйдж, – но он не боится запачкаться, преступая закон. Марла невольно допускает ошибку, занявшись делом его матери, ведь та – единственная ахиллесова пята Романа. Надо же было такому случиться, что из всего многообразия потенциальных клиентов она выбрала именно эту старушку. Роман объявляет Марле настоящую вендетту. Марла понятия не имела, кто такая эта Дженнифер Питерсон, однако Роман убеждён, что мошенница всё знала и целенаправленно ополчилась против него. Самовлюблённость подсказывает ему, что у мошенниц был злой умысел против него лично, но на самом деле, это всего лишь совпадение. Соперничество вызывает и у Марлы, и у Романа уважение к противнику. Они во многом похожи, и мне нравится, как нам удалось это показать в фильме». «Нам очень посчастливилось, что Питер Динклэйдж согласился на роль в фильме, – считает Шварцман. – Мы видели множество всевозможных разновидностей гангстеров. Играя подобную роль, нетрудно сорваться в клише, но Питеру удалось сделать своего персонажа необычным и неотразимым. Мы невольно восхищаемся Романом, его чувством юмора, его энергичностью. Мы понимаем, что он составляет достойную конкуренцию такой беспощадной мошеннице, как Марла». «Питер сумел сыграть очень сложного персонажа, – соглашается с продюсером Блэйксон. – Я давно и с интересом слежу за его карьерой. Он был великолепен в фильмах СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ и ЖИЗНЬ В ЗАБВЕНИИ, и уж конечно в сериале «Игра престолов». Питер – уникальный, талантливый и харизматичный актёр, приковывающий к себе взгляд. В его глазах, что называется, чёртики пляшут. Было очень приятно и интересно наблюдать за тем, как он вживается в новую роль». «Господи, ну что тут сказать? – всплёскивает руками Розамунд Пайк. – Питер Динклэйдж – идеальный соучастник, о таком подельнике можно только мечтать. Я уже давно мечтала поработать с Питером, поскольку обожаю его творчество. Я обожаю его как личность и как профессионала, потому что он привносит свою оригинальность в каждую роль, которую играет. Он очень умён, ловок, харизматичен, сексуален и обладает исключительным чувством юмора. Все эти качества он подарил своему персонажу Роману. Интересно то, что этот фильм о крайне организованной женщине. Большую часть фильма Марла выглядит очень собранной. При этом истинное тщеславие кроется именно в Романе, роль которого сыграл Питер. Именно он любуется на себя, качая мускулы, и прихорашивается перед зеркалом. Изначально мы решили поэкспериментировать с причёсками – у обоих наших героев одинаковая укладка, как бы намекая на то, что персонажи не такие уж и разные. Питер наблюдал за моими сценами и пытался передать мою манеру поведения в своих сценах. Мы постоянно друг за другом подсматривали, и это нашло отражение в поведении наших персонажей. Мы с ним были, как инь и ян. Они похожи друг на друга, но всё же очень разные. В этом есть некий смысл! Наши персонажи слеплены из одного теста. Кроме того, они питают граничащее с завистью уважение к своему оппоненту. Отъявленные злодеи в нашем исполнении встретились на жизненном пути, и у обоих появилась мысль: «Хм, тут есть, чем поживиться». Эту роль было особенно интересно играть в тандеме с Питером». «Немалая часть фильма посвящена подготовке к моменту встречи Марлы и Романа, – отмечает Блэйксон. – Поскольку я снимал сцены с Розамунд и Питером по отдельности, встреча этих замечательных актёров в кадре тоже стала событием. Они очень гармонично смотрелись в кадре, и это дало свои результаты. Их персонажи находились в конфронтации, поэтому нам было крайне интересно наблюдать за тем, как актёры обыгрывали совместные сцены на съёмочной площадке».
  • «Работа с Питером Динклэйджем – это нечто феноменальное, – говорит дизайнер костюмов Дебора Ньюхолл. – Я создала полноценный гардероб для его персонажа – всевозможные плащи, костюмы, рубашки, брюки, различные ботинки и туфли, чтобы он выглядел, как настоящий босс русской мафии, как и было описано в сценарии. Надо признаться, вид у него был весьма зловещий». «Роман выглядит очень ухоженным, – продолжает мысль сам Динклэйдж. – Он очень тщательно подбирает гардероб – каждый аксессуар должен сочетаться с другими. Его приспешники не так щепетильны в выборе одежды, а сам Роман, с точки зрения Деб, должен был выглядеть очень стильно. Он не боится запачкаться, поскольку знает, что его помощники всё вычистят. Я сам не знал, как буду играть эту роль, пока не облачился в один из костюмов Романа. Это помогло – его причёска, золотые коронки и всё прочее подсказали, каким должен быть персонаж». Роль в фильме АФЕРИСТКА знаменует возвращение Динклэйджа на экраны после успешной роли в сериале HBO «Игра престолов». «После окончания работы в сериале мне хотелось немного отдохнуть, побыть с семьёй, пожить за пределами съёмочных площадок, – объясняет актёр. – Я разговаривал с некоторыми своими коллегами, и они тоже решили взять отпуск, ведь когда снимаешься в таком долгоиграющем сериале, о своей персональной жизни забываешь. Наши дети растут, а мы этого даже не замечаем. В какой-то момент мне надоело отдыхать, я почувствовал, что готов вернуться к работе, и тут как раз прислали этот сценарий. Так что моё участие в съёмках АФЕРИСТКИ было, если хотите, предопределено свыше. Сценарий позвал меня вернуться на съёмочную площадку. В молодости мы не думаем о времени, мы ненасытны, можем работать сутками напролёт. Мне нравится работать, но теперь проект должен быть особенным, чтобы я ради него проснулся и вылез из-под тёплого одеяла в четыре часа утра».
  • «С первого взгляда Дженнифер Питерсон кажется очень милой богатой старушкой, – говорит Джей Блэйксон. – Она живёт в своём доме и наслаждается всеми благами пенсионного возраста. Кроме того, Дженнифер одинока. Она не может не заинтересовать Марлу, поскольку никаких конфликтов с родственниками не предвидится. Но чем больше Марла узнаёт о Дженнифер, тем больше понимает, что старушка не так проста, как кажется поначалу». «Она посещает групповые занятия по плаванию, обедает с подругами, гуляет по городу, прибирается в доме, готовит чай и читает газеты, словом, делает всё то же самое, что и многие другие женщины, – добавляет Хэймлер. – Однако по мере раскрытия сюжета вы неожиданно замечаете в её жизни некую мрачную сторону. Словом, нам была нужна актриса, которая смогла бы показать и светлые, и тёмные стороны характера Дженнифер». «Нам нужно было найти исключительную актрису, которая бы не только выдержала непростые сцены противостояния с Розамунд, но и была убедительна в роли доброй милой старушки. Убедительна настолько, что ничто не предвещало бы разительной перемены в образе персонажа, – объясняет Шварцман. – Мы сразу подумали о Дайэнн Уист. Эта феноменально талантливая актриса сыграла множество самых разноплановых ролей в кино и на театральной сцене. Она без труда смогла бы усыпить бдительность зрителей, чтобы раскрыть истинную сущность своей героини в кульминационный момент фильма». «Дайэнн! – восклицает Блэйксон. – Что тут сказать? Дайэнн получила две премии «Оскар» и снялась в фильмах, которые входят в список моих любимых, так что мне было очень интересно поработать с ней. У неё невероятный актёрский инстинкт и завидное, необычное чувство юмора. Ей удалось перевоплотиться из милой старушки, безобидностью которой нетрудно воспользоваться, в женщину, куда менее беззащитную и куда более опасную. Все мы с восторгом наблюдали за тем, как менялась героиня Дайэнн по мере раскрытия сюжета».
  • «Наверное, многие актёры, читавшие сценарий Джея, думали: «Ух, ты! Тут есть что-то, над чем интересно было бы поработать», – говорит Пайк. – Впрочем, материал достаточно мрачный, что называется, «не для всех». Уверена, что многие другие во время чтения думали, что не стали бы рисковать. Сценарий бросает любому актёру своеобразный вызов, и ты думаешь: «Ох, я бы хотела это сыграть, но смогу ли? Есть ли этот человек во мне?» Наверное, в тех, кто согласился, есть какая-то авантюрная чёрточка, есть смелость и непроизвольное желание нарушать правила. Дайэнн Уист увидела в этой роли возможность раскрыть свой потенциал в очень необычном ключе. Я давно являюсь поклонницей её творчества и была искренне рада поработать вместе. Нам очень повезло, что она согласилась на роль. В своём амплуа она была очень реалистична, забавна и просто неподражаема. Мне, признаться, порой было нелегко за ней угнаться. В сценах, когда Марла одерживала верх, переиграть Дайэнн было непросто – настолько убедительно и необычно она противостояла моей героине. Замечательно, когда актёр может импровизировать, выдавая нечто большее, чем то, что прописано в сценарии. Дженнифер не даёт Марле спуску, тем интереснее было играть. Если задуматься, то Марла Дженнифер Питерсон не слишком отличаются друг от друга. Они обе играют роли невинных овечек, хотя на самом деле являются волчицами в овечьих шкурах». «Играть роль сына героини Дайэнн Уист было очень просто, – утверждает Динклэйдж. – У неё самое доброе лицо и неотразимая улыбка. За свою карьеру она сыграла множество ролей добрых женщин. Теперь же она, вооружившись той же самой улыбкой, играет роль куда более мрачную и зловещую, и это очень интересно». «Мы нечасто слышим о том, что в реальности происходит с системой соцобеспечения престарелых, о том, что стариков часто забывают и пользуются их беспомощностью, – замечает Гонсалес. – Интересно то, что в фильме АФЕРИСТКА показано, что не все старики такие уж безобидные и наивные. Дайэнн Уист, которая часто предстаёт в образе милых героинь, на этот раз остра на язык, сильна и независима. Наблюдать такое перевоплощение – одно удовольствие. Я думала, что знаю, как она будет играть эту роль, но ошиблась. Дайэнн ставит перед собой всё новые творческие задачи, делает что-то неожиданное, и это воодушевляет меня, как актрису». «До судьбоносной встречи с Марлой Дженнифер, казалось, вполне довольна своей жизнью на пенсии, – говорит дизайнер костюмов Дебора Ньюхолл. – Она живёт в очаровательном домике, выкрашенном синей краской с белой окантовкой, с красивой верандой и цветником. Именно так же она и одевается. Но когда её забирают из дома и помещают в дом престарелых, это отражается и на её физическом состоянии, и на выборе гардероба. Будучи независимой, она вела красочную жизнь, в приюте всё по-другому. Там в прачечной могут потерять вашу одежду и заменить её вещами других постояльцев. Там теряются независимость, а вместе с ней – и индивидуальность. И всё же в жизни Дженнифер остались козыри, которыми она может испортить Марле всю игру».
  • «Самое интересное в этом сценарии – то, что мы непроизвольно проникаемся симпатией к персонажам, которые делают очевидно ужасные вещи, – утверждает продюсер Бен Стиллман. – Мы меняем свои предпочтения, лучше понимая тех или иных персонажей, и в итоге с удивлением ловим себя на мысли, что переживали одновременно за всех и ни за кого. В этом фильм поистине уникален. Джей снял развлекательную картину, которая заставляет зрителей задаться злободневным вопросом: «Демонстрируют ли герои типичное или извращённое понимание Американской Мечты, которой нас манили сильные мира сего?» «Оказаться в таком обществе было очень забавно, – говорит Динклэйдж. – Я думаю, реакция зрителей будет напоминать: «Пятый бокал вина будет лишним. Хотя… Почему бы и нет?» Все наши персонажи чужды апатичности и очень последовательны в своём стремлении к цели. Будь то желание разбогатеть или спасение собственной матери – они отдают себя этой задаче целиком и полностью. Каждый из героев по-своему уникален, и это замечательно. В этом фильме не будет ленивых преступников. Наши персонажи чётко знают, чего хотят. Кроме того, в этой картине не будет назойливой нравоучительности. Как правило, негодяи получают по заслугам, но в этом фильме замечательно и то…», – он понижает голос до заговорщицкого шёпота, – «что они останутся безнаказанными. Знаете, зрителей всегда шокирует, когда фильм или сериал идёт не по устоявшемуся клише. Скажем, в конце первого сезона сериала «Игра престолов» главный герой погибает. Зрители были в шоке, не могли поверить своим глазам: «Так нельзя! Это против правил!» Кто сказал? В фильме Джея преступникам удаётся выкрутиться. В жизни это случается сплошь и рядом. Далеко не все преступники получают заслуженную кару… (некоторые из них – политики)». О послевкусии, оставляемом фильмом, Джей Блэйксон говорит так: «После просмотра фильма АФЕРИСТКА у зрителей должно остаться не только ощущение хорошо проведённого времени, но и недоумение: «А должна ли мне понравиться картина, персонажи которой творят такое?» Это ощущение сродни песку, скрипящему на зубах, когда ешь устриц – оно заставляет нас задуматься о мире, в котором мы живём». «Джей позволяет нам насладиться тем, чем наслаждаться негоже, – замечает Пайк, – получить то, что запрещено, и порадоваться тому, что должно вызывать отвращение. Мне понравилась эта идея, понравился мир, в котором всё поставлено с ног на голову, и само желание симпатизировать людям, которые по идее вызывать симпатию не должны. Я считаю, что Марла Грэйсон не вписывается ни в какие рамки, и это мне в ней нравится. Надеюсь, посмотрев фильм, зрители подумают: «Чёрт возьми, да! Я тоже могу выйти за рамки привычного и быть такой же, как она!»
  • «Мне нравится работать с характерными актёрами, – признаётся Джей Блэйксон. – У каждого режиссёра есть список актёров, с которыми он хотел бы поработать. Могу сказать, что съёмки этого фильма существенно облегчили мой собственный список. В числе сбывшихся желаний – работа с Крисом Мессиной и такими актёрами, как Исайя Уитлок мл. и Мэйкон Блэр. Все они без исключений украшают своим участием любой фильм. Они сыграли множество запоминающихся персонажей в других фильмах, и мне было очень приятно предложить им блеснуть в нескольких сценах моего, возможно, в непривычных для них амплуа. Надеюсь, зрителям понравится то, что они увидят на экранах, так же, как мне нравилось работать с этими актёрами». «В сценарии Джея нет ни одной проходной роли, – утверждает Пайк. – Каждый персонаж необычен, поэтому нам удалось заинтересовать ролями второго плана исключительно талантливых актёров». «Когда я впервые читал сценарий фильма АФЕРИСТКА, меня поразило то, насколько в нём много уникальных и активных персонажей, – говорит Хэймлер. – Мы сразу поняли, что проблем с кастингом не возникнет, и не только из-за количества интересных ролей, но и благодаря желанию многих актёров поработать с Джеем». «Очевидной нашей удачей стало участие в проекте Криса Мессины, – убеждён Блэйксон. – Я уже давно являюсь поклонником его творчества. Недавно он сыграл очень запоминающуюся роль в сериале «Острые предметы». Он появился на съёмочной площадке с чётким пониманием своей роли – в его представлении герой должен был обладать саркастичным чувством юмора. В фильме всего несколько сцен с его участием, но в этих нескольких сценах он выложился на все 100%. Работать с Крисом было очень интересно».
  • О своём персонаже Мессина рассказывает так: «Дин Эриксон очень гордится своей работой. Ему кажется, что он под защитой Романа, под защитой преступного мира и обладает теми же силой и властью, что и Роман. Я думаю, что он периодически забывает о том, что он – всего лишь адвокат и лишь работает на Романа. Ему больше импонирует мысль, что они с Романом – друзья. Этот персонаж постоянно лавирует между сюжетными линиями Романа и Марлы. Он выступает своего рода передаточным звеном. Заявившись к Марле и пытаясь угрожать ей, Эриксон считает, что дело лёгкое. Но вскоре он понимает, что ему противостоит очень крутая и умная особа, которая не даст спуску ни какому-то там адвокату, ни кому бы то ни было другому». «Роман нанял Дина Эриксона, чтобы тот освободил его мать от попечительства Марлы, – добавляет Пайк. – Крис Мессина сыграл очень прилизанного, лощёного адвоката с белоснежной улыбкой, который не привык проигрывать. Он готов использовать деньги, угрозы, связи – словом, всё, что угодно, чтобы добиться требуемой цели. С такой женщиной, как Марла, ему не приходилось иметь дела. Он предлагает ей откупные $250 тыс., и она думает: «Что ж, если это твоя стартовая цена, то дело стоит, поди, намного больше». Потом она узнаёт, что Эриксон как-то связан с русской мафией и думает: «Что ж, пусть это будет мафия. Становится интересно». Мне очень понравилось работать с Крисом. Люди всегда говорят о какой-то химии между актёрами, снимающимися в любовных сценах, но на самом деле эта химия важна куда больше в отношениях антагонистов с протагонистами. К счастью, у нас с Крисом химия была что надо, так что было очень весело».
  • «Дин – один из второстепенных персонажей, вплетённых в сюжет, – говорит дизайнер костюмов Дебора Ньюхолл. – В его случае мне удалось немного поэкспериментировать с цветовой палитрой, так что его костюмы могут удивить зрителей».
  • «Посмотрев фильм ИСЧЕЗНОВЕНИЕ ЭЛИС КРИД, мы сразу поняли, что Джей Блэйксон принадлежит той когорте режиссёров, которые обладают уникальным авторским видением, – вспоминает продюсер Майкл Хэймлер. – Уже в его дебютной картине было множество необычных поворотов сюжета. Тебе казалось, что ситуация разворачивается определённым образом, но обязательно происходило что-то непредсказуемое. У каждого персонажа был свой туз в рукаве, о котором зритель даже не догадывался. Мы нисколько не сомневались, что впечатляющий визуальный стиль повествования фильма АФЕРИСТКА поможет зрителям внимательно следить за развитием персонажей и сюжетной линии, не догадываясь о том, по какому пути на самом деле движется сюжет и кому из героев стоит симпатизировать». «В этом фильме по-настоящему уникальная атмосфера, – считает продюсер Тедди Шварцман. – Готовясь к съёмкам, мы с Джеем провели немало времени в попытках сравнить этот фильм с какими-то другими, и не смогли. У Джея Блэйксона свой неповторимый стиль. Глубина персонажей и их саркастичный и даже мрачный юмор помогают зрителям с увлечением следить за развитием событий». «Джей Блэйксон написал сценарий АФЕРИСТКИ и снял этот фильм сам, – с восхищением добавляет Пайк. – Вообще, нет ничего круче титра «Сценарист и режиссёр фильма…» Зрители думают: «Ух ты, это впечатляет!» Я никогда прежде не снималась в картине, сценаристом и режиссёром которой был бы один и тот же человек. Для меня это поистине уникальный опыт, мне очень понравилось. Вообще, сценарист и режиссёр одновременно – это нечто очень особенное. Я думаю, Джей – из тех кинематографистов, кому необходимо самому режиссировать написанные им слова. Он виртуозно владеет языком повествования, а актёрам, поверьте, в радость следовать указаниям человека, который написал сценарий. Кроме того, Джей – настоящий киноман! Он в точности знает, чего хочет, и, что более важно, он знает, как создать требуемую атмосферу. Он понимает, что успех фильма зависит от визуальной составляющей и актёрской игры. При этом Джей очень спокойный человек. То есть, он буквально одержим, когда дело касается материала, но в общении Джей крайне спокоен и уравновешен. У него исключительный вкус, он в точности знает, что хочет увидеть. Джей предлагает снять дубль, только если придумал что-то особенное. Помимо прочего, весь монтаж у него в голове. Было очень интересно наблюдать за тем, как он оживлял написанные им самим строки. Все мы старались играть как можно лучше. Лично я очень переживаю за Марлу и её историю. Джей очень уважительно относится к коллегам, съёмочная группа его обожает, а это создаёт позитивную рабочую атмосферу на площадке. Я думаю, всем сразу стало ясно, что мы снимаем фильм, которым сможем впоследствии гордиться. Джей нам очень помогал, и мы стали настоящими друзьями».
  • «Работать с Джеем было очень приятно, – вторит коллеге Динклэйдж. – Для большинства актёров это уже не первый фильм. Нас приглашают, потому что мы подходим на конкретные роли. Во всяком случае, в этом заключается 80% успешного кастинга. Задача Джея – указать нам направление, а не кормить нас с ложечки советами на каждом дубле. Надо признаться, он работал очень тактично и с уважением. Он сам написал сценарий, поэтому в материале разбирался лучше, чем кто бы то ни было». «Работая над визуальной составляющей фильма во время подготовительного периода, я черпал вдохновение в различных картинах, уделяя особое внимание фильмам про амбиции и с целеустремлёнными персонажами, которые получали от людей желаемое, не задумываясь о последствиях, – рассказывает Блэйксон. – Со специалистами закадровой команды мы вспомнили СОЦИАЛЬНУЮ СЕТЬ, а также экранизации произведений Элмора Леонарда ДЖЕКИ БРАУН и ВНЕ ПОЛЯ ЗРЕНИЯ, в которых криминальный сюжет тесно переплетается с личными историями и приправлен едким, саркастичным юмором». Блэйксон так описывает общий дизайн, стиль и атмосферу фильма: «Мне хотелось, чтобы картина получилась красочной. Отчасти я вдохновлялся фильмами Жана-Люка Годара 1960-х, картинами Technicolor 50-х и 60-х годов прошлого века, а также фильмами начала 90-х – очень контрастными и колоритными. Сперва мы с художником-постановщиком Майклом Гресли, оператором Дагом Эмметтом и дизайнером костюмов Деборой Ньюхолл обсудили цветовую палитру будущего фильма. Я хотел, чтобы картина буквально играла красками. Мы решали, кто из нас будет отвечать за цвет в той или иной сцене, и впоследствии придерживались намеченной схемы. Иногда на первой встрече со съёмочной группой чувствуется, что все хотят сделать фильм красочным, но боятся перегнуть палку, поэтому отмалчиваются. Но не в нашем случае. Наша троица помогла создать феноменальную визуальную атмосферу, которая всецело меня устраивала. Каждый из них внёс свою бесценную лепту в общее дело, и в итоге картина получилась очень красивой и необычной». «В фильме АФЕРИСТКА очень чётко соблюдён баланс тональности и визуальной составляющей, – отмечает Шварцман. – Мир картины играет яркими красками и насыщенным визуальным рядом, при этом зрители должны верить в происходящее на экране и внимательно следить за развитием персонажей. Чтобы найти и соблюсти этот баланс, нам требовалось привлечь к работе настоящих профессионалов своего дела, в первую очередь – оператора. Наш оператор Даг Эмметт, снимавший такие фильмы, как ПРОСТИТЕ ЗА БЕСПОКОЙСТВО, ПОЧТИ СЕМНАДЦАТЬ и ХОЛОСТЯЧКИ, привнёс в фильм свою энергетику, креативность и сделал фильм очень человечным». «Я работал с Дагом Эмметтом впервые, – говорит Блэйксон. – Мне очень понравился фильм ПРОСТИТЕ ЗА БЕСПОКОЙСТВО, который он снимал с режиссёром Бутсом Райли. Он очень грамотно выставляет кадр и использует цвет. У меня в воображении сложилась чёткая палитра фильма АФЕРИСТКА. Даг сделал его колоритным, динамичным, при этом в духе фильмов 50-х и 60-х. По-моему, картинка получилась очень необычной!»
  • «Художник-постановщик фильма должен был сделать натурные площадки стильными, – говорит Стиллман. – Мы обратились за помощью к Майклу Гресли, который работал с режиссёром Сэмом Левинсоном на съёмках фильма НАЦИЯ УБИЙЦ и сериала HBO «Эйфория». В картине АФЕРИСТКА показан мир, в котором мы живём, и всё же он кажется очень необычным. В этом заслуга Майкла». «Благодаря работе Майкла, проекты Сэма Левинсона стали запоминающимися и интересными, – отмечает Блэйксон. – Не всегда реалистичными, но и не отрывающимися полностью от явлений нашего мира. Когда у тебя уже есть интересные история и персонажи, надо, чтобы зрители смогли узнать мир, в котором происходят события, чтобы сюжет не казался недостижимо далёким. Когда в фильме появляются элементы нашей повседневной жизни, зрителям намного проще следить за развитием персонажей и сюжета. Майкл оживил мир нашей картины, подбирая правильную цветовую палитру для каждого кадра, чтобы картинка выглядела насыщенной, но при это не терялось ощущение реального мира». «У нас с Джеем был список операторов, на который мы ориентировались, – вспоминает Гресли. – В основном нас интересовало, как они в своей работе используют цвета. Нам нужна была яркая картинка и сбалансированная палитра, не слишком кричащая красками, но и не монохромная. В наших беседах мы всегда сходились на главном – надо избежать тенденции третьего акта и не играть с клише, превращающим картину в банальность о возмездии. Мы хотели снять картину о чём-то другом. Если бы мы излишне увлеклись трюками и динамичными сценами, был велик риск потерять главное». «Мы снимали фильм на натурных площадках, – рассказывает Шварцман, – в общей сложности на 42-х локациях за 35 съёмочных дней. Мы постоянно находились в движении, как, впрочем, и герои фильма. Персонажи не отсиживались по офисам, так что нам пришлось посуетиться, чтобы создать мир, в котором герои выглядели бы убедительно».
  • «Мы ничего не создавали в павильонах с нуля. Так что наша задача состояла в том, чтобы выбрать из списка уже подобранных локаций нужную и преобразить её в соответствии со сценарием, бюджетом и представлениям режиссёра, – объясняет Гресли. – С самого начала работы мы не забывали о том, что локации будут представлять собой лишь фон, который должен помогать актёрам, а не затмевать их». «Марла должна была выглядеть крутой и яркой, но при этом умной и находчивой в своих поступках, – объясняет парадокс Хэймлер. – С этой непростой задачей справилась дизайнер по костюмам Деб Ньюхолл. Советуясь с Джеем и Розамунд, она создала феноменальный образ Марлы. Она просто фантастический дизайнер». «Джей очень чётко дал понять, что хочет, чтобы в кадре было как можно больше цвета, – рассказывает Ньюхолл. – Мне сразу вспомнились мрачные, суровые сюжеты сериала «Американская история ужасов», но с элементом чёрной комедии. Однако впоследствии кастинг вынудил меня пересмотреть гамму. Джей постоянно требовал: «Больше цвета!» Подстраиваясь под работу Майкла, я иногда наряжала персонажей в яркие костюмы, а в других сценах, напротив, отдавала предпочтение приглушённым оттенкам. Мне всегда приходилось работать с оглядкой на общую постановку кадра, чтобы фокус всегда был на Марле. Цвет её одежды играл особую, иногда решающую роль: так, например, в своей первой сцене Марла появляется в ярко-жёлтом костюме. Для съёмок сцены, когда Марла впервые появляется на крыльце дома Дженнифер, я хотела нарядить Розамунд в жёлтое платье, но потом нашла замечательный жёлтый костюм. Даже когда дело доходит до выдворения Дженнифер из её собственного дома, Марла выглядит дружелюбно и повседневно. Я решила сделать жёлтый ключевым цветом для героини, хотя для некоторых сцен подготовила и ярко-красные костюмы. Главное, цвета должны были быть яркими, словно красные чернила в тетради, наглядно выявляющие ошибки. Цветастая одежда в гардеробе Марлы сделала своё дело. Вам будет казаться, что героиня милая и дружелюбная, что вы можете рассчитывать на неё. Она будет внушать вам доверие, хотя это будет ошибкой».
  • Ошибки в фильме

  • Марла накаченная наркотиками и пьяная, попадает инсценированную автомобильную аварию. Несмотря на то, что несколько минут назад она потеряла сознание из-за алкоголя, ей удалось выбраться из затонувшей машины, а затем выплыть и пойти в магазин, где она проявляла только признаки переохлаждения.
  • Многие персонажи этого фильма являются членами русской мафии, имеют разный возраст и уровень интеллекта. Однако ни у кого из них нет ни малейшего следа иностранного акцента при разговоре по-английски.
  • По крайней мере, в двух случаях кого-то бью электрошокером, но другой человек, прикасающийся к нему, током не поражается.
  • После того, как Марла чуть не тонет, она садится в такси, у которого нет номера.
  • Когда Марла почти тонет и пытается выбраться на поверхность, ее рот открыт. (Показываются зубы).
  • Когда Марла делает Роману укол в бедро, он мгновенно теряет сознание. Так быстро подействовать могла только внутривенная инъекция. Внутримышечная инъекция подействует через пять-десять минут, она не влияет на кого-то сразу, как показано здесь.
  • Когда Марлу застрелили на последних минутах, охранник был одет в простую черную футболку без надписи «охрана».
  • Оформить подписку