В своё время фильм, получивший у нас известность под заголовком «Заражение» /2011/ (хотя слово «Contagion» также означает ‘зараза’, ‘заразный микроб’, даже ‘пагубное влияние’), прошёл по киноэкранам в разных уголках планеты вполне достойно, но… Но авторы не могли и предположить, что кинопроизведение достигнет пика популярности позже. В разгар пандемии коронавируса постановка Стивена Содерберга будет некоторое время удерживать верхнюю строчку (!) среди кинолент, пользующихся наивысшим спросом у посетителей сайта Internet Movie Database, уверенно потеснив свежие голливудские блокбастеры, пока не уступит испанскому научно-фантастическому триллеру «Платформа» /2019/. Ничего удивительного! Хотя кое-что из описанного сценаристом Скоттом Бёрнсом и режиссёром может показаться спорным, если не наивным, некоторые «прогнозы» сбылись с пугающей точностью… Естественно, параллельно возрос интерес к другим работам со схожими сюжетами: от классической киноадаптации романа Майкла Крайтона «Штамм «Андромеда» /1969/, осуществлённой Робертом Уайзом, до «Эпидемии» /1995/ Вольфганга Петерсена. Лично я бы вспомнил «Вирус» /1980/ Киндзи Фукасаку, попавший в число лидеров японского кинопроката по итогам сезона. Но и южнокорейская картина, выходящая в России на цифровых платформах под таким же названием (1), смотрится на этом безрадостном фоне весьма достойно, почти не уступая заокеанской продукции ни в художественном, ни в зрелищном отношениях.
Ким Сон-су трудится в кинематографе с начала 1990-х, попробовав себя в разных качествах (режиссёра, кинодраматурга, продюсера) и жанрах: от триллера и исторического боевика до романтической комедии. Пожалуй, нельзя исключать, что замысел его «Вируса» родился под влиянием содерберговского кинохита, однако в данном случае существеннее иное. С наступлением XXI века кинопромышленность Республики Корея переживает немыслимый прежде подъём, чуть ли не каждый год радуя очередными рекордами посещаемости. Рост финансового и технологического потенциала побудил местных кинодельцов осваивать новые, ранее недоступные темы. Не все фильмы катастроф (включая такие кассовые, как «Война динозавров» /2007/ и «2012: цунами» /2012/) удались на славу, но, скажем, «Вторжение динозавра» /2006/ – далеко не случайно заслужило восторженный отзыв маэстро Квентина Тарантино. Детище Кима вызвало в момент появления заметно меньший резонанс, собрав (при производственном бюджете KRW9,9 млрд.) KRW15,4 млрд., то есть порядка $19,5 млн. Но Сон-су явно превзошёл именитого Пона Чжун Хо в части масштаба изображаемых бедствий, обрушившихся на головы мирных обывателей. Пундангу, где разворачиваются основные события, является престижным округом (гу) Соннама – города-спутника Сеула с миллионным населением. Округом, где сосредоточены офисы крупнейших IT-компаний и финансовых организаций. Естественно, что одна мысль о жёстком карантине, введённом там по решению властей, повергала в трепет… Впрочем, по порядку.
Кому-то из зрителей (особенно – зрителей не из Азии) может показаться несколько затянутым пролог, тем более что режиссёр не чуждается юмора, описывая, как непросто завязываются отношения у холостяка Кана Чжи-гу и женщины-медика Ким Ин-хэ, которую тот, исполняя служебные обязанности, спас от верной гибели. Мало того, создателям требовалось хотя бы вскользь очертить обстоятельства попадания смертельно опасной инфекции в страну – с нелегальными иммигрантами, тайно переправленными в грузовом контейнере. На фоне сведений о COVID-19, льющихся по всем каналам средств массовых коммуникаций, тревожные разговоры о птичьем гриппе подзабылись. А между тем именно штамм H5N1 указывался (в частности, Робертом Вебстером в 2003-м году) в качестве едва ли не главной эпидемиологической угрозы человечеству. Единственное, что успокаивало, – относительно редкие случаи заражения людей от пернатых… Конечно, многое из показанного уже доводилось видеть прежде; например, мелкие (незаметные невооружённому глазу) капельки слюны, летающие в воздухе после того, как больной кашлянет или чихнёт, возникали на экране ещё у Петерсена. Да и сама драматургическая конструкция, когда персонажи вынуждены бороться не только с абсолютным злом в лице вируса, но и параллельно – с нехорошими людьми, пекущимися о сохранности собственной шкуры, презрев безопасность окружающих, или пытающимися замести следы давних преступлений, не является новаторской. Другое дело, что Ким Сон-су постарался осмыслить гипотетическое чрезвычайное происшествие, исходя из национальной специфики. Грубо говоря, задался вопросом о том, как поведут себя сограждане в критической ситуации? И как станет действовать правительство, какие меры предпримет?..
Да, размах катаклизма, обрушившегося на рядовых (большей частью – ни в чём не повинных) индивидов, впечатляет сам по себе. Всё началось с доставки обычного контейнера, где нелегалы имели несчастье оказаться запертыми с заражённым собратом – и умерли в муках ещё до прибытия в порт назначения. Инфекция с неотвратимостью вырывается наружу – и вот уже приходится оцеплять весь округ, а жителей отлавливать по квартирам и сгонять в спешно возведённый палаточный лагерь, обнесённый колючей проволокой. Конфликт врачей с политиками и военными, не желающими прислушиваться к советам специалистов, можно было бы показать, наверное, тоньше, но суть передана точно. Ким даже решительнее, чем западные коллеги, рисует печальную картину, демонстрируя, как экскаваторами сгружают и предают огню горы трупов – вместе с многими живыми… Жутковатый образ! Разумеется, растёт недовольство тех, кого поместили в карантин, что в конце концов выливается в массовые беспорядки – и даже в вооружённое столкновение. Создатели «Вируса» чётко выдерживают принцип нарастания интенсивности экранных событий, что позволяет избежать самоповторов и гарантированно удержать зрительское внимание. Как тут перестать следить за судьбой Ин-хэ, пытающейся спасти дочку, но и всё же помнящей о принесённой клятве Гиппократа?
Наконец, есть ещё один принципиально важный для авторов мотив. Пон Чжун Хо, рассказывая о членах семьи Пак, схлестнувшихся с прожорливым мутантом (никаким не динозавром!), нашедшим пристанище в толще вод реки Ханган, прямо обвинил американцев в пренебрежительном, зачастую варварском отношении к Южной Корее. Ким продолжает критическую линию, предположив (предположив с полным основанием), что представители США в подобной внештатной ситуации забудут обо всякой гуманности – проявят жёсткость. Предельную жёсткость. Избыточную жёсткость, с опорой на военную силу – вплоть до бомбардировки местности, благо что боевые самолёты за считанные минуты достигнут любой точки на территории государства. Нельзя не порадоваться тому обстоятельству, что всё больше корейцев выражает недовольство статусом родной страны, демонстрирующей впечатляющие экономические успехи (отнесённой к так называемым «азиатским тиграм»), но по-прежнему частично лишённой суверенитета, что для радикально настроенных кругов общества равносильно оккупации. Сумеет ли в реальности Президент выдержать прессинг и отстоять интересы народа? Вопрос остаётся открытым. Как и вопрос о предотвращении в будущем новых вспышек эпидемий.
_______
1 – В оригинале – «Грипп», что подтверждают и международные англоязычные варианты («Flu» и «The Flu»).
7
,5
2013, Южная Корея, Катастрофы
117 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
В своё время фильм, получивший у нас известность под заголовком «Заражение» /2011/ (хотя слово «Contagion» также означает ‘зараза’, ‘заразный микроб’, даже ‘пагубное влияние’), прошёл по киноэкранам в разных уголках планеты вполне достойно, но… Но авторы не могли и предположить, что кинопроизведение достигнет пика популярности позже. В разгар пандемии коронавируса постановка Стивена Содерберга будет некоторое время удерживать верхнюю строчку (!) среди кинолент, пользующихся наивысшим спросом у посетителей сайта Internet Movie Database, уверенно потеснив свежие голливудские блокбастеры, пока не уступит испанскому научно-фантастическому триллеру «Платформа» /2019/. Ничего удивительного! Хотя кое-что из описанного сценаристом Скоттом Бёрнсом и режиссёром может показаться спорным, если не наивным, некоторые «прогнозы» сбылись с пугающей точностью… Естественно, параллельно возрос интерес к другим работам со схожими сюжетами: от классической киноадаптации романа Майкла Крайтона «Штамм «Андромеда» /1969/, осуществлённой Робертом Уайзом, до «Эпидемии» /1995/ Вольфганга Петерсена. Лично я бы вспомнил «Вирус» /1980/ Киндзи Фукасаку, попавший в число лидеров японского кинопроката по итогам сезона. Но и южнокорейская картина, выходящая в России на цифровых платформах под таким же названием (1), смотрится на этом безрадостном фоне весьма достойно, почти не уступая заокеанской продукции ни в художественном, ни в зрелищном отношениях. Ким Сон-су трудится в кинематографе с начала 1990-х, попробовав себя в разных качествах (режиссёра, кинодраматурга, продюсера) и жанрах: от триллера и исторического боевика до романтической комедии. Пожалуй, нельзя исключать, что замысел его «Вируса» родился под влиянием содерберговского кинохита, однако в данном случае существеннее иное. С наступлением XXI века кинопромышленность Республики Корея переживает немыслимый прежде подъём, чуть ли не каждый год радуя очередными рекордами посещаемости. Рост финансового и технологического потенциала побудил местных кинодельцов осваивать новые, ранее недоступные темы. Не все фильмы катастроф (включая такие кассовые, как «Война динозавров» /2007/ и «2012: цунами» /2012/) удались на славу, но, скажем, «Вторжение динозавра» /2006/ – далеко не случайно заслужило восторженный отзыв маэстро Квентина Тарантино. Детище Кима вызвало в момент появления заметно меньший резонанс, собрав (при производственном бюджете KRW9,9 млрд.) KRW15,4 млрд., то есть порядка $19,5 млн. Но Сон-су явно превзошёл именитого Пона Чжун Хо в части масштаба изображаемых бедствий, обрушившихся на головы мирных обывателей. Пундангу, где разворачиваются основные события, является престижным округом (гу) Соннама – города-спутника Сеула с миллионным населением. Округом, где сосредоточены офисы крупнейших IT-компаний и финансовых организаций. Естественно, что одна мысль о жёстком карантине, введённом там по решению властей, повергала в трепет… Впрочем, по порядку. Кому-то из зрителей (особенно – зрителей не из Азии) может показаться несколько затянутым пролог, тем более что режиссёр не чуждается юмора, описывая, как непросто завязываются отношения у холостяка Кана Чжи-гу и женщины-медика Ким Ин-хэ, которую тот, исполняя служебные обязанности, спас от верной гибели. Мало того, создателям требовалось хотя бы вскользь очертить обстоятельства попадания смертельно опасной инфекции в страну – с нелегальными иммигрантами, тайно переправленными в грузовом контейнере. На фоне сведений о COVID-19, льющихся по всем каналам средств массовых коммуникаций, тревожные разговоры о птичьем гриппе подзабылись. А между тем именно штамм H5N1 указывался (в частности, Робертом Вебстером в 2003-м году) в качестве едва ли не главной эпидемиологической угрозы человечеству. Единственное, что успокаивало, – относительно редкие случаи заражения людей от пернатых… Конечно, многое из показанного уже доводилось видеть прежде; например, мелкие (незаметные невооружённому глазу) капельки слюны, летающие в воздухе после того, как больной кашлянет или чихнёт, возникали на экране ещё у Петерсена. Да и сама драматургическая конструкция, когда персонажи вынуждены бороться не только с абсолютным злом в лице вируса, но и параллельно – с нехорошими людьми, пекущимися о сохранности собственной шкуры, презрев безопасность окружающих, или пытающимися замести следы давних преступлений, не является новаторской. Другое дело, что Ким Сон-су постарался осмыслить гипотетическое чрезвычайное происшествие, исходя из национальной специфики. Грубо говоря, задался вопросом о том, как поведут себя сограждане в критической ситуации? И как станет действовать правительство, какие меры предпримет?.. Да, размах катаклизма, обрушившегося на рядовых (большей частью – ни в чём не повинных) индивидов, впечатляет сам по себе. Всё началось с доставки обычного контейнера, где нелегалы имели несчастье оказаться запертыми с заражённым собратом – и умерли в муках ещё до прибытия в порт назначения. Инфекция с неотвратимостью вырывается наружу – и вот уже приходится оцеплять весь округ, а жителей отлавливать по квартирам и сгонять в спешно возведённый палаточный лагерь, обнесённый колючей проволокой. Конфликт врачей с политиками и военными, не желающими прислушиваться к советам специалистов, можно было бы показать, наверное, тоньше, но суть передана точно. Ким даже решительнее, чем западные коллеги, рисует печальную картину, демонстрируя, как экскаваторами сгружают и предают огню горы трупов – вместе с многими живыми… Жутковатый образ! Разумеется, растёт недовольство тех, кого поместили в карантин, что в конце концов выливается в массовые беспорядки – и даже в вооружённое столкновение. Создатели «Вируса» чётко выдерживают принцип нарастания интенсивности экранных событий, что позволяет избежать самоповторов и гарантированно удержать зрительское внимание. Как тут перестать следить за судьбой Ин-хэ, пытающейся спасти дочку, но и всё же помнящей о принесённой клятве Гиппократа? Наконец, есть ещё один принципиально важный для авторов мотив. Пон Чжун Хо, рассказывая о членах семьи Пак, схлестнувшихся с прожорливым мутантом (никаким не динозавром!), нашедшим пристанище в толще вод реки Ханган, прямо обвинил американцев в пренебрежительном, зачастую варварском отношении к Южной Корее. Ким продолжает критическую линию, предположив (предположив с полным основанием), что представители США в подобной внештатной ситуации забудут обо всякой гуманности – проявят жёсткость. Предельную жёсткость. Избыточную жёсткость, с опорой на военную силу – вплоть до бомбардировки местности, благо что боевые самолёты за считанные минуты достигнут любой точки на территории государства. Нельзя не порадоваться тому обстоятельству, что всё больше корейцев выражает недовольство статусом родной страны, демонстрирующей впечатляющие экономические успехи (отнесённой к так называемым «азиатским тиграм»), но по-прежнему частично лишённой суверенитета, что для радикально настроенных кругов общества равносильно оккупации. Сумеет ли в реальности Президент выдержать прессинг и отстоять интересы народа? Вопрос остаётся открытым. Как и вопрос о предотвращении в будущем новых вспышек эпидемий. _______ 1 – В оригинале – «Грипп», что подтверждают и международные англоязычные варианты («Flu» и «The Flu»).