Вторая полнометражная картина Киры Коваленко, выпускницы режиссёрской мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском государственном университете, получила главный приз в «Особом взгляде», второй по значению программе Каннского кинофестиваля. Кое-кем это подаётся вообще в качестве первого случая в истории российского кино, хотя в 2008 году удостаивался этой награды Сергей Дворцевой за «Тюльпан», являющийся копродукцией разных стран, включая Россию.
31-летняя Коваленко сделала заметный шаг вперёд в своей картине «Разжимая кулаки» по сравнению с дебютом «Софичка», довольно анемичной работой с медленно угасающим ритмом. Напротив, в её новой ленте есть живость повествования, чувствуется особая энергетика, нарастающая по мере продвижения к финалу рассказываемой истории. И забегая вперёд, можно сказать, что в последних сценах этого фильма куда сильнее ощущается раскованная кинематографическая стихия, конечно, проявившаяся благодаря осмысленно использованной «лихорадочной камере» и «рваному монтажу». Но ещё важнее то, что данные эпизоды знаменуют как бы прорыв к свободе главной героини, осетинской девушки Ады, которая во что бы то ни стало хотела избавиться от власти строгого отца и покинуть родной дом, как говорится, куда глаза глядят - лишь бы подальше от тесноты существования в унылом шахтёрском городке в северо-кавказских горах.
Кстати, один из авторов сценария - Антон Яруш, который был причастен к созданию «Тесноты» Кантемира Балагова, действительно производящей клаустрофобный эффект, а главное, оставляющей гнетущее и даже мерзкое впечатление от всего происходящего. Этого абсолютно нет в ленте «Разжимая кулаки», несмотря на то, что драматизма и обострённых взаимоотношений как внутри отдельной семьи, где глава - Заур, мужчина сугубо патриархальных взглядов, так и за её пределами. Изнывающая молодёжь находит хоть какой-то выход лишь в бессмысленных круговых гонках на автомобилях по пыльной площадке да ещё в танцах на местной дискотеке. И то, что нетерпеливо ожидаемый Адой её старший брат Аким приезжает из Ростова вовсе не на автобусе или не на машине, а именно на видавшем виды мотоцикле, на заднем сиденье которого девушка мечтает покинуть давно надоевшее и опостылевшее место своего пребывания на свете, также снабжает картину дополнительными ассоциациями с разными произведениями мирового кино о молодёжи, бунтующей против предков конкретно и общества в целом.
Сама Кира Коваленко в интервью да и в названии ленты намекала на перекличку с ярким и смелым дебютом итальянского контестатора Марко Беллоккьо - «Кулаки в кармане» о затхлом и давящем на психику мире отдельно взятой семьи. Но ещё можно было бы вспомнить его другую выдающуюся работу «Триумфальный марш» о том, как резко и безжалостно корёжит человеческие души служба в армии с её казарменными порядками. Между прочим, в осетинском языке слово «дом», звучащее как «хадзар», теперь чаще произносится (так и в фильме Коваленко) чуть иначе - «хазар». И когда слышишь это с экрана (тут надо бы порадоваться, что нет необходимости, как в совершенно невнятной по речи «Тесноте», мучительно вслушиваться в реплики героев - имеются русские субтитры), то моментально думаешь об аналогии с казармой, откуда столь упорно желает вырваться Ада на волю.
Другое сопоставление наверняка покажется многим слишком натянутым. Но трудно избавиться от невольного политического подтекста, который вряд ли имели в виду молодые создатели картины, что это напоминает стремление куда-то прочь из былого существования в своеобразной «тюрьме народов» ради обретения национальной свободы каждой из прежних союзных или автономных (только на бумаге) республик СССР. А вот будет ли такой побег во благо?! Разумеется, героиня испытывает бурную радость в финале, как и молодожёны, рядом несущиеся в очень шумном брачном кортеже. Но ведь и счастливые браки порою заканчиваются горьким разводом…
8
,0
2021, Россия, Драмы
96 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Вторая полнометражная картина Киры Коваленко, выпускницы режиссёрской мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском государственном университете, получила главный приз в «Особом взгляде», второй по значению программе Каннского кинофестиваля. Кое-кем это подаётся вообще в качестве первого случая в истории российского кино, хотя в 2008 году удостаивался этой награды Сергей Дворцевой за «Тюльпан», являющийся копродукцией разных стран, включая Россию. 31-летняя Коваленко сделала заметный шаг вперёд в своей картине «Разжимая кулаки» по сравнению с дебютом «Софичка», довольно анемичной работой с медленно угасающим ритмом. Напротив, в её новой ленте есть живость повествования, чувствуется особая энергетика, нарастающая по мере продвижения к финалу рассказываемой истории. И забегая вперёд, можно сказать, что в последних сценах этого фильма куда сильнее ощущается раскованная кинематографическая стихия, конечно, проявившаяся благодаря осмысленно использованной «лихорадочной камере» и «рваному монтажу». Но ещё важнее то, что данные эпизоды знаменуют как бы прорыв к свободе главной героини, осетинской девушки Ады, которая во что бы то ни стало хотела избавиться от власти строгого отца и покинуть родной дом, как говорится, куда глаза глядят - лишь бы подальше от тесноты существования в унылом шахтёрском городке в северо-кавказских горах. Кстати, один из авторов сценария - Антон Яруш, который был причастен к созданию «Тесноты» Кантемира Балагова, действительно производящей клаустрофобный эффект, а главное, оставляющей гнетущее и даже мерзкое впечатление от всего происходящего. Этого абсолютно нет в ленте «Разжимая кулаки», несмотря на то, что драматизма и обострённых взаимоотношений как внутри отдельной семьи, где глава - Заур, мужчина сугубо патриархальных взглядов, так и за её пределами. Изнывающая молодёжь находит хоть какой-то выход лишь в бессмысленных круговых гонках на автомобилях по пыльной площадке да ещё в танцах на местной дискотеке. И то, что нетерпеливо ожидаемый Адой её старший брат Аким приезжает из Ростова вовсе не на автобусе или не на машине, а именно на видавшем виды мотоцикле, на заднем сиденье которого девушка мечтает покинуть давно надоевшее и опостылевшее место своего пребывания на свете, также снабжает картину дополнительными ассоциациями с разными произведениями мирового кино о молодёжи, бунтующей против предков конкретно и общества в целом. Сама Кира Коваленко в интервью да и в названии ленты намекала на перекличку с ярким и смелым дебютом итальянского контестатора Марко Беллоккьо - «Кулаки в кармане» о затхлом и давящем на психику мире отдельно взятой семьи. Но ещё можно было бы вспомнить его другую выдающуюся работу «Триумфальный марш» о том, как резко и безжалостно корёжит человеческие души служба в армии с её казарменными порядками. Между прочим, в осетинском языке слово «дом», звучащее как «хадзар», теперь чаще произносится (так и в фильме Коваленко) чуть иначе - «хазар». И когда слышишь это с экрана (тут надо бы порадоваться, что нет необходимости, как в совершенно невнятной по речи «Тесноте», мучительно вслушиваться в реплики героев - имеются русские субтитры), то моментально думаешь об аналогии с казармой, откуда столь упорно желает вырваться Ада на волю. Другое сопоставление наверняка покажется многим слишком натянутым. Но трудно избавиться от невольного политического подтекста, который вряд ли имели в виду молодые создатели картины, что это напоминает стремление куда-то прочь из былого существования в своеобразной «тюрьме народов» ради обретения национальной свободы каждой из прежних союзных или автономных (только на бумаге) республик СССР. А вот будет ли такой побег во благо?! Разумеется, героиня испытывает бурную радость в финале, как и молодожёны, рядом несущиеся в очень шумном брачном кортеже. Но ведь и счастливые браки порою заканчиваются горьким разводом…