Georges Méliès

Жорж Мельес

Жорж Мельес (Georges Méliès) – легендарная фигура в мировом кинематографе, один из основоположников кино,...

Развернуть
Фильмография
1 фильм
Всё
Режиссёр
Актёр
Продюсер
Художник
Сценарист
Монтаж
Биография

Жорж родился в семье промышленника в Париже 8 декабря 1861 года. Детство его было достаточно обеспеченным, чтобы он мог позволить себе увлекаться театром и искусством. С детства он особенно любил рисовать, его карикатуры публиковали журналы. Постепенно юношеские увлечения перетекли во взрослую жизнь. В 1888-м году 27-летний Жорж стал владельцем театра «Робер-Уден», где под его руководством показывали фокусы, иллюзии и трюки.

28 декабря 1895 года в Париже произошел первый киносеанс братьев Люмьер. Вдохновленный этим, Мельес хотел купить у Люмьер киноаппарат за 10 тысяч франков. Однако Люмьеры ему отказали, сказав, что намерены сами получать деньги от своего изобретения. Но идея снимать кино уже поглотила Мельеса и после долгих поисков он все-таки купил съемочную камеру в Англии.

В 1896 году Жорж Мельес снял свой первый фильм – «Партия в карты». Он увлеченно искал свой путь в кино. «Однажды, когда я снимал площадь Оперы, задержка в аппарате (весьма примитивном, в котором пленка часто рвалась или зацеплялась и застревала) произвела неожиданный эффект. Понадобилась минута, чтобы освободить пленку и вновь пустить в ход аппарат. За эту минуту прохожие, экипажи, омнибусы изменили свои места. Когда я стал проецировать ленту, в том месте, где произошел разрыв, я увидел, как омнибус Мадлен – Бастилия превратился в похоронные дроги, а мужчины – в женщин... Два дня спустя я уже снимал первые превращения мужчин в женщин и внезапные исчезновения, имевшие громадный успех», – писал Жорж о своем первом собственном «трюке» в кино. Таким образом Мельес открыл прием «стоп-камера». Также по наитию он нашел приемы замедленной и ускоренной съемки, затемнений и наплывов и многие другие.

Через год Мельес выстроил в парижском предместье Монтрэ на своей вилле первую в мире киностудию – стеклянный павильон. По тем временам она представляла что-то небывалое: в ней были люки, тележки для наездов и отъездов камеры, черные бархатные фоны для съемок. Кинематограф без преувеличения полностью поглотил Мельеса – он был не только сценаристом, режиссером, актером и художником, но и механиком, продюсером, заказчиком, издателем, распространителем и прокатчиком своих картин. Вскоре студия начала приносить ему хороший доход. Только за 1897 год он снял почти 60 короткометражек. Он восстанавливал войны («Взятие Турнавоса», «Война в Греции», «Резня на Крите»), создавал сказки, раскрашивая черно-белые фильмы кисточкой от руки.

Он творил волшебство в кино, вводя жанр феерии. Лучшими фильмам Мельеса считаются «Путешествие на луну», «Путешествие Гулливера в страну лилипутов и страну гигантов», «Коронации Эдуарда VII» (1902), «В царстве фей» (1903). Вклад Мельеса в киноискусство огромен, ведь он первым понял силу зрелищности кинематографа и стал экранизировать литературные сюжеты. Но к 1913-м году интерес к феериям Мельеса угас на фоне спроса в кино «о реальной жизни». Жорж не хотел отказываться от излюбленного жанра фантастической феерии. Его компания обанкротилась, он лишился студии и виллы.

После войны Жорж некоторое время работал в Штутгартском театре декоратором. Позже, продавал детские игрушки в зале вокзала Монпарнас. С 1932 года он жил в доме для престарелых общества взаимопомощи киноработников в Орли. Смерть настигла его 21 января 1938 года в возрасте 76 лет. История жизни Мельеса легла в основу ленты Мартина Скорсезе «Хранитель времени» (2011), которая стала данью мастера – великому Мельесу.

Комментарии
Расскажите первым о персоне