Назад

Фильм Язык нежности

Terms of Endearment
Развернуть трейлер

Режиссерский дебют Джеймса Л. Брукса, который до этого занимался написанием сценариев и продюсированием. «Первый блин» получился далеко не комом, заработав одиннадцать номинаций на «Оскар», пять из которых он выиграл. Главные роли в фильме сыграли звезды первой величины, такие как Джек Николсон, Джефф Дэниелс и Дэнни ДеВито. События картины развиваются на протяжении длинного отрезка времени, в течение которого показывается жизнь матери и дочери. Рано лишившись мужа, Аврора одна воспитывала дочку Эмму, с которой, несмотря на частые разногласия, была очень близка. Повзрослев, Эмма очень рано вышла замуж, едва окончив школу, в то время как ее лучшая подруга поступила в колледж и вскоре сделала блестящую карьеру. Эмма же родила двух детей, погрязла в сером быту и завела любовника. Аврора всю жизнь пеклась о дочери, переживая за ее неустроенность, из-за чего совсем забыла о том, что она все эти годы была одна. Ее жизнь круто меняется, когда в соседний дом переезжает видавший виды, но все еще знающий, как зажечь, астронавт в отставке Гарретт. Как развивались их странные, но все же притягательные отношения, можно посмотреть онлайн в фильме «Язык нежности».

7,7

Рейтинг показывает сильные стороны фильма

Об ivi.рейтинге
КиноПоиск 7,3
7,7
недостаточно данных для вывода расширенного рейтинга
Подробнее об ivi.рейтинге
КиноПоиск 7,3
недостаточно данных для вывода расширенного рейтинга
Языки
Английский
Максимальное качество

Фактическое качество воспроизведения будет зависеть от возможностей  устройства и ограничений правообладателя

Сюжет

Осторожно, спойлеры

Аврора Гринуэй – довольно милая домохозяйка и суматошливая мать очаровательной Эммы. Всё свое свободное время она посвящает дочери, чрезмерно опекая девочку. Близкие и знакомые замечают, что женщине не мешало бы обратить внимание и на свою жизнь, тем более в свои сорок с хвостиком она по-прежнему привлекательна и нравится мужчинам. В Хьюстоне вообще хватает завидных кавалеров, особенно среди астронавтов.

В тайне от матери готовящаяся к свадьбе Эмма вместе с подругой Пэтси употребляет лёгкие наркотики. Её жених – Флэп Хортон – скромный преподаватель из колледжа, и его кандидатура сильно не по душе Авроре. Накануне бракосочетания мать и дочь ссорятся, Аврора отказывается приходить на свадьбу и начинает постоянно третировать зятя. Между тем брак особо счастливым не получается, в чем Флэп винит именно тёщу.

Услышав крики со двора, Аврора обращает внимание на упитанного и явно нетрезвого ловелас средних лет – это астронавт Гарретт Бридлав. На Аврору имеют виды двое знакомых мужчин, а она лишь теряет дар речи, узнав о беременности дочери, и выскакивает на улицу. Там она становится свидетельницей некрасивой сцены: пьяный Гарретт домогается до двух молоденьких девушек и получает жёсткий отпор.

Проходит несколько лет. У Эммы и Флэпа родился сын Томми. По служебной необходимости молодая семья вынуждена переехать в другой город, чему Флэп только рад. Аврора остаётся одна, и теперь всё чаще сталкивается с шумным соседом Гарреттом. Мужчина начинает оказывать ей знаки внимания и приглашает Аврору на обед. Женщина, однако, о нем слишком низкого мнения, а супруги Хортон въезжают в новый дом, который им очень нравится.

Еще через несколько лет Эмма рожает второго мальчика Тедди, а в отношениях между нею и Флэпов нарастает напряжение. У мужчины сложности с работой, а денег семье начинает не хватать. Снова беременная скрепя сердце Эмма вынуждена просить у матери. Аврора отчаянно костерит Флэпа, обзывая его бездарностью. Нервная Эмма всё больше начинает ревновать мужа и подозревать его в изменах. От вероятного разоблачения Флэпа спасает очередной звонок тёщи. Он начинает всё чаще срывать раздражение на жене, советуя ей брать деньги у матери. Эмма отправляется вместе с магазин, где не может полностью расплатиться за покупки. От унижения женщину спасает новый знакомый Сэм Бёрнс, который сразу же кладет на неё глаз.

У Эммы родилась дочь Мелани. Аврора празднует 50-летие, на торжество съехались всё те же знакомые горе-ухажёры. В этот момент женщина чувствует себя по-настоящему одинокой, и в случайном порыве звонит в дверь Гарретта. Теперь, спустя несколько лет, она согласна пойти с ним на обед. На следующий день они отправляются в кафе. И если посиделки проходят скучно, то поездка на огромной скорости по пляжу приносит обоим удовольствие. Гарретт пытается домогаться, но Аврора непреклонна. По возвращении она обиженно корит Гарретта, а он объясняет свои домогательства большой симпатией. Эмма тем временем встречается с Сэмом, между ними начинается роман. Страшно робея, мужчина зовёт её на тайное свидание, что объясняет недостатком сексуальной жизни. Эмма решительно соглашается.

Аврора жалуется дочери на бестактного соседа, а та советует дать уже волю чувствам: у матери слишком давно не было секса. Поколебавшись, Аврора следует совету и зовет Гарретта к себе. Ночью малышке Мелани становится плохо. Эмма берет дочку с собой в сауну, где Флэп сообщает о предложении поработать деканом в штате Небраска. Эмма не хочет переезжать и признается матери, что ей больше по душе Сэм. Отношения между Авророй и Гарреттом крепнут: мужчина приглашает женщину к себе домой. Эмма случайно замечает Флэпа во время пикантного общения с коллегой и закатывает сцену ревности. Эмма бросает мужа и возвращается вместе с детьми в Хьюстон, что вовсе не радует Гарретта. Аврора делится с дочерью восторженными впечатлениями от Гарретта. Флэп пытается вернуть жену, и она все-таки соглашается на переезд в Небраску.

Гарретт решает объясниться с Авророй. Он считает себя недостойным её. А Эмма прощается с Сэмом, который выпрашивает у нее на прощание фотографию. В Небраске Эмму поджидает неприятный сюрприз: она узнает, что сюда же переехала и пассия Флэпа. К тому же на медицинском обследовании у Эммы находят подозрительные шишки на плече. Вечером она устраивает Флэпу сцену, а углубленное обследование диагностирует рак. Аврора вместе с подругой Пэтси срочно приезжает в Небраску. Бездетная Роузи приглашает Эмму приглашает погостить в Нью-Йорк. Там она знакомится с подругами Пэтси – все бездетные или разведённые. Эмма в шоке от этих женщин, о чем и сообщает подруге.

Аврора спрашивает Флэпа об Эмме и общается с ним сухо. Эмму кладут в больницу, никакое лечение ей не помогает: женщина обречена. Аврора отчаянно заботится о дочери, терроризирует медсестер, а на следующий день случайно сталкивается с Гарреттом. Он пытается уклоняться от откровенного разговора, но перед отъездом в Хьюстон все же признается Авроре в любви. На Эмму рассказ счастливой матери не производит впечатления, она теперь думает только о смерти. Аврора заявляет Флэпу, что хочет сама воспитывать мальчиков, Мелани готова удочерить Пэтси. Флэп винится перед Эммой, но уверяет, что никогда ей не изменял. Впрочем, Эмме уже все равно, но ей приятно, что Флэп надел подаренный ею галстук. Эмма объясняет, что будет лучше так, как предлагает Аврора и просит привести детей, чтобы попращаться.

Пэтси приводит Эмму в божеский вид перед посещением детей и благодарит подругу за возможность побыть матерью. Томми и Тедди заходят в палату, и мальчики, глотая слёзы, трогательно прощаются со своей мамой. Свой последний час Эмма встречает в компании с мужем и мамой. Перед смертью она видит лица любимых людей и умирает спокойно. Смерть Эммы примиряет Аврору с Флэпом. На поминки приходит Гарретт, а между Пэтси и Флэпом зарождается симпатия. Гарретт знакомится с Томми и хочет мальчику хорошим другом.

Знаете ли вы, что

  • Фильм «Язык нежности» стал дебютной кинолентой, поставленной сценаристом Джеймсом Лоренсом Бруксом.
  • Роль Авроры Гринуэй должна была исполнить Дженнифер Джонс, владевшая правами на роман Ларри Макмёртри, но она не прошла кинопробы. Также рассматривалась кандидатура Луизы Флетчер, снимавшейся вместе с Николсоном и Де Вито в фильме «Пролетая над гнездом кукушки», и лишь после её отказа роль досталась Ширли Маклейн.
  • Изначально Дженнифер Джонс вместе с супругом, миллионером Нортоном Саймоном, наняли Брукса как сценариста для экранизации. Взявшись за работу, он так увлёкся материалом, что уговорил студию Paramount Pictures выкупить права на произведение Макмёртри и самостоятельно заняться режиссурой. Впоследствии Брукс решил не прописывать персонаж Авроры Гринуэй под конкретную исполнительницу. Получив права на экранизацию, Брукс публично благодарил Джонс и Саймона за предоставленный шанс снять главное кино в своей жизни.
  • Режиссёр фильма Джеймс Л. Брукс объяснял выбор Ширли Маклейн на главную роль очень просто: «Она была единственной, кто воспринимал фильм как комедию».
  • В отличие от экранизации, в книге всё повествование разделено на две части: события в первой происходят в 1962 году, а во второй в промежуток между 1971 по 1976. При этом в одном моменте Аврора проходит мимо игрового автомата Pac-Man, а такие появились только восьмидесятых.
  • Ради участия в «Языке нежности» Ширли Майклен отказалась от роли доктора Лэш в культовом фильме ужасов «Полтергейст», и её исполнила Беатрис Стрейт.
  • На роль Эммы изначально планировалась звезда фильма «Кэрри» (1976) Сисси Спейсек, но она предпочла съемки в драме «Пропавший без вести». Также эту роль могла исполнить Джоди Фостер, но она решила не прерывать ради этого учебу в Йельском универстите.
  • Аврору Гринуэй и Эмму Хортон могли сыграть настоящие мать и дочь – Джанет Ли и Джейми Ли Кёртис.
  • По воспоминаниям Ширли Маклейн, всем участникам съемочной группы, а ей в особенности, пришлось очень непросто с Джеком Николсоном. Темпераментный актер получал такое удовольствие от работы над образом своего персонажа, что частенько позволял себе весьма фривольное поведение и не стеснялся показываться перед камерой в неглиже. Немало сцен с его участием стали результатом бурной импровизации Николсона.
  • Редкий случай, но сразу две участницы фильма, Ширли Майклейн и Дебра Винтер, были одновременно номинированы на премию Оскар в категории «лучшая женская роль». Заветная статуэтка досталась Майклейн, и, отправляясь за наградой, она сказала Винтер: «Половина заслуги – твоя». Младшая коллега ответила на это: «Тогда я возьму половину». До выхода фильма «Язык нежности» в истории кино было три случая с одновременным выставлением на «женский Оскар» сразу двоих актрис из одной картины: это ленты «Всё о Еве» (1950) с номинацией Энн Бакстер и Бетт Дейвис, «Внезапно, прошлым летом» (1959) – Кэтрин Хепбёрн и Элизабет Тейлор, «Поворотный пункт» (1977) – Ширли Майклен и Энн Бэнкрофт. После «Языка нежности» аналогичный случай произошёл в картине «Тельма и Луиза» (1991), тогда одновременно номинировали Джину Дэвис и Сьюзан Сарандон.
  • Исполнительнице роли Эммы, Дебра Винтер не раз изумляла коллег по съемкам странными поступками, поскольку мучительно боролась с наркотической зависимостью. Однажды Ширли Маклейн застукала ее за употреблением кокаина, но не выдала.
  • Джон Литгоу был привлечён к съемкам в пожарном порядке, для замены предыдущего кандидата на роль Сэма Бёрнса. Все сцены с Литгоу в итоге были отсняты всего за три дня, чтобы не отвлекать актера от работы в фильме «Свободные», где он сыграл священника.
  • Это первый совместный фильм Джеймса Брукса и Джека Николсона. На съемках у них завязалась дружба, и когда тринадцать лет спустя Брукс соберется ставить фильм «Лучше не бывает», то на главную роль пригласит именно Николсона. За участие в обеих этих картинах Николсон удостоился «Оскара». Примечательно, что статуэтку Джек получил из рук самого молодого обладателя этой награды Тимоти Хаттон, который через пару лет женился на Дебре Винтер.
  • Джеймс Л. Брукс вошёл в историю кинематографа как четвёртый режиссёр, заслуживший «Оскара» своей дебютной постановкой. Ранее подобное достижение покорилось Делберту Манну за фильм «Марти» (1955), Джерому Роббинсу – за «Вестсайдскую историю» (1961) и Роберту Редфорду – за «Обыкновенных людей» (1980). После успеха Брукса с «Языком нежности», это удалось Кевину Костнеру в «Танцующем с волками» (1990) и Сэму Мендесу в «Красоте по-американски» (1999). Ни один последующий фильм Брукса значительных кинонаград не удостаивался.
  • Фильм считается экранизацией одноимённого романа Ларри Макмёртри, однако персонаж Гаррета Бридлава в книге отсутствует. Он был придуман для адаптации произведения и прописывался специально под популярного в те годы Бёрта Рейнольдса. Однако этот актёр не смог принять участия в съёмках, поскольку уже был занят в работе над фильмом «Гонщик Строкер». Николсон сразу согласился сняться вместо Рейнольдса, но вспомнили о Джеке лишь после того, как Харрисон Форд и Пол Ньюман отказались от роли Гарретта. Николсон же подошёл к работе очень ответственно и консультировался с настоящими астронавтами, чтобы лучше понять характер своего героя.
  • В книге не было персонажа Гарретта, поэтому у Авроры завязывался роман с генералом. Эта сюжетная линия легла в основу сиквела «Вечерняя звезда», вышедшего в 1996 году, где Ширли Маклейн и Джек Николсон вернулись к своим ролям из «Языка нежности». По неизвестным причинам персонаж Пэтси носит другую фамилию. Если в «Языке нежности» она Пэтси Кларк, то в «Вечерней звезде» – Карпентер.
  • Перед тем, как пересечься на площадке «Языка нежности», Джек Николсон и Дэнни Де Вито вместе снимались в фильме «Пролетая над гнездом кукушки» (1975). Оба фильма получили по пять «Оскаров», и единственным отличие в наградном списке стало то, что Николсон за «Язык нежности» был номинирован за лучшую мужскую роль второго плана. Это обстоятельство и не позволило картине Брукса войти в почётный список фильмов, получивших пять главных «Оскаров» (лучший фильм, лучшая режиссура, лучший сценарий, лучшая мужская роль, лучшая женская роль), где помимо ленты «Пролетая над гнездом кукушки» находятся лишь два фильма: «Это случилось однажды ночью» (1931) и «Молчание ягнят» (1991).
  • Нечастое явление в кинематографе, чтобы на одной съемочной площадке сошлись сразу два лауреата «Оскара» (Ширли Маклейн, Джек Николсон) и четыре номинанта на эту премию (Дэнни Де Вито, Джон Литгоу, Дебра Винтер и Альберт Брукс).
  • В процессе работы над ролью Эммы у Дебры Винтер начался роман с губернатором штата Небраска Бобом Керри, который, по словам политика, начался с курьёзного инцидента: спешащая куда-то актриса сбила его с ног. При этом одна нижняя конечность у Керри отсутствовала после травмы, полученной во время войны во Вьетнаме.
  • Хронометраж фильма охватывает примерно тридцать лет. Конкретные даты не обозначены, но основная часть картины (с уже взрослой Эммой) происходит в конце семидесятых. Об этом говорит настенный календарь 1979 года в доме Авроры, примерно в середине фильма. Получается, именно в этот период Гарретт как астронавт был не востребован в NASA, поскольку с 1975 (финальная миссия корабля «Аполлон») по 1981 (первая миссия «Спейс шаттла») годы не было ни одного пилотируемого полёта.
  • «Язык нежности» стал вторым фильмом Джека Николсона после «Пролетая над гнездом кукушки», который получил «Оскара» как фильм года. Третьей такой картиной стали «Отступники» (2006) Мартина Скорсезе.
  • Изначально Американской киноассоциацией МРАА фильму был присвоен рейтинг R (18+) – за употребление нецензурной лексики. После предпринятой апелляции рейтинг был снижен до PG, т.к. в те годы PG-13 ещё не существовало. Во всех остальных фильмах Джеймса Брукс тот же рейтинг.
  • Ширли Маклейн не раз жаловалась в своих интервью на жёсткий авторитарный стиль руководства Джеймса Брукса. Режиссёр также имел обыкновение носить странные головные уборы. По словам актрисы, Брукс держал в страхе всю съёмочную бригаду, а сама после окончания работ над ролью даже не стала дожидаться окончания производственного процесса и отправилась в аэропорт.
  • Спустя три года после съёмок в «Языке нежности» Джек Николсон и Джефф Дэниелс пересеклись в фильме «Ревность» (1986).
  • Роль подруги мужа Эммы, Пэтси должна была исполнить Ким Бейсингер, но она отказалась участвовать ради работы в фильме «Мужчина, который любил женщин» (1983).
  • По книге между Флэтом и Пэтси завязывается роман, однако в экранизации дело ограничилось лишь намёками.
  • В фильме играет заметную роль картина Огюста Ренуара, которая была подарена матерью Авроры и висит у неё в спальне. Аврора собирается подарить это полотно своей дочери на свадьбу, но затем передумывает. Картина попадает в объектив камеры, когда Эмма просить мать одолжить ей денег. Кроме того, именно творение Ренуара Аврора использует в качестве предлога, чтобы пригласить к себе домой Гарретта. Примерную стоимость картины на момент съёмок определить невозможно, поскольку в то время не проводились аукционные оценки таких полотен, однако можно предположить, что если Аврора решилась продать свой подарок, то цена составила бы порядка миллиона долларов.
  • Хронологически первой адаптацией романа «Язык нежности» была театральная постановка. И уже после выхода одноимённого фильма в прокат, Джеймс Брукс посетил спектакль, по окончании которого получил специальный подарок. Это была книга с комиксами «Жизнь в аду» авторства Мэтта Грёйнинга. Бруксу до того понравился этот сюжет, что он предложил Грёйнингу экранизировать его комиксы в еженедельном мультипликационном шоу, получившем название «Шоу Трейси Ульман» (1987). Персонажами этой программы были члены семьи Симпсонов, вскоре получивших полноценных сериал, насчитывающий в наши дни уже 30 сезонов.
  • Юный актёр Трой Бишоп, сыгравший старшего сына Эммы Томми, позже отметился в слэшере «Крик» (1996), как один из подростков, разыгрывавший приятелей в маске призрака.
  • Сцены в больнице, куда кладут Эмму, снимались в гостиничном номере отеля Holiday Inn в Линкольне, штат Небраска. Номер был на скорую руку переоборудован, чтобы выглядеть как больничная палата. Также, специально для съемок больничного коридора, на северной стороне отеля была установлена дополнительная лестница.
  • Сцены в колледже округа Керн, где работает Флэп, были сняты в университете штата Небраска, поскольку в упомянутом учебном заведении шла масштабная реконструкция.
  • Наружные съемки дома Авроры велись на Локк-Лейн в городе Хьюстон, штат Техас. Буквально в паре миль от этого места располагается престижный Университет Райса, в котором автор произведения Ларри Макмёртри получил степень магистра.
  • Очень символичный эпизод, прекрасно характеризующий сущность всего фильма и его пропаганду семейных отношений, показан в концовке, когда Флэп на свидание с больной супругой надевает подаренный ею галстук, чего прежде не делал до этого ни разу.
  • С участием Флэпа также снят ещё один важный эпизод. Эмма замечает мужа фривольно (как она полагает) разговаривающим с Пэтси, но на самом деле Флэп смотрит на жену с гораздо большей теплотой, и его чувства особенно заметны по активной жестикуляции.
  • Джеймс Брукс не без самоиронии признавался в интервью, что совершенно не умеет выбирать названия для своих фильмов. Поэтому, в частности, для экранизации романа не стали придумывать какого-то другого названия, а заглавия следующих работ этого режиссёра также не отличаются выразительностью: «Телевизионные новости», «Я согласен на всё», «Лучше не бывает».
  • По грустной иронии судьбы, Ширли Маклейн в немалой степени повторила судьбу своей героини: ее отношения с дочерью Сачи Паркер также далеки от идеальных, как и у Авроры с Эммой. В вышедшей автобиографии Паркер под названием «Удачи мне: жизнь с Ширли Маклейн и без Ширли Маклейн» она обвиняет мать во множестве прегрешений: в частности, в домашнем насилии, издевательствам и пренебрежению. Маклейн была шокирована этой книгой и назвала её лживой.
  • Джеймс Гарнер был в числе соискателей роли Гарретта Бридлава, а Сисси Спейсек, в свою очередь, могла сыграть Эмму. Спустя одиннадцать лет после выхода «Языка нежности» они все-таки сойдутся на одной площадке, когда снимутся в фильме «Улицы Ларедо» (1995), поставленному по другому роману Ларри Макмёртри.
  • Картина входит в почётный список «1001 фильм, которые вы должны увидеть, прежде чем умереть», составленный Стивеном Шнайдером.
  • Художница-постановщица Полли Плэтт была женой Питера Богдановича, но на момент выхода фильма они были уже в разводе, причем история их любовного треугольника с Сибил Шепард достаточно подробно описывается в книге «Беспечные ездоки, бешеные быки», а после и легла в основу фильма «Непримиримые противоречия» (1984), где снялись такие известные актёры, как Шелли Лонг, Райан О’Нилл, Шэрон Стоун и Дрю Берримор.
  • В книге «Беспечные ездоки, бешеные быки», посвящённой свободным нравам в голливудской среде 70-х годов, также подробно рассказывается о любовных эскападах Джека Николсона и его смелых экспериментах, в частности во время постельных утех. Там актёр хвастался, что посыпал кокаином свои половые органы и партнёрш, чтобы увеличить чувствительность и возбуждение.
  • В короткой, но запоминающейся сцене из начала фильма, где сильно нетрезвого персонажа Николсона по возвращении домой поочерёдно отшивают две молодые дамы, снялась актриса Лелиз Фолс. Позже она сочла, что её голос не подходит Дорис и сама попросила Мэри Кэй Плэйс о переозвучке.
  • Композитор фильма Майкл Гор приходится родным братом певице Лесли Гор. Они сошлись на съемочной площадке фильма «Слава» (1980), получившей «Оскара» за песню Out Here on My Own, написанную Майклом и исполненную Лесли.
  • Ошибки в фильме

  • Сцена из начала фильма. Эмма преподносит Флэпу галстук и, доказывая, что аксессуар подойдет к костюмам мужа, машет им перед носом. При этом из ее блузки почему-то торчит товарная бирка. Эмма так спешила расплатиться за покупки и прибежать домой, что забыла срезать бирку?
  • Супермаркетов бренда Miller & Paine, один из которых попадает в кадр, когда семья Хортон едет в машине, не было в Техасе в 70-80-хх. Эту сцену снимали в другом штате.
  • Спустя несколько лет после предложения Гарретта пообедать вместе, Аврора таки соглашается. И вот они наконец приезжают в кафе, где Аврора почему-то дважды усаживается на один и тот же стул. Сначала ей помогает Гарретт, затем, на более крупном плане, она садится еще раз.
  • Сцена итогового объяснения между Авророй и Гарреттом. Мужчина винится за свою никчемность, а женщина в это время слушает его то подперев подбородок правой рукой, то прижав обе руки к скамейке.
  • Эпизод с госпитализацией Эммы. Она сидит на кушетке, а Флэп копается в коробке вещами. В одну и ту же снятую, но снятую двумя разными дублями, стакан в руке Флэпа то появляется, то исчезает.
  • Сцена в Нью-Йорке. Эмма выговаривает подруге за совместный обед с ее проблемными приятельницами. Делает она это на фоне еще целого Всемирного торгового центра. При этом облака окутывают небоскребы совершенно по-разному. Здесь видимо также одним заходом снять не удалось.
  • Аврора одета в разные юбки в течение одного и того же эпизода. Вот она вся слезах выходит из больницы – на ней белая юбка с аппликациями. После того как Аврора приходит в бассейн, видно, что юбка совсем другая – бежевого цвета и без аппликаций. У нее было возможности где-то переодеться.
  • Оформить подписку