Назад

Фильм Союз спасения

Развернуть трейлер

Победители Наполеона, молодые офицеры Российской империи возвращаются домой после взятия Парижа. Но прежняя жизнь уже не для них. В декабре 1825 года они выходят на Сенатскую площадь, чтобы совершить переворот в стране или потерять всё. Возрожденный Петербург начала XIX века, актуальная история, зрелищные съемки оператора Игоря Гринякина («Движение вверх») и лучшие российские актеры в изящных офицерских мундирах (Павел Прилучный, Максим Матвеев, Леонид Бичевин, Игорь Петренко и многие другие) в историко-приключенческой драме «Союз спасения» режиссера Андрея Кравчука («Адмирал», «Викинг»).

После окончания Отечественной войны и заграничных походов в Петербурге появляется тайное общество «Союз спасения». Его учредители – военная и светская элита Российской империи, наследники старинных дворянских родов и освободители Европы. Они дети 1812 года, свидетели и соучастники великих побед своей страны. Они энергичные молодые люди, многим из которых нет и тридцати лет. У каждого впереди целая жизнь, полная возможностей, славных дел и любви. У каждого – мечта изменить Россию, ради которой они готовы поставить на кон всё, что имеют. И однажды они поставят. Историки назовут их «декабристами», но сейчас – это непохожие друг на друга, живые люди со сложной судьбой и внутренними противоречиями. Мы знаем, к чему приведут их смелые планы, но пока они идут на восстание, веря в другой исход.

Фильм, представляющий новый взгляд на историю декабристов, «Союз спасения» можно посмотреть в нашем онлайн-кинотеатре.

7,6

Рейтинг показывает сильные стороны фильма

Об ivi.рейтинге
КиноПоиск 6,3
7,6
режиссура
сюжет
зрелищность
актёры
Подробнее об ivi.рейтинге
КиноПоиск 6,3
режиссура
сюжет
зрелищность
актёры
Языки
Русский
Максимальное качество

Фактическое качество воспроизведения будет зависеть от возможностей  устройства и ограничений правообладателя

Сюжет

Осторожно, спойлеры

Париж, 1808 год. В пансион Хикса прибывает император Наполеон I. Он разговаривает с учениками пансиона. Учитель говорит: перед вами лучшие ученики пансиона. Наполеон: лучший может быть только один. Вперед выходит один из мальчиков: я лучший по истории, арифметике и латыни. Учитель: да, это правда. Наполеон: Вольтер как-то сказал, что свобода – это подчинение закону. Ты с этим согласен? Ученик: нет. По-моему, свобода – это возможность следовать своему предназначению. Наполеон: тогда я дам тебе возможность продолжить свою мысль. Хорошо бы знать, в чем заключается твое предназначение. Ученик: древние говорили, что, если страна дает хотя бы одного такого свободного человека, то ее населяет великий народ. Наполеон: мы, французы, великий народ? Да. Но я – русский. Учитель: это Сергей Муравьев-Апостол, сын русского посланника. Наполеон: хотел бы я, чтобы мой сын был таким же. Император со свитой покидает пансион.

Санкт-Петербург, 1826 год. Император Николай I допрашивает Муравьева-Апостола. Я изучил ваше дело. Помню вас по Семеновскому полку: Сергей Иванович Муравьев-Апостол, 29 лет от роду, учился в Париже в пансионе, дворянин, вероисповедание христианское, по греческому обряду. На исповеди не был с 1821 года. Почему? Боялся проговориться о планах своих? Нет, каяться не в чем было. Что, и сейчас каяться не в чем? Нет. Так, значит, мне тебя отпустить надо? Муравьев-Апостол: так вы такие же, как мы. Император: не могут быть такими же представители законной власти и бунтовщики. Муравьев-Апостол: могут. И у вас, и у нас цели благородные, а средства преступные.

Высочайший смотр российской армии в честь взятия Парижа, 18 марта 1814 года. Муравьев-Апостол бежит к своему месту в строю с ящиком шампанского. Его останавливает его друг Михаил Бестужев-Рюмин, подпрапорщик Семеновского полка: ты куда? Так император будет смотр принимать, мы с ним выпьем. Это невозможно! Сегодня все возможно, мы ведь Наполеона победили!

Император Александр I проезжает мимо строя гвардейцев. Он видит Муравьева-Апостола, стоящего с ящиком шампанского в руках. Арестовать? Император: не надо, виктория ведь. Император проезжает дальше вдоль строя солдат.

Санкт-Петербург, 1820 год, театр. В ложе рядом с Анной Бельской и ее матерью сидит Муравьев-Апостол. Он шепотом рассказывает ей историю про шампанское для императора. Меня спасло только то, что все сочли, что я сошел с ума от парижского воздуха, который, как известно, пропитан флюидами свободы. Мать говорит Анне: вы мешаете мне смотреть представление. Анна: мама, сцена – там. А это правда, что Наполеон сказал, что хотел бы иметь такого сына, как вы? Зато я не хотел бы иметь такого отца, как он. Ему нужен весь мир, а мне нужно большее. Я люблю вас. В ложу заходит офицер и сообщает Муравьеву-Апостолу, что его срочно вызывают в полк. Все офицеры в зале поднимаются и выходят.

Муравьев-Апостол приезжает к казармам Семеновского полка. Ему сообщают, что солдаты взбунтовались. Их возмутила жестокость командира полка полковника Шварца. Тот велел высечь шпицрутенами солдата, ветерана наполеоновских войн за то, что тот вышел на построение с расстегнутыми штанами. Сейчас солдаты пытаются штурмом взять помещение, где скрывается Шварц. Они хотят высечь своего командира. Вызваны конногвардейцы, чтобы навести порядок. Муравьев-Апостол говорит, что Семеновский полк – и есть гвардия. Значит, мы и есть порядок. Он вместе с Бестужевым-Рюминым идет к солдатам. Отставить! Это бунт! Вы же солдаты гвардии, а не пьяное мужичье. Ведь в нашем полку сам государь служит. Так пусть он лично узнает, что в полку творится. Помните, как вы строем без офицеров в баню через весь город ходили? Так отправляйтесь в Петропавловскую крепость на суд государя. Может быть, вы нас и поведете? Нет, ребята, только сами. А то вы так бунтовщиками и останетесь, а я медаль получу.

Солдаты строем отправляются в крепость.

На набережной Невы встречаются военный генерал-губернатор Санкт-Петербурга граф Михаил Милорадович и великий князь Николай Павлович в сопровождении командира конногвардейцев генерала от кавалерии Алексея Орлова. Великий князь: зачинщики бунта выявлены? Милорадович: да это не бунт, а недоразумение. Солдаты сами пришли под арест, а офицеры, подавившие выступление, составили представление государю императору. Доложите государю императору, что все обошлось. Великий князь: ну, это уж государю императору самому решать.

Титры. Россия победила Наполеона и на несколько десятилетий превратилась в первую державу мира. Внутри страны нарастало ожидание перемен, которых желал и император Александр I: принятие Конституции, освобождение крепостных крестьян, отмена двадцатипятилетней военной службы, реформа суда. Возникали десятки обществ, ставивших перед собой цель преобразования страны. Многие из них были тайными. В Санкт-Петербурге группа гвардейских офицеров составила общество и назвала его Союз Спасения.

Гвардейские офицеры гуляют на квартире поэта и журналиста Кондратия Рылеева. Один из офицеров предлагает товарищам исполнить фокус, выпить бокал шампанского, который он установил в перевернутом виде на тарелку. Князь Сергей Трубецкой, полковник гвардии, говорит Муравьеву-Апостолу: а ты зря за Шварца заступился. Если бы солдаты расправились с командиром полка – глядишь, император бы и задумался. Муравьев-Апостол прерывает разговор и выпивает шампанское. Полковник Павел Пестель вертит в руках тарелку, на которой был установлен бокал. Он просит Рылеева подарить ему тарелку. Зачем она вам? Пестель: это сервиз императорского фарфора, символ уходящей эпохи. Офицеры смеются: если открыть оружейные комнаты и раздать солдатам оружие – у нас такое начнется, что все европейские революции праздником покажутся. Рылеев говорит, что он не против, если в России случится то же, что в Североамериканских штатах. Пестель: а, может, как во Франции? Но не забывайте, что во Франции аристократов вешали на фонарях. И если у нас будет так же, то все, кто находится в этой комнате, будут висеть на фонарях. Вот поэтому нам надо делать революцию коротко и без крови. То есть – военную революцию. Одним ударом надо срубить верхушку и взять власть. В этом наше спасение. У нас будет – Союз Спасения. Пестель на счастье бьет тарелку императорского сервиза.

Милорадович зачитывает офицерам Семеновского полка указ императора. Полковник Шварц за неумение командовать полком приговаривается к смертной казни. Полк подлежит расформированию, офицеры подлежат увольнению из гвардии. Их направляют в Малороссию, где они продолжат службу без права отставки. Полковника Трубецкого оставить в гвардии и прикомандировать к генеральному штабу, поскольку во время происшествия его не было в распоряжении полка. Учитывая предыдущую безупречную службу заменить полковнику Шварцу смертную казнь на отставку без сохранения содержания. Шварц падает в обморок. Милорадович: поднимите его. К Милорадовичу подходит Муравьев-Апостол: наказание чрезмерно строгое, солдаты повинились. Поговорите с государем. Адъютант Милорадовича полковник Амфельт: государь служил в этом полку, поэтому беззаконию нет оправдания. Муравьев-Апостол: а по какому закону нас наказали? Амфельт: высочайшая воля – и есть закон. Примите наказание с честью.

Титры. Пять лет спустя общество разделилось на Северное и Южное.

Украина, Киевская губерния, 1825 год. Офицеры за городом на пикнике. Идет обсуждение плана восстания. Пестель предлагает: на Севере считают, что им надо еще год – полтора. Но если мы нанесем удар – они вынуждены будут присоединиться к нам. Император за все время царствования не пропустил ни одного смотра. Не пропустит он и этого.

Показан план Пестеля. Идут учения. Александр I наблюдает за происходящим в подзорную трубу. А это что еще за маневр? Строй солдат Черниговского полка во главе с Муравьевым-Апостолом направляется к ставке императора. Солдаты целятся в царя. Муравьев-Апостол: вы арестованы! Что это – военный переворот? Нет, это революция. Один из заговорщиков набрасывается на императора и всаживает ему кинжал в грудь. Другой заговорщик перерезает горло адъютанту Александра.

Пестель: если оставить императора живым – за него вступятся миллион дворян и вся чернь. Так что убийцу надо будет тут же убить. Он должен будет об этом знать заранее и согласиться пожертвовать собой во имя нашего дела. А свиту императора мы арестуем за то, что она не смогла предотвратить гибели монарха. Потом мы двинемся на север.

Муравьев-Апостол говорит Пестелю: в вашем плане присутствует один большой изъян, сколько людей вы хотите убить по пути к свободе? Сколько потребуется. Вы что, боитесь испачкать руки? Я не пойму, чего в вас больше, наивности или гордыни?

Украина, Тульчин, штаб 2-й армии. Пестель говорит генерал-интенданту Алексею Юшневскому: мы можем начать и без Муравьева-Апостола. Потом он все равно к нам примкнет, побоится обвинений в измене. Генерал показывает Пестелю карту: путь на Санкт-Петербург будет свободен. И по дороге нами будут организованы склады с запасами продовольствия. Но я вас прошу, закройте недостачу в вашем полку. Любая проверка ее обнаружит. Глупо будет из-за такой ерунды погубить наше дело.

Пестель приходит к капитану Вятского полка Аркадию Майбороде. Вам пора отдать мне долг. У меня сейчас нет денег. Тогда пишите расписку. О чем? О том, что вы взяли из офицерской кассы для своих нужд 6400 рублей. Но ведь это вы взяли. Я взял эти деньги, чтобы покрыть вашу растрату. Майборода: но ведь деньги пошли на наше общее дело. Нам не стоит ссориться из-за таких мелочей. Пестель: это вы со мной ссориться решили? Он подносит ко лбу Майбороды пистолет: пишите расписку. Майборода пишет.

Царское Село. Начальник Главного штаба генерал-адъютант Иван Дибич ждет, пока Александр I прочитает донос Майбороды. Дибич: тут перечислены все заговорщики. Прикажете перенести маневры по крайней мере на время проведения следствия? Император: зачем? Тут все правильно написано, Пестель хочет Конституцию, парламент, волю землепашцам. Но ведь и я этого хочу. Но ведь они убить вас хотят. Я сам с этим разберусь. Оставить без внимания.

Дибич спрашивает Амфельта: вас не мучит изжога от свиного сала? Поезжайте в Малороссию.

Киевская губерния. Идет подготовка к маневрам. Генерал Алексей Щербатов, командир 4-го пехотного корпуса, представляет офицерам Амфельта: полковник прибыл к нам со специальным поручением от военного министра Дибича. Амфельт: государь император решил отменить смотр. Полковник уходит. Щербатов: я не Амфельт, поэтому скажу вам прямо. По закону за то, что вы удумали, полагается четвертование. Разъезжайтесь по своим частям. И запомните: история творится в Санкт-Петербурге. А здесь она умирает.

Александр I разговаривает с великим князем Николаем Павловичем. Вот тебе мое завещание. Ты станешь императором после меня, продолжишь то, что я начал, сделаешь то, чего я не успел. Но почему я? Ведь по закону наследует старший брат, Константин? Император: моя воля – и есть закон. А Константин отречется. Николай Павлович: меня гвардия не любит, она за Константина. Александр I: запомни, гвардия любит императора. Но все это будет еще не скоро. Я еду в Таганрог, у императрицы проблемы со здоровьем. Как только вернусь – сообщу свою волю Сенату.

Анна Бельская и ее мать обедают у генерала Щербатова. Лакей приносит ящик с шампанским: оставили на пороге. Там записка. Щербатов берет записку. Анна: дядя, дайте мне. Тут написано только, что безумцы изменят мир.

Анна во время конной прогулки встречается с Муравьевым-Апостолом. Они целуются.

Командир Черниговского полка подполковник Густав Гебель вызывает к себе Муравьева-Апостола. Он приводит его на гауптвахту. Там на полу лежит связанный человек с кляпом во рту. Это ваш солдат, бывший майор Баранов. Напился, оказал неповиновение. Сказать, почему рот ему заткнули? Говорил много: что ему вернут чин, что все будут жить по Конституции, что это вы ему обещали. Какие вам нужны перемены, вы сенатор, у вас много крепостных? Муравьев-Апостол: но, если ничего не менять, можно лишиться вообще всего. И кто это сделает, вы? Попробуйте.

Санкт-Петербург. Рылеев у себя на квартире читает членам Северного общества свободолюбивые стихи. Ему аплодируют. Поручик в отставке Петр Каховский говорит Рылееву: передай Трубецкому, что мы готовы выступить.

Трубецкой беседует с Пестелем. Выступать только потому, что вас раскрыли, мы не будем. А вы должны затаиться или вообще распустить Южное общество.

Рылеев в присутствии Пестеля говорит Трубецкому, что не доверяет лидеру Южного общества. Пестель в ярости покидает встречу. Рылеев говорит: Пестель ждет, что вы сгорите как спичка во время неудачного выступления – тогда явится он.

Таганрог, 25 ноября 1825 года. Становится известно о смерти императора Александра I. Известие об этом доставляют Николаю Павловичу. С ним разговаривает Михаил Милорадович: вам следует присягнуть Константину Павловичу. Наследование по завещанию в России не практикуется, а неопубликованный указ императора – бумага. Если вы в такой ситуации провозгласите себя императором – то станете узурпатором. Николай соглашается.

Сенатор Николай Мордвинов упрекает Милорадовича в том, что он отговорил Николая исполнить волю старшего брата. Сенат принесет присягу Николаю Павловичу. Милорадович: в России все решает не Сенат, а гвардия. У меня 60 тысяч гвардейских штыков – а у вас? Пусть лучше императором станет настоящий армейский командир, чем командир корпуса, которого ненавидят и подчиненные, и начальство.

Титры: Константину присягнула вся империя и его брат Николай. Но Константин остался в Варшаве, где он командовал польской армией. Он отказался от престола, но не отрекся от него, поскольку считал, что отрекаться должен только император, которым он так и не стал. Империя осталась без верховной власти.

Милорадович отправляет курьеров на юг, в Таганрог к Дибичу, а также в Варшаву к Константину.

Муравьев-Апостол просит у матери Анны Бельской руки ее дочери. Та дает свое благословение при одном условии: Муравьев-Апостол должен вернуться в Санкт-Петербург.

Украина, дом Пестеля. Ему сообщают, что он будет скоро арестован по доносу Майбороды. Пестель хочет сдаться. Он жжет бумаги, посвященные деятельности Южного общества.

Николай говорит Милорадовичу, что Константин не собирается уезжать из Варшавы. Так что он – не император. По вашей милости империя три недели находится в состоянии безвластия. И вы советуете мне подождать? А в это время на юге зреет заговор.

Мордвинов встречается с Рылеевым. Он говорит, что Николаю завтра будут переприсягать в Сенате, он будет провозглашен императором. Они слабы как никогда. Такого шанса у России не будет еще лет 100.

В дом Трубецкого приходят лидеры Северного общества. Тот предлагает им идти в казармы и убеждать солдат не присягать Николаю. Обещайте им сокращение срока службы, все, что угодно, обещайте.

Гебель просит Муравьева-Апостола не предпринимать действия, которые противоречат уставу. Ведь ваш друг Пестель уже арестован.

Четырнадцатое декабря. Рылеев едет в казармы Московского гвардейского полка. Там он узнает, что полк отказался присягать Николаю, офицеры (Бестужев и Оболенский) ведут его на Сенатскую площадь.

Николай отправляет гонца к Орлову: пусть он выводит на площадь конногвардейцев. Потом Николай требует от Милорадовича: вы военный, именно вы должны навести порядок.

Рылеев находит Трубецкого: ведите на площадь все верные нашему делу части, вас там ждут.

Милорадович приезжает на Сенатскую площадь, здоровается с семеновцами. Те молчат. Вы меня не узнаете? Вот шпага, на ней написано: моему другу, Константин. Он – мой друг. Но он отрекся от престола. Одумайтесь! Вернитесь в казармы. Вы будете прощены. За мной! Часть солдат повинуется Милорадовичу. Отставной офицер Петр Каховский стреляет герою войны 1812 года в спину. Оболенский добивает его ударом штыка.

Муравьев-Апостол отдает приказ членам Южного общества: поднимаем верные войска и идем на Санкт-Петербург. Через месяц будем там. Муравьев-Апостол с верными ему офицерами пытается арестовать Гебеля, тот оказывает сопротивление. Его убивают при помощи шпаг и штыков.

Орлов говорит посланцу Николая, что его солдаты сейчас обедают. А на площади собрались не турки и не французы. Но когда он видит смертельно раненного Милорадовича, то отдает приказ трубить сбор и выводит своих кавалеристов на Сенатскую площадь. Оболенский предлагает Рылееву начать штурм здания Сената. Но тот говорит: дождемся Трубецкого, он приведет лейб-гвардию.

Николай отдает приказ Орлову атаковать мятежников. И приведите сюда артиллерию.

Кавалеристы Орлова атакуют каре мятежников, те отбивают атаку ружейным огнем. Орлов командует отступление, мятежники празднуют победу выстрелами в воздух.

Анфельт спрашивает Щербатова: почему до сих пор не арестован Муравьев-Апостол? Он убил Гебеля, на теле которого обнаружено 14 ранений. Муравьев-Апостол – бандит и убийца, а не герой. Потушите этот пожар, пока у вас самого не запылало.

Солдаты Черниговского полка под командованием Муравьева-Апостола останавливаются на ночлег в селе Мотовиловка Киевской губернии.

Трубецкой стоит среди зевак на Сенатской площади. Он говорит Мордвинову: передайте Николаю, я еще готов с ним говорить. Он может уехать, но через час будет поздно. Мордвинов: вы же знаете, что он не уйдет. Вы убьете его и его семью?

Николай видит выходящих на площадь лейб-гренадеров. Он подъезжает к ним, но те сообщают, что присягнули Константину. Не трогая Николая, они устремляются на площадь.

На ночной дороге Муравьев-Апостол встречается со своим родственником Артамоном Муравьевым, командиром Ахтырских гусар. Тот говорит, что ему приказано уничтожить мятежников. Я пропущу тебя в направлении Белой Церкви, там пусто. Муравьев-Апостол упрекает родственника в трусости.

Рылеев уговаривает Трубецкого атаковать. Тот говорит, что ждет ночи. Рылеев говорит, что Трубецкой трус и в ярости возвращается на площадь к мятежникам.

Мордвинов просит Николая не стрелять в солдат. Тот говорит: мне простят жестокость, но не трусость. Он приказывает генералу Бенкендорфу поехать к мятежникам и предложить им разойтись. И передайте, я не хочу знать их имен. На предложение Бенкендорфа мятежники отвечают выстрелом из пистолета.

Артиллерия открывает огонь. Гибнут солдаты и зеваки. Потом солдаты бегут на лед Невы. Офицеры предлагают им идти к Петропавловской крепости и захватить там пушки. Николай приказывает стрелять по льду. Мятежники тонут в образовавшихся полыньях, разбегаются в разные стороны.

Солдат Черниговского полка атакуют Ахтырские гусары, которых поддерживает артиллерия.

Мордвинов разговаривает с Рылеевым. Тот обещает на допросах не упоминать сенатора, Мордвинов в ответ обещает позаботиться о семье поэта.

Император Николай I допрашивает Трубецкого: вы были их диктатором? Да. А почему не пошли на площадь? Побоялись? Вы просто не захотели с нами говорить. Николай: вы же умный человек. Неужели не понимаете, если государя силой заставляют говорить – он никакой не государь.

В соседней комнате разговор отца с вождем декабристов слушает наследник престола Александр. Он спрашивает Николая: их казнят?

Виселица с видом на Петропавловскую крепость. Вешают пятерых декабристов. Трое срываются из-за лопнувших веревок. Перед глазами пришедшего в себя Муравьева-Апостола сцена: он и его товарищи пьют шампанское с Александром I на высочайшем смотре.

Финальные титры. Павел Пестель, Сергей Муравьев-Апостол, Михаил Бестужев-Рюмин, Кондратий Рылеев и Петр Каховский были казнены. Троих сорвавшихся казнили повторно. Место их захоронения неизвестно. Сергею Трубецкому казнь была заменена пожизненной каторгой. Он вышел по амнистии в 1856 году и спустя три года умер в Москве. Николай I скончался от пневмонии в возрасте 58 лет. За все его тридцатилетнее царствование казнь пяти декабристов оказалась единственной.

Знаете ли вы, что

  • В основе сюжета фильма лежат реальные исторические события, связанные с созданием группой молодых гвардейских офицеров тайного политического общества декабристов.
  • Трейлер фильма был опубликован в социальной сети «Одноклассники» 14 декабря, в годовщину восстания на Сенатской площади. За выходные он собрал пять с половиной миллионов просмотром.
  • Международный трейлер фильма создала лос-анджелесская студия Mocean, которая занималась продакшеном для таких фильмов, как «Мстители: Война бесконечности», «Капитан Марвел», «Холодное сердце 2», «Апокалипсис сегодня» и другие.
  • Съемки фильма проходили в Санкт-Петербурге, Белгородской области и в Гатчине.
  • Продюсером фильма стал генеральный директор Первого канала Константин Эрнст. О фильме он высказался так: «Давайте честно – на вопрос, что вы знаете о декабристах, обычно получаешь такой набор: Сенатская площадь, убили какого-то генерала, «кажется, Рылеев, какой-то поэт, правда, не читал», да здравствует Конституция, Звезда пленительного счастья, Не обещайте деве юной, кого-то там повесили, Пестель, разбудили Герцена, во глубине сибирских руд, жены декабристов – в общем, всех сослали на каторгу, кажется, на всю жизнь. Таким образом, если вы не закончили истфак, этот винегрет навсегда застыл у вас в голове. В какой-то момент стало даже обидно. На вопрос, какова была основная цель заговора, большинство знакомых отвечают «освобождение крестьянства», а на вопрос, сколько народу погибло на Сенатской площади, самые продвинутые говорят, что только генерал Милорадович. Это одно из ключевых событий в русской истории XIX века, да и в русской истории вообще, о котором подавляющее большинство соотечественников ну реально просто ничего не знает. А то, что это будет динамично, драматично и захватывающе, нам гарантирует лучший отечественный сценарист – российская история».
  • Антон Шагин о своем персонаже: «Рылеев искренне хочет действительно изменить что-то, искренне хочет попасть в историю. Он об этом говорит и не скрывает, он знает, что попадет в нее, потому что он уже вышел, и назад не вернуться. Главное, что поразило в работе над фильмом, – масштабность. Это настоящая машина времени, максимальное приближение к реальности».
  • Продюсер Анатолий Максимов: «Эпоха «Союза Спасения» отмечена неким «бременем красоты». Это не просто изысканный силуэт Империи на закате Александровского правления. Это прежде всего фильм о «красивых людях». И дело не только в умении носить эффектные, почти театральные в своей экспрессивности костюмы. Дело в том, как они общаются друг с другом: функционал ещё не вытеснил из человеческих отношений почти ритуального благородства. Герои должны непременно помнить о собственных границах, «держать форму». Поэтому и разрушение их кажется таким страшным и непоправимым. Это кино про людей, которые умеют совершать поступки. Их мало, поэтому про них помнят долго».
  • Сценарист фильма Олег Маловичко: «Это актуальная история. Она про молодых людей, даже про общественный слой, восторгающийся Западом, они видят в своей стране экономическую отсталость и нежелание царя проводить реформы, и понимают, что единственный способ что-то изменить – это взять власть в свои руки. Это вечная история про отношения власти России с народом России, власти России с элитами. Это то, что мы проживаем постоянно. Меняются люди по ту или другую сторону, но конфликт тех, кто пытается стабилизировать положение в стране, пусть и через удержание архаики, с модернистами, которые готовы менять Россию через общественные потрясения – он вечен. И во все времена эти стороны не способны договориться, в том числе и внутри себя».
  • Оформить подписку