Назад

Фильм Летчик смотреть онлайн

Развернуть трейлер
Преимущества подписки
  • Эксклюзивы ivi
    Тысячи фильмов и сериалов
  • Без рекламы
    Просмотры на одном дыхании без перерыва
  • 4K, FHD, HDR, 5.1
    Максимальное качество изображения и звука
Смотреть позже
Поделиться
8,5
рейтинг ivi
режиссура
сюжет
зрелищность
актёры

Во время воздушного боя 1941 года советский лётчик Николай Комлев терпит крушение. Чудом выжив, он приземляется в промозглой безлюдной глуши. Между героем и надеждой на спасение лежат многие километры пути, полного опасностей, боли и подвигов мужества.

Декабрь 1941 года. Николай Комелев – советский лётчик, который отправляется в боевой вылет, чтобы остановить колонну немецких танков, идущую на Москву. Самолёт Комлева сбивает вражеский истребитель, но пилоту чудом удаётся посадить судно посреди глухого зимнего леса. Несмотря на то, что герою повезло выжить, его испытания только начинаются. Теперь лётчик должен добраться до своих сослуживцев через холодный, незнакомый лес, несмотря на голод и постоянную опасность: дикие земли кишат волками, фашистские отряды патрулируют окрестности, а Николай тяжело ранен, и его силы постепенно уходят…

Удастся ли отважному Комелеву преодолеть все суровые преграды и спастись? Рекомендуем поклонникам впечатляющих военных драм посмотреть фильм «Лётчик», вдохновлённый реальным подвигом советского героя Алексея Маресьева и голливудским хитом «Выживший» с Леонардо ДиКаприо.

Приглашаем посмотреть фильм «Летчик» в нашем онлайн-кинотеатре в хорошем HD качестве. Приятного просмотра!

Языки
Русский
Доступные качества

Фактическое качество воспроизведения будет зависеть от возможностей устройства и ограничений правообладателя

FullHD, HD, 1080, 720

Сюжет

Осторожно, спойлеры

Ноябрь 1941 года. По улицам Москвы идет человек в форме военного летчика (капитан Николай Комлев). Проходя мимо подворотни, он слышит женский крик: помогите! Комлев бежит к подворотне и видит, что два бандита грабят женщину (Ольга Гончарова). Комлев достает пистолет. Один из бандитов приставил к горлу женщины нож, второй обращается к летчику: бросай волыну, фраерок, а то мы ее прирежем. Комлев стреляет и попадает в налетчика, который роняет нож и вместе с подельником бросается наутек. Комлев подходит к Ольге: с вами все в порядке? Ольга: нет. Украли карточки, только сегодня получила. Комлев: ничего, все будет хорошо. Вас проводить до дома? Не надо. Ольга уходит.

На следующий день грузовик подвозит до дома женщин, которые целый день были заняты на рытье противотанковых рвов. Ольга влезает из кузова. К ней подходит Комлев. А вы не похожи на себя вчерашнюю. Ольга (она одета в грязную фуфайку) говорит: кто-то же должен противотанковые рвы копать. Комлев говорит: я целый месяц не летал, а паек мне выдали. У вас карточки украли, вот, возьмите. Он протягивает Ольге мешок с продуктами. Ольга отказывается от подарка. Комлев: вы мне ничего не должны, берите. Ольга: а как же вы? Комлев: ничего, у нас летный паек большой. Меня Николай зовут. Ольга Гончарова.

Комлев и Ольга стоят возле тумбы с афишами. Комлев рассказывает, что завтра вместе со своим бортстрелком отправится в Тушино получать новую машину. Машина – это самолет. Штурмовик ИЛ-2. Слышали про такую? Нет. Это экспериментальная модель, но таких скоро много будет. Ее немцы Черной смертью называют. А вы где работаете? Ольга показывает пальцем на афишу. Видите, тут написано: Ольга Гончарова. Это театр оперетты. Комлев: не может быть! Ольга: а вы думали, что я по специальности землекоп? Комлев: никогда на оперетте не был. Пригласите? Ольга: только после войны. Театр сейчас в эвакуации, а я здесь застряла.

Комлев встречается с Ольгой после поездки в Тушино. Я тут проездом, завтра боевой вылет. Ольга приглашает Комлева к себе. Они занимаются сексом.

Ольга и Комлев лежат в постели. Ольга просит любовника пообещать ей, что он обязательно вернется живым. Комлев: но ведь война идет, а я – солдат. Ольга: я знаю, ты самый храбрый и сильный. Но если бы ты знал, как это тяжело – ждать и не знать, вернешься ты или нет. Пообещай, что живым вернешься. Комлев: обещаю.

Боевой вылет пары ИЛ-2. Комлев следует за своим ведущим, старшим лейтенантом. За пулеметом в самолете Комлева бортстрелок Шота. Летчики обнаруживают следующую по дороге к линии фронта вражескую колонну бронетехники. Штурмовики атакуют немцев. Те отстреливаются из пулеметов и танковых пушек. Штурмовики используют пушки, пулеметы, бомбы и реактивные снаряды. Боевая техника немцев горит. Солдаты пытаются спрятаться на обочине или внутри танков. После точного попадания башня одного из танков взлетает высоко в небо и падает прямо на перепуганного немецкого солдата. Из горящих машин выскакивают объятые пламенем танкисты.

Над полем боя появляется звено из трех Мессершмиттов. Начинается воздушный бой. Ведущий самолет советского звена подбит. Старший лейтенант получает смертельную рану, его самолет обрушивается в лес и взрывается. В хвост самолету Комлева заходит вражеский самолет, Шота стреляет по нему из пулемета. Но внезапно пулемет заклинивает. Комлев поднимает самолет вертикально вверх. Мессершмитт проскальзывает под ним, советский летчик заходит в хвост немцу и расстреливает его самолет. Мессершмитт, объятый пламенем, падает на землю.

Комлев ведет бой с парой Мессершмиттов. Шота стреляет по зашедшему в хвост ИЛ-2 немцу из пистолета. Поврежден топливный бак, самолет Комлева теряет горючее, выстрелы вражеского пулемета повредили хвост советского штурмовика. Комлев говорит Шоте, что они возвращаются на свой аэродром.

Комлев ведет самолет к линии фронта. Он пролетает над мостом, переброшенным через небольшую речку. Рядом с переправой установлена немецкая зенитка. Немцы открывают огонь по пролетающему на небольшой высоте самолету и повреждают левое крыло. Комлев говорит Шоте: будем садиться.

Наблюдающий за боем оберлейтенант военной жандармерии немцев отдает приказ подчиненным. Те забираются в грузовик, который едет по направлению предполагаемого падения штурмовика.

Комлеву удается посадить самолет на опушке леса. При жесткой посадке штурмовик сбивает крылом дерево, которое обрушивается на фюзеляж. Шота выбирается из кабины, помогает командиру, фонарь которого придавлен стволом упавшего дерева. Комлев говорит, что им нужно поджечь сбитый самолет. Он начинает укладывать под фюзеляж парашюты. Шота возится с пулеметом. Комлев: да брось ты его, он уже нам не пригодится. Шота вынимает из затвора пулемета заклинивший его патрон, приводит пулемет в рабочее состояние. Шота сообщает Комлеву, что видит немцев. Так что пулемет нам пригодится. Шота открывает огонь. Комлев снимает с подвески дымовую бомбу и приводит ее в действие. Когда у Шоты заканчиваются патроны, самолет окутывает облако маскировочного дыма. Летчики под его прикрытием бегут к лесу. Немцы открывают по ним огонь из миномета. Взрывом мины контузит Комлева, его взваливает на спину Шота и несет к лесу.

Шота выходит на берег реки. Слышны крики преследующих его немецких солдат. Шота укладывает бесчувственное тело командира на прибрежный лед, при помощи подобранной с земли ветки откалывает кусок льда и сталкивает его в воду. Льдину, на которой лежит Комлев, сносит течением реки. Шота остается на берегу.

На следующий день плывущий на льдине по реке Комлев приходит в себя. Он зовет товарища, но ответа не получает. К берегу реки подъезжают на мотоцикле немцы. Они открывают по летчику огонь из автоматов. Комлев прыгает в воду, доплывает до противоположного берега и скрыться в лесу. Немцы решают доложить об инциденте оберлейтенанту.

Ночью Комлев разводит костер в лесу, сушит одежду. Он изучает карту, намечает маршрут передвижения в сторону Москвы.

На следующий день Комлев, выломав сук и используя его в качестве посоха, идет по руслу замерзшей реки. Он обнаруживает, что его преследует группа из трех волков. Комлев бежит к берегу, забирается в лес. Волки догоняют его, летчик отпугивает их выстрелами из пистолета.

Комлев собирает из-под снега ягоду. Он при помощи ножа выдалбливает в стволе упавшего дерева углубление, разводит костер, раскаляет на огне камни, засыпает углубление в стволе снегом, бросает туда камни, опускает в горячую воду хвою и листья кустарника, хлебает варево.

Ночью Комлев спит у разведенного им костра. На него набрасывается волк, Комлев отбивается от хищника, ему удается дотянуться до пистолета и выстрелить. Животные разбегаются.

Комлев идет по лесу, тройка серых хищников вновь атакует летчика. Тот занимает позицию на опушке леса и готовится к обороне. Слышен шум самолетных двигателей. Комлев выходит к мосту, который охраняет расчет немецких зенитчиков. Их атакует звено советских истребителей. Огнем самолетов уничтожено зенитное орудие, убито два солдата. Один из немцев, стоящий на карауле, ищет спасения от воздушного налета в лесу. Он сталкивается там лицом к лицу с Комлевым. Двумя точными выстрелами в грудь Комлев уничтожает солдата противника.

К мосту приезжает оберлейтенант жандармерии. Офицер-зенитчик ворчит: и чего их сюда принесло? Он докладывает старшему по званию офицеру: произошел налет вражеских истребителей. Убито трое солдат. Оберлейтенант осматривает тела убитых. Странно, с каких это пор истребители стреляют пистолетными пулями. Где вы его нашли? Зенитчик указывает направление на место, где Комлев убил солдата.

Сидя ночью у костра, летчик с трудом стаскивает унты и растирает снегом обмороженные ноги. Комлева снова преследуют волки. Он бежит по лесу и падает в ловчую яму, прикрытую ветвями елей. Комлев падает на спину и едва не напарывается на врытый в землю деревянный кол. К яме побегают волки, они свирепо скалят клыки. Комлев достает пистолет и готовится к обороне. Затем он разводит огонь и поджигает врытый в землю кол. Потом он подтесывает кол у основания. Один из волков прыгает в яму и набрасывается на человека. Комлеву удается вырвать из земли кол и заколоть им хищника.

Хозяин ловчей ямы (Кузнец) везет на санях Комлева, который укрыт сеном. Не дергайся, летчик. И оставь в покое свой пистолет, если жить хочешь. Сверху на сене лежит труп волка, убитого Комлевым. Сани въезжают в деревню. Их останавливают два немецких солдата. Они рассматривают волка, потом спрашивают Кузнеца, из какого оружия он застрелил животное. Тот говорит, что у него нет никакого оружия: начнешь стрелять, так тебя самого живо пристрелят. Он показывает немцам кол и объясняет, что волк попался в вырытую им яму, а потом он убил хищника ударом заостренного куска дерева в горло. Один из немцев говорит своему напарнику: и за каким чертом мы сюда забрались? Они тут волков убивают заостренными палками. Вели ему, пусть убирается. Марш отсюда!

Кузнец въезжает во двор своего дома, зовет жену, показывает ей Комлева. Нужны горячая вода и тряпки.

Кузнец разгребает лопатой кучу угля, сваленную в углу его дома, поднимает спрятанную под углем крышку подпола. Оттуда выбираются прячущиеся там окруженцы: зять Кузнеца Игнат и военврач Михаил. Кузнец предлагает Михаилу осмотреть Комлева. И как? Плохи его дела, сильное обморожение, нужна срочная операция. Ты сможешь сделать? Нет. А у него еще и, похоже, двусторонняя пневмония.

Кузнец велит опустить Комлева в подпол. Игнат спрашивает тестя: зачем ты его сюда приволок? Он ведь все равно не жилец. Кузнец говорит: это красный командир при оружии и документах, не то, что вы. Если вам удастся его к нашим переправить – к вам будет совсем другое отношение. Игнат: да как – к нашим? Немцы не сегодня – завтра Москву возьмут. Кузнец: тогда вам придется его дальше тащить. А вернешься сюда с Красной Армией. В дом вбегает дочь Кузнеца: немцы!

Кузнец выходит из дома. В его двор въезжает машина. Фельдфебель из местного гарнизона указывает на Кузнеца оберлейтенанту. Тот демонстрирует Кузнецу поврежденную деталь от мотоцикла. Кузнец осматривает повреждение: да, по нашим дорогам на мотоцикле не покатаешься, ишь, как погнулась. Ничего, исправим.

Кузнец работает над искривленной деталью. Оберлейтенант стоит рядом. Кузнец: и откуда вы так хорошо на нашем языке говорить научились? Немец говорит: ты вообще помалкивай, мне про тебя все рассказали. Ты сам большевик, ярый колхозник. И зять твой в Красной Армии служит. Кузнец: это ваш фельдфебель все перепутал, он же по-нашему ни бельмеса. В колхоз у нас всех загоняли, я никакой не большевик. А зять у меня на самом деле в армии. Так куда деваться было? Повестку в зубы – и пошел. Офицер спрашивает, почему Кузнец не ушел со своими. А куда мне уходить? Мой дом здесь.

Комлев мечется в жару, стонет. Игнат зажимает ему рот. Оберлейтенант слышит какие-то звуки. Что это? Кузнец: это крысы. Тепло здесь, вот они и лезут. Немец стреляет в пол из пистолета. Одна из пуль оставляет царапину на щеке Игната. Слышится крысиный писк. Оберлейтенант успокаивается: точно, это крысы.

Немцы уходят ночевать в соседнюю избу. Немец сидит возле растопленной печки и вспоминает события уходящего дня. Внезапно он понимает, что в избе Кузнеца находилось только три человека (он сам, его жена и дочь), а тарелок на столе было больше. Оберлейтенант отдает команду и вместе с двумя солдатами бросается к избе Кузнеца.

Немцы обнаруживают подполье. Там уже никого нет, но здесь находятся нары, видны следы пребывания людей.

Изба Кузнеца пылает, подожженная немцами. На воротах висят хозяин, его жена и дочь. Оберлейтенант говорит подчиненным: его дочь показала, что они ушли вечером. Летчик в тяжелом состоянии, оружия у них нет. Так что мы их легко догоним. Выходим на рассвете.

Михаил и Игнат тащат по снегу через лес волокушу, на которой лежит Комлев. На рассвете в погоню пускаются немцы. Через некоторое время один из солдат докладывает своему командиру, что видит беглецов, они как раз скрываются за лесными деревьями.

Начинается буран. Немцы ничего не могут разглядеть. Оберлейтенант приказывает подчиненным разойтись в стороны на расстояние 50 метров и продолжать прочесывание леса.

Михаил и Игнат решают отправиться на разведку. Игнат говорит, что впереди, скорее всего, километра на четыре простирается бурелом. Если им удастся пройти это препятствие, они выйдут в нужное им место. Окруженцы оставляют Комлева одного и уходят.

Оберлейтенант обнаруживает лежащего на волокуше летчика. Его уже почти полностью занесло снегом. Немец подходит к Комлеву. Тот открывает глаза и в упор стреляет в оберлейтенанта из пистолета, который немец не мог видеть под снегом. Оберлейтенат валится рядом с летчиком.

На звуки выстрела прибегают Игнат и Михаил. Игнат впадает в панику: этот немец, наверное, не один тут прогуливался. Давай сдадим им капитана, они отнесутся к нам по-человечески. Михаил наносит мощный удар в челюсть Игнату. Тот возмущается: а ведь это я тебя вытащил, это я тебя к тестю привел. Ну и пропадай ты вместе со своим летчиком! Игнат уходит.

Немецкий солдат стоит над телом убитого оберлейтенанта. Возвращается его напарник. Он конвоирует Игната. Это он его убил? Игнат божится, что убийство офицера – дело рук летчика. Потом он внезапно срывается с места и пытается убежать, но его догоняют пули из стволов немецких автоматов.

Михаил в одиночку тащит волокушу, на которой лежит Комлев. На его шее висит автомат, который Михаил позаимствовал у немецкого офицера. Слышны звуки канонады. Михаил: там наши. Уже близко. Потерпите, скоро наступит ночь.

Ночью через нейтральную полосу ползет Михаил, который тащит за собой Комлева. Над ним свистят пули, раздаются звуки разорвавшихся снарядом.

Окопы бойцов Красной Армии. Один из солдат рассматривает поле боя в стереотрубу. Он говорит подошедшему к нему сержанту: там кто-то ползет, то ли зверь какой, то ли немец. Сержант отвечает: может быть, там крокодил.

Михаил дотаскивает Комлева до окопов, его самого в последний момент сражает шальная пуля, а летчика доставляют в госпиталь.

Хирургу в полевом госпитале докладывают о состоянии капитана Комлева: гангрена обеих ног, сильное обморожение, огнестрельное ранение бедра, рваная рана плеча, двусторонняя пневмония. Вы что, меня на вскрытие приглашаете? Я хирург, а не патологоанатом. Но ведь сердце у него работе нормально. А мне надоело смотреть, как они у меня на столе умирают.

Комлев приходит в себя на больничной койке, он просит пить. Сосед дает ему напиться. К Комлеву подходит медсестра. Капитан жалуется на то, что у него сильно болят ноги. Сосед говорит: ты потерпи, это пройдет. Вот у меня тоже первое время рука сильно болела. А чему там болеть-то? Он показывает культю на левой руке. Комлев сбрасывает одеяло и обнаруживает, что ему ампутировали обе ноги.

Медсестра просматривает больничную карту Комлева. В графе место проживания до войны указан Саратовский детский дом.

Ольга проверяет почтовый ящик, ничего там не обнаруживает. Она заходит домой, садится на кровать и горько плачет.

Комлев пишет на листе бумаги: Ольга, любимая… Он комкает листок и выбрасывает его.

Май, 1942 года. Медсестра приносит Комлеву новенькие протезы, ставит возле его кровати. Позже к вам придет доктор, вы будете их примерять. А к нам артисты приехали. Хотите, мы вас отнесем посмотреть на выступление? Комлев отрицательно качает головой. Ладно, а я побежала. Там моя самая любимая артистка приехала. Я ее просто обожаю.

Ведущий объявляет, что сейчас заслуженная артистка республики, орденоносец Надежда Георгиевна Нечаева в сопровождении Лидии Максимовой и Ольги Гончаровой исполнят песню «Мы с тобой обязательно встретимся». Комлев это слышит, он надевает протезы и пытается на них выйти из палаты. У него это не получается, он пытается ползти, но так и не успевает увидеть артисток.

Комлев осваивает искусство передвижения на протезах.

Комлев идет по аллее перед корпусом военного госпиталя, опираясь на трость. Он видит Ольгу, которая принесла контрамарки для раненных. Вначале Ольга, обиженная тем, что Комлев ей не писал, хочет попрощаться с ним и уйти, но из случайно услышанного разговора двух врачей она узнает, что Комлев передвигается на протезах. Ольга бежит к нему, бросается на шею.

Комлев выписывается из госпиталя. Он женится на Ольге. Его списывают. Комлев говорит, что дойдет да самого Калинина, но летать будет.

Ольга, разбирая вещи мужа, обнаруживает кусок карты, с которой он выбирался из-за линии фронта. На оборотной стороне карты письмо, написанное Михаилом родителям. Он сообщает отцу, светилу советской медицины, что уже сделал несколько операций в полевых условиях. Я даже провел удаление аппендикса. На фронте и такое бывает: у кого-то пулевое ранение, а у кого-то аппендицит. Рядом со мной сейчас лежит летчик, по всем медицинским показателям он уже должен был умереть, а он все еще жив. Как будет дальше – я не знаю.

Комлев приносит письмо родителям Михаила. После того, как генерал военно-медицинской службы дочитывает письмо сына, Комлев обращается к нему с просьбой разрешит ему летать. Да вы с ума сошли! Вы же ходить толком не можете. Мой сын спас вас для того, чтобы вы жили. Комлев приводит пример английского летчика, который летал с ампутированными ногами. Генерал говорит, что это исключение, которое подтверждает правило. Комлев: когда я выходил к нашим, то думал только о том, чтобы снова летать и сбивать фашистов, чтобы мстить за своего стрелка Шоту, за вашего сына. Генерал обращается к присутствующей при этом разговоре Ольге: да хоть вы ему скажите! Ольга: мой муж – летчик. Поэтому он должен летать. Комлев направляется к выходу из кабинета генерала. Тот его останавливает.

Январь 1943 года. На полевом аэродроме майору, командиру эскадрильи, докладывают, что, судя по перехваченным переговорам немецких летчиков, ими взят в клещи советский штурмовик соседнего авиационного полка. Майор приказывает звену подниматься в воздух.

Комлев ведет бой с Мессершмиттами. Его бортстрелок говорит, что у него кончились патроны. Надо возвращаться домой. Комлев говорит, что у него осталось еще две ракеты. У меня был приказ уничтожить мост, а не домой возвращаться. На хвост штурмовику садится немецкий истребитель. Комлев скрывается от противника за облаками. Кажется, оторвались. Комлев выходит из облаков, видит железнодорожный мост. Но Мессершмитт снова начинает преследовать советский штурмовик. Пули немца превращают буквально в решето крылья и хвост штурмовика. Комлев выпускает ракеты, но они обе проходят мимо цели. Комлев снижается и направляет самолет в пролет под мостом, немец от него не отстает. В последний момент Комлев сбрасывает дымовую бомбу, а сам резко поднимает самолет и проносится над мостом. Немец из-за дымовой завесы теряет ориентацию в пространстве, врезается в мост и выводит его из строя. Эту картину наблюдает майор, который во главе своего звена подоспел к месту событий: вот это да, никогда ничего подобного не видел!

Комлев приземляется на аэродроме соседей. Летчики и механики подходят к ИЛ-2 и с изумлением осматривают повреждения самолета. Из своей кабины на землю спускается бортстрелок. Приземляется звено истребителей. К штурмовику подходит майор. Комлев открывает фонарь, выходит на крыло самолета, поскальзывается и падает на землю. Майор: да он же пьян, просто на ногах не стоит. Бортстрелок: он не пьян. Просто у него ног нет, он на протезах. Майор и все его летчики отдают честь капитану Комлеву.

Финальные титры перечисляют имена девятерых советских летчиков, которые вернулись в строй после ампутации ног и продолжали воевать, сбивая немецкие самолеты.

Знаете ли вы, что

  • Фильм Рената Давлетьярова «Летчик» о подвиге советских воздушных асов выходит на экраны российских кинотеатров накануне 80-й годовщины контрнаступления войск Красной армии под Москвой, во время которого и развиваются события фильма.
  • В киноленте, в которой Ренат Давлетьяров выступил как автор сценария, режиссер и продюсер, он вновь обращается к теме войны. «Несколько лет назад я снял фильм «А зори здесь тихие…», потом картину «Донбасс. Окраина», поэтому это не первое мое соприкосновение с темой войны. Война – это тема, которая лучше любых придуманных декораций отражает истинные чувства людей и их способность любить или жертвовать собой как ради любимого человека, так и защищая Родину», – отмечает Ренат Давлетьяров.
  • В центре сюжета – история советского летчика Николая Комлева, чей самолет был сбит во время воздушного боя зимой 1941 года. Пилот получил ранение, но выжил и на протяжении нескольких дней пробирался к своим. Герою Петра Федорова приходится переплывать ледяные реки, преодолевать буреломы, проваливаясь в снег, и противостоять голодным волкам, рискуя в любой момент быть пойманным фашистами, которые объявили на него настоящую охоту…Николай Комлев — собирательный образ героического советского летчика. Широко известна судьба Алексея Петровича Маресьева, о чьем подвиге военный корреспондент Борис Полевой написал «Повесть о настоящем человеке». Однако это лишь одна история подобного подвига. Советских летчиков-героев, вернувшихся в авиацию после ампутации ног, было девять. Их имена: Леонид Георгиевич Белоусов, Александр Иванович Грисенко, Георгий Павлович Кузьмин, Михаил Николаевич Левицкий, Иван Степанович Любимов, Илья Антонович Маликов, Захар Артемович Сорокин, Иван Михайлович Киселев. При создании фильма авторы отдали дань уважения всем им, их истории можно узнать в финальных титрах фильма.
  • По словам режиссера, он хотел не просто собрать хорошую команду – для него важна была аутентичность. Именно поэтому в фильме зрители увидят настоящие самолеты и танки, немецких актеров и живых волков – животных, которые не поддаются дрессировке. В массовых сценах в картине снималось более 500 человек, для которых были подобраны подлинные вещи военного времени. На главную роль Ренат Давлетьяров пригласил популярного актера Петра Федорова, который ранее сыграл у него в картинах «Чистое искусство», «А зори здесь тихие…». «Первое, о чем я задумался: кому пойдет летная форма? - шутит Ренат Давлетьяров.–Плюс ко всему нужно было брать человека… не размазню. На съемках ему было несладко. Он то от волков убегает, то в огне горит, то в снегу ползет, то в ледяной реке плывет. И в Пете я был уверен, знал, что он не превратится в капризную девочку и не скажет, что ему холодно и мокро».
  • В фильмографии Петра Федорова немало героических персонажей, но «Летчик» для актера – это еще и личная история, ведь в детстве он мечтал стать пилотом: «Наверное, поэтому я довольно быстро поддался, когда Ренат красочно рассказал о проекте. Я серьезно шел к цели быть летчиком лет с семи. И даже моя мать стала наводить справки относительно летных училищ, чтобы, не дожидаясь окончания школы, я штурмовал эти пространства. Хотел я быть, естественно, летчиком-испытателем. Причем, конечно же, я хотел вести ревущую машину в бой, отважно выполнять задания и прожить пусть недолгую, но яркую жизнь героя. Но сложилось по-другому. Поэтому для меня в «Летчике» есть и такая личная романтическая история, и, конечно, тема войны в нашем кинематографе для меня сакральна».
  • Во время подготовки к съемкам Петр Федоров очень серьезно подошел к изучению своего героя, стараясь понять, что помогло ему не сдаться и выжить. «Я долго готовился, старался по максимуму все посмотреть и прочитать, потому что мне важна была правда. Мы должны отходить от «плакатности», должны двигаться в сторону мокьюментари, в сторону документального изображения этих героев. Самое главное – я пытался в этих исследованиях докопаться до одной вещи: почему именно он? Почему он выжил? Кино от жизни отличается одной штукой – в кино всегда нужна мотивация. Если мы вспомним «Выжившего» или «Гладиатора», то там герои идут на смерть ради мести, потому что убили их жен, детей. Месть очень хорошо работает драматургически. Но наш Николай Комлев заряжен желанием жить. Он человек большого сердца, в нем природой заложено добро, и именно это помогло ему выжить».
  • Еще одной причиной не сдаваться и продолжать свой путь для главного героя фильма «Летчик» была любовь. В первые месяцы войны он спасает от грабителей артистку Московского театра оперетты Ольгу Гончарову. Ее сыграла актриса Анна Пескова, ранее работавшая с Ренатом Давлетьяровым на фильме «Донбасс. Окраина». Ее героиня ждет любимого и поддерживает его желание вернуться на фронт: «Мой муж – летчик. А летчик должен летать». Актриса считает, что ей повезло работать с таким партнером, как Петр Федоров: «Он просто фантастический и очень тактичный партнер. А как он работал в полевых условиях! Это невероятное мастерство и в какой-то мере подвиг. Моя героиня ждет своего возлюбленного в Москве, но я все равно приезжала на съемки в Демянский район. Меня это очень впечатлило!» С начала 2019 года масштабные съемки картины проходили в Москве, Подмосковье, в Новгородской, Калужской областях, в павильонах «Мосфильма». Производство проекта было приостановлено в пандемию и вновь запущено летом 2020 г.
  • Во время съемок на улицах Москвы демонтировали современные дорожные знаки, автоматы для оплаты парковки, пригнали тридцать грузовиков со снегом, и воссоздали атмосферу военных лет: заклеили окна крест-накрест, привезли настоящий аэростат, который применяли во время войны для заграждения. Интересные и даже немного мистические истории происходили с выбором локаций. «Когда мы смотрели места для эпизодов выживания летчика, мы приехали в деревню Рабежа, – вспоминает Ренат Давлетьяров. – Я еще подумал: какое странное название. И когда выехали из глуши, я посмотрел в интернете, что же за Рабежа такая. Там этимология, факты, а потом написано: «В трех километрах от деревни упал самолет летчика Маресьева». И это не единственное совпадение. Мы очень долго искали военный госпиталь, такие госпитали часто устраивались в брошенных старинных усадьбах. В результате мы нашли усадьбу под Москвой, идеально нам подходившую, к счастью для нас, нереставрированную. И вот какая-то женщина, работавшая в этой усадьбе в библиотеке, нам говорит, что во время войны здесь был реабилитационный госпиталь для летчиков, именно здесь тот самый Маресьев проходил реабилитацию…»
  • Главным вызовом для команды стал этап работы в Демянском районе Новгородской области, где были отсняты душераздирающие сцены пути Комлева к своим. «Я внутренне готовился к этому дискомфорту, но, как ни странно, я правда не замечал, что мне холодно – меня все радовало, - вспоминает Ренат Давлетьяров, - Я вспомнил, что Петр Ефимович Тодоровский рассказывал, что он практически все картины снял зимой, потому что заметил, что артист как-то лучше играет. И это правда: мы не уходили в 20 дублей, все концентрировались. Видимо, происходит внутренняя мобилизация». Главные тяготы работы в суровых условиях легли на плечи исполнителя главной роли Петра Федорова. Он стремился достоверно показать человека в такой экстремальной ситуации: «Я понимал, что для рассказа этой истории самым важным инструментом будет вызов себе. Мы должны были пойти и испытать все это. Люди, которые приходят в кинозал, хотят, чтобы мы на их глазах на кусочки разодрали себя, пролили кровь. Без смелости за такой фильм браться нельзя. Поэтому я благодарен всем тем, кто нашел в себе эту смелость, прежде всего, Ренату Давлетьярову».
  • Поскольку по мере жизненных испытаний, пробираясь через лес, герой Федорова теряет вес, решено было снимать весь путь летчика последовательно, и актер действительно начал голодать, чтобы придать внешнему виду своего героя максимальную правдоподобность. Для Петра Федорова такие физические трансформации стали привычными. Так, для ленты «А зори здесь тихие…» он набрал 16 кг, а для «Летчика» сбросил 15 кг. «Я не видел в этом большой необходимости, но актер выбрал такой путь, и я согласился. Честно говоря, я бы назвал это подвигом. Еще и потому, что в какой-то момент у нас был форс-мажор, отложилась съемка, но Петя продолжал держать этот страшный вес. Потом мы приготовились к съемке, но наступил локдаун, и когда мы просто встретились с ним пообщаться, я честно думал, что сойду с ума, это невозможно было – у него фактически торчали ребра… Он продержал год этот вес!» – рассказывает режиссер. «Где боль, где лишения, где опасность – там мой дом, – шутит актер. – С одной стороны, это здорово – один актер, с другой – это ответственность. Но чем опаснее, тем мне легче: ничего не приходится играть! Как только мы добрались до леса, ничего не пришлось придумывать». Порой Петр Федоров рьяно рисковал: ради достоверности, например, отказывался от утепления, придуманного художниками по костюмам. «Мы ведь ехали снимать про то, как человек замерзает», – говорит Петр. Актер был рад проверить себя на стойкость, и, как он, смеясь, добавляет, проверить на своей шкуре все, что преподавали на ОБЖ.
  • Принципиальной позицией Рената Давлетьярова был отказ от накладных усов или бороды, поэтому для первых эпизодов Петр Федоров был гладко выбрит, как подобает советскому офицеру, и далее по ходу съемок появлялась вначале щетина, а затем и борода. Волков на съемочной площадке Петр Федоров встретил настоящих, а не компьютерных, которых зачастую добавляют к живому актеру в голливудских блокбастерах на этапе пост-продакшна. «Чем интереснее сюжет, тем мощнее надо бороться за правду, – считает Федоров. – Ренат решил снять живых волков, и у нас специалисты высочайшего класса занимались с животными. Волки, конечно, классные, но в то же время глупые и страшные, и они считаются совершенно не дрессируемыми. Во время съемок нападения на моего героя у костра я наблюдал за дублером и думал: "Жалко, что волка не очень хорошо видно, зрители подумают, что это собака, а это ведь реальный волк!"».
  • Любителям сравнивать российское и зарубежное кино режиссер отвечает четко: «Никакого референса к «Выжившему», конечно, у нас не было. Но первое, что мне пришло в голову, когда я смотрел фильм Иньярриту: эта история очень похожа на судьбу Маресьева. К тому времени у нас уже был замысел «Летчика». Кроме того, наша картина связана с большим количеством полетов и с гениальной машиной ИЛ-2». Согласен с режиссером и Петр Федоров: «ДиКаприо, конечно, великолепен, но наши картины про разное. Героем «Выжившего» движет месть, и эта кровопролитная история предлагает нам вернуться в некое первобытное пространство. Но моим героем движет иное, и у выживания в нашем случае больше света».
  • С не меньшей достоверностью создатели «Летчика» подошли к воссозданию на экране воздушных боев. Решение о работе с настоящим ИЛ-2 стало одним из этапов в концепции Рената Давлетьярова о максимально реалистичных съемках: «При создании такой картины можно идти двумя путями. Первый – как, например, «Перл-Харбор», где много компьютерной графики, не совсем естественные движения самолетов во время трюков и так далее. Я совсем не сторонник такого кино, я это просто не люблю, и, конечно, в Голливуде картины с таким количеством графики делаются совершенно с другим бюджетом. Кроме того, кадры Москвы 1941 года создают нужную атмосферу, добавляют аутентичности времени, происходящему на экране, поэтому и от воздушных боев в нашем фильме, конечно, требовалось соответствие. Когда я начал исследовать судьбы героев войны, я понял, что отдельным аспектом (вокруг которого, кстати, тоже возникла своя мифология) во всех них являлись машины: «Катюша», танк Т-34, штурмовик ИЛ-2. Например, я еще с детства помню, что ИЛ-2 фашисты называли «Черная смерть», что он был самым массовым самолетом. Так мы определились, что наш летчик будет пилотировать ИЛ-2».
  • Для съемок сцен воздушных боев был использован подлинный штурмовик ИЛ-2 времен Великой Отечественной войны. «На этом самолете во время Великой Отечественной войны летал военный летчик Валентин Скопинцев. Во время третьего боевого вылета двигателю были нанесены повреждения вражеским огнем, самолет не долетел 3 км до аэродрома: ночью летчик был вынужден посадить штурмовик на лед, чтобы спасти раненого стрелка. Валентин Скопинцев прошел всю войну, много рассказывал о войне детям, а перед смертью оставил сыну карту, где была отмечена точка, куда он посадил в ту ночь самолет. После его смерти сын занялся поиском самолета отца. Через несколько лет, когда самолет достали, он попал в Новосибирск на реставрационные работы. И тогда родилась идея о том, чтобы самолет довести до летного состояния», - рассказывает заслуженный летчик-испытатель России Владимир Барсук, пилотировавший самолет в фильме. «За последние годы мы единственные, кто снимал летающим сохранившийся ИЛ-2, - говорит продюсер Дмитрий Пристансков. – Кроме настоящих самолетов были построены макеты ИЛ-2 и «Мессершмиттов» в натуральную величину. В сценах, где наш летчик стреляет из пулемета, ведется реальная стрельба, правда, холостыми». «Это фантастика, что у нас настоящий ИЛ-2 в кадре! - с восторгом отмечает Петр Федоров. – Летчик Владимир Барсук сам выглядит как киноперсонаж. Мне такие люди нужны, я их «трогаю», получаю от них энергию, и это вдохновляет!» Вся группа, включая пиротехников, с замиранием сердца следила за полетами и практически плакала, когда самолет катился по взлетной полосе. Федоров сожалеет лишь о том, что режиссер по контракту запретил ему самому сесть за штурвал. «Я когда-то летал на истребителях, у меня был такой опыт. Это, конечно, удивительное ощущение – перегрузки, петли. Ты должен в этом ориентироваться, ты должен эту эмоцию передать. Мне, безусловно, потребовались встречи со специалистами, потому что в каждой профессии есть свой микрокосмос. Даже то, как человек нажимает на кнопки, может показать, владеет человек профессией или нет», - считает Петр Федоров.
  • Летчик-испытатель Владимир Барсук помимо пилотирования участвовал и в составлении «либретто» воздушных боев, и в разработке группового полета: «Та структура полетов, которую придумали авторы фильма – «поженить» самолет с вертолетом – достаточно сложный вид полетов. Мы работали на высоте 5-7 м в условиях ограниченной видимости, основная проблема – у вертолета максимальная скорость 200-210 км/час, а у самолета минимальная скорость 200-210 км/час, если ниже – он падает. Поэтому нам приходилось совершать разные маневры, удивлять рыбаков и местных жителей, но, тем не менее, сложнейшая задача выполнена, и я считаю, что именно с этим самолетом такие кадры получены впервые». «Летчик Барсук вел эту антикварную машину в 7,5 тонн. По нашему замыслу она летит на бреющем полете на небольшой высоте вдоль русла реки. Я даже представить не мог, как это сложно, и какие перегрузки испытывают летчики», – признается режиссер Ренат Давлетьяров.
  • Для съемок с вертолета из Австрии была привезена специальная гиростабилизированная система для стабилизации в пяти плоскостях, которую впервые использовали в воздухе для съемок группового полета. С ее помощью у оператора была возможность делать четкие кадры. Кроме того, камера, которую использовали для фильма, позволяет снимать в разрешении 8К. Хитрость конструкции заключалась еще и в том, что оператор мог полностью управлять камерой и корректировать любые настройки, находясь внутри кабины. «Это была настоящая спецоперация, – рассказывает оператор фильма Семен Яковлев, – В вертолете может сидеть четыре человека, а нас было пятеро без учета фокус-пуллера, который не влез, и за фокусом я вручную следил сам. У меня была связь сразу с обоими экипажами, а в эфире должна быть максимальная тишина, нужно давать очень четкие команды. И это колоссальная ответственность, к тому же каждая минута стоит огромных денег».
  • Работа над фильмом длилась более двух лет, и команда постаралась выполнить самые сложные, рискованные и необычные задумки режиссера. Чтобы полностью погрузиться в историю и вместе с героями пройти все испытания, фильм «Летчик» нужно смотреть именно на большом экране – в этом уверены авторы фильма. «Оценить двухлетний период масштабной работы над фильмом такого масштаба можно только в кино, – уверяет продюсер Влад Ряшин. – За рубежом фильм выходит под названием “The Pilot. A battle for survival”. Уже сейчас права на показ приобрели Северная Америка, Великобритания, Италия и Швейцария, Китай, Япония и Южная Корея, Чехия и Словакия, страны бывшей Югославии – Сербия, Словения, Босния и Герцеговина, Хорватия, Черногория и Македония, Австралия, Скандинавские страны». «В нашем фильме не только война. В нем есть сильная любовная линия, которая появилась, поскольку нашей задачей было рассказать жизненную историю. Ведь именно мысль о доме, о родных, о любимой – это то, что помогало не сдаваться солдатам даже в самых страшных ситуациях. До самого финального кадра главный герой доказывает, что разум сильнее тела. И поэтому наш фильм будет понятен и интересен любому зрителю», – добавляет продюсер Дмитрий Пристансков.
  • Оформить подписку