Назад

Фильм Сопротивление

Resistance
Развернуть трейлер
Поделиться
8,3
рейтинг ivi
режиссура
сюжет
зрелищность
актёры

История знаменитого французского актёра-мима Марселя Марсо, который во время Второй мировой войны присоединился к Сопротивлению. Потеряв в Освенциме большинство родственников, Марсель пытается противостоять нацистам и участвует в спасении еврейских детей.

Начало Второй мировой войны. Юноша еврейского происхождения по имени Марсель Мангель живёт во французском Страсбурге. Он работает в мясной лавке своего отца, хотя его призвание лежит в области творчества: Марсель интересуется пантомимой и рисованием и мечтает выступать на сцене. Пока войска Гитлера всё сильнее оккупируют Европу, Марсель далёк от политики, в то время как его кузен Жорж вступает в ряды Сопротивления. Жизнь Марселя навсегда меняется, когда девушка Эмма, в которую он влюблён, вдохновляет его помочь детям, чьих родителей убили нацисты. Начинающий артист неожиданно находит применение своему таланту: пантомима становится настоящей отдушиной для сирот, травмированных ужасами войны. Вскоре Марсель сам присоединяется к Сопротивлению, чтобы бороться с жестокими захватчиками и спасать невинные жизни.

Чтобы познакомиться с удивительной биографией знаменитого мима, приглашаем вас посмотреть онлайн фильм «Сопротивление» с Джесси Айзенбергом в главной роли – яркую и трогательную историю о борьбе со злом, человечности и силе творчества.

Языки
Русский, Английский
Доступные качества

Фактическое качество воспроизведения будет зависеть от возможностей устройства и ограничений правообладателя

HD, 1080, 720

Сюжет

Осторожно, спойлеры

Мюнхен, 1938 год

Малышка Элсбет готовится идти ко сну и спрашивает у отца, почему Гитлер так сильно ненавидит евреев. Её отец силится найти ответ и в попытке уберечь ребёнка от страшной правды он старается подбодрить девочку и отвлечь её от этой серьёзной темы. Несколько часов спустя нацисты приходят с рейдом в их квартиру и выгоняют родителей девочки на рыночную площадь. Элсбет удаётся скрыться в хаосе горящих баррикад, откуда она, совершенно беспомощная, наблюдает за тем, как солдаты хладнокровно казнят её мать и отца.

 

Нюрнберг, 1945 год

Генерал Джордж С. Паттон поднимается на сцену и предстаёт перед приветствующими его солдатами союзных войск. Он рассказывает им историю о молодом французе, который своей храбростью и непреклонной волей к жизни совершил настоящее чудо.

 

Страсбург, 1938 год

Марсель Мангель стоит на сцене небольшого бара и развлекает немногочисленную публику своими пантомимами. Под самый конец выступления он замечает среди зрителей своего отца Шарля. На выходе из бара между мужчинами завязывается ссора: Шарль обвиняет сына в том, что тот пускает свою жизнь под откос ради «так называемого искусства». Но Марсель убеждён, что он талантливый артист. На следующий день оба возвращаются к своей работе в мясной лавке. Мать Эммы входит в лавку и начинает говорить с Марселем, пытаясь убедить его сходить на свидание с её дочерью. Удивлённый Марсель в присущей ему очаровательной манере отказывается: артистические амбиции не допускают отвлечений.

 

В лавку входит друг Марселя Жорж и хочет сказать пару слов. Ожидается прибытие 123 еврейских сирот, которым нужно убежище во Франции. Жорж, Эмма и Мила хотят, чтобы Марсель помог им организовать укрытие для детей в близлежащем замке. Сначала Марсель отказывается, ведь общение с детьми – не его конёк, но в конце концов он соглашается помочь. В новых «кварталах» царит страх и отчаяние, а Эмме, Марселю и их товарищам предстоит превратить старое здание в надёжное место, подходящее для перепуганных детей, среди которых и Элсбет. С помощью своих пантомим Марсель совершает чудо: ему удаётся установить с детьми связь и заставить их улыбнуться. Среди всепоглощающего горя, ужаса, гнева и страдания его искусство кажется своеобразным средством защиты – и не только для детей, которые очень быстро начинают понимать, как много Марсель для них значит.

 

Тем временем в Германии Гитлер ведёт свою безжалостную пропаганду полного уничтожения еврейского народа.

 

Шарль приходит в комнату сына, и снова они ругаются из-за желания Марселя посвятить жизнь искусству. Уставший от бесконечных споров Марсель пытается положить конец дискуссии. За ужином речь заходит о еврейских детях, и Марсель признаёт, что вряд ли сможет помочь. У него нет ни энергии, ни средств для этого. Но его брат с ним не согласен, и он призывает Марселя продолжать бороться против нацистского вторжения. Тем временем до замка дошли слухи о неминуемости нацистской атаки, целью которой может быть временное убежище детей. Придётся искать альтернативное место, где можно их укрыть. Ситуация кажется безнадёжной, но нужно готовиться к худшему: переодетый в Гитлера Марсель расхаживает по садам замка. У этой игры в прятки одна цель: убедить детей в серьёзности ситуации и показать им, что делать, когда за ними придут нацисты. Однако их игра прерывается звуками сирены: немецкие войска вторглись во Францию.

 

Марсель показывает Эмме фокус с цветком, чтобы она улыбнулась хотя бы на короткое мгновение в предшествии грядущих событий. Их товарищи готовят детей к дороге и стригут им волосы. Страсбургские евреи в полном отчаянии покидают город и отправляются на юг Франции в надежде однажды вернуться в свои дома. Буквально за несколько недель Гитлер оккупирует Францию.

 

Лимож, 1941 год

Беженцы находят укрытие в глубинах бункера. Марсель подделывает свой паспорт и с тех пор называет себя Марселем Марсо. В группе не ослабевает страх быть обнаруженными нацистами.

 

Берлин, 1941 год

Оберштурмфюрер СС Клаус Барби входит в комнату, полную молодых людей, которые пьют, поют и прославляют Германию. Барби садится среди них, и толпа смолкает. Начинавшаяся как хвалебная, его речь быстро перерастает в агрессивную тираду, изобличающую гомосексуалистов в рядах солдат. Барби избивает одного из солдат стулом.

 

Лимож, 1941 год

Марсель и Эмма прячут Элсбет в церкви. Среди её вещей – фальшивый паспорт, который сделал для неё Марсель. На обратном пути Марселя и Эмму останавливает патруль и требует представиться. С помощью хитрости и уловок Эмме удаётся убедить офицеров, что необходимости в детальном допросе нет. Этот инцидент потряс Марселя до глубины души: он понимает, что не хочет жить так – в постоянном страхе и ужасе от возможного наказания. Не хочет – и не будет. Он принимает решение присоединиться к Сопротивлению. Во время своей ночной прогулки Марсель заходит в бар и, к своему огромному удивлению, видит на сцене своего отца, исполняющего оперную арию. Марсель в замешательстве. Дослушав пение отца, он надеется получить объяснение, почему же тот всё-таки против того, чтобы Марсель следовал за своей мечтой. Оказывается, Шарль всегда мечтал стать певцом, но семейная традиция не позволяет этого сделать. Мясная лавка всегда была для семьи приоритетом. Его постоянное ворчание и расспросы должны были только сильнее убедить Марселя не сдаваться на пути к достижению своей мечты. Переполненный эмоциями Шарль предлагает сыну образовать творческий дуэт после окончания войны, где он бы пел, а Марсель показывал пантомимы. В этот момент небывалой эмоциональной близости Марсель признаётся, что он собирается вступить в Сопротивление вместе с Эммой.

 

Но при попытке выйти на связь с движением Марсель чуть было не попался нацистам. Во время плановой проверки на станции Жоржа отделяют от группы и затаскивают в отдельный автобус. Марсель наблюдал за этим с безопасного расстояния, находясь на рыночной площади. Ему удалось устроить диверсию и освободить Жоржа. Неожиданно к ним подъезжает машина: оказывается, это машина Сопротивления. Марселю удаётся скрыться от нацистов в тайном убежище его новых товарищей.

 

Оберштурмфюрер СС Клаус Барби живёт в лучшем отеле города и с удовольствием наблюдает, как французы по кусочкам собирают полезную информацию, изобличающую членов Сопротивления, и сотрудничают с нацистами в обмен на защиту. Это сделка с дьяволом.

 

В лагере Сопротивления Марсель и Эмма знакомятся с лидером движения Доминик. Она видела их фальшивые паспорта и хочет, чтобы Марсель изготовил такие же для британских солдат-беженцев. Взамен Марсель и Эмма просят раздобыть для них французские паспорта, чтобы быть защищёнными в случае новых нацистских проверок. Доминик нравится Марсель, поэтому она берёт его с собой на миссию. В их отсутствие нацисты под предводительством Клауса Барби проводят рейд в убежище повстанцев. Мила и Эмма оказываются у них в плену, Жоржу удаётся сбежать. В своём отеле Барби устроил что-то вроде лагеря для казней. Он выбирает цель и убивает нескольких борцов сопротивления. Мила начинает рыдать. Барби подходит к Эмме и спрашивает у неё о местонахождении других членов движения. Эмма молчит. Оберштурмфюрер не знает пощады, когда дело доходит до получения нужной ему информации. Он отводит Эмму в соседнюю комнату и связывает её. Он продолжает допрос и прибегает к шантажу: либо Эмма заговорит, либо Мила умрёт.

 

Другие участники Сопротивления наблюдают за отелем из разных укрытий, но они не подозревают, что происходит внутри. Они видят, что приехала жена Барби Регина с ребёнком, и что Барби приветствует её. В это время Эмму выталкивают из отеля через чёрный ход. На ней значок осведомителя. Бойцы сопротивления отвлекают внимание нацистов, чтобы Марсель мог незаметно проследовать за Эммой. Он с трудом спасает отчаявшуюся Эмму от самоубийства на вокзале. Она рассказывает Марселю о том, что случилось с ней в отеле. У неё больше нет надежды на мирное будущее. Марсель пытается подбодрить её, но, кажется, Эмма окончательно сломлена. Теперь Марселю придётся убеждать её в важности их общей миссии и её личного долга. Он составляет план перевозки детей из Франции в Швейцарию, где они могут быть в безопасности, и всего через несколько дней сироты уже едут туда вместе с Эммой и Марселем. Тем временем его отец Шарль принимает приглашение, которое приводит его в засаду нацистов. Его депортируют.

 

В поезде, следующем в Швейцарию, Эмма, Марсель, Элсбет и другие дети выдают себя за христианский хор. Внеплановая остановка с целью проверки документов рискует сорвать всю операцию. Когда Эмма замечает среди немецких солдат Клауса Барби, у неё случается приступ паники. Она прячется в туалете, пока солдаты Барби обыскивают вагон. Когда Барби входит в вагон, Марсель дирижирует «детским хором». Внимание Барби привлекла Элсбет: он уверен, что где-то уже видел её лицо. Он требует у группы предъявить паспорта и вдруг замечает на одежде Марселя значок осведомителя – Эмма как раз успела передать его. Барби не сомневается в том, с кем он имеет дело. Их хитрость сработала. Успокоенный Барби и солдаты покидают поезд, и он продолжает свой путь в Швейцарию.

 

По прибытии в горы группа беженцев пробирается сквозь снег и льды к убежищу. Их замечают несколько горняков.

 

Тем временем в отеле жена Барби Регина начинает подозревать, что её муж пытает и убивает людей в подвале отеля. Наплевав на свои обещания никогда не трогать священников и других представителей церкви, Барби каждый день нарушает договорённость с женой. Она требует, чтобы он остановился – ради их ребёнка. Но взгляд Барби устремлён на Сопротивление. Он намерен уничтожить его любой ценой. Узнав о том, что Эмма и дети были замечены вблизи швейцарской границы, Барби оставляет Регину в отеле безо всяких объяснений и посылает отряд на поиски детей.

 

Марсель, Эмма и дети без устали продолжают свой путь сквозь густые леса. Во время их короткого перерыва на группу нападает разведотряд, заставляя их бежать всё дальше и дальше в лес. Теперь это уже не просто игра в прятки, которой Марсель обучал детей в замке: сейчас это вопрос жизни и смерти. Им удаётся скрываться от нацистов, пока одно неловкое движение не выдаёт их укрытие, и тогда начинается жестокая лесная погоня. С каждой секундой дистанция между преследователями и беглецами сокращается. Когда Марсель и дети достигают края пропасти, у них нет иного выхода, кроме как шагнуть в туман. Клаус Барби достаёт оружие и стреляет: по его мнению, встрече с ним жертвы предпочли самоубийство.

 

Все, кроме Эммы, целыми и невредимыми достигают подножия горы. Пуля, которую выпустил Барби, попала в Эмму, и она умирает прямо на глазах у детей. Она испускает последний вздох, пока Марсель держит её в руках. Беженцы проводят ночь, укрывшись под большой скалой. Утром их обнаруживает незнакомец и предлагает им свою помощь. На вопрос, где они находятся, незнакомец отвечает: «Вы в Швейцарии».

 

Одновременно обессиленный и безмерно радостный, Марсель прижимается к брату и начинает горько плакать. Тело Эммы всего в нескольких метрах от него.

 

Нюрнберг, 1945 год

Генерал Паттон заканчивает свой рассказ о Марселе и объявляет о его первом выступлении на большой сцене. Это начало его завораживающей и головокружительно успешной карьеры.

Знаете ли вы, что

  • Марсель Марсо (имя при рождении Марсель Мангель) родился 22 марта 1923 года. Его страсть к актёрской игре и искусству передалась ему от отца. Всю жизнь тот владел мясной лавкой, чем и обеспечивал семью, но его настоящей любовью была музыка. Желание стать артистом проявилось у Марселя в раннем детстве благодаря просмотру немого кино с его кумирами – Бастером Китоном и Чарли Чаплином. Однако из-за войны ему не удалось поступить в актёрскую школу. В 1940, после начала Второй мировой, его семья покинула Страсбург, а два года спустя Марсель и его брат присоединились к движению сопротивления, став частью группы, которая боролась с наступлением нацистов в Лиможе. Его художественные навыки позволяли ему достоверно подделывать паспорта, что вскоре стало его основной работой в сопротивлении. В своём собственном фальшивом паспорте он назвался Марселем Марсо. В 1943 он, рискуя собственной жизнью, вывез троих еврейских сирот за пределы страны, тем самым сделав их недосягаемыми для нацистов. Его борьба против захватчиков не осталась незамеченной военными силами США. Генерал Джордж С. Паттон назначил его офицером связи с американскими войсками. Вскоре после этого в феврале 1944 полицейские офицеры арестовали в Лиможе его отца. Позже он был убит в Аушвице.
  •  
  • В 1946 году Марсель обучался в Театре Сары Бернар в Париже под руководством Шарля Дюллена и Этьена Декру. Первую свою большую роль он получил в постановке «Арлекин». Позитивные отклики побудили его к написанию своих собственных пьес и проработке новых персонажей. Так он пришёл к созданию в 1947 году своего культового клоуна Бипа, который принёс ему мировую известность. Марсо создал свою «Труппу мима Марселя Марсо» и ездил с ней по миру. Так в 1953 году во время поездки в США ему наконец удалось познакомиться со своими кумирами Бастером Китоном, Стэном Лорелом и Оливером Харди. Знакомства с Чарли Чаплином пришлось ждать до 1960. Помимо театральной деятельности в середине шестидесятых Марсель также появлялся на телевидении, что значительно расширило круг его зрителей.
  •  
  • Вместе с мэром Парижа Жаком Шираком в 1978 году Марсель организовал Парижскую международную школу пантомимы, чтобы дать юным подающим надежды артистам шанс расправить крылья и реализовать свой потенциал. На протяжении многих лет Марсо продолжал использовать своё искусство и свой социальный статус в благотворительных целях, помогая нуждающимся людям. 22 сентября 2007 года в Париже Марсо скончался и был похоронен на кладбище Пер-Лашез.
  •  
  • Клаус Барби родился в Бад-Годесберге 25 октября 1913 года. В 1933 году, когда умерли его отец и брат, у Барби началась тяжелейшая депрессия, которая во многом определила ход его жизни. Он вступил в Гитлерюгенд и оставался активным членом организации до 1935. Добровольное пребывание в трудовом лагере разожгло в нём пламя национал-социалистических идей, и после встречи с Хайнрихом Химмлером Барби вступил в СС, где его задачей было преследование еврейского народа и гомосексуалистов. В 1937 году он вступил в НСДАП, где 20 апреля 1940 получил звание сержанта СС. Спустя всего несколько дней он вступил в брак с Региной. В ноябре того же года его повысили до оберштурмфюрера СС. Получив известность благодаря своей выдающейся безжалостности, он возглавил Гестапо после вторжения Германии во Францию. В 1942-1944 годах он беспощадно преследовал движение Сопротивления, лично убивая его членов, и с тех пор получил прозвище «лионский мясник». Когда союзные силы освободили Францию в 1944 году, Клаус Барби скрылся в Германии, и тогда, шесть лет спустя после событий Хрустальной ночи, он достиг пика своей карьеры, получив звание гауптштурмфюрера СС. Но, когда Германия проиграла войну, ситуация радикально изменилась, и охотник сам стал добычей. Он начал скрываться и при помощи американской разведывательной службы CIC смог спокойно прожить жизнь в Боливии под чужим именем. В то же время на Лионском процессе его заочно приговорили к смертельной казни за его чудовищные преступления против членов Сопротивления и мирных граждан, однако приговор не смогли привести в действие за отсутствием подсудимого. Международная лига против антисемитизма и расизма обнаружила его в Ла-Пасе в 1972 году, однако правительство Боливии препятствовало его экстрадиции. Барби же втайне от правительства поддерживал высокопоставленного офицера в государственном перевороте. Только когда к власти пришло новое демократическое правительство, Барби выслали из страны и экстрадировали во Францию. Процесс, на котором рассматривались преступления Барби против человечества (177 случаев), продлился месяц, после чего он был приговорён к пожизненному заключению. Он был виновен в смерти более 800 человек. Барби умер от рака в лионской тюрьме 25 сентября 1991 года.
  •  
  • Сотрудничество французского режима Виши с нацистской Германией преследовало одну цель: ликвидация еврейского народа на территории Франции. План предполагалось осуществить в несколько этапов: дискриминация, изоляция, депортация и, наконец, уничтожение. И хотя во главе операции стояли немецкие захватчики, сотрудничество французской полиции гарантировало более плавное и быстрое её исполнение.
  •  
  • Без вмешательства Германии в 1940 году правительство режима Виши отстранило всех евреев от государственной службы, ввело комендантский час, конфисковало культурные ценности и жёстко ограничило любые перемещения. Вскоре евреи были отстранены от своей работы. После этого вермахтом было приказано перевезти всех евреев из региона Эльзас-Лотарингия на юг Франции. Еврейские граждане, которых вынудили оставить всё, что им было дорого, продолжали надеяться, что однажды они смогут вернуться. Но они больше никогда не увидели своих домов.
  •  
  • Предполагалось, что три крупномасштабных рейда немецких войск были нацелены на участников зловещего заговора. Однако случайные аресты привели к депортации в общей сложности 8600 еврейских мужчин. В 1941 году был создан общий реестр еврейских граждан, который с 1942 года использовался вермахтом для контроля исполнения директивы о постоянном ношении жёлтой звезды.
  •  
  • Чтобы прийти к окончательному разрешению «еврейской проблемы» СС сотрудничает с французской полицией с лета 1942 года. По приказу фюрера полиция арестовала почти 13 000 евреев, среди которых 4 000 детей, и заставила их ждать депортации в Аушвиц в лагерях для военнопленных Дранси, Бон-ла-Роланд и Питивье. После рейдов не оставалось выживших. Последовавшие осенью новые облавы привели к гибели ещё 10 000 евреев.
  •  
  • В отличие от Франции, в оккупированной зоне Италии защищали еврейских граждан и отказывали в их экстрадиции Германии и режиму Виши. Итальянская зона была надёжным убежищем, но осенью 1943 года она прекратила своё существование. После того, как юг Франции оккупировал вермахт, в Ницце, Тулузе и Лионе прошли массивные облавы.
  •  
  • После освобождения Франции союзниками массовые убийства евреев вишистским правительством не были предметом длительных судебных процессов. Только когда в 1968 году ООН объявила об отмене срока давности для некоторых преступлений и обратила внимание на действия правительства Виши, начались расследования в отношении некоторых лиц.
  •  
  • С момента основания самых первых отдельных групп повстанцев в 1940 году главной целью движения сопротивления было восстановление политических и религиозных свобод во Франции. Необходимо было вернуть народу власть выбирать будущее своей страны. Движение начало приобретать значимый вес в 1941 году после усиления насильственных мер и роста количества преследуемых евреев. Всё это принуждало с основном молодых людей уходить в подполье. В горах и лесах образовывались группы, которые впоследствии и переросли в движение Сопротивления. Поначалу выпускался всего один специальный журнал, обеспечивавший коммуникацию между участниками, но вскоре движение разрослось, и к его деятельности прибавились акты саботажа, шпионаж, а также ликвидация предателей в рядах администрации и создание секретной армии. Движение, первоначально насчитывавшее около 400 человек, разрослось до количества более 1000 бойцов по всей территории Франции.
  •  
  • И хотя борьба за свободную страну сплотила участников в ходе войны, после её окончания союз распался так же быстро, как и образовался. В теории приоритетами было объединение Европы и создание новой Лиги Наций, но на практике на первый план вышла Франция как отдельное национальное государство, возглавляемое демократически избранным правительством. Кроме того, многие члены выступали за необходимость разграничить понятия «нацистская Германия» и «немцы», а также за интеграцию страны в Европейский союз. Другие же ратовали за разделение государства на несколько отдельных.
  •  
  • На сегодняшний день планы и идеи Сопротивления расцениваются как интеллектуальное достижение и не находят себе равных среди других подпольных движений благодаря усилиям в создании основы общественного порядка в вопросах справедливости, демократии и международных отношений.
  •  
  • Возможность рассказать уникальную историю Марселя Марсо стала для режиссёра Хонатана Якубовича очень дорогим событием. Он сказал: «Пока что это моя самая личная работа. Написание сценария и съёмки этого фильма вернули меня к памяти о моих бабушке и дедушке и подарили новый взгляд на Германию – страну, которую меня с детства учили бояться. Ежедневно мы сталкивались с проблемами, в которых смешивались личный опыт и профессиональная точка зрения. Я смотрел на детей, которые играли роли на площадке, и не мог не думать о миллионах еврейских детей, убитых в этой стране. Не было ни дня, чтобы я не плакал – будь то от горя или радости. И не только я: каждый актёр прочувствовал свою личную связь с этой невероятной историей.»
  •  
  • При написании сценария Хонатан Якубович уделял особое внимание свидетельствам современников событий: «Сценарий – это результат долгих лет исследований. Кажется, единственным, кто был ещё жив на момент, когда я начал писать, был Жорж Луанже – двоюродный брат Марселя и лидер их группы. На момент нашей встречи в Париже ему было 106 лет, и, к сожалению, он умер в декабре 2018 года в возрасте 108 лет. Он был лучшим источником сведений, о котором только можно было мечтать, и большая часть событий этого фильма основана на его воспоминаниях. Я прочёл много книг. Не только о Марселе и Сопротивлении, но и о Клаусе Барби. Ещё я посетил Мемориальный музей Холокоста в США, комплекс Яд ва-Шем в Иерусалиме и Мемориал Шоа в Париже. Я и сам являюсь потомком переживших Холокост евреев по линии отца и матери, поэтому истории о войне были частью моей жизни с самого моего рождения. Как это возможно, что членов моей семьи убивали просто за то, что они евреи? Никогда, никогда не смогу этого понять. Если честно, я никогда не думал, что смогу снять фильм о Второй мировой. Единственная причина, по которой я решил всё-таки снять «Сопротивление» – это то, что несмотря на весь трагический контекст, эта история всё ещё остаётся жизнеутверждающей. Марсель и его группа спасали жизни детей несмотря ни на что. Этот сюжет достоин того, чтобы его запечатлеть.»
  •  
  • По сей день старания Марселя Марсо можно расценивать как лучик надежды для человечества, и для Хонатана Якубовича важно, чтобы «Сопротивление» отражало эти ценности в современном общественном климате: «Уровень ненависти во всём мире возрастает. Ненависти, основанной на расе, национальности, религии или политике. И это не потому, что большая часть мира просто сошла с ума, а потому, что повсюду экстремистам позволено говорить громче. Что мне нравится в Марселе и его друзьях – это то, что они не просто принимали мир таким, какой он есть, но решили самостоятельно сделать что-то для его спасения. Не каждому по зубам такой выбор, хотя каждому нужно на него равняться. Ненавидеть очень просто, если не учитывать права людей, на которых эта ненависть направлена. Я никогда не слышал истории, подобной этой. Истории о человеке, который открывает в себе талант, спасая детские жизни, и который позже становится самым известным представителем своего вида искусства в мире. Так много героев и так много историй, которые заслуживают того, чтобы о них говорили. Но таких, как Марсель Марсо, больше нет. Вот почему я так его полюбил.»
  • Во время работы над фильмом режиссёру было важно найти грамотный баланс между фактами и вымыслом. Но что же было на самом деле, а что добавили для драматичности? Хонатан Якубович объясняет так: «Да, он действительно подделывал паспорта для евреев и членов Сопротивления, чтобы беспрепятственно проходить фашистские пропускные пункты. В фильме также показано, как он взял себе фамилию Марсо, и он на самом деле перевёз более 100 детей через Альпы в три подхода. Его брат Ален также участвовал во всех этих операциях. История Элсбет – это компиляция записей, которые я нашёл о детях в замке. Она также вдохновлена моей тётушкой Элсбет. Всё, что касается Клауса Барби, основано на документальных свидетельствах. В тот период, который показан в нашем фильме, он на самом деле пытал заключённых, депортировал еврейских детей и выполнял задачу по уничтожению французского Сопротивления. Правда также и то, что Марсель мечтал стать художником и всю свою жизнь продолжал рисовать. История его отца тоже основана на показаниях свидетелей. Он любил музыку, но хотел, чтобы Марсель продолжал заниматься семейным делом. Он трагически погиб в Аушвице. Марсель не любил рассказывать о своём опыте и в общем никогда не считал себя героем.»
  •  
  • Для воплощения таких черт характера необходим правильный актёр, который поймает нужный баланс между героизмом и человечностью, и Якубович нашёл его в лице Джесси Айзенберга: «Мать Джесси была профессиональной клоунессой. Он буквально рос бок о бок с этим видом искусства и своими глазами видел, как его мать накладывает грим и идёт на работу. Его предки тоже погибли при Холокосте, и к тому же он выглядит точь-в-точь как молодой Марсель Марсо. Но главная причина, почему я решил, что он идеально подойдёт на эту роль – это удивительное сочетание актёрских навыков, преданности делу и страсти. В начале фильма Марсель полностью сосредоточен на искусстве и, кажется, буквально поглощён им. Ему и в голову не приходила идея становиться героем войны. Перемены, через которые проходит этот персонаж – от эгоистичного гения до великодушного героя – в высшей степени завораживают. У Джесси есть черты, которые сделали его идеальным кандидатом на эту роль.»
  •  
  • Роль Клауса Барби – первый опыт для Маттиаса Швайгхёфера в воплощении жестокого персонажа. Выбор известного немецкого актёра неожиданный, но режиссёр сделал его осознанно: «Что делает Маттиаса настоящей звездой этого фильма, так это его пугающее воплощение Клауса Барби. Я хотел обойтись без стереотипного изображения нациста и уж точно не хотел делать его очередным злодеем из бондианы. Барби был самым молодым офицером Третьего рейха, а отряды под его управлением были самыми многочисленными. Он славился не только жестокостью, но и своей харизмой, в том числе в общении с людьми, которых он пытал. Если посмотреть фото военных лет, можно заметить даже какое-то необъяснимое сходство между Маттиасом и Барби. Это пугает до чёртиков! Я с самого начала знал, что ему удастся показать всю банальность злодейства – это то, что определяет характер Барби. Это человек, который способен содрать кожу с заключённого, а потом пойти и миленько отужинать со своей женой и дочкой. Никогда он не считал себя злодеем в этой истории. Маттиас вывел это на совершенно выдающийся уровень, и мне не терпится увидеть реакцию немецкой публики, когда они увидят его на экране в совершенно новом свете.»
  •  
  • Интернациональный актёрский состав и производственные компании со всего мира декларируют важную идею ещё на стадии проекта: совместная работа представителей разных национальностей – это мощный инструмент для реализации таких фильмов, как «Сопротивление». Хонатан Якубович утверждает: «Съёмки фильма – это часто международное предприятие. Но конкретно в этом особом случае перед нами стояла историческая задача привлечь к участию представителей разных национальностей – будь они в кадре или за кадром. Поскольку это очень сложный фильм, работа над ним была очень интенсивной. Каждый из нас многому научился от каждого участника съёмок, и из нас вышла отличная команда. Для меня большая честь поработать с такими талантливыми людьми из Германии, и я невероятно горд за то, что нам удалось создать вместе.»
  • Ошибки в фильме

  • Когда герои пересекли границу Франции и Швейцарии, это был Монрьон, а не Монриан.
  • Клаус Барби носит неправильное звание на протяжении всего фильма. Он был гауптштурмфюрером, а не оберштурмбанфюрером.
  • Когда камера показывает войска Паттона, черные и белые лица смешиваются. Но в 1945 году армия была строго разделена.
  • Барби убивает группу из семи человек, стоящих бок о бок в пустом бассейне напротив него. Но при этом он делает всего шесть выстрелов.
  • Оформить подписку