Документальный фильм «Бэнкси» расскажет не просто о самом таинственном художнике современности – Бэнкси, превратившем уличное искусство в политический манифест, но и проследит за историей становления такого неоднозначного искусства, как граффити.
Впервые граффити появились в 70-е годы в Нью-Йорке как реакция беднейших слоёв населения на социальную несправедливость и отсутствие жизненных перспектив. Для молодёжи того времени огромные надписи стали возможностью заявить о себе.
Постепенно граффити захватило весь мир, став настоящим символом непокорности и сопротивления общественным порядкам. Вместе с культурой хип-хопа рисунки, выполненные аэрозольным баллончиком, определили образ эпохи на рубеже веков.
В фильме приняли участие многие знаменитые художники-стритартеры, которые поделились своими воспоминаниями о том времени и рассказали об их пути в мире уличной живописи. Знакомые с самим Бэнкси герои попытались объяснить, как самый скандальный и популярный артист нашего времени нашёл свой стиль, и как работы таких мастеров, как Кит Харинг , Жан-Мишель Баския и Блек Ле Рат оказали влияние на становление Бэнкси, а также поделились мыслями о значении его работ в мире искусства.
Приглашаем посмотреть онлайн документальный фильм «Бэнкси» на нашем сайте.
Страны | Великобритания |
---|---|
Жанр | Документальные, Зарубежные |
Премьера в мире | 18 февраля 2020 |
Время | 1 ч. 52 мин. |
Режиссёры | Элио Эспана |
---|---|
Продюсеры | Элио Эспана, Том О’Делл |
Актёры | Бэнкси, Феликс Браун, Клер де Добай Рифель, Бен Эн, Уилл Эллсворт-Джонс, Риск, Марк Холгейт, Ричард Джонс, Алан Кет, Стив Лазаридес |
Сценаристы | Элио Эспана |
Операторы | Питер Лауден |
Композиторы | Пит Вайц |
Монтажёры | Элио Эспана |
Документальные кадры комментируют журналисты, искусствоведы, художники. Иногда звучит закадровый голос самого Бэнкси.
В октябре 2018 года анонимный художник, известный как Бэнкси, опубликовал в сети кадры на которых показан процесс изготовления рамы для его картины незадолго то того, как она должна была быть выставлена на продажу на аукционе Сотбис, одном из самых престижных в мире.
Это был типичный художественный аукцион. Работа Бэнкси шла последним лотом, она ушла за миллион с лишним. Как только раздался удар молотка, картина пошла вниз через раму, а снаружи появились ее клочья. Все в ужасе смотрели, как она уничтожается.
Так Бэнкси учинил самый огромный розыгрыш в истории искусства. Этот трюк увеличил стоимость картины до семи миллионов. Это событие подняло вопрос о том, что такое истинная ценность, какое место ей отведено в обществе, кому принадлежит искусство. Этим прецедентом Бэнкси в очередной раз вписал себя в учебники истории.
Скандальная выходка на Сотбис стала не первой проделкой Бэнкси, жертвами которых становились институты высокого искусства. Пятнадцатью годами раньше в октябре 2003 года в галерею Тэйт, один из самых известных художественных музеев Великобритании, вошел неизвестный и повесил на стену свою картину. В течение последующих полутора лет Бэнкси развесил свои картины в Лувре, Британском музее, в музее современного искусства в Нью-Йорке. Он прошелся по семи галереям и повесил там семь произведений. В музее Метрополитен картина провисела всего два часа, на ней была изображена светская дама в противогазе. Смотрители быстро поняли, что ей не место в экспозиции музея. А вот картина, на которой была изображена банка супа Теско, провисела в музее современного искусства несколько дней. Она очень похожа на Уорхола. Дерзкая выходка сошла художнику с рук. Так все узнали его имя. Только имя – и больше ничего. Что это за дерзкий человек, который повесил свои картины рядом с Моне и Пикассо? Это отдельный человек или группа людей? Может быть это – известный человек, артист или художник? На Сотбис Бэнкси произвел акт вандализма. А ведь именно с вандализма все и начиналось. С граффити.
С помощью граффити поднимали восстания и развязывали войны. Это не вид искусства, это реакция, это импульс, это как искра. Динамитно, подрывно.
Это спешка. Но это средство, а не цель. Носишься по городу, пытаясь втиснуть свое имя, где только можно. Чем рискованнее, тем лучше. Полный бред, если вдуматься. Граффити – это кардиограмма города, оно фиксирует то, что происходит именно сейчас, в данный момент.
Нью-Йорк, 70-е годы. Граффити появилось в Филадельфии в конце 60-х, начале 70-х. Потом они появились в Нью-Йорке. Был кризис, полно наркотиков, повсеместно бедность. Граффити появились на Манхэттене, в Бруклине, Бронксе. Подростки писали повсюду свои имена и места, где они жили, чтобы как-то заявить о себе. Ты пишешь свое имя, потом еще, еще. Потом кто-то пишет рядом. Игра стала популярной, она распространялась на все новые районы. Закорючки, которыми были испещрены задние сиденья автобусов, превратились в двухметровые буквищи на вагонах метро. Сложилось художественное направление, это был просто бум.
Новое искусство под названием Бомби. Метрополитен стал объектом устремлений подростков. В 1983 году широкая публика впервые познакомилась с жизнью такого андеграунда в фильме «Войны стилей». Они были хроникой жизни странной криминальной субкультуры. Для многих фильм стал руководством к действию: так вот, как это делается!
Если ты расписал поезд, то он становится твоим поездом, на нем стоит твое имя, и он ездит по городу. Граффити давало людям чувство собственности, когда у них ничего больше нет.
Юные райтеры были убеждены, что они делают что-то противозаконное. Многочисленные жалобы горожан привели к тому, что власти стали бороться с граффити.
Такая позиция, что граффити – это плохо, болезнь, которую надо лечить, стала общепризнанной точкой зрения. Линия фронта была очерчена. Граффитисты были безвозвратно причислены к криминалу. Мэр запретил продавать краску и маркеры несовершеннолетним. Но ведь граффитисты не покупают краску, а воруют ее. Просишь краску, за которой надо идти на склад, и выносишь в спортивной сумке несколько сотен баночек.
Решил стать таким художником – надо осознавать возможные последствия, так что надо хранить анонимность.
Граффити – лишь часть молодежной культуры, хип-хопа. Она родилась там же, где и граффити. Дети по всему миру выбрали все как целостное явление. И граффити вышло за границы Нью-Йорка, появилось на стенах и в метро по всему миру.
Была издана книга «Искусство подземки», где были собраны лучшие произведения на вагонах метро. Эта книга стала настоящим Граалем для граффитистов всего мира.
Бристоль. Родной город Бэнкси. Сравнительно небольшой город на юге Англии. Когда Бэнкси было лет 10, в городе появился граффитист по имени 3Д, он, возможно, побывал в Нью-Йорке.
Бристоль был торговым городом, особенно он процветал в эпоху работорговли. Во время Второй мировой войны город был сильно разрушен, промышленные предприятия стали оттуда выводить. В эпоху тэтчеризма этот процесс усилился. В центре города появились целые районы, в которых никто не обитал. Нередко возникали бунты и погромы, столкновения с полицией. Время было тяжелое.
В городе царила невероятная творческая атмосфера. Оттуда вышел и Бэнкси, который прославился на весь мир. Здешнее искусство, музыка и политические взгляды определили творческую манеру Бэнкси. Это был типичный представитель среднего класса. В школе по ИЗО у него был трояк, но одноклассники говорили, что в его рисунках что-то было.
Тэтчер начала капиталистическую революцию, национальной идеей стали деньги. Началась деиндустриализация. Запустение наступило в одночасье, у молодежи не было перспектив. Многие подсаживались на героин. Но старый британский менталитет никуда не делся: по пятницам обязательно драка. Выпил, потом махач – отлично провел время.
Бристоль воспринял субкультуру Нью-Йорка. Хип-хоп оказал мощное воздействие на молодежь города.
Джон Нэйшен, социальный работник района Брайтон Хилл, разрешил граффитчикам расписывать стены молодежного клуба. Вскоре клуб стал местом встречи молодежи Бристоля. Они разрисовали не только стены клуба, но и все близлежащие стены, здания, мусорные баки. Полиция решила пресечь это. На протяжении двух лет проводилось расследование. К ответственности было привлечено свыше 70 граффитчиков. Большинство из них потом отказалось от столь опасного пристрастия, но небольшая группировка ушла в глубокое подполье. К ним и примкнул тогда еще совсем юный Бэнкси. Он отлично рисовал от руки, и идеи у него были не тривиальные. Он рисовал в таких местах, где это было совсем не безопасно. Не все на это шли. Он выбирал места там, где картина будет максимально заметна. Поначалу он рисовал буквы, был настоящим райтером. Он продолжал развиваться и превратился из посредственного райтера в художника новой формации.
Свои картины он снабжал политическими высказываниями туманного характера, что было нехарактерно для граффити.
Сменивший Тэтчер Мэйджор продолжил преследование рэперов, было принято репрессивное законодательство.
К концу 90-х Бэнкси стал художником, для которого содержание стало не менее важным, чем форма. Он выступал против капитализма и милитаризма, верил, что мир можно сделать лучше. Он начал все больше использовать трафареты. Там, где от руки нужно писать несколько часов, с трафаретом можно управиться за пять минут. Значит, меньше шансов, что тебя сцапают. Ведь само по себе расклеивание трафаретов на стене законом не запрещено. И это совсем другая эстетика. Много времени проводишь в студии, размышляешь над идеей. Это лучше, чем граффити. Вначале над такой техникой подсмеивались. Да настоящий граффитчик лучше сдохнет, чем использует трафарет. Но им можно только посочувствовать. Ведь все развивается, а не стоит на месте.
Некоторые работы Бэнкси (например, «Мягкий, мягкий Запад») стали настоящими достопримечательностями Бристоля.
Бэнкси уходил от граффити. В 2000 году он перебрался в Лондон и провел выставку в маленьком ресторане. Она привлекла внимание как общественности, так и СМИ. Некоторые картины были приобретены.
Для Бэнкси наступила пора новых задач. Картины Бэнкси поразили людей.
Но выставляясь в галереях, Бэнкси продолжал рисовать нелегально. Он, как и его предшественники Кит Харинг, Жан-Мишель Баския, Блэк Ле Рат, экспериментировал с новыми формами городского искусства.
А граффити осталось андеграундным явлением, этим видом искусства не интересовались коллекционеры.
Появился стрит-арт. Сначала названия у этого явления не было.
Домом для нового искусства стал Шордич, захудалый район в лондонском Ист-Энде, где процветал андеграунд. Там царила смесь культур. Новая уличная среда стала обретаться там, туда стали переезжать художники, аренда там была дешевле. Бэнкси стал завсегдатаем тамошнего бара «Дракон», где тусовались художники. Это былое странное место, им заправлял бывший наркоман, но понимавший в искусстве.
Вся местность в округе превратилась в аллею славы. Полчища крыс, обезьян, других животных появлялись по всему Лондону. Эти маленькие бесправные лузеры когда-нибудь объединятся и разорвут этот город.
Бэнкси говорил друзьям: пойду, крыс порисую. Все развлекались, никто не думал, что на этом можно поднять каких-то денег.
Образы Бэнкси были простыми и доступными. Он любит изображать животных и детей. Мыши у него всегда делают гадости, обезьяны кажутся более мудрыми, чем люди. Дети – умнее взрослых. И всегда – с юмором.
В начале 2000-х начался кризис современного искусства. Оно стало способом бездарностей заработать много денег. И тогда из тени вышел стрит-арт.
А снобы терпеть не могли популистское искусство. Но ведь это не всегда плохое и быдлячье. Просто широким слоям населения полюбилось это искусство.
Фотограф Стивен Лазаридес помог Бэнкси продвинуть его искусство, не сотрудничая с галереями.
Зимой 2002 года была проведена выставка Бэнкси «В гетто у Санты» в баре «Дракон». Это мероприятие стало ежегодным.
Мы тогда продали все штук за 50, это была полная анархия. Мы продавали одни и те же картины по многу раз, по 250 фунтов, Бэнкси подписывал копии, их тут же раскупали. Бэнкси становился самым знаменитым уличным художником.
Летом 2003 года Бэнкси организует прорывную выставку «Война за территорию». На ней были выставлены и разрисованные животные. Она вызвала ажиотаж, знаменитости толпились у входа, пытаясь пройти на выставку.
Бэнкси решил сделать дешевое искусство доступным массам, продавая плакаты по небольшой цене, за пять фунтов.
Была организована типография «Картинки на стенах». Втянулась куча народа, типография стала центром движения. Это был и способ заработать художникам, и способ их продвижения.
Лазаридес становился все более продвинутым арт-дилером.
Вторгаясь в галереи, Бэнкси вышел за пределы стрит-арта. Он стал известен буквально всем.
В 2005 году Бэнкси решил провести свой самый нашумевший проект, поехал в Палестину, чтобы разместить свои произведения на разделительной стене, возведенной правительством Израиля.
Были созданы очень сильные картины. На одной из них в стене разлом, через которую виден рай.
Поднялась настоящая шумиха.
Потом Бэнкси организовал выставку в Вифлееме.
А через восемь лет Бэнкси отправился в Газу и снял фильм, в 2017 году – создал объект «Отель в Палестине». Там в музее – вся история конфликта. Номера расписаны самим Бэнкси и другими художниками.
В 2006 году с огромным успехом прошла выставка Бэнкси в Лос-Анджелесе. Было продано произведений на сумму порядка трех миллионов фунтов. По тем временам – очень неплохо. Его работы купили Брэд Питт и Анджелина Джоли.
Стрит-арт стал самым значительным художественным явлением XXI века.
Отзывы