Назад

Десять негритят

Несколько незнакомцев встречаются на уединённом Негритянском острове, куда они приехали по персональному приглашению загадочного А. Оуэна. Череда подозрительных смертей заставляет гостей заподозрить в убийствах друг друга.

На скалистом острове собирается группа людей, которые никогда до этого не встречались. Представители разных слоёв общества – судья, пожилая леди, учительница, военный в отставке, врач, судья и полицейский – приезжают по приглашению таинственного Алена Оуэна, с которым никто из них не встречался. Когда выясняется, что самого хозяина нет на месте, а выбраться с острова невозможно из-за отсутствия транспорта, гости заселяются в роскошный замок.

Странная ситуация, в которой оказались все присутствующие, со временем становится только запутаннее. На первом же обеде гости слышат в свой адрес обвинение в убийстве, а вскоре смерть действительно приходит в их ряды, по очереди забирая гостей. Герои вспоминают, что в их спальнях висят небольшие таблички с детской считалкой про десять негритят, которые умирают такими же способами, как жертвы убийств на острове…

Кто стоит за этими злодействами и кому суждено умереть следующим? Удастся ли гостям разгадать загадку таинственного дома и его хозяина? Приглашаем вас посмотреть увлекательный детектив «Десять негритят», снятый Cтаниславом Говорухиным по роману Агаты Кристи, в нашем онлайн-кинотеатре.

8,4

Рейтинг показывает сильные стороны фильма

Об ivi.рейтинге
КиноПоиск 8,1
8,4
режиссура
сюжет
зрелищность
актёры
Подробнее об ivi.рейтинге
КиноПоиск 8,1
режиссура
сюжет
зрелищность
актёры

Сюжет

Осторожно, спойлеры

Незнакомец, раскуривая сигару, расставляет на подносе десять фарфоровых фигурок негритят.

С причала готовится к отплытию баркас, на который грузятся семь человек: учительница Вера Клейторн, военный капитан Филипп Ломбард, старый генерал МакАртур, отставной инспектор Уильям Блор, доктор Армстронг, бывший судья Лоуренс Уоргрейв, пожилая дама мисс Брент. Слышится гудок автомобиля, к пассажирам на всех парах приближается молодой щеголь Энтони Марстон, чтобы поплыть вместе с ними.

Баркас доставляет пассажиров на скалистый остров, на вершине которого возвышается особняк. Пока процессия поднимается, Филипп Ломбард знакомится с Верой, интересуясь целью ее приезда: девушку наняла секретарем хозяйка острова. Гостей встречают слуги Томас Роджерс с супругой Этель. Дворецкий предлагает прибывшим расселиться по комнатам, извиняясь, что хозяина задержали неотложные дела, поэтому он обещался прибыть завтра. Мисс Брент сходу выражает недовольство, а на море готовится шторм. В гостиной на столе стоит поднос с десятью фигурками.

Вера осматривает свою комнату и узнает у миссис Роджерс, что они с мужем сами приехали только два дня назад и не видели хозяев. Вера обращает внимание на красивые керамические часы с массивной фигурой медведя, а также на прикрепленную к стене детскую считалочку о десяти негритятах. Капитан Ломбард из предосторожности не забыл захватить с собой на остров пистолет. Воткнув оружие за пояс, Филипп вместе с остальными спускается в гостиную.

В приемной царит светская атмосфера: доктор Армстронг играет на фортепиано, Марстон танцует с Верой. За обедом гости завязывают непринужденный разговор, удивляясь, зачем хозяин развесил по всем комнату считалочку. В заранее назначенный час дворецкий Роджерс включает граммофон, и голос с пластинки начинает зачитывать всем собравшимся обвинения. Каждый из сидящих за столом обвиняется в смерти какого-либо человека или людей, и не понес за свое преступление никакого преступления. Сразу после того, как голос заканчивает чеканить обвинения, миссис Роджерс падает в обморок.

Собравшиеся в легком потрясении от услышанного и пытаются понять, кто и зачем так жестоко над ними подшутил. Слуга Роджерс вынужден признаться, что завел пластинку, следуя распоряжению таинственного мистера Оуэна. Громче всех возмущается генерал МакАртур. Судья Уоргрейв по профессиональной привычке усаживается в самое большое кресло и начинает допрос. Мистер Роджерс повторяет, что они с женой были наняты через агентство, а от хозяина получали только письма.

Блор изучает письмо и подпись «А.Н. Оуэн». Мисс Брент рассказывает, что приехала на остров по приглашению подруги. Марстон в свою очередь объясняет, что получил телеграмму от приятеля. Генерала вызвали под предлогом встречи с армейскими друзьями, доктора – для врачебной консультации якобы больной хозяйки. Судья заставляет Блора признаться, что тот прибыл на остров под чужой фамилией. Это навлекает на него подозрения, но бывший инспектор спешит рассказать, что Оуэн его позвал следить за остальными гостями. Судья обращает внимание, что имя А.Н. Оуэн означает «аноним».

Слуги, генерал и судья наперебой отрицают свою вину. Плача, Вера рассказывает историю про мальчика, утонувшего по ее недогляду. Только Ломбард совершенно спокоен и не испытывает никаких угрызений совести, что по его вине погибли 20 туземцев. Марстон припоминает, что случайно задавил на машине двух ребятишек. Мисс Брент отказывается что-либо объяснять. Блор признается, что давал показания, но не желал смерти человеку, которого в итоге осудили на каторгу. Доктор Армстронг также не признает свою вину, ссылаясь на обычную для медицины смертность. Роджерс поддакивает, уверяя, что они с женой получили наследство от своей хозяйки, но не «помогали» ей умереть.

Роджерс сообщает, что утром приедет баркас, и они смогут уехать с острова. Марстон собирается дать бой таинственному судье, выпивает стакан виски и… падает замертво. Доктор обнюхивает стакан: Марстону подсыпали яд. Шокированные гости расходятся по комнатам, а ночью кто-то забирает с подноса фигурку. Мучимая угрызениями совести Вера вспоминает, как позволила мальчику далеко заплыть, а сделала это, чтобы ее жених получил крупное наследство вместо младшего брата. Утром Вера в ужасе понимает, что Марстон умер именно так, как описано в считалочке, а неизвестный в это время убирает еще одну фигуру с подноса.

Миссис Роджерс умирает во сне, доктор констатирует смерть. Гости шокированы новым потрясением. Никто из собравшихся не верит в случайность гибели Этель. Религиозная фанатичка мисс Брент выдвигает теорию, что миссис Роджерс и была организатором дьявольского спектакля, Блор развивает эту версию, считая, что Томас убил свою жену. Роджерс сообщает, что из-за непогоды лодка не пришла. Остальные выражают ему соболезнования.

Блор и Ломбард решительно настроены, тогда как генерал предлагает покориться своей участи. Роджерс обращает внимание доктора на то, что две фигурки исчезли. Наедине с Верой мисс Брент рассказывает, что выгнала юную беременную служанку, из-за чего та совершила самоубийство. Вера шокирована бессердечностью женщины.

Доктор объясняет Ломбарду, что Роджерс мог отправить на тот свет жену, а еще он уверен, что судья умышленно приговорил невиновного. Филипп ехидно замечает, что у самого Армстронга рыло в пуху, и тот признается, что оперировал с похмелья. Ломбард убежден, что неизвестный маньяк целенаправленно убивает их одного за другим, и предлагает им втроем с Блором прочесать остров. Блор замечает, что у Филиппа пистолет за поясом. Судья спокойно наблюдает за их поисками.

Вера встречает одиноко сидящего генерала. МакАртур покорно ждет своей участи и рассказывает, как послал на смерть любовника своей жены, но этот поступок не спас его семью. Ломбард интересуется, что за лекарство дал Армстронг миссис Роджерс, но доктор начисто отметает свою вину. Блор требует от самого Ломбарда объяснить, зачем он приехал с пистолетом. Филипп признается, что к нему обратились как к специалисту по грязным делам. Вера с криками бежит по острову, сообщая об убийстве генерала. С подноса исчезла еще одна фигурка.

Вечером семеро выживших пытаются понять, что делать дальше. Судья озвучивает давно напрашивающуюся мысль: «мистер Оуэн» - один из них. Ломбард пытается вывести из подозрений женщин, однако Армстронг на правах эксперта считает, что генерала могла убить и женщина. Блор замечает, что доктор также среди подозреваемых. Судья пытается очертить круг подозреваемых в убийстве генерала, и так как алиби нет ни у кого, Уоргрейв советует быть максимально бдительными. На том они и расходятся. Перед сном Роджерс решает перепрятать фигурки в шкаф под замок.

Ломбарду снится кошмар, напоминающий ему о совершенном преступлении. Во сне на Филиппа нападает жуткий негр, заставляя проснуться в холодном поту. К мисс Брент заявляется призрак обреченной ею на смерть служанки. Женщина в ярости разбивает окно. Ранним утром под дождем Роджерс отправляется наколоть дров. Чуть позже остальные удивлены, что до сих пор не подан завтрак. Подошедшая мисс Брент сообщает, что на море по-прежнему буря, а Вера в ужасе замечает, что фигурок осталось шесть. Роджерса находят убитым топором. Женщины отправляются готовить завтрак.

Внезапно Вера выскакивает во двор, в истерике напоминая о считалке. Доктору приходится отвесить девушке пощечину, чтобы привести в чувство. За готовкой Вера обращает внимание, что у мисс Брент завидное самообладание. Во время завтрака пожилая женщина жалуется на головную боль, но от помощи Армстронга отказывается. Судья пересаживает Брент в кресло.

Блор и Ломбард решают перенести трупы супругов Роджерс в подвал. Блор пытается убедить Ломбарда, что убийца – мисс Брент, помешавшаяся на религиозной почве. Мужчины перестают подозревать друг друга. Пользуясь случаем, Ломбард спрашивает, зачем Блор дал ложные показания. Оказалось, что ради денег. Блор хорохорится, уверяя, что ему все нипочем, а Ломбард лишь ухмыляется. К мисс Брент подходит неизвестный и делает смертельную инъекцию, забрав перед тем из шкафа еще одну фигурку.

Блор делится с доктором предположением насчет мисс Брент, но когда они подходят к женщине, то застают ее мертвой, со шмелем на голове – в точном соответствии со считалкой. Армстронг понимает, что умерла женщина от укола. В ходе дальнейшего разговора выясняется, что у доктора был с собой шприц, однако его кто-то выкрал. Судья церемонно заявляет, что один из пятерых – убийца, и требует от Ломбарда отдать оружие. Однако и пистолет отсутствует на своем месте.

Судья зовет доктора чтобы сказать нечто важное наедине. Блор ссорится с Ломбардом, потому что не верит в кражу пистолета, но они оба сходятся во мнении, что им надо держаться вместе. Вера, ссылаясь на головную боль, уходит к себе. Вскоре мужчин привлекает истошный крик девушки, напугавшейся неизвестно откуда взявшихся водорослей. Тут они все спохватываются, что судьи среди них нет. Тело мертвого Уоргрейва в его судейском облачении они находят в гостиной с пулевым отверстием во лбу. Ломбард не скрывает удовлетворения. Блор заверяет оставшихся, что больше убийца ничего сделать не сможет.

Измученная страхами и волнениями Вера не может никак заснуть одна в своей комнате, у нее опять начинаются видения о погибшем мальчике, и она решает постучаться к Ломбарду в поисках хоть какой-то защиты. Матерому Филиппу не составляет труда сперва напоить, а затем и затащить напуганную девушку в постель. Утром Ломбард просит подать ему спички, и Вера замечает в ящике пистолет. Она агрессивно смотрит на Филиппа, а он уверяет, что для него это такая же неожиданность.

Блор просыпается от нового крика и идет проверить. Он открывает комнату судьи и видит его труп, но доктора в комнате нет, о чем инспектор сообщает Ломбарду. Филипп оставляет Вере инструкции и отправляется вместе с Блором на поиски Армстронга. Вместо доктора они находят лишь выброшенную из окна фигурку. Блор вновь начинает подозревать Ломбарда и требует отдать пистолет. Вера напоминает мужчинам считалку: «один попался на приманку», значит Армстронг жив. Следующего «негритенка» должен загрызть медведь.

Блор испытывает чувство голода и отправляется обратно в дом, но как только он открывает дверь, ему на голову падает массивная фигура часов с медведем. Предмет был подвешен к веревке, и как только Блор за нее случайно дернул, то и получил роковой удар. Ломбард заливается истерическим смехом, окончательно убеждаясь, что убийца – Армстронг.

Однако к огорчению Филиппа, доктор мертв, его тело плавает в воде. Ломбард и Вера спускаются вниз. Филипп допытывается, утопила ли Вера мальчика? Девушка просит убрать тело с волн, но пока Ломбард возится, она успевает вытащить из кармана его пальто пистолет. Филипп пытается вразумить Веру, но получает пулю. Вера единственная остается в живых.

В полном изнеможении девушка возвращается в дом. Она заглядывает в шкаф, где осталось три фигурки. Выбросив двух, последнюю Вера забирает с собой, приговаривая, что «мы выиграли эту партию». Что-то заставляет девушку заглянуть в комнату судьи, и только потом отправиться к себе. Уоргрейв оказывается живым и поднимается с кровати.

Вера в ужасе видит в своей комнате кем-то заботливо оставленную петлю. Она плачет, вспоминая погибшего мальчика, а затем вешается, выронив последнюю фигурку. Судья торжествующе смеется. Спустившись в гостиную, Уоргрейв начинает свою исповедь. Судья был одержим идеей правосудия. Он нашел тех, кто избежал заслуженного наказания, затем купил остров и заманил своих жертв под разными предлогами. План предусматривал союзника, и выбор пал на Армстронга. Заморочив голову доктору, судья добился того, чтобы тот признал его мертвым, а затем вероломно сбросил со скалы. Правосудие свершено, и теперь судья может покарать самого себя.

Знаете ли вы, что

  • Фильм Станислава Говорухина стал первой экранизацией детектива Агаты Кристи, сохранившей оригинальную пессимистичную концовку. Также эта картина оказалась единственной адаптацией книги Агаты Кристи, которая не меняет ни одного из персонажей, ни деталей их прошлых преступлений. Единственная мелочь: по неизвестной причине фамилия Веры Клейторн была заменена на Клейсорн.
  • Советская экранизация Агаты Кристи носит то же первоначальное название, что и сама книга, впоследствии переименованная из соображений политкорректности в «И никого не стало». Большинство других киноверсий использует более приемлемое с толерантной точки зрения название «Десять маленьких индейцев». На английском языке даже этот фильм переводится как «Десять маленьких индейцев», что может вызвать некоторую путаницу во время просмотра: очевидно, что десять фарфоровых фигурок на подносе – это маленькие африканцы, а не индейцы; и остров, где разворачиваются события, назван «негритянским».
  • Несмотря на то, что фильм выглядит так, будто снят на настоящем острове с особняком, на самом деле это не так. Картина была снята в Крыму с использованием двух знаменитых особняков полуострова – Ласточкиного гнезда и усадьбы Воронцовых. Оба дома располагались на больших круглых утесах, которыми славится Крым, создавая таким образом иллюзию острова. Однако, когда дом виден во внешних сценах, это на самом деле масштабная модель, снятая с актерами, с использованием принудительной перспективы. Для съемок использовались павильоны Одесской киностудии, где предварительно были возведены оригинальные декорации.
  • В самом начале баркас с пассажирами отплывает от причала – эту сцену снимали в Гурзуфе возле лагеря Артек. Затем баркас причалил к скале Дива в Симеизе. В этом же месте проходили съёмки лестницы, по которой гости поднимались к дому на острове. Сцена убийства Ломбарда снималась на «Генеральском» пляже санатория «Жемчужина» в районе «Ласточкиного гнезда».
  • Владимир Зельдин был самым пожилым актером в съемочной группе, и так получилось, что он пережил остальных исполнителей-мужчин. При этом актер Анатолий Ромашин, сыгравший роль невольного сообщника убийцы, сам умер при загадочных обстоятельствах.
  • По сюжету героя Анатолия Ромашина, доктора Армстронга, сбрасывают в море со скалы. В ходе съемок этой сцены дублер Ромашина едва не погиб. Волной его бросило о камни, и он сильно поранил лицо. Ромашин отказывался играть свою смерть в кадре, поскольку был очень суеверным человеком, но по трагическому стечению обстоятельств, ушел из жизни мистическим образом. Ромашина убила сосна, которую он накануне спилил на своей даче. Сама дача сгорела спустя полгода после трагедии, а вдова актера уверяла, что Анатолий предчувствовал свою трагическую смерть.
  • Александр Кайдановский долго отказывался сниматься в фильме и согласился в итоге только ради гонорара. По интересному совпадению, его персонаж, Филипп Ломбард, вел себя точно так же и брался за работу ислючительно из-за денег. В сцене гибели персонажа снялся дублер Кайдановского, и подобно дублеру Ромашина, пострадал, ударившись о камни.
  • Параллельно с участием в «Десяти негритятах» Татьяна Друбич снималась в фильме «Асса» (1987) – в паре с Говорухиным. Возникла накладка, актриса не смогла сняться в последней сцене, ее заменила дублерша. В суматохе была допущена оплошность: на Друбич были черные чулки, на дублерше – телесного цвета, так что в двух соседних кадрах чулки разные.
  • Сцена с повешением едва не стоила жизни самой Татьяне Друбич: актрису просто забыли вытащить из петли. Татьяна спаслась благодаря бдительной дочери: девочка услышала, как мама захрипела от удушения, и позвала на помощь.
  • Слугу Роджерса по сюжету зарубили топором. Алексею Золотницкому в кровавом гриме перед началом съемок пришлось полежать под дождем для усиления эффекта. В таком виде его увидела группа случайных туристов, разбежавшихся с визга после того, как актер повернул к ним голову.
  • Александр Абдулов обижался на Говорухина из-за того, что ему у него достаются только эпизодические роли. Так вышло и в «Десяти негритятах». Уже после съемок актер директора фильма Александра Басаева вопросом: «Кто все-таки был убийцей?» Как выяснилось, актер закончил читать сценарий ровно на том месте, где погиб его герой.
  • Реплика Людмилы Максаковой о жучке в комнате Эмили Брент и слова Вере Клейтрон о том, что ее прошлое касается ее только настолько, насколько она сама позволяет себе – это строки из пьесы Агаты Кристи «Мышеловка».
  • Основная часть сюжета основана на малоизвестной пьесе Оуэна Дэвиса 1930 года под названием «Девятый гость», которая использовала ту же самую структуру людей, собранных вместе неизвестным хозяином, который начинает убивать их одного за другим. Атмосферная киноверсия Columbia Pictures «Девятый гость» (1934) никогда не выпускалась для домашнего проката.
  • Доктор Армстронг, инспектор Блор, генерал МакАртур и судья Уоргрейв не произносят ни слова до начала ужина, то есть почти за пятнадцати минут фильма.
  • Непосредственно перед своей смертью, как только Марстон начнет хорохориться и твердить о готовности принять вызов неизвестного злоумышленника, можно заметить, что в этот момент судья Уоргрейва бросает яд в стакан молодого человека. И в следующий раз Марстон наполняет виски в уже отравленный стакан.
  • По фильму разбросано множество подсказок, открывающих личность настоящего убийцы. Причем начиная с самой первой сцены, когда неизвестный мужчина курит сигару и расставляет фигурки негритят на подносе. В этом эпизоде снялся сам режиссер, однако внешние признаки (лысина и короткие усики) у Станислава Говорухина и Владимира Зельдина одинаковые. Голос с пластинки принадлежит Игорю Ясуловичу, однако опять же он похож на голос Зельдина. Более того, после смерти Марстона, отправляясь ко сну, судья злорадно усмехается. Затем перед убийством генерала показано, что судья убирает газету и поднимается с кресла, держа в руке трость, а МакАртуру пробили голову. Также это судья следит за Роджерсом из окна, а спустя некоторое время дворецкого находят мертвым с разрубленной головой. Вдобавок, именно Уоргрейв настоятельно советует всем пленникам острова не доверять друг другу, провоцируя всеобщий психоз.
  • Следуя описанию Агаты Кристи, судья Уоргрейв, мисс Брент, Уильям Блор и Филипп Ломбард практически ничем не напоминают своих прототипов. Владимир Зельдин и Людмила Максакова смотрятся значительно благообразнее описанных Кристи персонажей. Алексей Жарков и Александр Кайдановский, в свою очередь, просто сильно отличаются от книжных Блора и Ломбарда, соответственно.
  • В фильме пропущен предпоследний куплет считалочки о негритятах. В той версии переводе, которая использована в экранизации он звучит так: «Двое негритят легли на солнцепёке: один сгорел — и вот один, несчастный, одинокий».
  • По словам Говорухина, он мечтал экранизировать роман Агаты Кристи еще в студенческие годы, не смог тогда заручиться поддержкой Госкино. Только в середине восьмидесятых режиссеру удалось привлечь необходимые средства и привлечь для съемок популярнейших актеров страны. Впоследствии Говорухин признавался, что в «Десяти негритятах» у него был лучший актерский ансамбль за все годы режиссерской карьеры.
  • «Десять негритят» стали четвертой экранизацией классических романов для Станислава Говорухина после фильмов «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (1972), «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» (1981) и «В поисках капитана Гранта» (1985).
  • Ошибки в фильме

  • После первого убийства, когда мы видим, как «Мистер Оуэн» входит в столовую посреди ночи и убирает первую из десяти фарфоровых фигурок (оставляя девять), обеденный стол чист и накрыт к завтраку. Однако позже Роджерс говорит, как он заметил, что на столе было только девять фигур, когда он убирал столовую.
  • В концовке фильма, когда Вера Клейторн убивает Филипа Ломбарда на берегу, ее пальто полностью мокрое из-за тяжелых волн, которые обрушились на нее. Когда через минуту девушка подходит к дому, ее пальто абсолютно сухое.
  • Оформить подписку