Назад

Фильм Макбет

Macbeth
Развернуть трейлер
Поделиться
7,2
рейтинг ivi
недостаточно данных для вывода расширенного рейтинга

Шекспировские страсти объединили Майкла Фассбендера и Марион Котийяр брачными узами и жестоким преступлением в новейшей экранизации трагедии «Макбет», в которой режиссер Джастин Курзель намеренно придерживался классического подхода. Шотландия, раздираемая междоусобными войнами. Бесстрашный воин лорд Макбет большую часть времени проводит в седле, в походах. Он смел, отважен и самоуверен. Когда ведьмы предрекают лорду королевский венец, он укрепляется в убеждении о величии предначертанной ему судьбы. Узнав, что его замок собирается посетить король Дункан, ослепленный амбициями и раздираемый внутренними демонами, Макбет замышляет убийство. Супруга поддержит лорда в беззаконии и подтолкнет к дальнейшим действиям, которые приведут обоих на край пропасти. В работе над созданием одной из самых ожидаемых премьер 2015 года также приняли участие Пэдди Консидайн («Малыш 44»), Шон Харрис («Избави нас от лукавого»), Дэвид Тьюлис («Вселенная Стивена Хокинга») и Элизабет Дебики («Великий Гэтсби»). Драму «Макбет» можно смотреть онлайн.

Сюжет

Осторожно, спойлеры

Шотландский лорд Макбет и его жена присутствуют на погребальном ритуале, скончался их единственный ребенок. Родители убиты горем.

Три ведьмы обсуждают, когда они сойдутся снова, решают собраться «как только завершится бой победой стороны одной». На пустоши, где должна происходить бойня, ведьмы собираются подкараулить Макбета.

В Шотландии бушует гражданская война. Предатель Макдональд привел армию наемников, чтобы свергнуть короля Дункана. Ряды сторонников короны редеют. Макбет, тан Гламиса, возглавил обессиленное королевское войско. Король отправил ему на подмогу последние резервы. Исход войны решит битва при Эллоне.

Противники готовятся к решающей схватке. Макбет напутствует на бой юного оруженосца. Начинается жестокое кровопролитное сражение. В разгар битвы оруженосцу перерезают горло. Макбет настигает мерзавца Макдональда, вспарывает его мечем, сносит голову, насаживает ее на копье.

В военном лагере близ Форреса король Дункан выслушивает радостные известия: Макбет разгромил войска Макдональда и ирландцев, а его самого убил в единоборстве. Старший сын Дункана принц Малкольм, сообщает королю о том, что шотландская армия подверглась новому нападению – король Норвегии и его союзник, изменивший Дункану Кавдорский тан, двинули против нее свежие силы. Но враг повержен, изменника привезли королю. Дункан приказывает казнить его, а титул Кавдорского тана передать Макбету.

Макбет и предводитель королевского войска Банко после битвы хоронят погибших воинов. В своей беседе они обсуждают одержанную победу, которая досталась столь высокой ценой: «Не помню дня суровей и прекрасней», – говорит Банко. Из тумана появляются ведьмы. Первая восхваляет Макбета как Гламисского тана (его наследственный титул), вторая – как Кавдорского тана, а третья пророчит, что он будет новым королем. Пока Макбет стоит в задумчивости, ведьмы трижды возглашают хвалу Банко – он «королем не будет, зато станет предком целой династии королей». Вещуньи исчезают. Честный Банко нисколько не смущен предсказанием, ведьмы – всего лишь «пузыри земли». Появляются королевские посланцы, они торопят полководцев предстать перед Дунканом и поздравляют Макбета с новым титулом – тана Кавдорского. Предсказания ведьм начинают сбываться. Банко советует Макбету не придавать этому значения: духи зла заманивают людей в свои сети подобием правды.

В Форресе Дункан приветствует своих военачальников, благодарит за верность. Макбет привозит королю голову Макдональда. Чтобы особо отличить Макбета, Дункан собирается остановится на ночь в его замке в Инвернесе. Макбет отправляется вперед, чтобы известить о приезде короля жену.

В замке Макбета его жена читает письмо от мужа. Она испытывает сильное волнение, узнав о предсказанной ему судьбе. Тщеславная женщина призывает на помощь силы тьмы. Ее муж достоин любых почестей, но ему не хватает решительности пойти на преступление ради власти. Он страшится не самого зла, а только необходимости совершить его собственной рукой. Что ж, она готова внушить мужу дерзкую мысль. Опередивший королевский кортеж Макбет появляется в замке, жена тут же объявляет ему: Дункана следует убить в ту единственную ночь, которую он проведет у них в гостях. Когда в замке появится король, муж должен оказать ему радушный прием. А план коварного убийства она придумает сама.

Макбета обуревают навязчивые мечты о троне. На пиру, устроенному в его честь, король дарует своему старшему сыну Малкольму титул принца Кемберлендского и объявляет его престолонаследником. Остальные тоже будут осыпаны почестями. Макбет зол: между ним и троном появилась еще одна преграда – Малкольм. Он все больше склоняется к мысли, что осыпавшего его милостями короля нужно убить. Но сделать это придется под своим кровом. Макбет испытывает отвращение и страх, он стыдится и боится возмездия за столь неслыханное злодеяние, однако жажда власти уже овладела им. Жена упрекает мужа в трусости. Неудачи быть не может: король устал, он быстро уснет, а его оруженосцев она опоит вином. Дункана следует заколоть их кинжалами, это отведет подозрение от истинных виновников.

Ночью перед глазами Макбета вновь встают картины жестокого сражения. Ему кажется, что призрак погибшего в бою юноши протягивает ему окровавленный кинжал. Макбет проникает в королевский шатер и совершает злодейское убийство. Он слишком потрясен, чтобы сразу скрыться. У постели убитого отца Макбета застает Малкольм. Хозяин замка не признает в открытую своей вины, он обращается к наследному принцу с вопросом, в котором сквозит угроза: готов ли он отомстить за отца? Малкольм в слезах бежит прочь, он спешно покидает Инвернес. Макбет сообщает жене, что он исполнил дерзкий план. Та замечает, что муж забыл оставить кинжалы в руках спящих оруженосцев. Заметать следы преступления приходится леди Макбет. Безжалостная женщина считает неуместной чувствительность мужа, когда тот в ужасе смотрит на свои окровавленные руки, тщетно пытаясь их отмыть.

На следующее утро приезжает Макдуф, тан Файфа. Король приказал ему явиться чуть свет, но он припозднился. Макбет уже успел переодеться и с видом любезного хозяина провожает Макдуфа к королевским покоям. Картина, которую тот застает, ужасна – Дункан зарезан, а хмельные слуги перемазаны кровью господина. Якобы в припадке праведного гнева Макбет убивает не успевших прийти в себя оруженосцев. Звучит набат, совершается погребальный обряд над телом Дункана. Приближенные короля обсуждают, кто на самом деле виновен в его убийстве. Мнения разделяются. Подозрения падают в том числе и на Малкольма, который бесследно скрылся той ночью. Новым королем избран Макбет.

Макбет, его жена и вся королевская свита отправляются в Скон, чтобы там новый король Шотландии мог принять венец. Несмотря на этот успех, Макбет размышляет о пророчестве, данном Банко. У Макбета и его жены нет детей, а Банко сопровождает его малолетний сын Флинс. Неужели трон уготован потомкам Банко? Макбет не может смириться с этой мыслью. В королевском замке проходит коронация Макбета. Нового правителя преследуют воспоминания о совершенном ради трона кровавом злодеянии. Ему оказывают почести, все целуют королю руку, и только Банко прикладывает ее к своему лбу. Макбет видит в этом знак неповиновения, он понимает, насколько зыбко его высокое положение. Он начинает бояться Банко. Смелый и в то же время рассудительный военачальник теперь самый опасный для него человек. В разговоре с женой Макбет говорит, что они лишь «ранили змею, а не убили». Если верить ведьмам, предсказания которых до сих пор сбывались, бездетный Макбет запятнал себя гнусным преступлением, из-за которого теперь ненавистен сам себе, чтобы после него царствовали внуки Банко. Ради них он совершил зло, убив доброго и справедливого Дункана и загубив этим свою душу. В его голове зреет новый план.

Вечером королевская чета устраивает торжественный банкет. Макбет приглашает Банко быть на нем почетным гостем. Тот должен уехать по спешному делу, однако успеет вернуться к пиршеству. Как бы невзначай Макбет выясняет, что своего сына Флинса Банко берет с собой. Макбет нанимает убийц. Король объясняет им, что Банко – виновник всех их несчастий, и простаки готовы отомстить, даже если им придется умереть. Макбет требует, чтобы они убили и сына Банко. «Кто начал злом, тот и погрязнет в нем». В лесу убийцы подстерегают Банко и Флинса. Вдвоем они одолевают полководца, но Банко успевает предупредить сына. Мальчику удается спастись.

За праздничным столом король собирает своих приближенных, вот уже налита круговая чаша. В это время на пир является один из убийц, но его новости не слишком радуют Макбета. «Змея убита, а змееныш жив», – говорит Макбет. Жена зовет его уделить время гостям. Но что это? Макбет видит, как к застолью присоединяется окровавленный Банко. Призрак видим только для Макбета, и гости не понимают, к кому их повелитель обращается с гневными речами. Леди Макбет спешит объяснить странное поведение мужа болезнью. Король гонит призрака прочь. Зал покидают Макдуф и его супруга, у знатного вельможи давно возникли подозрения, что Макбет занял трон незаконно. Остальные гости тоже расходятся.

Наутро Макбет собирается к ведьмам, чтобы снова заглянуть в будущее, но что бы они ни предрекли, он не намерен отступать, для него уже любые средства хороши. Пророчество вещуний таково: «От всех врагов Макбет храним судьбой, пока Бирнамский лес не выйдет в бой на Дунсинанский холм». Призраки погибших в битве при Эллоне бродят в густом тумане, они заклинают Макбета остерегаться Макдуфа. Юноша, который являлся ему и прежде, призывает его быть смелым и дерзким, поскольку «Никто из тех, кто женщиной рожден, не страшен для Макбета».

Макдуф прощается с женой и детьми и уезжает в Англию. О его бегстве сообщают Макбету. Король полон решимости пресечь на корню государственную измену, расправиться с семьей Макдуфа и всеми его приближенными. Жена пытается удержать одержимого жаждой крови супруга, но тот уже не слушает ничьих советов. Макбет убивает всех без исключения в замке Макдуфа, жену изменника и троих его сыновей он сжигает на костре. Перед казнью женщина осыпает проклятьями тирана.

В Англии Макдуф встречается с Малкольмом, тот сообщает ему страшную весть: вся его семья погибла. Макдуф безутешен. Малкольм предлагает отомстить тирану и спасти страдающую под невыносимым гнетом Шотландию. Он сам готов выступить против узурпатора: король Англии дает ему большое войско.

Леди Макбет повредилась рассудком, ее гложет совесть, она пытается смыть воображаемую кровь с кинжала, говорит об ужасных вещах, беседует со своим покойным ребенком. Ей мерещатся ведьмы, от которых она хочет укрыться в кровати. Макбет уже так очерствел душой, что весть о смерти жены вызывает у него лишь досаду – не вовремя! Он готовится к обороне замка – это его последняя твердыня, страна больше не признает тирана, многие из танов его оставили. Малкольм и Макдуф окружают замок Дунсинан. Их воины собирают ветви деревьев для маскировки своего расположения в Бирнамском лесу. Слуга в панике сообщает Макбету, что лес стал двигаться. Второе пророчество исполнилось. Макбет в ярости – он верил в двусмысленные предсказания. Но если ему суждена гибель, он погибнет как воин, в бою. Макбет приказывает трубить сбор войскам. В гуще разыгравшегося сражения Макбет хочет избежать встречи с Макдуфом, впрочем, он не боится его, как и всякого рожденного женщиной. Но схватка непримиримых врагов неизбежна. Макдуф сходится с Макбетом. Во время решающего поединка Макбет узнает, что Макдуф «из чрева матери ножом исторгнут». Макбет наконец понимает смысл последнего пророчества. Исход битвы предрешен, но сдаваться он не собирается. Враги бьются насмерть. Макдуф убивает Макбета. Королевский меч, оставшийся на поле битвы, подбирает Флинс. Мальчик помнит, по чьей вине погиб его отец, и какое будущее уготовано потомкам Банко. А пока королем Шотландии должен стать Малкольм.

Знаете ли вы, что

  • Фильм удостоился десятиминутной овации на 68 Каннском кинофестивале.
  • Фассбендер стал четвертым актером из серии фильмов «Люди Икс», кто исполнил роль Макбета. Ранее Джеймс МакЭвой, Патрик Стюарт и Йен МакКеллен также играли Макбета на сцене и на экране.
  • Национальность леди Макбет у Шекспира никак не обозначена, из чего можно сделать вывод, что она была шотландкой. Актриса Марион Котийяр, исполнившая в фильме главную роль, говорила с французским акцентом. По мнению продюсера Эйна Каннинга, это добавило еще один штрих, превращающий леди Макбет в женщину с особым менталитетом и углом зрения. В истории Шотландии было несколько королев-консорт из Франции, что делает такое допущение правдоподобным.
  • Марион Котийяр всегда мечтала сыграть леди Макбет, но полагала, что такое возможно лишь на сцене и на французском языке. Она даже не мечтала принять участие в англоязычной постановке. Котийяр упорно трудилась над тем, чтобы выучить шекспировский английский для преодоления языкового барьера.
  • Изначально на роль леди Макбет рассматривалась Натали Портман, но актриса выбыла из проекта незадолго до съемок.
  • Актеры Майкл Фассбендер и Марион Котийяр и режиссер Джастин Курзель встретятся вновь на съемках фильма «Кредо убийцы» (2016).
  • Перед тем как режиссировать этот фильм, Джастин Курзель работал художником в театральной постановке, где роль леди Макбет исполнила его жена.
  • Продюсеры Эйн Каннинг и Эмили Шерман пригласили Фассбендера в проект после совместной работы над драмой «Стыд» (2011). Только потом начался поиск подходящего режиссера. Посмотрев фильм «Снежный город», Фассбендер попросил своего агента связаться с Курзелем. Это произошло еще за год до того, как начала обсуждаться возможность участия Курзеля в экранизации «Макбета».
  • Этот фильм — первая адаптация «Макбета» Шекспира, попавшая в основной конкурс Каннского кинофестиваля. «Макбет» (1971) Романа Полански и «Макбет» (1987) Клода д'Анна в конкурс так и не попали.
  • The Weinstein Company и Fox Searchlight вели ожесточенную борьбу за права на этот фильм. В итоге компания братьев Вайнсштайн отвоевала право на прокат в США и Канаде.
  • Создатели фильма считают, что глобализированная природа сегодняшнего мира предлагает отличную возможность повысить масштабность истории «Макбета» через большой экран и придать этому произведению созвучность с современностью. «Как мне кажется, что в этой адаптации получилось очень сильным, так это чувство общества, народа и огромного мира, существующего вокруг героев, – отмечает Каннинг. – Мы развернули идею о том, что Макбет и Леди Макбет живут в мире, порождением которого они являются, а их действия, в свою очередь, влияют на этот мир. То есть мы рассказываем эту историю с гораздо более современной и кинематографичной точки зрения».
  • Бережное отношение к языку Шекспира было ключевой позицией для создателей фильма. «Если не использовать правила построения стиха и диалога, получишь совсем другое кино, – говорит Каннинг.– Нашей задачей было правильно смонтировать материал, собрать сильную команду кинематографистов и заставить их работать так, чтобы в итоге зрители забывали перед экраном, что они слышат какую-то необычную или классическую речь». «Мы подошли к этой задаче с легкостью, – рассказывает Майкл Фассбендер, исполнитель роли Макбета. – Мы не пытались идти против течения стиха или не обращать на размер и рифму внимания. Но мы старались произносить текст просто и естественно, у Джастина с самого начала была идея, что у нас должны сложиться гораздо более близкие отношения с текстом пьесы, чем это делалось в более ранних постановках, но всё должно было выглядеть максимально достоверно». «Нам и правда пришлось немало поработать над этим, ведь Шекспир может быть сложен для понимания даже для англичан, – рассказывает Марион Котийяр, исполнительница роли Леди Макбет. – Но поэзия Шекспира создает такую сильную энергию, которая поддерживала и вела нас на протяжении всех съемок».
  • Как бы то ни было, есть еще один важный момент, который всегда признавали за Шекспиром: он использовал язык как орудие манипуляции. А в «Макбете» манипуляция –чуть ли не самостоятельный главный герой. «Вы смотрите на Майкла и Марион или на Майкла и Падди и появляется ощущение, что это сцена из «Славных парней» (1990), где все герои только и делают, что манипулируют друг другом – очень коварно и очень умно, – объясняет Курзель. – Что очень интересно в «Макбете» – там есть подтекст, который не проговаривается, но при этом вся секретность и напряженность формируется именно через диалоги, ничего искусственного».
  • «После съемок «Стыда» мы очень хотели снова поработать с Майклом Фассбендером, – рассказывает Каннинг. – Пока мы трудились над адаптацией сценария, мы уже понимали, что так или иначе задействуем Фассбендера в этом проекте, но чем больше мы об этом размышляли, тем лучше понимали, что не можем даже вообразить никого другого, способного придать нашей постановке тот уникальный стиль, который мы задумали».
  • Со своей стороны, Фассбендер, который быстро превратился в одного из самых популярных и состоявшихся актеров мира, тоже сразу увидел для себя потенциал в новой адаптации «Макбета». «Это было очень заманчивое предложение по понятным причинам, – рассказывает актер о своей заинтересованности в этом проекте.– Это потрясающее литературное произведение, и шанс поработать с ним представляется лишь раз в жизни».
  • Получив согласие Фассбендера, продюсеры переключили внимание на поиск режиссера, который смог бы дополнить уникальный актерский стиль Майкла и добавить новые смыслы в интерпретацию классической пьесы.
  • Просмотр картины «Снежный город» режиссера Джастина Курзеля убедил продюсеров в необходимости отправить Курзелю сценарий на рассмотрение. Этот австралийский режиссер уже имел за плечами большой опыт театральных постановок, а его режиссерский кинодебют завоевал множество призов по всему миру. «Джастин создал такой мир, который сочетает в себе как весь его театральный опыт, так и правду средневековой жизни», –отмечает Каннинг.
  • Больше всего Курзеля заинтересовала идея о Макбете-воине: «Тень войны в окружающем Макбета мире, то, как он на нее реагирует, как он оказывается продуктом войны и как война отражается на его амбициях и стремлении стать королем – всё это показалось мне очень интересным с точки зрения того, как герой замещает некую травму или потерю чем-то подобным же».
  • Участие в проекте Фассбендера было необходимым для Курзеля. «Я бы не снял это без Майкла, – говорит он.– Я познакомился с ним после того, как закончил свой первый фильм, и считаю его величайшим актером его поколения. Так что он был тем человеком, художником, с которым я очень хотел однажды посотрудничать. Вот почему, как только я услышал, что он участвует в проекте, я очень захотел снять этот фильм».
  • В действительности, еще до того, как появилась мысль о том, что Курзель может быть режиссером «Макбета», Фассбендер посмотрел «Снежный город» и сразу же попросил своего агента устроить ему встречу с режиссером. «Я немедленно почувствовал, что хочу работать с этим парнем, – рассказывает Фассбендер. – Я увидел, что он за человек, мы прекрасно пообщались, и я понял, что мы можем сработаться. Уже в ту встречу я почувствовал, что испытываю к этому человеку уважение и любовь. Как он умеет работать, какая он личность, всё это я почувствовал уже тогда».
  • Актриса Марион Котийяр согласилась исполнить роль Леди Макбет, несмотря на то, что английский для нее не родной язык. «Я знала, что однажды сыграю Леди Макбет, – говорит Котийяр, отмечая особенную связь, которую она всегда чувствовала с Шотландией и особенно с этой пьесой. – Но я предполагала, что это случится во Франции, по-французски и в театре. Сказать, что я была удивлена, когда получила это предложение, значит не сказать ничего».
  • Курзель рассказывает, что Котийяр немало потрудилась, чтобы выучить свою роль на языке Шекспира, несмотря на языковой барьер. «Она проделала огромную работу с точки зрения того, насколько чужим был для нее язык этой поэзии. Когда я и Майкл в первый раз встретились с ней, мы оба были очень признательны ей за то, что она согласилась стать частью фильма».
  • Котийяр рассказывает, что играть в паре с Фассбендером было легко, потому что между ними моментально возникло взаимопонимание. «Иногда встречаешь кого-то, и возникает чувство, будто вы знакомы всю жизнь, – объясняет актриса. – Именно такое чувство я испытала с Майклом. Он творческий и изобретательный, но его изобретательность никогда не идет в сторону упрощения. Каждый день он удивлял меня».
  • «Думаю, что в финале у вас возникнет довольно сильная эмпатия и к Макбету, и к Леди Макбет, – замечает Гастингс-Смит. – Очевидно, что они творят ужасные вещи, но такое может случиться и с хорошими людьми. Думаю, в этом фильме вы прочувствуете и поймете эту трагедию по-человечески».
  • Когда актеры на главные роли были найдены, внимание создателей фильма переключилось на окружение Макбета. «На эти роли мы хотели выбрать людей того же типажа – людей-воинов – рассказывает Каннинг о кастинге ключевых ролей Макдуфа и Банко. – Шон Харрис и Падди Консидайн как нельзя лучше подошли для того, чтобы показать внутренний мир солдата, и я думаю, нам удалось поставить фигуры Макдуфа и Банко в центр нашей истории, что обычно не удается в театральных постановках пьесы».
  • Сам Консидайн описывает своего Банко, как «преданного и честного парня»: «Он выглядит неподкупным малым и переживает огромный внутренний конфликт, наблюдая слабость своего друга. Он меньше, чем Макбет обеспокоен предсказаниями, но видя перемены в друге, он задумывается и о его мотивах».
  • Отдельное удовольствие Консидайну доставила работа с Лохланном Харрисом, исполнившим роль сына Банко – Флинса. «Работать с Лохланном было одно удовольствие, – рассказывает он. – Джастин показал мне огромное количество различных проб, и я никак не мог понять, зачем он просит моей помощи, но как только я увидел Лохланна, стало понятно, что он сильно выделяется среди остальных: его внешность, рефлексы, в нём было всё то, что нужно».
  • Фильм снимался в течение 7 недель – всего было 36 съёмочных дней. Все съемки происходили на натуре, только 6 съемочных дней прошли в интерьерах. «Всё это делалось для того, чтобы достичь максимальной достоверности, как хотел наш режиссер,– рассказывает Гастингс-Смит. – Джастин хотел создать достоверный мир, в который было бы легко поверить, в котором бы прослеживалась логика, и он представлял его как своеобразный вестерн. Суровость мира, в котором существует Макбет, делает ландшафт одним из героев фильма, поэтому так важно было снимать на натуре». Курзель рассказывает: «Решение снимать на натуре было взвешенным, но оно принесло с собой и множество задач. Но что это решение действительно дало, так это некую основу, чувство реальности и связанности ландшафта с текстом и ходом действия, что, я надеюсь, вы сможете сами ощутить в фильме. Мы получили такую «заземленность», которая, как мне кажется, достаточно необычна для поэтического текста и для повествования».
  • Съемки вообще ставили перед группой множество задач, и на одном из первых мест были съемки на натуре холодными зимними месяцами. «Был такой момент во время съемок, когда мы почувствовали, что так или иначе нас оценивает сам Уильям Шекспир, – смеется Каннинг. – Он либо таким образом поддерживал нас, следя за тем, чтобы у нас была правильная погода для всех сцен, происходящих в шторм – и мы снимали эти сцены, пока вся Британия отмечала самую ужасную погоду всех времен, – либо, возможно, он таким образом пытался удержать нас в гримерных и остановить съемки. Скоро увидим!»
  • В фильме есть сцена битвы, которая в сценарии занимает 10 страниц. «Это возможность, которую предоставляет кино, и которой нет в театре, – объясняет Каннинг. – Обычно эта битва передается через монолог Банко простым описанием и никогда не показывается. А для нашей истории было очень важно свести наших героев на поле брани, и уже оттуда проследить дальше за тем, как развиваются их судьбы, что на них влияет вдали от войны». Во время этой съемки Курзель решил показать битву глазами главных героев, а также с точки зрения трех ведьм, которые находятся в центре событий первых сцен, сообщая Макбету свои предсказания, которые будут властвовать над его мыслями до конца повествования. Эта сцена снималась одной из первых. «Там всё довольно концентрировано и мы сразу приступили к съемкам, – отмечает Курзель. – Мы больше фокусировались на основных идеях, чем на фактуре войны и последовательном описании. Мы даем зрителю возможность взглянуть на разные события, которые происходили во время битвы. И мы скорее показываем происходящее глазами Макбета, и то, как оно на него влияет».
  • В фильме была задействована целая армия людей, занимающихся историческими реконструкциями, которые должны были обеспечить правдоподобность и натуральность сценам битвы. Курзель рассказывает: «Эти парни тратили свои выходные на реконструкции, и их преданность и страсть по отношению к своему занятию и к тому, что их просили делать для фильма, просто восхищают». «Я думаю, двое не вернулись с поля боя, – шутит Фассбендер. – Из всех воинов, принявших участие в битве, мы потеряли лишь двоих – они заболели. Множество людей носилось вокруг без маек, и на это было больно смотреть, потому что я даже не могу передать, какой стоял холод: это был конец января, и на нас обрушились и ливень, и наводнение. У нас была команда совершенно восхитительных людей».
  • Одной из ключевых тем, которую пытались раскрыть Курзель и его команда, показывая ход битвы и исследуя ее отголоски, была идея о посттравматическом стрессе и о том, как он сказался на рассудке Макбета.
  • «Джастин обнаружил, что мой герой страдал посттравматическим стрессовым расстройством, – рассказывает Фассбендер. – Поэтому у него появляются галлюцинации, и он испытывает какое-то подобие психоза. Это отсылает нас прямо к сцене банкета, в которой Макбет говорит сам себе: «Друзья, не беспокойтесь. Нисколько не серьезен мой недуг, и близкие привыкли». Очевидно, что этот человек был болен и до событий пьесы, так что я решил, что это важный ключ к внутреннему миру героя, к тому, что происходит у него в голове». «Обычно к «Макбету» подходят с точки зрения двух героев, которые хотели получить нечто большее, – объясняет Курзель. – А я подумал, что было бы интересно снять фильм-наблюдение за этими двоими, пытающимися заполнить какую-то пустоту, порожденную скорбью или чем бы то ни было иным». Он продолжает: «Макбет – просто изнуренный солдат, страдающий от последствий какой-то душевной травмы. Мы также допускаем, что в их с Леди Макбет жизни уже случались какие-то потери. Это становится очень интересно в той части, которая связана с пророчествами и убийством короля; происходит освобождение этих двух героев в том смысле, что они оказываются способны действовать сообща как пара».
  • Помимо прочего, в образе Макбета как сломленного воина важно то, как это состояние влияет на его отношения с женой. Каннинг отмечает: «Что еще нам понравилось в этой истории – это то, как Леди Макбет пришлось справляться с мужем, вернувшимся с войны и оказавшимся лишь осколком того человека, который уходил от нее на войну. Поле брани изменило его. И это добавляет сложности в их отношения». Котийяр плотно работала с Фассбендером, чтобы уловить динамику в отношениях между Леди Макбет и ее супругом. «Майкл и Марион вложили в своих героев всю душу, – говорит Курзель, – и они успели проделать грандиозную работу еще до начала съемок».
  • Для Гастингс-Смит очень важно то, что визуальное решение картины идеально сочетается с заданной тематикой. «Там во всем есть некая логика, всё стоит на своих местах, и вам верится, что это всё настоящее – и место, и время».
  • Фиона Кромби, художник-постановщик, рассказывает, что заданием Курзеля было создать обжитой мир и в то же время неуловимо знакомый современной аудитории, несмотря на давность описываемых событий. «Мы не хотели делать всё слишком уж позолоченным, – объясняет она. – Основным импульсом было убедиться в том, что этот мир близок человеческому опыту таким, каким мы его создали».
  • Курзель хотел уважительно отнестись к исторической правде. «Мы постарались быть максимально дотошными в изображении Шотландии XVII века, – рассказывает Кромби. – Мы знали, как должны выглядеть вещи, и были удивлены, открывая для себя какие-то неожиданные факты. То, как выглядит Инвернесс в нашей картине недалеко от того, как всё было в действительности». Кромби говорит, что она обычно старается наполнить картину максимальным количеством деталей. «Мне нравится делать декорацию «максимально одетой», потому что я привыкла работать именно так. Думаю, что такой подход помогает всем. Я давно работаю с Джастином, и мы отлично сработались».
  • С художником по декорациям Элис Фелтон Кромби прошла «огонь, воду и медные трубы». «Какие элементы мы могли бы еще добавить в этот мир, чтобы он не выглядел бескровным?» – спрашивает Кромби. – «Мы хотим, чтобы место съемок выглядело так, будто люди приходят туда в грязных ботинках, и будто это место всё так и дышит историей, хотя мы и притащили всю декорацию туда всего три недели назад». Съемки проходят в соборе города Или, который выступает дублером Дунсинана. «Мы приехали сюда очень рано, и я сразу почувствовала, что в этом месте есть что-то особенное, – объясняет Кромби. – Здесь, конечно, невероятно красиво, но что мне особенно нравится – это какое-то несовершенство во всем. Стены часто несимметричны, пол часто неровный, так что там во всем виден некий хаос».
  • В целом расчет делался на то, что эта жестокая и мрачная постановка «Макбета» поможет новому поколению зрителей принять близко к сердцу трагическую историю Шекспира. Каннинг замечает: «Мы хотели показать эти события очень реалистичными, такими, какими они могли бы случиться здесь и сейчас. Эти персонажи могли бы жить сегодня и творить свои злодеяния. Нам бы не хотелось, чтобы после просмотра нашего фильма у зрителя возникало ощущение, что он увидел нечто, что мог бы увидеть где-то еще.И это будет очень кинематографично. Это фильм, который заставит вас подпрыгивать на краешке зрительского кресла. Надеюсь, что достаточно молодые актеры, задействованные в картине, привлекут более широкую аудиторию, нежели обычно привлекают фильмы, снятые по Шекспиру». Гастингс-Смит добавляет: «Это не та пьеса, которую вы можете посмотреть в театре или прочитать в книге. Это настоящее кино, снятое для просмотра в кинотеатре».
  • Ошибки в фильме

  • В сцене, когда Макбет и леди Макбет остаются одни, его корона резко меняет свое положение при смене кадра.
  • Когда Макбет кладет кинжал на грудь молодого воина, он помещает руку мертвеца сверху на лезвие. В следующем кадре рука лежит на груди ниже кинжала.
  • Когда первый раз на общем плане показывают, как Макбет идет к ведьмам, на его ногах, которые предположительно должны быть босыми, видны прозрачные носки.
  • Оформить подписку